Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровизация в сфере культуры / государственная политика / государственная политика в сфере культуры / учреждения культуры / проблемы цифровизации / правовое регулирование процессов цифровизации в сфере культуры / digitalization / digitalization in the field of culture / state policy / state policy in the field of culture / cultural institutions / problems of digitalization / legal regulation of digitalization processes in the field of culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артем Олегович Прончатов

В статье проанализировано нормативно-правовое обеспечение процесса реализации государственной политики в сфере цифровизации. Представлены общегосударственные источники, регулирующие важность внедрения цифровых программ в государственном управлении. Автором рассмотрены стадии правового регулирования и становления процессов цифровизации в сфере культуры. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие работу учреждений культуры, по цифровизации различных процессов. Выявлены основные проблемы, сопровождающие реализацию государственной политики в данной сфере. Автор выделил основные недостатки в системе управления культурой, которые затрудняют внедрение цифровых технологий. Подчеркнута важность комплексности решения проблемы цифровизации вне зависимости от финансовой обеспеченности учреждения культуры. Приведены данные опроса, проведенного автором среди работников учреждений культуры и выявляющего их отношение к проблемам, возникающим в процессе цифровизации. В опросе акцент сделан на нехватку специалистов, поддерживающих цифровые процессы в учреждении культуры на должном уровне. Указывается на фундаментальную проблему обновления программного обеспечения все более новых технологий, что затрудняет сам процесс внедрения цифровизации в культурной сфере. В связи с этим представлены различные исследовательские подходы к изучению государственной политики в аспекте цифровизации в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF CULTURE IN MODERN TIMES

The author considers the stages of legal regulation and the formation of digitalization processes in the field of culture as a state policy. The main normative legal acts regulating the work of cultural institutions on digitalization of various processes are analyzed. The main problems accompanying the implementation of state policy in this area are identified. The data of the survey conducted by the author among employees of cultural institutions and revealing their attitude to the problems arising in the process of digitalization are presented. Various research approaches to the study of public policy in the aspect of digitalization in the field of culture are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ»

Научная статья

УДК 316.7

ББК 60.523

П 78

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-85-91

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

(Рецензирована)

Артем Олегович Прончатов

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар,

Россия

proart87@mail.ru.

Аннотация.В статье проанализировано нормативно-правовое обеспечение процесса реализации государственной политики в сфере цифровизации. Представлены общегосударственные источники, регулирующие важность внедрения цифровых программ в государственном управлении. Автором рассмотрены стадии правового регулирования и становления процессов цифровизации в сфере культуры. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие работу учреждений культуры, по цифровизации различных процессов. Выявлены основные проблемы, сопровождающие реализацию государственной политики в данной сфере. Автор выделил основные недостатки в системе управления культурой, которые затрудняют внедрение цифровых технологий. Подчеркнута важность комплексности решения проблемы цифровизации вне зависимости от финансовой обеспеченности учреждения культуры. Приведены данные опроса, проведенного автором среди работников учреждений культуры и выявляющего их отношение к проблемам, возникающим в процессе цифро-визации. В опросе акцент сделан на нехватку специалистов, поддерживающих цифровые процессы в учреждении культуры на должном уровне. Указывается на фундаментальную проблему обновления программного обеспечения все более новых технологий, что затрудняет сам процесс внедрения цифровизации в культурной сфере. В связи с этим представлены различные исследовательские подходы к изучению государственной политики в аспекте цифровизации в сфере культуры.

Ключевые слова: цифровизация, цифровизация в сфере культуры, государственная политика, государственная политика в сфере культуры, учреждения культуры, проблемы цифровизации, правовое регулирование процессов цифро-визации в сфере культуры.

Для цитирования: Прончатов А.О. Проблемы реализации государственной политики цифровизации в области культуры в современное время //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2023. Вып. 1 (314). С. 85-91. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-85-91.

Original Research Paper

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF CULTURE IN MODERN TIMES

Artem O. Pronchatov

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia

proart87@mail.ru.

Abstract. The author considers the stages of legal regulation and the formation of digitalization processes in the field of culture as a state policy. The main normative legal acts regulating the work of cultural institutions on digitalization of various processes are analyzed. The main problems accompanying the implementation of state policy in this area are identified. The data of the survey conducted by the author among employees of cultural institutions and revealing their attitude to the problems arising in the process of digitalization are presented. Various research approaches to the study of public policy in the aspect of digitalization in the field of culture are presented.

Keywords: digitalization, digitalization in the field of culture, state policy, state policy in the field of culture, cultural institutions, problems of digitalization, legal regulation of digitalization processes in the field of culture.

For citation: Pronchatov A.O. Problems of implementation of the state policy of digitalization in the field of culture in modern times // Bulletin of the Adyghe State University. Series Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2023. Iss. 1 (314). pp. 85-91. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-85-91.

Введение. Развитие цифровиза-ции как одного из ведущих направлений государственной политики на современном этапе развития социально-экономической и культурной сферы имеет первостепенное значение в свете принятых в последние годы нормативно-правовых актов, таких как федеральная целевая программа «Электронная Россия (20022010 годы)» [1], распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р, где была одобрена «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (далее - Концепция) [2], федеральная целевая программа «Электронная Россия (2010-2025 годы)» [3], «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [4], государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» [5], указ Президента РФ от

24.12.2014 № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» [6], федеральный проект «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»)» [7].

Конкретизация направлений государственной политики в аспекте цифровизации сферы культуры раскрывается в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8]. Этот документ намечает исполнение следующих мероприятий, планируемых к реализации в ближайшие годы в Российской Федерации: создание виртуальных концертных залов; оцифрование и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников; создание платформы мультимедиа-гидов;

увеличение охвата автоматизированной информационной системой (АИС) «Культурный регион»; разработка платформы управления онлайн-трансляциями на основе личного кабинета учреждения культуры на портале «Культура.РФ» и другие.

Методологическую основу исследования составили следующие методы: анализ, посредством которого были рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования цифровизации в сфере культуры; анкетирование, позволившее выявить актуальные проблемы реализации государственной политики в сфере цифровизации культуры.

Результаты и обсуждение. Государственная политика в сфере культуры понимается как «регулирование сферы культуры при принятии управленческих решений по вопросам, относящимся к культурному развитию общества, государства, регионов страны» [9; 187]. Между тем регулирование культурной политики государства в аспекте необходимости цифровизации сферы культуры, по мнению некоторых специалистов, остается на недостаточном уровне, что доказывается рядом социологических исследований [10].

Помимо общих проблем в реализации государственной культурной политики, таких как: недофинансирование сферы культуры, отсутствие единой государственной культурной политики, нехватка квалифицированных кадров в сфере культуры и низкий престиж профессий, крайне низкие заработные платы работников учреждений культуры, важнейшей проблемой, выделенной экспертами, является неравный доступ к культуре разных групп населения и регионов, отсутствие единой национальной идеи, объединяющей все слои общества, несоразмерность и диспропорции в развитии культурных учреждений в разных территориях. К примеру, те учреждения, которые относительно

благополучны по своей доступности населению, получают финансирование, а учреждения, испытывающие крайнюю недостаточность в посетителях и активности в реализации проектов, лишены этого субсидирования [10].

Непосредственной и наиболее фундаментальной проблемой в реализации мероприятий по цифрови-зации эксперты назвали отсутствие комплексного подхода к цифровому развитию сферы культуры. Исследователи указали, что «это происходит вследствие разрыва между регионами (и даже муниципальными образованиями) по уровню развития ИТ-технологий и уровню цифровой грамотности сотрудников организаций культуры. Эта проблема остро проявилась в 2020 г., когда в весенний период учреждения культуры были вынуждены массово перестраиваться на онлайн-взаимодействие с аудиторией» [11; 201].

В рамках данного исследования был проведен опрос руководителей и работников учреждений культуры Краснодарского края, направленный на выявление проблем в реализации государственной политики в сфере цифровизации культуры. В опросе принимали участие 50 респондентов. Опрошенным было задано несколько вопросов по различным проблемам в исполнении целей и задач информационно-коммуникационного обеспечения процессов учреждений культуры. В итоге проведенного опроса были получены результаты, отраженные в таблице 1.

Как видно из результатов опроса, основной проблемой является финансирование цифровых и информационно-коммуникационных мероприятий. С этим согласны 64% опрошенных. Из них данный вид ответа выбрали все руководители учреждений культуры, 42% респондентов указали на то, что в их учреждении отсутствуют специалисты, которые могли бы реализовать мероприятия по цифровизации, а значит, учреждение вынуждено

Таблица 1. Проблемы в реализации государственной политики в сфере цифровизации культуры в Российской Федерации

Проблемы реализации % Место

Проблемы с финансированием процессов цифровизации 64% 1

Отсутствие специалистов, владеющих цифровыми технологиями 42% 2

Недостаточность информированности о процессах цифровизации в сфере культуры 34% 3

Отсутствие ясности в механизмах реализации мероприятий по цифровизации 28% 4

Отсутствие конкретизации в распределении функциональных обязанностей работников учреждений культуры по исполнению целей цифровизации 26% 5

Нехватка материально-технических и кадровых ресурсов по исполнению целей цифровизации в сельской местности 22% 6

приглашать 1Т-специалистов, способных устранить п-облемь^а это в ввоюочыредь сопровождаете- необходимостью опллты их трода, ото вызывает дополни ельные проблемы для руководителей учреждений культуры.

На третьем месте по значимости выделенных специалистами п облем опрошенные назвали недостаточность информированности о процессах цифровизации в сфере культуры (34% респондентов). И если руководители учреждений культуры осведомлены о характере проводимой государственной политики в сфере цифровизации, то рядовые работники могут назвать не более 2-3 мероприятий, относящихся к цифровизации - «виртуальный концертный зал», «виртуальный музей», «мультимедиа-гиды». С остальными цифровыми направлениями в сфере культуры опрошенные практически не знакомы.

На вопрос: «Знакомы ли Вы с механизмами реализации мероприятий по цифровизации сферы культуры?», 28% опрошенных определенно ответили «нет», 18% знакомы с этими механизмами (руководители), остальные затруднились с ответом. Эта проблема занимает четвертое место по значимости среди остальных проблем цифровизации в сфере культуры.

2ТХо охрошенных работнтков учтыждений культуры не смовли оы-ветиньна вохрос отим, чьи функ-ционалтныв оОязанности воодив реал зац я мероприятий по исполнению целей и задач цифровизации.

Отсутствие конкретизации в распределении функциональных обязанностей работников учреждений культуры по подготовке и проведению мероприятий, связанных с цифровизацией, как один из ответов респондентов - работников учреждений культуры - был популярен у 26% опрошенных. Из ответов стало очевидно, что реализация государственной политики по циф-ровизации учреждений культуры не конкретизирована на низовом уровне, так как рядовые работники учреждений не совсем понимают, в чьи обязанности входят те или иные функциональные обязанности, например, кто из сотрудников музея наполняет содержанием тот или иной мультимедиа-гид по музею. Очевидно, что выставки музеев постоянно меняются, а мультимедиа-гид требует постоянного обновления. Между тем у музейных работников существуют стандартные нормативные документы по определению их функциональных обязанностей, в содержание которых на современном этапе в большинстве случаев не входит выполнение задач по

обновлению содержания виртуальных или других мероприятий, связанных с новыми обязанностями. И, безусловно, эта проблема должна решаться не только на уровне деятельности конкретных музеев или иных учреждений культуры, но и требует уточнения норм внутренних правовых актов по определению функциональных обязанностей работников на уровне деятельности Министерств культуры субъектов Российской Федерации.

На последнем месте по частоте ответов находится проблема нехватки материально-технических и кадровых ресурсов по исполнению целей цифровизации в сельской местности. Так считают 22% респондентов. Безусловно, цифро-визация как процесс требует совершенно иных профессиональных компетенций, так как даже обслуживание виртуального концертного зала требует достаточно сложных современных технических компетенций. Ведение отчетности в цифровом формате также означает необходимость владения сотрудниками учреждений культуры информационными знаниями и умениями, при этом последние постоянно усложняются. Очевидно, что на уровне выполнения таких функциональных обязанностей, к примеру, в сельской местности, повседневная деятельность будет требовать как от руководителей, так и рядовых сотрудников учреждений культуры владения достаточно сложными профессиональными информационно-техническими навыками. И хотя такая работа по повышению квалификации среди

работников учреждений культуры постоянно проводится, однако изменения в цифровых платформах происходят довольно часто, что затрудняет выполнение такой деятельности ежедневно.

Заключение. Таким образом, проблемы реализации государственной политики цифровизации в области культуры в современное время не связаны с нормативно-правовым регулированием этих процессов (так как на сегодняшний момент сформирована достаточно системная законодательная база нормативных актов, регулирующих политику цифровизации в Российской Федерации), а вытекают из повседневной деятельности учреждений культуры. Эксперты и специалисты в сфере культурной политики указывают на ряд фундаментальных проблем в претворении идей цифровизации культурных процессов, важнейшей из которых является недостаточность финансирования мероприятий в этой сфере. Помимо указанной проблемы, проведенное исследование выявило и ряд других аспектов, среди которых можно назвать: недостаток в квалифицированных специалистах, обслуживающих данные мероприятия, неясность функциональных обязанностей, слабая информированность работников учреждений культуры о смысле и содержании цифровизации. Решение выявленных проблем государственной культурной политики на низовом уровне позволит реализовать процесс цифровизации в сфере культуры более эффективно.

Примечания:

1. Цифровое государство: проблемы построения: доклад на Междунар. конф. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. (дата обращения: 21.11.2022).

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р. URL: www.consultant.ru / (дата обращения: 21.11.2022).

2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ). URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2022).

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ от 7.02.2008 № Пр-212 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2022).

4. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ). URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения - 21.11.2022).

5. Об утверждении основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172706/ (дата обращения: 21.11.2022).

6. Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»): федер. проект утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Культура» от 21 декабря 2018 г. № 2 (дата реализации 2019-2024 г.). URL: https://spendmg.gov.ru/npZA/ fp/A3/budget/?year=2020 (дата обращения: 21.11.2022).

7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200 (дата обращения: 21.11.2022).

8. Фотина Л.В., Медведева С.Н Культурная политика: концепции и понятия // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: междунар. сб. науч. ст. / под общ. ред. Л.В. Фотиной. М.: Макс-пресс, 2019. С. 187-194.

9. Крыштановская О.В., Комарова А.А., Захаров М.Ю. Проблемы государственного регулирования культурной деятельности в России: взгляд экспертов // Вестник университета. 2019. № 1. С. 163-170.

10. Зорина М.А., Кочерова А.И. Проблемы реализации государственной политики в сфере культуры в свердловской области // Дневник науки. 2021. № 8 (56).

References:

1. "Digital state: problems of construction": report at the International Conference. - URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp. (date of access: 21.11.2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 06.05.2008 No. 632-r "The concept of the formation of electronic government in the Russian Federation until 2010" // www.consultant.ru / (date of access: 21.11.2022).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of January 28, 2002 No. 65 "On the federal target program "Electronic Russia (2002-2010)" // Official Internet Portal of Legal Information (GSPI). - URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 21.11.2022).

4. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation dated February 7, 2008 No. Pr-212 // Official Internet Portal of Legal Information (GSPI) http://www. pravo.gov.ru (accessed on November 21, 2022).

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 20, 2010 No. 1815-r "On the State Program of the Russian Federation "Information Society (20112020)" // Official Internet Portal of Legal Information (GSPI) http://www.pravo. gov. ru (date of access: 21.11.2022).

6. On the approval of the foundations of the state cultural policy: Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (date of access: 21.11.2022).

7. Digitalization of services and the formation of information space in the field of culture ("Digital Culture"): Federal project was approved by the minutes of the meeting of the project committee for the national project of "Culture" dated December 21, 2018

No. 2 (implementation date 2019-2024) // URL: https://spending.gov.ru/np/A/fp/A3 / budget/?year=2020 (date of access: 21.11.2022).

8. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 / - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200 (date of access: 21.11.2022).

9. Fotina L.V., Medvedeva S.N. Cultural policy: conceptions and concepts // Issues of the public administration system improvement in modern Russia: International collection of scientific articles / general ed. by L.V. Fotina. Moscow: Max-press, 2019. P. 187-194.

10. Kryshtanovskaya O.V., Komarova A.A., Zakharov M.Yu. Public administration of cultural sphere in Russia: expert view // Bulletin of the University. 2019. No. 1. P. 163-170.

11. Zorina M.A., Kocherova A.I. Problems of implementation of the state policy in the sphere of culture in the Sverdlovsk region // Diary of Science. 2021. No. 8 (56).

Статья поступила в редакцию 11.12.2022; одобрена после рецензирования 28.12.2022; принята к публикации 30.12.2022.

The paper was submitted 11.12.2022; approved after reviewing 28.12.2022; accepted for publication 30.12.2022.

© А.О. Прончатов, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.