Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ'

СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ДИДЖИТИЗАЦИЯ (DIGITIZATION) / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ / ОЦИФРОВКА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прончатов А. О.

В статье рассмотрены понятия: «цифровизация», «цифровизация в сфере культуры». Проведен семантико-этимологический анализ термина цифровизации, выявлены различия в понимании цифровизации в зарубежной и отечественной науке. Автором предпринята попытка осуществить систематизацию методологических подходов к исследованию цифровизации в культурной сфере. Проанализированы технологический, инфраструктурный, парадигмальный, регионально-сетевой, инновационный, глобалистский и экономический методологические подходы, примененные исследователями при изучении инновационных процессов, осуществляющихся в процессе оцифровки объектов литературы и искусства, а также мероприятий в управлении учреждениями культуры. Исследователем указаны на противоречия в современном употреблении изучаемого термина. Актуальными представляются уточнение самого понятия «цифровизация» и интеграция различных методологических подходов к его исследованию. В результате проведенного исследования было установлено, что цифровизация как оцифровка произведений искусства и культуры, создает условия для расширения управленческих возможностей учреждений культуры. Ее технико-технологическая природа фундирует новые социокультурные практики, которые в условиях информационного общества усиливают ментальные трансформации современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Прончатов А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF CULTURE: METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY

The article discusses the concept of “digitalization”, “digitalization in the field of culture”. The semantic and etymological analysis of the term is carried out, differences in the understanding of digitalization in foreign and domestic science are revealed. The author attempts to systematize methodological approaches to the study of digitalization in the cultural sphere. The technological, infrastructural, paradigmatic, regional-network, “innovative”, globalistic and economic methodological approaches applied by researchers in the study of innovative processes carried out in the process of digitization of objects of literature and art, as well as in the management of cultural institutions, are analyzed. The researcher points out the contradictions in the modern use of the term under study. The clarification of the concept of “digitalization” and the integration of various methodological approaches to its study seems relevant. The study made shows that digitalization as a "digitization" of works of art and culture creates the conditions for expanding the managerial capabilities of cultural institutions. Its technological nature gives reason to new sociocultural practices, which in the conditions of the information society strengthen the mental transformations of modern society

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ»

Научная статья УДК 316.774:008 ББК 60.524.224.56:71 П 81

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-3-304-85-92

СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ИЗУЧЕНИЮ

(Рецензирована) Артем Олегович Прончатов

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия proart87@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены понятия: «цифровизация», «цифровиза-ция в сфере культуры». Проведен семантико-этимологический анализ термина цифровизации, выявлены различия в понимании цифровизации в зарубежной и отечественной науке. Автором предпринята попытка осуществить систематизацию методологических подходов к исследованию цифровизации в культурной сфере. Проанализированы технологический, инфраструктурный, парадигмаль-ный, регионально-сетевой, инновационный, глобалистский и экономический методологические подходы, примененные исследователями при изучении инновационных процессов, осуществляющихся в процессе оцифровки объектов литературы и искусства, а также мероприятий в управлении учреждениями культуры. Исследователем указаны на противоречия в современном употреблении изучаемого термина. Актуальными представляются уточнение самого понятия «цифровизация» и интеграция различных методологических подходов к его исследованию. В результате проведенного исследования было установлено, что цифровизация как оцифровка произведений искусства и культуры, создает условия для расширения управленческих возможностей учреждений культуры. Ее технико-технологическая природа фундирует новые социокультурные практики, которые в условиях информационного общества усиливают ментальные трансформации современного общества.

Ключевые слова: цифровизация, цифровизация в сфере культуры, диджи-тизация (digitization), диджитализация, оцифровка, виртуальная реальность, методологический подход.

Для цитирования: Прончатов А.О. Содержание цифровизации в сфере культуры: методологические подходы к изучению // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 3 (304). C. 85-92. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-3-304-85-92.

Original Research Paper

THE CONTENT OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF CULTURE: METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY

Artem O. Pronchatov

Department of History, Cultural Studies and Museology. Krasnodar State

Institute of Culture, Krasnodar, Russia

proart87@mail.ru

Abstract. The article discusses the concept of "digitalization", "digitalization in the field of culture". The semantic and etymological analysis of the term is carried out, differences in the understanding of digitalization in foreign and domestic science are revealed. The author attempts to systematize methodological approaches to the study of digitalization in the cultural sphere. The technological, infrastructural, paradigmatic, regional-network, "innovative", globalistic and economic methodological approaches applied by researchers in the study of innovative processes carried out in the process of digitization of objects of literature and art, as well as in the management of cultural institutions, are analyzed. The researcher points out the contradictions in the modern use of the term under study. The clarification of the concept of "digitalization" and the integration of various methodological approaches to its study seems relevant. The study made shows that digitalization as a «digitization» of works of art and culture creates the conditions for expanding the managerial capabilities of cultural institutions. Its technological nature gives reason to new sociocultural practices, which in the conditions of the information society strengthen the mental transformations of modern society.

Keywords: digitalization, digitalization in the sphere of culture, digitization, virtual reality, methodological approach.

For citation: Pronchatov A.O. The content of digitalization in the field of culture: methodological approaches to the study // Bulletin of Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies». 2022. No. 3 (304). P. 85-92. DOI: 10.53598/2410-3691-2022-3-304-85-92.

Введение. В сфере экономики любой прогресс на современном этапе невозможен без внедрения инновационных нововведений, в том числе и применения цифровых технологий. Однако скорость общественного развития не может не зависеть от синхронности технологических процессов, происходящих не только в экономической и промышленной сферах, но и в гуманитарной области - образовании, науке и культуре. В последние годы для Российской Федерации цифровое инновационное развитие в сфере культуры также стало приоритетным, что отражено в ряде нормативно-правовых

документов. Так, национальный проект «Культура», реализуемый с 2019 по 2024 гг., предполагает выделение 107 227 810 рублей [1], в том числе и на внедрение цифровых технологий, которые позволят увеличить количество обращений посетителей сайтов учреждений культуры, виртуальных музеев и концертных залов. Эта цель предусмотрена в Федеральном проекте «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»)» [2].

Научный интерес к проблеме цифровизации в сфере культуры объясняется тем, что, несмотря на

достаточно высокий уровень ее изученности в экономической и IT-сфере, в гуманитарной сфере дид-житализация представляет собой малоисследованное явление, так как наблюдается путаница в использовании термина. К примеру, зачастую цифровизация понимается как явление оцифровки произведений искусства и культуры, а часть исследователей, употребляя рассматриваемый термин, имеют в виду цифровой процесс управления статистическими данными в культурной сфере или проблемами менеджмента с помощью компьютерных технологий.

Федеральный проект «Цифровая культура» (2019-2024) использует термин «цифровизация» в отношении сферы «услуг и формирования информационного пространства в сфере культуры» [3].

Сложности в изучении процессов цифровизации в культурной сфере обусловлены и тем количеством научных методологических подходов, с помощью которых исследователи пытаются систематизировать данные в IT-сфере, касающиеся искусства и культуры.

В переводе с латинского слово «цифровизация» (digitization) означает «цифровка - процесс перехода от аналоговой формы к цифровой» [4]. Исследователем В.И. Игнатьевым особо обращается внимание на изначально присутствующие два смысла термина, определяющие раз-нонаправленность этого явления. С одной стороны, цифровизация (digitization, оцифровка) - понятие, которое означает, с одной стороны, «изначальное создание нового продукта в цифровой форме», с другой стороны, это «процесс использования компьютерных средств и технологий» [5; 4].

Обсуждение. Автор Ц. Гао отражает узкий подход к цифровиза-ции, он считает, что «цифра» - это «технология обработки так называемых больших данных (big data)» [6; 5]. Мы не можем согласиться с

таким подходом, так как очевидно, что цифровизация далеко пересекла рамки лишь одного процесса оцифровки, это глобальное движение не только в экономике, но и в гуманитарной сфере, охватывающее целый ряд мероприятий, связанных с переводом культурных артефактов и предоставлением ряда услуг в цифровой форме.

Исследователи Л.Н. Данилова, Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин и А.М. Ходырев с позиций семантико-этимологического подхода акцентируют внимание на том, что цифрови-зация как процесс складывалась из двух близких терминов: диджитиза-ция (digitization) и диджитализация (digitalization) [7]. В одном случае термин диджитизация (digitization) использовался в довольно узком смысле, когда осуществлялся перевод - оцифровка культурных объектов, что позволяло получать к ним достаточно легкий и быстрый доступ, имеющий эргономичный характер. Во втором случае - диджита-лизация (digitalization) как термин имел значение, использующееся в процессе государственного или иного управления статистическими данными и как механизм управления в культурной сфере с помощью компьютерных технологий.

Большинство авторов (А.М. Левин, В.Г. Халин, Г.В. Чернова и др.) рассматривают цифровизацию лишь как технологический процесс, который предполагает сокращение количества ручных операций и имеет форму компьютерного перевода информации в цифровую форму. Этот подход можно условно назвать технологическим. Авторы М.С. Абрашкин и А.А. Вершинин отражают этот подход следующим образом: «Во-первых, снижение издержек обращения за счет компьютеризации, во-вторых, повышение производительности труда за счет роботизации и, в-третьих, появление новых рынков сбыта» [8; 6]. Этот подход в основе имеет целью описание тех цифровых технологий,

которые и составляют содержание перемен, происходящих в процессе цифровизации. Исследователь перечисляет те технологии, которые и составляют процессы цифровиза-ции: «цифровое проектирование и моделирование (CAD), математическое моделирование, компьютерные и суперкомпьютерные инжиниринг (CAE, HPC) и оптимизация (CAO), технологическая подготовка производства (CAM) и т.д.» [9; 2SS].

Все большее количество зарубежных и российских исследователей (Т.В. Никуленко, Е.Б. Ста-риченко, D. Tilson, K. Lyytinen, K. S0rensen и др.) склоняются к инфраструктурному подходу, который подчеркивает роль цифровизации в структурной перестройке экономической и культурной сфер. Зарубежные авторы D. Tilson, K. Lyytinen и K. S0rensen, разъясняя смысл этого подхода, указывают: цифровизация - это «социотехнический процесс применения цифровых методов в более широком социальном и институциональном контексте, который придает цифровым технологиям инфраструктурный характер» (перевод наш)» [10; 750]. Т.В. Никулина и Е.Б. Стариченко так характеризуют данные перемены: «Это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера. Т.е. можно сделать вывод о том, что развитие Интернета и мобильных коммуникаций является базовой технологией цифровизации» [11; 109]. Этот подход, имея в основе технологичность, расширяет значение цифровизации, вписывая ее в более широкие круги перемен, происходящих в обществе.

Близок к предыдущим двум подходам - технологическому и инфраструктурному - следующий подход, условно названный инновационным.

Исследователями Н.В. Днепровской, А.С. Губченковой, О.А. Чесновой, Л.А. Еникеевой и др. обращается внимание на то, что

цифровизация представляет собой явление, которое расширяет возможности хозяйствующих субъектов в инновационной сфере. Н.В. Днепровская подчеркивает, что «множество информационных технологий и ресурсов, используемых разными субъектами, объединяются в совокупность в качестве единой информационной системы, а также появляется возможность использовать в инновационной деятельности» [12; 13]. А.С. Губченкова, О.А. Чеснова и Л.А. Еникеева считают, что инновационность процессов, осуществляющихся посредством цифровизации, позволяет вывести культурную и образовательную сферу на совершенно иной, более высокий уровень, она дает доселе невиданные возможности в сфере искусства и культуры [13].

Близок к уже названным подходам и так называемый регионально-сетевой подход, который акцентирует внимание на том, что цифровизация позволяет снять проблему географической отдаленности и предоставить потребителям услуг возможность получить доступ к восприятию объектов культуры и искусства, находящихся на значительном удалении, в том числе и за рубежом. Н.В. Василенко пишет: «Цифровизация является значимым фактором технологической эволюции, позволяющим преодолевать производителям территориальные ограничения, снижать трансакционные издержки принятия решений и заключения сделок, развивать новые модели бизнеса, основанные на сетевых эффектах, вовлекать потребителя в процесс создания благ» [14; 86].

Каждый из проанализированных выше подходов имеет в общем смысле технологическую обусловленность, так как обращает внимание на то, что цифровизация позволяет снять ряд проблем, имеющих технический характер. Перечисленные ниже подходы акцентируют внимание на изменение

ментальности человека, вызванное процессами цифровизации.

К ним можно отнести так называемый парадигмальный подход, представленный в исследованиях А.Н. Бедова, С.Б. Кожевниковой и Г.А. Ермоленко. Так, А.Н. Бедов считает, что «цифровизация - это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом. И технология здесь - скорее инструмент, чем цель» [15]. Трансформация сознания человека, происходящая через использование специальных компьютерных программ, выводит цифровизацию на совершенно иной уровень, который связан с ментальными изменениями, происходящими в социуме.

И.И. Горлова, А.Л. Зорина и А.В. Крюкова эти ментальные изменения связывают с глобальной трансформацией культуры в целом. Поэтому данный подход можно обозначить как глобалистский [16]. Авторы связывают процессы циф-ровизации с так называемым ме-гатрендом: «Мегатренд - это имеющая глобальное распространение тенденция, зародившаяся в определенной сфере общественной жизни, достаточно серьезно преобразившая ее и постепенно распространившая свое устойчивое преобразующее и расширяющееся влияние на все другие области социальной практики» [16; 22].

Часть исследователей (И.Б. Шаповалова, А.И. Черных и др.) обосновывают экономический подход к изучению последствий цифрови-зации. Они считают, что в основе этого процесса лежит экономическая целесообразность: «Среди основных вызовов в области культуры можно отметить финансовые потери. Это во многом обусловило стремление к скорейшему переходу учреждений искусства к организации мероприятий с использованием цифровых площадок и применению технологий виртуальной реальности» [17; 50].

Достаточно много исследователей считают, что цифровизация в сфере культуры была обусловлена и ускорена только распространением пандемии COVID-19. Д.В. Колесник и А.И. Нафикова подчеркивают: «Под руководством ЮНЕСКО было организовано глобальное движение ResiliArt, цель которого - объединить усилия для поддержки работников искусства и обеспечить всеобщий доступ к культуре в период пандемии».

Результаты. В 72 странах мира были проведены мероприятия, направленные на привлечение внимания к проблемам цифровизации в сфере культуры и искусства различных учреждений: библиотек, музеев, архивов [18; 115]. Однако, на наш взгляд, пандемия лишь ускорила, а не обусловила цифровизацию в сфере культуры, так как этот процесс начался задолго до ковидных ограничений.

Заключение. Итогом проведенного анализа стали выводы о том, что цифровизация в культурной сфере представляет собой достаточно сложный и разветвленный процесс, связанный как с непосредственными мероприятиями по оцифровке произведений и книг, так и с управленческими целями по улучшению взаимодействия с потребителями услуг в сфере искусства и культуры. Сложность формулирования определения цифровизации в культурной сфере обусловлена противоречивостью методологических подходов, представленных в науке. Большая часть позиций исследователей связывает цифровизацию с изменением технологических процессов, происходящих в культуре и обществе, поэтому возникли такие подходы, как технологический, инновационный, регионально-сетевой, инфраструктурный. В меньшей степени представлены подходы, стоящие на позиции признания значимости ментальных трансформаций под воздействием цифровизации. К ним

можно отнести парадигмальный, глобалистский подходы. Отдельно выделяются экономический, се-мантико-этимологический подходы или подход на основе признания влияния пандемии на ускорение процессов цифровизации. Тем не менее, при определении значения

цифровизации можно выделить два основных процесса - это оцифровка произведений искусства и культуры и расширение управленческих возможностей учреждений культуры с целью более эргономичного представления широкого круга информации в данной сфере.

Примечания:

1. Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы: приказ Минкультуры России от 01.03.2019 № 229. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rossii-ot-01032019-n-229-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 03.07.2022).

2. Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»): федер. проект утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Культура» от 21 декабря 2018 г. № 2 (дата реализации 2019-2024 г.). URL: https://spending.gov.ru/ np/A/fp/A3/budget/?year=2020 (дата обращения: 03.07.2022).

3. Цифровая экономика Российской Федерации: программа утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4 FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf (дата обращения: 04.07.2022).

4. Collins Dictionary. (n.d.). Definition of 'digitize'. Retrieved December 15, 2021. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/digitize (дата обращения: 03.07.2022).

5. Игнатьев В.И. Информационная перегрузка социальной системы и её социальные последствия // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 3-12.

6. Гао Ц. Влияние цифровизации общества и культуры на перевод // Вестник Московского университета. Сер.: Теория перевода. 2020. № 3. С. 3-25.

7. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей / Л.Н. Данилова, Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин, А.М. Ходырев // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2020. № 2. С. 5-9.

8. Абрашкин М.С., Вершинин А.А. Влияние цифровой экономики на развитие промышленности // Вопросы региональной экономики. 2018. № 1. С. 3-9.

9. Branca T. A. et al. The challenge of digitalization in the steel sector //Metals. 2020. Т. 10. №. 2. С. 2SS.

10.Tilson D., Lyytinen K., Sorensen K. Research Commentary: Digital Infrastructures: The Missing IS Research Agenda // Information Systems Research. 2010. Vol. 21 (4). P. 748-759 (749).

11. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

12. Днепровская Н.В. Формирование инновационной среды цифровой экономики: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2020. 356 с.

13. Губченкова О.А. Проблемы цифровизации сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2019. №4. С. 52-61.

14. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 807 с.

15.Бедов А.Н. Цифровизации образования - внедрение в образовательный процесс / А.Н. Бедов URL: https://infourok.ru/

cifrovizacii-obrazovaniya-vnedrenie-v-obrazovatelniy-process-3371080.html (дата обращения: 30.07.2022).

16. Горлова И.И., Зорин А.Л., Крюков А.В. Цифровизация как мегатренд развития современного общества и ее влияние на сферу культуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 20-37.

17. Шаповалова И.Б., Черных А.И. Цифровизация как направление развития управления сферой культуры и искусства в современных условиях // Инновационная экономика и право. 2022. № 1 (20). С. 49-52.

18. Колесник Д.В., Нафикова А.И. Цифровизация культуры и искусства в период пандемии: значение и последствия // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 5-6 апреля 2022 г) / под общ. ред. Д.А. Погонышева. Ч. 11. Социология. Культурология. Туризм. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2022. С. 114-118.

References:

1. On approval of the activity plan of the Ministry of Culture of the Russian Federation for 2019-2024: Order of the Ministry of Culture of Russia No. 229 dated March 1, 2019. - Text: electronic. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rossii-ot-01032019-n-229-ob-utverzhdenii/ (date of access: 03.07.2022).

2. Digitalization of services and the formation of an information space in the field of culture ("Digital Culture"): Federal project was approved by the minutes of the meeting of the project committee for the national project of «Culture» dated December 21, 2018 No. 2 (implementation date 2019-2024). Text: electronic. - URL: https://spending.gov.ru/np/A/fp/A3/budget/?year=2020 (date of access: 03.07.2022).

3. Digital Economy of the Russian Federation Program. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r. Text: electronic. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4 FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of access: 04.07.2022).

4 Collins Dictionary. (n.d.). Definition of 'digitize'. Retrieved December 15, 2021. - Text: electronic. - URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/ digitize (date of access: 03.07.2022).

5. Ignatyev V.I. Information overload of the social system and its social consequences // Sociological research. 2017. No. 7. P. 3-12.

6. Gao J. The impact of digitalization of culture and society on translation // Bulletin of Moscow University. Ser. 22: Theory of Translation. 2020. No. 3. P. 3-25.

7. Danilova L.N., Ledovskaya T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M. Basic approaches to understanding digitalization and digital values // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. No. 2. P. 5-9.

8. Abrashkin M.S., Vershinin A.A. The impact of the digital economy on industrial development // Problems of regional economy. 2018. No. 1. P. 3-9.

9. Branca T. A. et al. The challenge of digitalization in the steel sector // Metals. 2020.Vol. 10. No. 2. P. 288.

10. Tilson D., Lyytinen K., Sorensen K. Research Commentary: Digital Infrastructures: The Missing IS Research Agenda // Information Systems Research. 2010 Vol. 21(4). P. 748-759 (749).

11. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management // Pedagogical education in Russia. 2018. No. 8. P. 107-113.

12. Dneprovskaya N.V. Formation of the innovative environment of the digital economy: Diss. for the Dr. of Economy degree: 08.00.05 / [Place of dissertation defense: Russian Economic University named after G.V. Plekhanov]. M., 2020. 356 pp.

13. Gubchenkova O.A. Problems of digitalization of the sphere of culture of the Russian Federation // Petersburg Economic Journal. 2019. No. 4. P. 52-61.

14. Digital transformation of the economy and industry: problems and prospects / Ed. by Dr. of Economic sciences, Prof. A.V. Babkin. St. Petersburg: Publishing house of Polytechnical University, 2017. 807 pp.

15. Bedov A.N. Digitalization of education: implementation in the educational process / A.N. Bedov URL: https://infourok.ru/cifrovizacii-obrazovaniya-vnedrenie-v-obrazovatelniy-process-3371080.html (date of access: 30.07.2022).

16. Gorlova I.I., Zorin A.L., Kryukov A.V. Digitalization as a megatrend in the development of modern society and its impact on the sphere of culture // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. 2020. No. 40. P. 20-37.

17. Shapovalova I.B., Chernykh A.I. Digitalization as a direction of development of culture and art management in modern conditions // Innovative Economics and Law. 2022. No. 1 (20). P. 49-52.

18. Kolesnik D.V., Nafikova A.I. Digitalization of culture and art during a pandemic: meaning and consequences // XXIV All-Russian Student Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, April 5-6, 2022) / general ed. by D.A. Pogonyshev. Part 11. Sociology. Culturology. Tourism. Nizhnevartovsk: Publishing house of NVGU, 2022. P. 114-118.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 01.09.2022.

The paper was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 01.09.2022.

© A£>. Прончатов, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.