ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CULTURAL SPHERE
УДК [338 + 004]:351.85 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10054
МАГОМЕДОВ Магомед Низарович
профессор кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
MAGOMEDOV, Magomed Nazarovich
Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
НОСКОВА Надежда Александровна
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
NOSKOVA, Nadezhda Aleksandrovna
Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
ft
Аннотация.
С развитием и углублением процессов глобализации во всем мире цифрови-зация в сфере культуры предполагает широкое использование инноваций в культурных и творческих секторах. Это связано как с адаптацией процессов оказания образовательных услуг и профессиональной подготовки в сфере культуры, так и с решением проблем защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защиты прав по онлайн-распростра-нению аудиовизуальной продукции, установлению и функционированию соответствующей законодательной базы. Таким образом, культура, являясь базисным элементом развития любого общества, также подпадает под влияние цифровизации. Однако именно сохранение национальных культурных ценностей, культурной и национальной идентичности российского народа в условиях развития глобального цифрового общества должно стать первоочередной задачей государства.
Ключевые слова: сфера культуры, цифровая культура, культурная политика, цифровизация культуры, культурное наследие.
Abstract.
With the development and deepening of the globalization processes around the world, digitalization in the field of culture involves the widespread use
© Магомедов М. Н., Носкова Н. А., 2021.
of innovations in the cultural and creative sectors. This is due both to the adaptation of the processes for providing educational services and professional training in the field of culture, and to the problem solving of protecting intellectual property rights, protecting the rights to online distribution of audiovisual products, and establishing and functioning the appropriate legislative framework. Thus, culture, being the basic development element of any society, also falls under the influence of digitalization. However, it is the preservation of national cultural values, the cultural and national identity of the Russian people in the context of the global digital society development that should become the primary task of the state.
Key words: cultural sphere, digital culture, cultural policy, digitalization of culture, cultural heritage.
Термины «цифровая культура», «мультимедийная культура», «цифровые медиа», «электронные коммуникации» активно внедрялись в научный гуманитарный тезаурус, культурные практики в конце 1990-х гг., что было обусловлено стремительным развитием «четвертой революции».
В самом общем виде под цифровой культурой можно понимать умение, обладание знаниями в области использования цифровых технологий, т. е. культуру, которая сформировалась в результате появления и использования цифровых технологий.
В рамках Федерального проекта «Цифровая культура» 2019-2024 гг. под цифровой культурой понимается цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры.
Таким образом, можно утверждать, что ведущим трендом современной сферы культуры выступает трансформация традиционных ценностей, форм и видов культурной деятельности в цифровые.
Процесс интеграции учреждений культуры в цифровую экономику начинается уже сейчас. Многие европейские страны сегодня имеют стратегии развития цифровой экономики, причем наиболее развитые из них включают в нее в качестве важнейшего элемента развития культуру, а также фиксируют роль библиотек, определяют их задачи в развитии цифровой экономики [1].
В 2019 г. в рамках Национального проекта «Культура» запущен федеральный проект «Цифровая культура». Одним из ключевых целевых индикаторов является увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в пять раз (рисунок 1).
Таким образом, основными направлениями деятельности в области становления и развития цифровой культуры являются:
• создание виртуальных концертных залов;
• проведение онлайн-трансляций;
• создание мультимедиа-гидов с использованием технологии дополненной реальности;
• оцифровка книжных памятников;
• создание и размещение контента в Интернете.
Виртуальные концертные залы (ВКЗ) -новый динамично развивающийся феномен культуры. Они осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям. Рейтинг посещаемости сайтов ВКЗ очень высок: они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к искусству. Благодаря реализации проекта виртуальных концертных залов будет возможным повысить уровень культуры общества вне зависимости от территории проживания и благосостояния (рисунок 2).
100
24
16
Базовое 2019 2021 2024
значение
Рисунок 1
Количество обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры, млн [2]
(|) УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ОБРАЩЕНИЙ К ЦИФРОВЫМ РЕСУРСАМ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (МЛН ОБРАЩЕНИЙ)* _
Базовое значение 1В
2019 24 ИШ
го£1 40 ^^И_
2024 30 ¿¿Г 1 ' 1 I—1
Соддйнне внртуапь*ных нонцертных jjidb (кол-к?)'
2019 гаг i гаги
80
гиа
Онлайн-трансляции мероприятии ка портале ■ Культур». РФ» (ирп-ве)"
100 300
Рисунок 2
Индикаторы федерального проекта «Цифровая культура» [3]
Идея создания ВКЗ появилась в 2009 г., инициатором выступила Свердловская государственная академическая филармония. К 2014 г. сеть таких залов объединяла 30 регионов. Министерство культуры РФ идею поддержало, и количество виртуальных залов стало стремительно расти.
На создание виртуальных концертных залов выделяются бюджетные средства, размер которых зависит от категории зала. При этом численность жителей в населенном пункте, а также тип учреждения, на базе которого будет создан ВКЗ, в расчет не берутся. В зависи-
мости от емкости зала на оборудование ВКЗ можно получить от 300 до 5700 тыс. рублей. Для получения государственной поддержки организация должна пройти конкурсный отбор по процедуре, установленной соответствующими положениями Министерства культуры РФ [3].
По состоянию на конец 2020 г. в стране открыто 160 ВКЗ, при этом только за 2020 г. открыто 80 залов [4].
Выступления известных коллективов и солистов становятся доступными по всей стране, даже в самых отдаленных городах России. Это
особенно важно для юных зрителей, которые в увлекательной форме повышают уровень знаний в сфере культуры. Дети абсолютно бесплатно знакомятся с лучшими образцами исполнения классической музыки на большом экране. Трансляции идут как в записи, так и в режиме реального времени.
Большую популярность проекту приносят социальные сети. Создание ВКЗ возможно не только в филармониях, но также и в библиотеках, музеях, культурно-досуговых центрах и т. д. Таким образом, расширяется и потенциальная аудитория, а учреждения культуры получают новый виток развития.
В 2017 г. на базе портала «Культура.РФ» была запущена платформа онлайн-трансляций -«Культурный стриминг» [5]. Созданная для привлечения широкой аудитории к культурной жизни регионов страны, платформа стала инфраструктурным элементом цифровой культуры. «Культурный стриминг» ежедневно транслирует концерты и спектакли, кинопоказы и дискуссии, лекции и экскурсии в высоком качестве в режиме онлайн. Также трансляции можно просмотреть и в записи, что опять делает портал востребованным и удобным для зрителя. Просмотры трансляций увеличиваются ежемесячно, растет и количество организаций, присоединившихся к проекту (рисунок 3).
«Культурный стриминг» сотрудничает с крупнейшими музеями и театрами, концертными залами и библиотеками России, поддерживает тематические мероприятия, которые проходят по всей стране в рамках всероссийских акций.
Также в 2017 г. на портале «Культура.РФ» был запущен спецпроект «Подкаст о культуре» (Подкаст о культуре (culture.ru)) - аудиовер-сия самых популярных материалов портала «Культура.РФ» о событиях и людях в культуре. Портал предлагает слушателям еженедельные короткие (от 7 до 20 минут) аудиоистории следующих тематик:
• истории об известных писателях, поэтах, художниках, музыкантах, актерах и режиссерах;
• мода со времен Древней Руси до Советского Союза;
• загадки великих произведений искусства;
• традиции и обычаи народов России;
• необычные факты о русских сказках и фильмах и др.
Выпуски доступны для прослушивания как на главной странице проекта, так и на независимых интернет-платформах: ApplePodcasts, БоипёСЬиё, УоиТиЬе, Яндекс, Вконтакте и др.
На портале «Культура.РФ» реализуются и другие не менее интересные проекты: «Куль-
Рисунок 3
Инфографика проекта «Культурный стриминг» [5]
1 1 1 1 1 1
ВКОНТАКТЕ 336602
Одноклассники 291341
nstasrann 236361
-
TikTok 102300
Twitter 25БОО
Telegram 533
0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000 400000 +50000 ■ Количество подписчиков, чел.
Рисунок 4
Количество подписчиков аккаунтов социальных сетей портала «Культура.РФ» (по состоянию на 13.01.2021)
Примечание. Составлено авторами на основании изучения аккаунтов в социальных сетях.
турный вопрос», «Культурный календарь», «Место на карте», «Слово дня», «Открываем города России».
Также портал «Культура.РФ» имеет аккаун-ты в социальных сетях и интернет-ресурсах Facebook, Вконтакте, Одноклассники, TikTok, Telegram и др. (рисунок 4).
Наибольшей популярностью пользуются аккаунт в Вконтакте. Данная закономерность объясняется тем, что данная социальная сеть наиболее популярна среди российских пользователей.
Также важно обратить внимание на возраст аудитории. Если аудитория ВКонтакте и Instagram - в основном лица в возрасте от 16 до 24 лет, то у YouTube, Facebook и Одноклассников - старше 50 лет [6].
Следовательно, для более эффективного функционирования портала «Культура.РФ» как главного проводника культурной политики, необходимо разработать дифференцированный подход к наполнению социальных сетей контентом.
Так, YouTube канал «Культура.РФ» по состоянию на январь 2021 г. насчитывает бо-
лее 4 млн подписчиков, однако просмотры видеоконтента в среднем не превышают 1000 раз. Следовательно, можно сделать вывод о недостаточной работе по изучению целевой аудитории канала и качестве видеоконтента.
Также стоит отметить стремительный рост таких ресурсов, как TikTok и Telegram, следовательно, можно говорить о том, что есть потенциальные ресурсы для расширения охвата аудитории. Причем именно молодежной аудитории, которая и является основой развития культурного общества.
В социальные сети в основном дублируют актуальную информацию с официального сайта портала. Бесспорным преимуществом является донесение до подписчика афиши культурных событий и мероприятий в уже привычной для пользователя форме - в новостной ленте или в сториз. Также именно социальные сети становятся площадкой для общения между подписчиками, обсуждения событий и мероприятий, высказывания идей и мнений о потребностях различных групп людей в услугах учреждений культуры и т. п.
Иными словами, социальные сети становятся главной коммуникационной средой для общения граждан и государства по вопросам культурной жизни. Таким образом, можно отметить, что государство весьма успешно использует информационные ресурсы для достижения целей культурной политики. Однако не в полной мере использует канал обратной связи с аудиторией посредством социальных сетей.
Следующим направлением становления и развития цифровой культуры является проект Министерства культуры РФ по созданию мультимедиа-гидов с использованием технологий дополненной реальности1.
Снижающаяся посещаемость музеев рассматривается большинством как негативный результат как в финансовом, так и в плане более широкого социального и воспитательного воздействия. Одной из наиболее важных причин является то, что музеи зачастую вынуждены конкурировать с индустрией развлечений.
Одним из способов выхода из сложившейся ситуации могут стать интерактивные технологии. Мировое музейное сообщество находится в постоянном поиске использования новых интерактивных технологий для привлечения посетителей и увеличения их вовлеченности.
Так, сегодня музеи достаточно широко используют в своей деятельности инновационные достижения науки и техники: гологра-фические экраны и пирамиды, виртуальные экскурсоводы, сенсорные киоски, интерактивные стенды и книги, дополненную реальность.
Современные интерактивные технологии в музее поднимают экспозиции на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами.
Набирают популярность виртуальные музеи, причем востребованными становятся классические музеи и их уникальные коллекции из запасников. В программу для создания виртуальных музеев часто включают технологии дополненной реальности, которые
дают возможность рассматривать на экране монитора виртуальные экспонаты в трехмерной проекции.
Министерством культура в 2017 г. была разработана платформа для создания интерактивных гидов «Артефакт» (ЬНр8://аг.си111иге. ги), прототипом которой стало приложение «Искусство реставрации», разработанное совместно с Всероссийским центром имени Грабаря.
На ее основе музеи на всей территории страны могут создавать свои собственные мультимедиа-гиды, которыми посредством одноименного приложения будут пользоваться посетители. В рамках федерального проекта «Цифровая культура» запланировано создание 75 интерактивных гидов ежегодно.
Алгоритм создания музеями мультимедиа-гида представлен на рисунке 5.
По состоянию на январь 2021 г. интерактивными гидами оснащены 304 российских музея, 506 выставок.
Технология дополненной реальности и система изображений, используемая в приложении, позволяет моментально получить информацию о заинтересовавшей его картине. Для этого достаточно навести камеру мобильного устройства на произведение искусства, после чего на экране появится не только его название, но и интерактивные метки, при помощи которых музей расскажет посетителю об экспонате в деталях.
На сайте «Артефакт» создан раздел «Выставки» и «Коллекции», в которых можно ознакомиться с произведениями искусства при помощи мультимедиа-гидов дополненной реальности. Это позволяет познакомиться с работой приложения, виртуально посетить различные выставки.
Именно таким технологиям проведения экскурсий эксперты прогнозируют очень хорошее будущее. Цифровые помощники становятся личными экскурсоводами по музею, тем самым экономя деньги посетителя на услуги
1 Технология дополненной реальности (англ. А^теП^геаШу, ЛЯ) - это технология добавления, внедрения в реальную жизнь, в трехмерное поле восприятия человека виртуальной информации, которая воспринимается как элементы реальной жизни.
Рисунок 5
Поддержка создания цифровых гидов в рамках Национального проекта «Культура» [7]
личного гида. При этом будет наблюдаться и рост посещения музеев - пропадут очереди в ожидании экскурсий, появится возможность в индивидуальном темпе рассматривать экспозицию. Главной задачей является сохранение и повышение качества составления мультимедиа-гида, а также учет интересов разных групп посетителей.
Таким образом, внедрение инновационных технологий в экспозиции музея помогает решить вопрос привлечения и вовлеченности посетителей. Информация о том, что музей использует данные технологии, привлечет внимание жителей того места, где находится этот музей, что впоследствии может привести к повышению числа посетителей. Так же повысится и вовлеченность посетителей, так как инновационные технологии, про которые сказано выше, направлены именно на это.
Следующее направление государственной культурной политики в области цифровиза-ции - оцифровка книжных памятников1.
Библиотеки России представляют собой уникальный культурный феномен, который обладает значительной перспективой развития, а также становится гармоничной частью общества знаний и цифровой экономики страны. С целью развития библиотечного дела, а также стимулирования интереса населения к чтению, государство разработало комплекс мероприятий, которые были включены в Национальный проект «Культура». Так, в рамках проекта запланировано создание библиотек нового типа, реконструкция региональных и сельских библиотек, информатизация и цифровизация отрасли. Ключевой задачей стала оцифровка книжных памятников, которая была поставлена в федеральном проекте «Цифровая культура». Ежегодно с 2019 г. будет оцифровываться по 8000 книжных памятников. Так, к 2024 г. планируется оцифровать 48 тысяч документов.
Потребность в оцифровке книжных памятников возникла давно, однако в жизнь данную
1 Книжные памятники - это рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования (Федеральный закон «О библиотечном деле», ст. 1).
идею получилось претворить относительно недавно, чему, безусловно, способствовало развитие цифровых технологий. Благодаря оцифровке решаются задачи сохранения культурного наследия и расширения возможностей пользователей.
С 2020 г. в оцифровке книжных памятников могут принять участие все библиотеки страны. Субсидии для этих целей выделяются из бюджета по итогам конкурсного отбора, проводимого Министерством культуры РФ.
Сегодня Национальная электронная библиотека (НЭБ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, созданную Министерством культуры Российской Федерации при участии крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей и других правообладателей (рисунок 6).
НЭБ постоянно развивается и реализует новые проекты, чтобы привлечь новую аудиторию и стать более доступным для каждого человека. Так успешно функционирует мобильное приложение «Свет» с возможностью доступа к коллекции НЭБ в удобном формате. Запущены проект «Книжные памятники» и «Современная проза» для читателей, увлекающихся литературой.
Сегодня библиотеки активно используют все доступные информационные инструмен-
ты. Так, почти все библиотеки имеют аккаун-ты в социальных сетях, многие библиотеки проводят виртуальные выставки и лекции. Особенно актуально это стало в 2020 г. -в период эпидемии СОУГО-19. Библиотеки организовывали интересные проекты для детей - например, читали книги и устраивали литературные вечера.
Последним направлением, отмеченным в федеральном проекте, является создание и размещение контента в Интернете, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи.
Тематика контента: распространение информации об эффективных формах участия молодежи в общественной жизни; формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи; вовлечение молодежи в инновационную, творческую, предпринимательскую, добровольческую деятельность; содействие профессиональной ориентации и формированию здорового образа жизни; воспитание толерантности; повышение интернет-грамотности и информационной гигиены среди молодежи, а также дезавуирование информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу
Рисунок 6
Общее количество электронных документов в фондах НЭБ, млн по данным [8; 9]
их жизни и (или) здоровью, а также жизни и (или) здоровью иных лиц [9].
Перечень цифровых информационных ресурсов о культуре создается Минкультуры России в целях координации действий органов исполнительной власти, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по доступу к культурному наследию и участию в культурной жизни страны.
Под цифровым информационным ресурсом о культуре понимается совокупность данных, представленных в виде сайта в сети Интернет и направленных на достижение целей государственной культурной политики.
К основным информационным ресурсам относят порталы «Культура.рф», «История. рф», НЭБ, Artefact и Государственный каталог Музейного фонда РФ.
При расчете показателя выполнения данного мероприятия проекта учитывается количество просмотров контента в Интернете. По итогам 2019 г. в сети было размещено 2303 единицы контента, общее количество просмотров которого составило почти 548 миллионов. Это более чем в два раза превышает плановый показатель (251 миллион) (рисунок 7).
Помимо использования информационно-коммуникационных технологий для популя-
ризации культурного наследия и повышения доступности культурных благ, Министерство культуры ведет системную работу по цифровой трансформации механизмов государственного управления в сфере культуры. Созданные информационные порталы повышают эффективность работы организаций культуры на всех уровнях, упрощают работу органов государственной власти по реализации программ в области развития культуры, ускоряют процессы мониторинга за состояние культурной сферы субъекта РФ, создают равный доступ для всех организаций к информационным ресурсам органов власти и т. д.
Таким образом, развитие цифровых и информационных технологий и их внедрение в сферу культуры позволило повысить эффективность деятельности учреждений и организаций культуры, государства по формированию цифровой культуры в стране.
Внедрение цифровых технологий расширило границы культурной деятельности, позволило реализовывать те проекты, которые раньше считались невозможными в силу слабо развитых технологий [11].
Цифровизация в сфере культуры должна обеспечить активное вовлечение в целевую аудиторию учреждений культуры нового поколения, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации.
2500
2000
у 1500 f
S looo
г
|
с 500
О
!11( )
: 1ЧЙ7 5
995 I I
54В 623
Г ■ ■
2019 2020
2021 2022 План Факт
2023 2024
Рисунок 7
Охват молодежной аудитории контентом, направленным на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей (млн просмотров) (нарастающим итогом) [9; 10]
Данную аудиторию необходимо вовлекать реальными проектами в области популяризации достижений культуры.
Цифровизация культурного наследия позволяет создавать равные условия для доступа к культурному достоянию страны всем без исключения, стирая географические и финансовые барьеры. Следовательно, деятельность в области цифровизации культуры
должна быть продолжена. Однако необходимо найти баланс между цифровой культурой и культурой классической, без которой не сможет реализовываться деятельность по воспитанию культурно и духовно богатой нации. Знакомство с культурным наследием «вживую» является обязательной частью культурного развития и не может быть подменена культурой цифровой.
Список литературы
1. Губченкова А. С., Чеснова О. А., Еникеева Л. А. Проблемы цифровизации сферы культуры Российской Федераци // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 54-60.
2. «Национальный проект «Культура» - «инфографика». URL: https://cdn.tass.ru/ data/files/ru/kultura.pdf (дата обращения: 03.02.2021).
3. Российский виртуальный концертный зал. URL: https://rvkz.ru/virtualnyy-kontsertnyy-zal/ (дата обращения: 03.02.2021).
4. Портал открытых данных Министерства культуры РФ. URL: https://opendata.mkrf. ru/opendata (дата обращения: 03.02.2021).
5. Портал «Культурный стриминг». URL: https://www.culture.ru/s/kulturnyj-striming/ (дата обращения: 03.02.2021).
6. Медиапотребление в России - 2020. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/ technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html (дата обращения: 03.02.2021).
7. Цифровая платформа «Артефакт». URL: https://artefact.culture.ru/ (дата обращения: 03.02.2021).
8. Национальная электронная библиотека. URL: https://rusneb.ru/neb-figures/ (дата обращения: 03.02.2021).
9.ПАСПОРТ федерального проекта «Цифровая культура» URL: http://www.mi-neco04.ru/razvitie-predprinimatelstva-v-respublike-altay/%D0%A6%D0%B8% D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB% D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.pdf (дата обращения: 03.02.2021).
10. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2019 г. URL: http://rosrest.com/gosudarstvennyj-doklad-o-sostojanii-kultury-v-rossijskoj-federacii-v-2019-godu/ (дата обращения: 03.02.2021).
11. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 6-14.