ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DIGITALIZATION ISSUES OF THE SPHERE OF CULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 338.46 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.52.60
ГУБЧЕНКОВА Анна Сергеевна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
GURCHENKOVA, Anna Sergeyevna
Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
ЧЕСНОВА Ольга Александровна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
CHESNOVA, Olga Aleksandrovna
Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
ЕНИКЕЕВА Лилия Аубакировна
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
ENIKEEVA, Lilia Aubakirovna
Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in the Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблемам цифровизации сферы культуры и искусства в России. Проанализированы цели и задачи, реализуемые в рамках федеральных проектов развития культуры в РФ. Обоснована необходимость формирования отношения к цифровизации культуры как важнейшему ресурсу социально-экономического развития Российской Федерации на основе анализа развития цифровой культуры в странах - членах ЕС. Выявлены проблемы цифровизации культуры Российской Федерации, связанные с доступностью информационных и коммуникационных технологий для населения, недо-
© Губченкова А. С., Чеснова О. А., Еникеева Л. А., 2019.
статочностью мер по продвижению достижений культуры посредством цифровых технологий. Решение проблем цифровизации в сфере культуры в РФ позволит привлечь в сферу культуры дополнительные инвестиции для ее развития, выполнения социальных функций.
Ключевые слова: цифровизация, культура, проблемы цифровизации сферы культуры, информационный портал, культурное наследие, доступность сети Интернет, информационные технологии, коммуникация.
Abstract.
The article is devoted to the issues of digitalization of the sphere of culture and art in Russia. The goals and objectives implemented within the federal projects for the development of culture in the Russian Federation are analyzed. The necessity of forming an attitude to the digitalization of culture as the most important resource of socio-economic development of the Russian Federation based on the analysis of the digital culture development in the EU member States is substantiated. Issues of digitalization of culture in the Russian Federation connected with availability of information and communication technologies for the population, measures insufficiency for achievements advancement of culture by means of digital technologies are revealed. Solving the problems of digitalization in the sphere of culture in the Russian Federation will attract additional investments to the sphere of culture for its development and social functions.
Key words: digitalization, culture, problems of digitalization of the sphere of culture, information portal, cultural heritage, availability of the Internet, information technologies, communication.
В Российской Федерации в целях обеспечения прироста человеческого капитала, поддержки социальной устойчивости общества, а также формирования необходимого и достаточного уровня защищенности населения, начиная с 2006 г., на федеральном уровне проводится целенаправленная работа по разработке и реализации приоритетных национальных проектов, при этом смысловой осью являются инвестиции в социальную сферу страны. Первоначально данная государственная политика была ориентирована на поддержку здравоохранения, образования и жилищной сферы, в настоящее время в сферу проектирования включены такие социально значимые направления, как наука и культура России. Так, национальный проект «Культура» рассчитан на период с 2019 по 2024 г. и его бюджет составляет 107 227 810 рублей. В Приказе Министерства культуры России от 01.03.2019 г. № 229 «Об утверждении
плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы» в части реализации Национального проекта «Культура» сформулирована цель проекта: увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры [1]. Ожидается, что данная цель будет достигнута к 2024 г. через решение следующих подцелей в рамках трех основных федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» (рисунок 1).
Для достижения целей этих федеральных проектов соответственно сформулированы основные задачи, раскрывающие этапы их достижения, в рамках данной статьи рассмотрим более подробно проект «Цифровая культура».
Само понятие «цифровая культура» неоднозначно и имеет ряд определений. Наиболее широко цифровая культура трактуется как
культура, сформировавшаяся в результате появления и использования цифровых технологий [3; 4; 5], при этом в настоящее время цифровые технологии настолько широко используются во всем мире, что изучение цифровой культуры потенциально охватывает все аспекты повседневной жизни и не ограничивается сетью Интернет или современными коммуникационными технологиями. В этом случае цифровая культура - умение, обладание знаниями в области использования цифровых технологий [6]. В рамках Федерального проекта «Цифровая культура» 2019-2024 гг. под цифровой культурой понимается «цифровиза-ция услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» [1; 2].
Задачи, которые должны быть решены в рамках указанного федерального проекта, представлены на рисунке 2 [4].
Подчеркнем, что успешное решение перечисленных задач, помимо повышения уровня востребованности и степени доступности культурных услуг для граждан РФ, будет способствовать росту конкурентоспособности как отдельных учреждений и организаций сферы культуры Российской Федерации, так и укреплению авторитета российской культуры
и искусства в мировом пространстве. Важно отметить, что существенное укрепление конкурентоспособности организаций сферы культуры в условиях перехода к цифровому суверенитету Российской Федерации может быть достигнуто путем усиления цифровизации сферы культуры в целом и продвижения достижений культуры посредством цифровых технологий [2].
В промышленно развитых странах мира в настоящее время хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги и реализующие товары в сфере культуры и креативных индустрий, являются полноправными участниками рынка. Культурный и креативный секторы занимают значительное место в современной экономике Европейского союза (ЕС), способствуя инновациям, инвестициям, цифровой модернизации и познавательному (культурному) туризму. Так, по данным Европейской комиссии, в 2018 г. организации, действующие в сфере культуры и креативных индустрий, заработали почти 509 млрд евро, что составило 5,3% от общего ВВП стран ЕС, а также организовали более 12 млн рабочих мест полной занятости, что составило 7,5% от уровня занятости в странах ЕС и представляют в настоящее время третий по величине сектор работода-
Рисунок 1
Федеральные проекты, реализуемые в рамках Национального проекта «Культура» 2019-2024 гг. [1; 2]
Обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны и создание системы мониторинга востребованности информационных ресурсов
\
J
Создание виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации
Организация онлайн-трансляций мероприятий размещаемых на портале <<Культура.РФ»
X
I
Создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о произведениях с использованием технологии дополненной реальности
4
л
Оцифровка и включение в Национальную электронную библиотеку7
оцифрованных книжных памятников
Оцифровка фильмовых материалов Госфильмофонда России и их сохранность на цифровых носителях
Рисунок 2
Задачи, решаемые в рамках федерального проекта «Цифровая культура» 2019-2024 гг. [4]
телей в ЕС [6]. В то же время организации сферы культуры и креативных индустрий в странах ЕС способствуют не только развитию европейской культуры и ее продвижению за пределами этого союза, но и призваны сохранять европейскую идентичность при всем разнообразии культур и ценностей. В условиях развития цифровой экономики организации сферы культуры и креативных индустрий могут стать связующим звеном между искусством, культурой, бизнесом и цифровыми технологиями, а силы культуры и культурное разнообразие послужат укреплению общеевропейской идентичности, снятию социальной напряженности, социальной интеграции и сплоченности граждан в рамках ЕС, развитию международных культурных связей [7; 8].
Отметим, что с развитием и углублением процессов глобализации во всем мире, циф-ровизация в сфере культуры предполагает широкое использование инноваций в культур-
ных и творческих секторах. Это связано как с адаптацией процессов оказания образовательных услуг и профессиональной подготовки в сфере культуры, так и с решением проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защиты прав по опПпе-распространению аудиовизуальной продукции, установлению и функционированию соответствующей законодательной базы [7].
Феномен глобализации и распространения цифровых инфраструктур, которые являются как средством, так и причиной самой глобализации, создает взаимосвязь между областями культуры, ранее считавшимися очень отдаленными. В условиях цифровизации общества точные науки, искусства, гуманитарные науки, сохраняя свои различия, имеют возможность взаимно дополнять друг друга посредством использования цифровых технологий и интернет-порталов [8]. Один из самых известных в Европе - это портал «Digitalmeetsculture.net», он является аналогом российского портала
культурного наследия, традиций народов России «Культура. РФ» [7; 8]. Этот ресурс был задуман как «место встречи технологий, искусства и культуры», где собирается информация о мировой цифровой культуре, культурном наследии, об искусстве, информационных технологиях и коммуникациях в современную цифровую эпоху [7]. Такие интернет-площадки ценны тем, что могут быть использованы для продвижения и содействия распространению цифровой культуры во всем мире, для передачи идей между различными научными областями и формирования творческого мышления.
Например, на портале «Digitalmeetsculture. net» есть материалы, посвященные «цифровому наследию», где аккумулируются данные о проводимых мероприятиях и технологиях создания цифрового культурного наследия в мировом масштабе. Также широко представлены материалы о так называемом «цифровом искусстве», его инновационных формах. Конференции и семинары, интересные даты и обзоры собраны в виде интерактивных витрин, посвященных ассоциациям, художникам и организациям, работающим в данной сфере [7].
Появление интернет-порталов стало важным фактором дальнейшего развития цифровой инфраструктуры. Телеканалы сталкиваются с усилением конкуренции со стороны интернет-площадок, запускающих собственные проекты, например, онлайн-реалити-шоу от «Вконтакте» или программа о сериалах от онлайн-кинотеатра «Амедиатека» вынуждены экспериментировать с новыми интерактивными форматами, развивать интеграцию с диджитал-платформами [9].
Наглядным примером интереса во всем мире к области продвижения достижений культуры и сохранения культурного наследия посредством цифровых технологий является проведение различных мероприятий в формате международных конференций и конгрессов по всему миру (рисунок 3).
Проведенный анализ мероприятий показывает, что география международных конференций достаточно широка.
Тематика мероприятий, направленных на продвижение цифровизации мировой культуры и культурного наследия в 2019-2020 гг., охватывает практически все сферы деятельности организаций и учреждений культуры и искусства и включает в себя:
• проектирование, разработку и использование онтологических информационных систем для цифровизации культурного наследия на основе открытых данных для творческой, технической и научной деятельности;
• проектирование систем учета и долгосрочного хранения цифровых и аналоговых данных;
• электронную визуализацию и изобразительное искусство;
• работу с проектными архивами (например, с архитектурными музеями);
• визуализацию прошлого, посвященную музейным и выставочным технологиям;
• цифровую археологию крупных городских и подземных инфраструктур;
• археологическую разведку;
• 3Б раскопки веоёа1а и ГИС;
• участие граждан в археологии в цифровую эпоху;
• цифровое архивирование;
• цифровизацию археологического наследия;
• визуализацию гипотез в цифровых 3Б-моделях;
• проекты виртуальных музеев [7].
Рассматривая современное состояние и
степень цифровизации сферы культуры РФ, следует выделить ряд проблем, связанных с доступностью и востребованностью информационных и коммуникационных технологий как для организаций культуры, так и для всех граждан РФ.
Так, по данным за 2017 г., в России процент использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах составил 76% от общего их количества (рисунок 4), что ниже среднего уровня по странам - членам Европейского союза (84,4%) [10].
Также следует принять во внимание достаточно низкий уровень развития пользо-
* Флоренция<Италия): 13-15мая2020 Рисунок 3
Международные мероприятия, ориентированные на цифровизацию культуры в 2019-2020 гг. [7]
Рисунок 4
Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах в 2017 г. в России и в странах - членах ЕС, % [9]
вательских навыков работы населения РФ на персональном компьютере в настоящее время, по данным за 2017 г., он пока отстает от среднего уровня в странах - членах Европейского союза по следующим показателям:
• работа с текстовым редактором (по ЕС -63,48%, в России - 60%);
• передача файлов между компьютером и периферийными устройствами: цифровой камерой, плеером, мобильным телефоном (по ЕС - 66,85%, в России - 39%);
• использование программ для редактирования фото-, видео и аудиофайлов (по ЕС - 39,4%, в России - 29%) [10].
Однако в целом показатели активности населения РФ в цифровой сфере достаточно оптимистичны. Так, по статистическим данным 2017 г., более 86% городского населения и 74% сельского населения являлись постоянными пользователями сети Интернет (рисунок 5).
Для целей настоящего исследования важно отметить, что в 2017 г. поиском информации об объектах культурного наследия и культурных мероприятиях, а также прохождением виртуальных туров по музеям и галереям и другим объектам в сети Интернет занимались только 16,7% городских жителей и 6,4% сельских жителей, имеющих доступ к сети Интернет (рисунок 6), при этом женщины были более активны (18,7%), чем мужчины (10,3%) [3].
Безусловно, данная статистика свидетельствует о том, что в настоящее время цифрови-зация сферы культуры в Российской Федерации недостаточна, однако спрос на информацию и услуги организаций и учреждений культуры и искусства растет с каждым годом, и в перспективе есть потенциальная возможность достижения европейского уровня по всем рассмотренным в статье показателям. Использование цифровых коммуникационных технологий в сфере культуры и искусства - это эффективный
Рисунок 5
Плотность пользовательской активности сети Интернет (в % от общей численности населения) [9]
20 -
2015 2016 2017
■ Мужчины ■ Женщины ■ Городская местность Сельская местность
Рисунок 6
Поиск информации об объектах культурного наследия и культурных мероприятиях, прохождение виртуальных туров по музеям и галереям среди мужчин и женщин и по месту проживания [9]
инструмент для обеспечения доступа граждан цифровыми технологиями, позволяют дать воз-
к культурным ценностям независимо от их можность каждому жителю большой страны
места проживания. В частности, скорость и ознакомиться с культурным наследием всех ее
объем информации, предоставляемой новыми регионов [11].
Таким образом, решение проблем, связанных с цифровизацией сферы культуры и повышением доступности информационных и коммуникационных технологий для населения России, будет способствовать достижению ключевых целевых ориентиров государственной культурной политики, таких как воспитание самостоятельно мыслящей, нравственной, творческой молодежи; обеспечение занятости населения за счет развития творческой цифровой среды в регионах; сохранение многонационального культурного наследия России и духовно-
нравственных ценностей; поддержка русской культуры и науки за рубежом, а также противодействие попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов через эффективное использование современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства. Кроме того, цифровизация сферы культуры РФ призвана существенно повысить качество жизни населения, обеспечить приток инвестиций в регионы за счет культурного туризма.
Список литературы
1. Приказ Минкультуры России от 01.03.2019 № 229 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319630/. (дата обращения: 9.04.2019).
2. Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика. URL: http://www.unkniga.ru/news/8004-tsifrovizatsiya-v-sfere-kultury-zakonodatelstvo-i-pravoprimenitelnaya-praktika.html (дата обращения: 09.04.2019).
3. Сфера культуры. URL: https://okulture24.ru/sfera-kultury/ (дата обращения: 09.04.2019).
4. Digital culture in 2019. URL: https://www.diggitmagazine.com/files/digital-culture-2019 (дата обращения: 20.05.2019).
5. The Global Talent Competitiveness Index 2019. Entrepreneurial Talent and Global Competitiveness. URL: https://gtcistudy.com/wp-content/uploads/2019/01/GTCI-2019-Report.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
6. A New European Agenda for Culture. Communication from the commission to the Europe an parliament, the European council, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions. URL: https://ec.europa.eu/culture/sites/ culture/files/commission_communication_-_a_new_european_agenda_for_culture_2018. pdf (дата обращения: 20.05.2019).
7. Modernising Cultural and Creative Industries within the EU. URL: https://www. digitalmeetsculture.net (дата обращения: 20.05.2019).
8. Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. URL: https://www.culture.ru (дата обращения: 20.05.2019).
9. Барсуков Д. П., Качук В. Н., Климин А. И. Медиаэкономика и основные тенденции развития современного телевидения // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 84-94.
10. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Электрон. текст дан. (9 Мб). М.: НИУ ВШЭ, 2018. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info-ob2018. pdf (дата обращения: 09.04.2019).
11. The Digital Culture Challenge: Closing the Employee-Leadership Gap URL: https:// www.capgemini.com/wp-content/uploads/2017/12/dti_digitalculture_report.pdf (дата обращения: 19.05.2019).