Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2883
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ОЦИФРОВКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / DIGITIZATION / LEGAL REGULATION / STAFFING / INFORMATION CULTURE / MEDIA AND INFORMATION LITERACY / DIGITAL CONTENT / ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES / CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гендина Наталья Ивановна, Колкова Надежда Ивановна, Рябцева Лариса Николаевна

Рассматриваются подходы к трактовке в справочных изданиях и научных публикациях терминов (понятий) «цифровизация», «оцифровка», «цифровая экономика», «цифровая трансформация», характеризующих существенные социоэкономические преобразования общества не только в нашей стране, но и в мире. Отмечается, что при определении этих терминов (понятий) исследователи предлагают различные решения. При этом в определении понятия «цифровизация» выделяют, как минимум, два уровня рассмотрения понятия: узкое - означающее переход с аналоговой формы передачи, обработки и представления данных (информации) на цифровую, осуществляемую посредством применения соответствующих технологий и платформ, и широкое - олицетворяющее современный общемировой тренд развития общества, приводящий к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни. Дается оценка соотношения понятий «цифровизация» и «информатизация», называются признаки, указывающие на отличие цифровизации от информатизации. Осуществляется сравнение понятия «цифровизация» с родственными понятиями, близкими по смыслу, но не тождественными (в частности, понятиями «оцифровка», «цифровая экономика», «цифровая трансформация»), отмечается существующее многообразие трактовок этих понятий. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей развития цифровизации сферы культуры на международном и государственном уровнях. Приводятся результаты анализа нормативно-правовых документов, характеризующих развитие цифровизации в сфере культуры России в 2012-2019 годах. Называются особенности и приоритетные задачи по развитию информатизации и цифровизации в сфере культуры в контексте парламентских слушаний в Государственной думе РФ на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика» (2018). Указываются отмеченные в плане деятельности Министерства культуры РФ на 2019-2024 годы целевые показатели (индикаторы) цифровизации сферы культуры РФ в 2020 году. Среди первоочередных проблем и важнейших факторов развития цифровизации в сфере культуры определяется потребность в целенаправленной работе по формированию кадрового корпуса учреждений культуры, отвечающих требованиям цифровизации. Характеризуется деятельность НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) КемГИК по двум направлениям, связанным с формированием медийно-информационной грамотности, развитием информационной культуры личности; и с созданием учреждениями культуры качественного цифрового контента. Освещаются особенности системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров культуры, призванных работать в условиях цифровой трансформации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гендина Наталья Ивановна, Колкова Надежда Ивановна, Рябцева Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN THE SPHERE OF CULTURE: ESSENCE, REGULATORY REGULATION, PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF HUMAN RESOURCES

The approaches to the interpretation of the terms (concepts) “digitalization,” “digitization,” “digital economy,” “digital transformation,” characterizing the significant socio-economic transformations of society not only in our country but also in the world, are considered in reference books and scientific publications. It is noted that in the definition of these terms (concepts) the researchers propose different solutions. In the definition of “digitalization,” there are at least two levels of review concepts: narrow - signifying the transition from analogue forms of transmission, processing and presentation of data (information) on digital, through appropriate technologies and platforms and a wide - embodying the modern global trend of development of society, leading to greater economic efficiency and improve quality of life. The correlation between the concepts of “digitalization” and “informatization” is estimated, the signs indicating the difference between digitalization and informatization are called. The concept of “digitalization” is compared with related concepts that are close in meaning, but not identical (in particular, the concepts of “digitization,” “digital economy,” “digital transformation”), the existing variety of interpretations of these concepts is noted. Special attention is paid to the peculiarities of the development of digitalization of the cultural sphere at the international and state levels. The results of the analysis of normative legal documents characterizing the development of digitalization in the sphere of culture of Russia in 2012-2019 are given. The features and priorities for the development of information and digitalization in the sphere of culture in the context of parliamentary hearings in the State Duma on the topic “Digitalization in the sphere of culture. Legislation and law enforcement practice” (2018). It is specified as noted in the action plan of the Ministry of Culture for 2019-2024 the targets (indicators) of digitization in the sphere of culture of the Russian Federation in 2020. Among the priority problems and the most important factors in the development of digitalization in the field of culture, the need for purposeful work on the formation of a personnel corps of cultural institutions that meet the requirements of digitalization is determined. Activity of research Institute of information technologies of the social sphere KemGIK in two directions connected with formation of media and information literacy, development of information culture of the person; and with creation by cultural institutions of qualitative digital content is characterized. The article highlights the features of the system of professional training, professional development and retraining of cultural personnel, designed to work in the conditions of digital transformation of society.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

continuing education]. Vserossiyskiy zhurnal nauchnykh publikatsiy [All-Russian Journal of Scientific Publications], 2013, no. 2(17), pp. 53-56. (In Russ.).

6. Lazareva M.V. K voprosu o razvitii nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstv (na primere Kraevogo nauchno-uchebnogo tsentra kadrov kul'tury Ministerstva kul'tury Krasnoyarskogo kraya) [To the question of the development of continuing professional education in the field of culture and the arts (on the example of the Regional Scientific and Training Center for Culture Personnel of the Ministry of Culture of the Krasnoyarsk Territory)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2016, no. 37/1, pp. 204-208. (In Russ.).

7. Nartova O.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivatsii uchebnoy deyatel'nosti uchashchikhsya v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of motivation for educational activities of students in an open educational space. Author's abstract PhD in Pedagogy]. Barnaul, 2011. 259 p. (In Russ.).

8. Novikov A.M. Pedagogika. Slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy [Pedagogy. Dictionary of the system of basic concepts]. Moscow, IET Publ., 2013. 268 p. (In Russ.). Available at: http://anovikov.ru/dict/ped_sl.htm (accessed 07.05.2019).

9. Polonskiy V.M. Slovar'po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of Education and Pedagogy]. Moscow, Vysshaya Shkola. Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).

10. Timoshenkova O.S. Podgotovka studentov vuza k realizatsii tvorcheskogo podkhoda v budushchey professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Preparing university students to implement a creative approach in future professional activities. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Kemerovo, 2013. 22 p. (In Russ.).

УДК 008.2

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Колкова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Рябцева Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Рассматриваются подходы к трактовке в справочных изданиях и научных публикациях терминов (понятий) «цифровизация», «оцифровка», «цифровая экономика», «цифровая трансформация», характеризующих существенные социоэкономические преобразования общества не только в нашей стране, но и в мире. Отмечается, что при определении этих терминов (понятий) исследователи предлагают различные решения. При этом в определении понятия «цифровизация» выделяют, как минимум, два уровня рассмотрения понятия: узкое - означающее переход с аналоговой формы передачи, обработки и представления данных (информации) на цифровую, осуществляемую посредством применения соответствующих технологий и платформ, и широкое - олицетворяющее современный общемировой тренд развития общества, приводящий к повышению эффективности экономики и улучшению каче-

ства жизни. Дается оценка соотношения понятий «цифровизация» и «информатизация», называются признаки, указывающие на отличие цифровизации от информатизации. Осуществляется сравнение понятия «цифровизация» с родственными понятиями, близкими по смыслу, но не тождественными (в частности, понятиями «оцифровка», «цифровая экономика», «цифровая трансформация»), отмечается существующее многообразие трактовок этих понятий.

Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей развития цифровизации сферы культуры на международном и государственном уровнях. Приводятся результаты анализа нормативно-правовых документов, характеризующих развитие цифровизации в сфере культуры России в 2012-2019 годах. Называются особенности и приоритетные задачи по развитию информатизации и цифровизации в сфере культуры в контексте парламентских слушаний в Государственной думе РФ на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика» (2018). Указываются отмеченные в плане деятельности Министерства культуры РФ на 2019-2024 годы целевые показатели (индикаторы) цифровизации сферы культуры РФ в 2020 году.

Среди первоочередных проблем и важнейших факторов развития цифровизации в сфере культуры определяется потребность в целенаправленной работе по формированию кадрового корпуса учреждений культуры, отвечающих требованиям цифровизации. Характеризуется деятельность НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) КемГИК по двум направлениям, связанным с формированием медийно-информационной грамотности, развитием информационной культуры личности; и с созданием учреждениями культуры качественного цифрового контента. Освещаются особенности системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров культуры, призванных работать в условиях цифровой трансформации общества.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, оцифровка, нормативно-правовое регулирование, кадровое обеспечение, информационная культура, медийно-информационная грамотность, цифровой контент, электронные информационные ресурсы, учреждения культуры.

DIGITALIZATION IN THE SPHERE OF CULTURE: ESSENCE, REGULATORY REGULATION, PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF HUMAN RESOURCES

Gendina Natalya Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Honorary Worker of Science of the Russian Federation, Expert of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Kolkova Nadezhda Ivanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Technology of Automated Information Processing, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ryabtseva Larisa Nikolaevna, PhD in Pedagogy, Sr Researcher of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The approaches to the interpretation of the terms (concepts) "digitalization," "digitization," "digital economy," "digital transformation," characterizing the significant socio-economic transformations of society not only in our country but also in the world, are considered in reference books and scientific publications. It is noted that in the definition of these terms (concepts) the researchers propose different solutions. In the definition of "digitalization," there are at least two levels of review concepts: narrow - signifying the transition from analogue forms of transmission, processing and presentation of data (information) on digital, through appropriate technologies and platforms and a wide - embodying the modern global trend of development of society, leading to greater economic efficiency and improve quality of life. The correlation between the

concepts of "digitalization" and "informatization" is estimated, the signs indicating the difference between digitalization and informatization are called. The concept of "digitalization" is compared with related concepts that are close in meaning, but not identical (in particular, the concepts of "digitization," "digital economy," "digital transformation"), the existing variety of interpretations of these concepts is noted.

Special attention is paid to the peculiarities of the development of digitalization of the cultural sphere at the international and state levels. The results of the analysis of normative legal documents characterizing the development of digitalization in the sphere of culture of Russia in 2012-2019 are given. The features and priorities for the development of information and digitalization in the sphere of culture in the context of parliamentary hearings in the State Duma on the topic "Digitalization in the sphere of culture. Legislation and law enforcement practice" (2018). It is specified as noted in the action plan of the Ministry of Culture for 2019-2024 the targets (indicators) of digitization in the sphere of culture of the Russian Federation in 2020.

Among the priority problems and the most important factors in the development of digitalization in the field of culture, the need for purposeful work on the formation of a personnel corps of cultural institutions that meet the requirements of digitalization is determined. Activity of research Institute of information technologies of the social sphere KemGIK in two directions connected with formation of media and information literacy, development of information culture of the person; and with creation by cultural institutions of qualitative digital content is characterized. The article highlights the features of the system of professional training, professional development and retraining of cultural personnel, designed to work in the conditions of digital transformation of society.

Keywords: digitalization, digital economy, digitization, legal regulation, staffing, information culture, media and information literacy, digital content, electronic information resources, cultural institutions.

DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-183-197

Стремительное развитие и проникновение во все сферы человеческой жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) носит глобальный характер. Это обусловило появление в современной общенаучной лексике целого ряда новых понятий и терминов. К числу наиболее активно обсуждаемых понятий, характеризующих существенные социоэкономические преобразования не только в нашей стране, но и в мире, относятся «цифровизация», «оцифровка», «цифровая экономика», «цифровая трансформация». Новизну этих понятий косвенным образом отражает их слабая представленность в справочных изданиях, подтверждаемая результатами поиска в массивах интернет-ресурса «Словари и энциклопедии на Академике».

Если исключить интернет-энциклопедию со свободным контентом «Википедия», как источник, не отличающийся надежностью представленных данных, то оказывается, что справочные издания пока еще слабо отражают новые понятия, а понятие «цифровая трансформация» не вошло пока ни в одно из справочных изданий. Помня

о том, что непреложным условием продуктивности научной коммуникации, научных дискуссий и обсуждений является точность используемой терминологии, обратимся к трактовке интересующих нас понятий в научных публикациях.

При определении понятия «цифровизация» исследователи выделяют, как минимум, два уровня рассмотрения понятия - узкое и широкое. Так, по мнению В. Г. Халина и Г. В. Черновой, под «цифровизацией» в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т. д. [19]. Б. Паньшин также полагает, что в более узком, техническом плане цифровизация означает переход с аналоговой формы передачи, обработки и представления данных (информации) на цифровую, осуществляемую посредством применения соответствующих технологий и платформ. Цифровая экономика формируется на основе цифровизации [15].

Вместе с тем, исходя из масштабности перемен и проникновения цифровой информации во

все сферы экономической и социальной жизни, исследователи подчеркивают превращение циф-ровизации в драйвер мирового общественного развития. Поэтому под цифровизацией в широком смысле они понимают современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни. Так, В. А. Плотников рассматривает циф-ровизацию как современный этап информационной революции, специфика которого состоит в расширении практики использования данных в дискретной (цифровой) форме, и определяет ее «как процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой деятельности, а не только в экономику». По его мнению, цифровизация - это более широкий феномен по сравнению с «цифровой экономикой» [16].

По мнению В. Г. Халина и Г. В. Черновой, основанием для отнесения цифровизации к трендам эффективного мирового развития является соответствие следующим требованиям: она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффективным использованием ее результатов; ее результаты доступны пользователям преобразованной информации; ее результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане [19]. Рассматривая цифровизацию в широком смысле, Б. Паньшин определяет ее как длительный, сложный и многоаспектный процесс перевода производственных и управленческих технологий и информационных ресурсов в состояние, пригодное для эффективного применения цифровых устройств и технологий [15].

Таким образом, цифровизация, понимаемая в широком смысле, выступает в качестве глобальной тенденции мирового прогресса или ме-гатренда - крупномасштабного долгосрочного процесса, определяющего качественное содержание текущего этапа общественного развития [9; 14; 15].

Исходя из масштаба и глубины преобразований, затрагивающих все сферы жизни современного человека, при характеристике цифровизации

важное значение имеет осмысление этого явления не только в технико-технологическом, но и в социальном аспекте.

Говоря о социальных последствиях цифро-визации, исследователи отмечают, что она влечет за собой изменение соотношения между физическим и умственным трудом; перестройку структуры, содержания многих видов компетенций и уровней компетентности трудовых людских ресурсов; изменение в подготовке специалистов; неизбежно трансформирует социальные отношения. В целом внедрение цифровизации, как подчеркивает С. И. Неизвестный, - это не техническая проблема, а методологическая и социальная [13].

Выявление сущности понятия «цифровиза-ция» наряду с анализом имеющихся дефиниций предполагает сравнение его с родственными понятиями, близкими по смыслу, но не тождественными.

Так, по мнению М. Ю. Нещерет, следует различать понятия «цифровизация» и «оцифровка». Оцифровка - это процесс преобразования аналоговой информации в цифровую, создание цифровых представлений существующих физических объектов или процессов [14]. Если сравнить это определение с приведенными выше двумя трактовками цифровизации, то становится ясно, что понятие «оцифровка» отражает понимание циф-ровизации в узком смысле. В качестве примера оцифровки М. Ю. Нещерет приводит осуществляемый повсеместно в библиотеках перевод документов на твердых носителях в электронную форму в целях сохранности оригиналов, раскрытия коллекций, повышения качества обслуживания пользователей. При этом автор подчеркивает, что содержание понятия «цифровизация» нельзя сводить только к переводу информации в «цифру», поскольку речь идет о комплексном решении задач инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера на базе специально разработанных технологических платформ [14].

Еще одним близким по смыслу, но не тождественным цифровизации является понятие «информатизация». На вопрос: как соотносятся понятия «информатизация» и «цифровизация» -в публикациях можно найти два диаметрально противоположных ответа. В первом случае

утверждается, что «информатизация - часть цифровизации» [21]. Эту позицию разделяет Я. Л. Шрайберг, представивший ее в аналитическом докладе на международном профессиональном форуме «Крым - 2019» [21]. Во втором случае, наоборот, подчеркивается, что информатизация - более широкая, по сравнению с цифро-визацией, категория, цифровизация - это частное проявление более широкого явления - информатизации общества [16].

Из-за разницы в подходах вытекают и разные оценки цифровизации и информатизации: «Цифровизация пришла на смену информатизации и компьютеризации» [19]; «цифровизация -это современный этап развития информатизации» [16], «цифровизация - это следующий уровень информатизации» [18].

Несмотря на различие в подходах к оценке широты объема понятий, исследователи, тем не менее, пытаются вычленить существенные признаки цифровизации, отличающие ее от информатизации. Так, по мнению Д. Свириденко, если в случае информатизации экономики речь шла об использовании вычислительной техники и информационных технологий для решения отдельных экономических задач, то цифровизация экономики означает создание целостных технологических сред «обитания» (экосистем, платформ), в рамках которых пользователь мог бы создавать для себя нужное ему дружественное окружение (технологическое, инструментальное, методическое, документальное, партнерское и т. п.) с тем, чтобы решать уже не отдельные задачи, а классы задач [18]. Это же отличие указано в ряде работ иных авторов [19; 21].

М. Ю. Нещерет подчеркивает, что «цифро-визация представляет собой более высокую, по сравнению с информатизацией, ступень технического развития общества и требует применения более сложных технологий. Главное отличие цифровизации от информатизации состоит в том, что она предполагает использование независимых цифровых систем с аналитическими и прогностическими функциями. Это еще не искусственный интеллект, но промежуточное звено между человеческим и искусственным разумом, так как в принятии решений определяющую роль по-прежнему играет человек - его интеллект, опыт, интуиция» [14].

Для того чтобы нагляднее представить отличие цифровизации от информатизации, имеет смысл назвать те «более сложные технологии», о которых идет речь в публикациях, посвященных цифровизации. К их числу исследователи относят:

- облачные вычисления [14; 21];

- «интернет вещей» или промышленный Интернет (IoT) [14; 15; 21];

- технологии больших данных (Big Data) [14; 15; 21];

- искусственный интеллект и нейротехно-логии [15; 21];

- технологии виртуальной и дополненной реальностей [15; 21];

- технологии блокчейн (криптовалюта, биткоин и блокчейн) [15; 21];

- квантовые технологии; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи (внедрение сетей стандарта 5G) [15; 21];

- технологии цифрового моделирования и «цифровых двойников» [21].

Стремясь отразить специфику цифровиза-ции, авторы, в силу новизны и неустоявшейся терминологии, используют разные термины для обозначения сути вышеперечисленных технологий, называя их «основными элементами цифровизации» [14], «сквозными цифровыми технологиями» [15], «элементами основной современной цифровой трансформации» [21].

Таким образом, цифровизация как объективный общемировой тренд обладает следующими признаками, указывающими на ее отличие от информатизации: расширение масштаба решаемых задач (от отдельных задач - к классам задач); усложнение используемых технологий, включая искусственный интеллект; развитие аналитических и прогностических функций цифровых систем.

Введение в научный оборот термина «цифровая экономика» принято связывать с именами двух ученых: Дона Тапскотта (Don Tapscott) и Николаса Негропонте (Nicholas Negroponte). В 1994 году канадский экономист, бизнес-консультант Дон Тапскотт опубликовал книгу «Цифровая экономика» («Digital Economy»), в которой предложил термин «Digital Economy», а в 1995 году Николас Негропонте, американский информатик из

Массачусетского технологического института, в книге «Being Digital» («Цифровое существование») сформулировал концепцию электронной экономики [3]. Как отмечает М. А. Положихина, международное признание понятие «цифровая экономика» получило в 2016 году, после выхода доклада Всемирного банка «Цифровые дивиденды». До этого для обозначения экономических отношений, возникающих благодаря и вокруг использования новых информационно-коммуникационных технологий, применялись другие термины, в том числе «информационная экономика», «электронная экономика» и т. д. [17].

В настоящее время сложился обширный корпус научных публикаций, посвященных цифровой экономике. Однако, как отмечают исследователи, представления о цифровой экономике варьируются от очень узких до чрезвычайно широких [17; 19]. Существующее многообразие трактовок цифровой экономики, характеризующихся нечеткой определенностью их границ, позволяет согласиться с точкой зрения Б. Паньшина о том, что термин «цифровая экономика» - зонтичный. Он используется для описания рынков, которые фокусируются на цифровых технологиях и отражают переход от третьей промышленной революции к Индустрии 4.0, то есть к замене аналоговых электронных и механических устройств в конце XX века на цифровые [15].

Изучение публикаций показывает, что наряду с терминами «цифровизация» и «цифровая экономика» исследователи часто используют термин «цифровая трансформация». Проведенный анализ выявил, что он заимствован из англоязычного источника [22]. Именно на него ссылаются в своих работах А. П. Гарнов, Б. Паньшин, определяя цифровую трансформацию как преобразование деятельности организации (формирование принципиально новых бизнес-моделей и бизнес-процессов, создание инновационных продуктов и услуг) на базе комплекса передовых технологий, таких как облака, мобильность, продвинутая аналитика, социальное взаимодействие, Интернет вещей и т. п. [4; 15]. Это определение существенно отличается от приведенной выше трактовки В. Г. Халина и Г. В. Черновой, которые понимают под цифровой трансформацией ориентацию на переход с аналоговой формы передачи, обработ-

ки и представления данных на цифровую, что совпадает с содержанием понятия «цифровизация» в узком смысле [19].

Наряду с определением сущности понятий «цифровизация», «цифровая экономика», «цифровая трансформация» ученые предпринимают попытки оценить позитивные и негативные последствия этих явлений.

Преимущества цифровизации и цифровой экономики исследователи связывают с рядом экономических и социальных эффектов от цифровых технологий для бизнеса и общества:

- возникновение новых бизнес-моделей и новых форм бизнеса, позволяющих повысить доходность и конкурентоспособность деятельности [16; 17; 19];

- рост производительности труда [17; 19];

- повышение гибкости производства за счет быстрой его перенастройки, динамичного изменения характеристик производственного процесса [16; 19];

- рост качества производимой продукции [16; 19];

- снижение издержек производства [16; 17;

19];

- создание новых рабочих мест [17];

- повышение уровня жизни населения и более полное удовлетворение потребностей людей вследствие цифровизации [7; 17; 19];

- преодоление бедности и социального неравенства [17].

К числу рисков и опасностей, связанных с цифровизацией и становлением цифровой экономики, авторы публикаций относят:

- сокращение рабочих мест и деиндустриализацию, рост социальной нестабильности и углубление социального неравенства [17; 19];

- повышение уровня зависимости производства от используемых цифровых технологий, снижение возможности оперативного влияния производственного персонала на производственные процессы [16];

- цифровое мошенничество; рост масштабов компьютерной преступности [7; 19];

- пиратство и распространение вредоносного контента [17; 19];

- риски несовершенства, неподготовленности нормативно-правовой базы, сопровождающей

и обеспечивающей протекание процессов цифро-визации [19];

- риски рынка криптовалюты, реализуемого на основе применения такой цифровой технологии, как блокчейн и др. [7; 19];

- риск утраты цифрового контента и проблема его сохранности [10].

Как отмечают В. Г. Халин и Г. В. Чернова, цифровизации легче поддаются сферы и отрасли, связанные с ИКТ. Наиболее продвинутыми в области применения цифровых технологий в настоящее время являются сфера услуг, связь, разработка программного обеспечения, телекоммуникации, торговля, финансовый сектор экономики -банковский и страховой сегменты, медиабизнес, транспорт, электронная коммерция, автомобильная промышленность, энергетика, госуправле-ниие, сектор ЖКХ, строительство, медицина [19]. Нетрудно заметить, что среди этих областей применения цифровых технологий отсутствует сфера культуры. Тем не менее уже в начале XXI века на международном уровне произошло осознание неизбежности и необходимости использования цифровых технологий как важнейшего средства сохранения культурного наследия человечества. Поэтому были разработаны документы международного уровня, среди них:

- Хартия ЮНЕСКО «О сохранении цифрового наследия» (2003);

- Ванкуверская декларация «Память мира в цифровую эпоху: оцифровывание и сохранение» (2012);

- Московская декларация о сохранении электронной информации. Итоговый документ Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы» (2011).

В России, как и во всем мире, цифровиза-ция сферы культуры потребовала нормативного регулирования и разработки соответствующей нормативно-правовой базы, без которой невозможно эффективное государственное управление данным процессом [8].

Для того чтобы показать векторы развития цифровизации в сфере культуры России, были проанализированы нормативно-правовые документы данной предметной области за период 2012-2019 годов:

- 2012 год - Указ Президента РФ 07.05. 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предписывающий Правительству Российской Федерации: ежегодное включение в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в РФ наименований книг; обеспечение поддержки создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

- 2014 год - утвержденные Указом Президента РФ 24.12.2014 № 808 «Основы государственной культурной политики» - базовый документ, определяющий главные направления государственной культурной политики для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ. Закрепляет определения понятий «информационная среда», «информационная грамотность»; провозглашает использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания как одно из средств сохранения и развития единого культурного пространства России;

- 2014 год - Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительство РФ 15.04.2014 № 317. В качестве ожидаемых результатов реализации в ней определены: перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий; обеспечение доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;

- 2016 год - «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», утвержденная Распоряжением Правительства

РФ 29.02.2016 № 326-р. Определяет в целях содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, следующие меры: формирование информационной грамотности граждан, в том числе путем повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети Интернет; формирование единого российского информационного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности; создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе, ресурсов в сети Интернет;

- 2016 год - Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека"», принятый Государственной думой РФ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). В статье 18 данного закона определены цели и задачи, состав и функции Национальной электронной библиотеки;

- 2017 год - «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ 09.05.2017 № 2032. Определяет цифровую экономику как хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. В качестве одной из целей провозглашается повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; декларируется, что для формирования информационного пространства знаний необходимо обеспечить создание Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и

культурного наследия народов РФ, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;

- 2017 год - Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ 28.07.2017 № 1632-р. Рассматривает создание системы развития и поддержки деловых и культурных связей с уехавшими за рубеж соотечественниками, работающими в сфере цифровой экономики, как способ мотивации иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики России.

- 2018 год - Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204. Предписывает Правительству РФ разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов РФ национальные проекты (программы) по направлениям: цифровая экономика, культура; обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

- 2018 год - «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденные Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 29.09.2018. В качестве ключевых действий в сфере культуры определены: широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны, цифровизация услуг (проведение онлайн-трансляций ключевых мероприятий в сфере культуры, экскурсий по крупнейшим выставкам), оцифровка книжных памятников и ресурсов периодической печати; создание модельных библиотек, оснащенных скоростной сетью Интернет, создание виртуальных концертных залов, выставочных проектов с цифровыми гидами;

- 2019 год - Приказ Минкультуры России «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы» 01.03.2019 № 229. Содержит целевые индикаторы и показатели по реализации следующих документов: «Основы государственной культурной политики», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», «Государственная программа "Развитие культуры и туризма"» на 2013-2020 годы», «Национальный проект "Культура"».

Таким образом, анализ основополагающих документов, отражающих государственную политику Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики России, показывает, что цифровизация в сфере культуры выступает в качестве необходимого условия для создания качественно новой модели формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Значительным событием, стимулирующим цифровую трансформацию в сфере культуры, явились парламентские слушания на тему «Циф-ровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика», состоявшиеся 13 февраля 2018 года в Государственной думе РФ. На парламентских слушаниях было объявлено, что одной из приоритетных задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий является использование цифровых коммуникационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

На парламентских слушаниях было отмечено, что цифровизация в сфере культуры должна обеспечить активное вовлечение в целевую аудиторию учреждений культуры нового поколения, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации. Данную аудиторию необходимо вовлекать реальными проектами в области популяризации достижений культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетными задачами по развитию информатизации и цифровизации в сфере культуры, как было подчеркнуто на парламентских слушаниях, являются развитие материально-технической базы и повышение уровня информатизации учреждений культуры, внедрение информационных систем учета посетителей учреждений культуры и продажи билетов, оцифровка культурного наследия, формирование баз данных, увеличение доли информационных ресурсов о культуре в сети Интернет, в том числе путем создания информационных порталов, виртуальных музеев и внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности; формирование единого информационного пространства в сфере культуры. В результате парламентских слушаний в адрес Правительства РФ были подготовлены рекомен-

дации, важнейшей из которых явилась рекомендация о необходимости дополнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» характеристикой особенностей цифровизации в сфере культуры [20].

На парламентских слушаниях был представлен доклад В. В. Аристархова, первого зам. министра культуры РФ [1], в котором были обозначены следующие направления деятельности Министерства культуры РФ в сфере цифровизации.

Ведение реестров и оказание государственных услуг:

- государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

- реестр похищенных, пропавших и утраченных культурных ценностей;

- государственный каталог музейного фонда;

- единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах.

Цифровая трансформация госуправления:

- статистика отрасли;

- платформа открытых данных Минкульту-ры России;

- автоматизированная система «Учет продажи билетов»;

- единая аналитическая система Минкуль-туры России.

Создание единого информационного пространства в сфере культуры и популяризация культурного наследия:

- Национальная электронная библиотека;

- портал Культура.РФ и единое информационное пространство в сфере культуры;

- виртуальные музеи, виртуальная и дополненная реальность, мобильные приложения.

Следует отметить, что во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Министерством культуры РФ разработан федеральный проект «Цифровая культура», входящий в национальный проект «Культура». Его основной задачей является создание условий для повышения доступности и возможности участия граждан в культурной жизни путем цифровиза-

ции услуг культуры и формирования информационного пространства знаний. С 2019 по 2024 год предусмотрено создание 500 виртуальных концертных залов в городах России, проведение 450 выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности, проведение 600 онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале Культура.РФ, пополнение фонда Национальной электронной библиотеки 48 тыс. оцифрованных единиц [12].

Представление о масштабе предстоящих преобразований, связанных с цифровизацией сферы культуры РФ, можно получить, если обратиться к плану деятельности Министерства культуры РФ на 2019-2024 годы, утвержденному приказом Минкультуры России 01.03.2019 № 229. Приведем лишь некоторые целевые индикаторы и показатели цифровизации сферы культуры РФ только на 2020 год (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели цифровизации сферы культуры Российской Федерации

Наименование показателя (индикатора) Значение показателя

Доля публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Российской Федерации 100 %

Доля музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в общем количестве музеев Российской Федерации 100 %

Доля театров, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в общем количестве театров Российской Федерации 100 %

Количество спектаклей выдающихся режиссеров, размещенных в бесплатном доступе в сети Интернет 700

Количество созданных виртуальных концертных залов 483

Количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности 250

Количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале Культура.РФ 100

Проведенный анализ публикаций позволяет утверждать, что в настоящее время цифровые технологии на любой территории выступают в качестве важнейшего средства обеспечения доступа людей к культурным ценностям. Циф-ровизация в сфере культуры признана приоритетным направлением государственной культурной политики, она призвана обеспечить вовлечение в культурную жизнь представителей разных поколений, в равной степени ориентированных как на реальный, так и на цифровой формат восприятия и обработки информации. Государственное управление цифровизацией в сфере культуры усиливает эти процессы, способствуя проникновению цифровых технологий в деятельность всех организаций культуры без исключения.

Масштаб и сложность, новизна и динамичность целей цифровизации в сфере культуры заставляет выделить ряд первоочередных проблем, среди которых главной проблемой цифровой трансформации становится необходимость массового обучения и переобучения людей, по масштабам сопоставимая с изменениями эпохи индустриализации, и, как в тот период, вопрос кадров является решающим, а основным лимитирующим условием выступает время [17].

Следует подчеркнуть, что речь идет, с одной стороны, о необходимости повышения цифровой грамотности потребителей цифровых услуг в сфере культуры, поскольку исследователи указывают на низкий уровень информационной культуры населения России, так как практически 50 % потребителей интернет-услуг или не имеют представления о нормах безопасности, или пренебрегают ими [7]. С другой стороны - цифровизация в сфере культуры ставит особые задачи перед системой профессиональной подготовки кадров культуры. В первую очередь речь идет о формировании новых компетенций через освоение технологий создания и потребления знаний, научной информации, разработку новых стандартов и организацию обучения по ним [2], необходимости обучать работников культуры навыкам работы с компьютерными технологиями и Интернетом, социальными сетями, современными технологиями распространения информации, способам приобщения к культурным благам в виртуальном

пространстве, включая использование цифровых ресурсов сайтов «Культура.рф» и «Госкаталог», виртуальных музеев и т. п. [11].

В НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) КемГИК на протяжении двух десятилетий ведутся научные исследования и разработки по двум направлениям, связанным с реализацией Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Их результаты нашли широкое практическое применение при профессиональной подготовке и повышении квалификации кадров культуры, призванных работать в условиях цифровой трансформации общества, информатизации и цифровизации сферы культуры.

Первое направление - формирование медий-но-информационной грамотности и развитие информационной культуры личности. В рамках данного направления разработан комплекс учебных программ и учебных пособий, ориентированных на разные категории обучаемых: школьников, студентов и аспирантов, учителей, библиотекарей. Подробная характеристика данного направления приводится в монографии [5].

Особое внимание в КемГИК уделяется разработанному в НИИ ИТ СС учебному курсу «Информационная культура личности», который внедрен на всех факультетах КемГИК и обеспечен учебным пособием «Информационная культура личности: технология продуктивной интеллектуальной работы с информацией в условиях интернет-среды». В настоящее время ведется актуализация данного учебного курса, который будет включать следующие разделы:

Раздел 1. Цифровизация культуры и цифровая трансформация информационных ресурсов;

Раздел 2. Трансформация алгоритмов поиска информации в информационной электронной среде;

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка и критический анализ информации в структуре профессиональной деятельности работников культуры;

Раздел 4. Технологии создания электронных информационных продуктов учреждений культуры в контексте цифровой трансформации отрасли культуры.

Целенаправленное и последовательное осуществление информационной подготовки за счет внедрения специальной учебной дисциплины -«Информационная культура личности» переводит формирование информационной компетентности студентов из области самообразования в разряд профессиональной подготовки.

Второе направление исследований и разработок НИИ ИТ СС КемГИК, результаты которых используются не только при обучении студентов института культуры, но и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, -это создание качественного цифрового контента учреждений культуры. Переход в условиях цифровой трансформации отрасли культуры от эмпирической деятельности на базе интуиции, здравого смысла, проб и ошибок к научно обоснованной разработке цифрового контента учреждения культуры объективно обуславливает потребность в привлечении к ней профессионально подготовленных кадров, владеющих как традиционными технологиями анализа и синтеза информации, так и технологиями представления их результатов в электронной среде. Это обстоятельство формирует социальный заказ на подготовку и повышение квалификации кадров в сфере электронных информационных ресурсов (ЭИР) с позиций новейших методологических, технологических и методических решений. Исходя из него, в НИИ ИТ СС КемГИК разработаны программы обучения и учебно-методические комплексы, раскрывающие технологию создания качественного цифрового контента учреждениями культуры, включая технологию создания контента официальных сайтов учреждений культуры (библиотек, культурно-до-суговых центров, музеев, театров и т. п.), а также других генерируемых ими электронных информационных ресурсов.

Опыт решения задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры описан в нашей статье [6].

Принципиальной чертой обучения студентов института культуры, а также слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров является то, что обучение строится на базе «живого» материала, полученного

сотрудниками НИИ ИТ СС в ходе выполнения реальных исследований и разработок, общения с различными категориями заказчиков; реализуется с предоставлением обучающимся развитого учебно-методического комплекса. Тем самым решаются задачи подготовки кадров, способных на деле решать сложные технологические задачи с учетом особенностей конкретной предметной области, с использованием творческого подхода.

На всех уровнях образовательного процесса для обучаемых любого статуса для нас чрезвычайно важным является понимание того, что решение лежащих в контексте цифровизации задач по созданию электронных информационных ресурсов или цифровых ресурсов, безусловно, требует от их создателей владения соответствующими программными и техническими средствами. Но достижение результатов по созданию качественных ЭИР любого вида прежде всего требует надежного знания предметной области и умения представить ее на уровне семантической и концептуальной моделей.

Ориентированная на решение задач создания цифрового контента сферы культуры система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров на базе КемГИК не является статичной и непрерывно развивается в соответствии с достижениями теории и практики создания ЭИР. В настоящее время перспективы исследований и разработок, направленных на по-

вышение качества электронных информационных ресурсов учреждений культуры, мы связываем с:

- разработкой научно обоснованного подхода к классификации электронных информационных ресурсов и определению неотъемлемых характеристик каждого их вида;

- диверсификацией разработанного научно обоснованного подхода к созданию электронных информационных ресурсов в соответствии с особенностями их видов;

- подготовкой ориентированных на различные предметные области частных методик формализованного анализа и синтеза электронных информационных ресурсов различных видов, в том числе интернет-ресурсов;

- созданием предметно-ориентированных лингвистических средств, например, проблемных рубрикаторов.

Развитие каждого из реализуемых НИИ ИТ СС КемГИК направлений профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, с нашей точки зрения, призвано стать основой существенного роста достижений учреждений культуры в эпоху цифровизации общества. Но чрезвычайно важным для достижения целей цифровизации в сфере культуры является понимание руководством учреждений культуры того, что реализация задач каждого из этих направлений должна осуществляться с позиций системного подхода.

Литература

1. Аристархов В. В. Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год [Электронный ресурс] // М-во культуры РФ: офиц. сайт. - URL: https://www.mkrf.ru/documents/materialy-k-zasedaniyu-itogovoy-koUegii-ministerstva-kultury-rossiys-koy-federatsii-16-aprelya-2018-/ (дата обращения: 14.10.2019).

2. Астафьева О. Н., Никонорова Е. В., Шлыкова О. В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15, № 5. -С. 516-531. DOI 10.25281/2072-3156-2018-15-5-516-531.

3. Басаев З. Л. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. - 2018. - № 12(4). - С. 32-38. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-32-38.

4. Гарнов А. П. Логистическая составляющая цифровой экономики услуг культуры // Рос. эконом. интернет-журн. - 2018. - № 3. - С. 17.

5. Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек. - М.: Литера, 2016. - 392 с.

6. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Создание официальных сайтов и задачи целевой подготовки в системе повышения квалификации руководящих кадров организаций культуры: новый этап реализации идей С. А. Сбитнева // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 42. - С. 20-29.

7. Гончаренко Л. С. Цифровая экономика как фактор социально-экономической трансформации России // Вестн. Челябин. гос. ун-та. - 2019. - № 3 (425). - С. 43-49. DOI: 10.24411/1994-2796-2019-10306.

8. Дугужева М. Х., Симаева Е. П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. - 2019. - Вып. 44. - С. 190-208. DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-190-208.

9. Кузьмина С. Н. Специфика подготовки кадров творческих индустрий в контексте их цифровой трансформации // Петербург. эконом. журн. - 2018. - № 1. - С. 60-69.

10. Лопатина Н. В., Неретин О. П. Сохранение цифрового культурного наследия в едином электронном пространстве знаний // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 5(85). - С. 74-80.

11. Моисеева Т. А. Цифровые технологии как фактор обеспечения доступа к культурным ценностям // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы: сб. ст. - Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2018. - С. 50-57.

12. Национальный проект «Культура». Планы и направления // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. - URL: http://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/ (дата обращения: 16.10.2019).

13. Неизвестный С. И. Социально-психологические проблемы перехода к цифровой экономике // Уч. зап. -2018. - Т. 17, № 2. - С. 50-57. DOI: 10.17922/2071-5323-2018-17-2-5-13.

14. Нещерет М. Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках - это уже реальность // Библио-сфера. - 2019. - № 2. - С. 19-25. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-19-25.

15. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. - 2019. -№ 3(193). - С. 48-55.

16. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Изв. С.-Петерб. гос. эконом. ун-та. - 2018. - № 4 (112). - С. 16-24.

17. Положихина М. А. Цифровая экономика как социально-экономический феномен // Экономические и социальные проблемы России. - 2018. - № 1(37). - С. 8-38.

18. Свириденко Д. Принять вызов цифровой экономики // Эксперт Сибирь. - 2017. - № 48-49 (504). - С. 40-41.

19. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 46-63.

20. Цифровизация в сфере культуры. Комитет по культуре провел парламентские слушания [Электронный ресурс]. - URL: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15584405 (дата обращения: 16.10.2019).

21. Шрайберг Я. Л. Информационно-документное пространство образования, науки и культуры в современных условиях цифровизации общества. Ежегодный доклад Пятого Международного профессионального форума «Крым - 2019» // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 9. - С. 3-55. DOI 10.33186/1027-3689-20199-3-55.

22. How to win at digital transformation. Insights from a global survey of top executives. Hitachi Data System совместно с Forbes insights, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://images.forbes.com/forbesinsights/hds_ digital_maturity/HowToWinAtDigitalTransformation.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

References

1. Aristarkhov V.V. Doklad ob osnovnykh napravleniyakh i rezul'tatakh deyatel'nosti Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii v 2018 godu i zadachakh na 2019 god [Report on the main directions and results of the Ministry of culture of the Russian Federation in 2018 and tasks for 2019]. Ministerstvo kul 'tury RF: ofitsial'nyy sayt [Ministry of Culture of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: https://www.mkrf.ru/documents/materialy-k-zasedaniyu-itogovoy-kollegii-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-16-aprelya-2018-/ (accessed 14.10.2019).

2. Astafyeva O.N., Nikonorova E.V., Shlykova O.V. Kul'tura v tsifrovoy tsivilizatsii: novyy etap osmysleniya strate-gii budushchego dlya ustoychivogo razvitiya [Culture in the Digital Civilization: A New Stage in Understanding the Future Strategy for Sustainable Development]. Observatoriya kul'tury [Observatory of culture], 2018, vol. 15, no. 5, pp. 516-531. (In Russ.). Doi: 10.25281/2072-3156-2018-15-5-516-531.

3. Basayev Z.L. Tsifrovizatsiya ekonomiki: Rossiya v kontekste global'noy transformatsii [The Digitalisation of the Economy: Russia in the Context of Global Transformation]. Mir novoy ekonomiki [The world of new economy]. 2018, no. 12(4), pp. 32-38. (In Russ.). Doi: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-32-38.

4. Garnov A.P. Logisticheskaya sostavlyayushchaya tsifrovoy ekonomiki uslug kul'tury [Logistics component of digital economy of cultural services]. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal [Russian Economics online-journal], 2018, no. 3, p. 17. (In Russ.).

5. Gendina N.I. Informatsionnoe obrazovanie i informatsionnaya kul'tura kak faktor bezopasnosti lichnosti v global'nom informatsionnom obshchestve: vozmozhnosti obrazovatel'nykh organizatsiy i bibliotek [Information education and information culture as a factor of personal security in the global information society: opportunities of educational organizations and libraries]. Moscow, Litera Publ., 2016. 392 p. (In Russ.).

6. Gendina N.I., Kolkova N.I. Sozdanie ofitsial'nykh saytov i zadachi tselevoy podgotovki v sisteme povysheniya kvalifikatsii rukovodyashchikh kadrov organizatsiy kul'tury: novyy etap realizatsii idey S.A. Sbitneva [Creation of the official sites and the problem of target preparation in the system of professional development of the managing staff of the organizations of culture: the new stage in realization of the ideas of s.a. sbitnev]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, pp. 20-29. (In Russ.).

7. Goncharenko L.S. Tsifrovaya ekonomika kak faktor sotsial'no-ekonomicheskoy transformatsii Rossii [Innovative factors of social and economic transformation of russia: digital economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2019, no. 3 (425), pp. 43-49. (In Russ.). Doi: 10.24411/19942796-2019-10306.

8. Duguzheva M.Kh., Simaeva E.P. Transformatsiya zakonodatel'stva o kul'ture v usloviyakh tsifrovizatsii [Transformation of the legislation on culture in the context of digitalization]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Perm university herald. Juridical sciences], 2019, no. 44, pp. 190-208. (In Russ.). Doi: 10.17072/1995-4190-201944-190-208.

9. Kuzmina S.N. Spetsifika podgotovki kadrov tvorcheskikh industriy v kontekste ikh tsifrovoy transformatsii [Specificity of training the personnel of creative industries in the context of their digital transformation]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal [Saint-Petersburg Economic Journal], 2018, no. 1, pp. 60-69. (In Russ.).

10. Lopatina N.V., Neretin O.P. Sokhranenie tsifrovogo kul'turnogo naslediya v edinom elektronnom prostranstve znaniy [The preservation of digital cultural heritage in uniform electronic space of knowledge]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts], 2018, no. 5(85), pp. 74-80. (In Russ.).

11. Moiseeva T.A. Tsifrovye tekhnologii kak faktor obespecheniya dostupa k kul'turnym tsennostyam [Digital technologies as a factor of ensuring access to cultural values]. Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: vyzovy iperspe-ktivy [Public administration and development of Russia: challenges and prospects]. Penza, Penzenskiy gosudarstven-nyy agrarnyy universitet Publ., 2018, pp. 50-57. (In Russ.).

12. Natsional'nyy proekt "Kul'tura". Plany i napravleniya [The national project "Culture". Plans and directions]. Ministerstvo kul'tury RF: ofitsial'nyy sayt [Ministry of Culture of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_planyi_napravleniya/ (accessed 16.10.2019).

13. Neizvestnyy S.I. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy perekhoda k tsifrovoy ekonomike [Social and Psychological Problems of Transition to Digital Economy]. Uchenye zapiski [Academic notes], 2018, vol. 17, no. 2, pp. 50-57. (In Russ.). Doi: 10.17922/2071-5323-2018-17-2-5-13.

14. Neshcheret M.Yu. Tsifrovizatsiya protsessov obsluzhivaniya v bibliotekakh - eto uzhe real'nost' [Digitization of user service processes in libraries is already a reality]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2019, no. 2, pp. 19-25. (In Russ.). Doi: 10.20913/1815-3186-2019-2-19-25.

15. Panshin B. Tsifrovaya ekonomika: ponyatiya i napravleniya razvitiya [Digital economy: concepts and directions of development]. Nauka i innovatsii [The Science and Innovations], 2019, no. 3(193), pp. 48-55. (In Russ.).

16. Plotnikov V.A. Tsifrovizatsiya proizvodstva: teoreticheskaya sushchnost' i perspektivy razvitiya v rossiyskoy ekonomike [Digitalization of production: the theoretical essence and development prospects in the russian economy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta], 2018, no. 4 (112), pp. 16-24. (In Russ.).

17. Polozhikhina M.A. Tsifrovaya ekonomika kak sotsial'no-ekonomicheskiy fenomen [The digital economy as a socioeconomic phenomenon]. Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii [Economic and Social Problems of Russia], 2018, no. 1(37), pp. 8-38. (In Russ.).

18. Sviridenko D. Prinyat' vyzov tsifrovoy ekonomiki [Embrace the challenge of the digital economy]. Ekspert Sibir' [Expert-Siberia], 2017, no. 48-49 (504), pp. 40-41. (In Russ.).

19. Khalin V.G., Chernova G.V. Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rossiyskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and Its Impact on the Russian Economy and Society: advantages, challenges, threats and risks]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2018, no. 10, pp. 46-63. (In Russ.).

20. Tsifrovizatsiya v sfere kul 'tury. Komitet po kul 'ture provel parlamentskie slushaniya [Digitalization in the sphere of culture. The culture Committee held parliamentary hearings]. (In Russ.). Available at: http://komitet2-3.km.duma. gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15584405 (accessed 16.10.2019).

21. Shrayberg Ya.L. Informatsionno-dokumentnoe prostranstvo obrazovaniya, nauki i kul'tury v sovremennykh uslovi-yakh tsifrovizatsii obshchestva. Ezhegodnyy doklad Pyatogo mezhdunarodnogo professional'nogo foruma "Krym-2019" [Information and document space in education, science and culture in the contemporary context of society digitalization. The annual paper presented at the Fifth World Professional Forum "Crimea-2019"]. Nauchnye i tekh-nicheskie biblioteki [Scientific and Technical Libraries], 2019, no. 9, pp. 3-55. (In Russ.). Doi: 10.33186/1027-36892019-9-3-55.

22. How to win at digital transformation. Insights from a global survey of top executives. Hitachi Data System in association with Forbes insights, 2016. (In Engl.). Available at: https://images.forbes.com/forbesinsights/hds_digital_ maturity/HowToWinAtDigitalTransformation.pdf (accessed 14.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Стародубова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Косолапова Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Приводится сущностная характеристика квеста как современной образовательной интерактивной технологии. Выявляются истоки зарождения и основные этапы развития квестов. Предлагается обобщенная многоаспектная классификация квестов по различным основаниям деления: по степени реальности, форме проведения, способу прохождения, типу заданий, доминирующей деятельности игроков, предметному содержанию, информационной образовательной среде, месту проведения, продолжительности, уровню сложности, целевой возрастной категории, форме работы, жанру сюжета и т. д. Выделяются обязательные компоненты образовательного квеста. Характеризуются особенности применения квестов в современной досуговой, информационно-библиотечной и образовательной сфере. Выявляются достоинства и недостатки практического использования квестов. Представлен опыт применения квестов как средства контроля знаний студентов первого курса очного отделения по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профили подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» и «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» Кемеровского государственного института культуры. Приводится содержание информационно-интеллектуального квеста, посвященного столетнему юбилею выдающегося советского и российского ученого, специалиста в области информационно-библиотечной деятельности, основателя библиотечного факультета Кемеровского государственного института культуры профессора С. А. Сбитнева. Рассматривается технология организации и проведения интегрированного интеллектуально-поискового квеста по дисциплинам «История документальных коммуникаций» и «Основы информационной культуры личности», приуроченного к Общероссийскому дню библиотек.

Ключевые слова: квест, классификация квестов, образовательный квест, информационная культура, медийно-информационная грамотность, профессиональное образование, Кемеровский государственный институт культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.