ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 2019 PERM UNIVERSITY HERALD. JURIDICAL SCIENCES Выпуск 44
I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Информация для цитирования:
Дугужева М. Х., Симаева Е. П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 44. C. 190-208. DOI: 10.17072/19954190-2019-44-190-208.
Duguzheva M. Kh., Simaeva E. P. Transformatsiya zakonodatel'stva o kul'ture v usloviyakh tsifrovizatsii [Transformation of the Legislation on Culture in the Context of Digitalization]. Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Juridical Sciences. 2019. Issue 2. Pp. 190-208. (In Russ.). DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-190-208.
УДК 347.4
DOI: 10.17072/1995-4190-2019-44-190-208
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
М. Х. Дугужева
Кандидат юридических наук,
доцент департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский просп., 49
ORCID: 0000-0001-6850-7949 ResearcherID: G-9332-2019
Статьи в БД «Scopus»/«Web of Science»: DOI: 10.1051/shsconf/20185505009 10.15405/epsbs.2019.03.19
E-mail: [email protected] Е. П. Симаева
Кандидат юридических наук, доцент,
доцент департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский просп., 49
ORCID: 0000-0003-1221-5677 Researcher ID: 57202077346
Статьи в БД «Scopus»/ «Web of Science»: DOI: 10.2991/cssdre-18.2018.137 10.1051/shsconf/20185505009
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27.03.2019
Введение: статья посвящена культурной политике в контексте концепции «цифрового культурного наследия» глобального информационного общества, а также необходимости правового осмысления и регулирования стремительной цифровизации в сфере культуры. Цель: проанализировать место цифрового наследия, проблемы правового регулирования и сформировать рекомендации по совершенствованию системы норматив-
© Дугужева М. Х., Симаева Е. П., 2019
но-правового регулирования цифровизации в сфере культуры РФ, выявить положительные аспекты и показатели развития. Методы: междисциплинарный, сравнительный, аксиологический и нормативный. Междисциплинарный подход позволил преодолеть условные границы между правовой, информационно-технической, культурологической и иными сферами в проблемной теме; нормативный метод, посредством мониторинга международного и национального законодательства востребован в сфере культурной политики страны. Результаты: созданные стратегические документы по цифровизации российского общества, в частности в сфере культуры, нуждаются в правовой регламентации, действенных механизмах их реализации, в связи с чем необходимы междисциплинарные исследования и законодательные меры. Выявлено, что использование традиционных знаний в естественном быту сохранит аксиологическое значение нематериального наследия и позволит актуализировать и популяризировать традиционную культуру. А этническое разнообразие и традиционная культура местного населения в качестве культурного ресурса региона могут повысить его территориальную привлекательность, а также уменьшить ущерб культурным интересам этноса вследствие доведения до публики искаженной информации, в силу чего процессы цифровизации и коммерциализация нематериальной культуры должны реализовываться на основании междисциплинарного научного подхода. Выводы: представляются целесообразными разработка и реализация ряда мероприятий в сфере развития и цифровизации культуры: на федеральном уровне - принятие федерального закона о культуре, направленного на повышение роли культурных ценностей, культивирование идеи патриотизма, российской идентичности среди населения. Создание правовых условий для формирования единой цифровой культурной среды; на уровне субъектов РФ - совершенствование экономико-правового регулирования цифровой культуры.
Ключевые слова: культурная политика; цифровая культура; цифровизация культурного наследия; электронный каталог объектов нематериального культурного наследия; сохранение культурного наследия
TRANSFORMATION OF THE LEGISLATION ON CULTURE IN THE CONTEXT OFDIGITALIZATION
M. Kh. Duguzheva
Financial University under the Government of the Russian Federation 49, Leningradskiy prospekt, Moscow, 125993, Russia
ORCID: 0000-0001-6850-7949 ResearcherID: G-9332-2019
Articles in the databases 'Scopus'/ 'Web of Science': DOI: 10.1051/shsconf/20185505009 10.15405/epsbs.2019.03.19
E-mail: [email protected] Е.P. Simaeva
Financial University under the Government of the Russian Federation 49, Leningradskiy prospekt, Moscow, 125993, Russia
ORCID: 0000-0003-1221-5677 ResearcherID: 57202077346
Articles in the databases 'Scopus'/ 'Web of Science': DOI: 10.2991/cssdre-18.2018.137 10.1051/shsconf/20185505009
E-mail: [email protected] Received 27.03.2019
Introduction: the article deals with cultural policy in the context of the concept 'digital cultural heritage' of the global information society and considering the need for legal understanding and regulation of the rapid digitalization in the field of culture. Purpose: to analyze the place of digital heritage, the problems of its legal regulation and to formulate recommendations for improving the system of legal regulation of digitalization in the sphere of culture of the Russian Federation, to identify positive aspects and indicators of the development. Methods: interdisciplinary, comparative, axiological and normative methods. The interdisciplinary approach allowed us to overcome the conventional boundaries between the legal, information and technical, cultural and other spheres in the problem area; the normative method was used in the monitoring of international and national legislation in the field of cultural policy. Results: the created strategic documents on digitalization of Russian society, in particular those in the field of culture, require legal regulation and effective mechanisms for their implementation; therefore, interdisciplinary research and legislative measures are necessary. It has been revealed that the use of traditional knowledge in everyday life would preserve the axiological value of intangible heritage and would allow actualizing and promoting traditional culture. At the same time, the ethnic diversity and traditional culture of the local population as a cultural resource of a region could enhance its territorial attractiveness, as well as reduce the damage to the cultural interests of the ethnic group by bringing distorted information to the public, which is why the processes of digitalization and commercialization of intangible culture should be implemented on the basis of an interdisciplinary scientific approach. Conclusions: it seems appropriate to work out and implement a number of measures in the field of development and digitalization of culture: at the federal level - adoption of the federal law on culture aimed at increasing the role of cultural values, the idea ofpatriotism and Russian identity for the population; creation of legal conditions for the formation of a single digital cultural environment; at the level of subjects of the Russian Federation - improvement of economic and legal regulation of digital culture.
Keywords: cultural policy; digital culture; digitalization of cultural heritage; electronic catalogue of intangible cultural heritage; preservation of cultural heritage
Введение
Эпоха глобализации характеризуется широкими цифровыми возможностями, информационными войнами, в связи с чем актуализируется противостояние в вопросах государственной культурной политики. На современном этапе конкуренция между странами идет большей частью на уровне культурных ценностей. Ценности реализуются посредством культурной деятельности, регулируются и управляются через проведение государством культурной политики.
Ориентиры государственной политики, в том числе и культурной, основываются на осознанно выбранных ценностях.
Государственная культурная политика сегодня объектом систематических исследований не стала, хотя культура является показателем уровня жизни людей, показателем развитости всего гражданского сообщества.
В настоящее время российское общество заинтересовано в получении информации высокого интеллектуального качества. Вовлечение широких слоев населения в куль-
турную среду, формирование российской идентичности, воспитание чувства патриотизма являются одной из ключевых целей государства. Способствовать этому в полной мере в условиях развития информационного общества и внедрения цифровых технологий сможет процесс цифровизации культурного наследия и памятников культуры. Цифрови-зация, как и любой процесс оптимизации, перехода на новый инновационный уровень развития общественных отношений в различных сферах экономики и духовной жизни человека, требует нормативного регулирования и охраны со стороны государства. Без системы законодательного обеспечения невозможно эффективное функционирование государственного механизма.
Переход на цифровые платформы и использование высокотехнологических решений в культурной сфере требуют не только использования технических возможностей доступа к сети Интернет, но и владения цифровыми навыками, иными словами, обладания цифровой компетенцией.
Таким образом, актуальность представленного исследования обоснована необходимостью разработки практических рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения цифровизации культуры, культурного наследия в Российской Федерации. При этом важно сказать о целесообразности комплексного подхода к решению указанной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить действующую систему нормативно-правового регулирования циф-ровизации в сфере культуры в Российской Федерации;
• выявить положительные аспекты российского федерального и регионального опыта правовой регламентации цифровой культуры;
• оценить основные показатели развития цифровой культуры в Российской Федерации и ее субъектах.
Содержание культурной политики
Понятие и сущность культурной политики многозначны, в силу чего она становится важной составной частью всех направлений государственной деятельности.
Как отмечают М. Пахтер и Ч. Лэндри, «сейчас происходит поворот к культуре, ибо она выходит на передний план, и даже экономика и политика испытывают ее многообразные влияния» [7].
Такая многомерность отмечается многими исследователями. Например, Л. Е. Вос-тряков считает, что культурная политика сочетает в себе три важные составляющие: концептуальную, экономическую и законодательную [2].
Так, в концептуальной составляющей исследуются ценностный аспект и стратегические цели, в экономической составляющей - проблемы финансирования культуры, в законодательной - правовое регулирование сферы культуры и смежные правоотношения.
В научный оборот понятие «культурная политика» введено ЮНЕСКО в 1967 году. Изначально встраивание политики в сферу культуры, согласно О. И. Генисаретскому, предполагает «достижение согласия между официальными, творческими, обществен-
ными силами в отношении приоритетности целей культурного развития» [3].
Указанный термин широко используется как в политико-правовых, так и в социокультурных сферах, однако существует неоднозначность в понимании термина и подходов.
В исследованиях о культурной политике отмечается, что она является сознательным регулированием в области культуры. Целью культурной политики признается «достижение общественно значимых целей» [4]. Также указывается на важность состояния институтов и ресурсов [18]. Изучение структуры культурной политики позволило исследователям выделить основные характеристики [16, р. 18], виды действий, необходимых для осознанной культурной политики, векторы направления и инструменты культурной политики [14].
Легальное понятие «культурной политики» содержится в указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной по-литики»1 и определяется как действия, осуществляемые органами государственной власти РФ и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Таким образом, культурная политика -это деятельность государства в области культуры по сохранению, актуализации, популяризации культуры, а также совокупность принципов и норм, которыми государство руководствуется в такой деятельности.
К основным стратегическим целям культурной политики государства можно отнести, во-первых, развитие культурного потенциала, во-вторых, сохранение культурного наследия страны и, наконец, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей, развитие творчества [6].
1 Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Культура и цифровизация как социальные явления
Проблема поиска новой культурной политики на основе идеи демократизации культуры стала актуальной для многих стран к 1970 году. В 1980-х годах сформировалась модель общественного администрирования на принципе децентрализации, а в 1990-х заявил о себе инструментальный подход к культурной политике.
Так, сформировавшийся на Западе инструментальный подход Ф. Матарассо и Ч. Лэндри связывают с перспективами инвестиционных вложений в культуру. Оживление культурной деятельности, как отмечают исследователи, способствует социальному и экономическому развитию, в результате чего инвестиции в любую культурную деятельность будут иметь неизбежный социально-экономический эффект. Любая культурная деятельность и, соответственно, любые инвестиции в культуру идут на благо общества в целом [7, с. 128].
В рамках так называемого инструментального подхода «принципиальная ценность культуры определялась ее способностью служить различным политическим целям и стратегиям, направленным на общественное развитие или решение социальных проблем».
В любом современном государстве актуальны проблемы культурной политики. Если рассматривать политические и правовые ориентиры российской культурной политики, то культура в нашей стране возведена в ранг национальных приоритетов.
Такое социальное явление, как цифровиза-ция, получило распространение во второй половине ХХ века. К основным отличиям данного периода относят следующие:
1. Из аналоговых, физических и статичных все виды контента переходят в цифровые. Они становятся не только мобильными, но и персональными. Важной составляющей является то, что индивид получает возможность контролировать свой личный контент, а также планировать индивидуальную траекторию своей информационной деятельности.
2. Оформляется такая характеристика устройств и технологии, как управляемость. Технологии становятся средством коммуникации -общения.
3. Коммуникации обретают гетерогенность: теряет актуальность вертикальная, ие-рархичная коммуникация, в связи с чем происходит переход к сетевой структуре коммуникации [10].
Стратегия государственной культурной политики Российской Федерации и приоритетные направления
Россия - многонациональное государство. Сегодня на ее территории насчитывается более 150 этносов, принадлежащих к разным языковым группам, религиозным конфессиям, проживающим в различных регионах и имеющим самобытный уклад.
Стратегия государственной культурной политики Российской Федерации утверждена указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, соглашениях и конвенциях, участницей которых является Российская Федерация, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной культурной политики, других документах стратегического планирования. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в разработке которой учитывались такие документы стратегического значения, как Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года1, Концепция внешней политики Российской Федерации2, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года3 и др.
Модель современной культурной политики представляет собой многообразие субъектов культурной политики, права которых закреплены нормами права.
Во все времена проблемы сохранения культурного наследия считались не только актуальными, но и дискуссионными.
1 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Одно из основных направлений деятельности Минкультуры России - обеспечение государственной охраны, изучение и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации. Главная цель - сохранить объекты культурного наследия в их непосредственной исторической среде, не допустить их утраты для будущих поколений.
Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, способствующей формированию толерантности, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в формировании культуры Российского государства.
Охрана нематериального культурного наследия подразумевает создание охраноспособных объектов: документирование в форме записи, регистрации, фотографирования, воспроизведение на пленке, цифровое отображение, оцифровка, каталогизация (например, аннотация, описание, исследование, документирование, фото, звук, реферат, текстовые примечания, графика, видео), т. е. все, что содержит в себе элемент фиксирования таким образом, чтобы они могли быть доступны широкому кругу лиц.
Целью охраны является факт наличия объекта нематериального культурного наследия, аналитическая работа фольклористов по созданию общей схемы классификации фольклора, справочников по выявлению и учету, детальной каталогизации фольклорного материала [5].
В нормативных правовых актах субъектов РФ, регулирующих охрану проявлений нематериального культурного наследия и фольклора, содержится примерно одинаковый перечень форм объектов.
В 2008 году на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 267 был разработан опытный (пилотный) вариант электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, на основе которого в настоящее время ведется формирование и пополнение региональных банков данных.
Систематизация Реестра объектов нематериального культурного наследия представлена по следующим направлениям: устное народное творчество; исполнительские искусства;
празднично-обрядовая культура; техники и технологии.
Электронный каталог по своей сути является информационной системой (базой данных) объектов нематериальной культуры. К каждому объекту в каталоге представлены сопроводительные материалы: аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечание, цифровое отображение - графика, фото, видео и звук.
Работа над созданием подобных реестров в большей или меньшей мере ведется во всех субъектах РФ, однако в созданных реестрах количество объектов невелико, что является показателем наличия специфических сложностей организационного и иного характера. Вызывает опасение отсутствие регламентирования правовых способов урегулирования в случае возникновения споров относительно объектов.
Электронный каталог можно считать главным результатам реализации Конвенции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, так как созданием данного Реестра реализован первый этап - выявление, поиск, отбор и систематизация объектов нематериального культурного наследия.
Задача сохранения культурного наследия тесно связана с использованием современных информационных технологий. Сегодня мы являемся свидетелями сближения культурной и информационной политики, а также формирования методологических, технологических, организационных подходов.
Электронный каталог нематериальных ценностей - это уникальный ресурс и, в определенной степени, инновационный прорыв в области сохранения культурного наследия России.
Правовое регулирование сохранения нематериального культурного наследия
В сфере сохранения нематериального культурного наследия региональное законодательство опережает федеральное, в последние годы заметно усилилась законотворческая деятельность в субъектах РФ. В российском правовом поле действуют по рассматриваемому вопросу нормативные акты, предметом регулирования которых является нематериальное
культурное наследие народов при «терминологическом разночтении», например:
- закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 г. № 37-03 «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»1;
- закон Вологодской области от 26 февраля 2004 г. № 1000-03 «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области»2;
- закон Краснодарского края от 28 июня
2007 г. № 1264-КЗ «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае»3;
- закон Республики Алтай от 5 декабря
2008 г. № 120-РЗ «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай»4;
- закон Республики Тыва от 17января 2013 г. № 1770 ВХ-1 «Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва»5;
- закон Республики Татарстан №34-3РТ от 26 мая 2017 г. «О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан»6;
1 О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 г. № 37-О3 // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 2003. № 5, ч. 1, ст. 627.
2 О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области [Электронный ресурс]: закон Волог. обл. от 26 февр. 2004 г. № 1000Ю3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае [Электронный ресурс]: закон Краснод. края от 28 июня 2007 г. № 1264-КЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай: закон Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. № 120-РЗ // Сб. законодательства Республики Алтай. 2008. № 55(61), ст. 313.
5 Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва: закон Республики Тыва от 17 января 2013 г. № 1770 ВХ-1 // Нормат. акты Республики Тыва, Приложение к газете «Тувинская правда». 2013, № 3.
6 О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 26 мая 2017 г. № 34-3РТ (вступил в силу 01.01.2018 г.) // Собр. законодательства Республики Татарстан. 2017. № 41, ч. 1, ст. 1457.
- закон Республики Дагестан от 4 мая 2018 г. № 22 «Об объектах нематериального культурного наследия в Республике Дагестан»1.
Указанные законы к объектам охраны относят следующие формы нематериальной культуры: танец, музыку, игру, произведения устного народного творчества, традиции декоративно-прикладного искусства; праздники и обряды; знания, умения, навыки, обычаи, представления и иные формы самовыражения, связанные с традиционным образом жизни данных народов.
В нашей стране правовой режим охраны нематериальной культуры народов Российской Федерации не определен, однако современные реалии требуют заполнения правового вакуума. Фактически действуют законы в нескольких субъектах РФ, подготовлены проекты подобных нормативных актов в ряде субъектов РФ. Идет процесс институционализации и легитимации, распределения функций подведомственными органами, усиления эффективности и решения процедурных проблем, возникающих в практической работе.
Указанные нормативные акты субъектов РФ составляют фактическое основание для охраны нематериального культурного наследия, однако исследователи приходят к выводам о том, что практическая реализация указанных норм возможна только с использованием современных технологий работы с большими данными, так как работа с нематериальным культурным наследием предполагает охват всего пространства страны и со всеми этническими и иными группами, а значит, требуются конкретизация и детальная регламентация.
Цифровизация сферы культуры в Российской Федерации
В современном мире людей окружает множество объектов материального и нематериального культурного наследия, сохранение которых обеспечивает связь с прошлым, а также государственную и этнокультурную идентичность. Другая сторона этого явления - по-
1 Об объектах нематериального культурного наследия в Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 4 мая 2018 г. № 22. URL: http://president.e-dag.ru/ doku-menty/zakony/zakon-rd-ot-4-maya-2018-g-22-ob-ob-ektakh-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-v-respublike-dagestan (дата обращения: 20.02.2019).
стоянный рост спроса на культурное наследие, ввиду чего «больше невозможно отделить экономическую область или область производства от области идеологии и культуры, поскольку культурные артефакты, образцы, репрезентации, даже чувства и психические структуры стали частью мира экономики» [15, р. 5].
Во всем мире растет интерес к культурным индустриям, культуру признают ведущим инструментом развития общества, а эффективность культурных индустрий - залогом ускоренного развития общества.
Большой интерес исследователей разных сфер вызывают трансформации, происходящие в культуре в связи с широким внедрением цифровых технологий.
С. Левингстоун в своих работах отмечает, что «новизна Интернета как типа масс-медиа заключается скорее в сочетании интерактивности с такими новыми характеристиками, как неограниченный диапазон контента и глобальный характер коммуникации» [21].
В работе Н. Л. Соколовой красной линией проходит мысль о том, что исследования цифровой культуры касаются самых разнообразных сторон жизни общества, но не исчерпываются анализом форматов или технологий [11].
В ходе исследования были выявлены примеры положительного эффекта от включения объектов нематериального культурного наследия в экономические отношения местного населения, который усиливался за счет применения информационных технологий. Во-первых, повышается благосостояние населения: создаются товары и услуги этнического характера, что на этапе культурной глокализации очень востребовано. Во-вторых, использование традиционной культуры в естественном быту сохранит аксиологическое значение нематериального наследия и позволит актуализировать и популяризировать традиционную культуру. В-третьих, этническое разнообразие и традиционная культура местного населения в качестве культурного ресурса региона могут усилить территориальную привлекательность и стать основой экономического развития. Выявлены также риски в отношении ущерба культурным интересам этноса вследствие доведения до публики (непосредственно или косвенно) искаженной информации, в силу чего коммерциа-
лизация нематериальной культуры должна сопровождаться привлечением специалистов (юристов, культурологов, этнографов, фольклористов). В отличие от компенсаторного подхода ВОИС в Российской Федерации по аналогии с законом Республики Азербайджан приоритетным оказалось требование индивидуализации традиционного знания или предмета. Так, на наш взгляд, при создании товаров и услуг этнического характера должны указываться: точный их источник; географическое название места происхождения; название принадлежности к народу (обществу) использованного элемента традиционной культуры, правовая основа для данного требования в российском правовом поле находится в процессе создания [17].
Таким образом, стремительная цифровиза-ция культурной сферы влечет необходимость ее правового осмысления и регулирования.
За 150 лет революция массовой культуры кардинально изменила мир и продолжает его менять. Если в середине XIX века приобщение к работам мастеров живописи, театральному и музыкальному искусству было доступно в основном представителям элит, то в XXI веке эту возможность имеют 90 % населения Земли, выросшего за это время впятеро. То же - относительно других видов искусства и досуга: литературы, печатных медиа, телевидении, радио, игр, туризма.
Система правового регулирования цифровизации российского законодательства о культуре
Правовое регулирование процесса цифро-визации на сегодняшний день представлено на законодательном уровне, а также на уровне подзаконных нормативных актов. Так, например, относительно недавно, 12 марта 2019 года, Государственной Думой РФ были приняты в окончательном третьем чтении поправки в Гражданский кодекс РФ, определяющие понятие «цифровые права», которые вступят в силу с 1 октября 2019 года. Всего в 2019 году Федеральным Собранием Российской Федерации планируется принять около 20 законов по цифровизации.
Впервые о необходимости цифровизации различных сфер экономики и общественной
жизни было указано в государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года, который 12 февраля 2019 года утратил силу в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 12 февраля 2019 г. № 195-р.
К основным направлениям Программы «Цифровая культура» относят:
- создание специальных условий для развития в стране общества знаний;
- повышение качества жизни граждан страны через доступность и качество современных цифровых технологий;
- повышение цифровой грамотности населения страны;
- создание доступных и качественных государственных услуг;
- создание безопасных условий при использовании цифровых услуг [9].
Систему нормативного регулирования внедрения цифровых технологий и развития информационного общества, на подзаконном уровне, прежде всего представляет указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», предусматривающий повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве при развитии информационного общества в качестве одной из основных целей стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Кроме того, в декабре 2018 года президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Культура»1, предусматривающий увеличение посещений населением организаций культуры и увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры.
Указанный проект, разработанный в рамках реализации президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», включает в себя ряд федераль-
1 Паспорт национального проекта «Культура» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ных программ: обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»); создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди»); цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»).
В 2018 году Министерством культуры РФ разработан прогноз развития сферы культуры до 2036 года, который предполагает совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры, необходимых условий для реализации творческого потенциала нации, цифровизации услуг и формирования информационного пространства, создание необходимых условий, направленных на обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ; сохранение культурного наследия России; повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры.
Предполагается, что к 2036 году будут достигнуты цели, направленные на:
- обеспечение мер по выравниванию условий доступности населению регионов страны к лучшим образцам музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусства, народного творчества;
- обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны (виртуальные концертные залы, оцифровка книжных фондов, цифровые гиды и он-лайн-трансляции);
- создание (реконструкцию) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
- обеспечение мер, направленных на укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры.
В связи с разработкой проекта на финансирование планируется потратить 113,5 млрд руб. (из федерального бюджета - 109,7 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ - 3,8 млрд руб.) [1].
Что касается законодательного регулирования общественных отношений в сфере культуры, то уже в 2019 году планируется принятие федерального закона о культуре. Как известно, с 1992 года правовым регулятором культурной
среды являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре1.
Новый закон о культуре призван создать правовой механизм опережающего культурного развития общества. Из преимуществ нового законодательства о культуре можно отметить духовный, ценностный подход к культурным ценностям, вывод культуры за рамки рыночных отношений, сферы услуг. Сегодня культура должна стать сферой, свободной от вмешательства государства в творческую составляющую при делегировании части своих управленческих полномочий общественным институтам. В целях развития свободы творчества необходимо привлекать к управлению в сфере культуры творческие объединения, заинтересованные в духовном развитии граждан. Государство же будет лишь способствовать этому процессу, создавать благоприятные условия (экономические, правовые) для культурного развития.
Также вопросы развития культуры и сохранения культурного наследия в России отражены в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Однако в условиях реализации проекта «Цифровая культура» в указанном выше законе отсутствуют нормы, регулирующие процесс оцифровки объектов культурного наследия, создания благоприятных условий и механизма цифровизации культурного наследия и памятников истории.
На международном уровне процесс цифро-визации в культурной сфере регламентирован рядом документов, среди которых: международная Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» (2003), Хартия «О сохранении цифрового наследия» (2003), Стратегический план действий Программы «Информация для всех» (2008-2013), закрепившие возможность формирования и доступа к всемирному культурному наследию в цифровой форме, материальному и нематериальному [13].
1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 9 окт. 1992 г. № 3612-1 // Российская газета. 1992. № 248.
Культура, будучи важнейшей составляющей «глобального текста» мировой цивилизации, ориентируется на достижения прошлого как основы понимания настоящего и построения будущего. ЮНЕСКО в эпоху цифровых технологий признают лабораторией идей и центром обмена культурной информацией, однако данная организация является и нормо-творческой. Признавая значимость цифровой культуры, ЮНЕСКО является основателем международной правовой основы сохранения, доступности, охраны цифрового культурного наследия. Согласно Хартии «О сохранении цифрового наследия», цифровое наследие - это информационные ресурсы (библиотеки, музеи, архивы и др.) и различные медийные ресурсы, которые создаются, распространяются и сохраняются в цифровом виде.
Хартия в своих рекомендациях подчеркивает важность законности доступа к информационному наследию, увеличению возможностей развития творчества, совместного использования знаний всеми народами и безопасности цифрового наследия.
Особенность цифрового наследия, в соответствии с Хартией «О сохранении цифрового наследия», заключается в том, что оно не имеет ограничений как по времени и географии, так и по культуре или формату.
Каждый человек на планете потенциально может быть пользователем уникальных ресурсов человеческих знаний и форм их выражения, т. е. цифрового наследия, независимо от специфики конкретной культуры.
Для обеспечения сохранения культурного наследия для представителей разных стран и культур необходимо создать условия доступности.
Цифровое наследие равно эффективно применимо к ресурсам различных отраслей: образования, науки, медицины, информатики и др.
При цифровом происхождении ресурсы можно использовать только в качестве цифрового объекта, это могут быть базы данных, изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы, текст. Они обладают непреходящей ценностью, в связи с чем и представляют интерес для нас и будущих поколений. Важно, что наследие создается в любом обществе, на любом языке в рамках любой сферы.
Проекты Минкультуры России в цифровой среде
Ведение реестров и оказание государственных услуг является одним из значимых «цифровых» изменений в сфере культуры. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Минкультуры России реализует задачу по переводу оказания услуг в электронный вид, обеспечивая такие услуги, как: централизованное ведение реестров; предоставление данных заинтересованным ведомствам при помощи СМЭВ; раскрытие информации в формате открытых данных.
Реестр похищенных, пропавших и утраченных культурных ценностей содержит 190 417 запрещенных к вывозу и находящихся в розыске культурных ценностей. Заявление можно подавать в электронном виде на официальном интернет-портале государственных услуг.
Электронная услуга «Государственный каталог музейного фонда» позволяет реализовать следующие возможности:
- загрузка информации музеями по упрощенной процедуре;
- личный кабинет музея;
- система отчетности;
- публичный портал;
- упрощенные процессы регистрации музейных предметов;
- взаимодействие с автоматизированными музейными системами.
Госкаталог представляет систему учета, контроля, управления состоянием Музейного фонда Российской Федерации, которая обеспечивает доступ к культурным ценностям независимо от места проживания граждан.
В начале 2018 года количество зарегистрированных предметов составило 9,8 млн; на 30 марта 2019 года каталог содержит информацию о 2148 музеях. Широко используются онлайн-трансляции из учреждений культуры, а знаковые культурные события доступны не только жителям двух столиц, так как аудитория трансляций - более трех десятков миллионов зрителей.
Обсуждения
Нерешенность ряда проблем в сфере культуры оказывает влияние, как на отдельно взятого человека с точки зрения сдерживания полноценного раскрытия человеческого потенциала, так и на жизнь социума отдельных населенных пунктов, где имеется нехватка учреждений культуры и досуга. Устранение имеющихся дисбалансов будет не только оптимизировать развитие нравственно-духовных ценностей, но и обеспечивать вклад в интеллектуальный контент1.
Сегодня, учитывая переход на цифровые платформы имеющейся актуальной информации в различных сферах общественной жизни, необходимо разрабатывать и реализовывать национальные проекты, позволяющие обеспечить доступ широкого круга населения к достижениям, в том числе в сфере культуры.
Цифровизация культурного наследия, объектов культуры, помогает нам сохранить культурные ценности для будущих поколений. При этом нет необходимости тратить значительные средства на поиск сохранившихся памятников истории и культуры, что позволяет различным слоям населения, имеющим цифровые навыки, приобщаться к духовному миру.
Идея создания реестра объектов нематериального культурного наследия, вероятно, возникла в противовес попытке каталогизировать материальное культурное наследие. А это понятие трактуется зачастую весьма своеобразно. Материальное культурное наследие, с точки зрения чиновников или бухгалтеров, - все, что можно перевести в денежный эквивалент, т. е. продать. К материальному культурному наследию эти ценители относят раритетные картины (Рембрандта, Микеланджело и др.), старинные музыкальные инструменты (скрипки Страдивари, Гварнери, Амати), ювелирные украшения (например, Фаберже) и многое другое. Для продажи таких вещей даже существуют специальные аукционы (Крисби, Сотбис и др.). Кроме этого, сюда относят и дорогие дворцовые комплексы, музеи-усадьбы, парковые комплексы и др. (например, Петродворец), которые
1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: утв. Минфином России.
имеют огромную стоимость. Все это как-то где-то учитывается, вносится в описи.
Другое дело, каково качество такой каталогизации. Не так давно произошел скандал с исчезновением экспонатов из Эрмитажа. Пропажу заметили не сразу, а спустя время, да и то случайно, - при очередной проверке. Другой скандал связан с продажей крупным чиновникам земли под частную застройку в районе Москвы, принадлежащей парковому музейному комплексу. Такие земли в принципе, согласно Конституции РФ, не подлежат продаже или передаче в аренду. Тем не менее подобные факты выявляются, что напрямую может повлечь риск утраты всемирного наследия для последующих поколений.
К факторам угроз следует отнести следующие: старение программного обеспечения; отсутствие четких разграничений относительно ресурсов, способов обслуживания, недостаточность законодательной базы для подобных правоотношений.
Стремительная динамика развития цифровых технологий не позволяет в полной мере осознать угрозы экономического, технического, интеллектуального и культурного характера и своевременно создать механизмы противодействия таким угрозам.
С точки зрения фольклористов, Единый реестр нематериального культурного наследия - это свод бесценных фольклорных текстов. Каждый фольклорный текст уникален, поскольку зафиксирован конкретным собирателем от конкретных исполнителей (носителей традиционной культуры) в данном месте и в данное время. Каждый фольклорный текст отражает состояние какой-то фольклорной традиции. А каждая фольклорная традиция уникальна и представляет собой несомненную и неоспоримую научную, художественную, историческую, социальную ценность.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется множество проектов2 по циф-ровизации культуры: это и популярный портал «Культура.РФ», и проект Национальной электронной библиотеки, а также Единая Федеральная автоматизированная информационная
2 Национальный проект «Культура». Планы и направления: офиц. сайт М-ва культуры РФ / https://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/.
система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), созданная в 2009 году.
Среди направлений деятельности Министерства культуры Российской Федерации следует выделить мероприятие по обеспечению в 2019 году в рамках национального проекта «Культура» 21 субъекта Российской Федерации первыми 100 многофункциональными передвижными культурными центрами отечественного производства.
Одним из показателей эффективного процесса цифровизации культуры в Российской Федерации является процент посещаемости портала «Культура.РФ». Согласно официальной статистике Министерства культуры РФ общее количество посещений сайта за 2017 год составило 10 200 000, что на 60 процентов больше, чем за 2016 год (6 360 000). В связи с этим можно отметить большую популярность указанного портала. Действительно, на «Куль-туре.РФ» вы можете не только ознакомиться с афишей, новыми проектами учреждений культуры, но и посмотреть интересующие вас спектакли, фильмы, балет и другие онлайн-трансляции, доступные 33 млн зрителям. Культурная жизнь регионов доступна на портале госуслуг.
Немаловажную роль в повышении уровня цифровой грамотности играют публичные библиотеки, призванные на своем уровне помочь пользователям разбираться в системе информационных источников, находить нужные интернет-ресурсы, действуя при этом эффективно и безопасно. Библиотеки должны и способны сыграть важную роль в повышении цифровой грамотности и цифровой культуры населения. Фактически это самые многочисленные в стране общедоступные площадки для консультирования, обучения, просвещения и коммуникаций людей.
Проект Национальной электронной библиотеки в России является одним из масштабных в сере цифровизации культуры и преодоления цифровой безграмотности.
Предназначение Национальной электронной библиотеки состоит в сохранении исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации, обеспечении условий для повышения интеллектуального потенциала граждан Российской Федерации и по-
пуляризации российской науки и культуры, формирования основы для создания пространства знаний.
На сегодняшний день, согласно данным НЭБ, в каталоге национальной электронной библиотеки 36 569 664 записей. Общее количество электронных документов в фондах НЭБ -4 641 982. В общественном достоянии -3 963 263, из которых авторским правом охраняется всего 613 516.
Положение о Национальной электронной библиотеке утверждено постановлением Правительства совсем недавно, в феврале 2019 года1.
Согласно указанному выше акту, «Национальная электронная библиотека» представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая содержит комплекс документов и сведений в электронной форме. Они отобраны в соответствии с методикой отбора объектов Национальной электронной библиотеки, доступ к ним предоставляется пользователям Национальной электронной библиотеки, в том числе с использованием сети Интернет. На сайте Й1р://нэб.рф каждый может ознакомиться с электронным каталогом, реестром книжных памятников и иной информацией, содержащейся в Национальной электронной библиотеке.
Правовое регулирование Единой Федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах предусмотрено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах». Приказом Министерства культуры РФ от 4 февраля 2019 г. № 109 «Об утверждении порядка представления оператором единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах отчета об осуществлении деятельности по эксплуатации единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах
1 Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека» и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 февр. 2019 г. № 169. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
фильмов в кинозалах и требований к его содержанию» утвержден порядок представления в Министерством культуры России отчета об эксплуатации единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах. Отчет формируется из отдельных разделов, содержащих информацию относительно:
- «Эксплуатации ЕАИС», указываются сведения об осуществленных оператором за отчетный период действиях по необходимому обслуживанию системы, поддержанию ее работоспособности, оптимизации структуры базы данных, сокращению времени обработки поступающих запросов к серверу;
- «Контроля за полнотой и достоверностью поступающей в ЕАИС информации», указываются сведения о проведенных оператором за отчетный период мероприятиях по оценке полноты и достоверности предоставляемой демонстраторами фильмов информации в системе;
- «Информационного сопровождения пользователей ЕАИС», указываются сведения об осуществленных оператором за отчетный период действиях по сопровождению пользователей системы (посредством электронной почты, телефонной связи, а также новостным блоком на официальном сайте системы);
- «Развития ЕАИС, расширения ее функциональных возможностей и доработка сервисов ЕАИС», указывается информация о произведенных оператором за отчетный период доработках сервисов системы, действиях по развитию программной составляющей, а также о загрузке исходного кода программного обеспечения в репозиторий Министерством культуры России.
Особое внимание следует уделить развитию цифровизации в культурной сфере в регионах России.
Уровень использования цифровых навыков в культурной сфере в субъектах Российской Федерации возможно определить с помощью рейтинга информационной активности культурной жизни регионов. В рейтинге представлены все 85 субъектов Российской Федерации. Результаты рассчитываются и представляются исходя из численности проживающих на соответствующей территории.
Первые три места среди регионов с населением более 2 млн человек в 2018 году, равно как и в 2017 году, заняли Воронежская область, Москва и Московская область. Значительно улучшили результаты своей работы и вошли в десятку Ставропольский край и Новосибирская область. В тройке лидеров за 2017 год в группе с населением от 1 до 2 млн произошли изменения - Чеченская Республика и Белгородская область поднялись на позицию выше, Республика Крым занимает третье место. Также большего прогресса удалось достичь Томской и Кировской областям: первая переместилась с 12-го на 5-е место, вторая - с 11-го на 9-е. Среди регионов с населением меньше миллиона лучший результат показали Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская и Костромская области. Занимавший в 2017 году третье место Камчатский край в этот раз покинул тройку лидеров. С 12-го места на 5-е поднялась Калининградская область. Республика Мордовия и Республика Коми также значительно улучшили свои результаты [3].
В соответствии с положительным опытом цифровизации культуры в Белгородской области, по словам начальника департамента цифрового развития Белгородской области, регион представил на конкурс «ПР0Ф-ГГ.2018» проект «АИС Культурный регион», это единая информационная инфраструктура в сфере культуры и туризма, решающая конкретные задачи [12]:
- повышение посещаемости и объемов продажи билетов в учреждения культуры города и области;
- развитие безналичной формы оплаты и применение контрольно-кассовой техники;
- создание единой региональной информационной инфраструктуры в области культуры и туризма;
- повышение квалификации сотрудников учреждений культуры в использовании современных технологий;
- повышение доступности оцифрованных культурных ресурсов региона в соответствии с национальным проектом «Культура».
В Чеченской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе приняты паспорта регио-
нальных проектов «Цифровая культура», основными результатами которых должны стать создание виртуальных концертных залов, выставочных проектов, оснащенных цифровыми гидами.
С 2019 года в Воронежской области планируется реализация национального проекта «Культура», финансирование в 531,3 млн руб. которого будет осуществляться из средств федерального бюджета. В ходе реализации проекта «Культурная среда» модернизируют 75 объектов культурной инфраструктуры региона, 90 % из которых находятся в муниципалитетах, еще 10 % - в областном центре. Предполагается, что одним из главных достижений станет создание многофункционального Центра культурного развития, который будет построен в одном из городов - Россоши или Лисках. Предполагается строительство, реконструкция и капитальный ремонт 21 Дома культуры и приобретение 7 автоклубов для обслуживания жителей в удаленных населенных пунктах, где отсутствуют стационарные учреждения культуры. Также положительным шагом реализации программы по цифровизации сферы культуры в Воронежской области стала программа «Устранения цифрового неравенства», которая поможет обеспечить доступ гражданам малонаселенных пунктов области к высокоскоростному Интернету.
Кроме того, в настоящее время цифровиза-ция в сфере культуры тесно связана с проблемой повышения уровня цифровой грамотности в Российской Федерации.
Цифровая грамотность - это, прежде всего, система умений и навыков в сфере цифровиза-ции, неотъемлемой частью которой является элемент цифровой безопасности, без чего невозможно эффективное использование цифровых продуктов. По данным РОЦИТ, в 2018 году по сравнению с 2017 годом индекс цифровой грамотности среди российского населения снизился на 14,7 %.
Основным препятствием реализации направлений развития цифровизации в культурной сфере, среди которых - кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, информа-
ционная инфраструктура, информационная безопасность, является отсутствие законодательного обеспечения, а также механизма экономико-правового регулирования отношений в сфере цифровой инфраструктуры.
На федеральном и региональном уровнях необходимо разработать систему норм комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой культуры, в результате чего регуляторная среда в полном объеме обеспечит благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий в культурной деятельности, связанной с использованием инструментов цифровой инфраструктуры [23].
Самым эффективным способом популяризации культурного наследия среди молодежи является создание спектра цифровых услуг, т. е. «перевод осязаемой традиционной культурной парадигмы в технически доступную, современную виртуальную культурную парадигму» [21].
Реализация такой цели может получить долгосрочную перспективу. Данной проблематике посвящено немало научных трудов [12].
Отмечается большой потенциал объектов и услуг цифровой культуры, который является важным ресурсом как для настоящих, так и будущих поколений.
Приоритетные направления в рассматриваемой проблематике: сохранение культурного наследия в цифровой форме; предоставление гражданам неограниченного права доступа к цифровым технологиям и услугам; применение цифровых технологий с целью популяризация культурного наследия. В сочетании это непременно станет эффективным средством, привлекающим общество к культурному контенту [22].
Уровень современных информационных технологий делает возможным сохранение и распространение объектов цифровой культуры [20]. Со временем цифровые технологии могут трансформироваться в объекты культурного наследия [1], в этом процессе активно задействованы электронные библиотеки, виртуальные музеи, цифровые архивы, электронные СМИ и др.
Выводы
В связи с вышеизложенным представляются целесообразными разработка и реализация ряда мероприятий в сфере развития и цифрови-зации культуры.
На федеральном уровне необходимо:
1) принять новый федеральный закон о культуре, где будут определены приоритеты культурной политики: духовно-ценностный императив, патриотизм, российская идентичность граждан;
2) внести дополнения в федеральный закон об объектах культурного наследия, предусмотрев механизм оцифровки и обеспечения доступа граждан к цифровым объектам культурного наследия и памятникам культуры;
3) создать правовые условия для формирования единой цифровой культурной среды, позволяющей обеспечить доступ населения к просветительским проектам, знаниям, достижениям современной науки и культуры;
4) обеспечить проведение мероприятий по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации;
5) обеспечить возможность доступа к широкополосному Интернету в российских регионах, прежде всего в отдаленных и малонаселенных территориях в целях устранения цифрового неравенства;
6) оптимизировать формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации;
7) оказать содействие гражданам Российской Федерации в усвоении цифровой грамотности и компетенций цифровой культуры, включая обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности; увеличить количество работников, прошедших повышение квалификации в центрах непрерывного образования в сфере культуры;
8) создать правовые и экономические условия для популяризации российской культуры и науки за рубежом, в том числе для противо-
действия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;
9) обеспечить субъекты Российской Федерации многофункциональными передвижными культурными центрами отечественного производства;
10) обеспечить оцифровку культурного наследия и памятников истории и культуры для лучшего доступа населения к культурным ценностям.
На региональном уровне с целью совершенствования экономико-правового регулирования цифровой культуры необходимо:
1) разработать концепции / программы развития культуры отдельных субъектов РФ в соответствии с национальным проектом «Цифровая культура»;
2) предусмотреть финансирование из федерального бюджета реновации региональных и муниципальных учреждений культуры, создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тыс. человек и в сельской местности, модернизацию региональных и муниципальных театров юного зрителя, обеспечение школ искусств и училищ необходимыми инструментами;
3) разработать региональные программы по усвоению цифровой компетенции и цифровой безопасности в сфере культуры среди населения различных возрастных групп;
4) обеспечить доступ к широкополосному Интернету не менее 90% населения в субъектах Российской Федерации;
5) обеспечить проведение мероприятий по повышению цифровой грамотности в сфере культуры среди населения регионов России.
Результатом реализации указанного комплекса мер станет увеличение числа граждан, принимающих участие в культурной деятельности, путем создания современной культурной инфраструктуры, внедрения в пространство деятельности организаций культуры новых форм и технологий, поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности.
Библиографический список
1. Баева Л. В. Электронная культура: угроза культурной безопасности или новые возможности для развития? // Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории: материалы конф. (г. Астрахань, сентябрь 2012 г.) / под ред. А. П. Романовой. Астрахань: АГУ, 2012. Т. 1. С. 12-17.
2. Востряков Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // Материалы семинара «Культура на границах». М.: Ясная Поляна, 2004. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/ 80.html (дата обращения: 26.03.2019).
3. Генисаретский О. И. Культурная политика, ориентированная на человека // Проблемы эстетического воспитания. М.: ГБЛ, 1989. С. 5-12.
4. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Изд. дом «Тигра», 2000. 227 с.
5. Дугужева М. Х. Правовые аспекты сохранения черкесского фольклора // Материалы Международной научно-практической конференции памяти М.И. Мижаева. Майкоп: ИП Паштов З.В., 2015. С. 116-122.
6. Духовное развитие и реформирование общества: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003.
7. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. М.: Изд. «Либерея», 2002.
8. Мурзина И. Я. Основы культурной политики: учеб.-метод. пособие для студ., обучающихся по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность». Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. 149 с.
9. Национальный проект «Культура». Планы и направления: офиц. сайт М-ва культуры Рос. Федерации. URL: http://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany _i_napravleniya/
10. Симаева Е. П. Проблемы цифровой грамотности в России: правовой анализ // Самоуправление. 2019. № 1(114), т. 2. С. 309-311.
11. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Междунар. журнал исследований культуры. URL: www.cultural-research.ru (дата обращения: 26.03.2019).
12. Цифровизация культуры: опыт Белгородской области. URL: http://d-russia.ru/tsi-
frovizatsiya-kultury-opyt-belgorodskoj-oblasti. html (дата обращения: 26.03.2019).
13. Шаповалова Г. М. Принцип разумного баланса между субъектами на объекты цифрового культурного наследия: аналитический обзор международных актов // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3. С. 8-12.
14. Adams D. and Goldbard A. Basic Concepts: Modes and Means of Cultural Policy-Making (1995, 1986). URL: http://www.wwcd.org/ policy/concepts.html (дата обращения: 26.03.2019).
15. Connor S. Postmodernist Culture An Introduction to Theories of the Contemporary. Oxford: Blackwell, 1997.
16. D'Angelo M., Vesperini P. Cultural Policies in Europe: Method and Practice of Evaluation // Council of Europe Publishing, 1999.
17. Dorokhov N. I., Duguzheva M. Kh., Karmova M. R. The Informal Economy as a Means of Preserving Intangible Cultural Heritage // GCPMED 2018 International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development" The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS 2018. December. DOI: 10.15405/ epsbs.2019.03.19.
18. Girard A., Gentil G. Cultural Development: Experiences and Policies, 2nd ed. (Paris: UNESCO, 1983). Pp. 171-172.
19. Kiourt C., Koutsoudis A., Pavlidis G. Dynamus: A Fully Dynamic 3D Virtual Museum Framework // Journal of Cultural Heritage. 2016. Vol. 22, November-December. Pp. 984-991
20. Kolay S. Cultural Heritage Preservation of Traditional Indian Art through Virtual Newme-dia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 225. Pp. 309-320.
21. Livingstone S. New Media, New Audiences? // New Media & Society. 1999. Vol. 1, № 59.
22. Novotny M., Lacko J., Samuelcik M. Applications of Multi-touch Augmented Reality System in Education and Presentation of Virtual Heritage // Procedia Computer Science. 2013. Vol. 25. Pp.231-235.
23. Simaeva E., Tyutyunnik I., Simaeva N. Improvement of Economic-legal Support of the digital Economy in Russia and Volgograd Region // Proceedings of the International Scientific Conference "Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges" (CSSDRE 2018), 2018. April. DOI: 10.2991/cssdre-18.2018.137.
References
1. Baeva L. V. Elektronnaya kul'tura: ugroza kul 'turnoy bezopasnosti ili novye vozmozh-nosti dlya razvitiya? [Electronic Culture: Cultural Security Threat or an Opportunity for Development?] . Sokhranenie kul 'turnogo naslediya i prob-lemy fal 'sifikatsii istorii. Materialy konferetsii, Astrakhan', sentyabr'. 2012 g. / pod red. A. P. Ro-manovoy [Preservation of Cultural Heritage and Problems of Falsification of History. Conference Proceedings, Astrakhan, September, 2012; ed. by A. P. Romanova]. Astrakhan, 2012. Vol. 1. Pp. 1217. (In Russ.).
2. Vostryakov L. E. Kul'turnaya politika: kontseptsii, ponyatiya, modeli [Cultural Policy: Concepts, Notions, Models]. Materialy seminara «Kul'tura na granitsakh». Mart 2004 [Proceedings of the Seminar 'Culture at the Borders'. March 2004]. Moscow, 2004. Available at: http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html.
(In Russ.).
3. Genisaretskiy O. I. Kul 'turnaya politika, orientirovannaya na cheloveka [Human-Oriented Cultural Policy]. Problemy esteticheskogo vospita-niya [Problems of Aesthetic Education]. Moscow, 1989. Pp. 5-12. (In Russ.).
4. Dragichevich-Sheshich M., Stoykovich B. Kul 'tura: menedzhment, animatsiya, marketing [Culture: Management, Animation, Marketing]. Novosibirsk, 2000. 227 p. (In Russ.).
5. Duguzheva M. Kh. Pravovye aspekty sokhraneniya cherkesskogo fol'klora [Legal Aspects of Preserving Circassian Folklore]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii pamyati M. I. Mizhaeva [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference in Memory of M. I. Mizhaev]. Maykop, 2015. Pp. 116-122. (In Russ.).
6. Dukhovnoe razvitie i reformirovanie ob-schestva: ucheb.-metod.posobie [Spiritual Development and Reforming of the Society: Study Guide]. Moscow, 2003. (In Russ.).
7. Matarasso F., Landry Ch. Kak uderzhat' ravnovesie? Dvadtsat' odna strategicheskaya dilemma kul 'turnoy politiki [Balancing Act: Twenty-One Strategic Dilemmas in Cultural Policy]. Kul'turnaya politika v Evrope: vybor strategii i orientiry [Cultural Policy in Europe: the Choice of Strategies and Benchmarks]. Moscow, 2002. (In Russ.).
8. Murzina I. Ya. Osnovy kul'turnoy politiki: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayuschikhsya po napravleniyu podgotovki 071800 - «Sotsial'no-kul'turnaya deyatelnost'» / I.Ya. Murzina [Fundamentals of Cultural Policy: Study Guide for Students Enrolled in the Training Direction 071800 - 'Socio-Cultural Activity'; I. Ya. Murzina]. Ekaterinburg, 2017. 149 p. (In Russ.).
9. Natsional'nyyproekt «Kul'tura». Plany i napravleniya [National Project 'Culture'. Plans and Directions]. Available at: http://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_ napravleniya/. (In Russ.).
10. Simaeva E. P. Problemy tsifrovoy gra-motnosti v Rossii: pravovoy analiz [Problems of Digital Literacy in Russia: Legal Analysis]. Sa-moupravlenie. 2019. Issue 1 (114). Vol. 2. Pp. 309-311. (In Russ.).
11. Sokolova N. L. Tsifrovaya kul 'tura ili kul'tura v tsifrovuyu epokhu? [Digital Culture or Culture in the Digital Age?]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul 'tury - International Journal of Cultural Research. 2012. Issue 3 (8). Available at: www.culturalresearch.ru (accessed 26.03.2019). (In Russ.).
12. Tsifrovizatsiya kul'tury: opyt Belgo-rodskoy oblasti [Digitization of Culture: the Experience of the Belgorod Region]. Available at: http://d-russia.ru/tsifrovizatsiya-kultury-opyt-belgorodskoj-oblasti.html. (In Russ.).
13. Shapovalova G. M. Printsip razumnogo balansa mezhdu sub "ektami na ob "ekty tsifrovogo kul'turnogo naslediya: analiticheskiy obzor mezh-dunarodnykh aktov [Principle of Reasonable Balance between Subjects for Objects of Digital Cultural Heritage: Analytical Review of International Acts]. Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo -Culture: Management, Economy, Law. 2016. Issue 3. Pp. 8-12. (In Russ.).
14. Adams D. and Goldbard A. Basic Concepts: Modes and Means of Cultural Policy-Making. 1986, 1995. Available at: http://www.wwcd. org/policy/concepts.html. (In Eng.).
15. Connor S. Postmodernist Culture An Introduction to Theories of the Contemporary. Oxford: Blackwell, 1997. (In Eng.).
16. D'AngeloM., Vesperini P.. Cultural Policies in Europe: Method and Practice of Evaluation. Council of Europe Publishing, 1999. P. 18. (In Eng.).
fíугу^еeа M. X., CuMaeea E. n.
17. Dorokhov N. I, Duguzheva M. Kh., Kar-mova M. R. The Informal Economy as a Means of Preserving Intangible Cultural Heritage. GCPMED 2018. International Scientific Conference 'Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development'. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 2018. December. Vol. LVII. Pp. 185-191. (In Eng.). DOI: 10.15405/epsbs.2019.03.19.
18. Girard A., Gentil G. Cultural Development: Experiences and Policies, 2nd ed. Paris: UNESCO, 1983. Pp. 171-172. (In Eng.).
19. Kiourt C. Dynamus: A Fully Dynamic 3D; C. Kiourt, A. Koutsoudis, G. Pavlidis. Journal of Cultural Heritage. 2016. Vol. 22. Pp. 984-991. (In Eng.).
20. Kolay S. Cultural Heritage Preservation of Traditional Indian Art through Virtual New-Media. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 225, 14 July. Pp. 309-320. (In Eng.).
21. Livingstone S. New Media, New Audiences? New Media & Society. 1999. Vol. 1. No. 59. (In Eng.).
22. Novotny M., Lacko J., Samuelcik M. Applications of Multi-Touch Augmented Reality System in Education and Presentation of Virtual Heritage. Procedia Computer Science. 2013. Vol. 25. Pp. 231-235. (In Eng.).
23. Simaeva E., Tyutyunnik I., Simaeva N. Improvement of Economic-Legal Support for the Digital Economy in Russia and the Volgograd Region. Proceedings of the International Scientific Conference 'Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges' (CSSDRE 2018). Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). 2018. April. Vol. 39. (In Eng.). DOI: 10.2991/cssdre-18.2018.137.