Научная статья на тему 'УГРОЗЫ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УГРОЗЫ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГРОЗЫ / РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Сергей Валерьевич

Содержание настоящей статьи затрагивает один из значимых секторов внешнеэкономической деятельности, внешнеторговой деятельности государств. Раскрыта сущность внешней торговли, её структура, а также сформулированы, исходя из сложившейся торговой практики на международном уровне, угрозы её экономической безопасности. В отношении Российской Федерации приведён комплекс основных мероприятий по предотвращению наступления негативных последствий рассмотренных угроз. В ключе прогнозирования последствий наступления угроз, вероятности их наступления рассмотрена категория «риски». На уровне таможенного контроля, непосредственно относящегося к внешнеторговой деятельности, рассмотрена существующая система управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS AND RISK MANAGEMENT IN THE FIELD OF FOREIGN TRADE

The content of this article affects one of the significant sectors of foreign economic activity, foreign trade activity of states. The essence of foreign trade, its structure is revealed, and threats to its economic security are formulated based on prevailing trade practices at the international level. In relation to the Russian Federation, a set of basic measures is given to prevent the onset of the negative consequences of the considered threats. In the context of forecasting the consequences of the onset of threats, the likelihood of their occurrence, the category of «risks» is considered. At the level of customs control directly related to foreign trade, the existing risk management system has been considered.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 330.354

DOI 10.23672/i4722-2836-2991 -t

Петров Сергей Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России psv01@yandex.ru

Sergey V. Petrov

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Department of Management

and Information Technologies

of the Faculty of Law and Management,

Vladimir Law Institute

Federal Settlements in Russia

psv01@yandex.ru

Угрозы и управление рисками в сфере внешнеторговой деятельности

Threats and risk management

in the field of foreign trade

Аннотация. Содержание настоящей статьи затрагивает один из значимых секторов внешнеэкономической деятельности, внешнеторговой деятельности государств. Раскрыта сущность внешней торговли, её структура, а также сформулированы, исходя из сложившейся торговой практики на международном уровне, угрозы её экономической безопасности. В отношении Российской Федерации приведён комплекс основных мероприятий по предотвращению наступления негативных последствий рассмотренных угроз. В ключе прогнозирования последствий наступления угроз, вероятности их наступления рассмотрена категория «риски». На уровне таможенного контроля, непосредственно относящегося к внешнеторговой деятельности, рассмотрена существующая система управления рисками.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, внешнеторговая деятельность, угрозы, риски, управление рисками, система управления рисками.

Annotation. The content of this article affects one of the significant sectors of foreign economic activity, foreign trade activity of states. The essence of foreign trade, its structure is revealed, and threats to its economic security are formulated based on prevailing trade practices at the international level. In relation to the Russian Federation, a set of basic measures is given to prevent the onset of the negative consequences of the considered threats. In the context of forecasting the consequences of the onset of threats, the likelihood of their occurrence, the category of «risks» is considered. At the level of customs control directly related to foreign trade, the existing risk management system has been considered.

Keywords: economic security, national security, foreign trade, threats, risks, risk management, risk management system.

Экономическая безопасность является важной частью национальной безопасности каждой страны.

На примере развивающихся и развитых стран, имеющих историю быстротекущих политических изменений, можно проследить, что подобные непредвиденные сдвиги в политике влекут серьёзные последствия для производственной и торговой деятельности.

Более крайняя форма политической нестабильности образуется под воздействием гражданских войн и переворотов, многие из которых вызваны ростом национализма и сопровождающей его этнической ненависти.

Колебания валютных курсов на международных финансовых рынках также служат угрожающим фактором ослабления внешней торговли, поскольку создают экономическую неопределён-

ность, нестабильность, оказывают непосредственное влияние на финансово-кредитную политику страны.

К примеру, цены на газ и нефть особенно зависимы от валютных колебаний. Учитывая, что цены на нефть влияют на стоимость сырьевых товаров во всем мире, потребители могут непосредственно ощущать воздействие этих взаимосвязанных колебаний.

Недостаточная эффективность государственного управления в области таможенного регулирования.

Данный пункт подразумевает необходимость проводимой на регулярной основе оптимизации таможенных процедур с целью их упрощения для таможенных органов и участников ВЭД, минимизации фактов физического контактирования, появления большей степени «прозрачности».

Преобладание доли теневой экономики в сфере внешней торговли, недекларируемой деятельности представляет значимую угрозу экономической безопасности ВТД.

На государственном уровне требуется разработка комплекса мер по выявлению и ликвидации «теневых» проявлений, оказывающих негативное воздействие на развитие экономики в целом.

Факторы эпидемиологического, биологического, природного характера.

Таким образом, на основе представленной, по видению автора, классификации угроз экономической безопасности ВТД, можно выделить существование как внутренних, исходящих от конкретного государства, так и внешних угроз.

Внутренние угрозы нарастают, как правило, при появлении признаков экономического кризиса в стране, нестабильности экономики. В такой ситуации возрастает роль государства, так как сектор бизнеса начинает утрачивать долгосрочные ориентиры. Внешние угрозы для конкретного государства поступают от иных государств, участников ВТД.

По масштабу распространения угрозы представляется возможным распределить на крупные, средние и малые. Аналогично другим сферам деятельности, одни угрозы экономической безопасности внешней торговли поддаются прогнозированию, другие возникают спонтанно, могут быть потенциальными и реально существующими.

Основным отличием является то, что в сфере ВТД угрозы возникают в области импортирования, экспортирования и реэкспорта товаров (услуг).

Обеспечение экономической безопасности внешней торговли является одной из приоритетных целей любого государства. Её достижение осуществляется при активном решении руководством стран таких задач, как обеспечение и укрепление экономической стабильности, суверенитета, повышение степени устойчивости государственной экономики к воздействию внешних и внутренних угроз.

Достижению указанной цели, в частности, в Российской Федерации, будет способствовать реализация комплекса задач:

• принятие мер к максимально возможному обеспечению защиты национальной финансовой системы во избежание экономических сбоев;

• проведение на постоянной основе мониторинга состояния законодательства, регламентирующего внешнеторговые отношения, выстраивание национальной системы регулирования внешней торговли, одновременно отвечающей международным требованиям в данной области ВЭД;

• формирование и укрепление системы им-портозамещения посредством укрепления собственных производств, поиска современных, в

том числе инновационных технологий и их внедрение в сферу производства товаров и услуг, направление дополнительных ресурсов на экспортирование [6, с. 48];

• противодействие «теневому» сектору экономики страны методами обязывания легализации трудовых отношений, снижения административных барьеров;

• осуществление государственного контроля реализации таможенного законодательства, таможенных процедур;

• обеспечение актуальной работоспособности системы выявления, профилактики и пресечения преступлений, связанных с трансграничным перемещением товаров.

Применительно к таможенной сфере наибольшая угроза внешней торговле исходит, в первую очередь, от её субъектов и проявляется в недобросовестности осуществления ими действий, связанных с перемещением товаров через таможенные границы.

В этой связи, проводятся мероприятия по профилактике и пресечению преступлений, включающих действия по посягательству на экономическую безопасность ВТД и экономики страны, в целом.

Базу приоритетных задач в области регулирования экономической безопасности внешней торговли дополняет комплекс мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых субъектами ВТД.

В частности, наиболее распространённым в настоящее время преступлением, последствия которого наносят значительный ущерб экономике страны, подрывают законные устои и правила ведения внешней торговли, признаётся контрабанда.

Ввиду того, что угроза этимологически означает возможную опасность, с её приходом наступают нежелательные события, влекущие потери, отклонения от ожидаемых результатов или вовсе их недостижение. Подобные последствия прогнозируемых угроз относятся к категории рисков. То есть, риск определяется как вероятность наступления события и его последствий.

В таможенной сфере Российской Федерации, в этой связи, действует система управления рисками (далее СУР), целевое предназначение и порядок применения которой регламентированы ст. 378 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [2] и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].

В целом, принципы таможенного контроля с применением системы управления рисками закреплены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [1].

В этих целях автором предложено совершенствование СУР в таможенных органах, которая определяет степень обеспеченности таможенными

Литература:

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL : http://www.eaeuni on.org (12.04.2017).

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32 (часть I). Искусство. 5082.

5. Максимов Ю.А. Система обеспечения внешнеторговой безопасности и формирования экономической политики государства / Ю.А. Максимов // Ученые записки В.В. Бобков Санкт-Петербургское отделение Российской таможенной академии, 2018. № 3. С. 47-51.

органами экономической безопасности во внешнеторговых сделках и более рациональное распределение контрольно-надзорных ресурсов.

Literature:

1. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures (Done at Kyoto 05/18/1973) (as amended by the Protocol of 06/26/1999).

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union // Official website of the Eurasian Economic Union. URL : http://www.eaeunion.org (12.04.2017).

3. Federal Law of 08.12.2003 № 164-ФЗ «On the Basics of Regulation of Foreign Trade Activity» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. № 50. Art. 4850.

4. Federal Law of 03.08.2018 № 289-03 «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2018. № 32 (part I). Art. 5082.

5. Maksimov Yu.A. The system of ensuring foreign trade security and shaping the economic policy of the state / Yu.A. Maksimov // Uchenye Zapiski V.V. Bobkov St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy, 2018. № 3. P. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.