УДК 346.548
Противодействие нарушениям во внешнеторговой деятельности в системе конкурентноспособности предприятий
Канд. экон. наук Макарова О.Н. makolg@yandex.ru Макарова Ю.Н. julia.makarova@hotmail.com Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 194064, Россия, Санкт-Петербург, Политехническая, д. 29
Тема является актуальной, что связано, с одной стороны, с необходимостью стимулирования развития внешнеторговой деятельности и ее либерализацией. С другой стороны, с возрастающим потоком нарушений, включая противоправные деяния, при пересечении товаров и продукции через таможенную территорию РФ, что требует, напротив, усиление и ужесточения правил таможенного регулирования. И меры либерализации и ужесточения влияют на формирование конкурентной среды. Поэтому их разработка требует системного представления о фактах и объемах нарушений во внешнеторговой деятельности, а также оценку последствий на уровень конкурентоспособности отечественных предприятий. Также, актуальность темы исследования определяется необходимостью оценки уровня экономической безопасности, а также влияния отдельных факторов и угроз во внешнеторговой деятельности диктуется спецификой и неоднородностью внешней торговлей как на уровне региона, так и на федеративном уровне. Кроме того, следует отметить, что факторы, способствующие возникновению угроз, а также формы реализации угроз зачастую носят довольно четко выраженный характер. Ключевые слова: экономическая безопасность, конкурентноспособность, правонарушения, внешнеторговая деятельность.
DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-1-77-84
Counteraction to violations in the foreign trade activity in the system of competitiveness of the enterprises
Ph.D. Makarova O.N. makolg@yandex.ru Makarova Yu.N. julia.makarova@hotmail.com Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University 194064, Russia, St. Petersburg str. Politehnicheskaya 29
The subject is relevant that is bound, on the one hand, to need of inducing of development of the foreign trade activity and its liberalization. On the other hand, with the increasing stream of violations, including illegal acts, when crossing goods and products through the customs territory of the Russian Federation that demands, on the contrary, strengthening and to ughenings of rules of customs regulation. And measures of liberalization and toughening influence formation of the competitive environment. Therefore their development demands system idea of the facts and volumes of violations in the foreign trade activity and also assessment of consequences on the level of competitiveness of the domestic enterprises. Also, the relevance of a subject of a research is defined by need of assessment of level of economic security and also influences of separate factors and threats in the foreign trade activity is dictated by specifics and inhomogeneity foreign trade both at the level of the region, and at the federal level. Besides, it should be noted that the factors promoting emergence of threats and also forms of realization of threats often have quite accurately expressed character.
Keywords: economic security, competitiveness, offenses, foreign trade activity.
Введение
Современное состояние экономики России требует изменения в подходе к организации внешнеторговой деятельности предприятий. Это связано и с возросшими санкциями, проблемами импортозамещения, а также с повышением конкурентноспособности экономических субъектов, занимающихся экспортными поставками.
Принципиальная сущность нового подхода заключается в тесной взаимосвязи внешнеторговой деятельности с разрешением существующих проблем в экономике страны, в частности ускорения
экономического роста, диверсификации структуры экономики, повышением конкурентноспособности экономических субъектов, пресечения противоправных явлений.
Анализ работ показал, что в настоящее время недостаточно изучены нарушения во внешнеторговой деятельности с точки зрения влияния их на конкурентноспособность предприятий. Также не раскрыты методы оценки влияния нарушений во внешнеторговой деятельности на конкурентноспособность предприятий. Не в достаточной мере разработан механизм противодействия нарушениям во внешнеторговой деятельности.
Основная часть
В.К. Сенчагов связывает обеспечение безопасности с конкурентоспособностью. По его мнению, конкурентноспособность состоит из двух слагаемых - эффективности и безопасности [1].
Автор выдвигает предположение, что для выявления структуры понятия конкурентоспособности можно использовать несколько критериев, формируя при этом трехуровневую систему формирования:
1) микроуровень - товары (конкретные виды продукции и услуг);
2) мезоуровень - отдельные предприятия, фирмы, их корпоративные объединения, отрасли, отраслевые комплексы;
3) макроуровень - национальные хозяйства отдельных стран.
К этим трем уровням можно еще добавить гипермакроуровень, когда в качестве субъектов конкурентной борьбы выступают не отдельные страны, а объединения стран.
Автор же отмечает, что определение конкурентноспособности предприятий, учитывающее отдельный, но немаловажный фактор - это уровень правонарушений во внешнеэкономической деятельности.
По нашему мнению, противоправные действия и нарушение норм таможенного регулирования, валютного контроля, приводят к тому, что компании находятся не в равных конкурентных условиях, что в целом подрывает авторитет, деловую репутацию, и как следствие, снижается конкурентноспособность как отдельно взятого предприятия, так и региона и страны в целом, что в свою очередь оказывает негативное влияние на экономическую безопасность. Для того, чтобы определить степень влияния противоправных явлений в сфере таможенного регулирования, необходимо оценить уровень таможенных правонарушений, их динамику, установить причинно-следственные связи и по возможности найти пути решения, алгоритм воздействия на те или иные факторы, тем самым определить векторы повышения конкурентноспособности предприятий, ведущих свою деятельность во внешнеторговой сфере.
При рассмотрении вопроса о классификации правонарушений, относящимся к таможенным правонарушениям, было отмечено, что основной категорией преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов, является преступления в сфере экономической деятельности (уклонение от уплаты таможенных платежей - ст. 194 УК РФ, нарушения требований валютного законодательства - ст. 193 УК РФ, ст. 193.1 УК РФ).
При этом, преступность деяний, посягающих на экономические интересы РФ, определяется общественной опасностью, выражающейся в ущербе, причиненном бюджетной системе РФ противоправными действиями лиц.
Согласно статистическим данным в 2018 году всего было зарегистрировано 545 уголовных дел по таможенным правонарушениям.
Анализ правонарушений по статьям показал, что наибольшее количество дел было зарегистрировано по уклонению от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации - 147 дел (или 26,97 % от общего количества зарегистрированных дел). Следует отметить возросшее количество данных дел по сравнению с аналогичными периодами. Так, по сравнению с 2017 годом количество дел возросло более чем в два раза.
Также 147 дел в 20018 году было зарегистрировано в отношении уклонений от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. В динамике по сравнению с предыдущими периодами количество дел данной категории несколько снизилось. Так, по сравнению с 2017 годом количество дел снизилось на 50 дел, а по сравнению с 2016 годом в 1,5 раза.
С 2016 года таможенными органами Северо-Западного федерального округа активно стали рассматриваться дела по статье 173 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. В 2018 году было зарегистрировано 97 дел данной направленности.
В 2018 году было зарегистрировано 73 уголовных дел по статье 226 УК РФ.
На рис. 1 представлены данные о количестве зарегистрированных уголовных дел таможенными органами Северо-Западного федерального округа за период с 2012 года по 2018 год
Рис. 1. Данные о количестве зарегистрированных уголовных дел таможенными органами Северо-Западного федерального округа за период с 2012 года по 2018 год
Набольшее количество дел зарегистрировано сотрудниками Северо-Западной оперативной таможни - 95 дел (или 17,43 % от общего количества зарегистрированных дел), Балтийской таможни - 94, Псковской таможни - 74 или 17,25 % и 13,58 % соответственно.
Как видно из приведенных данных, наибольшее количество зарегистрированных дел приходится на Балтийскую, Северо-Западную оперативную, Псковскую, Пулковскую, Санкт-Петербургскую и Выборгскую таможни Северо-Западного федерального округа.
Рассмотрим на примере.
Следственным подразделением Балтийской таможни в 2018 году было зарегистрировано 94 уголовных дела, наибольшую долю из которых составляют дела по статье 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» -43,62% от общего количества зарегистрированных дел. Также дела данной категории ежегодно регистрируются в других таможенных органов Северо-Западного федерального округа в том или ином количестве, но эти показатели значительно меньше по отношению с показателями Балтийской таможни.
Вместе с тем, по сравнению с предыдущими периодами количество дел данной категории в Балтийской таможне существенно возросло в отчетном периоде. Также в отчетном году было зарегистрировано 20 дел по статье 174 УК РФ «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».
Наибольшее количество уголовных дел в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, регистрируются в Выборгской, Псковской и Северо-Западной оперативной таможнях. В 2018 году было зарегистрировано 38, 25, 35 дел соответственно.
В Псковской таможне в 2018 году зарегистрировано 17 уголовных дел по статье 226 УК РФ. Это самый высокий показатель среди таможенных органов Северо-Западного федерального округа.
По статье 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» в 2018 году было зарегистрировано 20 дел в Пулковской таможне и 14 в Северо-Западной оперативной таможне. Данная категория дел ежегодно также регистрируется в Балтийской, Псковской и Выборгской таможнях.
Исходя из анализа статистических данных с 2016 года таможенными органами приняты к расследованию дела по статье 173 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». В 2018 году в Северо-Западной оперативной таможне было зарегистрировано 15 дел, в Псковской, Пулковской, Санкт-Петербургской и Выборгской - 4, 5, 20 и 1 соответственно.
Именно изменения в оценке общественной опасности, являющейся ключевым элементом объективной стороны состава преступления, находят свое отражения в принимаемых изменениях в законодательство. Суть фактически сводится к тому, что значительным образом увеличился определяющий преступность деяния или являющийся квалифицирующим признаком состава преступления, связанного с уклонением от уплаты таможенных платежей или нарушения требований валютного законодательства, крупный размер неуплаченных таможенных платежей, равно как и невозвращенных/незачисленных на счета резидента в уполномоченном банке денежных средств или денежных средств, незаконно переведенных на счета нерезидента в иностранном банке, что окажет определенное влияние на оперативно-служебную деятельность таможенных органов в части выявления и пресечения преступлений.
В 2018 году проведена доработка комплекса программных средств «Административные правонарушения» ЕАИС таможенных органов в части реализации возможности получения в электронном виде сведений о лицах, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти.
Анализ статистических данных показал, что источником информации для основания возбуждения более половины уголовных дел явилась информация из информационных ресурсов таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти.
В целях обеспечения подключения структурных подразделений ФТС России к сервисам системы межведомственного электронного взаимодействия МВД России проведен анализ сведений, содержащихся в информационных системах МВД России. Направлены соответствующие заявки на подключение к следующим сервисам МВД России:
получение сведений о физических лицах и их регистрационных данных;
получение сведений о транспортных средствах и их владельцах;
получение копий заключений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии судимости у работника, имеющего доступ к таким веществам;
получение сведений, содержащихся в разрешениях на ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ;
получение сведений о регистрационных действиях транспортных средств и их владельцев;
получение сведений о выданных разрешениях на ввоз (вывоз) оружия и патронов к нему;
получение сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске.
В июне 2018 года издан приказ ФТС России «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование по уголовным делам, при выявлении подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, рассмотрении сообщений о преступлениях и производстве предварительного расследования по уголовным делам».
Работа правоохранительных подразделений таможенных органов осуществляется с использованием информационных систем ЕАИС таможенных органов, а также и имеющейся в настоящее время единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В целях поддержки на уровне информационного и аналитического обеспечения при выявлении, раскрытия и расследования правонарушений уголовной и административной направленности в области таможенного регулирования помимо стандартного программного оборудования применяются специализированные программные средства АИС «Правоохрана», КПС «Постконтроль», АПС «Штрафы», КПС «Имущество», АС «Витязь».
В настоящее время ФТС России предоставлена лицензия для доступа к автоматизированной системе подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» -«ЭТРАН» (электронная транспортная накладная), что позволит существенно повысить эффективность организации и непосредственного осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Говоря о влиянии приведенных выше изменений на оперативно-служебную деятельность таможенных органов Северо-Западного федерального округа, следует рассмотреть следующие статистические данные, характеризующие результаты таможенных органов по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономической деятельности за 11 месяцев 2018 года.
За 11 месяцев 2018 года таможенными органами возбуждено 539 уголовных дел (в 2017 году - 579).
Структура уголовных дел, возбужденных в Северо-Западном федеральном округе таможенными органами за 11 месяцев 2018 года приведена на рис. 2.
0 20 40 60 80 100 120 140 160
Рис. 2. Структура уголовных дел, возбужденных в Северо-Западном федеральном округе таможенными органами за 11 месяцев 2018 года
Статистические данные показывают, что больше всего возбуждено уголовных дел по следующим направлениям:
уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации 149 уголовных дел или 27,64 % от общего количества возбужденных уголовных дел (в 2017 году - 69 дел);
уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица 143 уголовных дел или 26,53 % от общего количества возбужденных уголовных дел (в 2017 году - 188 дел);
незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица 96 уголовных дел или 17,81 % от общего количества возбужденных уголовных дел (в 2017 году - 81 дел);
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 72 уголовных дела или 13,36 % от общего количества возбужденных уголовных дел (в 2017 году - 162 дела).
В рамках взаимодействия с органами исполнительной власти проводятся проверки в части соблюдения законодательства в розничной торговле. Зачастую результатами таких проверок становятся возбуждение уголовных дел. Приведем, пример.
Мурманская таможня и Управление Роспотребнадзора по Мурманской области провели три совместных рейда на предмет соблюдения в розничной торговле требований законодательства об обязательной маркировке изделий легкой промышленности контрольными идентификационными знаками (КИЗ).
Специалисты двух контролирующих ведомств посетили специализированные магазины и отделы торговых центров по продаже меховых изделий в городе Мурманск. В результате выявлены факты продажи меховых изделий с нарушением маркировки - контрольные идентификационные знаки отсутствовали, либо на изделиях находились поврежденные КИЗы, либо с нарушением порядка нанесения, а именно, расположены навесным (петличным) способом и прикреплены к меховым изделиям не на неотъемлемую часть мехового изделия (петличное отверстие, петля застежка, металлическая цепочка), а на промежуточную (веревочную) соединяющую КИЗ и петлю. Такое крепление не предусмотрено законодательно и является нарушением.
В результате Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области арестовано 62 меховых изделия, в отношении владельцев торговых точек возбуждены дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 15.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Остановимся более подробно на правонарушениях, осуществляемых в режиме экспорта.
В 2018 году было зарегистрировано 35 уголовных дел по правонарушениям, осуществленных в режиме «экспорт». Наибольшее количество дел был возбуждено в Пулковской и Карельской таможне.
Следует отметить, значительное уменьшение количества дел по сравнению с предыдущими периодами. По нашему мнению, уменьшение почти в четыре раза количество зарегистрированных дел связано с улучшением качества первичной проверки с использованием автоматизированных информационных систем, расширением показателей уровня риска, использованием электронного декларирования, формирования предпосылок создания единого информационного пространства участников внешнеэкономической деятельности.
На рис. 3 представлена динамика зарегистрированных правонарушений, осуществленных в режиме «экспорт» в разрезе таможенных органов Северо-Западного федерального округа за период с 2012 года по 2018 год
сыктывкарская северо-западная оперативная себежская санкт-п ете рбургская пулковская псковская мурманская кингисеппская карельская выборгская балтийская архангельская
0 10 20 30 40 50 60 70
2018 год ■ 2017 год ■ 2016 год ■ 2015 год ■ 2014 год ■ 2013 год ■ 2012 год
Рис. 3. Динамика зарегистрированных правонарушений, осуществленных в режиме «экспорт» в разрезе таможенных органов Северо-Западного федерального округа за период
с 2012 года по 2018 год
Анализ статистических данных показывает, что 2017 году было зарегистрировано наибольшее количество уголовных дел в режиме «экспорт» за исследуемый период - 121, при этом из них 96 уголовных дел по ст. 226 УК РФ. Товарная номенклатура по правонарушениям заявлена - Древесина топливная, страна назначения Финляндия, таможня - Карельская, Лесоматериалы необработанные, страна назначения - Латвия, таможня -Псковская, Германия, Швеция, Азербайджан, таможни соответственно Северо-Западная оперативная, Балтийская и Санкт-Петербургская.
Данный факт можно объяснить возможностью использования информационных ресурсов ФНС России таможенными органами в 2017 году. Используя национальную систему прослеживаемости товаров, администратором которой является ФНС России, таможенные органы проанализировали имеющиеся в распоряжении факты за предыдущие периоды и зарегистрировали выявленные правонарушения.
В последующие годы, в частности в 2018 году таможенными органами уголовные дела данной категории регистрировались за текущий период.
Следует также отметить, что на уменьшение зарегистрированных правонарушений по таким делам как уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, оказало влияние разъяснения и обобщение практики по делам данной категории. В частности, во порядке формирования стоимости товаров, в которую необходимо было включать суммы страхования груза. Данный факт, по нашему мнению, стал возможен в результате использования инструментов единого информационного пространства участников внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Подводя итог, отметим, что с учетом результатов исследования проблемы противодействия нарушениям во внешнеторговой деятельности будет обоснованным выбор дополнительных показателей, характеризующих уровень добросовестности и соблюдения таможенного, административного и уголовного законодательства экономическими субъектами в области внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем, проводя оценку влияния конкурентноспособности экономических субъектов на экономическую безопасность, следует рассматривать в совокупности наиболее существенные параметры, определяющие стабильное и устойчивое развитие - показатели экономической безопасности.
Следует отметить, что оценка уровня экономической безопасности в сфере внешнеторговой деятельности в общем виде предполагает выделение основных угроз, разработку в соответствии с перечнем угроз системы показателей и последующую оценку соответствия показателей установленным пороговым значениям.
Литература
1. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
2. Морунов В.В. Экономическая безопасность как экономическая категория // Экономическая теория. 2011. № 10(83). С. 53-55.
3. Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия «безопасность». Подходы к определению и виды // Безопасность бизнеса. 2010. №1. С. 34-37.
4. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. СПб.: Питер, 2007, С. 67-68.
5. Барикаев Е.Н. Современные вызовы и угрозы экономической безопасности России// Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 547-583.
6. Дзлиев М.И. Новая парадигма безопасности России // Основы обеспечения безопасности России // 2011. С.8-12
7. Аникин В.И., Сурма И.В. Международные аспекты и стратегические оценки экономической безопасности России в условиях геополитической нестабильности // Вопросы безопасности. 2014. № 5. С. 137-174.
8. Lafay Gerard. The Measurement of Revealed Comparative Advantages // International Trade Modeling, London: Chapman and Hill. 1992.
9. Vollrath T.L. A Theoretical Evaluation of Alternative Trade Intensity Measures of Revealed Сomparative Advantage / Vollrath T.L. // Wel twirts chaft liches Archiv. 1991. Vol. 130.
10. Miller John W. Report Finds Russia Closing Off to Trade // The Wall Street Journal. July. No. 8. 2009.
11. Макарова О.Н., Мартыненко О.В., Макарова Ю.Н. Методы и инструменты экономической безопасности в кредитных организациях // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 90-95.
12. Макарова Ю.Н., Князев А.С., Макарова О.Н. Систематизация признаков искажения учетных данных и их видов в целях выявления экономических правонарушений // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76-1). С. 366-370.
13. Макарова Ю.Н., Князев А.С., Макарова О.Н. Современные тенденции и перспективы развития таможенного регулирования внешнеторговой деятельности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77-4). С.769-775.
14. Макарова Ю.Н. Виды рисков экономической безопасности промышленного Современные аспекты управления. Сборник научных статей. Под редакцией д.э.н., профессора Родионова Д.Г., С-Пб, 2016. С.96-102
15. Макарова Ю.Н., Макарова О.Н., Мартыненко О.В. Role of financial statements of the production enterprise at assessment of risks and threats of foreign economic activity // inference Co-Chair (Far East Con). Октябрь 2018.
16. Яковлев К.В, Макарова Ю.Н. Lean подход к управлению инновационными проектами в условиях конкуренции // Сборник статей III Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития предпринимательства в современных условиях» 23-24 января 2019 год, Санкт-Петербург.
References
1. Senchagov V. K. EHkonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchij kurs: Uchebnik. 2-e izd. - M.: Delo, 2005. -896 р.
2. Morunov V.V. EHkonomicheskaya bezopasnost' kak ehkonomicheskaya kategoriya // EHkonomicheskaya teoriya. 2011. № 10(83). Р. 53-55.
3. Kir'yanov A.YU. Obshchaya harakteristika ponyatiya «bezopasnost'». Podhody k opredeleniyu i vidy // Bezopasnost' biznesa. 2010. № 1. Р. 34-37.
4. Vechkanov G.S. EHkonomicheskaya bezopasnost'. SPb.: Piter, 2007, Р. 67-68.
5. Barikaev E.N. Sovremennye vyzovy i ugrozy ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii// Makroehkonomika. Teoriya, praktika, bezopasnost'. M.: YUNITI-DANA, 2010. Р. 547-583.
6. Dzliev M.I. Novaya paradigma bezopasnosti Rossii // Osnovy obespecheniya bezopasnosti Rossii. 2011. Р. 8-12
7. Anikin V.I., Surma I.V. Mezhdunarodnye aspekty i strategicheskie ocenki ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyah geopoliticheskoj nestabil'nosti // Voprosy bezopasnosti. 2014. № 5. Р. 137-174.
8. Lafay Gerard. The Measurement of Revealed Comparative Advantages // International Trade Modeling, London: Chapman and Hill. 1992.
9. Vollrath T.L. A Theoretical Evaluation of Alternative Trade Intensity Measures of Revealed Somparative Advantage // Wel twirts chaft liches Archiv. 1991. Vol. 130.
10. Miller John W. Report Finds Russia Closing Off to Trade // The Wall Street Journal. July. No. 8. 2009.
11. Makarova O.N., Martynenko O.V., Makarova YU.N. Metody i instrumenty ehkonomicheskoj bezopasnosti v kreditnyh organizaciyah // Prakticheskij marketing. 2016. № 12-1 (2381). Р. 90-95.
12. Makarova YU.N., Knyazev A.S., Makarova O.N. Sistematizaciya priznakov iskazheniya uchetnyh dannyh i ih vidov v celyah vyyavleniya ehkonomicheskih pravonarushenij // EHkonomika ipredprinimatel'stvo. 2016. № 11-1 (76-1). Р. 366-370.
13. Makarova YU.N., Knyazev A.S., Makarova O.N. Sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya tamozhennogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deyatel'nosti // EHkonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 12-4 (77-4). Р.769-775.
14. Makarova YU.N. Vidy riskov ehkonomicheskoj bezopasnosti promyshlennogo Sovremennye aspekty upravleniya. Sbornik nauchnyh statej. Pod redakciej d.eh.n., professora Rodionova D.G., S-Pb, 2016. Р. 96-102
15. Makarova YU.N., Makarova O.N., Martynenko O.V. Role of financial statements of the production enterprise at assessment of risks and threats of foreign economic activity // Sonference Co-Chair (Far East Con). Oktyabr' 2018.
16. YAkovlev K.V, Makarova YU.N. Lean podhod k upravleniyu innovacionnymi proektami v usloviyah konkurencii // Sbornik statej III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Strategii razvitiya predprinimatel'stva v sovremennyh usloviyah» 23-24 yanvarya 2019 god, Sankt-Peterburg.
Статья поступила в редакцию 13.03.2019 г.