Научная статья на тему 'Современные информационные технологии на службе таможенных органов'

Современные информационные технологии на службе таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2100
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов В.В.

Сегодня нельзя отрицать, что таможенное регулирование как элемент государственного регулирования внешнеторговой деятельности усилило свое влияние на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Масштабы страны, объем внешнеторгового оборота, сложность и важность задач, поставленных перед таможенной службой Правительством и президентом страны, не позволяют обойтись без применения новейших информационных технологий в повседневной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии на службе таможенных органов»

Современные информационные технологии на службе таможенных органов

В.В. КУЛЕШОВ, заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления по экономической деятельности, полковник таможенной службы

Сегодня нельзя отрицать, что таможенное регулирование как элемент государственного регулирования внешнеторговой деятельности усилило свое влияние на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Масштабы страны, объем внешнеторгового оборота, сложность и важность задач, поставленных перед таможенной службой Правительством и президентом страны, не позволяют обойтись без применения новейших информационных технологий в повседневной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Как отмечается в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации в декабре 2005 года, новые информационные технологии «позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации».

Нелишним будет напомнить, что в соответствии с Соглашением о займе от 31.10.2003 № 4б89-Ии между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития таможенной службе Российской Федерации было выделено 140 млн. долларов США на реализацию проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов». Цель данного проекта — проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, в том числе с целью усовершенствования порядка работы таможенных органов. В рамках этого направления планируется оптимизировать и, при необходимости, разработать новые процедуры таможенного оформления и контроля, взаимодействия с участниками ВЭД.

Поговорим об основных мероприятиях, направленных на реализацию поставленных перед таможенными органами задач, формирующих это нап-

равление в комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации.

Пожалуй, следует начать, как в театре, с вешалки. Согласно действующему таможенному законодательству, любой товар, перемещаемый через таможенную границу России, должен быть задекларирован согласно ст. 124 Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с 01.01.2004 (далее — ТК РФ, Кодекс), «путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным... Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме.».

Однако декларирование, в нашем случае, это уже «театр» о котором мы поговорим чуть ниже, а «вешалкой», с полным правом можно назвать

Предварительное информирование

Несмотря на то, что новый Кодекс направлен на значительное упрощение существовавших процессов таможенного оформления и контроля, действующая в настоящее время система отличается сложностью, трудоемкостью и затратностью, в том числе во временном отношении. Время, как известно, деньги, а время на таможне — большие деньги, так как оно связано с простоем транспортных средств — от автомобилей до многотоннажных пароходов, и от самолетов до длинносоставных поездов.

Одна из задач, стоящих перед таможенными органами, — ускорение това-

рооборота, увеличение пропускной способности действующих пунктов пропуска, сокращение непроизводительных простоев транспортных средств и задержек товаров. Отдельными правовыми актами таможенного ведомства установлены даже нормативы для сотрудников на проведение тех или иных операций или действий, которые исчисляются в минутах и часах.

Стандартная процедура движения товара через таможенную границу России такова, что он попадает на пункт пропуска, где его ждет целый букет контролирующих органов. Среди них: пограничники, таможенники, фитоса-нитары, следящие за тем, чтобы в страну с товарами растительного происхождения не попали вредные насекомые; ветеринары, наблюдающие за тем, чтобы с товаром животного происхождения мы не «обогатились» ящуром или коровьим бешенством; транспортная инспекция, проверяющая транспортные средства на соответствие российским правилам эксплуатации машин и дорог; врачи, следящие за тем, чтобы и экзотические человеческие болезни, отсутствующие у нас, не попали в страну; миграционная служба, контролирующая легальность перемещения рабочего люда из-за рубежа к нам. Понятно, что не все эти службы одновременно устремляют свой взгляд на ввозимый товар, и их комбинация зависит от самого товара, но, тем не менее, контролеров хватает.

Затем товар с границы направляется во внутреннюю таможню, где происходит основное таможенное оформление в виде многоступенчатого контроля. На внутренней таможне, в частности, осуществляются проверка условий принятия таможенной декларации, оформление принятия таможенной декларации путем присвоения ей регистрационного номера и проведение документального контроля, заключающееся в проверке:

• правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;

• правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;

• соблюдения актов российского законодательства, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Россию и на вывоз из России отдельных товаров;

• таможенной стоимости;

• статистической стоимости;

• правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера;

• соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима и процедуры перемещения товара;

а также:

• в выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в соответствующий реестр и обладающих признаками контрафактных;

• в проведении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

Каждый этап может осуществляться разными должностными лицами. Совокупность этих факторов значительно замедляет скорость таможенного оформления, создает предпосылки для коррупционных проявлений и характеризуется значительным субъективизмом.

Применение предварительного информирования позволяет сотруднику таможенного органа заранее знать характеристики товара и способствует принятию решения о необходимости участия иных контролирующих органов в оформлении конкретных товаров.

Упрощенно, система предварительного информирования выглядит следующим образом:

• до прибытия товара в вычислительный центр таможенного органа поступает информация о нем от владельца товара (экспедитора, таможенного брокера) или таможни отправления;

• вычислительный центр направляет данную информацию на пункт пропуска товара на границе и в таможню назначения, где предполагается проводить основное таможенное оформление;

• после анализа информации сотрудниками таможенного органа принимаются соответствующие решения (производить ли таможенный досмотр товара, направлять ли товар к иным контролирующим органам и т.п.).

Если в отношении товара и перевозящего его транспортного средства нет никаких замечаний, они беспрепятственно пропускаются на территорию России.

Предварительное информирование является одним из «китов», на которых строится новая идеология таможенного контроля, позволяющая реально повысить и качество контроля, и скорость таможенного оформления.

Использование предварительного информирования позволяет переходить на более высокий уровень организации таможенного контроля и таможенного оформления. Им является

Электронное декларирование

История электронного декларирования уходит корнями в лето 2002 года, когда в Приволжском и Центральном таможенных управлениях был проведен эксперимент по декларированию товаров в электронной форме. Эксперимент удался. Его внедрение привело к повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора, что чрезвычайно важно для законопослушных участников ВЭД. Время проверки электронной грузовой тамо-

женной декларации и выпуска товаров сократилось до 30 минут.

Электронное декларирование ориентировано на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки данных, заявляемых в декларации, с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.

Наиболее выгодно его применение при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациями, имеющими собственные информационные автоматизированные системы учета, а также при оформлении деклараций с большим количеством наименований товаров. Электронное декларирование осуществляется за считанные минуты, минимизирует контакт участника ВЭД с таможенником, мешает возможности создания коррупционных связей.

Несмотря на сложность, новизну и большой объем задач, связанных с внедрением данной системы, на существенные материальные затраты, которые ограничивают число участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования, — за электронным декларированием будущее. В настоящее время уже более 100 таможенных постов по всей России работают в этом режиме.

При использовании этой формы декларирования сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, представляются в электронной форме и удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) декларанта.

Электронная таможенная декларация (ЭД) является электронным документом, представляющим собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках установленной формы в формате, определенном таможенной службой, и подписанных ЭЦП.

Бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом только в специально оговоренных случаях.

В свою очередь, таможенными органами формируются в виде электронных документов акт таможенного досмотра (осмотра); уведомления и требования по утвержденным формам, а

также иные документы, формируемые при проведении таможенного контроля.

Одновременно с ЭД подается в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.

Соответствия ЭД установленным структуре и формату данных проверяется форматно-логическим контролем (ФЛК) после установления в автоматическом режиме подлинности ЭЦП декларанта.

В случае успешного прохождения ФЛК, электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. С этого момента ЭД становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 3 ст. 132 ТК РФ).

Практическая реализация электронных информационных проектов в области таможенного оформления осуществляется в стране уже не первый год. В частности, с мая 2004 года таможенное оформление российских товаров, перемещаемых по суше между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики, происходит с использованием автоматизированной системы

«Калининградский транзит»

В данном случае используется специальный таможенный режим перемещения российских товаров между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства.

Таможенный орган, в котором товары помещаются под специальный таможенный режим, уведомляет заинтересованное лицо (перевозчика) о возможности предоставить в электронном виде в установленном формате информацию о перемещаемых товарах, а также документ, подтверждающий наличие гарантии уплаты таможенных платежей, необходимых для получения разрешения контролирующих органов Литовской Республики на перемещение товаров по ее территории. Информация и гарантия могут быть представлены любым заинтересованным лицом, в том числе таможенным брокером.

После предоставления информации сотрудник таможенного органа загружает ее в базу данных автоматизиро-

ванной системы (АС) «Калининградский транзит» и проверяет соответствие сведений, указанных в представленных перевозчиком документах, данным, представленным в электронном виде. Затем при помощи программных средств АС «Калининградский транзит», входящей в состав ЕАИС Федеральной таможенной службы России, осуществляется передача электронных данных таможенной службе Литовской Республики через вычислительный центр (ВЦ) ФТС России в соответствии с согласованным с литовской стороной «Перечнем данных, подлежащих передаче в таможенный департамент Литовской Республики». После чего сотрудник таможни принимает с литовской стороны результаты обработки электронного сообщения и его идентификационный номер, возвращенный ВЦ ФТС России в случае успешной обработки сообщения, и проставляет его на транспортных, коммерческих и таможенных документах, принятых в качестве таможенной декларации.

Если перевозчик представил информацию о товарах не в электронном виде, то сотрудник таможенного органа самостоятельно осуществляет ввод информации о перемещаемых товарах в электронном виде на основании представленных документов, после чего также осуществляет передачу электронных данных таможенной службе Литовской Республики через ВЦ ФТС России, и производит все необходимые действия.

«Калининградский транзит» не был первым направлением, удостоившимся столь пристального внимания со стороны таможенных органов в плане внедрения электронных технологий. В декабре 2002 года между таможенными администрациями России, Финляндии и Швеции был заключен особый договор об упрощенном пересечении границы, давший старт реализации программы

«Зеленый коридор»

Необходимость реализации данной программы была продиктована самой жизнью. Пропускная способность международных автомобильных пунктов, спроектированных и построенных в середине 90-х годов прошлого века, значительно снижала возможности реального товарооборота, что провоцировало многокилометровые очереди на границе с Финляндией — единственной границе России с Европейским Сообществом — и многодневные простои товаров и транспортных средств, что, в

свою очередь, приводило к колоссальным финансовым потерям всех участников ВЭД.

Внедрение «Зеленого коридора» позволило сократить время прохождения грузов участников данного проекта через границу в десятки раз.

Принцип действия «Зеленого коридора» следующий: российская таможня заключает особое соглашение с крупными компаниями — грузоотправителями, деятельность которых не вызывает сомнений с точки зрения соблюдения таможенного законодательства, имеющих положительную репутацию на рынке внешнеторговой деятельности.

В основу скоростных показателей «Зеленого коридора» положена автоматическая обработка данных, которые в электронном виде еще до прибытия груза на пункт пропуска на российско-финляндской границе передаются в ВЦ ФТС России, где преобразуются в особую форму документа, которая направляется на границу, и одновременно — в таможню назначения.

После прибытия транспортного средства с товаром в пограничную таможню сотруднику лишь остается с помощью электронного устройства считать нанесенный в стране отправления штрих-код на документе перевозчика.

Средние затраты времени на проведение таможенных процедур перевозчика, следующего через границу по «зеленому коридору», в пункте пропуска составляет не более 10-15 минут. Таможенное оформление в конечном пункте назначения занимает для Северо-Западного региона не более часа, для других регионов — около 4 часов.

Одно из главных достоинств этой системы, по мнению таможенников, заключается в том, что она полностью исключает возможность подмены сопроводительных документов.

Практическая деятельность в рамках реализации «Зеленого коридора» пока-

зала значительный интерес к данному проекту со стороны Норвегии и стран Балтии.

Федеральная таможенная служба России рассматривает возможность подключения к «коридору» не только сухопутных таможен, но и морских, в первую очередь Балтийской, а также перенесения данной технологии на морские перевозки, что позволит повысить привлекательность российских портов на Балтике.

Говоря о таможенных информационных технологиях, нельзя не остановиться на технологиях, связанных с финансовой стороной таможенной деятельности.

С 1 февраля 2002 года в таможенных органах страны началось внедрение новой электронной системы расчетов по таможенным платежам, получившей название

«Таможенная карта»

Принципиально дело обстоит следующим образом. С целью сокращения времени на осуществление оплаты сумм таможенных платежей была введена система расчетов по специальным микропроцессорным пластиковым таможенным картам.

Терминалы для использования карт размещены практически на всех таможенных постах. Операции с картой физически осуществляет сотрудник таможенного органа с использованием РШ-кода, набираемого участником ВЭД. Вводится сумма платежа и проводится трансакция. При получении информации о прохождении платежа из процессингового центра, терминал печатает чек, владелец карты его подписывает, а таможенник заверяет. С этого момента оплата считается состоявшейся.

В отличие от обычной банковской операции, занимающей несколько дней, срок оплаты сокращается до нескольких минут.

Преимущество расчетов с использованием таможенной карты перед обычной банковской операцией заключается еще и в том, что отпадает необходимость авансирования таможенных платежей, то есть преждевременного выведения из хозяйственного оборота денежных средств. Кроме того, имеется возможность оплаты именно той суммы, которая необходима по конкретной таможенной декларации.

В настоящее время таможенные карты применяются не только для фактической уплаты таможенных платежей,

но и для обеспечения их уплаты, когда на «карточном» счете участника ВЭД блокируется сумма, необходимая в будущем для уплаты таможенных платежей.

Серьезно рассматривается вопрос использования таможенных карт и в сфере межгосударственного сотрудничества. В частности, в июне прошлого года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств рассматривался вопрос внедрения пластиковых карт для осуществления таможенных платежей и обеспечения транзита. Было подписано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей с внесением на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС.

Еще до широкого внедрения таможенных карт, начиная с 1999 года, в Северо-Западном таможенном управлении в Петербурге применялась уникальная, единственная в таможенной службе страны

Система единых лицевых счетов

Эта система построена на основе автоматизированной информационной системы «АИСТ РТ-21».

Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом не только Северо-Запада, но и всей России, в котором сходятся все виды транспортных артерий: автомобильные дороги, железнодорожные пути, авиационные линии, один из крупнейших в стране и балтийском регионе морских портов, трубопроводная артерия, по которой через порты Приморск и Высоцк перекачиваются миллионы тонн нефти и нефтепродуктов. Бесперебойную работу транспортников и участников ВЭД обеспечивают несколько крупных таможен: Балтийская, Выборгская, Пулковская, Санкт-Петербургская, Северо-Западная акцизная.

Перед участниками ВЭД всегда стояла необходимость иметь предварительную информацию о том, каким видом транспорта придет груз и на какую таможню необходимо перечислять денежные средства в уплату таможенных платежей. Нередко предварительная информация оказывалась недостоверной и возникала необходимость «переброса» денежных средств со счета одной таможни на счет другой, что

приводило к задержкам таможенного оформления и простоям транспортных средств.

Использование системы единых лицевых счетов решило этот вопрос. Участник ВЭД, зарегистрированный в группе лицевых счетов, имеет возможность просто платить денежные средства на счет таможенного управления без указания конкретной таможни и производить таможенное оформление в любой таможне, работающей в рамках программного продукта «АИСТ РТ-21». Перечисленные выше таможни Петербурга и его окрестностей включены в данную систему.

Преимущества данной электронной технологии давно поняли такие известные фирмы, как пивоваренные заводы «Балтика», «Вена», производители сигарет «Бритиш Американ Тобакко», «Филип Моррис Ижора», продовольственные фирмы «Пепси Кола», «Валио» и многие другие. В условиях разнообразия путей доставки грузов, больших товарных потоков и, соответственно, объемов декларирования и подлежащих уплате таможенных платежей, использование единого лицевого счета является хорошим подспорьем в работе участников ВЭД, использующих данную технологию.

К сожалению, в рамках журнальной публикации невозможно рассказать о всех реализованных, реализуемых или перспективных технологиях, используемых в таможенном деле. На эту тему пишут отдельные диссертации. Таможенные органы России в настоящее время находятся, пожалуй, на самом интенсивном участке своего развития за последнее десятилетие.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (так называемая Киотская конвенция 1999 года), присоединиться к которой стремится и Российская Федерация. Конвенция предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур, устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Впереди у всех нас еще много работы!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.