Научная статья на тему 'Особенности и угрозы экономической безопасности государства в сфере внешней торговли'

Особенности и угрозы экономической безопасности государства в сфере внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2375
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / внешняя торговля / правоохранительные органы / угрозы экономической безопасности / деятельность органов внутренних дел / economic security / foreign trade / law enforcement agencies / threats to economic security / activity of internal Affairs bodies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетман Илья Борисович

Предметом исследования являются угрозы экономической безопасности в сфере внешней торговли и деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по противодействию им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE SPHERE OF FOREIGN TRADE

The subject of the study is threats to economic security in the sphere of foreign trade and the activities of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of internal Affairs of Russia to counter them.

Текст научной работы на тему «Особенности и угрозы экономической безопасности государства в сфере внешней торговли»

УДК 631

ОСОБЕННОСТИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

FEATURES AND THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE SPHERE OF FOREIGN TRADE

Гетман Илья Борисович, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВО «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Омск, Россия, Getmanx@mail.ru

Ilya B. Getman, candidate of legal sciences, Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Omsk, Russia, Getmanx@mail.ru

Аннотация: Предметом исследования являются угрозы экономической безопасности в сфере внешней торговли и деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по противодействию им.

Summary: The subject of the study is threats to economic security in the sphere of foreign trade and the activities of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of internal Affairs of Russia to counter them.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешняя торговля, правоохранительные органы, угрозы экономической безопасности, деятельность органов внутренних дел.

Keywords: economic security, foreign trade, law enforcement agencies, threats to economic security, activity of internal Affairs bodies.

Внешняя торговля является важнейшим фактором развития национальной экономики. В настоящее время в Российской Федерации функционирует огромное количество предприятий, реализующих свои конкурентные преимущества на мировом рынке через внешнеторговую деятельность.

Понятие внешнеторговой деятельности раскрывается в федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ. Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая деятельность, являясь одним из видов деятельности субъектов хозяйствования в области международного бизнеса, отражает совокупность правовых, организационно-экономических и коммерческих функций, которые обеспечивают международный обмен товарами в материально-вещественной форме.

Внешнеторговая деятельность является одной из основных составляющих функционирования и развития, каждой отдельной страны, так как ни одно государство не будет развиваться без построения эффективной системы хозяйственных связей с экономиками других стран в условиях глобализационных процессов.

Интеграция стран, расширение их открытости, сближение и взаимосвязь национальных экономик, посредством углубления внешнеторговых отношений, развитие внешней торговли составляют отдельный объект для изучения.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность - это в первую очередь торговля, существует несколько ее видов, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Внешняя торговля - это экспорт (вывоз товара), и импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности, поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.

Производственная кооперация - это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации - увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.

Финансово-кредитные и валютные операции осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.

Международное инвестиционное сотрудничество - заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.

Роль внешней торговли в национальной экономике с каждым годом возрастает, так как в контексте международных экономических отношений национальная экономика рассматривается, как системный комплекс взаимосвязей субъектов хозяйствования на мировом рынке.

Развитие внешней торговли расширяет возможности государства, которые направлены на развитие преимуществ международной кооперации производства, а также свободы в принятии решения для осуществления производственных задач. На рисунке 1 представим основные задачи развития

внешней торговли.

Рисунок 1. Задачи развития внешней торговли

На основании представленных показателей на рисунке 1, можно сделать вывод, что основные задачи развития внешней торговли, зависят от таких факторов как: уровень развития национального производства; обеспеченность природными ресурсами; цели и приоритеты государственной внешнеторговой политики; конкурентоспособность продукции внешнеторговой политики; структура и объем внутреннего спроса и иные факторы.

В настоящее время формируется новая модель развития мирохозяйственных отношений, будущее которой предсказать сложно, ввиду усложнения внешнеторговых связей и обострения конкурентной борьбы.

Осуществление внешнеторговой деятельности в условиях неопределённости ведёт к появлению факторов с непредсказуемым характером воздействия на уровень экономической безопасности государства, в сфере внешней торговли. Поэтому обеспечение экономической безопасности становится главным ориентиром при формировании внешнеторговой стратегии.

Сложность обеспечения экономической безопасности состоит в том, что содержание её задач определяется проводимой государством политикой, то есть выявление причин возникновения угроз, их последствий, поиск путей устранения имеют политико-идеологический характер.

Трудность для экономических субъектов представляет и системный кризис отечественной экономики, преодоление которого само по себе является задачей обеспечения экономической безопасности.

Рост внешнеторгового потенциала государства привел к возникновению угроз экономической безопасности государства.

Полярность позиций субъективного восприятия экономической безопасности отражает многочисленные трактовки этого понятия, авторы которых выделяли важные, с их точки зрения, особенности исследуемого термина.

Основоположником теоретических подходов к исследованию термина «экономическая безопасность» является академик Л.И. Абалкин, сформулировавший основные характеристики данной категории, включающие в том числе стабильность национальной экономики, способность к развитию и экономическую независимость. По мнению Л.И. Абалкина, экономическая безопасность - это «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию...», при этом ученый подчёркивал важную роль государства как ведущего субъекта обеспечения экономической безопасности, с которым необходимо разрабатывать совместные мероприятия по защите государства не только от внешних, но и от внутренних угроз.

Глазьев С. О. рассматривал экономическую безопасность как, такое состояние экономики, которое способно обеспечивать экономически устойчивое самостоятельное развитие страны, поддерживать необходимый уровень её конкурентоспособности и национальной безопасности государства.

Рассматривая процесс безопасности через «состояние сбалансированности всех сторон жизни общества, обеспечивающее возможность его настоящего и будущего развития», В.К. Сенчагов полагал, что оно может обеспечиваться двояко: с одной стороны, через состояние экономики, а с другой - через состояние институтов власти, «при котором

обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

По мнению А. Архипова, А. Городецкого, Б. Михайлова, обеспечением экономической безопасности наряду с государством должны заниматься и экономические субъекты, защищаясь от угроз посредством выпуска качественной продукции, уровнем производительности труда, так как «экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь»

Таким образом, под экономической безопасностью следует понимать: Во-первых, это не отвлечённая, без связи с реальными фактами хозяйственной жизни, величина, а взаимосвязанная с законами, регулирующими конкретные сферы деятельности экономических субъектов, формирующая базу для реализации, например, национальной безопасности.

Во-вторых, экономическая безопасность выступает тем элементом, через который устанавливаются отношения между явлениями, определяющими степень защищённости региона, государства, что, в свою очередь, указывает на необходимость применения системного подхода при исследовании этого термина, представляющего собой совокупность компонентов, каждый из которых содействует совершенствованию содержания данного понятия, так как системный подход обеспечивает рассмотрение всех фактов хозяйственной жизни в неразрывной связи с процессами деятельности отдельных индивидуумов, экономических субъектов, регионов, государств. То есть экономическая безопасность обусловлена как развитием экономики в целом, так и совершенствованием функционирования её элементов.

Несмотря на проблемы в развитии глобализации, при которой

экономики стран занимают определённое место в мировом хозяйстве, экономическая безопасность в каждой из них имеет свои особенности, определяемые институциональными изменениями в экономике страны в условиях неопределённости.

В-третьих, экономическая безопасность, при активной интеграции России в мировую экономику, представляет направление деятельности, требующей практической реализации комплекса мер по её обеспечению. Разработка стратегии по поддержанию экономической безопасности зависит как от факторов внешней и внутренней среды, так и от установленных критериев её оценки для принятия оптимальных управленческих решений.

Русских О.И. отмечает что внешнеэкономическая безопасность государства - это устойчивое к внешним и внутренним угрозам состояние удовлетворенности страны во внешнеэкономической сфере хозяйственной деятельности, которая гарантирует рост уровня и качества жизни его населения.

Экономическая безопасность в сфере внешней торговли - это возможность реализации последовательной стратегии внешнеэкономического курса страны, основанного на фундаментальном прогнозировании развития мировых рынков, спроса и предложения за границами государства продукции отечественных производителей.

Внешняя торговля оказывает положительное влияние на экономическую безопасность государства, так как:

а. Содействует подъему ВВП;

б. Повысить инвестиционный климат в Российской Федерации;

в. Позволяет получить доступ к международным технологиям, на равных правах с остальными государствами;

г. Позволяет установить баланс между ускоренной интеграцией страны в мировую экономику и защитой собственного производства;

д. Усиливает конкуренцию;

е. Формирует стимулы у российского товаропроизводителя, в целях

увеличения качества собственной продукции.

С другой стороны, внешняя торговля оказывает отрицательное влияние на экономическую безопасность государства. К негативным факторам можно отнести: рост конкуренции; усиление конъюнктурных колебаний рыночного спроса; обострение энергетических и сырьевых проблем. В целях противостояния угрозам экономической безопасности, необходимо разрабатывать и внедрять стратегию внешнеэкономической безопасности, как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующего субъекта.

На основании изученной информации определили основные угрозы экономической безопасности в сфере внешней торговли:

а. В структуре внешнеторгового оборота импорт выше экспорта;

б. Высокий уровень зависимости страны (региона) от импорта стратегической продукции;

в. Наличие ограничения ввоза и вывоза товаров;

г. Низкий уровень таможенного контроля над экспортно-импортными операциями;

д. Непроработанные параметры развития международных расчётных отношений и основных направлений движения финансовых потоков;

е. Высокий уровень внешнего долга;

ж.Неконвертируемость национальной валюты;

з. Возникновение мировых валютно-финансовых кризисов;

и. высокий уровень мировых цен на экспортные товары стратегической важности;

к. Низкий уровень конкурентоспособности товаров на мировом рынке;

л. Рост конкуренции при использовании дефицитных сырьевых, энергетических вводных и продовольственных ресурсов;

м. Отставания в развитии технологических укладов развития экономики.

Неопределённость внешней торговли в современных условиях формируют разные факторы, обусловленные разноплановыми тенденциями внешней торговли, в связи с чем определение причин снижения уровня

экономической безопасности, их специфики, масштаба представляется автору сложной задачей не только потому, что они обусловлены объективными процессами, в основе которых заложены проблемы мировой торговли - рост протекционизма, возведение торговых барьеров. Спрогнозировать тенденции международной конкуренции, предложить оптимальные решения по доступу на внешние рынки возможно не только при достижении стабилизации экономики, что, однако, не означает автоматического перехода к устойчивому подъёму, а при выработке методических рекомендаций по развитию системы анализа внешней торговли в управлении экономической безопасностью.

Считаю, что несовершенство мирохозяйственных отношений, текущие проблемы внешнеэкономического характера, нарушения в работе отдельных институтов экономической политики не могут выступать основой для подрыва экономической безопасности, так как факторы подобного рода носят системный характер, не позволяя обеспечить новый уровень эффективности внешней торговли.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности в сфере внешней торговли возможно при реализации мероприятий, позволяющих снизить риски принятия ошибочных решений в условиях неопределённости. Каждый участник внешней торговли, посредством разработанного им комплекса мер, стремится обеспечить оптимальный уровень экономической безопасности ВТД на своём уровне, но учитывая динамичность внешней торговли, сложность и многогранность внешнеторговых операций на современном этапе, обеспечить экономическую безопасность трудно.

Для оценки влияния внешней торговли на экономическую безопасность государства, необходимо учитывать критерии и их пороговые значения. Пороговые значения -это количественные индикаторы, на основании которых можно сделать вывод о влиянии показателя на экономическую безопасность.

Критериев и пороговых значений, закрепленных на законодательном уровне на сегодняшний день, нет. Поэтому в дипломной работе предлагается использовать критерии предложенные экономистом Русских О.И.. Основные

критерии оценки экономической безопасности в сфере внешней торговли, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценки экономической безопасности в сфере внешней торговли

Показатель Формула расчета Пояснение Пороговые значения

Экспортная квота региона (Кэ) ЁФП* Эр-объем экспорта; ВРП - валовый региональный продукт Рост в динамике характеризует значимость экспорта в экономике региона и стабильном уровне экономической безопасности

Коэффициент покрытия экспорта импортом ^ * 100% Эр-объем экспорта Ир - объем импорта больше 1. Определяет степень внешнеторговой самостоятельности региона. Чем показатель больше, тем выше уровень экономической безопасности

Импортная квота региона (Ки) Ё!РП* 100% Ир - объем импорта ВРП - валовый региональный продукт Снижение в динамике свидетельствует об укреплении экономической безопасности

Коэффициент международной конкуренции Во - внешнеторговый оборот Больше 0. Чем выше доля чистого экспорта в структуре внешнеторгового оборота, тем выше уровень ЭБ

Доля экспорта на душу населения * 100% Эр-объем экспорта Ч - численность населения

Доля импорта на душу населения ^ * 100% Ир - объем импорта Ч - численность населения

Уклонение от уплаты таможенных платежей Экспертным путем Используются статистические данные Сокращение показателя в динамике свидетельствует об укреплении экономической безопасности региона

Нелегальный экспорт товаров Экспертным путем Используются статистические данные Сокращение показателя в динамике свидетельствует об укреплении экономической безопасности региона

Нелегальный Экспертным Используются Сокращение показателя в

импорт товаров путем статистические динамике свидетельствует об

данные укреплении экономической

безопасности региона

Представленные в таблице 1 показатели необходимы для определения уровня экономической безопасности в сфере внешней торговли. Особую роль занимают экономические преступления, так как именно они снижают уровень экономической безопасности страны (региона).

Основной особенностью преступлений в области внешней торговли является сложность законодательства, регламентирующая эту сферу деятельности.

Законодательство, регламентирующее внешнюю торговлю, является наиболее сложным в применении, громоздким, охватывающим многие сферы деятельности общества, а самое главное- оно относится не только к национальному законодательству, но и к международному.

Российская Федерация, как член таможенного союза наряду с Республиками Беларусь и Казахстан, а впоследствии с Республикой Арменией и Кыргызской Республикой, при таможенном регулировании стали регламентировать правоотношения не только национальным законодательством, но и в первую очередь таможенным законодательством таможенного союза, то есть международным.

С 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который пришел на смену ТК ТС. Кроме ТК ЕАЭС, таможенные правоотношения регулируются в Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правовое регулирование ВЭД осуществляется Федеральными законами: от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии», от

22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», от 18.07.1999 N 183-Ф3 «Об экспортном контроле», от 10.12.2003 N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

Таким образом, преступления в области внешней торговле - это не только область таможенного дела, а это более широкая область, имеющая источники правового регулирования из различных отраслей права.

Преступления в области внешней торговли достаточно латентны. Сложная структура таможенного законодательства (применение и международных норм права, и решений ЕЭК, и внутреннего законодательства) сказывается на правильности его применения, вызывает большое количество споров при реализации норм права, что в свою очередь влияет на выявление преступлений и их квалификацию.

Преступления в области внешней торговли могут квалифицироваться в совокупности и с иными преступлениями. Например, можно выделить следующие взаимосвязанные группы преступлений:

а. Таможенные преступления: статья 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) Контрабанда или статья 193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и статья 173.1 УК РФ Незаконное образование юридического лица. Выявляются факты, когда с целью ухода от ответственности за контрабанду или невозвращение валютной выручки незаконно создается юридическое лицо, где учредителем является лицо с низким социальным статусом либо лицо по украденным документам;

б. Сопутствующие преступления: 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, и статья 327 УК РФ Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. При расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, выявляются факты предоставления поддельных документов, на основании которых заявляются недостоверные сведения.

Экономическую безопасность в сфере внешней торговли следует рассматривать как одну из важнейших составляющих национальной экономической безопасности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует отметить, что для обеспечения экономической безопасности в сфере внешней торговли, необходимо минимизировать основные угрозы и проводить постоянный мониторинг факторов, влияющих на объем и структуру внешнеторгового оборота. Приоритетом для укрепления экономической безопасности во внешней торговле является защита национальных экономических интересов на международном уровне, что обеспечивается рациональной структурой внешней торговли.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 17.06.2019) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

19. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» -Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

20. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

21. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

22. Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - Доступ из справочно-правовой системы

«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

23. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики.

- 2017. - № 12. - С.36-44.

24. Бабурина Н. А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 171 с.

25. Васильев Н.Д. Создание эффективной системы экономической безопасности для снижения предпринимательских рисков // Защита информации. - 2017. - № 5. - С. 28-35.

26. Волженкин Б.В., Сальникова А.Л. Проблемы ответственности за хозяйственные преступления: вопросы и ответы // Законность. — 2019. — № 8. - С. 36-42.

27. Гетман И.Б. Роль полиции в обеспечении экономической безопасности государства // Современное общество и власть. Электронный научный журнал. 2017. № 2.

28. Глазьев С.О. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития // Российский экономический журнал. - 2017. - № 5.

- С.3-62.

29. Внешнеторговая энциклопедия / Отв. ред. С. И. Долгов. - М.: Экономика, 2011. - 427 с.

30. Кузнецова М. С. Роль внешней торговли в национальной экономике // Вестник науки и образования. - 2018. - № 2 (2). - С 21-22.

31. Лузина Т. В., Высоцкая В.Г. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 142 с.

32. Михайлов Д. М. Внешнеторговое финансирование и гарантийный бизнес: практическое пособие, 3-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 905 с.

33. Мельников А.Б. Сущность и особенности обеспечения

внешнеэкономической безопасности РФ в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические науки. -2018. - № 11. - С. 53-57.

34. Русских О.И. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -№ 8 (август). - С. 131-135.

35. Шоев А.Х. Экономическая безопасность в контексте развития внешней торговли // Молодой ученый. — 2019. — № 24 — С. 622-625.

References

1. The criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. from 17.06.2019). Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http://www.consultant.ru

2. Federal law of 08.12.2003 N 164-FZ (as amended on 01.05.2019) "On the basics of state regulation of foreign trade activity". Access from the legal reference system «ConsultantPlus». Mode of access: http://www.consultant.ru

3. Federal law of 08.12.2003 N 165-FZ (ed. from 26.07.2017) "On special protective, anti - dumping and countervailing measures for the import of goods". Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http: //www.consultant.ru

4. Federal law of 18.07.1999 N 183-FZ (ed. from 13.07.2015) « On export control». Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http: //www.consultant.ru

5. Federal law of 04.01.1999 N 4-FZ (ed. from 13.07.2015) "on coordination of international and foreign economic relations of the subjects of the Russian Federation". Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http://www.consultant.ru

6. A. Arkhipov, A. Gorodetsky, B. Mikhailov (2017). Economic security: assessments, problems, ways to ensure . Economic issue, no. 12, Pp. 36-44.

7. Baburina N. A. (2019). International monetary and credit and financial relations: textbook for universities , 2nd ed. Moscow: Yurayt publishing house, 171

p.

8. Vasiliev N. D. (2017). Creating an effective system of economic security to reduce business risks. Information Protection, no. 5, P no. 28-35.

9. Volzhenkin B. V., Salnikova A. L. (2019). Problems of responsibility for economic crimes: questions and answers. Legality, no. 8, P no. 36-42.

10. Glazyev S. 0.(2017). On urgent measures to strengthen the economic security of Russia and the conclusion of the Russian economy on the trajectory of advanced development. Russian economic journal, no. 5, Pp. 3-62.

11. Getman I. B. (2017). the Role of the police in ensuring the economic security of the state. Modern society and power. Electronic scientific journal, № 2.

12. Foreign trade encyclopedia / Ed. S. I. Dolgov, Moscow: Ekonomika, 2011, 427 p.

13. Kuznetsova M. S. (2018). Role of foreign trade in national economy. Bulletin of science and education, no. 2 (2), Pp. 21-22.

14. Luzina T. V., Vysotskaya V. G. (2019). Bans and restrictions of foreign trade activity: textbook for universities. Moscow: Yurayt publishing house, 142 p.

15. Mikhailov D. M. (2019).Foreign trade finance and guarantee business: a practical guide, 3rd ed. Moscow: Yurayt publishing house, 905 p.

16. Melnikov A. B. (2018). Essence and features of ensuring foreign economic security of the Russian Federation in modern conditions. Humanities, social and economic sciences, no. 11, Pp. 53-57.

17. Russkikh O. I. (2015). Foreign economic security of the Russian Federation. Scientific and methodological electronic journal «concept», no. 8 (August), Pp. 131-135.

18. Shoev A. H. (2019). Economic security in the context of foreign trade development. Young scientist, no. 24, Pp. 622-625.

© Гетман Илья Борисович, Столыпинский вестник 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.