Научная статья на тему 'Экономическая безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности'

Экономическая безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2573
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / внешнеэкономическая деятельность / угрозы / риски / бизнес. / economic security / foreign economic activity / threats / risks / business.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Елена Евгеньевна

В статье раскрываются элементы экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, после тщательного анализа всех компонентов, которые определяют его уровень в целом. Задача проведенного исследования – ознакомить читателей с основными проблемами обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности. С помощью представленного материала, мы постараемся сформировать комплексный подход к восприятию и оценке уровня экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности. Результатом исследования является разработка навыков для критической оценки текущей экономической ситуации в соответствии с уровнем безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article reveals the elements of economic security in the sphere of foreign economic activity, after a thorough analysis of all the components that determine its level as a whole. The aim of the study is to acquaint readers with the main problems of ensuring economic security in the sphere of foreign economic activity. with the help of the presented material, we will try to form a comprehensive approach to the perception and assessment of the level of economic security in foreign economic activity. The result of the study is the development of skills for critical assessment of the current economic situation in accordance with the level of security.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности»

экономическая безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности

Матвеева Елена Евгеньевна

Доктор экономических наук, доцент, Смоленский государственный университет (г. Смоленск), е-mail: matveevaelena2005@yandex.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10002

Аннотация:

В статье раскрываются элементы экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, после тщательного анализа всех компонентов, которые определяют его уровень в целом. Задача проведенного исследования - ознакомить читателей с основными проблемами обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности. С помощью представленного материала, мы постараемся сформировать комплексный подход к восприятию и оценке уровня экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности. Результатом исследования является разработка навыков для критической оценки текущей экономической ситуации в соответствии с уровнем безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, угрозы, риски, бизнес.

ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Matveeva Elena Evgenievna

Doctor of Economics, Professor, Smolensk State University (Smolensk), е-mail: mat-veevaelena2005@yandex.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10002

Annotation:

The article reveals the elements of economic security in the sphere of foreign economic activity, after a thorough analysis of all the components that determine its level as a whole. The aim of the study is to acquaint readers with the main problems of ensuring economic security in the sphere of foreign economic activity. with the help of the presented material, we will try to form a comprehensive approach to the perception and assessment of the level of economic security in foreign economic activity. The result of the study is the development of skills for critical assessment of the current economic situation in accordance with the level of security.

Key words: economic security, foreign economic activity, threats, risks, business.

Введение. В настоящий момент вопросы обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности, особенности в условиях введения экономических санкций интересуют, как исследователей, так и руководства крупных организаций. На финансовое состояние организации влияют внутренние и внешние факторы, включая политические отношения в государстве, поставщиков, нормативно-правовую базу, социальные факторы, производственные и человеческие ресурсы и др.

Анализ степени развития экономической безопасности организаций во внешней среде при взаимодействии с экономикой страны становится все более актуальным. Разные риски, имеющие внешнюю и внутреннюю нацеленность, могут в любое время, если существуют при этом благоприятные факторы вырасти в угрозу, отразиться на компании резким понижением финансового состояния, привести к банкротству. Поэтому благодаря возможностям отслеживания внешних рисков, можно воздействовать на последствия, или вообще не допускать их появления.

На основе исследований можно говорить об оценке уровня экономической безопасности во внешней среде, степени эффективности мероприятий, нацеленных на повышение защиты предприятия.

Методы исследования. Исследование экономической безопасности конкретной организации является актуальной задачей современной науки. Большое количество исследователей предлагают собственные определения данного понятия, их терминология в одном случае сходится во многих моментах, но иногда возникают и новые разные точки зрения. Однако общей мыслью является то, что необходимо обеспечивать экономическую безопасность внешнеэкономической деятельности в целях достижения состояния наивысшей защиты от внутренних и внешних угроз. Базу проведенного исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, нормативные правовые акты, официальные документы, монографии, энциклопедическая литература, словари, данные официальной статистики, научные статьи, материалы справочно-обзорных изданий, труды научно-практических конференций, диссертации, авторефераты диссертаций. В

13

настоящее время среди научных публикаций можно отметить значительный рост числа работ, посвященных тем или иным аспектам экономической безопасности систем народного хозяйства. Среди них можно выделить труды Л. И. Абалкина, И. В. Андроновой, И. А. Богданова, Е. М. Бухвальда, А. В. Возженикова, С. С. Галазовой, С. Ю. Глазьева, Б. В. Губина, С. М. Дробышевского и др. Среди зарубежных исследователей проблем экономической безопасности можно выделить Д. Балдвина, Б. Бузана, М. Кахлера, С. Лессмана, С. Ли, Д. Нанто, А. Позена, М. Реннера, А. Сена, Дж. Терлуина, Ю. Ченга.

Основная часть. Экономическую безопасность во внешнеэкономической сфере описывают различными учеными в большей степени с точки зрения безопасности страны в целом. Потом уже вытекает понятие региональной безопасности и безопасности организаций и предприятий как первоначальной составляющей системы.

Необходимо выделить два подхода к определению экономической безопасности предприятия. Первый подход связан с выделением угроз, всегда существующих в организациях и влияющих на его сущность и развитие негативным образом. Второй описывает некоторое состояние экономической системы без акцента на какие-то угрозы.

Меламедов С.Л. дает следующую трактовку экономической безопасности предприятия, под которой понимает защиту важных интересов жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз [1].

Мнение Сенчагова В.К. терминологически сводится к тому, что экономическая безопасность - это некоторое состояние организации, при которой она может выжить и в дальнейшем развиваться при определенных внешних и внутренних угрозах, а также в условиях непредсказуемости рынка [2].

Интересно мнение Глазьева С.Ю., который описывает экономическую безопасность с точки зрения определенного состояния экономики и общественных производительных сил в условиях возможностей независимого обеспечения рационального социально-экономического развития страны, удержания нужного уровня экономической безопасности государства, а также необходимого уровня конкурентоспособности отечественной экономики в границах глобальной конкуренции.

Несмотря на множество подходов самыми распространенными среди ученых в области экономической безопасности считаются индикативные системы С. Ю. Глазьева и В. К. Сенчагова.

Отдельные американские исследователи при оценке экономической безопасности стремятся акцентировать внимание в большей степени в социально-экономической, а не в военной и политической среде [3].

В Китае большое значение уделяют устойчивым поставкам ресурсов в страну, «здоровой» конкуренции китайских товаров и защите от нестабильности мировой экономики. Такой подход поддерживается и большинством экономистов Китая, и именно Цзян Юн (Jiang Yong), мнение которого основано на том, что основополагающим фактором безопасности является «конкурентоспособность

и независимый экономический суверенитет» (competitiveness and independent economic sovereignty).

Все индикаторы экономической безопасности организаций можно классифицировать по четырем видам:

1) индикаторы в финансовой сфере;

2) индикаторы взаимоотношений с контрагентами;

3) производственные индикаторы;

4) социальные индикаторы.

Разноплановые подходы к определению «экономической безопасности» недостаточно характеризуют данное понятие не учитывая специфику нормативно-законодательных трактовок.

Рассматривая экономическую безопасность во внешней сфере, в первую очередь обращают внимание на основы таможенно-тарифного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование определяют как комплекс различных форм влияния государства на внешнем рынке организации, которое основывается на применении специфических процедур, правил и пошлин.

Установление и выбор тарифов может применяться системно и включает в себя формы прямого и косвенного воздействия на стоимость товаров. В случае прямого влияния осуществляется административное вмешательство власти при установлении, корректировки ставок, государственное участие при создании структурных уровней, правил установления цен. Государство прямо воздействует на тарифы, регламентируя их уровень, устанавливая нормы рентабельности либо других составляющих цену элементов, предпринимает и другие меры, предусмотренные законодательно.

Прямое регулирование устанавливается путем воздействия на максимальные тарифы, нормы рентабельности для каждого конкретного вида товаров, услуг, работ, наценок и надбавок. Необходимо отметить, что в настоящий период времени наша страна старается не устанавливать нормы рентабельности по отдельным видам продукции, а в большей степени осуществляет методы косвенного регулирования.

Косвенное регулирование в таможенно-тарифной области представляет собой воздействие не на нормы, а на ряд факторов, влияющих на них. В большей степени это приводит к расширению предложения товаров, регулирования доходов населения и налогов на ввозимые и вывозимые товары. Целью ставится корректировка рыночной конъюнктуры, создание определенных финансовых условий, установления налоговых и валютных операций, а в общем - определение эффективного соотношения между спросом и предложением. Косвенные методы воздействуют на таможенные правоотношения прямо и косвенно, при этом обладая безадресным характером [4].

Косвенные методы регулирования осуществляются благодаря применению льготного налогообложения и кредитования, дотаций, субсидий из определенных бюджетов, а также применение инвестиционных программ. Устанавливая и используя тарифы, государство должно быть нацелено на формирование условий устойчивой внешнеторговой деятельности. Для реализации такого рода задач

должны грамотно сочетаться методы прямого и косвенного регулирования.

Правовая основа обеспечения безопасности экономики в сфере внешнеэкономической деятельности базируется в основном законодательно, регламентирующее единые принципы в обеспечении государственной и региональной безопасности. Единые нормативные документы координируют как взаимоотношения субъектов в целях обеспечения экономической безопасности, но и все финансово-хозяйственное состояние [5].В связи с этим система нормативных документов, характеризующих взаимоотношения всех рыночных участников, а также их отношения на федеральном уровне, систему формирования безопасности, представленной в четырех группах направлений, включающих фундаментальные и три группы нормативных актов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Система нормативного регулирования экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности

Выделяют четыре вида внешнеэкономической деятельности: внешнеторговая деятельность, международное инвестиционное сотрудничество; международная производственная кооперация и валютные и финансово-кредитные операции.

Внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность, осуществляемая на этапе международного обмена продукцией, услугами, работами. Отдельные ученые считают, что в данной деятельности обеспечивается также и информационный обмен, сотрудничество в интеллектуальной деятельности.

На этапе внешнеторговой деятельности подготавливаются и осуществляются внешнеторговые операции и сделки.

В инвестиционной деятельности на мировом рынке такого рода сотрудничество является эффективным способом осуществления ВЭД. Оно характеризует взаимное сотрудничество национальных и иностранных предприятий, причем основным условием обязательно считается соединение финансового, научного и производственно-технического капитала. Данное выгодное сотрудничество для всех партнеров во внешнеэкономической деятельности помогает привлекать инновационные технологии, наращивать производственную базу для реализации конкурентоспособных товаров, соответствующей мировым стандартам качества, позволяющей обеспечивать вход на иные мировые рынки и увеличивать объем реализации национальной продукции.

Международная производственная кооперация (МПК) в структуре ВЭД организаций - это взаимное сотрудничество между иностранными организациями в разных сторонах, но должным образом определяющееся между собой процессами технологического трудового разделения.

Валютные и финансово-кредитные операции не считаются в прямом смысле отдельным видом ВЭД, но они сопровождают практически каждую внешнеторговую сделку через финансовые обязательства, посредством конкретных форм расчетов, в том числе валютных операций, реализуемых для целей страхования рисков курсовых потерь [6].

Сущность внешнеэкономической деятельности является достаточно разнообразной. Наибольший интерес представляет рассмотрение «внешнеэкономической деятельности» с точки зрения нормативной базы, т.к разные законодательные источники неоднозначно описывают это понятие. Так, характеристика внешнеэкономической деятельности рассмотрена в статье 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (далее - Закон № 183-Ф3), в котором описано, что внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность является внешнеэкономической, включая производственную кооперацию.

Основными контрагентами внешнеторговой деятельности являются как резиденты, так и нерезиденты. Во внешнеторговой деятельности могут участвовать организации, лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, отдельно физические лица, в любом сочетании отражающие сделки купли-продажи, связанные с перемещением продукции, работ, услуг посредством таможенной границы страны. Все участвующие в этой цепочке оперируют понятиями, отраженными в разных нормативных актах, в том числе и в таможенном законодательстве.

Составными элементами внешнеэкономической деятельности считаются: экспорт, импорт, внешняя торговля услугами (работами), интеллектуальной собственностью, информацией (рисунок 2).

!И\11Ш]11 ГАВД|МА—

uc^jvifapnfiEmrt твриипи,

t'Kи-'ннH:IH L- ршкуикшп м нЩкЭДОМ иностранных топлрпв п страну покупать ;i.ua щвдезудош^й rix

ПрИДДОЕ!; Lj<! PKVTj^iCHCM [Ji*Jlltiv

ЭшщЦЛ jl'[t;]]lL4t (|лфм.1 м<?»;дуиаро^зluii lopj iHt.ilir которая евнжж* с гфо,щнкЛ n

ВЫШ'ШЛ! ГЛ l]\iHl[lt> .ITH

гитрсдлчн их в гобттйеш гость ¡шострд плачу контрагенту,

Внешняя юртовлх услугами

-ВДЯ-ЩННС vriyi (nUtiOJTHEHiri paAm i iiKiioi.iPniii w и сеЛд npoteweaerwi I irtL i ijit%nhL'n&iiiii.ijihi.-11 и ii .liie Efwy

услуг

Рисунок 2 - Составные элементы, связанные с внешнеэкономической деятельностью

Экспортные и импортные операций используются исключительно для товаров. В Законе № 164-ФЗ выделяются тождественно два понятия: «оказание услуг», а также «выполнение работ», что неправильно с точки зрения налоговой системы.

Налоговый кодекс неоднозначно описывает данные понятия, так как при выполнении работ и оказании услуг во внешней среде следует более подробно рассматривать документально данный вид деятельности в случае налоговых споров.

Интересен анализ разных способов сотрудничества участников во внешнеэкономической деятельности, осуществляющих торговлю услугами. Исходя из ст. 33 Закона № 164-ФЗ данными формами можно считать торговлю с территории страны на территорию другой страны и наоборот. Такой обмен может осуществляться на территории России, где заказчиком выступает другое иностранное лицо, а когда процесс осуществляется на территории иностранного государства - заказчиком может являться национальная фирма.

Методы государственного регулирования во внешнеторговой деятельности описываются в Законе № 164-ФЗ, их выделяют четыре вида, а также другие методы регулирования государством внешнеторговой деятельности не допускаются (рисунок 3).

Определяют некоторые способы, осуществляющие количественно ограничения и запреты на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Эмбарго является жесточайшей мерой, не относящейся к тарифному регулированию, так как описывает исключительный запрет ввоза или вывоза из страны определенных групп товаров, валюты, золота и др. Данная мера определяется законодательством, как правило на определенный срок.

Г

Хшнп 11 ю-горофное рСПОТПрОВЭННе -

[■рншпклнс июжих и выжчмнж пошлин

А

IНетарифное регулгфовише -введение кшшгпелит

йГ^1[Н!ЧС]ГГ1() II Г11М-1У 11

лгр^'« IчсннК цтанетшчссюп? при к игры

] I:. 1: 11: ¡л щгкш государства □ кол)

рстущнвзти впешн ледовой

дедтслыгогоЗ

МСрЫ ЛОИОК1ПНЮГО л

ЯЛ Ч11Н11С 1уТП ЛНОГО ХПр^Г С|Ч1. СВДсибс! № н ищк' ринИПш

ПНСНШСГПрГППСЖ ДСЯТСШпИОИ ТЛ

Ьириш н нртавчеши вжиакн торгов.™ услугами и

11НГ1 С М "1С>ГС уДЛЬНОЙ 1.ЧЧТГ IНГННШ^ 3 ЬЮ

У

Рисунок 3 - Методы регулирования государством внешнеторговой деятельности

Эмбарго применимо в целях защиты интересов национальных потребителей с точки зрения ввозимых товаров, защиты художественного, исторического и археологического достояния, а также направлено на государственную безопасность, защиту общественного порядка, нравственность населения.

Запреты и ограничения чаще всего устанавливаются исходя из требований международного сотрудничества, либо законодательно внутри страны.

Квотированием является количественное ограничение нормы импорта (экспорта). Квота - это определение количественно нетарифной меры ограниченных условий экспортных или импортных товаров в виде определенной доли или суммы на определенное временя. Такая мера помогает сбалансировать регулирование внешней торговли и платежных балансов, спрос и предложение внутри рынка, защитить внутренний рынок и выполнять международные обязательства .

Исходя из решения Правительства РФ необходимо для целей защиты интересов экономики страны устанавливать ограничения на определенный срок или постоянно:

экспорт товаров, когда есть реальная угроза критического уровня нехватки

внутри рынка страны отдельных групп продовольственных и других товаров, что определяется специальными правительственными списками;

импорт товаров, в первую очередь сельскохозяйственных, когда нужно сбалансировать регулирование объемов национального производства.

Лицензирование внешнеэкономической деятельности основано на таких же принципах, что и внутри государства, поэтому можно определить это понятие как выдаваемое разрешение (лицензия) органом государства, разрешаемого экспорт и (или) импорт некоторых товаров.

Чаще всего, лицензирование и квотирование - это два взаимосвязанных понятия развития внешнеэкономической деятельности, где выдаются лицензии отдельным партнерам в пределах квоты.

Спецификой использования системы лицензирования как основного метода балансирования внешней торговли является ее применение в определенных случаях, если есть временные ограничения объема ввоза и вывоза некоторых товаров, например, оказывающих негативное влияние на государственную безопасность, жизнедеятельность людей и их здоровье. В некоторых случаях лицензирование помогает регулированию внешнеторговой деятельности, если есть необходимость выполнения страной международных договоров, а также установления единственного права на экспорт или импорт некоторых видов товаров.

Контроль в сфере экспорта считается категорией ограничений и запретов в количественном аспекте. В России он применим в соответствии с Законом № 183-ФЗ. Экспортный контроль нужен в области национального экспорта материалов, оборудования и технологий, когда существует риск использования их в виде вооружений и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия. [7].

Защита интересов экономики национальных производителей товаров обеспечена посредством использования специфических видов защиты, антидемпинга и компенсаций в случае импорта, то есть, мер нетарифной защиты.

Методы регулирования и надзора государством внешнеэкономической деятельности отождествляются с характеристикой государственной безопасности в границах различных ее элементов, а именно экономической, технологической, экологической, информационной. Для отдельной организации обеспечивать экономическую безопасность невозможно, не соблюдая всех без исключения законодательных требований в сфере внешнеэкономической деятельности, если существует хотя бы один вид такой деятельности.

Таким образом, интересен процесс рассмотрения угроз и индикаторов экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности. На этой основе можно проанализировать все показатели безопасности, учитывая особенности не только государства в целом, но и внутри отраслей, видов деятельности, особенностей функционирования отдельных субъектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретические и практические исследователи постоянно дискутируют на тему структуры факторов, влияющих на государственную безопасность

внешнеэкономических отношений.

Основополагающие элементы экономической безопасности показаны на рисунке 4.

Рисунок 4 - Основополагающие элементы экономической безопасности

Рассматривая угрозы безопасности нашей страны на внешней арене, Ю.А. Максимов выделяет в большей степени следующие вопросы :

1) способы предварительного нанесения ущерба, в том числе включение запретов и ограничений тарифов, нарушение валютных отношений внутри страны, замораживание банковских вкладов, снижение курса валют, целеполагающая политика, корректирующая учетную ставку банковской системы, организация утечки капитала и «утечки мозгов» из государства;

2) несвобода от факторов внешней среды, которая приводит к стихийности и непродуманности открытого национального рынка, прямо связанного с глобальной мировой экономикой. На нынешнем этапе международного рынка развитие России непосредственно связано с мировыми ценами на нефть и газ, а также с влиянием мирового финансового кризиса. Итогом является достаточно высокая степень от импорта товаров, а также невозможность входа на мировой рынок с национальной продукцией, тяжелые условия конкуренции в мире.

3) внутренние факторы, отягощающие взаимовыгодную интеграцию отечественной экономики в мировое хозяйство. В настоящее время это практически тотальная конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке; взаимоучастие в мировом разделении труда в роли поставщика ресурсов энергии

и сырья; преимушества в импортных продовольственных поставках и предметов потребления (в том числе предметы первой необходимости).

Стасев М.А. характеризует угрозы безопасности страны во внешней среде: преимущества сырьевых товаров в составе экспорта, исключение постоянных рынков сбыта; спад мирового рейтинга в кредитной и инвестиционной сфере; вопросы валютно-финансового рынка; повышение динамики легального и «искусственного» перемещения производственных факторов. [8].

Процесс обеспечения внешнеэкономической безопасности должен проводиться, учитывая ее специфику и направления гарантий. В связи с этим должны быть обоснованы конструктивные организационные методы, реализованные с помощью следующих действий:

- анализировать рациональность внешнеэкономической среды государства, как основного фактора ее развития экономики;

-охарактеризовать уровень воздействия итогов внешнеэкономической деятельности на индикаторы социально-экономического развития государственной системы страны;

- выявить пограничные значения показателей безопасности экономики;

- определить более опасные угрозы внешней среды, выделить направления для быстрого реагирования и их последующей нейтрализации в стратегическом плане. Оценивая данные угрозы, нужно применять всю системность показателей, поскольку есть и специальные индикаторы, свидетельствующие о существовании или отсутствии внешнеэкономических угроз.

Пограничные значения индикаторов, которые чаще всего применяются учеными в исследованиях безопасности по данным Глазьева С.Ю., ограничивают возможности устойчивого развития отечественной экономики, показаны в таблице 1.

Необходимо оценивать влияние внешних угроз безопасности не только на уровне всего государства, но и на региональном уровне. Особенно это является важным для регионов приграничья, где внешнеэкономическая деятельность является основополагающим фактором регионального развития в социально-экономической сфере. В итоге общая безопасность экономики включает в себя безопасность отдельных предприятий, предпринимательских структур, регионов.

[9].

Главным направлением государственного социально-экономического развития, нейтрализации кризисов в настоящих условиях считается комплексная выработка и реализация целевых программ, нацеленных на решение вопросов во внешнеэкономической деятельности [9].

Таким образом, рациональная интеграция разных уровней экономики в мировой рынок, а также конкурентоспособные отношения во внешнеэкономической деятельности, и при этом обеспечения ее необходимого уровня государственной экономической безопасности возможно только в условиях эффективной организации внешнеэкономического сотрудничества, выработки и применения специфических и эффективных действий, учитывающих всю систему индикаторов.

Применять данный сложный и фундаментальный механизм требует постоянных фундаментальных исследований.

Таблица 1.

Показатели, характеризующие зависимость от внешних угроз России

Показатели Передельно критическое значение Фактическое состояние 2018г. Соответствие

Коэффициент достаточности междунродных резервов (% к трехмесячному объему импорта товаров и услуг) 9 40 В 4,4 раза лучше

Объем совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года) 25 34,8 В 1,4 раза хуже

Доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%) 30 65,6 В 2,18 раза хуже

Доля импортного продовольствия в ВВП (%) 25-30 32 В 1,07 раза хуже

Доля экспорта в материальном производстве (%) 25 94 В 3,76 раза хуже

Доля иностранного капитала в инвестициях (%) 25 36 В 1,44 раза хуже

Объем иностранных обязательств комммерческих банков и прочих секторов (% в ВВП) 25 31 В 1,24 раза хуже

Охарактеризуем, как происходит взаимосвязь угроз Стратегии национальной безопасности и Стратегии экономической безопасности в внешнеэкономической деятельности.

В санкционных условиях в России проблемы обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности становятся все более актуальными. Отдельные проблемы описываются в нормативных документах, в первую очередь, в «Основных направлениях развития экспорта на период до 2030 г. (основные положения)», в которых рассмотрены перспективы развития, прогнозы, барьеры развития экспорта. Кроме того, некоторые вопросы отражены и в Федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Приказе Минэкономразвития России от 28.07.2017 № 387 «Об утверждении Методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». Экономическими индикаторами развития

внешнеэкономической среды выделяются такие показатели, как темпы прироста экспорта и импорта, количество вновь выявленных ограничительных мер, объем экспортных кредитов, время прохождения таможенных процедур и др.

В области внешнеторговых отношений все более активно принимают участие крупные и средние организации, представительства же малого предпринимательства очень ограничены.

Систематизация внешнеторговых угроз в области экономической безопасности формируется исходя из степени организационной открытости, источника возникновения; уровня сформированности; сферы существования; объему объекта; виду ущерба; причинам возникновения и перспективам прогнозирования .

Кроме того, к таким угрозам также относят угрозы от возмещения из бюджета НДС; угрозы несовершенства существующего законодательства; криминалистические и криминогенные угрозы, связанные с экономическими процессами; угрозы торговой деятельности иностранных фирм, связанные с рейдерством.

Оценивая эффективность воздействия угроз экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности, разработчиками Стратегии экономической безопасности рассматриваются такие показатели, как индекс физического объема экспорта и импорта; сальдо торгового баланса; доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта и импорта; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства; доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров.

Предельные значения перечисленных индикаторов, характеризующие экономическую безопасность внешнеторговой деятельности, пока еще не исследованы.

Сохранение экономической безопасности считается главным направлением таможенной деятельности. Это чаще всего имеет выражение в функциях таможенных органов, а именно выделение административных правонарушений в сфере таможенного дела, предупреждение незаконного товарооборота посредством таможенной границы Таможенного союза, помощь в борьбе с контрабандой, борьба с мировым терроризмом и формирование защиты прав интеллектуальной собственности и др.

Нарушение законов Российской Федерации приводит к повреждению системности экономической безопасности. Таможенные органы должны предотвращать подобные нарушения, тем самым, обеспечивая как экономическую безопасность государства в целом, так и в частности в области, связанной с внешнеэкономическими отношениями.

Основными критериями анализа угроз внешнеэкономической безопасности отдельных организаций выделяются такие показатели, как доля выручки от экспортно-импортных операций в общем объеме доходов предприятия, доля поставок по импорту оборудования, материалов и комплектующих изделий,

используемых для производства готовой продукции. Объем валюты в виде выручки от внешнеторговых операций в данном случае должен быть больше затрат на приобретение импортных материалов, если такого не происходит, существует риск неполучения прибыли из-за нестабильности валютных курсов.

Таким образом, выделяется множество индикаторов и критериев экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности. Большинство ученых характеризуют данные показатели, оценивая уровень экономической безопасности государства, и пограничные значения уже четко определены. Оценивая уровень внешнеэкономической безопасности организаций, можно использовать похожие показатели, несмотря на то, что установить приграничные значения для них сложнее, так как отдельные отрасли, виды деятельности, группы товаров значительно влияют на оценку уровня экономической безопасности. В связи с этим большой интерес представляет анализ и оценка показателей экономической безопасности организаций в сфере внешнеэкономической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. — Киров : ФГБОУВО «ВятГУ», 2016. — 389 с

2.Лесина Т.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность регионов. Оценка современного состояния и перспективы // «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) - с. 45 - 64.

3. Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях в обратных связях. Аналитические сети: пер. с англ. под ред. А. В. Андрейчикова ; О. Н. Андрейчиковой. - [3-е изд.]. - М. : Либроком, 2014. - 357 с.

4. Козаченко А.В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизмы обеспечения: Монография / А.В. Козаченко, В.П. Пономарев, О.М. Ляшенко. - К.: Либра, 2014. -280 с

5. Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий - М. :Радио и связь, 2016. - 316 с.

6. Рубцов И.В. Анализ динамики экономической преступности в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 214-217.

7. Мацкевич И.М. Организованная экономическая преступность // Мониторинг правоприменения. - 2016. - №1 (18). - С. 4-10.

8. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России// Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 г.

9. Козаченко А.В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизмы обеспечения: Монография / А.В. Козаченко, В.П. Пономарев, О.М. Ляшенко. - К.: Либра, 2014. -280 с

REFERENCES

1. Karanina E.V. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Na urovne gosudarstva, re-giona, predpriyatiya [Economic security. At the state, region, enterprise level]. Kirov : FGBOUVO «VyatGU», 2016. 389 p

2.Lesina T.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ekonomicheskaya prestupnost' regionov. Otsenka sovremennogo sostoyaniya i perspektivy [Economic security and economic crime of the regions. Assessment of the current state and prospects]. «NAU-KOVEDENIE» Vol. 9, №6 (2017). P. 45 - 64.

3.Saati T. L. Prinyatie reshenii pri zavisimostyakh v obratnykh svyazyakh. Analiticheskie seti: per. s angl. pod red. A. V. Andreichikova ; O. N. Andreichikovoi [Decision making with dependencies in feedbacks. Analytical networks: Transl.. from English under the editorship of A.V. Andreichikova; O. N. Andreichikova]. [3rd ed..]. Moscow: Librokom, 2014. 357 p.

4.Kozachenko A.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' predpriyatiya: sushchnost' i mekhanizmy obespecheniya: Monografiya [The economic security of the enterprise: the nature and mechanisms of support: Monograph]. A.V. Kozachenko, V.P. Ponomarev, O.M. Lyashenko. K.: Libra, 2014. 280 p.

5.Saati T. L. Prinyatie reshenii. Metod analiza ierarkhii [Decision making. The method of analysis of hierarchies] . Moscow: Radio i svyaz', 2016. 316 p.

6.Rubtsov I.V. Analiz dinamiki ekonomicheskoi prestupnosti v Rossiiskoi Feder-atsii [Analysis of the dynamics of economic crime in the Russian Federation]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2017. № 4. p. 214-217.

7.Matskevich I.M. Organizovannaya ekonomicheskaya prestupnost' [Organized Economic Crime] Monitoring pravoprimeneniya [Law Enforcement Monitoring]. 2016. No1 (18). p. 4-10.

8.Makhan'ko G.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost' regiona kak vazhneishaya sostavlyayushchaya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Economic security and competitiveness of the region as the most important component of the economic security of Russia]. Nauchnyi zhurnal KubGAU [Scientific journal KubSAU], No. 105 (01), 2015.

9.Kozachenko A.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' predpriyatiya: sushchnost' i mekhanizmy obespecheniya: Monografiya [The economic security of the enterprise: the nature and mechanisms of support: Monograph]. A.V. Kozachenko, V.P. Ponomarev, O.M. Lyashenko. K.: Libra, 2014. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.