Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / внешняя торговля / правоохранительные органы / экспорт / импорт / внешний товарооборот / economic security / foreign trade / law enforcement agencies / export / import / foreign trade

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетман Илья Борисович

Предметом исследования являются статистические данные внешнеторговой деятельности, а также угрозы экономической безопасности в сфере внешней торговли Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIVISIONS OF BIPC TO ENSURE ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF FOREIGN TRADE OF THE OMSK REGION

The Subject of the study is statistical data on foreign trade activity, as well as threats to economic security in the sphere of foreign trade of the Omsk region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 631

РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБиПК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

THE ROLE OF DIVISIONS OF BIPC TO ENSURE ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF FOREIGN TRADE OF THE OMSK

REGION

Гетман Илья Борисович, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВО «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Омск, Россия, Getmanx@mail.ru

Ilya B. Getman, candidate of legal sciences, Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Omsk, Russia, Getmanx@mail.ru

Аннотация: Предметом исследования являются статистические данные внешнеторговой деятельности, а также угрозы экономической безопасности в сфере внешней торговли Омской области. Summary: The Subject of the study is statistical data on foreign trade activity, as well as threats to economic security in the sphere of foreign trade of the Omsk region.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешняя торговля, правоохранительные органы, экспорт, импорт, внешний товарооборот. Keywords: economic security, foreign trade, law enforcement agencies, export, import, foreign trade.

Для обеспечения экономической безопасности в сфере внешней торговли, важная роль отводится Управлению экономической безопасности и

противодействию коррупции (далее УЭБиПК), главной задачей которого, является выявление преступлений, которые отнесены к их компетенции, в числе совершенных недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

УЭБиПК является структурным подразделением УМВД России по Омской области, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции УМВД России по Омской области по исполнению полномочий в области обеспечения экономической безопасности, противодействия преступлениям экономической, коррупционной и налоговой направленности:

1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экономической, коррупционной и налоговой направленности, следствие по которым обязательно, в том числе значимых, имеющих повышенный общественный резонанс, а также тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере.

2. Выявление лиц, склонных к совершению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

3. Разработка, организация и проведение в установленном порядке специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий по вопросам деятельности Управления.

4. Осуществление в пределах компетенции оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам Управления, либо в рамках поручений следственных подразделений.

5. Организация и проведение исследований финансово-хозяйственных документов, документальных проверок и ревизий в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической, коррупционной и налоговой направленности, следствие по которым обязательно.

6. Обеспечение возмещения, причиненного экономическими преступлениями, материального ущерба.

Основные функции:

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и профилактическую деятельность по борьбе с преступлениями и правонарушениями экономической и налоговой направленности.

2. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России оперативное документирование экономических и налоговых преступлений в приоритетных отраслях экономики.

3. На основе совместных планов или по согласованию оказывает содействие подразделениям, другим правоохранительным и контролирующим органам по вопросам выявления и пресечения преступной деятельности, в том числе организованных групп и подконтрольных им объектов экономики.

4. Принимает участие в разработке предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений в приоритетных отраслях экономики.

5. Участвует в исполнении программ, комплексных планов, целевых операций, направленных на борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями в приоритетных отраслях экономики.

6. В пределах своих полномочий исполняет письменные поручения органа дознания, следователя, указания прокурора и суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий.

7. Оказывает содействие в розыске лиц, совершивших, а также подозреваемых в совершении преступлений экономической и налоговой направленности, выявленных оперативно-розыскной частью экономической безопасности и противодействия коррупции.

К основным функциям УЭБиПК в сфере внешней торговли относят: 1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по незаконному перемещению стратегических ресурсов, через

таможенную границу РФ;

2. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по несоблюдению порядка таможенного транзита;

3. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, предусмотренных статьями 193 и 193.1 Уголовного кодекса.

Главная угроза экономической безопасности при перемещении товаров через таможенную границу РФ идет от субъектов внешнеторговой деятельности, которые осуществляют недобросовестные действия.

К недобросовестным действиям во внешней торговле относят:

Во-первых, незаконное перемещение стратегических ресурсов через таможенную границу. При этом под незаконным перемещением понимается перемещение стратегических ресурсов через таможенную границу вне установленных мест, что приводит к перемещению с сокрытием от таможенного контроля.

Во-вторых, не соблюдается порядок таможенного транзита. При вывозе стратегических ресурсов транзит дает право не платить экспортные и импортные пошлины, при условии, что стратегические ресурсы будут снова ввезены на таможенную территорию Евросоюза. Возникают проблемы в том, что транзитная операция не завершается до конца и как следствие в бюджет не поступают таможенные пошлины и налоги. Нарушение транзитных операций негативно влияют на экономическую безопасность региона.

В-третьих, совершение валютных операций по переводу денег на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с предоставлением кредитной организации документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

В своей деятельности УЭБиПК взаимодействует с таможенным управлением, инспекциями федеральной налоговой службы, федеральной службой по финансовому мониторингу, Центральным банком РФ, федеральной антимонопольной службой, контрольно-ревизионной службой, экспертами.

Количество выявленных преступлений во внешнеэкономической деятельности УЭБиПК, представим на рисунке 1.

6

5

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Рисунок 1. Количество выявленных преступлений УЭБиПК по Омской

области по статье 226.1 УК РФ

Выявленные нарушения связаны с незаконным перемещением стратегических ресурсов через таможенную территорию РФ (перевозка леса вне установленного места), а также выявлены факты незавершенного транзита, (транзитная операция не была закончена, т.е. стратегический ресурс не прибыл в установленное место назначение). В 2019 году количество выявленных нарушений составило 4 дела, что больше на 3 дела по сравнению с 2018 годом, на 1 дело меньше по сравнению с 2017 годом и на 2 дела больше по сравнению с 2016 годом. Выявленные преступления были совершенны в крупных, либо особо крупных размерах.

На основании проведенных расследований и сбора доказательств, дела были переданы в суд, количество переданных дел представлены на рисунке 2.

2,5

1,5

0,5

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Рисунок 2. Количество возбужденных дел УЭБиПК по Омской области по

статье 226.1 УК РФ

2

2

2

1

1

1

0

На основании представленных данных, можно сделать вывод, что количество возбужденных дел, меньше выявленных.

Причинами таких обстоятельств могут быть:

Во-первых, в связи с тем, что преступления носят международный характер, необходимо сотрудничество соответствующих инстанций другого государства. В данном случае требуется время для согласования, обработки и получения ответа на запросы УЭБиПК.

Во-вторых, преступность во внешней торговле, как правило является латентной. Преступления могут быть не отражены в учете уголовно наказуемых деяний. С момента их обнаружения, проходит достаточное количество времени, что осложняет работу УЭБиПК по сбору доказательств о совершенном преступлении и выявления нарушителей.

В-третьих, виновный в преступлении по статье 226.1 УК РФ, может быть иностранным лицом, и в момент раскрытия преступления находится в другом государстве.

В 2018 году УЭБиПК совместно с Омской таможней, а также при содействии Минпромторга России, выявлено нарушение по статье 226.1 УК РФ. Руководитель одной из организаций г. Омска организовал схему незаконного экспорта сосны обыкновенной в Республику Узбекистан. Для осуществления операций им был заключен внешнеэкономический контракт с

Монгольской фирмой и была получена лицензия Минпромторга, о предоставлении организации тарифной квоты. На основании подложного контракта была заполнена таможенная декларация и представлена в таможенный орган.

В ходе проверочных и оперативно-розыскных мероприятий УЭБиПК было выявлено: указанная в контракте фирма из Монголии его не заключала и никаких финансово-хозяйственных отношений с омской фирмой не имела. Таким образом, были выявлены факты незаконного экспорта лесоматериалов и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере - на сумму более двух миллионов рублей. По установленному факту возбуждено уголовное дело.

В 2019 году по выявленным преступлениям 1 дело было передано в суд. По собранным материалам возбуждено уголовное дело, по факту незаконного перемещения через таможенную границу стратегически важных ресурсов (сосна обыкновенная), в крупном размере.

Установлено, что в июле 2019 года неустановленное лицо, действующее от имени омского ООО «Сириус», предоставило в Братский таможенный пост Иркутской таможни пакет подложных документов о внешнеэкономической сделке.

На основании этих документов, фирмой были вывезены в Республику Узбекистан лесоматериалы хвойных пород на сумму свыше 4,5 млн рублей.

По остальным трем делам были отправлены запросы в Республику Казахстан и Кыргызскую Республику. Ведется активная работа по сбору фактов и доказательств для возбуждения уголовных дел.

По оконченному уголовному делу в 2019 году по статье 226.1 УК РФ была изъята сумма в размере 4530 тыс. руб.

На сегодняшний день УЭБиПК, ведет работу по расследованию преступлений, связанных с уклонением от возврата в Россию иностранной валюты, уплаченной за не поставленные товары.

Расследуется преступление, где фирма, зарегистрированная в Омской

области, расплатилась с фирмой Италии за оборудование для обработки древесины. Фирма, расплатившаяся за товар, незадолго до завершения сроков контракта обанкротилась, счет, на который должны были вернуться деньги за не поставленный товар, закрыт.

УЭБиПК совместно с Росфинмониторингом, налоговой таможенной службой, отрабатывают три основные схемы вывода денег из Омской области за рубеж.

Первая схема предусматривает применение подложных деклараций, накладных и внешнеторговых контрактов для сделок, которые никогда не проводились в реальности.

Вторую схему, называют «карусель», когда один и тот же товар не раз перемещается через границу. «Сначала нерезидент продает его российской компании, которая потом уступает права на него другой фирме. Та снова вывозит покупку за границу и передает первоначальному поставщику.

Третья схема заключается в создании фирм-однодневок под конкретные контракты. Фирма заключает с поставщиком договор и переводит полную сумму, а потом исчезает.

В настоящее время основной формой ответственности за валютные правонарушения при импорте товаров является ответственность, предусмотренная Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». В соответствии с п.2 Указа Президента РФ № 1163, импортеры-резиденты, заключившие, или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не предусмотрено ЦБ РФ.

Таким образом, УЭБиПК ведет эффективные действия по обеспечению

экономической безопасности в сфере внешней торговли. При выявлении преступлений по статьям 193, 226.1 УК РФ проводит сбор, обработку и анализ полученной информации. Сопоставляет полученные данные стран участников внешнеторговой деятельности, с полученными данными на территории РФ.

УЭБиПК взаимодействует с иными подразделениями в целях получения оперативных и достоверных данных. Подтвержденные факты о незаконном перемещение стратегических ресурсов через границу РФ и уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации являются основанием для возбуждения уголовного дела по статьям 193, 226.1 УК РФ.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» -Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики.

- 2017. - № 12. - С.36-44.

7. Бабурина Н. А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 171 с.

8. Васильев Н.Д. Создание эффективной системы экономической безопасности для снижения предпринимательских рисков // Защита информации. - 2017. - № 5. - С. 28-35.

9. Волженкин Б.В., Сальникова А.Л. Проблемы ответственности за хозяйственные преступления: вопросы и ответы // Законность. — 2019. — № 8. - С. 36-42.

10. Глазьев С.О. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития // Российский экономический журнал. - 2017. - № 5.

- С.3-62.

11. Внешнеторговая энциклопедия / Отв. ред. С. И. Долгов. - М.: Экономика, 2011. - 427 с.

12. Кузнецова М. С. Роль внешней торговли в национальной экономике // Вестник науки и образования. - 2018. - № 2 (2). - С. 21-22.

13. Лузина Т. В., Высоцкая В.Г. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 142 с.

14. Михайлов Д. М. Внешнеторговое финансирование и гарантийный бизнес: практическое пособие, 3-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 905 с.

15. Мельников А.Б. Сущность и особенности обеспечения внешнеэкономической безопасности РФ в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические науки. -2018. - № 11. - С. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Русских О.И. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -

№ 8 (август). - С. 131-135.

17. Шоев А.Х. Экономическая безопасность в контексте развития внешней торговли // Молодой ученый. — 2019. — № 24 — С. 622-625.

References

1. The criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. from 17.06.2019). Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http://www.consultant.ru

2. Federal law of 08.12.2003 N 164-FZ (as amended on 01.05.2019) "On the basics of state regulation of foreign trade activity". Access from the legal reference system «ConsultantPlus». Mode of access: http://www.consultant.ru

3. Federal law of 08.12.2003 N 165-FZ (ed. from 26.07.2017) "On special protective, anti - dumping and countervailing measures for the import of goods". Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http: //www.consultant.ru

4. Federal law of 18.07.1999 N 183-FZ (ed. from 13.07.2015) « On export control». Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http: //www.consultant.ru

5. Federal law of 04.01.1999 N 4-FZ (ed. from 13.07.2015) "on coordination of international and foreign economic relations of the subjects of the Russian Federation". Access from the reference legal system «ConsultantPlus». Mode of access: http://www.consultant.ru

6. A. Arkhipov, A. Gorodetsky, B. Mikhailov (2017). Economic security: assessments, problems, ways to ensure . Economic issue, no. 12, Pp. 36-44.

7. Baburina N. A. (2019). International monetary and credit and financial relations: textbook for universities , 2nd ed. Moscow: Yurayt publishing house, 171 p.

8. Vasiliev N. D. (2017). Creating an effective system of economic security to reduce business risks. Information Protection, no. 5, P no. 28-35.

9. Volzhenkin B. V., Salnikova A. L. (2019). Problems of responsibility for

economic crimes: questions and answers. Legality, no. 8, P no. 36-42.

10. Glazyev S. 0.(2017). On urgent measures to strengthen the economic security of Russia and the conclusion of the Russian economy on the trajectory of advanced development. Russian economic journal, no. 5, Pp. 3-62.

11. Foreign trade encyclopedia / Ed. S. I. Dolgov, Moscow: Ekonomika, 2011, 427 p.

12. Kuznetsova M. S. (2018). Role of foreign trade in national economy. Bulletin of science and education, no. 2 (2), Pp. 21-22.

13. Luzina T. V., Vysotskaya V. G. (2019). Bans and restrictions of foreign trade activity: textbook for universities. Moscow: Yurayt publishing house, 142 p.

14. Mikhailov D. M. (2019).Foreign trade finance and guarantee business: a practical guide, 3rd ed. Moscow: Yurayt publishing house, 905 p.

15. Melnikov A. B. (2018). Essence and features of ensuring foreign economic security of the Russian Federation in modern conditions. Humanities, social and economic sciences, no. 11, Pp. 53-57.

16. Russkikh O. I. (2015). Foreign economic security of the Russian Federation. Scientific and methodological electronic journal «concept», no. 8 (August), Pp. 131-135.

17. Shoev A. H. (2019). Economic security in the context of foreign trade development. Young scientist, no. 24, Pp. 622-625.

© Гетман Илья Борисович, Столыпинский вестник 2/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.