Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовноправовой охраны'

Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовноправовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ / OBJECT OF PENAL LAW PROTECTION / РОДОВОЙ ОБЪЕКТ / GENERIC OBJECT / ВИДОВОЙ ОБЪЕКТ / SPECIFIC OBJECT / НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ / DIRECT OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Н.В.

В статье рассматривается место внешнеэкономической деятельности как объекта уголовноправовой охраны в уголовном законодательстве Российской Федерации. Анализируется видовой, родовой, непосредственный объект преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign economic activity as the object of penal law protection

In this article the place of the foreign economic activity as the object of penal law protection in the criminal legislation of the Russian Federation is considered. A generic, specific and a direct object of crimes in the sphere of foreign economic activity is analyzed.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовноправовой охраны»

Н. В. КУЗНЕЦОВА N. V. KUZNETSOVA

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы

Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны

Foreign economic activity as the object of penal law protection

Аннотация. В статье рассматривается место внешнеэкономической деятельности как объекта уголовно-правовой охраны в уголовном законодательстве Российской Федерации. Анализируется видовой, родовой, непосредственный объект преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, объект уголовно-правовой охраны, родовой объект, видовой объект, непосредственный объект.

Abstract. In this article the place of the foreign economic activity as the object of penal law protection in the criminal legislation of the Russian Federation is considered. A generic, specific and a direct object of crimes in the sphere of foreign economic activity is analyzed.

Key words: foreign economic activity, object of penal law protection, generic object, specific object, direct object.

В новых экономических условиях внешнеэкономическая политика российского государства претерпела существенные изменения. В настоящее время «она направлена на создание наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» [1]. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом страны В. В. Путиным 30.11.2016, одной из задач государства является создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения [2].

Внешнеэкономическая деятельность государства всегда относилась к одной из приоритетных областей государственного регу-

лирования. Традиционно объектом уголовно-правовой охраны выступают охраняемые уголовным законом общественные отношения, подвергшиеся преступному посягательству, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Общественные отношения имеют собственную структуру, «включают участников (субъектов) данных отношений, предметы и блага, по поводу которых возникли и существуют, взаимосвязи между их участниками и предметами (объектами)» [3].

Рассматривая внешнеэкономическую деятельность государства в качестве объекта уголовно-правовой охраны, необходимо уяснить сущность, содержание и особенности данной деятельности как экономического явления, а также рассмотреть охраняемые уголовным законом общественные отношения.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183 «Об экспортном контроле»

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

8

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

внешнеэкономическая деятельность включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, а также производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них [4].

Понятие внешнеторговой деятельности содержится в ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [5].

Внешнеэкономическая деятельность является составной частью экономической деятельности вообще. Как правило, она существует в рамках внешнеэкономических связей в различных отраслях экономики, которые возникают в результате экономических отношений между экономическими субъектами разных государств и связаны с фактом перемещения материальных благ из одного государства в другое.

Как отмечает В. Д. Ларичев, любая деятельность, в том числе и во внешнеэкономической сфере, предполагает четкое представление о правовых нормах, в рамках которых она осуществляется, ясное осознание того, что инструментом регулирования взаимоотношений между участниками внешнеэкономических сделок является соответствующая правовая система, базирующаяся на национальных и международных источниках [6].

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя огромное количество общественных отношений, которые регулируются гражданской, административной, таможенной, налоговой, финансовой, валютной, уголовной и другими отраслями российского права. Участники внешнеэкономической деятельности должны соблюдать установленный государством порядок, обязательный для всех ее субъектов. Обеспечение законных гарантий внешнеторговой деятельности является обязанностью государства, а реализация указанных гарантий осуществляется посредством уголовно-правового регулирования рассматриваемого направления деятельности с целью защиты личности, общества, а также собственных экономических интересов.

Развитие внешнеэкономических связей сопровождается ростом преступлений в этой сфере. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году таможенными органами возбуждено 2 235 уголовных дел (в 2015 году - 2 031 дело) [7].

Ежегодно государству причиняется экономический ущерб, связанный с несоблюдением валютного, налогового, таможенного и иного законодательства. Так, в 2016 году стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, в том числе стратегически важных, составила более 10,3 млрд рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей - 5,2 млрд рублей. Не возвращено средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на сумму около 39 млрд рублей. Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов составил более 222 млрд рублей [7].

Очевидно, что уголовно наказуемые деяния, нарушающие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, являются наиболее опасными посягательствами на экономическую безопасность общества. Они способны нанести серьезный вред экономике государства (прямые потери государственного бюджета от непоступления валютной выручки, налогов, сборов); добросовестным участникам внешнеторговой деятельности - производителям товаров, работ и услуг, их экспортерам и импортерам (контрабандные товары стоят дешевле легальных товаров, что приводит к неравенству возможностей участников рыночных отношений, подрывает честную конкуренцию); здоровью населения (контрабанда наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ создает проблемы социального и криминального характера); международной безопасности (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, может выступить в качестве причин обострения политических конфликтов и способствовать обострению межгосударственных отношений). Кроме того, вред от преступных посягательств может причиняться и иным объектам, которые не только не имеют непосредственного отношения к сфере внешнеэкономической деятельности, но и далеки от родового объекта - правомер-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2017

9

ной экономической деятельности. К таким дополнительным объектам относятся жизнь, имущественные права, собственность, национальная, политическая, общественная безопасность, военные интересы и т. д.

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) нормы, охраняющие внешнеэкономическую деятельность, включены в разные главы: главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», главу 24 «Преступления против общественной безопасности», главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». На протяжении нескольких лет они подвергались кардинальным изменениям: от декриминализации (ст. 188 УК РФ) до включения новых норм (ст. 1931, 2001, 2002, 2261, 2291 УК РФ).

В юридической литературе отсутствует единый подход к понятию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности и их систематизации.

В действующем уголовном законе преступления, совершаемые в сфере внешнеэкономической деятельности, в отдельную группу не обособлены. В то же время содержание соответствующих общественных отношений, на которые посягают эти преступления, позволяет выделить следующие нормы Особенной части УК РФ: ст. 189, 190, 193, 194, 2001, 2002, 2261, 2291.

До настоящего времени перечень рассматриваемых преступлений остается предметом дискуссий в науке уголовного права. Существуют различные точки зрения на отнесение указанных составов «к группе так называемых таможенных преступлений исходя из объединяющего их объекта - внешнеэкономической деятельности» [8]. Споры возникают в отношении двух из перечисленных норм - ст. 193 и 194 УК РФ, поскольку они касаются одновременно таможенных, валютных и налоговых правоотношений. Но некоторые авторы (В. А. Жбанков, А. В. Нестеров, Ю. П. Гармаев и др.) данные составы относят к таможенным преступлениям [9].

Мы придерживаемся аналогичной точки зрения и относим рассматриваемые деяния к указанной группе, поскольку, во-первых, их совершение возможно только в случае незаконного перемещения (ввоза или вывоза) предметов преступления через таможенную границу Таможенного союза либо государственную

границу Российской Федерации со странами - членами Таможенного союза. Во-вторых, данные преступные посягательства препятствуют выполнению таможенными органами установленных действующим законодательством функций. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы осуществляют деятельность, связанную с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой по территории России, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации [10]. Таможенные органы выполняют функции, связанные с временным хранением, таможенным декларированием товаров, их выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой, осуществлением таможенного контроля, взиманием таможенных налогов и сборов.

В-третьих, на таможенные органы возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 8 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза).

К процессуальной компетенции таможенных органов п. 9 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) относит проведение дознания по преступлениям, предусмотренным ч. 1, 2 ст. 194, ч. 1 ст. 2001 УК РФ. По остальным преступлениям, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности, таможенные органы наделены полномочиями по производству неотложных следственных действий.

Таким образом, к таможенным преступлениям относятся виновные, противоправные, уголовно-наказуемые деяния, совершенные в сфере внешнеэкономической деятельности, препятствующие деятельности таможенных органов по выполнению функций, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Рассматриваемые преступления могут совершаться только при незаконном перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза. Таможенные органы в соответствии

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

потег_4_2017.шдд 10

10

ф

28.03.2017 11:23:07

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

с УПК РФ наделены правом производства по ним неотложных следственных действий.

Несмотря на общие признаки, связанные с перемещением предметов через таможенную границу, деятельностью таможенных органов по контролю, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны вследствие изменений уголовного законодательства оказалась «разбросанной» по различным главам УК РФ. Перемещение норм о преступлениях, предусмотренных ст. 2261, 2291 УК РФ, без особой необходимости в иные главы привело к тому, что внешнеэкономическая деятельность сместилась на уровень дополнительного объекта, хотя в ранее существовавших редакциях УК РФ законодатель учитывал ее значимость и рассматривал в качестве основного объекта уголовно-правовой охраны. Указанное положение в определенной степени свидетельствует об ослаблении защиты крайне важных общественных отношений в данной области.

Государству, несмотря на проявленное внимание, не всегда удается найти оптимальные решения, направленные на осуществление защиты такого объекта, как внешнеэкономическая деятельность. Попытки урегулирования этого вопроса предпринимаются, однако текущее состояние дел не позволяет назвать их успешными.

В науке уголовного права существуют разные классификации объектов преступлений. По мнению Н. А. Лопашенко, родовым объектом выступает вся совокупность общественных отношений, которые возникают при осуществлении законной внешнеэкономической деятельности и соответствуют принципам добропорядочности субъектов экономической деятельности и запрета заведомо криминальных форм поведения в указанной сфере [11].

Дискуссионным является вопрос об определении видового объекта преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности. По мнению В. Л. Нарышкина, ее нормативное регулирование является экономическим благом, поскольку оно обеспечивает защищенность экономических интересов государства, общества и личности, то есть их экономическую безопасность. С учетом этого он определяет видовой объект преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности

как экономическую безопасность носителей экономических интересов, обеспечиваемую нормативным порядком осуществления экономической деятельности [12].

И. Д. Дмитриенко определяет видовой объект рассматриваемых преступлений как охраняемые государством общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг [13].

Мы придерживаемся традиционной классификации и родовым объектом преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности признаем установленные и охраняемые государством общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, направленные на защиту внешнеторговых интересов государства и отдельных хозяйствующих субъектов.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, связанные с установленным порядком перемещения через таможенную границу товаров, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности, культурных ценностей, изъятых из оборота предметов и с порядком выполнения таможенными органами установленных действующим законодательством функций.

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений могут выступать конкретные охраняемые отдельными нормами общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров, ресурсов, услуг, культурных ценностей, интеллектуальной собственности, денежных средств, алкогольной продукции, табачных изделий и др.

С учетом общности объекта преступлений, посягающих на установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, представляется целесообразным осуществлять ее охрану в рамках одной главы Уголовного кодекса Российской Федерации: «Преступления в сфере экономической деятельности», поскольку это усилит значимость внешнеэкономической деятельности как основного объекта уголовно-правовой охраны и будет способствовать защите общественных отношений в данной сфере. ^

1. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за

11

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2017

2016 год (проект) // ФТС России : [сайт]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=24865:-2016-&catid= 475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 06.03.2017).

2. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 30.11.2016 № 640 // СЗ РФ. 05.12.2016. № 49, ст. 6886.

3. Уголовное право России. Часть общая : учебник для бакалавров / отв. ред. проф. Л. Л. Крутиков. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект. 2013. С. 122-124.

4. Об экспортном контроле : федер. закон от 18.07.1999 № 183 // СЗ РФ. 1999. № 30, ст. 3774.

5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 08.12.2003 № 164 // СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4850.

6. Ларичев В. Д., Милякина Е. В., Орлова Е. А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М. : Экзамен. 2002. С. 4.

7. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2016 год // ФТС России : [сайт]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content &view = article&id = 24719:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения: 05.03.2017).

8. Фесенко Н. П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения // Законодательство и экономика. 2006. № 12. С. 20.

9. Жбанков В. А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. М., 1999. С. 3 ; Нестеров А. В. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений : дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2001. С. 17, 18 ; Гармаев Ю. П. Понятие и криминалистическая классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Воронежские криминалистические чтения : сб. науч. трудов. Вып. 4 / под ред. О. Я. Баева. Воронеж, 2003. С. 108.

10. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311 // СЗ РФ. 2010. № 48, ст. 6252.

11. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики : авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) (постатейный). Волтерс Клувер, 2006.

12. Нарышкин В. Л. Уголовно-правовая охрана внешнеэкономической деятельности : автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 12-14.

13. Дмитриенко И. В. Уголовная ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности : дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 47.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.