УДК 343.2 ББК 67.308
к вопросу об объекте контрабанды
наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ МАРКОВСКИЙ,
адъюнкт кафедры уголовного права Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: sakh_rider_88@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридический наук Щетинина Н.В.
Рецензент: кандидат юридический наук Щетинина Н.В.
Citation-индекс в электронной библиотеке НииоН
Аннотация. Рассмотрены точки зрения некоторых авторов, нашедших свое отражение в учебной литературе, по поводу объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Изучены мнения ученых исследовавших объект контрабанды ст. 188 УК РФ, утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ. Сделан вывод о том, что результаты данных исследований не могут быть применены к определению объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, так как не раскрывают сущность отношений, которые непосредственно связаны с трансграничным перемещением валюты. Изложена авторская позиция по поводу определения непосредственного объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Ключевые слова: контрабанда; объект, наличные денежные средства; денежные инструменты.
Annotation. The article deals with the point of view of some authors, as reflected in the academic literature, about the object of cash and (or) monetary instruments smuggling. Were studied the views of scientists that explored objects of Article 188 RF Criminal Code, out of force in accordance with the Federal Law dated December 7, 2011 № 420-FZ. It is concluded that the results of these studies cannot be applied to defining the object of cash and (or) monetary instruments smuggling as it does not reveal the essence of relationships that are directly related to the transboundary movement of currency. The article also presents author's position regarding the definition the direct object of cash and (or) monetary instruments smuggling.
Keywords: smuggling; object; cash funds; monetary instruments.
Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основании Федерального закона от 28 июня 2013 года №134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» была отнесена законодателем в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики» Особенной части Уголовного кодекса РФ.
Проведенный анализ научных источников показал отсутствие каких-либо исследований, посвященных вопросу определения специфики основного непосредственного объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Это объясняется тем, что данная стать была включена в УК РФ сравнительно недавно.
В тоже время относительно объекта данного вида контрабанды в учебной литературе существуют опре-
деленные мнения.
Яцеленко Б.В. считает, что в качестве последнего выступает финансовая система государства [1]. Устинова Т.Д. определяет непосредственный объект как установленный порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврА-зЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, которые являются предметом данного преступления [2]. Указанные мнения не вызывают сомнения, однако имеют общий характер и не полностью раскрывают сущность общественных отношений, которым причиняется вред в результате совершения указанного преступления.
Предметом ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда), утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
являлись товары, к которым среди прочих относилась валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме. При этом большинство авторов связывали объект контрабанды с установленным порядком перемещения через таможенную границу товаров в целом, осуществлением внешнеэкономической деятельности, интересами товаропроизводителей [3, с. 535, 4, с. 104105, 5, с. 256, 6, 7, с. 267]. Таким образом, особенности отношений, которые были непосредственно связаны с трансграничным перемещением валюты также не раскрывались.
В первоначальном проекте Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и вовсе предлагалось, чтобы контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов была включена в Главу 24 УК РФ «Преступление против общественной безопасности» [8]. Однако, Верховный Суд РФ к данной позиции отнесся с критикой, указав, что в диспозиции данной статьи отсутствуют какие-либо признаки деяния, свидетельствующие о том, что контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов следует рассматривать как посягательство на общественную безопасность [9].
Для того, чтобы определить не нарушен ли законодателем принцип классификации преступлений по признаку объекта и верно ли контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов была отнесена к преступлениям в сфере экономики, необходимо установить, каким именно общественным отношениям причиняется вред от данного вида преступления.
Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основании Федерального закона № 134-Ф3 от 28 июня 2013 года имеет прямое отношение к незаконным финансовым операциям.
Понятие финансовой операции на законодательном уровне дано в модельном законе о противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем. Последняя определяется как сделки и другие действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, связанные с переходом права собственности и иных прав, включая операции, связанные с использованием финансовых средств в качестве средства платежа, в том числе ввоз и пересылка на территорию государства, вывоз и пересылка с территории государства. В этом же законе имеется и понятие финансовой операции, имеющей незаконный характер — финансовая операция несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов [10].
В Федеральный закон от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» было включено понятие «операции с денежными средствами или иным имуществом» — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, имеющим более узкое определение, по сравнению с понятием «финансовая операция». Поэтому, как представляется, в основу названия Федерального закона № 134-Ф3 от 12 июня 2013 года было положено понятие «незаконная финансовая операция».
Финансы являются составной частью экономических отношений, выступающих в качестве основы производственной деятельности государства и инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.
Любые противоправные действия в данной области, в том числе и осуществление незаконных финансовых операций, негативно сказываются на функционировании всей финансовой системы, а, следовательно, и на механизме распределения и воспроизводства экономики.
Повышенная роль финансов в социально-экономическом развитии страны обуславливает интерес уголовно правовой охраны данной области.
Таким образом, родовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов являются общественные отношения в сфере экономики, обеспечивающие нормальное функционирование финансовой системы государства.
Точное установление родового объекта имеет принципиальное значение в правоприменительной практике. Характеризуя направленность преступных действий, он позволяет правильно квалифицировать преступление, разграничивать сходные по иным признакам посягательства между собой [11, с. 61].
Нормы, содержащие ответственность за контрабанду в настоящее время содержатся как в разделе VIII УК РФ (ст. 2001), так и в разделе IX УК РФ (ст. 2261, 2291). Различие между ними можно провести по родовому объекту: в первом случае, если предметом преступления будут являться наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, им будет экономика и финансовая система государства; во втором, если предметом, например, выступают сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, либо наркотические средства, психотропные вещества и др. — общественная безопасность.
Для определения видового объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов необходимо установить, на основе каких требований осуществляется обеспечение нормального функционирования финансовой системы государства при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу.
Основы уголовно-правовой охраны экономической деятельности заложены в Конституции Российской Федерации 1993 г. Единство экономического пространства, а также свободное перемещение финансовых средств гарантируется ст. 8 Конституции РФ. В тоже время в данной сфере существуют определенные правила.
Трансграничное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в России регламентируется валютным и таможенным законодательством.
Создание единой таможенной территории между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, изначально предполагало разработку законодательного акта, в котором был бы закреплен единый порядок правового регулирования перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, то есть наднационального уровня. Таким документом стал Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза [12] (далее — Договор о перемещении наличных денежных средств).
В свою очередь порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов непосредственно в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, установлен Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
В ст. 15 Закона указано, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, формулировка ст. 15 Закона дает основание полагать, что национальное законодательство о трансграничном перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов полностью зависит от норм международного законодательства, в частности от Договора о порядке перемещения наличных денежных средств.
Диспозиция ст. 200.1 УК РФ, говорящая нам о том, что контрабандой наличных денежных средств и (или)
денежных инструментов является их незаконное перемещение в крупном размере в рамках ЕврАзЭС может указывать нам на то, что после вступления в таможенный союз, валютное законодательство РФ в рассматриваемой области потеряло свою актуальность, так как последнее регламентирует правила ввоза и вывоза наличных денежных средств внутри страны. Но, в тоже время, преступные посягательства данного рода сопряжены с незаконным перемещением денежных средств не только на территорию таможенного союза, но и на территорию государства — члена таможенного союза, в связи с чем, затрагивают интересы не только Евразийского экономического сообщества, но и конкретного государства, входящего в его состав.
Таким образом, контрабанда наличных денежных средств является преступлением, посягающим на общественные отношения, совершаемые в сфере таможенного и валютного законодательства.
Видовой объект дает возможность выделить в пределах одной группы общественных отношений сравнительно небольшие, специфические группы отношений, общие для ряда сходных преступлений [11, с. 62].
В официальном отзыве Верховного Суда РФ «На проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» кроме вышеизложенного также указано, что объектом контрабанды как представляется, является внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль.
Одним из видов внешнеэкономической деятельности являются валютные операции, которые включают в себя ввоз в РФ и вывоз из РФ наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Вышеизложенное позволяет одновременно отнести контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов к группе таможенных и финансовых преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности.
Общественная опасность данного преступного деяния заключается в возможном незаконном перемещении как законно приобретенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, так и полученных в результате совершения какого-либо преступления. В связи с чем, ст. 200.1 УК РФ нацелена на обеспечение предупредительных функций, связанных с защитой экономики государства, от незаконных финансовых операций посредством обеспечения соблюдения валютного и таможенного законодательства.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что видовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов выступают общественные отношения, обеспечивающие
нормальное функционирование финансовой системы государства, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, связанной с валютными операциями, а именно с ввозом на таможенную территорию Таможенного союза и вывозом с нее наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основе соблюдения таможенного и валютного законодательства.
Разобрав видовой объект, мы приблизились к непосредственному объекту, имеющего одну из важных ролей в уяснении состава преступления и предпосылкой правильной квалификации содеянного.
На непосредственный объект указывает общественное отношение, против которого направлено преступное посягательство, то есть конкретная статья УК РФ.
В ст. 200.1 УК РФ идет речь о незаконном перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную территорию Таможенного союза, а значит, как было указано выше, существуют определенные правила, согласно которых осуществляется такое перемещение. Основной причиной введения этих правил является необходимость защиты финансовых интересов государства путем осуществления контроля за трансграничными потоками наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и предупреждения бегства капитала.
Непосредственным объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов является установленный таможенным и валютным законодательством, порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, обеспечивающий прозрачность валютных операций и стабильность финансовой системы России.
Непосредственный объект позволяет выяснить характер и степень общественной опасности посягательства. Так, нарушение порядка трансграничного перемещения валюты может способствовать незаконному вывозу капитала, а также ввозу в Россию преступных доходов и легализации их внутри страны, путем внедрения в законную сферу деятельности, что создает угрозу экономической безопасности. Кроме того, часть таких доходов может быть предназначена для финансирования преступной деятельности и террористических организаций, что создает угрозу миру и безопасности человечества. В связи с этим не напрасно в проекте Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» предполагалось, что родовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов может выступать общественная безопасность.
Таким образом, можно заключить, что контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов нарушает не только установленный порядок их перемещения через таможенную границу, регламентированный Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, но и требования валютного законодательства, в частности Федерального закона № 176-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», так как незаконное трансграничное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в рамках российского законодательства непосредственно связано с осуществлением валютных операций, сопряженных с ввозом в РФ и вывозом из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Также, в случае перемещения валюты через таможенную границу с целью финансирования терроризма, либо дальнейшего придания доходам, добытым преступным путем законного вида затрагиваются отношения по осуществлению операций с денежными средствами и иным имуществом и контролем за проведением данных операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения таких деяний, регулируемых Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Литература
1. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / М.П. Журавлев, А.В. Наумов, С.И. Никулин и др.; под ред. Рарога А.И. 8-е издание. М.: Проспект, 2014. — 1045 с.
2. Уголовное право. Особенная часть / Ю.В. Грачева, Т.А. Есакова, А.В. Корнеева и др.; под ред. Чучаева А.И. 2-е издание. — М.: Проспект, 2014. — 697 с.
3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России / Б.В. Волженкин. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. — 765 с.
4. Сучков Ю.И. преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М.: Экономика, 2005. — 422 с.
5. Рогатых Л.Ф. Уголовно-наказуемая контрабанда. СПб.: СПб ин-т Ген. прокуратуры РФ, 2005. — 140 с.
6. Васильева Я. Контрабанда: актуальные проблемы квалификации // Уголовное право. 2005. № 3. С. 15
7. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М.: ЮрИнфор, 1998. — 296 с.
8. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям
[Электронный ресурс]: Проект Федерального закона (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.08.2012). Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс.
9. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям [Электронный ресурс]: Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 13.11.2012 N 1-ВС-5733/12. Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс.
10. Модельный закон о противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем (Принят в г. Санкт-Петербурге 08.12.1998 Постановлением 12-8 на 12-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999. №20. С. 112-129.
11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для У26 бакалавров / г. А. Есаков, Л.В. Иногамова-Хегай, Т.Г. Понятовская и др.; под ред. А.И. Рарога. — М.: Проспект, 2013. — 496 с.
12. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36. С. 4867.
Reference:
1. Ugolovnoe pravo Rossii. Chasti Obshhaja i Osobennaja / M.P. Zhuravlev, A.V Naumov, S.I. Nikulin i dr.; pod red. Raroga A.I. 8-e izdanie. M.: Prospekt, 2014. — 1045 s.
2. Ugolovnoe pravo. Osobennaja chast' / Ju.V Gracheva, T.A. Esakova, A.V Korneeva i dr.; pod red. Chuchaeva A.I. 2-e izdanie. — M.: Prospekt, 2014. — 697 s.
3. Volzhenkin B.V. Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel'nosti po ugolovnomu pravu Rossii / B.V. Volzhenkin. — SPb.: Jurid. centr Press, 2007. — 765 s.
4. Suchkov Ju.I. prestuplenija v sfere vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Rossijskoj Federacii. M.: Jekonomika, 2005. — 422 s.
5. Rogatyh L.F. Ugolovno-nakazuemaja kontrabanda. SPb.: SPb in-t Gen. prokuratury RF, 2005. — 140 s.
6. Vasil'eva Ja. Kontrabanda: aktual'nye problemy kvalifikacii // Ugolovnoe pravo. 2005. № 3. S. 15
7. Gauhman L.D., Maksimov S.V Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel'nosti. M.: JurInfor, 1998. — 296 s.
8. O vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti protivodejstvija nezakonnym finansovym operacijam [Jelektronnyj resurs]: Proekt Federal'nogo zakona (podgotovlen Minjekonomrazvitija Rossii) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostojaniju na 24.08.2012). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy Konsul'tant pljus.
9. O vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti protivodejstvija nezakonnym finansovym operacijam [Jelektronnyj resurs]: Oficial'nyj otzyv Verhovnogo Suda RF ot 13.11.2012 N 1-VS-5733/12. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy Konsul'tant pljus.
10. Model'nyj zakon o protivodejstvii legalizacii («otmyvaniju») dohodov, poluchennyh nezakonnym putem (Prinjat v g. Sankt-Peterburge 08.12.1998 Postanovleniem 12-8 na 12-om plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG) // Informacionnyj bjulleten'. Mezhparlamentskaja Assambleja gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. 1999. №20. S. 112-129.
11. Ugolovnoe pravo Rossii. Chasti Obshhaja i Osobennaja: uchebnik dlja U26 bakalavrov / G.A. Esakov, L.V. Inogamova-Hegaj, T.G. Ponjatovskaja i dr.; pod red. A.I. Raroga. — M.: Prospekt, 2013. — 496 s.
12. Reshenie Mezhgosudarstvennogo soveta EvrAzJeS ot 5 ijulja 2010 g. № 51 «O Dogovore o porjadke peremeshhenija fizicheskimi licami nalichnyh denezhnyh sredstv i (ili) denezhnyh instrumentov cherez tamozhennuju granicu Tamozhennogo sojuza» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 36. S. 4867.