Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 467-473 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 4, pp. 467-473
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-467-473, EDN: OLHGKD
Научная статья УДК 327
Угрозы гуманитарной безопасности в Латинской Америке
А. С. Смирнова
военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Россия, 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14
2Московский государственный лингвистический университет, Россия, 119034, г. Москва, ул. Остоженка 38, стр. 1
Смирнова Анастасия Сергеевна, 1младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований); Соискатель кафедры политологии, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-6857-7156
Аннотация. Латинская Америка, как и любой другой регион мира, подвержена угрозам, которые негативно влияют на уровень жизни людей. В статье выделяются и анализируются основные экономические, социальные, политические, экологические угрозы региона с отсылкой на документы международных организаций, таких как ООН, Всемирный банк, Human Rights Watch и экспертов в области рассматриваемых проблем. Отмечается, что непосредственная экономическая угроза гуманитарной безопасности возникает из-за падения производства, потери дохода и роста безработицы, что приводит к значительному увеличению бедности и снижению уверенности граждан в завтрашнем дне. На фоне мировых кризисов Всемирный банк прогнозирует скромный прирост ВВП стран на ближайшие годы. Выделены три социальные группы, которые больше всего подвержены угрозам гуманитарной безопасности: мигранты, коренное население, женщины и дети. Общей проблемой для региона является высокий процент случаев насилия, которые исходят также от органов власти. Главной угрозой политической безопасности граждан выступает слабость демократий, поскольку данный политический строй в регионе существует около сорока лет и еще не является таким развитым, как в других регионах мира. Высокий уровень коррупции среди должностных лиц усугубляет ситуацию, что часто приводит к митингам и забастовкам по всему региону. Среди транснациональных угроз гуманитарной безопасности отмечаются терроризм и организованная преступность, включая отмывание денег и незаконный оборот наркотиков, а также незаконный оборот короткоствольного оружия. Данные угрозы несут прямую опасность жизни людей. На фоне вырубки тропических лесов угроза экологической безопасности стоит крайне остро. Опасность состоит в том, что обезлесение ведет к лишению коренных народов Латинской Америки их среды обитания, что напрямую влияет на гуманитарную безопасность региона.
Ключевые слова: гуманитарная безопасность, Латинская Америка, социально-экономические угрозы, транснациональные угрозы, ООН, социальное насилие
Для цитирования: Смирнова А. С. Угрозы гуманитарной безопасности в Латинской Америке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 467-473. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-467-473, EDN:OLHGKD
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Threats to human security in Latin America A. S. Smirnova
Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Russian Defense Ministry, 14 Bolshaya Sadovaya St., Moscow 123001, Russia Moscow State Linguistic University, 38, build.1 Ostozhenka St., Moscow 119034, Russia Anastasia S. Smirnova, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-6857-7156
Abstract. Like any other region of the world Latin America is a subject to threats that negatively affect the standard of living of people. The author identifies and analyzes the main economic, social, political, and environmental threats of the region, referring to the documents of international organizations such as the UN, the World Bank, Human Rights Watch and experts studying the problems. The author notes that the immediate economic threat to human security arises from a drop in production, loss of income and rising unemployment, which leads to a significant increase in poverty and a decrease in citizens' confidence in the future. Against the backdrop of global crises, the World Bank forecasts a modest increase in the GDP of countries in the coming years. The author identifies three social groups that are most vulnerable to threats to human security: migrants, indigenous people, women, and children. A common problem for the region is the high percentage of cases of violence that also come from the authorities. The main threat to the political security of citizens is the weakness of democracies, since this political system in the region has existed for about forty years and is not yet as developed as in other regions of the world. The high level of corruption among
officials aggravates the situation in the country, which often leads to rallies and strikes throughout the region. Among the transnational threats to human security, the author notes terrorism and organized crime, including money laundering and drug trafficking, as well as trafficking in short-barreled weapons. These threats pose a direct danger to people's lives. Against the background of deforestation of tropical forests, the threat to environmental security is extremely acute. The danger is that deforestation leads to the deprivation of indigenous peoples of their habitat, which directly affects the human security of the region.
Keywords: human security, Latin America, socio-economic threats, transnational threats, UN, social violence
For citation: Smirnova A. S. Threats to human security in Latin America. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23,
iss. 4, pp. 467-473 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-467-473, EDN: OLHGKD
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
В Латинской Америке окончание холодной войны совпало с процессами демократизации и умиротворения в некоторых странах Южной и Центральной Америки. Говоря о новом сценарии безопасности в Северной и Южной Америке, необходимо учитывать как минимум пять его характерных признаков:
1) Латинская Америка и Карибский бассейн занимали и занимают маргинальное положение в глобальных стратегических вопросах;
2) Латинская Америка и Карибский бассейн демонстрируют низкие военные расходы по сравнению с остальным миром;
3) Латинская Америка достигла консенсуса в отношении общей концептуальной основы безопасности;
4) Внутренние конфликты преобладают над межгосударственными;
5) Соединенные Штаты были ведущим игроком в регионе и Западном полушарии во время холодной войны и продолжают оставаться сегодня.
Современные факторы отсутствия безопасности являются синтезом многих элементов, представляющих собой дисфункции в политической, экономической, социальной, экологической и даже культурной сферах. В случае Латинской Америки основные угрозы гуманитарной безопасности связаны с целым рядом обстоятельств, включая слабость демократии, рост нищеты и неравенства, а также рост насилия и преступности в городах. Несмотря на многосторонние усилия, предпринимаемые правительствами и гражданским обществом для устранения этих факторов уязвимости, для решения указанных проблем еще предстоит пройти долгий путь.
Экономическая и социальная уязвимость является отражением растущей неспособности производственных, торговых и финансовых систем решать проблемы, с которыми сталкиваются люди, в первую очередь проблемы нищеты, распределения доходов и растущей безработицы. С точки зрения гуманитарной безопасности крайне важно найти наиболее подходящие средства для решения этих проблем.
При рассмотрении некоторых показателей для Латинской Америки отмечаются низкие темпы роста и повышенная уязвимость перед лицом потрясений в международной экономике, рост внешней задолженности и высокий уровень безработицы. Последнее порождает картину экономической неопределенности для стран региона.
Экономические кризисы в развивающихся странах бывают часто. Непосредственная угроза гуманитарной безопасности возникает из-за падения производства, потери дохода и роста безработицы, что приводит к значительному увеличению бедности и снижению уверенности граждан в завтрашнем дне. В целом финансовые кризисы могут иметь пагубные последствия для гуманитарной безопасности в долгосрочной перспективе.
Говоря о росте ВВП в странах региона в 2023-2024 гг., Всемирный банк делает весьма печальные прогнозы. Если в 2021 г., в период постпандемийного восстановительного роста, этот показатель измерялся двузначными числами, то динамика на ближайшие два года характеризуется средним показателем прироста в 2% ВВП [1]. Поскольку экономики латиноамериканских стран еще очень слабы, они наиболее остро переживают любые изменения мировой экономики. Нынешнее положение дел с экономической блокадой России и переориентацией экономик ведущих стран на других партнеров также негативно сказывается и на данном регионе.
Одним из важнейших экономических показателей региона является занятость населения. С точки зрения гуманитарной безопасности данная проблема имеет решающее значение, поскольку уровень гуманитарной безопасности во многом зависит от способности граждан самостоятельно содержать себя и свои семьи. Рост безработицы в наибольшей степени влияет на безопасность в регионе.
Пандемия коронавируса оказала сильнейшее воздействие на занятость населения в мире и в латиноамериканском регионе. 2020 год характеризовался сокращением рабочих мест на
20% и, соответственно, увеличением безработного населения. К концу 2021 г. занятость населения возросла почти до уровня, предшествовавшего пандемии. В 2023 г. ожидается, что доля безработного населения составит 8,8%, однако допандемийный показатель (7,9%) все равно достигнут не будет [2].
Следует отметить, что в случае Латинской Америки существуют три тенденции в контексте гуманитарной безопасности, которые следует учитывать. Во-первых, рост безработицы совпадает с ростом числа самозанятых, которые зачастую не учитываются в статистических данных и не имеют адекватной социальной защиты. Во-вторых, рост безработицы во многих странах сопровождается повышением уровня преступности, особенно среди молодежи. В-третьих, безработица является одной из основных причин массовых миграционных процессов в развитые страны.
Во всех странах региона уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем среди остальных возрастных групп. А в возрастном диапазоне от 15 до 24 лет безработица значительно выше именно среди женщин, что, в частности, можно объяснить их плачевным положением в рассматриваемом регионе. В Мексике, Боливии и Бразилии женщины имеют доход на 40% ниже по сравнению с мужчинами.
В регионе насчитывается 23 млн чел., которые не учатся и не работают, а более 30 млн имеют только неофициальную занятость. Во время пандемии коронавируса в Латинской Америке и Карибском бассейне, по разным оценкам, количество безработных увеличилось на 31 млн чел. Безработица среди женщин в 2020-2021 гг. сохранялась на уровне 12,4%, что выше, чем в 2019 г. (9,4%) [3].
Сохранение высокого уровня бедности в регионе в сочетании со слабостью демократических институтов серьезно сказывается на социальной интеграции традиционно маргина-лизированных групп населения, которые подвергаются серьезной дискриминации. Особенно уязвимыми в Латинской Америке являются индейские племена и иммигранты первого поколения.
В регионе крупным кризисом последних лет, который усилил потоки иммиграции, стало положение Венесуэлы, превратившейся в крупнейший источник эмиграции в регионе. В 2020 г. более 7,2 млн венесуэльцев покинули страну. Основными принимающими странами остаются Колумбия, Эквадор и Перу. Помимо обострения криминогенной обстановки и роста межэтнической напряженности, которые при-
носят с собой иммигранты, они также негативно влияют на экономику страны, что вдвойне отрицательно сказывается на гуманитарной безопасности.
По оценкам ООН, в Латинской Америке и Карибском бассейне 42,7 млн чел. живут за пределами своей родины [4]. Из них подавляющее большинство направляется в США и в меньшей степени в другие развитые страны (Япония, Канада, Испания, Италия и др.). Эти цифры свидетельствуют о том, что в Латинской Америке миграция не прекратилась и не прекратится, несмотря на ограничения мобильности, введенные региональными правительствами, чтобы прекратить распространение вируса 5АКБ-СоУ-2. Однако пандемия еще больше усугубила проблемы, с которыми сталкиваются мигрирующие латиноамериканцы.
Среди присущих региону сложностей стоит выделить социальную и культурную дискриминацию, которой подвергаются иммигранты из бедных стран. Обострение ксенофобских настроений, а также ужесточение миграционной политики серьезно усложняют жизнь этим людям и их политическую, экономическую и социальную интеграцию в принимающие общества. Такая ситуация характерна не только для промышленно развитых стран. Примеры боливийцев в Аргентине, гватемальцев в Мексике, доминиканцев в Коста-Рике и перуанцев в Чили свидетельствуют о маргинализации и изоляции иммигрантов. В случае Чили перепись 2002 г. показала, что число иммигрантов из Перу составляет около 40 тыс. Большинство из них работали на низкоквалифицированных работах (домашняя прислуга, строительство и торговля) и сталкивались с неблагоприятным отношением со стороны чилийцев.
Еще одной серьезной проблемой региона является незаконный оборот наркотиков и торговля людьми. Согласно Глобальному отчету о торговле людьми за 2018 г., опубликованному УНП ООН [5], с 2003 г. во всем мире отмечается рост числа жертв торговли людьми, причем регион Латинской Америки является одним из лидеров этой тенденции. В Южной Америке сексуальная эксплуатация преобладает в 64% случаев, жертвами которой становятся 96% женщин. Следует отметить, что принудительный труд является второй по распространенности формой эксплуатации: на него приходится 35% по сравнению с другими формами эксплуатации, на которые приходится 1%.
Женщины и девочки составляют большинство жертв торговли людьми в Латинской Америке и Карибском бассейне. На Централь-
ную Америку и Карибский бассейн приходится 79% выявленных случаев торговли женщинами. Важно отметить, что в этих субрегионах из общего количества женщин, ставших жертвами торговли людьми, 40% являются несовершеннолетними, что представляет собой один из самых высоких показателей в мире.
Руководитель отдела исследований Управления ООН по наркотикам и преступности Анжела Ме объяснила, что сексуальная эксплуатация девочек может быть связана с другими явлениями в регионе, такими как высокий уровень убийств женщин и других случаев тендерного насилия, что отражает «культуру неравенства, в которой женщины и девочки пользуются меньшим уважением, чем мужчины» [6, р. 3].
Следует выделить третью социальную проблему рассматриваемого региона. Исторически так сложилось, что в Латинской Америке требования коренных народов игнорировались правительствами. Последнее привело к возникновению ситуации большой неопределенности и породило движение коренных народов в Чья-пасе (Мексика), Эквадоре и Боливии, которые в некоторых случаях оказывали сильное давление на правительства.
Во всем регионе явно выделяются по меньшей мере три основных действующих лица социальных конфликтов данного типа. С одной стороны, это общины коренных народов, с другой стороны, государства и, наконец, национальные и международные компании, которые хотят воспользоваться природными ресурсами на землях коренных народов. Существенной является степень маргинализации коренных народов в районах с высокой долей коренного населения, как, например, в странах Анд. Эта маргинализация связана с высоким уровнем нищеты. Для решения данной проблемы необходимо изменить социальную политику в отношении коренных народов в направлении уменьшения многочисленных экономических, политических и культурных проблем, с которыми они сталкиваются.
Рост социального насилия тоже является проблемой гуманитарной безопасности, поскольку на карту в конечном итоге поставлена жизнь людей.
Основным драйвером роста преступности является организованная преступность, особенно в сфере незаконного оборота наркотиков и сопутствующей деятельности.
Явление преступности порождается сложным сочетанием факторов:
- высокий уровень бедности среди населения;
- система исполнения наказаний, которая не способствует перевоспитанию преступников;
- отсутствие социальных лифтов для уязвимых групп населения, главным образом малоимущей молодежи;
- репрессивный уклон в работе правоохранительных органов, отсутствие профилактики преступлений в системе приоритетов полиции;
- хаотичная урбанизация, которая не способствует приобщению новых горожан к городскому образу жизни и создает условия для их втягивания в антисоциальную деятельность;
- широкий доступ преступников к оружию и др.
Преступность в странах Латинской Америки также имеет тенденцию к росту. По данным ООН, с 2000 по 2018 г. показатели смертности от применения оружия выросли в Бразилии, Венесуэле, Ямайке и Пуэрто-Рико, а лидером в этом отношении стала Мексика, где увеличение составило 200% [6]. Разумеется, есть страны, например Уругвай, которые достаточно успешно борются с этой проблемой, однако вышеописанный комплекс факторов не позволяет побороть проблему в регионе в целом.
Насилие оказывает глубокое пагубное воздействие на развитие стран и является катализатором негативных тенденций в обществе в целом. На макроэкономическом уровне оно приводит к сокращению инвестиций, тем самым подрывая возможности долгосрочного роста. В микроэкономике это препятствует инвестициям в образование и побуждает молодежь развивать преступные навыки, а не учиться.
Еще одной проблемой в некоторых странах региона является полицейское насилие. Согласно докладу Human Rights Watch (2022 г.), ситуация в этой области значительно улучшилась. В начале 2000-х гг. печальное лидерство в этом вопросе прочно удерживали за собой Бразилия, Колумбия и Гватемала. Сейчас наиболее остро эта проблема стоит в Бразилии, где в 2020 г. были убиты 6400 чел., в Колумбии, Перу и Венесуэле число жертв не достигает 200 чел. [8, p. 38, 308, 522].
В XX в. в странах Латинской Америки и Карибского бассейна к власти часто приходили диктаторы и военные хунты. Регион имел катастрофическую историю нарушений прав человека в диктаторские периоды. В конце ХХ в. в латиноамериканских странах начала зарождаться демократия, которая оказалась наиболее подходящей политической системой для достижения целей мира, свободного от страха и нужды.
Демократии Латинской Америки, как правило, слабы. За редкими исключениями в странах региона наблюдаются серьезные политические и институциональные недостатки, проявляющиеся в повторяющихся кризисах, неправомерном вмешательстве вооруженных сил во внутриполитические вопросы в некоторых странах, несоблюдении основных гарантий, политических и гражданских прав, показателях коррупции и институционализированного насилия. В результате этого неудивительно глубокое недоверие к политическим партиям и абсентеизм.
В 2019 г. в Эквадоре вспыхнули массовые протесты по поводу меры, известной как «Па-кетасо» президента Ленина Морено, в которой он, в частности, предложил отменить субсидии на топливо. Протесты закончились спустя дни хаоса в нескольких городах Эквадора. Протесты в Чили начались в середине октября 2019 г. из-за роста цен на билеты в метро Сантьяго (мера, которая была отменена президентом Себастьяном Пиньерой несколько дней спустя). В Колумбии массовые протесты вспыхнули 28 апреля 2021 г. против правительства президента Ивана Дуке, который отверг налоговую реформу, предложенную его правительством 15 апреля того же года. 2 мая Дуке объявил об отмене налоговой реформы после нескольких дней демонстраций. Последние годы для Перу были нелегкими, поскольку она столкнулась с социальными и политическими кризисами, усугубившимися пандемией коронавируса. В 2021 г. протестные движения в этой стране были особенно активны.
По прошествии более десяти лет демократических переходных процессов отмечается, что из 21 страны Латинской Америки менее половины полностью соблюдают политические права, включая избирательное право, право на тайное и свободное голосование и т.д.
Одним из факторов, в наибольшей степени способствующих слабости демократических систем, является сохранение коррупции. Transparency International ежегодно оценивает ситуацию с коррупцией в различных странах мира. Уругвай и Чили воспринимаются как страны с низким или средним уровнем коррупции. В остальных государствах региона этот показатель является высоким [9].
По мнению автора, существует три причины, препятствующие искоренению коррупции в регионе:
- институциональная слабость государств в борьбе с коррупцией. Слабая система контроля и неадекватные, крайне бюрократические и неэффективные системы правосудия;
- высокое социально-экономическое неравенство, высокий уровень концентрации экономических ресурсов на верхних этажах пирамиды;
- неразвитость механизмов социального контроля. Широко распространенная практика политической кооптации в некоторых странах региона, что создает сложную сеть социальных и институциональных отношений.
Институциональные реформы необходимы, но недостаточны для искоренения коррупции. Экономическая слабость региона в сочетании с несовершенной системой развивающейся демократии и влиянием на политику третьих сторон (картели, иностранные лоббисты и т.д.) создают возможности для коррупции. Поэтому, по мнению автора, коррупция будет еще долго оставаться частью политического ландшафта региона.
Рассмотренные выше угрозы мы квалифицируем как внутренние, т. е. они носят локальный характер и предполагают самостоятельную стратегию каждой страны по борьбе с ними. Следующий ряд угроз носит наднациональный и трансграничный характер и требует прочного международного сотрудничества для эффективного противодействия.
Терроризм и организованная преступность, включая отмывание денег и незаконный оборот наркотиков, представляют собой транснациональные угрозы гуманитарной безопасности. В силу своего характера рассмотрение такого рода угроз требует многоаспектного подхода как к пониманию такого рода проблем, так и к выработке надлежащих и согласованных ответных мер в этой области.
Незаконный оборот наркотиков представляет собой проблему, которая затрагивает гуманитарную безопасность с самых разных точек зрения, включая здоровье и личную безопасность. Искоренение торговли наркотиками является исключительно сложной проблемой. Ее сложность определяется двумя основными факторами. Во-первых, на наркотики всегда существует устойчивый спрос, прежде всего, в Европе и Северной Америке, и этот спрос порождает соответствующее предложение из стран Андского региона. Во-вторых, результаты деятельности по искоренению производства наркотиков, достигнутые в одной стране, тут же компенсируются увеличением производства в другой. Так, например, сокращение плантаций коки в Перу и Боливии в 1990-1995 гг. привело к значительному увеличению ее производства в Колумбии с 1995 г.
Еще одной транснациональной проблемой является отмывание денег. Это средство, с помощью которого наркоторговцы, террористы, незаконные торговцы оружием, коррумпированные должностные лица и т.д. могут осуществлять и расширять свою незаконную деятельность. Отмывание денег является важным источником угроз, особенно потому, что оно связано с незаконной деятельностью, способствует укреплению организованных преступных группировок и оказывает разрушительное воздействие на государственные институты, особенно на судебную систему.
Терроризм представляет собой серьезную угрозу для мира и каждого конкретного человека. Террористическая угроза в Латинской Америке выражена не настолько сильно, чтобы существенно пошатнуть гуманитарную безопасность в регионе, но в то же время и здесь государствам региона есть куда стремиться. Самой опасной в этом отношении страной в регионе можно считать Колумбию, однако и Венесуэла в ее сегодняшнем положении занимает довольно высокое место.
Незаконный оборот короткоствольного оружия - один из факторов, в наибольшей степени способствующий росту вооруженного насилия в регионе. Во всей Латинской Америке от пулевых ранений ежедневно погибают 500 человек. Достоверных статистических данных по странам Южной Америки мало, однако можно с уверенностью констатировать, что в Бразилии наблюдается рост как производства стрелкового оружия, так и его оборота. Рост незаконного владения стрелковым оружием гражданскими лицами является критическим вопросом гуманитарной безопасности во многих странах Латинской Америки. В Бразилии и Мексике количество оружия значительно превышает его количество в других странах региона.
Стоит уделить отдельное внимание теме США. Данные свидетельствуют о том, что американское оружие способствует поддержанию высокого уровня насилия в различных регионах. В случае Латинской Америки известно, что значительное количество оружия, изъятого на месте преступления, либо было произведено в Соединенных Штатах, либо сначала импортировалось в Соединенные Штаты, а затем незаконно продавалось. Некоторые факты:
• на Гаити и Багамских Островах 98% незаконного оружия поступает из США;
• в Мексике этот показатель достиг 70% за последнее десятилетие;
• в 7 странах Центральной Америки 50% незаконного оружия поступает из США (данные по Южной Америке отсутствуют) [10, р. 6.].
Очевидно, что черный рынок вооружений существует и активно развивается. Кроме того, следует иметь в виду, что США могут выступать как в роли борца с терроризмом, так и в роли его спонсора.
В последние годы одной из основных тем мировой повестки дня в области гуманитарной безопасности стал глобальный экологический кризис. По утверждению теоретиков глобального управления, кризис вызван изменением климата, а именно глобальным потеплением. Подчеркивается, что эта проблема носит планетарный масштаб и имеет в основном антропогенное, а не природное происхождение. Данная проблема характерна и для Латинской Америки.
Утрата лесов и видов растений, нехватка воды и засуха, как правило, приводят к социально-политическим катастрофам, вооруженным конфликтам и вынужденной миграции, которые, в свою очередь, усугубляют деградацию, эрозию и опустынивание почв. Обусловленная этим потеря пахотных площадей в значительной степени способствует обострению одной из главных угроз гуманитарной безопасности на глобальном и региональном уровнях - голода и недоедания.
Нетронутые тропические леса, которые в большинстве своем находятся в Бразилии и являются средой обитания для сотен растений и животных, особенно подвержены риску исчезновения. В 2002-2019 гг. в этой стране вырубалось в среднем 3-4 га девственных тропических лесов в год, а в 2016 г. этот показатель достиг 6 га [11, р. 2]. Вырубка лесов представляет угрозу для человека, особенно для представителей коренных диких племен, проживающих в районе бассейна реки Амазонка. Данная проблема характерна для Колумбии и Бразилии. Однако, как говорилось выше, проблема коренных народов почти никогда не получала статуса приоритетной в рассматриваемом регионе, а дикие племена получают еще меньше правительственного внимания, что только усиливает данную угрозу.
Рассмотрев угрозы гуманитарной безопасности в регионе Латинской Америки, мы можем выделить основные из них:
- слабый экономический рост, порождающий бедность и безработицу;
- уязвимое положение женщин и молодежи;
- высокий уровень насилия в обществе;
- шаткое положение коренных народов;
- торговля людьми;
- высокая миграция в регионе;
- слабый демократический строй;
- недостаточная ратификация основных документов ООН;
- коррупция;
- отмывание денег, терроризм и продажа оружия;
- экологические проблемы.
Осмыслив все вышесказанное, можно сделать вывод, что в рассматриваемом нами регионе существует множество взаимосвязанных проблем. Между социальными и политико-экономическими проблемами латиноамериканских государств существует положительная обратная связь, когда одни проблемы усиливают другие и наоборот. Соответственно, мы приходим к выводу, который заявлен в докладе Комиссии по гуманитарной безопасности, - все угрозы взаимосвязаны. Единственным способом выхода из такого положения является одновременная работа по всем направлениям. Это, в частности, было предусмотрено Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой более 70 странами мира [12]. Данная программа ООН предполагает реализацию 17 целей устойчивого развития для улучшения качества жизни людей.
Поскольку регион составляют в основном развивающиеся страны, в них происходит процесс становления государственного строя (в большинстве стран произошел демократический транзит), а экономики (где в основном преобладают добывающая промышленность и сельское хозяйство) пока еще не обрели устойчивую ресурсную базу, чтобы перейти на следующую стадию развития. Преступные синдикаты, заинтересованные в торговле оружием, наркотиками и людьми, имеют тесные связи с правительствами, чему благоприятствует эндемическая коррупция. Такое положение дел препятствует нормальному развитию стран региона, что отражается на уровне жизни населения, подталкивая его к незаконным путям заработка.
Несмотря на все существующие проблемы, Латинская Америка добилась также и определенных успехов в деле укрепления гуманитарной безопасности. Существенную роль в этих достижениях сыграли внешнее финансирование и международные проекты. Поэтому в настоящее время ситуация в регионе значительно улучшилась по сравнению с концом прошлого века, хотя уровень жизни там еще далек от мировых стандартов.
Список литературы
1. Banco Mundial, Perspectivas económicas mundiales: América Latina y el Caribe, Enero de 2023. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/c7292ee84f-0635b28721419e3b367d0e-0350012023/related/GEP-January-2023-Regional-Highlights-LAC-SP.pdf (дата обращения: 26.02.2023).
2. Noticias ONY, El desempleoen América Latina bajaráen 2022, aunqueseguirámás alto que antes de la pandemia. URL: https://news.un.org/es/story/2022/01/1502672 (дата обращения: 27.02.2023).
3. Desempleo impacta más en las mujeres en Latinoamérica, según la OIT // teleSurTV.net. URL: https:// www.telesurtv.net/news/desempleo-america-latina-mujeres-oit-20220202-0006.html (дата обращения: 27.02.2023).
4. Acuña-Alfaro J., Khoudour D. El potencial de la migración en América Latina y el Caribe, 2020. URL: https://www.undp.org/es/blog/el-potencial-de-la-migracion-en-america-latina-y-el-caribe (дата обращения: 24.02.2023).
5. Global Report on Trafficking in Persons 2018. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/ glotip/2018/GL0TiP_2018_B00K_web_small.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
6. Morales J. A. Trata de personas: el mal ejemplo de Latinoamérica, 2019. URL: https://www.dw.com/es/trata-de-personas-el-mal-ejemplo-de-latinoamérica/a-49815476 (дата обращения: 25.02.2023).
7. Naciones Unidas, UNdata, 2021. URL: https://data. un.org/DocumentData.aspx?q=homicide&id=432 (дата обращения: 24.02.2023).
8. Human Rights Watch, Report 2022. URL: https://www. hrw.org/worldreport/2022.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
9. Transparency International, Corruption Perceptions Index, 2021. URL: https://www.transparency.org/en/ cpi/2021 (дата обращения: 27.02.2023).
10. Esparza D. P., Ricart C. A. P., Vargas E. W. Gun Trafficking and Violence: From The Global Network to The Local Security Challenge. Cham : Springer Nature Switzerland, 2021. 314 p. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-65636-2
11. Wiesse M., Goldman L. La Destrucción de los Bosques PrimariosAumentó un 12% de 2019 a 2020. 2021. URL: https://www.globalforestwatch.org/blog/es/data-and-research/datos-globales-de-perdida-de-cobertura-arbo-rea-2020/ (дата обращения: 27.02.2023).
12. 17 Goals to Transform Our World. URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 25.02.2023).
Поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 10.08.2023 The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 10.05.2023; accepted for publication 10.08.2023