Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество Израиля со странами Латинской Америки'

Военно-техническое сотрудничество Израиля со странами Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
13
Поделиться
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ЛИНИИ ВТС / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / DEVELOPMENT OF RELATIONS THROUGH MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / DICTATORSHIP / JUNTA / RELATIONS IN THE MILITARY SPHERE BETWEEN LATIN AMERICAN COUNTRIES AND ISRAEL / "ROLLBACK" TO RIGHT-WING GOVERNMENTS / THREATS TO NATIONAL SECURITY / DEVELOPMENT FACTORS / SECURITY / THREAT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шуминов Натан Заурович

Статья посвящена изучению истории военно-технического сотрудничества государства Израиль со странами Латинской Америки, характеру отношений между странами латиноамериканского континента на современном этапе, влиянию ВТС на эти отношения. Автор фокусирует внимание на позицию, занятую латиноамериканскими странами на голосовании в ГА ООН по решению о разделе Палестины. Рассматриваются также факторы, повлиявшие на развитие отношений между государствами региона и Израилем, в том числе по линии ВТС. Отметим, что именно страны Латинской Америки были первыми покупателями израильского оружия. Израиль активно вел независимую политику в регионе и не гнушался заключать контракты в сфере ВТС, в том числе с диктаторскими режимами. Зачастую конфликтная ситуация на Ближнем Востоке вносила коррективы в характер отношений между Израилем и странами латинской Америки. К примеру, 1964 г. в рамках Генеральной Ассамблеи была сформирована группа стран третьего мира (также известная как «Группа 77») частью, которой были многие страны Латинской Америки. В данный блок также входили многие арабские и мусульманские страны, которые в значительной степени повлияли на голоса стран, входивших в этот блок. В начале 21 в. пришедшие к власти сменили ориентиры палестино-израильском противостоянии в пользу поддержки Палестинского движения сопротивления и отказались от торговых сделок с Израилем, в том числе в сфере ВИС. На современном этапе наблюдается региональный «откат» к правым правительствам в регионе, что положительным образом сказывается на отношениях Израиля со странами региона. Автор приходит к выводу, что латиноамериканские страны и Израиль будут укреплять взаимодействие по линии ВТС, имея в виду потребности стран региона в современном оружии и средствах по поддержанию безопасности. Со своей стороны, Израиль с его развитыми экономикой и ВВП и колоссальным опытом в сфере ВВП полностью соответствует военно-политическим интересам и потребностям многих стран Центральной и Южной Америки.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шуминов Натан Заурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISRAEL'S MILITARY-TECHNICAL COOPERATION WITH COUNTRIES OF LATIN AMERICA

The article is devoted to the study of the history of the cooperation between State of Israel and Latin American countries: the influence of Latin American countries on the formation of the State of Israel, the formation of relations between the countries of the region and Israel, the level of relations between countries at the present stage and the influence of the millitary-technical on these relations. The author considers the scale of the influence of Latin American countries on the UN vote process on the final decision on the partition of Palestine. The factors affecting the development of relations between the states of the region and Israel, including relations based on the millitary-technical cooperation, are also considered. It was the countries of Latin America that were the first buyers of Israeli weapons. Israel actively pursued an independent policy in the region and could afford to cooperate in the MTC field even with openly dictatorial regimes. Relations with Latin American countries often resonated unfavorably with events in the Middle East in which Israel participated. For example, in 1964, within the framework of the General Assembly, a group of third world countries (also known as the “Group of 77”) was formed as a part of which many Latin American countries were. This block also included many Arab and Muslim countries, which largely influenced the voices of the countries that were part of this block. At the beginning of the 21st c. Israel faced the problem of the left-wing governments in Latin America, which had a negative attitude towards the position of Israel in the Palestinian-Israeli conflict, which affected relations between the countries and MTC cooperation, respectively. At this stage, there is a regional “rollback” to the right-wing governments in the countries of the region, which has a positive effect on Israel’s relations with the countries of the region and on its position in the world. The author comes to the conclusion that the Latin American countries and Israel will continue to strengthen cooperation, especially in the area of military-technical cooperation, in view of the needs of the countries of the region for modern weapons and means of maintaining security. Israel can and strive to cover all these needs at the expense of the science-intensiveness of its economy, in particular the defense sector, as well as the enormous experience gained in the field of security.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество Израиля со странами Латинской Америки»

УДК 327(569.4)+327(8=6)+327.51:338.245

Шуминов Н.З., аспирант кафедры Востоковедения, Московский государственный институт

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИЗРАИЛЯ СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Статья посвящена изучению истории военно-технического сотрудничества государства Израиль со странами Латинской Америки, характеру отношений между странами латиноамериканского континента на современном этапе, влиянию ВТС на эти отношения. Автор фокусирует внимание на позицию, занятую латиноамериканскими странами на голосовании в ГА ООН по решению о разделе Палестины. Рассматриваются также факторы, повлиявшие на развитие отношений между государствами региона и Израилем, в том числе по линии ВТС. Отметим, что именно страны Латинской Америки были первыми покупателями израильского оружия. Израиль активно вел независимую политику в регионе и не гнушался заключать контракты в сфере ВТС, в том числе с диктаторскими режимами. Зачастую конфликтная ситуация на Ближнем Востоке вносила коррективы в характер отношений между Израилем и странами латинской Америки. К примеру, 1964 г. в рамках Генеральной Ассамблеи была сформирована группа стран третьего мира (также известная как «Группа 77») частью, которой были многие страны Латинской Америки. В данный блок также входили многие арабские и мусульманские страны, которые в значительной степени повлияли на голоса стран, входивших в этот блок. В начале 21 в. пришедшие к власти сменили ориентиры палестино-израильском противостоянии в пользу поддержки Палестинского движения сопротивления и отказались от торговых сделок с Израилем, в том числе в сфере ВИС. На современном этапе наблюдается региональный «откат» к правым правительствам в регионе, что положительным образом сказывается на отношениях Израиля со странами региона. Автор приходит к выводу, что латиноамериканские страны и Израиль будут укреплять взаимодействие по линии ВТС, имея в виду потребности стран региона в современном оружии и средствах по поддержанию безопасности. Со своей стороны, Израиль с его развитыми экономикой и ВВП и колоссальным опытом в сфере ВВП полностью соответствует военно-политическим интересам и потребностям многих стран Центральной и Южной Америки.

Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, развитие отношений по линии ВТС, угрозы и вызовы национальной безопасности, экспорт вооружений. БОТ: 10.22281/2413-9912-2019-03-02-127-142

Страны Латинской Америки входят в число государств, которые одними из первых признали право Израиля на существование. Три страны из одиннадцати входивших в состав Специального комитета Организации Объединенных Наций по Палестине (Ц№СОР), были латиноамериканскими (Гватемала, Перу и Уругвай).[34] Представителем Гватемалы в ЮНСКОПЕ был Хорхе Гарсиа Гранадос, который занимал про-сионистскую позицию и сыграл ключевую роль в окончательном решении о разделе Палестины.[24] Председателем Генеральной Ассамблеи во время голосования по разделу был бразильский политик и дипломат Освальдо Аранха. Как и Гранадос, Аранха также был сторонником создания государства Израиль и занимал просионистские позиции.

27 ноября 1947 года в рамках ЦШСОР было запланировано проведение голосования по предложению о разделении Палестины. Однако, перед началом голосования, стало ясно, что большинство голосов будет отдано не в пользу резолюции № 181. Для сбора голосов за раздел Палестины потребовалось

больше времени, нежели планировалось, особенно среди представителей латиноамериканских стран. Аранха поспособствовал тому, что голосование было отложено: 28 ноября был датой Дня благодарения в США, о чем и были уведомлены делегаты. Аранха выразил мнение, что было бы несправедливо заставлять местных американских служащих в ООН работать в этот день. Его предложение было принято, и дополнительные 48 часов позволили Еврейскому агентству получить поддержку среди делегаций ООН. На Генеральной Ассамблее 33 страны проголосовали «за», 13 проголосовали «против» и 10 воздержались. Из 33 голосов за раздел Палестины 13 были отданы делегациями из Латинской Америки (то есть 40%).[23]

Удалённость латино-американских стран от зоны арабо-израильского конфликта, а также достаточно теплые взаимные отношения на ранних этапах существования государства Израиль в определённой степени стали ключевыми факторами не только возможного установления прямых и дружественных дипломатических отношений, но и

развития военно-технического сотрудничества стран этого региона с Израилем. Именно страны Латинской Америки были первыми покупателями израильского оружия.

Стоит отметить, что военные связи Израиля с рядом стран Латинской Америки, начавшиеся ещё в 60-х гг., являются основой для развития внешних связей с Латинской Америкой в целом. [33][18].Несмотря на то, что многие латиноамериканские страны имеют отечественные оборонно-промышленные комплексы с хорошим потенциалом, оснащение вооружённых сил стран региона осуществляется в значительной степени за счёт импорта. Больше всего на рынке данного региона востребованы подержанная авиационная техника, вертолёты, подержанные боевые корабли и бронетехника. Ввиду того, что большая часть вооружений стран региона морально и физически устаревает, руководство многих стран региона берёт курс на обновление военной техники, за счет импорта новейших образцов ВиВТ, которые зачастую являются очень дорогостоящими. На данном направлении лидирующие позиции среди стран региона занимают Бразилия, Чили, Колумбия. Эти страны закупают за рубежом новые многофункциональные истребители и иную современную военную продукцию. Также Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу и др., латиноамериканские страны, вынужденные вести борьбу с повстанческими движениями, наркобандформированиями и террористическими группами, особое внимание уделяют созданию и техническому оснащению высокомобильных немногочисленных военных формирований для обеспечения внутренней безопасности. На рынке вооружений данного региона особо востребованы огнестрельное оружие израильского производства (пистолеты Иерихон 9-мм калибра, ручные пулеметы «Негев», винтовки «Га-лиль», «Пустынный орел» («Desert Eagle») и «IWI - Тавор»). Зачастую значительная часть этой продукции нелегально провозится и перепродается в третьи страны, что вызывает негативную реакцию со стороны крупнейших покупателей данного региона Бразилии, Аргентины, Чили, Колумбии. [22] В 2002 г. в Рио-де-Жанейро была задержана значительная партия пистолетов-пулеметов «УЗИ» и другого стрелкового оружия израильского

производства. В этой связи были приняты новые меры по предотвращению нелегальной торговли оружием.[17]

Несмотря на то, что большинство латиноамериканских стран положительно проголосовали за раздел Палестины в ООН в 1947 г., с 1960-х гг. отношение к Израилю меняются в противоположную сторону. В 1964 г в рамках Генеральной Ассамблеи была сформирована группа стран третьего мира (также известная как «Группа 77») частью, которой были многие страны Латинской Америки. В данный блок также входили многие арабские и мусульманские страны, которые в значительной степени повлияли на голосовании в ООН стран, входивших в этот блок. На дипломатическом направлении Израиль лишился поддержки по сути большинства стран региона, но экономические связи по-прежнему были актуальными, особенно после иранской революции 1979 г, из-за которой Израиль потерял крупного поставщика нефти. Его потребности в данной сфере смогли удовлетворить такие страны как Бразилия или Эквадор. После войны 1973 г. (война «Судного дня») арабские страны-члены ОАПЕК вместе с Египтом и Сирией отказались поставлять нефть в такие страны как Канада, Великобритания, США, Нидерланды, Япония из-за их поддержки Израиля в рамках этой военной компании. После окончания этой войны большинство стран Африканского континента разорвали свои дипломатические отношения с Израилем. Под серьезное экономическое давление попали и страны Западной Европы, а также Япония. Израильское руководство всячески пыталось обойти подобную дипломатическую изоляцию. Среди стран Латинской Америки только Куба полностью разорвала дипломатические отношения с Израилем. Израиль взял курс на активную продажу вооружения авторитарным и антисоветским режимам Латинской Америки. По существу на данном этапе своего развития Израиль не имел дипломатических отношений с Китаем. СССР и Индией. Латинская Америка, по сути, стала последним регионом присутствия Израиля в третьем мире.

Традиционно латиноамериканский континент имел исключительную важность для США, так как военно-политическое руководство не могло допустить повторения «кубинского» сценария в других странах региона.

Латиноамериканские авторитарные лидеры знали, что могут рассчитывать на активную поддержку со стороны США в подавлении прокоммунистических элементов. Активная поддержка авторитарных режимов Латинской Америки со стороны США пошла на спад после прихода к власти в США президента Джимми Картера, который требовал от латиноамериканских диктаторов активных изменений в сфере соблюдения прав человека. В 1977 г. было наложено вето на выделение кредита Аргентине для покупки американского вооружения. Потребности в покупке вооружения, модификации уже имеющегося парка техники и обучения спецслужб активно стал восполнять Израиль.

Израиль установил контакты с правыми правительствами стран региона, продавая оружие Эквадору, Чили во время правления Аугусто Пиночета, аргентинской хунте, а также Боливии, Бразилии, Гватемале, Гондурасу, Колумбии, Парагваю, Перу, Сальвадору, Уругваю, т.е. экономически нестабильным странам, охваченным внутренними конфликтами, партизанскими войнами.[28] Помимо продажи оружия в эти страны, Израиль принимал участие в подготовке военных специалистов в странах Центральной Америки (Гватемала, Сальвадор), в странах Южной Америки (в основном в Колумбии), вместе с Аргентиной оказывал помощь антисандинист-ским силам в Гондурасе. За исключением Никарагуа после Сандинистской революции 1979 г., все страны данного региона покупали оружие у Израиля. Эти отношения были обоюдовыгодными, поскольку Латинская Америка нуждалась в израильской военной технике, а Израиль нуждался в нефти.

На данный момент в странах Латинской Америке широко представлены и активно работают израильские ЧВК, предлагающие услуги по обеспечению безопасности и осуществлению подготовки местных военных (услуги телохранителей, охранные услуги на различных мероприятиях и встречах). В 2007 г. секретарь национальной общественной безопасности Бразилии Луис Фернандо Кор-рея во время посещения Израиля встретился с представителями 25-ти компаний, занимающихся вопросами обеспечения национальной безопасности. Опыт Израиля был ис-

пользован во время проведения Панамериканских Олимпийских игр. Израильские компании принимали активное участие в обеспечении безопасности этого мероприятия.

Больше всего средств на оборону в данном регионе тратится Бразилией, военный бюджет, которой существенно превышает аналогичные расходы других стран региона. В 2008 г. траты на оборону составили 15,6 млрд долл., а в 2017 г. они составили 29,3 млрд долл.[36] Второе место занимает Колумбия - 9,9 млрд долл. в 2017 г. С 2001 г. её военные расходы выросли в 3 раза, и имеют тенденцию неуклонного роста, что является высоким показателем для стран данного ре-гиона.[36] Причина тому - сложная внутренняя ситуация, необходимость противостоять повстанческим формированиям и кризис в отношениях с соседней Венесуэлой. Третье занимает Мексика с 7,7 млрд долл. за 2017 г.[36] Латинская Америка на ряду с регионом АТР - самый крупный для Израиля рынок сбыта вооружения собственного производства. На него приходится от 50 до 60 % общего военного экспорта страны. Страны Латинской Америки покупают до половины объёмов экспортируемого Израилем оружия. Почти вся специализированная литература по вопросам продаж израильских военных технологий издаётся на двух языках: английском и испанском. В 2007 г. Израиль стал первой страной, с которой Mercosur - общий рынок стран Южной Америки, основанный в 1991 г. подписал соглашение о свободной торговле. В Союз входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, а также ассоциированные члены - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.[26] Mercosur - это более 55% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна - 300 млн человек, 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона.

ВТС Израиль-Аргентина

Аргентина установила дипломатические отношения с Израилем сразу же после создания государства и была одной из первых стран региона, открывшей в нём свою дипломатическую миссию.[18] Аргентина имеет собственную разностороннюю военную промышленность, начиная от производства различного

стрелкового оружия до военных кораблей, бронетехники, ракет различного класса. Как и многие другие страны региона, в различные периоды своего существования Аргентина остро нуждалась в вооружении. Внешние конфликты и внутренние настроения побудили страну в 70-е - 80-е гг. прошлого столетия увеличить военные расходы. Экономический спад при Хуане Пероне породил социальную напряжённость и политическую нестабильность, экстремизм, терроризм, насилие. В этот период число полицейских и военизированных формирований выросло в 2 раза, в то время как вооружённые силы в целом увеличились на 25%, что требовало соответствующего военного оснащения. Произвол хунты и попрание прав человека в Аргентине вызвали острую реакцию США, политическое руководство которой сочло необходимым ограничить военную помощь Аргентине, ввести запрет на предоставление военных кредитов и продажу ей оружия. Бойкотировали поставку оружия в Аргентину и многие европейские страны. Подобный ход событий был крайне выгоден Израилю. В 1978 г. в Аргентину был направлен бывший начальник генерального штаба армии обороны Израиля Мордехай Гур. Были проведены переговоры с военным руководством Аргентины. Постепенно Израиль стал активным поставщиком оружия для аргентинской армии. Территориальный спор Аргентины и Великобритания по поводу Фолклендских островов, в итоге переросший в открытый военный конфликт и завершившийся спустя 10 недель капитуляцией Аргентины весной 1982 г. Этот конфликт привёл к заморозке продажи оружия Аргентине со стороны США и почти всех союзников Великобритании. Израиль в этой ситуации оказался вне британского давления и рассматривался Аргентиной как важнейший источник для закупок необходимого вооружения. В 1980 г порядка 50% экспортируемого Израилем оружия поглощали Аргентина и Сальвадор.[31] В декабре 1982 г на тот момент министр иностранных дел Израиля Ицхак Шамир намеревался подписать новое соглашение с аргентинской хунтой о новых поставках вооружения.[18].

Следует также учитывать тот факт, что Израиль был озабочен судьбой еврейских общин, проживавших в этой стране, а также в Никарагуа и в Колумбии под гнётом антисемитских настроений хунты и делал все для их

безопасной жизни в этих странах. Данный факт также можно рассматривать, как фактор, который возможно учитывали при ведении военного сотрудничества с этими странами. Данное утверждение очень спорно и заслуживает отдельного исследования. Израиль поставлял Аргентине ракеты «воздух-воздух», ракетные системы радиолокационного предупреждения, топливные баки для истребителей-бомбардировщиков объёмом в 1500 литров вместо стандартных 1300-литровых, что позволяло аргентинским пилотам осуществлять беспосадочные полеты на Фолклендские острова. Поставки вооружения велись транзитом через Перу. Израиль поставлял правительству Леопольдо Фортунато Галтьери не только необходимое вооружение, но также оказывал активную консультативную помощь, делился опытом ведения военных действий. К тому же в Аргентине активно работали военные советники из Израиля.

С возвращением конституционного правления в Аргентине в 1983 г. новых сделок по закупкам израильского вооружения заключено не было. Намерение порвать с наследием, оставленным хунтой, побудило президента Альфонсина отказаться от военного сотрудничества с Израилем, хотя полностью сделать это не удалось, и в 1984 г. Израиль поставлял Аргентине локационные системы и верто-лёты.[28] В 1989 г. в стране с официальным визитом находился президент Израиля Хаим Герцог. Тогда же был заключён контракт на сумму 30 млн долл., предусматривавший модернизацию израильской компанией «ELTA Electronics» пяти самолётов «S-2EASW/MP». [18] В 2001 г. «Elbit Systems» и филиал американского авиастроительного концерна Lockheed Martin приступили к модернизации 24 аргентинских учебно-тренировочных самолётов «Pampa АТ-63». В 2002 г. контракт был заморожен по экономическим причинам со стороны импортера, но в 2004 г. возобновлён. Проект завершился в 2006 г. Показательный полёт состоялся на авиасалоне FIDAI в 2006 г. К 2007 г. самолёты были дополнительно оснащены навигационно-прицельной системой производства «Elbit Systems».

В 2009 г. президент Израиля Шимон Перес, будучи с официальным визитом в Бразилии, посетил и Аргентину. [11] Главная цель ви-

зита заключалась в поиске стратегических союзников, способных повлиять на замораживание иранской ядерной программы. В 2017 г. премьер-министр Израиля Б.Натаньяху посетил Аргентину. Накануне вылета в Аргентину Биньямин Нетанияху заявил на заседании правительства: "Сегодня я направляюсь с историческим визитом в страны Латинской Америки. Впервые с момента основания государства Израиль действующий израильский премьер-министр посещает Южную и Центральную Америку. Я посещу Аргентину, Колумбию, Мексику, а также встречусь с президентом Парагвая. В Аргентине и Мексике меня будет сопровождать делегация израильских предпринимателей для развития взаимовыгодных экономических отношений между странами. Это, в принципе, повторение того, что мы делаем в Азии, Африке, Австралии, Восточной Европе, в странах восточного Средиземноморья, по сути, всех частей света. Этот визит укрепит наши экономические связи, сотрудничество в сфере безопасности и технологий в Латинской Америке и станет продолжением упрочнения международного статуса Израиля".[30] Приход к власти в Аргентине М. Макри ознаменовал потепление в отношениях с Израилем, которые были подпорчены во время конвенции К. Киршнер. При Киршнер в 2010 г. Аргентина намеревалась занять лидирующее положение в Латинской Америки в рамках мирного процесса, а также объявила о намерении признать независимое палестинское государство, что вызвало исключительно негативную реакцию в Израиле.

ВТС Израиль-Бразилия

Оборонный бюджет Бразилии самый внушительный в Латинской Америке и составляет в стоимостном выражении 29,4 млрд долл. по состоянию на 2017 г.[33](около 40% совокупных военных расходов региона). Страна позиционирует себя как мировая держава и предпочитает вкладывать средства в создание продукции собственного производства. В секторе военных закупок сравнительно немного первоклассного оружия. Тем не менее, до 2000 г. широких связей в военной сфере между Израилем и Бразилией не наблюдалось. Сообщалось лишь о бразильском заказе в 1982 г. на 8 вертолётов «Ве11-

205/UH-IH» и в 1992 г. - на восемь миномётов К-6 120мм. В 1996 г. Бразилия закупила около 400 ракет «Python 3», выпускаемых израильской компанией «Rafael». С 2000 г. израильские частные компании начали сотрудничать с бразильской полицией и вооружёнными силами страны, при этом ведущую роль в ВТС, особенно в области высоких технологий, играет израильская корпорация Elbit Systems. Другие израильские фирмы сотрудничают с Бразилией в области обычных вооружений, электроники, обеспечения безопасности и имеют развивающийся бизнес внутри страны.[32]

Elbit Systems - один из главных ведущий израильских разработчиков беспилотных летательных аппаратов и другой военной техники - работает в Бразилии более 18 лет, осуществляя свою деятельность через филиал Aeroelectronica Industria de Components Avionicos (AEL), а также за счет партнёрства с Embraer - крупнейшей аэрокосмической компанией в Бразилии, что обеспечивает «Elbit» широкий доступ к южно-американскому рынку. «Elbit», взял на себя серьёзные обязательства, когда приобрёл в 2001 г. AEL. Сделка в 2,3 млн долл. дала «Elbit» контрольный пакет акций, что позволяет направлять средства на модернизацию систем Northrop бразильских ВВС (F-5). AEl, расположенный в Порту Алегри (Бразилия) продолжает не только выполнять проектирование и изготовление продукции «Elbit», но и осуществлять материально-техническую поддержку его деятельности по защите и коммерческому обеспечению. В 2001 г. «Elbit» получил контракт на модернизацию 46 самолётов для бразильских ВВС F-5. В январе 2007 г. «Elbit» получила заказ от бразильского правительства на дальнейшее использование передовых технологий при усовершенствовании самолётов F-5 и создание центра технического обслуживания на базе AEL. Другие крупные контракты были заключены в 2002, 2007, 2008, 2009 гг. и все с ВВС Бразилии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Израильская компания Elbit Maarachot получила через свою дочернюю компанию Aeroelectronica заказ от министерства обороны Бразилии на поставку автономных башен для военной техники. [10] Стоимость сделки - 260 млн долл. Речь идёт о сотнях башен модели UT30BR, оснащённых 30-мм

орудиями. Башни были установлены на бронированные автомашины IVECO 6x6 ARC, предназначенные для армии Бразилии. Заказ произведён в рамках проекта «Гуарани», утверждённого в 2007 г. По подобной схеме, IAI в 2009 г. в партнёрстве с бразильским предприятием «Senergy Group» создал совместное предприятие, чьи мощности дали возможность расширить бразильскую технологическую базу. Данный центр действует в качестве предприятия по производству и внедрению передовых технологий, а также их имплементации. Главная цель - обеспечивать техническое обслуживание и оказывать услуги технической поддержки для AIA в различных системах, используемых в странах Латинской Америки, в том числе БПЛА.

Глава IAI Яир Шамир заявил, что завоевание бразильского рынка оружия является стратегической задачей для IAI. Латинская Америка поглощает сейчас лишь около 5% от общего объёма продаж IAI, что составило 3,6 млрд долл., в 2008 г. IAI оправданно ожидает дальнейшего развития бизнеса в этом регионе. Продажи совместного предприятия составят значительную часть экспорта израильского вооружения в регионе.[38] Израиль и Бразилия уже подписали соглашение об участие в нескольких больших программах, общая стоимость которых составляет около 1 млрд долл. В конце 2010 г. страны пришли к соглашению о сотрудничестве в области безопасности, что конечно же придало новый импульс военному сотрудничеству В течение последних лет Бразилия закупила израильские ракеты класса земля-воздух малой дальности для поражения целей, находящихся за пределами прямой видимости для боевого самолёта «F-5E», прошедшего израильскую модернизацию и ставшего «F-5M». Бразильская армия покупает израильские винтовки «TAVOR», а ныне приобрела лицензию на их выпуск.

В 2003 г. бразильские вооружённые силы открыли свой офис в Тель-Авиве.[38] С целью развития военных связей Бразилия осуществляет с израильской стороной регулярный обмен военными и гражданскими делегациями. В Бразилии проводятся ежегодные выставки израильской военной техники и оружия - LAAD. Последняя состоялась в апреле 2015 г. в Рио-де-Жанейро. В ноябре 2009 г. в

ходе официального визита президента Израиля Шимона Переса в Бразилию был подписан контракт на поставку беспилотных летательных аппаратов производства оборонного концерна Israel Aerospace Industries (IAI). В Бразилию поступили 14 израильских БПЛА на сумму 250 млн долл. Данные беспилотники предназначаются для борьбы с преступностью на территории страны. Этот контракт -крупнейший за всю историю отношений по линии ВТС Израиля с Бразилией. Реализация его проводится в два этапа. Сначала Бразилия получает три БПЛА, укомплектованные предусматриваемым контрактом оборудованием, включая системы управления и разведки, плюс - базовые наземные станции. Одиннадцать аналогичных аппаратов передаются импортёру в ходе второго этапа. Модели БПЛА не называются. Эта же израильская госкомпания поставит для нужд бразильской полиции беспилотники «Heron». Бразилия использует эти аппараты для слежения за государственной границей, в рамках борьбы с организованной преступностью внутри страны, а также использовала их для обеспечения безопасности во время проведения Кубка Мира по футболу в 2014 г. и Олимпийских игр в 2016 г. Пример компании «Elbit Systems» хорошо иллюстрирует возможности активизации израильских компаний на бразильском и внутри региональном рынке ВиВТ. «Elbit», имеющему многочисленные контракты с бразильскими военными, так же удалось приобрести три бразильские компании по производству оружия: AEL, Ares Aerospecial электронной Defesa SA («Арес») и Perescopio Equipomentos Optronicos SA («Periscopio») Elbit Systems также рассчитывает на получение контрактов, связанных с обслуживанием Олимпиады, в частности, контрактов связанных с безопасностью данного мероприятия. Перед началом ЧМ FIFA, который проходил в Бразилии местные органы безопасности приобрели беспилотные летательныеаппараты на сумму 12 млн долл. для оперативного наблюдения за стадионами и территориями с большим скоплением людей. Помимо крупных из-раилських военных концернов на бразильском рынке работают и более мелкие предприятия такие как Ceragon, которая активно обновляла беспроводную инфраструктуру в Брази-лии.[29] Компания NICE Systems предложило

бразильским силам безопасности систему «Situator», которая дает мгновенный доступ к видеоматериалам в реальном времени, которые собираются с систем видеонаблюдения и иных датчиков слежения связанных с данной системой.

В целях упрочения своего присутствия на бразильском рынке «Rafael» принял решение о приобретении 40% акций бразильского аэрокосмического концерна «GESPI». Можно сказать, что Бразилия является, по существу, «ключевым» целевым партнером в данном регионе для Израиля и перспективным партнёром для израильских военных компаний, которые в свою очередь они имеют цель не только экспортировать оружие, но и развивать военное сотрудничество, то есть создавать как можно большее число совместных предприятий, которые могут приносить Израилю сотни миллионов долларов в год. Израиль также готов к совместной разработке бразильских спутников дистанционного зондирования на основе радара TecSAR и оптико- электронного космического аппарата OFEQ высокого разрешения. Спутник был разработан компаниями Elbit и IAI. Можно сделать вывод, что военно-политическое руководство Бразилии по-прежнему продолжит тесно сотрудничать с Израилем, особенно в области поставок вооружения, так как Бразилия по-прежнему сталкивается с проблемами безопасности внутри страны и на ее границах. Израильские военные технологии будут продолжать доминировать на бразильском рынке ввиду своей наукоёмко-сти и отсутствия конкуренции на данном рынке. На данном этапе развития отношений израильская военная промышленность не просто экспортирует в Бразилию вооружения и решения по обеспечению безопасности, но и открывает совместные предприятия. ВТС является основой в отношениях между странами. С приходом к власти нового президента Жаира Болсонару, перспективы развития данных отношений будут только усиливаться. Во время своей предвыборной кампании он неоднократно заявлял, что готов перенести посольство Бразилии из Тель-Авива в Иерусалим. «Израиль — суверенное государство, и мы должным образом будем уважать это», — отметил Ж.Болсонару.[16] «Я благодарю моего друга, избранного президента

Бразилии Жаира Болсонару, за его намерение перенести бразильское посольство в Иерусалим. Это исторический, правильный и подвижный шаг», — в ответ заявил израильский премьер-министр Б. Натаньяху.[16]

В конце декабря 2018 г. премьер-министр Б. Натаньяху посетил Бразилию, где он принял участие в инаугурации президента Болсонару. Данный визит является первым официальным визитом главы Израиля в Бразилию. В ходе визита премьер-министр Нета-нияху встретился с министрами обороны и иностранных дел Бразилии.[12]

ВТС Израиль-Чили

Дипломатические отношения между государствами были установлены в 1950 г. Израиль отправил свою первую дипломатическую миссию в Чили, в ответ в 1952 г. из Чили направили в Израиль посла. Израиль был одним из главных поставщиком оружия в Чили ещё в начале 70 гг. и стал основным (если не единственным) легальным экспортёром вооружений в эту страну в период правления А.Пиночета, когда США и большинство европейские стран прекратили военную помощь реакционному режиму. [18]Израиль поставлял в Чили возглавляемую Пиночетом ракеты, радары, самолёты, военные корабли; помогал в разработке самолётов чилийских военно-воздушных сил. Израильские специалисты консультировали представителей системы внутренней безопасности режима, а также разведки, оказывали содействие секретной работе полиции в борьбе с массовыми беспорядками и в борьбе с диссидентами, предоставляя транспортные средства и различную технику для правительства. Можно констатировать, что Израиль помогал режиму не только в военной сфере, но также пытался повлиять на формирование позитивного общественного мнения в отношении происходящего в стране. Так, уже упоминавшийся генерал Мордехай Гур, посетивший Чили в 1978 г. в связи с предоставлением стране ракетных и радарных систем на сумму 100 млн долл., утверждал, что многочисленные обвинения в пытках и убийствах, выдвигавшиеся против режима, не соответствуют действительности.[28] Другой израильский высокопоставленный чиновник, тогдашний

министр путей сообщения Хаим Корфо, побывав в 1984 г. в Чили, заявил, что действия чилийских властей были искажены в средствах массовой информации.[18]

В 1990 г. с возвращением демократии в Чили, военные связи с Израилем сократились, но, тем не менее, сохранились. В течение последующего десятилетия были заключены 4 сделки на покупку военной техники. В начале нынешнего века процесс продажи израильского вооружения в Чили был реанимирован. С 2000 г. по 2004 г. Чили купили 200 ракет «воздух-воздух» и большое количество противотанковых ракет, а также радиолокационные системы. Свои представительства в Чили, как и в других странах Латинской Америки имеют израильские компании «Elbit» и IAI, которая поставляет чилийской армии 82-мм ракетные установки. Важным поставщиком вооружения в Чили является компания Rafael, благодаря поставкам которой, Чили имеет широчайший в регионе ассортимент ракет Spike. Концерн «ElbitMaarachot» в 2011 г. подписал контракт на поставку в Чили своей новой разработки БПЛА - «Hermes- 900», выставлявшийся в 2007 г. на авиасалоне в Ле-Бурже. Детали сделки не раскрывались, тем не менее, стоимость ее оценивается в несколько десятков миллионов долларов. Беспилотники позволят Чили сэкономить средства и высвободить боевые самолёты, выполняющие ныне патрульные функции. Как и с другими основными партнёрами по ВТС в Латинской Америке, в рамках ВТС Израиля с Чили разрабатываются совместные проекты, происходит обмен технологиями.

На данный момент в составе чилийской дипмиссии работают атташе по делам сухопутных войск и ВМС, которые взаимодействуют с израильскими официальными лицами и работают на расширение связей между странами.

ВТС Израиль-Колумбия

На протяжении всего XX века расходы Колумбии на внешнюю и внутреннею оборону неуклонно росли. В настоящее время военный бюджет страны занимает второе место в регионе. В 2008 г. он составлял 6,56 млрд долл., а в 2013 г. уже 9.1 млрд долл. На тот момент причину увеличения военных расходов правительство страны объясняет

следствием военного противостояния FARC и с незаконным оборотом наркотиков. В 2018 г. оборонный бюджет страны достиг отметки в 9,7 млрд долл.[33] Военный экспорт Израиля в Колумбию начался в 1980 г.[15] Однако есть период в отношениях между странами, когда оружие экспортировалось из Колумбии в сам Израиль: это было в 50-е годы прошлого века, когда в обход международному эмбарго на поставку оружия в Израиль, Колумбия пришла на помощь молодому государству. В 1980 гг. израильские специалисты консультировали и обучали колумбийцев, недовольных своим правительством, боровшимся с партизанским движением.[15]

Колумбия неоднократно сталкивалась с инцидентами, связанными с контрабандой израильского оружия и обучением бывшими офицерами ЦАХАЛ членов повстанческих группировок. Так, в 2002 г. на базе FARC были обнаружены девять израильских беспи-лотников, что привело к судебным разбирательствам.^] В 2007 г. сообщалось, что Яиру Кляйну - подполковнику запаса, бывшему командиру батальона израильского спецназа «Херув» и двум его соотечественникам - Мельнику Ферри и Цдаху Абрахаму были предъявлены обвинения в создании военизированных формирований и тренировочных лагерей, обучении и тренировках боевиков из гвардии колумбийских наркобаронов. На основании ордера Интерпола Кляйн был приговорён к 10 годам и 8 месяцам заключения по статье терроризм, и колумбийские власти требовали немедленной выдачи Кляйна, находившегося тогда в России. В мае 2008 г. Верховный суд России вынес решение об экстрадиции Кляйна, но его адвокаты обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге и добились запрета на эту акцию.[13] Будучи начальником охранной фирмы SPEARHEAD он создал военизированные формирования в Пуэрто-Бояко после прекращения военных действий в 1984 г. Сообщается, что в 1989 г. спецслужбы США намерены были привлечь Кляйна к свержению диктатора Панамы Мануэля Норьеге, обвинённого в контактах с наркомафией. В 1991 г. Кляйн был признан виновным израильским судом и оштрафован на 13400 долл. за продажу оружия колумбийским незаконным формированиям в 1989 г. Реализацию

оружия он осуществлял с помощью трёх бывших израильских военных чиновников, которые отмывали «платежи за оружие» через панамский банк. Однако, можно предположить, что израильские связи в Колумбии не могли оказаться вне поля зрения официального Израиля. Частные охранные фирмы - не редкость для Израиля, но они должны иметь разрешение министерства обороны для осуществления своей деятельности за рубежом. Отметим, что израильские инструкторы, связанные с Кляйном, обучали и никарагуанских контрас в Гондурасе, Коста-Рике, Гватемале. Возможно, они работали с ведома правительств и Израиля, и США.

Резонансной стала продажа израильской компанией «^геа 3000 АК-47» и 2,5 миллиона патронов упоминавшейся ультраправой группировке «Объединённые силы самообороны Колумбии». По официальной версии, оружие предназначалось для полиции Никарагуа. 8 августа 2018 г. новоизбранный президент Колумбии Иван Дуке Маркес занял свой пост. Повестку дня в сфере безопасности и обороны по-прежнему будут формировать «старые» проблемы: рекордное производство коки в стране, проблемы общественной безопасности, связанные с партизанской группировкой (Армия национального освобождения), преступными группировками (BACRIM) и нестабильность в Венесуэле. Колумбия также сталкивается с крупными региональными проблемами. В 2017 г. вооруженные силы Венесуэлы оккупировали небольшую территорию Колумбии на четыре дня под предлогом того, что река Араука, которая выступает в качестве естественной границы, изменила свое течение и тем самым изменила границу между двумя странами. Этот акт был расценен многими как отчаянная попытка правительства Венесуэлы переключить внимание с ухудшающейся внутренней ситуации в стране на внешнего «противника». Резкий и сильный экономический кризис, а также политическая и общественная нестабильность привели к резкому увеличению преступной активности на границы двух государств. По состоянию на декабрь 2017 г., по оценкам, в Колумбии зарегистрировано 660 000 венесуэльцев, что создает нагрузку на систему здравоохранения и полицию Колумбии.[25]

В другом пограничном споре Никарагуа и Колумбия не могут прийти к согласию по поводу морских границ в Карибском море, где Колумбия осуществляет суверенитет над островами Сан-Андрес и Провиденсия. Бюджет правительства Колумбии на оборону и полицию на 2018 г. направлен на модернизацию вооруженных сил. Текущие конфликтные ситуации и проблемы приведут к расходам примерно в 3,6% от ВВП страны. Несмотря на мирное соглашение с FARC, правительство Колумбии продолжает тратить большие средства на военную подготовку и борьбу с наркотерроризмом, контрабандой и обеспечение безопасности в зонах риска с помощью национальной полиции. Все вышеперечисленное создает для Израиля больше пространства для расширения своего присутствия в этой стране. Особо активно сотрудничают с Израилем колумбийские ВВС. Колумбийские ВВС получили 12 израильских самолетов «Kfir». Первый самолет был получен колумбийской стороной в 2007 г. Израильская компания Rafael экспортирует ракеты «Phython» и «Shafrir», компания IAI - управляемые авиационные бомбы «Griffin», ракеты «земля-воздух» малой дальности, истребители-штурмовики Kfir C7. Израильские эксперты могут оказать содействие и помощь в организации безопасности на границе и на территории государства, а военные компании нарастить объёмы экспорта вооружений в Колумбию.

ВТС Израиль-Мексика

Мексика один из крупнейших импортёров израильских вооружений среди стран Латинской Америки. В пиковый период - с 2001 г. по 2008 г. поглощала до 44% израильского экспорта военной продукции направляющейся в этот регион.[7]В 2004 г. страна получила из Израиля от «Bedek» (дочерней компании IAI) три самолёта раннего предупреждения «GrummanE-2C Hawkeye», модернизированных компанией IAI аппаратов американского производства. Договор о поставке этих самолётов предусматривал также обучение на лётных курсах в Израиле 39 офицеров ВМФ Мексики, которые получили сертификаты пилотов, механиков, радиометристов самолётов «Hawkeye».

В марте 2012 г. сообщалось о том, что

«ElbitSystems» поставила Федеральной полиции Мексики Hermes-900. Покупка обошлась в 58 млн.долл. Импортер получил аппараты до конца 2012 г. Мексиканская полиция стала вторым в стране пользователем аппаратов «Hermes». Предшественник «Hermes-900», «Hermes-450», стоит на вооружении ВВС Мексики. В дополнение к БПЛА полиция получит универсальные наземные центры управления, оборудование спутниковой связи и электронно-оптические системы «DCoMPASS». 6 марта 2000 г. обе страны подписали соглашение о свободной тор-говле.[27]Израиль также является крупнейшим партнером Мексики на Ближнем Востоке. В сентябре 2017 г. премьер- министр Б. Нетаньяху посетил Мексику и встретился с бывшим президентом Мексики Энрике Пенья Ньето и членами еврейской общины в этой стране. В ноябре 2017 г. министр иностранных дел Мексики Луис Видегарай Касо передал израильскому правительству решение мексиканского правительства об изменении линии голосования в ООН и других международных организациях (ВОЗ, ЮНЕСКО и проч.) по израильским резолюциям. После оказания Израилем помощи североамериканской стране, пострадавшей от землетрясения, правительство Мексики стало поддерживать позицию Израиля, либо воздерживаться при голосованиях. В прошлом же представители Мексики в этих организациях традиционно голосовали за резолюции, осуждающие Израиль. Все более усиливающиеся связи в области экономики, а также укрепление связей между высшими должностными лицами двух стран дают широкие возможности для усиления экспорта военных технологий, а также систем и методов для обеспечения безопасности израильским компаниям.

На данный момент можно подчеркнуть, что рынок вооружений Латинской Америки обладает огромным потенциалом и непрерывно растет. Он является наряду с рынком АТР самым важным рынком сбыта вооружения, производимого в израильских военных корпорациях. Израилю, несмотря на отсутствие широкой поддержки на международной арене на ранних этапах существования государства, удалось занять свою нишу на рынке вооружений этого латиноамериканского реги-

она. На данный момент Израиль активно работает по следующим направлениям:

- продажа готовой военной продукции

- создание совместных предприятий

- модернизация военной техники стран региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- консультирование ВС стран региона

- оказание инструкторских услуг ВС странам региона

- работа израильских ЧВК в регионе

После создания Израиля его латиноамериканские партнеры придерживались строгого прагматизма и не привязывали отношения по линии ВТС с положением своих стран на мировой арене. Израиль активно извлекал выгоду из отношений с правыми правительствами, а порой и открыто диктаторскими режимами в данном регионе. Так поступал Израиль во время правления в Чили А. Пиночета, режим которого весь Западный мир считал преступным. Также Израиль активно извлекал выгоду из международной конъектуры и обстановки в данном регионе. Примером может послужить Фолклендская война 1982 г. между Великобританией и Аргентиной, когда многие союзники Великобритании отказывались от военного сотрудничества с военной хунтой. Израиль же наоборот видел в этом для себя выгоду и активно укреплял военные связи с этой страной. Израиль всячески пытался через подобные связи изменить отношение государств региона к проблемам палестино-израильского конфликта в свою пользу, но порой даже тесные связи с некоторыми странами региона не работали на палестинском треке.

Принятие Израилем закона, провозглашающего Иерусалим «неделимой и вечной столицей» в 1980 г., имело серьезные политические последствия. Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, призывающую страны мира перенести свои посольства в Тель-Авив. Девять латиноамериканских государств - Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Панама, Уругвай и Венесуэла - немедленно удовлетворили данный запрос. Доминиканская Республика и Гватемала отложили выполнение резолюции до 1982 г., но в конечном итоге тоже перенесли свои дипмиссии. В XXI в. Израилю пришлось считаться с тем, что в некоторых странах Ла-

тинской Америки к власти пришли левые правительства, занявшие негативную позицию в отношении политического курса Израиля. В 2014 г. Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор и Перу выступили с решительными заявлениями против военной операции «Нерушимая скала» в Газе и отозвали своих послов для консультаций, когда усилилось наступление Израиля в рамках операции

На данный момент в странах региона наблюдается процесс поправения политических режимов, что дает Израилю большие возможности для укрепления отношений с этими странами по линии ВТС и в иных сферах. Характерный пример тому - кампания по переносу посольств из Тель-Авива в Иерусалим, начатая президентом США Д. Трампом в 2018 г. Правительства Гватемалы и Гондураса, т.е. стран сталкивающихся с серьезными политическими кризисами и остро нуждающихся в поддержке Вашингтона инициировали перенос своих посольств в Иерусалим. Президент Гватемалы Джимми Мора-лес был вовлечен в серию скандалов, связанных с коррупцией и отмыванием денег и находится под жестким давлением у себя в стране. Недавнее переизбрание президента Гондураса Хуана Орландо Эрнандеса в ноябре 2017 г. сопровождалось распространением обвинений в фальсификации выборов и коррупции, а также применении насилия в отношении протестующих. Оба политика имеют прочные связи с Израилем. Моралес -христианин-евангелист, которые традиционно занимают произральскую позицию. Эр-нандес в 1992 г. посещал курсы общественного лидерства в Израиле и закончил дипломатическую школу при МИД Израиля, а, уже будучи президентом, неоднократно приезжал в Иерусалим. Бывший до августа 2018 г. президент Парагвая Орасио Картес - миллиардер, которого неоднократно обвиняли в отмывании денег и контрабанде наркотиков, также имеет тесные связи с Израилем. Известно, что у него тесные отношения с премьер-министром Израиля Биньямином Нета-ньяху. Ари Харов, один из советников кампании Cartes в 2013 г., также был тесно связан с аппаратом Нетаньяху. Кроме того, эти три лидера пришли к власти при поддержке правых партий, которые имеют давние связи с изра-

ильской военной промышленностью. Израиль продавал оружие и поддерживал дружеские отношения с парагвайским лидером Альфредо Стресснером, генералом, который правил с 1954 по 1989 гг. А Картес был одним из лидеров правой партии Колорадо, которая служила базой политической власти диктатуры Стресснера.

Всего за несколько дней до объявления о переносе посольства Гватемалы в Иерусалим несколько других стран Латинской Америки и Карибского бассейна воздержались при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН против признания США Иерусалима столицей Израиля. Среди воздержавшихся -Мексика, Аргентина и Колумбия - страны, которые Нетаньяху посетил в сентябре 2017 г. во время своего первого визита вкачестве израильского премьер-министра, посетившего латиноамериканский регион. Несколько латиноамериканских стран, которые признали Палестину в качестве государства в период между 2008 и 2013 гг., включая Доминиканскую Республику, Парагвай, Аргентину и Гаити, решили воздержаться от осуждения в ООН решения США переместить свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим.

8 июля 1994 г. еврейский общинный центр Буэнос-Айреса был взорван, в результате чего погибли 85 человек. В октябре 2006 г. выяснилось, что за взрывом стоит «Хезболла», которая при поддержке иранской агентурной сети осуществила данный терракт. В июне 2013 г. специальный прокурор Аргентины Аль-берто Нисман опубликовал отчет на 500 страниц, показывающий, что Иран строит сеть в Аргентине в течение 30 лет. Отчет Нисмана показал, что разведывательная деятельность Ирана в Латинской Америке осуществляется непосредственно иранскими официальными лицами и через «Хезболлу». Нисман был найден мертвым 18 января 2015 г., за несколько часов до того, как он должен был дать показания в Конгрессе. Нисман подготовил ордера на арест президента Кристины Фернандес де Киршнер за ее предполагаемую роль в сокрытии роли Ирана и «Хезболлы в организации преступления. Присутствие "Хезболлы" в Латинской Америке растет за счет расширения иранских дипломатических и разведывательных миссий, предприятий и инвестиций. "Хез-

болла" начала проникать в Латинскую Америку в середине 1980-х гг., основав свой крупный оплот в труднодоступном пограничном треугольнике на пересечении границ Аргентины, Бразилии и Парагвая. Через этот регион «Хезболла» осуществляет финансирование своей деятельности на Ближнем Востоке и в других местах. С тех пор как Маурисио Макри пришел к власти в Аргентине в 2015 г., бывшие члены правительства Киршнер находились под следствием по обвинению в заговоре с Ираном. Противостояние с Ираном вынуждает Израиль более активно развивать свои отношения со странами региона, в том числе и за счет отношений по линии ВТС.

Причина активного освоения рынка вооружений данного региона израильтянами также заключается и в том, что военные корпорации получают большую поддержку правительства в рамках своей работы в данном регионе. Израиль не раз доказывал, что способен проводить независимую политику, особенно когда дело касается отношений по линии ВТС. Следует отметить, что Израиль также является развитой страной и его успехи в области НИОКР и создания передо-

вой военной техники, которая проходит обкатку в военных действиях не может оставить без внимания латиноамериканских партнеров. Следует отметить тот факт, что за последнее десятилетие израильские военные корпорации сменили стратегию освоения рынка вооружений данного региона и теперь все чаще создают совместные предприятия, дочерние компании или просто покупают местные компании. Такие меры позволят Израилю основательно закрепится в регионе и извлекать постоянную прибыль.

Израиль имеет громадный опыт в борьбе с терроризмом и различными военизированными бандформированиями, контрабандой оружия и наркотиков. Такой опыт особо востребован, особенно Колумбии и Мексике, где существуют влиятельные структуры организованной преступности, а в силу этих причин израильские ЧВК пользуются огромным спросом. Можно с уверенностью констатировать, что Израиль добился больших успехов на латиноамериканском треке. Одним из ключевых факторов данного успеха являются военные связи со странами региона.

Список литературы

1. А.Эпштейн Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений / А.Эпштейн., - Институт Ближнего Востока., Москва., - 2014

2. База данных по мировому импорту вооружений и военной техники в 2004-2014 / ЦАМТО., - 2012

3. Ежегодный объем мирового экспорта вооружений и военной техники (ВиВТ) в 20062013 гг. / ЦАМТО., - 2013

4. И.Д.Звягельская История государства Израиль / И.Д.Звягельская - Аспект., - 2012

5. Д.А.Марьясис Военно-промышленный комплекс Израиля на рубеже веков / Д.А.Ма-рьясис Востоковедный сборник. — 2002. — Vol. № 3.

6. Предварительные итоги 2015 года: мировой экспорт вооружений / ЦАМТО., - 2015

7. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. // ЦАМТО., - 2013

8. Статистика трансферта вооружений / Stockholm International Research Institute., - 20052014. Режим доступа: http://armstrade.sipri.org/armstrade/

9. А.В. Федорченко Экономика Израиля / А.В. Федорченко - Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004.

10. Сайт корпорации Elbit [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elbitsystems.com/elbitmain/

11. Президент Израиля вылетел в Латинскую Америку: он ищет союзников в борьбе с Ираном / интернет портал «newsru» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://newsru.co.il/world/09nov2009/peres4562.html

12. Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в Бразилию // Сайт МИДа Израиля[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-visits-Brazil.aspx

13. Одиссея подполковника Кляйна / газета «Коммерсант», 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2300486

14. Marc Broude, Saadet Deger, Defence, innovation and development: the case of Israel // M.Broude, S. Deger, - De Boeck Université,. 313 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. B. Beit-Hallahmi, The Israeli Connection: Who Israel Arms and Why / Council on Foreign Relations.,- 1987

16. Brazil's Bolsonaro indicates he wants to move embassy to Jerusalem // Times of Israel [Electronic resource] Access: https://www.timesofisrael.com/brazils-bolsonaro-says-he-wants-to-move-embassy-to-jerusalem/

17. Buying into Occupation and War. The implications of military ties between South America and Israel // Palestinian Grassroots Anti-Apartheid Wall Campaign. - March 2010

18. Bishara Bahnah, Israel and Latin America: The Military Connection / Palgrave Macmillan, March, 1986

19. A. Cordesman The Military balance in the Middle East, An Analytic Overview: Military Expenditures and Arms Transfers, Major Arms by country and zone, and qualitative trend / A. Cordesman, - Centr for Strategic and international studies., - Washington., 2004., - 431 p.

20. Covert action in Colombia / Wahington Post, 2013 [Electronic resource] Access: http://www.washingtonpost.com/sf/investigative/2013/12/21/covert-action-in-colombia/

21. Mark R. Clyde. Israeli-United States Relationship / Mark R.Clyde - Nova Scince Publishers, Inc., New York. - 2006., - 12-14 p.

22. Clarke Duncan Israel's Unauthorized Arms Tranfers. // Foreign Policy, 1995

23. Emanuel Navon Israel and Latin America: It's complicated / The Times of Israel, 2017 Access: https://blogs.timesofisrael.com/israel-and-latin-america-its-complicated/

24. Jorge Garcia Granados(1948). HathiTrust Digital Library, ed. «The birth of Israel: the drama as I saw it». New York, NY, USA: Alfred A. Knopf.

25. Joe Parkin Daniels 'Cages are more dignified': Colombia brings cold comfort for Venezuelans // The Guardian [Electronic resource] Access: https://www.theguardian.com/global-develop-ment/2018/nov/19/cages-are-more-dignified-colombia-holds-cold-comfort-for-venezuelan-mi-grants-bogota

26. Israel signs free trade agreement with MERCOSUR / Israel ministry of Foreign Affairs [Electronic resource] Access: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2007/Pages/Is-rael%20signs%20free%20trade%20agreement%20with%20MERC0SUR%2018-Dec-2007.aspx

27. Israel and Mexico Sign Free Trade Agreement-6-Mar-2000 /Israel Ministry of Foreign Affairs [Electronic Resource]

28. Metz A., Israeli Military Assistance to Latin America. / Latin American Research Review., - 1993

29. Alvite Singh Ningthoujam A Gateway to Israel-Brazil Defence Ties // ISSSP., Reflections No.17 July 3, 2014.

30. Netanyahu Touches Down in Argentina for 'Historic' Latin America Visit // Haaretz, 11 September, 2017. [Electronic resource] Access: https://www.haaretz.com/israel-news/netanyahu-touches-down-in-argentina-for-historic-latin-america-visit-1.5449998

31. M. Tessler, Israel, Arms Exports, and Iran: Some Aspects of Israeli Strategic Thinking / Pluto Journals., - 1989

32. Tamir Eshel, Following Latin-American success, Israel's Defense Technology Innovator RAFAEL charts Brazil expansion / Defense Update, - 5 April 2011

33. List by the International Institute for Strategic Studies [Electronic resource] Access: https://www.iiss.org//media//documents/publications/the%20military%20balance/mb18/top-15-de-fence-budgets-2017.jpg?la=en

34. A.S. Klieman Israel's global reach: arms sales as diplomacy/ A.S. Klieman - Pergamon-Brassey International Defense Pablishers., 1985., - 241 p.

35. Special Committee on Palestine / UN General Assembly., A/307 13 May 1947

36. SIPRI Military Expenditure Database 2017

37. Shlomi Diaz Argentina buys Israeli security tech ahead of G-20 summit in Buenos Aires // Israel Hayom 19 November, 2018. [Electronic resource] Access: http://www.israel-hayom.com/2018/11/19/argentina-buys-israeli-security-tech-ahead-of-g-20-summit-in-%E2%80%8Ebuenos-aires/

38. Israeli Aerospace expands in Brazil / defense magazine «Defense Update», Israel [Электроный ресурс] Режим доступа:http://defense-update.com/20110414_iai_eae_synergy_brazil.html

39. S. Reiser The Israeli Arms Industry: Foreign Policy, Arms, Transfers, and Military Doctrine of a Small State / S. Reiser - Holmes and Meire., - New York.,- 1989., - 266 p.

40. Sh. Sadeh Israel's defense industry in the 21st century: challenges and opportunities / Sh. Sadeh - Strategic assessment, Vol.07,No.,- 2004.

ISRAEL'S MILITARY-TECHNICAL COOPERATION WITH COUNTRIES OF LATIN AMERICA

The article is devoted to the study of the history of the cooperation between State of Israel and Latin American countries: the influence of Latin American countries on the formation of the State of Israel, the formation of relations between the countries of the region and Israel, the level of relations between countries at the present stage and the influence of the millitary-technical on these relations. The author considers the scale of the influence of Latin American countries on the UN vote process on the final decision on the partition of Palestine. The factors affecting the development of relations between the states of the region and Israel, including relations based on the millitary-technical cooperation, are also considered. It was the countries of Latin America that were the first buyers of Israeli weapons. Israel actively pursued an independent policy in the region and could afford to cooperate in the MTC field even with openly dictatorial regimes. Relations with Latin American countries often resonated unfavorably with events in the Middle East in which Israel participated. For example, in 1964, within the framework of the General Assembly, a group of third world countries (also known as the "Group of 77") was formed as a part of which many Latin American countries were. This block also included many Arab and Muslim countries, which largely influenced the voices of the countries that were part of this block. At the beginning of the 21st c. Israel faced the problem of the left-wing governments in Latin America, which had a negative attitude towards the position of Israel in the Palestinian-Israeli conflict, which affected relations between the countries and MTC cooperation, respectively. At this stage, there is a regional "rollback" to the right-wing governments in the countries of the region, which has a positive effect on Israel's relations with the countries of the region and on its position in the world. The author comes to the conclusion that the Latin American countries and Israel will continue to strengthen cooperation, especially in the area of military-technical cooperation, in view of the needs of the countries of the region for modern weapons and means of maintaining security. Israel can and strive to cover all these needs at the expense of the science-intensiveness of its economy, in particular the defense sector, as well as the enormous experience gained in the field of security.

Keywords: military-industrial complex, development of relations through military-technical cooperation, dictatorship, junta, relations in the military sphere between Latin American countries and Israel, "rollback" to right-wing governments, threats to national security, development factors, security, threat.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Alek D. Epstein Close Allies& United States and Israel: The Hidden History / Alek D. Epstein., Institute of the Middle East., Moscow., - 2014

2. Database on world imports of arms and military equipment in 2004-2014 / CAWAT., - 2012

3. The annual volume of world exports of arms and military equipment (VWT) in 2006-2013. / CAWAT., - 2013

4. I.D. Zviagel'skaia Istoriia Gosudarstva Iz- rail' [History of the State of Israel]. Mos- cow, Aspekt Press Publ., 2012. 360 p. (In Russian).

5. D. A. Maryasis, Military-industrial complex of Israel at the turn of the century / D. A. Mar-yasis, Orientalist collection. - 2002. - Vol. No. 3.

6. Preliminary results of 2015: world arms exports / CAWAT, - 2015

7. Arms market of Latin America in 2005-2012. / / CAMTO., - 2013

8. Statistics of the arms transfer / Stockholm International Research Institute., - 2005-2014. Access: http://armstrade.sipri.org/armstrade/

9. A.V. Fedorchenko Economics of Israel / A.V. Fedorchenko - Moscow International Institute of Econometrics, Informatics, Finance and Law, 2004.

10. Elbit corporation web-site [Электронный ресурс] Access:https://www.elbit-systems.com/elbitmain/

11. Prezident Izrailiy vilitel v Latinskuyu Ameriku: On ishet souznikov v bor'be s Iranom / website «newsru» [Electronic resource] Access: http://newsru.co.il/world/09nov2009/peres4562.html

12. Vizit Prem'er-ministra Israilya v Braziliyu // Website MOFa Israel[Electronic resource] Access: https://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-visits-Brazil.aspx

13. Odisseya podpolkovnika Klya'na / newspaper «Lommersant», 2008 [Electronic resource] Access: http://www.kommersant.ru/doc/2300486

14. Marc Broude, Saadet Deger., Defence, innovation and development: the case of Israel // M. Broude, S. Deger , - De Boeck Université,. 313 p.

15. B. Beit-Hallahmi, The Israeli Connection: Who Israel Arms and Why / Council on Foreign Relations.,- 1987

16. Brazil's Bolsonaro indicates he wants to move embassy to Jerusalem // Times of Israel [Electronic resource] Access: https://www.timesofisrael.com/brazils-bolsonaro-says-he-wants-to-move-embassy-to-jerusalem/

17. Buying into Occupation and War. The implications of military ties between South America and Israel // Palestinian Grassroots Anti-Apartheid Wall Campaign. - March 2010

18. Bishara Bahnah, Israel and Latin America: The Military Connection / Palgrave Macmillan, March, 1986

19. A. Cordesman The Military balance in the Middle East, An Analytic Overview: Military Expenditures and Arms Transfers, Major Arms by country and zone, and qualitative trend / A. Cordesman - Centr for Strategic and international studies., - Washington., 2004., - 431 p.

20. Covert action in Colombia / Wahington Post, 2013 [Electronic resource] Access: http://www.washingtonpost.com/sf/investigative/2013/12/21/covert-action-in-colombia/

21. Mark R. Clyde Israeli-United States Relationship / Clyde R. Mark. - Nova Scince Publishers, Inc., New York. - 2006., - 12-14 p.

22. Clarke Duncan Israel's Unauthorized Arms Tranfers. // Foreign Policy, 1995

23. Emanuel Navon Israel and Latin America: It's complicated / The Times of Israel, 2017 Access: https://blogs.timesofisrael.com/israel-and-latin-america-its-complicated/

24. Jorge Garcia Granados (1948). HathiTrust Digital Library, ed. «The birth of Israel: the drama as I saw it». New York, NY, USA: Alfred A. Knopf.

25. Joe Parkin Daniels 'Cages are more dignified': Colombia brings cold comfort for Venezuelans // The Guardian [Electronic resource] Access: https://www.theguardian.com/global-develop-ment/2018/nov/19/cages-are-more-dignified-colombia-holds-cold-comfort-for-venezuelan-mi-grants-bogota

26. Israel signs free trade agreement with MERCOSUR / Israel ministry of Foreign Affairs [Electronic resource] Access:http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2007/Pages/Is-rael%20signs%20free%20trade%20agreement%20with%20MERCOSUR%2018-Dec-2007.aspx

27. Israel and Mexico Sign Free Trade Agreement-6-Mar-2000 /Israel Ministry of Foreign Affairs [Electronic Resource]

28. A. Metz, Israeli Military Assistance to Latin America. / Latin American Research Review., - 1993

29. Alvite Singh Ningthoujam A Gateway to Israel-Brazil Defence Ties // ISSSP., Reflections No.17 July 3, 2014.

30. Netanyahu Touches Down in Argentina for 'Historic' Latin America Visit // Haaretz, 11 September, 2017. [Electronic resource]Access: https://www.haaretz.com/israel-news/netanyahu-touches-down-in-argentina-for-historic-latin-america-vistt-1.5449998

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. M. Tessler, Israel, Arms Exports, and Iran: Some Aspects of Israeli Strategic Thinking / Pluto Journals., - 1989

32. Tamir Eshel Following Latin-American success, Israel's Defense Technology Innovator RAFAEL charts Brazil expansion / Defense Update, - 5 April 2011

33. List by the International Institute for Strategic Studies [Electronic resource] Access: https://www.iiss.org//media//documents/publications/the%20military%20balance/mb18/top-15-de-fence-budgets-2017.jpg?la=en

34. A.S. Klieman Israel's global reach: arms sales as diplomacy/ A.S.Klieman - Pergamon-Brassey International Defense Pablishers., 1985., - 241 p.

35. Special Committee on Palestine / UN General Assembly., A/307 13 May 1947

36. SIPRI Military Expenditure Database 2017

37. Shlomi Diaz Argentina buys Israeli security tech ahead of G-20 summit in Buenos Aires // Israel Hayom 19 November, 2018. [Electronic resource] Access: http://www.israel-hayom.com/2018/11/19/argentina-buys-israeli-security-tech-ahead-of-g-20-summit-in-%E2%80%8Ebuenos-aires/

38. Israeli Aerospace expands in Brazil / defense magazine «Defense Update», Israel [Электроный ресурс] Режим доступа:http://defense-update.com/20110414_iai_eae_synergy_brazil.html

39. S. Reiser The Israeli Arms Industry: Foreign Policy, Arms, Transfers, and Military Doctrine of a Small State / S. Reiser - Holmes and Meire., - New York.,- 1989., - 266 p.

40. Sh. Sadeh Israel's defense industry in the 21st century: challenges and opportunities / Sh. Sadeh - Strategic assessment, Vol.07, No.,- 2004.

Об авторе

Шуминов Натан Заурович - аспирант кафедры Востоковедения, Московский государственный институт международных отношении (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: 3natan@mail.ru

Shuminov Natan Zaurovich - post-graduate student of the Department of Oriental Studies, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA (Russia), E-mail: 3natan@mail.ru