Научная статья на тему 'БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности'

БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3859
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / НАРКОТРАФИК / КИБЕРУГРОЗЫ / МОРСКОЕ ПИРАТСТВО / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / BRICS / international security / cyberthreats / sea piracy / illegal migration / terrorism / drug trafficking

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старчак Максим Владимирович

Согласно Концепции участия России в БРИКС, основными целями Российской Федерации и ее партнеров по данному объединению в сфере международной безопасности являются: согласование позиций в сфере меж дународной безопасности, выработка и согласование единых или близких подходов к противодейст вию международному терроризму и незаконному обороту наркотиков, сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, борьба с морским пиратством и нелегальной миграцией. В статье ставится задача определения актуальных для всех стран БРИКС угроз международной безопасности и последовательно рассматриваются позиции каждой из стран – членов БРИКС в отношении перечисленных угроз, в частности в отношении угрозы терроризма: рассматривается степень актуальности угрозы терроризма для стран – членов БРИКС, общность целей террористических групп, опасность соседства со странами с высокой террористической активностью, изучается поддержка террористических групп. В отношении незаконного оборота наркотиков анализируется опасность соседства с наркопроизводящими странами и транзит наркотиков через страны БРИКС, изучается производство, потребление и изъятие наркотиков. В отношении киберугроз изучается актуальность киберугроз для стран БРИКС и вредоносная активность, исходящая из самих стран БРИКС. В статье также изучается актуальность морского пиратства для сран БРИКС и эффективность борьбы с ней. В отношении нелегальной миграции в статье показывается общность угроз нелегальной миграции для стран БРИКС, распространение националистических настроений в связи с активными миграционными потоками и проблема миграционных потоков между самими странами БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS: General and Particular Threats to International Security

Within the context of the BRICS, Russia pursues the objectives of coordinated positions on international security and agreements on common or close approaches to combatting international terrorism and drug trafficking, improving international information security, and fighting piracy and illegal migration. This article identifies threats to international security that are relevant to all members of the BRICS and examines each member’s positions. It discusses the terrorist threat to each BRICS member, the common objectives of terrorist groups and the danger of high terrorist activity in each member’s particular region. It analyzes the risk to illicit drug-producing countries and the transit of those drugs through the BRICS countries, as well as production, consumption and seizures. It examines the relevance of cyber threats for BRICS members and malicious activity emanating from those countries themselves. It also examines the relevance of maritime piracy for the BRICS and the effectiveness of Drupal modules. It discusses common threats of illegal migration to BRICS members, the spread of nationalism in connection with migratory flows and the problem of migration flows among the BRICS countries themselves. In addition, it considers the positions of BRICS members in the framework of other international organizations such as the United Nations Security Council and the United Nations General Assembly as well as problematic treaties, such as the Comprehensive Test Ban Treaty, the Fissile Material Cut-off Treaty and the Non-Proliferation Treaty.

Текст научной работы на тему «БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности»

БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности

М.В. Старчак

Старчак Максим Владимирович — помощник главного редактора журнала «Индекс Безопасности» ПИР-Центра; Российская Федерация, 119019, Москва, а/я 147; E-mail: editor@pircenter.org

Согласно Концепции участия России в БРИКС, основными целями Российской Федерации и ее партнеров по данному объединению в сфере международной безопасности являются: согласование позиций в сфере международной безопасности, выработка и согласование единых или близких подходов к противодействию международному терроризму и незаконному обороту наркотиков, сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, борьба с морским пиратством и нелегальной миграцией. В статье ставится задача определения актуальных для всех стран БРИКС угроз международной безопасности и последовательно рассматриваются позиции каждой из стран — членов БРИКС в отношении перечисленных угроз, в частности в отношении угрозы терроризма: рассматривается степень актуальности угрозы терроризма для стран — членов БРИКС, общность целей террористических групп, опасность соседства со странами с высокой террористической активностью, изучается поддержка террористических групп. В отношении незаконного оборота наркотиков анализируется опасность соседства с наркопроизводящими странами и транзит наркотиков через страны БРИКС, изучается производство, потребление и изъятие наркотиков. В отношении киберугроз изучается актуальность киберугроз для стран БРИКС и вредоносная активность, исходящая из самих стран БРИКС. В статье также изучается актуальность морского пиратства для сран БРИКС и эффективность борьбы с ней. В отношении нелегальной миграции в статье показывается общность угроз нелегальной миграции для стран БРИКС, распространение националистических настроений в связи с активными миграционными потоками и проблема миграционных потоков между самими странами БРИКС.

Ключевые слова: БРИКС, международная безопасность, терроризм, наркотрафик, киберугрозы, морское пиратство, нелегальная миграция

Страны БРИК, вдохновленные отчетами аналитиков банка Goldman Sachs об общих темпах развития, с 2006 г. стали развивать практическое сотрудничество друг с другом. Сначала сформировалось неформальное взаимодействие министров иностранных дел, далее министров финансов и глав государств. С проведением первого саммита главгосударств стран БРИК в Екатеринбурге в 2009 г. группа окончательно оформилась как неформальное политическое объединение.

Проведя уже пять саммитов, страны БРИК, а с присоединением в 2011 г. ЮАР — страны БРИКС, основой своего сотрудничества сделали координацию политики в преодолении последствий мирового кризиса и создании нового финансового порядка. Также были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере «зеленой экономики», софинансировании инфраструктурных проектов в Африке, объявлено о создании Делового совета БРИКС, консорциума экспертных центров и о выходе совместной статистической публикации.

Что касается международной безопасности, то кроме совместных заявлений пока ничего предпринято не было. В соответствии с Концепцией участия России в БРИКС

основными целями Российской Федерации и ее партнеров по данному объединению в сфере международной безопасности являются: согласование позиций в сфере международной безопасности, выработка и согласование единых или близких подходов к противодействию международному терроризму и незаконному обороту наркотиков, сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, борьба с морским пиратством и нелегальной миграцией (Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Утверждена президентом РФ 21 марта 2013 г.).

Данные угрозы безопасности, бесспорно, стоят на повестке дня всего мирового сообщества. Однако насколько они актуальны непосредственно для всех стран БРИКС — не очень ясно. В настоящей статье предстоит определить, какие угрозы безопасности для стран БРИКС являются наиболее актуальными и сотрудничество в каких сферах международной безопасности может быть более эффективным.

Согласование позиций и развитие диалога по вопросам международной безопасности

С первых встреч лидеров стран БРИК сторонам удавалось согласовывать общие позиции по вопросам международной безопасности. По итогам первых двух саммитов 2009— 2010 гг. стороны сошлись в общих позициях по ведущей роли ООН в мире и проблеме терроризма. В 2011 г. стороны договорились о необходимости мирного решения ливийского вопроса, в 2012 г. — поддержали международные обязательства по Афганистану, выступили с едиными позициями по ситуации в ЦАР и ДРК. В 2013 г. в Дурбане все стороны выразили озабоченность нестабильностью в Северной Африке и сошлись в позициях по ближневосточному урегулированию. По итогам саммита 2014 г. государства БРИКС выразили общую озабоченность ситуацией в Южном Судане и на Украине.

Однако работы по консолидации позиций еще много. Так, в 2011 г. Бразилия, Россия, Индия и Китай не поддержали резолюцию Совета Безопасности ООН (СБ ООН) по военной интервенции в Ливии. Однако ЮАР, ставшая в том же году членом БРИКС, поддержала военную интервенцию.

Несмотря на единство позиции членов БРИКС в том, что Иран имеет право на развитие мирной атомной энергетики, их позиции не едины в политике, проводимой по отношении к нему. Так, в 2010 г. Россия и Китай поддержали санкции против Ирана, продолжающего неконтролируемые МАГАТЭ работы по обогащению урана и созданию баллистических ракет. Бразилия же выступила против санкционной резолюции СБ ООН.

При обсуждении позиции по Сирии странам — членам БРИКС также не удалось достичь согласия. В 2012 г. Индия поддержала проект резолюции, внесенной Лигой арабских государств на рассмотрение ГА ООН, по передаче власти в Сирии от Б. Асада его заместителю. Остальные страны БРИКС выступили против.

Несмотря на то, что пять стран БРИКС в последних декларациях по итогам саммитов регулярно признают необходимость реформы СБ ООН, ни Россия, ни Китай как постоянные члены СБ ООН ничего не делают для расширения его состава.

Три страны БРИКС являются ядерными державами, две владеют ядерными технологиями и развивают собственную атомную промышленность. Все участники БРИКС выражают приверженность режиму нераспространения. Однако Индия не подписала ДНЯО, а Бразилия не ратифицировала Дополнительный протокол к Договору. Индия и Китай не подписали / ратифицировали Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний и Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДВЗЯИ и ДЗПРМ). Но известно, что при определенных условиях Индия и Китай мо-

гут присоединиться к указанным договорам. Перспективным могло бы стать создание внутреннего механизма (с подключением министров обороны) согласования позиций по совершенствованию режима нераспространения и выработке общей позиции на Конференциях по разоружению в Женеве. В частности, БРИКС мог бы, например, инициировать переговоры по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов на Женевской конференции.

Также можно отметить, что страны БРИКС едины в необходимости заключения Договора о неразмещении оружия в космосе (ДНОК)1. Согласованная позиция стран БРИКС по данным вопросам повысит внимание к ним как в ГА ООН, так и на Конференциях по разоружению.

Отрадно, что одним из итогов саммита в Форталезе в 2014 г. стало признание сторонами необходимости встреч министров иностранных дел на полях ГА ООН, министров финансов на полях «Группы двадцати», встреч и совещаний Высоких представителей по вопросам национальной безопасности, шерп и сушерп стран БРИКС, представителей посольств стран БРИКС в важнейших странах и при международных организациях. Также важным будет проведение форума / конференции БРИКС министров иностранных дел и министров обороны по вопросам международной безопасности. Согласованная позиция стран БРИКС укрепит роль и позиции БРИКС в ООН, «Группе двадцати», в ШОС и Совете Безопасности ООН, даже если какие-то из стран не являются их членами. Также согласование позиций по актуальным международным вопросам могло бы снять несогласованность позиций и повысить роль БРИКС в мировой политике в целом.

Для повышения эффективности диалога и выработки общих позиций в сфере международной безопасности также необходима активизация сотрудничества экспертных центров стран БРИКС и проведение совместных исследований. Согласно рейтингу Университета Пенсильвании, в Top-150 ведущих мировых центров входят 25 исследовательских организаций из стран БРИКС, в Тор-100 неамериканских экспертных центров мира входят 19 организаций из стран БРИКС, а также 9 организаций из стран БРИКС входят в Top-70 всех лучших центров мира в сфере международных отношений и безопасности [McGann, 2012]. Развитие сотрудничества ведущих экспертных центров стран БРИКС поможет выработке общих позиций, развитию диалога по вопросам планирования внешней политики, качественному анализу проводимой политики, формированию будущих совместных проектов.

Таблица 1. Общее членство в объединениях, общие позиции в рамках международных договоров и присутствие в рейтинге ведущих центров публичной политики

СБ ООН ГА ООН G20 ДВЗЯИ ДЗПРМ ДНЯО ДНОК Top Think Tanks

Бразилия - + + + + + + +

Россия + + + + + + + +

Индия - + + - - - + +

Китай + + + - - + + +

ЮАР - + + + + + + +

Примечание. Здесь и далее в таблицах: «+» — совпадение интересов (угроз, позиций стран), «—» — отличающаяся позиция (несовпадение).

1 Медведев Д. (2010) Страны БРИК: общие цели — общие действия // Ведомости. 13 апреля.

Терроризм

Угроза терроризма

Для трех стран БРИКС угроза терроризма является крайне актуальной проблемой. В «Глобальном индексе террористических угроз» Россия занимает 9-е место (182 теракта и 159 жертв в 2011 г.), Индия — 4-е место (402 жертвы), Китай — 23-е место (19 жертв)2.

В трех странах существуют отдельные регионы террористической активности и организованные террористические сообщества. В Индии, по данным правительства страны, основные террористические группы действуют в штате Манипур. Другие рассредоточены по всей стране от Тамил Наду на юге до Ассам на северо-востоке3.

В России главным источником терроризма является Северный Кавказ, на территории которого проживает 20 млн мусульман. По данным ФСБ России, 80% всех терактов на Северном Кавказе приходится на Дагестан и Кабардино-Балкарию.

Главная террористическая проблема Китая исходит от Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), являющегося местом компактного проживания 9-миллионного уйгурского народа, исповедующего ислам. В меньшей степени источником нестабильности является Тибет.

Бразилии и ЮАР проблема терроризма практически не касается, в рейтинге террористических угроз они занимают 116-е и 111-е место соответственно среди 156 стран4.

Цели

Цели терроризма в странах БРИКС однородны и неоднородны одновременно. Террористические группы в Индии мотивированы получением конкретных политических прав (движение сикхов в Пенждабе, Ассам), достижением социально-экономической справедливости (движение наксалитов-маоистов в северо-восточных штатах), получением религиозной автономии или независимости (Джаму и Кашмир, Ладакх, Манипур, Тамил Наду). В китайском Синьцзяне террористы также требуют независимости или большей политической и культурной автономии [Potter, 2013]. В России же целями терроризма являются достижение социально-экономической и общественной справедливости, борьба с неверными за религиозные и культурные устои и традиции.

Опасное соседство и внешнее влияние

В трех странах БРИКС общей угрозой также является влияние внешних сил на внутренний терроризм. Пекин утверждает, что различные террористические группы, прошедшие обучение в Афганистане, прибыли в Синьцзян и в другие районы Китая и создали террористические ячейки5. В России террористы получают финансирование,

2 Terrorism Index. Institute for Economics and Peace. Режим доступа: http://www.visionofhumanity. org/#/page/indexes/terrorism-index (дата обращения: 26.10.2014).

3 Indian gov't - 66 terrorist groups active in India // UPI. 29 August, 2013.

4 Terrorism Index. Institute for Economics and Peace. Режим доступа: http://www.visionofhumanity. org/#/page/indexes/terrorism-index (дата обращения: 26.10.2014).

5 Terrorism and bombings in China // Facts and details. Режим доступа: http://factsanddetails.com/ china/cat8/sub50/item295.html (дата обращения: 26.10.2014).

в том числе из Саудовской Аравии и Катара [Сатановский, 2013]. Индийские власти опасаются терактов со стороны экстремистских организаций Пакистана6.

Кроме того, для всех трех стран возрастает угроза терроризма с учетом ухода США из Афганистана и возможности распространения боевиков из Афганистана в соседние регионы [Sieff, 2013].

Поддержка терроризма

До недавнего времени Бразилия отрицала наличие каких-либо следов террористической активности на своей территории, а ЮАР считалась периферийным регионом в глобальной войне с террором, учитывая расстояние от традиционных очагов исламизма.

Однако совсем недавно правительство Бразилии рассекретило информацию, согласно которой в спецслужбах США и Бразилии всегда существовало мнение, что территория Бразилии может использоваться для подготовки терактов7. По данным портала WikiLeaks, правоохранительные органы Бразилии тесно сотрудничали с США и вели в стране мониторинг подозреваемых в терроризме. Эти опасения усиливались информацией бразильских спецслужб, согласно которой на приграничной территории и в некоторых городах активно работали террористические организации «Хезболла» и «Исламское ополчение Джихада» со своими филиалами8 [Carroll, 2010].

В 2004 г. из-за утечки ЦРУ стало известно, что Аль-Каида использует ЮАР в качестве одной из баз и что около 30 лидеров организации располагались в предместьях Кейптауна, Дурбана и Восточной Капской провинции [Mackay, 2004]. В марте 2007 г. Барри Гилдер, бывший глава Национального координационного комитета разведки ЮАР, признал возможность существования в стране мелких тренировочных лагерей, используемых террористами9.

Также ЮАР подозревают в финансовой поддержке Аль-Каиды. В стране существует современная банковская система, которая, однако, плохо регулируется и используется террористами для отмывания денег. Есть сведения об участии южноафриканцев в террористической деятельности на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в составе Аль-Каиды, в Кашмире против Индии и в Чечне против России. Кроме того, лиц, подозреваемых в терроризме, в различных странах мира часто задерживают с паспортами граждан ЮАР (Пакистан 2004, Сенегал 2006, Уганда 2008, Зимбабве 2010), что свидетельствует о слабости южноафриканских властей и внутренней системы безопасности, которой пользуются террористические группы.

Таким образом, терроризм не является общей проблемой всех стран БРИКС. Разделение членов БРИКС на страны — жертвы террористических атак и страны, так или иначе поддерживающие их, не дает широкого поля для сотрудничества. Кроме того, террористическая группы, получающие поддержку в Бразилии и ЮАР, прак-

6 Спецслужбы Индии: Пакистанские террористы грозят Дели терактами // Росбалт. 2013. 9 августа.

7 Country Reports: Western Hemisphere Overview // Country Reports on Terrorism 2012. Chapter 2. U.S. Department of State. 2013. 30 May.

8 Hezbollah in Latin America - Implications for U.S. homeland security. Subcommittee on counterterrorism and intelligence of the committee on homeland security at U.S. House of Representatives. 2011. 7 July. Режим доступа: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-112hhrg72255/html/CHRG-112hhrg72255. htm (дата обращения: 26.10.2014).

9 Al Qaeda training in South Africa - and authorities stopped the investigation // The Daily Maverick. 2013. 13 May.

тически не действуют и не оказывают влияния на обстановку в Китае, Индии и России. Единственное, на что приходится рассчитывать, это обмен информацией и мониторинг лиц, подозреваемых в странах БРИКС в террористической деятельности на территориях своих стран, выработка универсального определения терроризма и содействие принятию всеобъемлющей конвенции по международному терроризму, подписание межбанковского соглашения для предотвращения свободного потока для финансирования террористических и других незаконных трансграничных видов деятельности.

Таблица 2. Общие угрозы терроризма

Угроза терроризма Цели Опасное соседство Поддержка терроризма

Бразилия - - - +

Россия + - + -

Индия + + + -

Китай + + + -

ЮАР - - - +

Незаконный оборот наркотиков

Опасное соседство

Каждая из стран БРИКС страдает от незаконного оборота наркотиков. Прежде всего, это связано с соседством с ведущими странами — производителями тех или иных видов наркотиков. Для Бразилии это кокаин из Колумбии и Перу, для России — героин и опий из Афганистана, для Китая и Индии — опийные наркотики из Афганистана и Мьянмы, для ЮАР — марихуана из Лесото и новые психотропные вещества из Мозамбика и Намибии.

Транзит

Большинство стран БРИКС являются основными транзитерами наркотиков. По оценкам экспертов, через Бразилию проходит один из основных маршрутов транзита наркотиков из Латинской Америки в Европу (около 70% перевозок потребляемого в мире кокаина) [UNODC, 2013]. Россия также является транзитной страной на пути наркотиков в Европу (около 30% героина из Афганистана идет через Центральную Азию в Россию и далее в Европу). Китай — транзитная страна на пути наркотиков в Северную Америку. ЮАР — наиболее рентабельное звено в переброске кокаина из андских государств и героина из Афганистана в Европу [ФСКН, 2012].

Производство наркотиков

В настоящее время Индия, Китай и ЮАР являются одними из крупнейших в мире незаконных производителей каннабиса и синтетических наркотиков. Также оценочные данные Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) говорят о возмож-

ном производстве в Индии 15 тонн героина, или 3% от общемирового рынка [ЮНОДК, 2011]. Кроме того, Индия, имея развитую фармацевтическую промышленность, производит новые психотропные вещества и различные формы эфедрина, а Китай является производителем ангидрида уксусной кислоты — одного из основных прекурсоров при производстве героина. Производство наркотиков в России и Бразилии незначительно, хотя и появляется информация о том, что в России существуют лаборатории, производящие синтетические наркотики типа амфетамина.

Употребление

Согласно данным ЮНОДК, Россия является одним из мировых лидеров по употреблению героина. 15% опиатов из Афганистана поступает в Россию, что делает ее вторым рынком в мире после Европы. В целом доля афганских опиатов на российском рынке оценивается в 30% от общего количества наркотиков. Число наркоманов в Российской Федерации за последние 10 лет увеличилось в 10 раз, при этом объем потребления ими афганского героина колеблется от 75 до 80 тонн в год. Всего в России порядка 8,5 млн граждан (т.е. около 6% населения страны) страдают от наркотической зависимости, и с каждым годом их становится все больше10 11.

Бразилия занимает 2-е место в мире по употреблению кокаина. В стране сейчас потребляют почти 18% мирового кокаина, или 92 тонны вещества в том или ином виде. Количество наркоманов составляет от 3 до 6 млн человек, или от 1,5% до 3% населения11 [Bradley, 2012]. Индия потребляет около 17 тонн героина ежегодно, являясь основным потребителем этого наркотика в Южной Азии, и занимает 8-е место в мире. Китай потребляет 45 тонн героина ежегодно и занимает, соответственно, 3-е место в мире12. Число зарегистрированных потребителей героина в Китае в 2010 г. выросло на 43% по сравнению с 2007 г. (с 746 тыс. до 1,437 млн человек). За последнее десятилетие потребление наркотиков в ЮАР увеличилось на 600%. Число наркоманов достигло 15% от населения страны [Sara, 2013; Jordan, 2013]. ЮАР является одной из ведущих стран мира в потреблении каннабиса. Кроме того, увеличивается потребление различных смесей каннабиса и героина, а также «медицинских» наркотиков. Также постепенно во всех странах БРИКС увеличиваются масштабы злоупотребления синтетическими наркотиками, в большей степени среди молодежи.

Изъятие

Несмотря на лидерство в употреблении наркотиков, их изъятие не находится на достойном уровне. По изъятиям героина и морфина Россия занимает 8-е место в мире (2,02 тонны). Более того, по сравнению с 2009 г. объем изъятий сократился на 37%.

Несмотря на существенное потребление, Индия изымает только 0,58 тонны героина. Китай лидирует среди стран БРИКС по изъятию героина — 7,28 тонны в год и 5-е место в мире [ЮНОДК, 2011].

10 ООН: Россия занимает первое место в мире по потреблению героина // DAL.by. 2011. 12 декабря.

11 Inside Brazil's hellish shantytown streets: Crack cocaine skid row where users steal, prostitute themselves, and pick through the trash to get their next fix // Daily Mail. 2012. 31 December.

12 Потребление героина в мире. 2008 г. // Наш мир. 2010. 1 ноября.

Изъятие кокаина в Бразилии составило 1,75 тонны в 2012 г. — только 9-е место в мире [UNODC, 2013]. Кроме того, Бразилия занимает 8-е место в мире по изъятию экс-тези — 70,2 тонны и 5-е место по изъятию каннабиса — 174,3 тонны. Причем рост изъятий последних только увеличивается. ЮАР не входит в десятку по изъятию ни одного из видов наркотиков.

Во всех странах БРИКС увеличились объемы изъятий синтетических наркотиков. Однако, как объясняют эксперты, это происходит не столько вследствие усиления борьбы с наркотиками, сколько из-за увеличения их потоков и рынка [Богданов, 2013].

Таким образом, незаконный оборот наркотиков — общая проблема для всех стран БРИКС. Несмотря на то, что производство наркотиков распространено не везде, все страны подвержены росту потребления наркотиков и его транзиту через свою территорию. Кроме того, все страны БРИКС и даже Китай недостаточно успешны в изъятии наркотиков. Важно, чтобы Совещание экспертов по вопросам борьбы с наркотиками, необходимость которого обозначена на последнем саммите в Форталезе, могло вырабатывать реальные совместные проекты по борьбе с наркотиками. Членам БРИКС стоит рассмотреть возможность регулярного сотрудничества антинаркотических ведомств для обмена опытом и участия в операциях по противодействию наркотрафику, возможно, с привлечением соседних транзитных и наркопроизводящих государств.

Страны БРИКС могли бы рассмотреть возможность создания международного учебного центра для подготовки сотрудников правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. БРИКС может углубить сотрудничество между экспертами на площадках тематических международных научных форумов и конференций с целью выявления и распространения лучших практик в рамках БРИКС и за его пределами. Кроме того, стороны должны разработать программы профилактики наркопотребления и социальные рекламы здорового образа жизни среди молодежи с максимальным использованием СМИ и национальных знаменитостей. Сотрудничество стран БРИКС в этой области особенно важно, учитывая, что данный вид сотрудничества практически не разработан ни в одном другом межгосударственном региональном объединении.

Таблица 3. Общие угрозы незаконного оборота наркотиков

Опасное соседство Употребление Производство Изъятие Транзит

Бразилия + + - + +

Россия + + - + +

Индия + + + + +

Китай + + + + +

ЮАР + + + + +

Киберугрозы

По данным Symantec Company, в 2012 г. произошло 42%-е увеличение целевых кибератак. Количество веб-атак увеличилось на 30%. Обнаружено 5290 новых уязвимостей, 415 из них — на мобильных операционных системах. Жертвами киберпреступлений за

последний год стали 556 млн человек, или 2/3 пользователей. Объем потерь составил 110 млрд долл.13

Киберугрозы

Китай, Россия, Индия и Бразилия входят в первую шестерку стран мира по числу пользователей Интернета, ЮАР — на 45-м месте. По данным компании Norton, специализирующейся на антивирусном программном обеспечении, именно население стран БРИКС лидирует в списке главных жертв киберпреступлений. Жертвами киберпреступников стали 92% взрослого населения России, 84—85% населения Китая, 80—84% населения ЮАР, по 80% населения Бразилии и Индии14. Так, ежегодный ущерб от киберпреступности в крупнейшей южноамериканской стране оценивается в 8—15 млрд долл., в России — в 2 млрд, в Индии — в 4—8 млрд, в Китае — в 25—46 млрд, в ЮАР — в 0,57 млрд долл.15

Во многом это происходит из-за недостаточной защищенности киберпространства. По данным компании McAfee, ни одна из стран БРИК не вошла в первую половину рейтинга лучше всего подготовленных стран к обороне киберпространства. Россия и Китай заняли 4-ю строчку из восьми возможных, Бразилия и Индия на 3-м месте. ЮАР не получила баллов16.

Однако наиболее ярким доказательством своей недостаточной киберзащищенности стала прослушка правительственных чиновников всех стран БРИКС Агентством национальной безопасности США. По информации бывшего сотрудника АНБ Э. Сноудена, спецслужбы США прослушивали телефонные разговоры и имели доступ к электронной переписке ведущих политиков, шпионили за крупнейшими компаниями, а также имели доступ к персональным данным рядовых граждан.

Данный эпизод выявил, что проблема утечки информации для стран БРИКС чрезвычайно актуальна. Имеет место недостаточная защита данных и конфиденциальности, отсутствует эффективный механизм управления кибербезопасностью, интернеттехнологии нуждаются в дальнейшем развитии. Разработанной правовой базы в сфере кибербезопасности нет. Общая информированность населения о киберугрозах неудовлетворительная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вредоносная активность

Несмотря на то, что страны БРИКС недостаточно хорошо защищены от киберугроз, практически все страны (кроме ЮАР) дают хорошее образование и выпускают профессионалов в сфере информационных технологий, которые, в свою очередь, часто используют приобретенные навыки в преступных целях. По данным Symantec Company, страны БРИК входят в число стран — источников киберугроз. Как источник киберугроз Китай находится на 2-м месте, Индия на 3-м, Бразилия на 4-м, Россия на

13 Internet Security Threat Report 2013. Vol. 18. Symantec Corporation. April 2013. Режим доступа: http://www.symantec.com/content/en/us/enterprise/other_resources/b-istr_main_report_v18_2012_2

1291018.en-us.pdf (дата обращения: 26.10.2014).

14 Norton Cybercrime Report. 2012. Режим доступа: http://now-static.norton.com/now/en/pu/im-ages/Promotions/2012/cybercrimeReport/2012_Norton_Cybercrime_Report_Master_FINAL_050912.pdf (дата обращения: 26.10.2014); Norton Cybercrime Report. 2013. Режим доступа: http://us.norton.com/ cybercrimereport/promo (дата обращения: 26.10.2014).

15 Там же.

16 Country Defense Rankings // Cyber Defense Report. McAfee. Режим доступа: http://www.mcafee. com/shared/img/about/infographics/mcafee-cyberdefense-horizontal.jpg (дата обращения: 26.10.2014).

6-м месте17. Более того, страны БРИК, по данным компании Message Labs Intelligence, являются основными источниками спама в мире. Индия, Россия, Китай и Бразилия отправляют 7—8% мирового спама каждая18. Данные Kaspersky Lab также свидетельствуют об активности спама из данных государств19.

В основном хакерские атаки распространены в отношении компаний и государственных органов США. Особую обеспокоенность США вызывает кибершпионаж со стороны Китая и Индии в сферах обороны, разведки и дипломатической службы, электроэнергетики, финансовых услуг. Хакерская активность со стороны России особенно распространена в финансовой сфере. Кроме того, кибершпионаж распространен и между самими странами БРИК. Так, Китай производит киберразведку в отношении Индии и России, а Индия — в отношении Китая.

Странам БРИКС важно будет начать обмен передовым опытом и идеями, заняться созданием аварийно-спасательных команд для ликвидации киберугроз безопасности стран-членов. Индия и Россия обладают прекрасными специалистами в сфере киберзащиты и хорошими образовательными возможностями. Для стран БРИКС будет интересным и взаимовыгодным совместное обучение и повышение квалификации специалистов по киберзащите.

Бразилия, Россия, Индия и Китай уже договорились о двустороннем сотрудничестве с США в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности. Такие же двусторонние и/или многосторонние соглашения должны быть разработаны и между странами БРИКС, тем более что среди стран БРИКС есть как страны хакерской активности, так и жертвы. Странам БРИКС могли бы отрабатывать механизмы защиты друг на друге.

Таблица 4. Общие киберугрозы

Киберугроза Вредоносная активность

Бразилия + +

Россия + +

Индия + +

Китай + +

ЮАР + -

Морское пиратство

Общие угрозы

Несмотря на существенную разницу в размерах торгового флота20, многие суда государств БРИКС становились жертвами атак морских пиратов. Российские суда под-

17 Fraud Activity Trends. Symantec Corporation. 2010. Режим доступа: http://www.symantec.com/ threatreport/topic.jsp?id=fraud_activity_trends&aid=originating_sources_of_spam (дата обращения: 26.10. 2014).

18 Там же.

19 Spam in Q2. Kaspersky Lab. 2013. Режим доступа: http://www.securelist.com/en/analysis/204792297/ Spam_in_Q2_2013 (дата обращения: 26.10.2014).

20 Бразилия имеет около 109 судов торгового флота; Россия — 1143, Индия — 340, Китай — 2030, ЮАР - 3 [CIA, 2013].

вергались нападениям современных пиратов у берегов Нигерии в 2009, 2008 и 2010 г. в Аденском заливе, китайские суда подвергались нападению в Аденском заливе, у берегов Эквадора, а также у берегов Сьерра-Леоне и Гвинеи в 2008 г., индийские суда были многократно атакованы в 2008 г. и 2010 г. у берегов Сомали в Аденском заливе, бразильские суда подвергались нападениям в портах Сантоса и Рио-де-Жанейро в 2008—2009 гг., в бассейне реки Амазонка в 2011 г. Только суда ЮАР не подвергались нападениям пиратов, хотя их активность в Индийском океане вызывает озабоченность властей этой страны.

Причиной морского пиратства часто является потомственная бедность и безработица, отсутствие социальной поддержки государства, а также полная безнаказанность и невозможность судебного преследования. В связи с тем, что груз может принадлежать одной стране, команда относиться к другой, а судно — к третьей, до сих пор нет юридических механизмов и утвержденных нормативов, чтобы квалифицировать преступление, определить пострадавшую сторону, заключить под стражу подозреваемых и назначить наказание. Пираты освобождаются и продолжают свою деятельность.

Еще одной причиной разгула пиратской деятельности является малочисленность и незащищенность пассажирских судов, они — не имеют оружия и охраны. Пираты же вооружены современным стрелковым оружием, спутниковой связью и имеют сеть осведомителей21, обосновавшихся в крупнейших портах, в том числе всех стран БРИКС.

Совместная борьба

Однако совместная борьба стран БРИКС с морским пиратством может быть недостаточно эффективной. Так, в 2008 г. СБ ООН была единогласно одобрена резолюция, разрешающая государствам направлять в территориальные воды Сомали (регион максимальной активности пиратов) военные корабли. Воспользовались ей и стали конвоировать торговые судна только Индия, Китай и Россия. В 2012 г. в Аденском заливе было зафиксировано 75 нападений против 237 в 2011 г. Сомалийские пираты захватили вдвое меньше судов, чем в 2011 г., — 14 против 2822. Несмотря на относительный успех, сопровождение судов военными кораблями не стало повсеместно применяться из-за больших финансовых затрат. Ущерб от деятельности пиратов для мировой экономики по-прежнему огромен и составляет, по разным оценкам, от 7 до 12 млрд долл. в год [Во-лобуев, 2012].

Вариант совместной охраны побережий также является очень дорогостоящей задачей, особенно с учетом существенной длины побережий всех странах БРИКС. Вариант с привлечением для охраны коммерческих морских судов, специализированных подразделений частных охранных предприятий не оправдал себя. В нескольких случаях частные охранные компании ничего не смогли сделать, и суда были захвачены. Например, в 2010 г. подразделения частных охранных предприятий уничтожили всего одного пирата. Еще один вариант — разработка и внедрение на гражданских коммерческих судах специальных систем обороны. Однако профсоюзы моряков выступают против нахождения на судах вооруженных групп либо вооружения экипажей, чтобы не подвергать их дополнительному риску [Суханов, 2011].

21 Сомалийские пираты — один из эпизодов моей жизни // казак.Ьу. Режим доступа: http://ka-zak.by/index.php/about/belkazak/402-samaliyskie-pirates-one-of-the-episodes-of-my-life (дата обращения: 26.10. 2014).

22 Пираты «устали» нападать на суда // Центр транспортных стратегий. 2013. 16 января.

В условиях сложности и высокой стоимости различных вариантов борьбы с морским пиратством страны БРИКС должны сосредоточить внимание на совершенствовании национальных законодательных актов и международного уголовного права в этой сфере, создании совместной или челночной системы конвоирования судов стран БРИКС, проведении совместных антипиратских учений. Хотя следует признать, что степень эффективности ЮАР в совместной борьбе с пиратством в рамках БРИКС (как государства, наименее подверженного данной угрозе, и вследствие незначительной активности его морской торговли) может быть низкой.

Таблица 5. Общая угроза морского пиратства

Угроза пиратства

Бразилия +

Россия +

Индия +

Китай +

ЮАР -

Нелегальная миграция

Проблема нелегальных мигрантов

Четыре страны БРИКС входят в семерку ведущих стран мира по показателю ВВП. Каждая страна БРИКС — экономический лидер своего региона. Бразилия — локомотив Латинской Америки, Россия — Центральной Евразии, Китай — Азии и всего мира, Индия — Азии, ЮАР — Африки. Рост экономик развивающихся стран стимулирует миграционные потоки. Основная часть мигрантов стран БРИКС является трудовыми мигрантами. В Бразилии ежегодный рост трудовых мигрантов составляет около 20%, в России - около 35%, в Китае и Индии - 5%, в ЮАР - 50% [Yao, 2013; Soami Mabiala, 2013].

С ростом легальной миграции происходит и рост нелегальной миграции. По некоторым оценкам, число нелегальных мигрантов в Бразилии - стране с населением 195 млн человек — в настоящее время составляет от 600 тыс. до 2 млн23 [Coelho, 2013]. В России число нелегальных мигрантов разнится от 4 до 10 млн человек при численности населения более чем 140 млн. В Индии до 20 млн нелегальных мигрантов24, а численность населения составляет 1,2 млрд человек. В Китае до 50 млн нелегальных мигрантов при численности населения 1,3 млрд. Около 5—8 млн нелегалов в ЮАР, численность населения которой составляет более 50 млн25.

23 Люлько Л. Бразилия манит гастарбайтеров из Европы // Pravda.ru. 2011. 28 ноября. Режим доступа: http://www.pravda.ru/world/restofworld/southamerica/28-11-2011/1099212-brazilemprego-0/ (дата обращения: 26.10.2014).

24 India has 20 million irregular migrants: Govt // IBN Live. 2010. 14 May.

25 Illegal migration in South Africa // Defence Web. 2011. Режим доступа: http://www.defenceweb. co.za/index.php?option=com_content&view=article&id=14001:feature-illegal-migration-and-the-impact-of-cross-border-crime&catid=87:border-security&Itemid=188 (дата обращения: 26.10.2014).

Везде нелегальные мигранты — это граждане соседних более бедных стран. Для Бразилии — это в основном Гаити, Боливия и Перу, для России — страны СНГ, для Индии — Бангладеш, Бирма и Непал, для Китая — Северная Корея, Монголия, Индия, Юго-Восточная Азия, для ЮАР — соседние Зимбабве, Мозамбик, Свазиленд, Лесото и Ботсвана. Ситуация усугубляется тем, что все страны БРИКС имеют многокилометровые границы с мигрантоотдающими странами, большая их часть плохо охраняется. Также положение усугубляется тем, что различные сектора экономики становятся исключительно мигрантскими: сельское хозяйство, небольшие производства, торговля, строительство и коммунальное хозяйство в Бразилии и России, торговля, мелкое производство, сельское хозяйство в Китае и Индии, угольные шахты и фермы в ЮАР. Везде мигранты соглашаются на плохие условия труда и низкую заработную плату из-за своего уязвимого положения26. Везде это связано с расцветом коррупции и теневого сектора экономики.

Преступность и национализм

Нелегальная миграция во многих случаях провоцирует преступность, а в ответ всплески национализма. Например, в Индии женщин и девочек-мигранток часто продают в сексуальное рабство. 1% иностранных проституток в Индии и 2,7% проституток в Калькутте — мигрантки из Бангладеш [UN, 1997]. В отдельных регионах стремление нелегально проникнуть на заработки в более развитые и богатые страны порождает незаконный бизнес по переправке мигрантов: из латиноамериканских стран в Бразилию, из Бангладеш — в Индию, из ЮВА — в Китай. Разумеется, для этого развиваются коррупционные связи с органами власти и полиции. В Китае, по сообщениям СМИ, также растет число преступлений, совершенных мигрантами, что вынуждает Пекин ужесточать миграционное законодательство27. В России преступность среди мигрантов хоть и низка, каждый подобный случай активно раздувается в СМИ, что приводит к росту антимигрантских настроений и националистических требований. По данным исследований, проводившихся в России, до 80% опрошенных считают мигрантов источником повышенной криминальной опасности [Долгова, 2007, с. 824—825]. Также антимигрантские выступления проходят в ЮАР и Индии. Например, в 2008 г. в ЮАР произошла серия нападений на мигрантов, из-за чего погибло 62 человека. В 2012 г. в индийском штате Ассам произошел конфликт между местным населением и мигрантами из мусульманского Бангладеш, жертвами которого стали 50 человек.

Взаимные миграционные проблемы

Несмотря на то, что страны БРИКС привлекательны для мигрантов из более бедных стран, они же являются мигрантоотдающими в отношении стран — членов этого объединения. Так, приблизительно 2—3 млн китайцев ежегодно иммигрируют в Россию. Часть из них является нелегальными мигрантами. В Китае численность нелегальных мигрантов из Индии достигает 20 млн человек.

Таким образом, миграционные проблемы также являются общими для стран БРИКС. У них общие причины возникновения, существования и развития, практически общие сопутствующие проблемы недовольства среди коренного населения. Ре-

26 Shaping Brazil: The Role of International Migration // Migration Policy Institute. 2005. 1 June.

27 Кезик И., Самохоткин А., Шекоян И. В Китае — волна ненависти к мигрантам // Московские новости. № 309 (309). 2012. 29 июня.

шение миграционных проблем представляется одной из наиболее важных задач, так как ни одна страна БРИКС не сумела выработать эффективный механизм регуляции миграции, ее качественного и правового использования.

Таблица 6. Общие миграционные угрозы

Миграционные угрозы Преступность и национализм

Бразилия + +

Россия + +

Индия + +

Китай + +

ЮАР + +

Анализ основных угроз международной безопасности подводит к выводу, что наиболее актуальными для всех стран БРИКС являются угрозы незаконного оборота наркотиков, нелегальной миграции и киберугрозы. Остальные угрозы безопасности актуальны не для всех стран и в рамках БРИКС могут носить выборочный, ограниченный или эпизодический характер.

На саммите БРИКС в Форталезе стороны выразили озабоченность проблемами терроризма, преступности, незаконного оборота наркотиков, кибератак, морского пиратства, региональными конфликтами и предложили некоторые механизмы их решения. Однако такое распыление усилий может стать угрозой эффективности БРИКС, рискуя сохранить ее только как форум по обсуждению проблем, а не организацию по их решению.

Необходимо уделять первоочередное внимание действительно общим проблемам. Пока же, за пять лет проведения саммитов группы, не было уделено никакого внимания действительно общей проблеме — нелегальной миграции. Активизация сотрудничества стран БРИКС в решении трех перечисленных общих угроз, создание и реализация конкретных совместных проектов в данных областях будут способствовать как их разрешению, так и росту эффективности БРИКС, а вместе с выработкой общих позиций по вопросам международной безопасности в различных организациях и клубах будут способствовать повышению роли БРИКС в мире.

Литература

Богданов В. (2013) «Северный путь» России // Российская газета. 26 июня.

Волобуев А. (2012) Морские пираты XXI века становятся богаче и опаснее // РБК. 24 октября. Долгова А.И. (ред.) (2007) Криминология: учебник для вузов. М.: Норма. С. 824—825.

Кезик И., Самохоткин А., Шекоян И. (2012) В Китае — волна ненависти к мигрантам // Московские новости. № 309 (309). 29 июня.

Сатановский Е. (2013) Неприручаемая змея терроризма // Аргументы недели. № 26 (368). 11 июля.

Суханов С. (2011) Геополитические аспекты Сомалийского пиратства // Зарубежное военное обозрение. № 3 (768). С. 24.

ФСКН (2012) Дайджест от 29 февраля. Режим доступа: http://fskn.gov.ru/includes/periodics/ smi/2012/0229/06r7r7527/print.shtml (дата обращения: 26.10.2014).

ЮНОДК (2011) Глобальная торговля афганскими опиатами. Оценка рисков: доклад.

McGann J.G. (2012) Global Go To Think Tank Index Report. Режим доступа: http://repository.upenn.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=think_tanks (дата обращения: 05.11.2014).

Bradley Th. (2012) Brazil now consumes 18% of the world’s cocaine // Quartz. 23 September.

Carroll R. (2010) Brazil denied existence of Islamist militants, WikiLeaks cables show // The Guardian. 5 December.

CIA (2013) World Factbook 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/download/ download-2013/index.html (дата обращения: 10.11.2014).

Coelho J.T. (2013) Chasing the “Brazilian dream,” migrants strain the country‘s immigration laws // The Christian Science Monitor. 20 August.

Jordan P. (2013) Drug abuse is damaging South Africa's youth // FA News. 25 June.

Mackay N. (2004) After Egypt, Where will al-Qaeda Strike next? The Deadly Tentacles // Sunday Herald. 10 October.

Potter Ph. (2013) Terrorism in China: Growing Threats with Global Implications // Strategic Studies Quarterly. Vol. 7. No. 4. Winter. P. 70-92.

Sara S. (2013) Drug use in South Africa has increased by 600 per cent in the last decade // The World Today. ABC. 19 June.

Sieff M. (2013) Uighur terrorists sentenced to death in China // Asia-Pacific Defense Forum. 16 September.

Soami Mabiala S.-J. (2013) Unemployment and immigration in South Africa // Consultancy Africa Intelligence. 16 May.

Terrorism and bombings in China. Режим доступа: http://factsanddetails.com/china/cat8/sub50/item295. html (дата обращения 26.10.2014).

United Nation (1997) Third and fourth periodic reports of States parties. Committee on the elimination of discrimination against women. 1 April. Режим доступа: http://www.un.org/esa/gopher-data/ga/cedaw/17/ country/Bangladesh/C-BGD3-4.EN (дата обращения: 26.10.2014).

UNODC (2013) World Drug Report. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/secured/wdr/wdr2013/ World_Drug_Report_2013.pdf (дата обращения: 05.00.2014).

Yao K. (2013) China’s migrant worker pay growth nearly halved in 2012 // Reuters. 27 May.

BRICS: General and Particular Threats to International Security

M. Starchak

Maxim Starchak — Assistant to the Editor-in-Chief of the “Security Index” journal at PIR Center; Russian Federation, 119019, Moscow, P.O.Box 147; E-mail: editor@pircenter.org

Abstract

Within the context of the BRICS, Russia pursues the objectives of coordinated positions on international security and agreements on common or close approaches to combatting international terrorism and drug trafficking, improving international information security, and fighting piracy and illegal migration. This article identifies threats to international security that are relevant to all members of the BRICS and examines each member’s positions. It discusses the terrorist threat to each BRICS member, the common objectives of terrorist groups and the danger of high terrorist activity in each member’s particular region. It analyzes the risk to illicit drug-producing countries and the transit of those drugs through the BRICS countries, as well as production, consumption and seizures. It examines the relevance of cyber threats for BRICS members and malicious activity emanating from those countries themselves. It also examines the relevance of maritime piracy for the BRICS and the effectiveness of Drupal modules. It discusses common threats of illegal migration to BRICS members, the spread of nationalism in connection with migratory flows and the problem of migration flows among the BRICS countries themselves. In addition, it considers the positions of BRICS members in the framework of other international organizations such as the United Nations Security Council and the United Nations General Assembly as well as problematic treaties, such as the Comprehensive Test Ban Treaty, the Fissile Material Cut-off Treaty and the Non-Proliferation Treaty.

Key words: BRICS, international security, cyberthreats, sea piracy, illegal migration, terrorism, drug trafficking

References

Bogdanov V. (2013) “Severnyi put” Rossii [North Russia’s way] // Rossiiskaya gazeta. 26 June.

Bradley Th. (2012) Brazil now consumes 18% of the world’s cocaine. Quartz. 23 September.

Carroll R. (2010) Brazil denied existence of Islamist militants, WikiLeaks cables show. The Guardian. 5 December.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CIA (2013) World Factbook. Available at: https://www.cia.gov/library/publications/download/download-2013/ index.html (accessed 05 November 2014)

CIA World Factbook 2013.

Coelho J.T. (2013) Chasing the “Brazilian dream,” migrants strain the country‘s immigration laws. The Christian Science Monitor. 20 August.

Dolgova A.I. (ed.) (2007) Kriminologiya. Uchebnik dlya vuzov [Criminology. Textbook for high schools]. Moscow: Norma. P. 824-825.

FSKN (2012) Daidzhest FSKN [Digest Federal Drug Control Service of Russia] 29 February. Available at: http:// fskn.gov.ru/includes/periodics/smi/2012/0229/061717527/print.shtmt (accessed 05 November 2014)

Jordan P. (2013) Drug abuse is damaging South Africa’s youth. FA News. 25 June.

Kezik I., Samohotkin A., Shekojan I. (2012) V Kitae - volna nenavisti k migrantam [In China - a wave of hatred for migrants] // Moskovskie novosti, no 309 (309). 29 June.

Mackay N. (2004) After Egypt, Where will al-Qaeda Strike next? The Deadly Tentacles. Sunday Herald. 10 October.

McGann J.G. (2012) Global Go To Think Tank Index Report. Available at: http://repository.upenn.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1006&context=think_tanks (accessed 05 November 2014).

Potter Ph. (2013) Terrorism in China: Growing Threats with Global Implications. Strategic Studies Quarterly, vol. 7, no 4. Winter. P. 70-92.

Sara S. (2013) Drug use in South Africa has increased by 600 per cent in the last decade. The World Today. 19 June.

Satanovsky E. (2013) Nepriruchaemaya zmeya terrorizma [Indomitable snake of terrorism] . Argumenty nedeli, no 26 (368). 11 July.

Sieff M. (2013) Uighur terrorists sentenced to death in China. Asia-Pacific Defense Forum. 16 September.

Soami Mabiala S.-J. (2013) Unemployment and immigration in South Africa. Consultancy Africa Intelligence. 16 May.

Sukhanov S. (2011) Geopoliticheskie aspekty Somaliiskogo piratstva [Geopolitical aspects of Somali piracy] Zarubezhnoe voennoe obozrenie, no 3 (768). P. 24.

Terrorism and bombings in China. Режим доступа: http://factsanddetails.com/china/cat8/sub50/item295. html (дата обращения 26.10.2014).United Nation (1997) Third and fourth periodic reports of States parties. Committee on the elimination of discrimination against women. 1 April. Available at: http://www.un.org/esa/ gopher-data/ga/cedaw/17/country/Bangladesh/C-BGD3-4.EN (accessed 26 October 2014).

UNODC (2013) World Drug Report. Available at: http://www.unodc.org/unodc/secured/wdr/wdr2013/World_ Drug_Report_2013.pdf (accessed 05 November 2014).

Volobuev A. (2012) Morskie piraty XXI veka stanovyatsya bogache i opasnee [Sea Pirates of XXI century are becoming richer and more dangerous] . RBK. 24 October.

Yao K. (2013) China’s migrant worker pay growth nearly halved in 2012. Reuters. 27 May.

YuNODK (2011) Global’naya torgovlya afganskimi opiatami. Otsenka riskov. Doklad [ Global trade in Afghan opiates. Risk assessment.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.