Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА США В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: ИНТЕРЕСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОЛИТИКА США В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: ИНТЕРЕСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5943
772
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
региональное сотрудничество / торговля / неравенство / незаконная миграция / наркотики / США / Латинская Америка. / regional cooperation / trade / inequality / illegal migration / drugs / USA / Latin America.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов О.А.

В статье анализируется политика США в отношении стран Латинской Америки, которые всегда имела большого значения для Соединенных Штатов. Регион является крупнейшим торговым партером, а также крупнейшими поставщиками запрещенных наркотиков, источником легальной и нелегальной миграции. Все это усиливает глубокие связи США с регионом стратегические, экономические и культурные, но также и вызывает глубокие опасения и необходимость адаптировать свою экономическую и внешнеполитическую стратегию. В результате анализа социально-экономического и политического взаимодействия между США и государствами Латинской и Центральной Америки рассматривается стратегия Соединенные Штаты с целью повлиять на позитивное развитие стран региона, что может ознаменовать начало новой эры в отношениях между США и Латинской Америкой. Автор подчеркивает важность острых социальных проблем этого региона для предыдущих и нынешней администрации Джо Байдена, которая предпринимает новые шаги, и ищет стимулы для их решения, исходя из интересов Соединенных Штатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US POLICY IN LATIN AMERICA: INTERESTS, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The article analyzes the US policy towards Latin American countries, which have always been of great importance for the United States. The region is the largest trading partner, as well as the largest suppliers of illicit drugs, a source of legal and illegal migration. All of this reinforces the United States' deep ties to the region strategic, economic, and cultural, but also raises sharp concerns and the need to adapt its own economic and political strategy. As a result of the analysis of the socio-economic and political interaction between the United States and Latin and Central American countries, the strategy of the United States aims to influence the positive development of the countries of this region, which could herald the beginning of a new era in relations between the United States and Latin America. The author emphasizes the importance of acute social challenges in this region for the previous and current US administration of Joe Biden, which is taking new steps and looking for incentives to solve problems, from the point of United States national interests.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА США В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: ИНТЕРЕСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

POLITICAL SCIENCES

ПОЛИТИКА США В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: ИНТЕРЕСЫ, ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Хлопов О.А.

кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований факультета зарубежного регионоведения, политологии

и внешней политики

Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ),

Москва

US POLICY IN LATIN AMERICA: INTERESTS, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Khlopov O.

PhD in Political Science Associate Professor, Department of American Studies Faculty of Foreign Regional Studies, Political Sciene

and Foreign Policy

Russian State University for Humanities (RSUH), Moscow

Аннотация

В статье анализируется политика США в отношении стран Латинской Америки, которые всегда имела большого значения для Соединенных Штатов. Регион является крупнейшим торговым партером, а также крупнейшими поставщиками запрещенных наркотиков, источником легальной и нелегальной миграции. Все это усиливает глубокие связи США с регионом - стратегические, экономические и культурные, но также и вызывает глубокие опасения и необходимость адаптировать свою экономическую и внешнеполитическую стратегию. В результате анализа социально-экономического и политического взаимодействия между США и государствами Латинской и Центральной Америки рассматривается стратегия Соединенные Штаты с целью повлиять на позитивное развитие стран региона, что может ознаменовать начало новой эры в отношениях между США и Латинской Америкой. Автор подчеркивает важность острых социальных проблем этого региона для предыдущих и нынешней администрации Джо Байдена, которая предпринимает новые шаги, и ищет стимулы для их решения, исходя из интересов Соединенных Штатов.

Abstract

The article analyzes the US policy towards Latin American countries, which have always been of great importance for the United States. The region is the largest trading partner, as well as the largest suppliers of illicit drugs, a source of legal and illegal migration. All of this reinforces the United States' deep ties to the region -strategic, economic, and cultural, but also raises sharp concerns and the need to adapt its own economic and political strategy. As a result of the analysis of the socio-economic and political interaction between the United States and Latin and Central American countries, the strategy of the United States aims to influence the positive development of the countries of this region, which could herald the beginning of a new era in relations between the United States and Latin America. The author emphasizes the importance of acute social challenges in this region for the previous and current US administration of Joe Biden, which is taking new steps and looking for incentives to solve problems, from the point of United States national interests.

Ключевые слова: региональное сотрудничество, торговля, неравенство, незаконная миграция, наркотики, США, Латинская Америка.

Keywords: regional cooperation, trade, inequality, illegal migration, drugs, USA, Latin America.

Соединенные Штаты поддерживают прочные связи с соседними странами Латинской Америки и Карибского бассейна на основе географической близости и различных интересов США, включая экономические, политические проблемы и соображения безопасности. Соединенные Штаты являются крупным торговым партнером и источником иностранных инвестиций для многих из 33 стран региона, с соглашениями о свободной торговле, укрепляющими экономические связи с 11 странами. Этот регион является крупным источником

иммиграции в США, как лекальной, так и нелегальной. К основным факторам, способствующим миграции, относятся близость, а также экономические условия и условия безопасности. Ограничение потока незаконных наркотиков было давним компонентом отношений с регионом, что предполагало тесное сотрудничество с Мексикой, Колумбией, Центральной Америкой и Карибским бассейном. Администрация США давно поддерживает демократию и права человека в регионе, уделяя в настоящее время внимание Кубе, Никарагуа и Венесуэле,

а также проблемам коррупции и прав человека в других странах.

Ограничение потока незаконных наркотиков из Латинской Америки на протяжении десятилетий было и остается главной проблемой в отношениях США со странами региона. Поток наркотиков из Мексики и Колумбии, представляет опасность для здоровья и безопасности населения США. Соединенные Штаты профинансировали ряд программ для борьбы с незаконным оборотом наркотиков -инициативы Мериды (2007 г.) для поддержки Мексики; инициативы региональной безопасности Центральной Америки (2008 г.) и инициатива безопасности Карибского бассейна (2009 г.) [1].

Важным направлением политики США в отношении латиноамериканских стран стала поддержка укрепления демократического управления, включая инициативы по формированию гражданского общества и прав человека. Хотя многие страны региона добились успехов в демократическом развитии, некоторые из них сталкиваются со значительными проблемами [2]. Власти США и правозащитные группы выражают озабоченность по поводу отступления от демократии в Венесуэле, Кубы и Никарагуа некоторых других стран. Многие страны ЛАК испытали в 2019 г. социальные волнения, вызванные такими факторами, как политизированная судебная система, коррупционные скандалы и высокий уровень преступности и насилия, а также снижение или стагнация темпов роста и высокий уровень неравенства доходов и бедности.

В то же время эпоха Соединенных Штатов, когда они оказывали доминирующее влияние в Латинской Америке, закончилась. Страны региона не только окрепли, но и расширили свои связи с другими государствами, включая Китай и Индию, Россию ЕС. Внимание США в последние годы сосредоточено на других регионах, особенно в связи с вызовами на Ближнем Востоке и в АТР.

В результате южноамериканский регион формирует свое будущее гораздо больше, чем свое прошлое. В то же время страны Латинской и Центральной Америки добились значительного прогресса, но также сталкиваются с текущими проблемами. Расширились демократические формы правления, экономика приняла рыночные формы с открытой торговлей, население стало более мобильным. Но многие страны по-прежнему сталкиваются с проблемой бедности и обеспечения общественной безопасности.

Совет по международным отношениям США в своем докладе подвел итоги этих изменений и оценил их последствия для политика США в отношении Латинской Америки. Экспертная группа пришла к выводу, что давняя ориентация на торговлю, демократию и борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей хотя и актуальна, но остается неадекватной, с не реализованными до конца целями. Эксперты рекомендовали пересмотреть политику вокруг четырех критических областей - бедности и неравенства, общественной безопасности, миграции и энергетической безопасности [3].

Эти четыре приоритета напрямую связаны с интересами США, поскольку их реализация будет иметь последствия для региональной стабильности, демократической консолидации, экономического роста и развития, а также усилий по борьбе с наркотиками. Эти четыре приоритета также представляют собой важные возможности для диалога по вопросам, представляющим взаимный интерес стран Латинской Америки и Соединенных Штатов.

На протяжении многих десятилетий доктрина Монро являлась главным принципом политики США в отношении Латинской Америки, утверждала первенство США в регионе. За последние два десятилетия эти принципы становятся все более устаревшими. Политика США больше не может основываться на предположении, что Соединенные Штаты являются самым важным внешним игроком в Латинской Америке, и эпоха гегемонии США в Латинской Америке закончилась. Во многом этот сдвиг отражает позитивные изменения в самой Латинской Америке. Регион претерпел историческую трансформацию, когда военно-авторитарное правление уступило место демократическим режимам почти в каждом государстве. Латинская Америка сегодня является одним из наиболее открытых рыночных регионов в мире и важнейшим мировым поставщиком энергии, минералов и продуктов питания.

Но это не означает, что страны Латинская Америка полностью преодолели свои политические кризисы или сделали достаточно для того, чтобы уменьшить бедность, повысить конкурентоспособность и человеческий капитал или исправить неравенство. Непонимание правящей элитой США того, как латиноамериканцы определяют свои собственные вызовы, привело к возникновению новой политической напряженности между Соединенными Штатами странами Латинской и Центральной Америки. Все эти факторы приводят политиков США к поиску ответа на вопрос, как Соединенные Штаты могут повлиять на позитивное развитие Латинской Америки, отстаивая собственные интересы во взаимодействии с Латинской Америкой, что может ознаменовать начало новой эры в отношениях между США и Латинской Америкой.

Отсутствие новой стратегии вызывает беспокойство, учитывая близость региона к Соединенные Штаты и историческую взаимосвязь американской и латиноамериканской экономики и общества.

В последние годы торговля США со странами Латинской Америки выросла. Торговля товарами и услугами США со странами западного полушария в 2019 г. составила примерно $1,9 трлн., экспорт -$937 млрд. импорт - 948 млрд., дефицит торговли товарами и услугами - $11 млрд., товарооборот-$1,5 трлн. [4].

Латиноамериканское население увеличилось в четыре раза за последние четыре десятилетия, оно также становится более разнообразным. Более 62 миллионов американцев или 19% от общей численности населения США в ходе переписи населения 2020г. указало себя как латиноамериканцы [5]. При

этом с 1980 г. испаноязычное население увеличилось на 47 миллионов и они составляют растущую долю электората, что позволяет избирателям-латиноамериканцам все больше влиять на политическую повестку дня. Латиноамериканцы сейчас являются крупнейшим меньшинством в США, и их влияние на американскую популярную культуру от еды до развлечений и литературы больше, чем когда-либо [6].

Несмотря на высокую степень интеграции латиноамериканских обществ США в настоящее время являются одним из нескольких конкурирующих акторов, способных влиять на регион. Латиноамериканские государства, особенно крупные, не считают, что их интересы определяются в первую очередь дипломатическими, торговыми связями или связями в сфере безопасности только с Соединенными Штатами. Бразилия стала активным участникам в таких группах, как Диалог Юг-Юг с Южной Африкой и Индия и в Группе G20, в то время как такие страны, как Чили и Мексика заключили торговые и инвестиционные соглашения с ЕС и рядом азиатских стран, включая КНР. Очевидно, что страны Латинской Центральной Америки взяли курс на экономическую и политическую диверсификацию.

В конце 1980-х гг. по завершению "холодной войны Вашингтон в Латинской Америке сместил акцент со сдерживания коммунизма и борьбы с левыми движениями на реализацию трех приоритетов: формирование либеральной экономики и открытие рынков, укрепление демократии и пресечение потока незаконных наркотиков. Эти приоритеты оставались на удивление последовательными и в основном пользовались поддержкой обеих партий на протяжении последних двух десятилетий. Внимание к экономической открытости сначала было сосредоточено на таких соглашениях как «Инициатива Карибского бассейна» (1983), «Закон о торговых преференциях Анд» (1991) и «Североамериканское соглашение о свободной торговле» (НАФТА, 1993); переговоры о зоне свободной торговли Америки, начатые в 1994 г., продолжаются.

Усилия США по укреплению демократии в Латинской Америке начались при президентстве Джорджа Буша с принятием Резолюции 1080 в Организации американских государств, которая укрепила многостороннюю поддержку демократии в регионе. Риторика и продвижение демократии продолжались и при президенте Билле Клинтоне, когда политика США была направлена на содействие широкому политическому участию и развитию гражданского общества. В 1994 г. администрация Б.Клинтона направила под эгидой ООН 20 тысяч американских военнослужащих для восстановления демократически избранного президента Гаити Жан-Бертрана Аристиде. На протяжении десятилетия США также активно участвовали в дипломатических усилиях по предотвращению прямых угроз демократии в Гватемале (1993), Парагвае (1996) и Эквадоре (2000).

«Война с наркотиками» активизировалась при президенте Рональде Рейгане, кульминацией которого стало создание в Белом доме Управления национальной политики контроля над наркотиками в 1988 г. и продолжала получать значительные финансирование при президентах Дж.Буше и Б.Клинтоне. Американские войска США вторглись в Панаму, чтобы захватить главу государства Мануэля Норьеги за участие в незаконном обороте наркотиков, поддержали охоту колумбийского правительства за Пабло Эскобаром и его борьбу с другими наркокартелями, и усилили сотрудничество с иностранными государствами по борьбе с наркотиками.

Президент Клинтон ввел в действие план «Колумбия», предоставив в 2000 г. помощь в размере $1,3 млрд. с целью не только искоренить производство кокаина, но и поддержать усилия колумбийского правительства по подавлению подпитываемого наркотиками повстанческого движения. С начала своего избрания в 2000 г., президент Джордж Буш пообещал сделать Латинскую Америку приоритетом внешней политики. Он объявил о нескольких крупных новых инициативах, в первую очередь о радикальной иммиграционной реформе, которая будет в центре отношений США и Мексики. Однако после террористических атак 11 сентября 2001 г. внимание Америки было отвлечено на борьбу с терроризмом, что вызвало обвинение в том, что администрация Буша игнорирует потребности Латинской Америки.

Три столпа политики США в отношении региона остались, но инициативы США дали неоднозначные результаты. Конгресс ратифицировал торговые соглашения с Чили в 2004 г., с Доминиканской Республикой, Перу и Центральной Америкой в 2007, но надежды на создание зоны свободной торговли в рамках полушария ослабли, а соглашения с Колумбией и Панамой остались прежними. Усилия по пресечению и искоренению наркотиков продолжаются, при этом в «План Колумбия» было инвестировано $4 млрд., но потоки наркотиков остаются и сокращаются, а насилие над наркотиками продолжается.

Ситуация в Мексике резко обострилась, побудив предложение в октябре 2007 г. о пакете помощи в размере $1,4 млрд. правительству Мексики. Участие США в Межамериканской демократической хартии в 2001 г. способствовало дальнейшей многосторонней поддержке демократии, но год спустя Соединенные Штаты были единственными в этом полушарии, которые одобрили военный переворот против демократически избранного президента Венесуэлы Уго Чавеса. Это обстоятельство обострило напряженность между Соединенными Штатами и Венесуэлой, наряду с публичными заявлениями послов США в Боливии и Никарагуа, которые были восприняты как попытка вмешательства в демократический процесс, что, в общем, подорвало доверие к усилиям США по продвижению демократии.

Ограниченный успех многих внешнеполитических инициатив США угрожает интересам США: производство нелегальных наркотиков продолжит

процветать, в то время как преступность обострилась на большей части региона. Количество убийств увеличилось вдвое с 1980-х гг., а уровень насильственных преступлений сейчас в шесть раз выше в Латинской Америке, чем в остальном мире [7]. Кажущаяся неспособность либерально-демократических правительств в Латинской Америке в обеспечении безопасности, справедливого процветания угрожают подорвать общественную веру в представительную демократию, поощряющая популизм, рост политиков, обещающих радикальные политические и экономические перемены.

Большая часть беспокойства была вызвана президентом Венесуэлы Чавесом. С момента своего избрания в 1998 г. он использовал прибыль от нефти для финансирования громких общественных проектов и программ социального обеспечения, в то же время, управляя своими декретами и систематически искореняя ограничения своей власти. В региональном контексте он начал кампанию по отчуждению Латинской Америки от Соединенных Штатов и продвигал внешнюю политику, которая могла бы дестабилизировать регион. Он, например, настаивал на признании «Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia» (FARC) как политической, а не террористической организации.

Таким образом, создавшееся напряжения в отношениях между США и Латинской Америкой, хотя и реальные, являются не столько результатом предполагаемых провалов политики США, сколько продуктом более глубоких изменения: хотя основные принципы не изменились - открытие экономики, укрепление демократии и борьба с производством и незаконным оборотом наркотиков остается важными приоритетами.

Но продолжение построения стратегии США только на этих принципах отражает ошибочное представление о том, чего реально может достичь политика США, и непонимание того, где Вашингтон может значимо укрепить свои позиции со странами ЛА. Усилия по обеспечению достижение этих целей и защите интересов США в Западном полушарии требует новой, основанной на реальности оценки сложных и динамичных изменений, происходящих в Латинской Америке как в отношениях между США и Латинской Америкой, а также путей их достижения, которые могут повлиять на улучшение экономической ситуации в этих странах.

Несмотря на повсеместную либерализацию латиноамериканских рынков и инициирование целевых программ помощи развитию, почти 200 млн. латиноамериканцев - 37 % населения региона по-прежнему живут в бедности, и этот регион остается одним из самых неравноправных в мире. Возникающие в результате социально-экономические барьеры порождают политическую поляризацию и социальную нестабильность, обнажая уязвимость и без того слабых государственных институтов, разжигая насилие и препятствуя экономическому росту. Бедность и неравенство также подорвали поддержку демократии, поскольку традиционное внимание США к свободным и справедливым выборам, в усилиях по продвижению демократии

оказалось недостаточным для решения фундаментальных проблем экономической и физической безопасности. Граждане Латинской Америки справедливо ожидают, что демократия обеспечит большее равенство, социальную справедливость и процветание, а не просто формальное представительство.

Спустя много лет, потратив миллиарды долларов, политика США была относительно неэффективной в сокращение предложения или спроса на наркотики, в то время как общественная незащищенность в Латинской Америке резко возросла. Преступность и насилие в настоящее время считаются двумя наиболее серьезными угрозами в большей части региона.

Почти 18 миллионов латиноамериканских мигрантов, легальных и нелегальных, сейчас живут в Соединенных Штатах. Темпы миграции зависят, в основном, из-за отсутствия экономических возможностей дома, и этот процесс ускорился за последние двадцать лет, несмотря на иммиграционную политику США, чтобы помешать этому. Значительный процент населения Мексика и многие страны Центральной Америки и Карибского бассейна проживает и работает США, а транснациональные связи, образованные отдельными людьми и сообществами представляют собой де-факто интеграцию США и Латинской Америки.

По сравнению с десятилетием 1980-х гг. и низкими темпами роста 1990-х гг. экономические показатели Латинской Америки в первые годы XXI века были высокими [8].

В 2007 г. ВВП в регионе, в целом, вырос на 5,6 %, демонстрируя рост более чем на 4 % , что является самым сильным экономическим показателем с 1970-х гг. Панама, Аргентина и Венесуэла лидировали с ростом валового внутреннего продукта (ВВП) на 11,2%, 8,7% и 8,4%а, соответственно, в то время как несколько других стран - Колумбия, Доминиканская Республика, Перу и Уругвай - выросли на 7% и более. Даже Куба, по оценкам США, выросла на 8% из-за высоких цен на никель и кобальт, а также туризма.

Другие экономические показатели также были положительными. В 2007 г. региональная инфляция составила 5,4 %, что является значительным достижением с учетом история гиперинфляции в регионе. В Перу и Бразилии, например, инфляция снизилась с более чем 3000 % в конце 1980-х гг.и в начале 1990-х гг. до 1,8 % и 3,6 % в 2007 г., соответственно.

Рациональное налогово-бюджетное управление во многих странах оставило почти каждое правительство с сильным фискальным положением, в то время как в Латинской Америке в целом профицит счета текущих операций составляет почти 4 % ВВП. Отношение внешнего долга к ВВП также значительно упало в результате роста и эффективного управления экономикой до среднего регионального показателя в 22 % ВВП в 2006 г. Уровень бедности в регионе снизился с 48% в 1990-х гг. до 37 %, и сегодня же количество людей, живущих в бедности из-за роста населения, практически не изменилось.

Тем не менее региональная экономическая картина, хотя и лучше, чем последние два десятилетия оставляет желать лучшего, особенно когда по сравнению с другими частями развивающегося мира. В то время как Латинская Америка росла в среднем на 2,1% в период с 1995 по 2005 гг. его опередили страны Африки к югу от Сахары 3,8%, Южная Азия 5,8%, и Восточной Азии и Тихого океана 7% [9].

В «Докладе о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума только Чили входит в топ-30 из 131 страны, а Боливия, Эквадор, Никарагуа и Парагвай занимают последнее место. Китай и Индия занимают 34 и 48 места, значительно опережая Мексику (52%), Бразилию (72%) и Аргентину (85%) [10].

Но больше всего заметен медленный прогресс Латинской Америки в сокращении бедности и неравенства. Региональный уровень бедности в 37 % ненамного ниже, чем в 1980 г., но в то же время количество бедных в Латинской Америке фактически увеличилось с 136 миллионов в 1980 г. до почти 200 миллионов сегодня. Эти цифры, конечно, скрывают большие субрегиональные различия: Чили и Уругвай сократил бедность до уровня ниже 20%, в то время как уровень бедности в Гондурасе и Никарагуа составляет около 70%. В 1990 г. 28 % населения Латинской Америки и Карибского бассейна проживало менее чем на два доллара в день, к 2005 г. этот показатель все еще составлял 22 %.

Восточная Азия, напротив, сократила процент своего населения, которое живет менее чем на два доллара в день до 29%, по сравнению с 67 % в 1990 г. Между тем неравенство в Латинской Америке остается острой проблемой. В то время как были незначительные улучшения в коэффициенте Джини. (шкалой от нуля до единицы, где ноль представляет собой идеальное равенство доходов, т.е. у всех одинаковый доход, а один - идеальное неравенство доходов, когда один человек имеет весь доход страны). В некоторых стран, цифра для Латинской Америки в целом по-прежнему 0,52, по сравнению до 0,46 для стран Африки к югу от Сахары, 0,41 для США, 0,40 для Восточной Азии и от 0,25 до 0,35 для европейских стран. В Бразилии, крупнейшей стране Латинской Америки, коэффициент Джини равен 0,60. На долю беднейшего 40% населения приходится чуть более 8% национального дохода, в то время как на самые богатые 20% приходится почти 70%. По всему региону эти цифры указывают на более глубокие структурные различия, такие как неравное распределение земли и дискриминация.

Такое крайнее и стойкое неравенство имеет множество отрицательных последствий для Латинской Америки и Соединенных Штатов, которые, если их не решить, угрожают подорвать латиноамериканские правительства и интересы США в развитии более широкой экономической и политической стабильности в регионе. Неравенство доходов тесно связано с неравным доступом к здравоохранению, образованию и кредитам и, таким образом,

как показали данные Всемирного банка и Межамериканского банка развития, снижает производительность труда, социальную мобильность и общий рост.

В то время как латиноамериканский регион добился определенного прогресса в области здравоохранения (младенческая смертность снизилась наполовину, а ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на шесть лет, до 75 с 1980 года) [11], успехи во многих случаях были сосредоточены среди лучшей части населения.

В Боливии, например, 98% людей в квинтиле с самым высоким доходом имеют доступ к услугам здравоохранения, в то время как только 20% людей в квинтиле с самым низким доходом имеют доступ к ним. Возобновляются ранее контролируемые инфекционные заболевания, такие как желтая лихорадка, денге, коклюш, корь и даже вирус мачупо. По оценкам Центра по контролю и профилактике заболеваний, около 13 миллионов человек в регионе инфицированы болезнью, распространяемой насекомыми, часто со смертельным исходом.

Порочный круг бедности и экономического неравенства мешает большинству стран Латинской Америки, подрывая их способность успешно конкурировать, эффективно финансировать и предоставлять правительственные услуги, включая общественную безопасность, во все более глобализирующемся мире. Уровни бедности могут увеличить рост на 1%, в то время как повышение уровня бедности на 10 % может снизить темпы роста на 1% и сократить инвестиции до 8 % ВВП [12].

Последствия этнического и расового неравенства еще сильнее: одно исследование показало, что экономика Боливии, Бразилии и Гватемалы потенциально вырастет на 37%, 13% и 14% соответственно, если прекратится долгосрочное социальное отчуждение групп африканского происхождения и коренных народов [13].

Бедность и неравенство также имеют потенциально проблемные последствия для демократического развития. При большем демократическом представительстве и регулярных выборов в Латинской Америке, они стали политическими вопросами. Действительно, «левый поворот» в 2005-2007 гг. как результата выборов в Латинской Америке отразил экономические реалии и опасения среднего избирателя.

Растущее неравенство в оплате труда, рост безработицы среди молодежи, слабое соблюдение мер защиты труда и постоянная бедность оставили некоторых граждан разочарованными в демократии. Опрос, проведенный <^айшЬаш'те&о», латиноамериканской социологической компании, среди 19 000 человек в 18 странах Латинской Америки, показывает, что в период с 1997 г. и 2007 гг. доля тех, кто считал, что «демократия предпочтительнее любому другому политическому режиму» правительства упала с 63% до 54% в целом.

Результаты исследования показали, что поддержка демократия была выше в странах с высокими экономическими показателями и ниже в стра-

нах с более слабыми экономическими показателями. Венесуэльцы были одними из наиболее удовлетворенных граждан своей демократией в основном потому, что считали, что правительство «удовлетворяет их потребности». В отличие от них, сальвадорцы имели одно из самых низких мнений о своей нынешней и будущей экономической ситуации и, соответственно, отметили как низкую удовлетворенность демократией, так и низкое одобрение их правительства.

Следовательно, несмотря на недавние положительные тенденции, Латинская Америка по-прежнему отстает от других регионов мира в своих усилиях по сокращению бедности и неравенства доходов. Эти барьеры представляют собой не только фундаментальные проблемы для граждан Латинской Америки, но и препятствуют экономическому развитию стран региона. В результате бедность и неравенство представляют собой фундаментальные проблемы для достижения целей США в регионе. Дальнейшее продвижение к этим целям потребует от Соединенных Штатов новых экономических и политических стратегий.

Политика США сегодня. На протяжении 1990-х гг. план США в отношении Латинской Америки в основном основывался на расширении торговли и открытие рынков. Совокупный рост, конкретные программы был направлен на борьбу с бедностью. К сожалению, ориентированная на бедность помощь региону, находящаяся в ведении Агентство США по международному развитию (USAID) осталась на уровне $600 млн. в год для всего региона в течение последнего десятилетия, что составляет примерно одну треть от уровня 1980 г. в реальном выражении. Чтобы представить эту сумму в перспективе, следует отметить, что правительства Мексики и Бразилии тратят более $ 2,5 млрд. в год на ведущие социальные программы. Это снижение особенно заметно с учетом увеличения финансирования других инициатив, в первую очередь связанных с борьбой с наркотиками, на которые сейчас ежегодно выделяется около $1,2 млрд., в основном на искоренение и запрещение наркотиков.

«The Millennium Challenge Account» (MCA), план президента Дж.Буша-мл. на увеличение помощи в целях развития не компенсировал эти недостатки. Поскольку гранты MCA нацелены на самые бедные страны, только семь латиноамериканских стран соответствовали требованиям. В результате подписанных соглашений с Никарагуа, Гондурасом, Парагваем и Сальвадором, Гайана, Парагвай и Перу эти страны получили средства в рамках пороговой программы MCA. Но структура MCA оставляет миллионы отчаянно бедных сообществ, особенно в более крупных странах, таких как Бразилия и Мексика, неподходящими [14].

В 2007 г. администрация Буша-мл. выразила новую озабоченность по поводу социально-экономические условия Латинской Америки, частично в ответ на воспринимаемый вызов лидеров, таких как президент Чавес. Это усилило интерес Соединенных Штатов к «социальной справедливости» в

своих заявления при встрече с латиноамериканскими лидерами. Президент Буш-мл. объявил о создании в Панаме центра профессиональной подготовки медицинских работников, который будет обслуживать всю Центральную Америку, а также будет оказывать некоторую кредитную поддержку малому и среднему бизнесу. К сожалению, Соединенные Штаты так и не предоставили крупные новые ресурсы другим латиноамериканским странам, что резко контрастирует с почти $9 млрд., которые Венесуэла пообещала в 2007 г. на финансирование, финансирование энергетики и программы социального обеспечения [15].

Таким образом, проблемы устойчивой бедности и доходов является ключевой проблемой не только для стран Латинской Америки, но и США, которые должны уделять больше внимания неравенству, выходящему за рамки традиционной опоры только на торговлю и демократизацию. Неспособность лучше распознать и решить эти проблемы подрывает более широкие цели политики США в этом регионе.

На международном уровне Латинская Америка кардинально изменилась за последние годы. Во-первых, начиная с середины 2000-х гг. образовалась пропасть между экономическими ориента-циями большей части Южной Америки и Мексики, Центральной Америки и большей части Карибского бассейна. Причиной, по сути, был спрос на китайские товары. Китайский импорт в равной степени наводнил большую часть Латинской Америки, но китайские закупки латиноамериканского экспорта и, соответственно, финансовое обеспечение Китая были крайне неравномерными. Окончание «китайского бума» после 2013 г. означало резкое сокращение спроса на сырьевые товары, но Китай оставался ведущим поставщиком импорта для большей части Латинской Америки.

Во-вторых, за последние годы региональное руководство фрагментировалось, что привело к разрушению региональных институтов. Надежды на то, что Союз южноамериканских наций (УНАСУР), на который когда-то возлагались большие надежды как на новое многомерное региональное сотрудничество без Соединенных Штатов, рухнули в 2018 г. из-за политических разногласий с Венесуэлой. Он не был заменен каким-либо значимым механизмом региональной координации. Среди основных претендентов на региональное лидерство бразильский лидер Болсонару враждебно относится к так называемому «глобализму», в то время как мексиканский лидер Лопес Обрадор уделяет мало внимание внешней политике [16].

При администрации Д.Трампа отношения США со странами Латинской и Центральной Америки придерживались более конфронтационного подхода, особенно в отношении усилий по сдерживанию незаконной миграции из региона С 2018 по 2021 гг. финансовый год запросы на иностранную помощь со стороны администрации странам региона значительно сокращались. Однако Конгресс обычно отклонял эти суммы, предоставив значи-

тельно больше помощи, чем было запрошено. С целью сдерживать рост незаконной миграции из Центральной Америки, администрация использовала различные инструменты, выдвигала угрозы относительно повышения тарифов и налогов на денежные переводы. США также навязали широкие экономические санкции против Венесуэлы и ужесточили санкции против Кубы.

До сих пор администрация Джо Байдена в основном уделяла внимание проблемам иммиграции из Центральной Америки. Президент Байден покончил со многими ограничениями иммиграционной политики, борясь больше с увеличением количества нелегальных мигрантов, желающие попасть в Соединенные Штаты. Бюджетный запрос администрации на 2022 финансовый год для иностранной помощи странам ЛА составляет почти $2,1 млрд., что почти на 16% больше чем на 2021 г.

Еще до пандемии СОУ[Э-19 регион Латинской Америки и Карибского бассейна столкнулся с серьезными политическими и экономическими проблемами. В первую очередь с продолжающиеся политической тупиковой ситуацией и экономическим и гуманитарным кризисом, но также с усиливающимся общественным недовольством состоянием демократии во всем регионе.

Пандемия усугубила проблемы региона и негативно повлияла на его будущие экономические перспективы. Вместо низких экономических темпов роста, как первоначально прогнозировалось до пандемии, регион пережил глубокую рецессию в 2020 г. оставив миллионы людей бедными. Хотя по результатам 2021 г. прогнозируется возобновление экономического роста, восстановление в некоторых странах может быть медленным и может поставить под угрозу экономические и социальные прогресс, достигнутый в регионе за последние два десятилетия. Доступность вакцин стала значительно проблемой для ряда стран и может задержать восстановление экономики. Помимо пандемии и ее экономических последствий, администрация Джо Байдена сталкивается с множеством других политических проблем в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

Поддержка, направленная на помощь региону в реагировании на пандемию коронавирусной болезни (СОУ[Э-19), также стала важным компонентом политики США. В первые месяцы своего правления администрация Джо Байдена в основном уделяла внимание иммиграции и Центральной Америке. Президент Байден предпринял административные меры, пересмотрев некоторые из ограничительных иммиграционных политик предыдущей администрации, одновременно борясь со значительным увеличением числа мигрантов.

Мигранты из Центральной Америки, стремящиеся въехать в Соединенные Штаты. Администрация предложила выделить $4 млрд. в течение четырех лет на реализацию новой стратегии, опубликованной в июле 2021 г., для устранения коренных причин миграции из Центральной Америки. С тех пор администрация начала конкретизировать свой более широкий подход к Латинской Америке

и Карибскому бассейну. США оказывают значительную поддержку, чтобы помочь странам региона отреагировать на пандемию COVID-19, включая, передачу почти 40 миллионов доз вакцины в 26 стран. Гуманитарный кризис в Венесуэле продолжает вызывать крупномасштабные миграционные потоки и администрация Байдена сохраняет санкции в отношении правительства Венесуэлы. США пересматривают прошлые политические решения в отношении Кубы, но также ввели ряд адресных санкций против кубинских силовых структур и частных лиц в ответ на подавление правительством протестов в июле 2021 г. США выразили неизменную поддержку Гаити после убийства президента страны и оказали гуманитарную помощь после землетрясения 14 августа 2021г.

Администрация президента Джозефа Байдена настроена на продвижение интересов США в Латинской Америке, как из-за понимания сложной социально-экономической ситуации в странах региона, так и ввиду состава его команды, и из-за собственных давних связей Байдена с региональными лидерами. Будучи молодым сенатором, он стал ярым сторонником «Плана Колумбия», и правительство президента Колумбии Андреса Пастраны рассматривало его как союзника. В качестве вице-президента Д.Байден возглавлял экономический диалог администрации Б.Обамы с Мексикой. Теперь в его команду входят приверженцы многосторонности и либеральные интернационалисты, занимающие видные должности, а также опытные политические деятели и специалисты по латиноамериканским вопросам. Одно из направлений развитие решение острых экологических проблем и помощь в формировании «зеленой экономики» [17].

Администрация Джо Байдена продолжает политику в отношении Кубы предыдущей администрации, включая определение Кубы как государства спонсора международного терроризма, хотя жестокое подавление правительством Кубы антиправительственных протестов в июле затруднило принятие администрацией политических мер, что воспринимается как ослабление давления на кубинское правительство. Эти и многие другие вызовы политики, обсуждаемые в США, могут оставаться предметом законодательных инициатив и дебатов в Конгрессе.

Девятый саммит стран Америки, который первоначально должен был состояться в США в 2021 г., но сейчас перенесенный на лето 2022 года, может послужить возможностью для администрации Джо Байдена выдвинуть свою политическую повестку дня для региона и углубить взаимодействие США со странами Латинской и Центральной Америки по региональным и глобальным вопросам.

Список литературы

1. United Nations Office on Drugs and Crime. Wien. 2012. https://www.unodc.org/documents/data-and-

analysis/Studies/TOC_Central_America_and_the_Car ibbean_english.pdf

2. Enrique D. Arias, Daniel M. Goldstein. Violent Democracies in Latin America.Durham N.C.: Duke University Press, 2010.

3. Barshefsky Ch. Hill Chairs T.J Shannon K. O'Neil U.S.-Latin America Relations: A New Direction for a New Reality Report of an Independent Task Force. № 60. Council on Foreing Relations. 2008. URL: https://cdn.cfr.org/sites/default/files/re-port_pdf/TFR%20%2360%20-%20U.S.-Latin%20America%20Relations_A%20New%20Di-rection%20for%20a%20New%20Real-ity%20%282008%29.pdf

4. The Office of the United States Trade Representative. Western Hemisphere. 2021. URL: https://ustr.gov/countries-regions/americas/

5. The USAFacts. The Hispanic population has quadrupled in the past four decades. USAFact.org. September 24, 2021 URL: https://usafacts.org/articles/de-mographics-hispanic-americans/

6. Gonzalez J. Harvest of Empire: A History of Latinos in America. Penguin Books. 2011. 416 p.

7. Radwin M. Revision of US Anti-Drug Policy will benefit all of Latin America. Open Democracy.15 December 2020, URL: https://www.opendemoc-racy.net/en/democraciaabierta/politica-antidrogas-eeuu-beneficio-latinoamerica-en/

8. Economic Commission on Latin America and the Caribbean. ECLAC Statistical Yearbook, 2007.

9. Global Economic Prospects 2008. World Bank, 2008. - URL: http://sitere-sources.worldbank.org/INTGEP2008/Resources/comp lete-report.pdf

10. The Global Competitiveness Report 20072008. World Economic Forum. - URL: http ://www. gcr.weforum. org/.

11. The World Bank Annual Report 2007. World Bank, 2007.- URL: http://sitere-sources.worldbank.org/EXTANNREP2K7/Resources/ English.pdf.

12. Guillermo E. Perry. Poverty Reduction and Growth: Virtuous and Vicious Cycles, World Bank,2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zoninsein J. The Economic Case for Combating Racial and Ethnic Exclusion in Latin American and Caribbean Countries, Inter-American Development Bank, May 2001

14. Walker V. Principles in Power: Latin America and the Politics of U.S. Human Rights Diplomacy.Cor-nell University Press 2020, 466p.

15. Obiko Pearson N., James I. Chavez Offers Billions in Latin America, Associated Press, August 26, 2007. URL: https://www.cgdev.org/sites/default/files/14329_file_ Chavez_Offers_Billions_in_Latin_America.pdf

16. Antunes de Oliveira F. The Rise of the Latin American far-right Explained: Eependency Theory Meets Uneven and Combined Development // Globalizations 2019. Volume 16, Issue 7 145-1164 pp.

17. Khlopov O.A. Environmental Plan of the US Elect President J. Biden and Its Implications on the National and Global Energy Policy // Scientific Heritage 2020. № 56-5 (56), pp. 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.