УДК 327
DOI 10.52070/2500-347Х_2021_2_843_53
А. И. Емельянов, Я. В. Варнацкая
Емельянов А. И., кандидат политических наук, доцент заведующий кафедрой теории регионоведения
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета [email protected]
Варнацкая Я. В., магистр политологии
менеджер отдела по работе с федеральными проектами ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр) [email protected]
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В УСЛОВИЯХ СДВИГОВ «ПОЛИТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА» В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
В статье рассматривается трансформация внешней политики США в условиях сдвигов политического маятника на латиноамериканском континенте. Отмечается, что на современном этапе в условиях международной напряженности государства Латинской Америки переживают значительные трансформации в политической, экономической и социальной сферах общества. Автор постулирует, что несмотря на политическую нестабильность, Латинская Америка и страны Карибского бассейна представляют стратегический интерес для ведущих акторов мировой политики, в частности, для США. В условиях формирующейся многополярной системы международных отношений и борьбы за гегемонию на глобальном уровне США стремятся подчинить данный регион собственным интересам.
Ключевые слова: актор; США; геополитика; внешняя политика; Латинская Америка; политический маятник; национальные интересы.
A. I. Emelianov, Ya. V. Varnatskaya
EmelianovA. I., PhD (Political Science), Associate Professor
Head of the Department of the Theory of Regional Studies
Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty)
Moscow State Linguistic University
Varnatskaya Ya. V., Master of Political Science
Manager of the Federal Projects Department, FSBI «Russian Center for Civil and Patriotic Education of Children and Youth» (Rospatriotcenter) [email protected]
FOREIGN POLICY OF THE USA IN THE CONTEXT OF POLITICAL PENDULUM SHIFTS IN LATIN AMERICA
The article examines the transformation of US foreign policy in the context of shifts of the political pendulum on the Latin American continent. It is noted that at the present stage, in the conditions of international tension, the states of Latin America are experiencing significant transformations in the political, economic and social spheres of society. The author postulates that despite the political instability, Latin America and the Caribbean countries are of strategic interest for the leading actors of world politics, in particular, for the United States.
Key words: actor; USA; geopolitics; foreign policy; Latin America; political pendulum; national interests.
Введение
В условиях изменяющегося миропорядка различные государства так или иначе выстраивают внешнеполитическую стратегию, основой которой являются национальные интересы. Внутри американского истеблишмента действуют две группы принятия внешнеполитических решений: демократы и республиканцы, то есть две модели американской внешней политики. Однако необходимо отметить, что несмотря на разные средства достижения результата, цель у вышеупомянутых групп едина, во главе которой благосостояние государства, защита национальных интересов и отстаивание национальных ценностей.
Выборы президента США в 2020 году вызвали недоумение у многих наблюдателей по поводу внешней политики США. Граждане США и иностранцы в одинаковой мере борются за понимание дипломатической, экономической и военной политики США. Заявления администрации Д. Трампа о внешней политике, резкое изменение международных приоритетов по сравнению с предыдущим президентством, вызвали дополнительное внимание к этой теме. Это также подняло вопросы внешней политики о федерализме, односторонности США, иностранной помощи и системе разделения властей, закрепленной в конституции страны.
То, что многие считают радикальным изменением во внешней политике США при президенте Д. Трампе, на самом деле является возвращением к традиционной внешней политике, которую США проводили на протяжении большей части своей истории. На фоне внешней политики таких президентов, как У. Клинтон, Дж. Буш-младший и Б. Обама усилия Д. Трампа, направленные на то, чтобы выйти из
международного сообщества, казались самыми радикальными изменениями во внешней политике США за последние 70 лет. Новая внешняя политика США изменила международный порядок и ввергла мировую политику XXI века в условия «турбулентности».
Хотя большинство латиноамериканских стран еще не прочувствовали ожидаемых негативных последствий президентства Д. Трампа и стремятся к прагматическим отношениям с правительством США, стоит отметить, что во время его президентского срока Д. Трамп нанес значительный и потенциально долговременный ущерб отношениям между США и их южными соседями.
Результаты выборов президента США в 2020 году оказались полной противоположностью ожидаемому исходу и ввергли страну в хаос. Победа демократа Джо Байдена на президентских выборах обозначает новый виток в отношениях США и государствами Латинской Америки. Дж. Байден намерен восстановить отношения США со своими союзниками, присоединиться к Парижскому соглашению по климату, способствовать экономической безопасности и восстановить доверие к Америке за рубежом.
Особенности расстановки политических сил в Латинской Америке
В начале 2000-х годов разочарование неолиберальной моделью в Латинской Америке привело к ее «левому повороту» - череде побед левых и левоцентристских сил на президентских и парламентских выборах. Несколько лет назад данная тенденция сменилась на противоположную: «левые» президенты и правительства уступили место «правым». На это есть ряд нескольких причин, в числе которых влияние США, для которых приход левых сил в латиноамериканском регионе является страшным сном.
Результаты выборов в октябре 2018 года, которые касались как выборов президента Бразилии, так и в Национальный конгресс, удивили международное сообщество. Румпель явно перешел «вправо» или даже в праворадикальное положение. Социал-либеральная партия Жаира Болсонару совершила прорыв в Конгрессе. Единственное сопротивление заключалось в том, что Партии трудящихся удалось выставить своего «левого» кандидата Фернанду Аддада во втором туре президентских выборов, ввиду отсутствия Лулы, заключенного в тюрьму. Во втором туре 28 октября 2018 года Жаир Болсонару
набирает 55,1 % голосов против 44,9 % Фернанду Аддада. Личность избранного кандидата, бывшего военного, восхваляющего диктатуру, являющейся экстремистом в своих публичных заявлениях, склонный к союзу христиан-евангелистов, разделяет страну и общество в соответствии со следующими признаками: пол, цвет кожи, социальные классы, географические регионы.
Для Аргентины, едва оправившейся от серьезных трудностей, с которыми столкнулись «правые» перонистские правительства, а затем и «левые», и серьезного экономического и финансового кризиса, который ознаменовал начало 2000-х годов. Пришло время для восстановления, правительство президента Маурисио Макри (умеренно «правое»), избранное в 2015 году, вновь получает доступ к рынкам капитала с рисками, связанными с валютой и задолженностью страны. Но в 2018 году экономическая и финансовая ситуация снова ухудшается, и страна погружается в кризис. Аргентинское песо теряет половину своей стоимости в течение десяти месяцев, а инфляция поднимается выше 40 % [Argentina. Country data ... URL]. Неспособность правящей партии справиться с экономическими трудностями позволила оппозиции выйти вперед на выборах в 2019 году, позволив левоцентристу Альберто Фернандес одержать победу. Таким образом, за последние четыре года Аргентина успела и совершить поворот «вправо», и развернуться в обратную сторону, разочаровавшись в своем выборе.
Политическая система Перу на протяжении многих лет выглядит более хрупкой, чем в других странах. Президент Педро Пабло Кучински («правый» центр), который выиграл президентские выборы 2016 года, сам участвовал в скандале и не имел большинства в Конгрессе, был вынужден уйти в отставку в марте 2018 г. В ноябре 2020 г.ода в должность президента вступил правоцентрист Франсиско Сагасти. В итоге, за последние пять лет в стране сменилось четыре президента. И только один из них покинул пост в связи с завершением мандата. Такая ситуация сложилась прежде всего из-за непрекращающегося противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти в условиях, когда у главы государства не было своего большинства среди депутатов. Однако уже в апреле 2021 года на президентских выборах в Перу одержал победу Педро Кастильо, и в июле Сагасти должен будет передать власть избранному «левому» президенту.
В Эквадоре волна масштабных беспорядков была вызвана мерами бюджетной экономии. Президент страны Ленин Морено, который избирался на высший пост как представитель левых сил, однако сблизившись с правым лагерем, издал указ об отмене субсидий на дизельное топливо, спровоцировав протесты. Тем не менее количество жертв среди участников акций вынудило лидера аннулировать указ.
В Боливии, где рука США всячески пыталась отстранить от власти Эво Моралеса, в 2019 году также прошли массовые протесты по результатам всеобщих выборов. Признав наличие нарушений во время выборов, Моралес вынужден был объявить о своей отставке под давлением силовых структур. Однако бывший лидер приготовил сюрприз к выборам в октябре 2020 года, мобилизовав сторонников «Движения к социализму», что позволило его однопартийцу Луису Арсе одержать победу.
В Чили президент Себастьян Пиньера (правый) вернулся к власти в марте 2018 года на второй четырехлетний срок после легкой победы (55 % голосов во втором туре голосования в декабре 2017 года). Однако важно воспринимать чилийскую демократию критически, поскольку она подрывается сильным социальным неравенством, которое неоднократно мотивировало восстания молодых людей и студентов. Поводом для манифестаций 2019 г., которые вынудили Пиньеру отказаться от саммита АТЭС и конференции по климату в пользу решения социальных проблем, послужило очередное повышение стоимости проезда в метрополитене на 30 чилийских песо.
Уругвай, который был сформирован в XIX веке в качестве «буферного» государства между его двумя большими соседями, Бразилией и Аргентиной, пострадал от политического и финансового кризиса своих соседей, но честное управление более ограниченными ресурсами обеспечивает ему самый высокий ВВП на душу населения на континенте. Эта маленькая страна могла бы служить примером для региона из-за его демократического функционирования и социальной политики, созданной более века назад. Лидером государства с 2019 года является правоцентрист Луис Лакалье Поу.
После прихода к власти бывшего военного Уго Чавеса (1999) в Венесуэле произошли драматические события. Первоначально новый «боливарианский» режим, движимый народным импульсом, применял социальные меры перераспределения в пользу малоимущих классов, но впоследствии его репутация была омрачена быстрым
экономическим спадом, большой коррупцией, чрезмерной зависимостью от нефти и экстремальным культом личности. После смерти Чавеса его преемник, Николас Мадуро, избранный в спорных условиях в 2013 году, усилил репрессии и постепенно замкнул железный круг военно-гражданской диктатуры, которая изолировала страну. Следом проходят кровавые уличные столкновения, выборы в Учредительное собрание в 2017 году и, что наиболее важно, глубокий финансово-экономический кризис с гиперинфляцией, которая угрожает стабильности страны в долгосрочной перспективе. Политический кризис 2019 года вылился в возникновение двух центров власти в Венесуэле и привел к поляризации мирового сообщества.
Политические траектории, по которым идут страны Латинской Америки, сильно различаются. Действительно, после перехода к демократии в 1980-1990 годах некоторые страны пережили «левый поворот». Итог этого периода, который совпал с высокими ценами на сырье, являлся противоречивым. С одной стороны, политика перераспределения позволила снизить уровень бедности и расширить доступ к образованию и медицинскому обслуживанию. Появился новый средний класс, более требовательный с точки зрения гражданского участия. Но с другой - действующие правительства не смогли провести существенные реформы, которые позволили бы консолидировать социальные выгоды. Напротив, при этих «левых» правительствах расцветали скандалы так же, как и при «правых».
Переломная экономическая ситуация плохо отразилась на населении, особенно на тех новых средних слоях, которые испытывали большие ожидания в отношении потребления (покупка автомобилей, жилье), они брали кредиты и были вынуждены вновь впадать в нищету. Протесты и крупные демонстрации в мегаполисах Бразилии и Чили, которые имели новые и очень эффективные формы участия (мобилизация через социальные сети), студенты, женщины, пенсионеры, хорошо выражали это беспокойство.
Публичные демонстрации, начиная с 2016 года, которые способствовали возвращению «правых» к власти в Бразилии, Перу и Чили, могут означать отказ от политики, предвещающий новый перелом и популизм.
Результаты опросов общественного мнения, проведенных в континентальном масштабе, позволяют оценить чувство разочарованности: население демонстрирует большое недоверие к институтам
(государству, парламенту, президентству), в целом воспринимая их как коррумпированные [Estella de Noriega 2020]. Мнение большинства связано с сохраняющимся социальным неравенством, которое всё более усугубляется здесь, в отличие от большинства других регионов мира, а также с преобладающей нестабильностью во многих странах.
Проанализировав идеологическую карту Латинской Америки, можно сделать вывод, что Латинская Америка условно разделилась на три идеологических блока. Начиная с 2016 года, «правые» силы укрепляют свои позиции в регионе. Символично, что именно в этом году президентом США становится практически враг латиноамериканцев Д. Трамп.
Бразилия - крупнейшая страна в регионе и главный союзник США - стоит во главе группы государств, правительства которых принадлежат к правому и правоцентристскому лагерю, а именно: Уругвай, Парагвай, Эквадор, Чили, Колумбия, Доминиканская Республика, а также центральноамериканские: Гондурас, Сальвадор и Гватемала [Косевич 2020, с. 40].
Аргентина и Мексика, придерживающиеся «левых» взглядов, ставят своей целью консолидацию усилий для противостояния неолиберальным силам, которые распространяют свое влияние в регионе в последнее десятилетие. В данную группу также входят Боливия, Перу (с 2021 г.), Панама (левый центр) и Коста-Рика (левый центр).
Венесуэла, Куба и Никарагуа формируют группу во главе с авторитарными левыми режимами.
Тем не менее идея о том, что Латинская Америка поворачивает «политический маятник» вправо или влево, потеряла свой смысл. В 2019 году Маятниковые движения вправо и влево по политическому спектру казались нормой для региона на протяжении прошедшего десятилетия. Среди населения региона растет недовольство нестабильностью, а дух граждан, кажется, направлен против нынешних правительств, будь то «правые» или «левые». Люди испытывают дискомфорт и выражают свое недовольство действующими правительствами, поэтому выбирать из двух альтернатив - левая или правая, было бы серьезной ошибкой.
Задача Латинской Америки состоит в том, чтобы найти модель развития, которая учитывала бы благосостояние ее народа, не ограничиваясь ростом экономики или уровнем ВВП на душу населения.
Трансформация внешней политики США в условиях сдвигов политического румпеля в латиноамериканском регионе
Каждая американская администрация разрабатывает новую версию Стратегии национальной безопасности США (СНБ), в которой представлены руководствующие принципы и приоритеты политики США на международной арене. Данный документ видоизменяется в условиях глобализирующегося мира и нового миропорядка, но ввиду постоянности ценностей США региональные приоритеты внешней политики государства в целом неизменны. Именно четвертая глава Стратегии национальной безопасности 2017 г. под названием «Стратегия в региональном контексте» затрагивает отношения с зарубежными государствами по регионам [National Security Strategy of the United States of America URL].
Государства Западного полушария в СНБ США охарактеризованы как «стабильные, дружественные и процветающие государства, укрепляющие безопасность и приносящие пользу экономике США», что не может не указать на приоритетную важность данного региона для США.
За последние два десятилетия произошли значительные сдвиги и расширение дипломатического, экономического и политического разнообразия и возможностей Латинской Америки по отношению к влиянию США, и, как следствие, усиление дипломатической и политической раздробленности на американском континенте. Последовательные выборы привели к власти правительства с разной близостью - а иногда и откровенной антипатией - по отношению к США. В то же время экономический рост Китая, Индии и других стран Глобального Юга помог стимулировать экономический рост и диверсифицировать экспортные рынки для большинства стран Южной Америки и, в меньшей степени, для Центральной Америки и Мексики.
Многие из актуальных вопросов экономического и политического развития стали более очевидными в результате пандемии COVID-19 и сопутствующего экономического спада в Северной и Южной Америке. Еще в июне 2020 года МВФ прогнозировал, что экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна в совокупности сократятся на 9,3 % в 2020 году, прежде чем по, казалось бы, оптимистическому сценарию вернутся к росту примерно на 3,7 % в 2021 году [Georgieva 2020]. Пандемия и ответные меры политики последних
месяцев свели на нет экономические достижения региона за последнее десятилетие и повернули вспять судьбы многих, в том числе примерно 50 млн граждан, которые присоединились к среднему классу за это время [Policy Brief: The Impact of COVID-19 on Latin America and the Caribbean ... URL].
В СНБ США перечислены следующие проблемы: транснациональные преступные организации, включая банды и картели, увековечивают насилие и коррупцию и угрожают стабильности центральноамериканских государств, включая Гватемалу, Гондурас и Сальвадор (государства северного треугольника Центральной Америки). В Венесуэле и Кубе правительства цепляются за анахроничные «левые» авторитарные модели, которые продолжают подводить их народ.
Начиная с выдвижения своей кандидатуры на пост президента, Дональд Трамп проводил агрессивную кампанию против иммигрантов из Латинской Америки, в частности из центральноамериканских государств, называя их наркоманами, насильниками и преступниками. Более того, Д. Трамп рассказывал о своих планах построить стену вдоль мексиканской границы, заставить Мексику заплатить за нее и депортировать всех незарегистрированных иммигрантов [Phillips 2017]. За время пребывания в должности он не проявил признаков умеренности в данном вопросе и обосновал свой противоречивый план строительства стены, объявив чрезвычайное положение вдоль мексиканской границы. Ксенофобия Трампа достигла своего апогея, когда он назвал Гаити, Сальвадор и африканские государства «дурацкими странами», ставя под сомнение, почему стольким гражданам вышеуказанных государств было разрешено въехать в США [Watkins, Phillip 2018]. Обеспечение доминирования США в регионе, как правило, осуществляется различными методами, но центральное место в деятельности администрации Д. Трампа заняла эскалация давления на главных оппонентов Вашингтона в латиноамериканском регионе -на Венесуэлу, Кубу и Никарагуа [Моисеев 2020].
Кроме того, Дональд Трамп жестко критиковал своего предшественника за политику сближения с Кубой, утверждая, что США пошли на огромное количество уступок, не получив ничего взамен. Напомним, дипломатические отношения государств были восстановлены в 2014 г., а в 2016 г. Барак Обама стал первым действующим президентом, посетившим остров за последние 50 лет. В июне
2017 года Д. Трамп объявил новые пункты политики США в отношении данного острова: введение жестких ограничений на поездки для граждан США, запрет на торговлю с кубинскими предприятиями, принадлежащими военным и разведывательным службам. Тем не менее президент США не стал прерывать деятельность вновь открытого в 2014 году американского посольства в Гаване, однако отметил, что вышеперечисленные ограничения, в том числе эмбарго против Кубы, сохранятся до тех пор, пока «кубинское правительство не начнет соблюдать права человека» [Merica 2017].
В рамках данной проблематики нельзя не затронуть политический кризис в Венесуэле, обострившийся в январе 2019 года. Несмотря на тот факт, что агрессивная риторика Д. Трампа против президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его поддержка лидера оппозиции Хуана Гуайдо вызвали отклик у многих латиноамериканцев, ежедневно принимающих на себя ношу в количестве примерно трех миллионов венесуэльских иммигрантов, бежавших из страны, большая часть стран региона опасается возможного военного вмешательства США. В то время как экономический коллапс Венесуэлы и снижение легитимности президента Мадуро изолировали страну в ее собственном регионе, постоянная уверенность Д. Трампа в том, что «будут рассмотрены все возможные варианты действий» [Trump says all options are on the table for Venezuela ... URL] напомнила эпоху «холодной войны», когда США использовали войска для борьбы с коммунистическими силами в Центральной Америке и поддерживали военные диктатуры во всем регионе. Путем санкций Белый дом планировал перекрыть Венесуэле «финансовый кислород». Центральное место в этой операции заняли меры в отношении государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA и ее американского филиала «Citgo Petroleum» [Моисеев 2020].
Прямым и непосредственным следствием антагонистического подхода Дональда Трампа является то, что государствам Латинской Америки и США стало намного труднее поддерживать и развивать отношения сотрудничества. Данная динамика наиболее очевидна в случае Мексики. В январе 2016 года президент страны Энрике Пенья Ньето отменил визит в Вашингтон после того, как стало ясно, что новый президент США непреклонен в своих планах построить стену и пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
В противовес излюбленному инструменту предыдущей администрации Б. Обамы подписывать торговые соглашения для развития двусторонних отношений и продвижения интересов США Дональд Трамп начинал пересматривать все заключенные ранее соглашения, руководствуясь программой «Америка прежде всего».
В результате можно утверждать, что новое интеграционное объединение USMCA является регионообразующим для стран Северной Америки. Тем не менее главенствующее положение США и довольно жесткая политика, проводимая Д. Трампом, вынуждала Канаду и Мексику идти на значительные экономические уступки для поддержания устойчивого развития отношений со стратегически выгодным партнером. Таким образом, наблюдается политическое давление со стороны Вашингтона на своих традиционных партнеров.
В марте 2021 года Белый дом представил промежуточную стратегию США по национальной безопасности [Interim National Security ... URL], где новая администрация изложила приоритеты внешней политики США: справляться с вызовами, связанными с Россией и Китаем, отказаться от непрекращающихся войн, обеспечивать кибербезопас-ность, укреплять альянсы, смягчать последствия изменения климата и др. Приоритеты США в направлении Западного полушария в документе изложены следующим образом: поскольку жизненно важные национальные интересы США неразрывно связаны с состояниями ближайших соседей США в Северной и Южной Америке, США обязуются расширять взаимодействие и партнерские отношения во всем Западном полушарии - и особенно с Канадой и Мексикой - на основе принципов взаимного уважения и равенства, приверженности экономическому процветанию, безопасности, правам человека и достоинству.
Заключение
Таким образом, сделаем вывод, что при администрации Дональда Трампа отношения США с государствами Латинской Америкой и Карибского бассейна перешли от партнерства и сотрудничества, превалирующих во время администрации предыдущего президента, к более конфронтационному подходу.
Несмотря на ряд мер по восстановлению доверия латиноамериканцев, предпринятых администрацией Барака Обамы, агрессивная
риторика Дональда Трампа против иммигрантов из Латинской Америки, его намерения построить стену вдоль мексиканской границы, а также желание пересмотреть различные соглашения и договоры усилило негативный имидж США. Угрозы сокращения бюджета на иностранную помощь и протекционистская торговая политика подорвали способность США оказывать влияние на своих южных соседей.
Считается, что Д. Трамп вытеснил латиноамериканский регион на периферию американских политических и экономических приоритетов, но это не совсем так. Действительно, за последние 70 лет он стал единственным лидером США, который ни разу не посетил регион со специальным визитом, помимо участия в G20 в Буэнос-Айресе в 2018 году. (Яковлев. Независимая газета, 2020)1. Однако, оказывая выборочное давление на «левые» режимы регионе, Д. Трамп делает акцент на выстраивании коалиций из стран Латинской Америке, чему способствует приход к власти «правых» и правоцентристских политических сил.
Вместе с тем Трамп продемонстрировал активность в отношении Мексики, а также Венесуэлы, которая оказалась под политико-экономическим давлением в традициях политики «большой дубинки». Протекционизм и угрозы введения торговых санкций были проявлены в отношении Аргентины и Бразилии. Почти полному пересмотру подвергся проложенный Б. Обамой курс на нормализацию отношений с Кубой, а недружественные акции в адрес правительства Д. Ортеги в Никарагуа замкнули кризисную дугу в Карибском бассейне, максимально накалили геополитическую атмосферу в этом районе мира (там же). В этой связи заключим, что поворот политического маятника «вправо» не повлиял коренным образом на внешнеполитические интересы США, изложенные в СНБ 2017 г. Целью США все так же является борьба с терроризмом и наркотрафиком в Центральной Америке, противостояние «левым» авторитарным режимам, а также вывод Китая из региона. США используют создавшиеся условия для возрождения межамериканского консенсуса, пытаясь вписать регион в свою глобальную стратегию, однако успешность данной политики будет зависеть от состояния самих латиноамериканских стран [Манухин 2019].
1 URL: https://www. п&ш/&ркшег/2020-12-13/10_8038_атепса.^:т1?рг1й=Т
Более широкая повестка дня Дж. Байдена, в частности направленная на восстановление лидирующих позиций США в Западном полушарии, потребует более высокого переговорного потенциала по различным вопросам. Некоторые вопросы всё еще остаются неясными, например, будущее инициативы Mérida Initiative или сотрудничество с США по Комплексному плану развития (исп. Plan de Desarrollo Integral). Относительно миграции Дж. Байден пообещал отменить принятый предыдущей администрацией Протокол о защите миграции и пересмотреть законы США о предоставлении убежища. Чтобы справиться с данной повесткой дня, правительствам латиноамериканских государств необходимо будет налаживать отношения с федеральным правительством США, а также с местными администрациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Косевич Е. Ю. Латинская Америка: коронавирус и новый политический ландшафт // Латинская Америка. 2020. Вып. № 10 C. 39-53. DOI: 10.31857/ S0044748X0011330-2 [Kosevich, E. YU. (2020). Latinskaya Amerika: koronavirus i novyj politicheskij landshaft (Latin America: coronavirus and a new political landscape). Latinskaya Amerika, 10, 39-53 (in Russ.)]. URL: https://la.jes.su/S0044748X0011330-2-1. Манухин А. А. Особенности политики администрации Дональда Трампа в Латинской Америке // Россия и Америка в XXI веке. 2019. № 1. С. 14. [Manuhin, A. A. (2019). Osobennosti politiki administracii Donal'da Trampa v Latinskoj Amerike (Features of the policy of the Donald Trump administration in Latin America). Russia and America in the XXI century, 1, 14. (in Russ.)]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760005322-1-1. Моисеев А. Трамп, Байден и Латинская Америка: какие перспективы? // Международная жизнь. 2020. С. 17-28 [Moiseev, A. (2020). Tramp, Bajden i Latinskaya Amerika: kakie perspektivy? (Trump, Biden and Latin America: what are the prospects?). The International Affairs (pp. 17-28). (In Russ.)]. URL: https://interaffairs.ru/news/show/27873. Argentina. Country data // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.
org/en/Countries/ARG. Estella de Noriega A. Confianza institucional en América Latina: un análisis comparado. Documentos de Trabajo / Fundación Carolina. Madrid, 2020. N°34 (2a época).
Georgieva K. A Joint Response for Latin America and the Caribbean to Counter the COVID-19 Crisis // International Monetary Fund, June 2020. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/06/24/
sp062420-a-joint-response-for-latin-america-and-the-caribbean-to-counter-the-covid-19-crisis.
Interim National Security Strategic Guidance. Renewing America's advantages. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf.
Merica D. Trump unveils new restrictions on travel, business with Cuba // CNN, 2017. URL: https://edition.cnn.com/2017/06/16.
National Security Strategy of the United States of America. December 2017. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Fi-nal-12-18-2017-0905.pdf.
Phillips A. President Trump's campaign launch speech two years later, annotated // The Washington Post, 2017. URL: https://www.washingtonpost.com/news/ the-fix/wp/2017/06/16/theyre-rapists-presidents-trump-campaign-launch-speech-two-years-later-annotated.
Policy Brief: The Impact of COVID-19 on Latin America and the Caribbean // United Nations, July 2020. URL: https://guyana.un.org/sites/default/ files/2020-07/SG%20Policy%20brief0/o20COVID%20LAC%20%28Eng-lish%29_10%20July.pdf.
Trump says all options are on the table for Venezuela // Reuters. URL: https://www. reuters.com/article/us-venezuela-politics-trump-options-idUSKCN1PH2KC.
Watkins E., Phillip A. Trump decries immigrants from 'shithole countries' coming to US // CNN, 2018. URL: https://edition.cnn.com/2018/01/11/politics/immi-grants-shithole-countries-trump/index.html.