Научная статья на тему 'Современный этап информационно-психологического противоборства в Латинской Америке'

Современный этап информационно-психологического противоборства в Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
675
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / МЕДИАВОЙНЫ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КИТАЙ / РОССИЯ / США / PSYCHOLOGICAL WARFARE / MEDIA WARS / LATIN AMERICA / STRATEGIC COMMUNICATION / COMMUNICATION MANAGEMENT / CHINA / RUSSIA / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пашенцев Евгений Николаевич

В статье анализируются политические, экономические, медийные, геополитические факторы информационно-психологического противоборства в Латинской Америке. Обращается внимание на многоуровневый характер такого противоборства, активную вовлеченность высших должностных лиц в информационное противостояние, особенности стратегической коммуникации США, России и Китая в регионе, использование новейших информационных технологий для обеспечения превосходства над противником. Автор рассматривает влияние хода и итогов президентской кампании в США на информационно-психологическое противоборство в латиноамериканских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Period of the Psychological Warfare in Latin America

The article examines the political, economic, media and geopolitical factors of psychological warfare in Latin America. Special attention is given to the multilevel character of psychological warfare, the active key leaders’ engagement in psychological confrontation, the peculiarities of strategic communications of the USA, Russia and China in the region, and the use of the latest ICT for achieving the dominance over the foe etc. Finally the author focuses on the influence of the presidential campaign in the USA and its’ results on the psychological warfare in Latin American countries.

Текст научной работы на тему «Современный этап информационно-психологического противоборства в Латинской Америке»

Пашенцев Е.Н.

Современный этап информационно-психологического противоборства в Латинской Америке

Пашенцев Евгений Николаевич — доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Дипломатическая академия МИД РФ; профессор, МГУ имени М.В. Ломоносова; директор, Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Москва, РФ. E-mail: icspsc@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 4582-3350

Аннотация

В статье анализируются политические, экономические, медийные, геополитические факторы информационно-психологического противоборства в Латинской Америке. Обращается внимание на многоуровневый характер такого противоборства, активную вовлеченность высших должностных лиц в информационное противостояние, особенности стратегической коммуникации США, России и Китая в регионе, использование новейших информационных технологий для обеспечения превосходства над противником. Автор рассматривает влияние хода и итогов президентской кампании в США на информационно-психологическое противоборство в латиноамериканских странах.

Ключевые слова

Информационно-психологическое противоборство, медиавойны, Латинская Америка,

стратегическая коммуникация, коммуникационный менеджмент, Китай, Россия, США.

* * *

Низкие темпы развития мировой экономики, массовая безработица, растущие имущественная и социальная поляризация, неэффективность и коррумпированность государственного аппарата, внутриполитическая конфронтация в сочетании с опасным обострением обстановки на международной арене во многом связаны с таким направлением деятельности современных государственных и негосударственных акторов, как информационное противоборство. По сути, информационное противоборство — важное средство достижения решающего превосходства и даже — в отдельных случаях — победы над противником без применения военной силы на основе использования его объективных слабостей.

В специальной литературе даются различные определения этого явления. Так, авторы вышедшего в 2016 году второго издания монографии «Глобальное информационное противоборство: новое цифровое поле боя» Э. Джонс и Дж. Ковачич (каждый из них имеет многолетний опыт практической работы в сфере информационной безопасности в Великобритании и США) определяют информационное противоборство как «использование информации и информационных

систем как наступательных инструментов против другой информации и других информационных систем»1.

Технические средства информационного противоборства (программы несанкционированного доступа к информационным ресурсам, средства радиоэлектронной борьбы и др.), при всей их важности, на наш взгляд, подчинены задачам противоборства в информационно-психологической сфере, поскольку, только сломив волю противника или подведя его к принятию неверных решений, можно добиться решающей победы.

Большинство российских и зарубежных специалистов вполне обоснованно рассматривает информационно-психологическое противоборство как столкновение сторон, имеющих своей целью ограничение возможностей противной стороны вплоть до ее уничтожения2. Однако в реальности побеждает, в конечном счете, тот, кто не только и не столько разрушает и уничтожает, но тот, кто создает нечто новое и более прогрессивное. Отклонения от этой закономерности на национальном (региональном) уровне до сих пор носили временный характер или затем подвергались коррекции на более широкой арене действий. Если эта закономерность прекратит свое действие, наступит общий упадок человечества. В современных условиях, чреватых многими глобальными рисками, это упадок, довольно быстро переходящий в смерть.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассматривать действия в рамках информационно-психологического противоборства в единстве с возможностями того или иного общества к дальнейшему развитию и, в частности, к обновлению информационно-коммуникационной среды на благо большинства людей. Слабость усилий по информационно-психологической защите населения в разных странах наблюдается по двум базовым причинам.

Во-первых, наиболее защищен от информационно-психологической атаки (и не только) человек с крепкой психикой, мощным разносторонним интеллектом и высоким

1 Jones A., Kovacich G.L. Global Information Warfare: The New Digital Battlefield. 2nd Edition. New York: Auerbach Publications — Taylor & Francis Group, 2016. P. xxii.

2 См. подробнее о содержании и соотношении понятий «информационное противоборство», «информационная война», «информационно-психологическое противоборство» и др., а также об истории и современной практике информационно-психологического противоборства: Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. М.: Вита, 2001; Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны. М.: Горячая Линия — Телеком, 2005; Лайнбарджер П. Психологическая война. М.: Центрполиграф, 2013; Armistead L. Information Operations Matters. Best Practices. Washington, DC: Potomac Books, 2010; Paul Ch. Information Operations — Doctrine and Practice: A Reference Handbook. Westport: Praeger, 2008; Goldstein C.F.L., Findley C.B.L. Psychological Operations — Principles and Case Studies. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012; Irregular Pen and Limited Sword: Psywar, Psyop, and MISO in Counterinsurgency. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.

уровнем морально-этических требований по отношению к себе и другим людям. Но такой человек далеко не норма в современном обществе. Во-вторых, даже если бы эта ситуация и изменилась, насколько в таком человеке заинтересованы правящие элиты, особенно в тех странах, где высок уровень коррупции и социальной поляризации?

Мы взяли идеальный случай, однако прогрессивные и ориентированные на разностороннее развитие личности гражданина правительства имеют и больше шансов на победу в информационно-психологическом (и не только) противоборстве с противником, разумеется, развивая соответствующую систему информационной и коммуникационной безопасности. И в этом отношении прогрессивные правительства Латинской Америки могут лучше использовать человеческий потенциал своих стран, чем мощнейшая империя мира, пока она остается империей.

Современные тенденции в информационно-психологическом противоборстве в Латинской Америке связаны с текущей расстановкой сил на континенте, стратегическими интересами и целями основных внутренних и внешних сил, активно влияющих на ход событий. Подобный подход далеко не нов и концептуально был развит в годы холодной войны обеими сторонами-антагонистами, разработки в этой сфере идут и после ее окончания. В частности, специалисты корпорации RAND Р.С. Моландер, А.С. Риддайл и П.А. Уилсон в своем исследовании середины 1990-х годов вводят термин "Strategic Information Warfare" — «стратегическое информационное противоборство», означающий войну с размытыми временными и пространственными границами, ведущуюся в глобальном масштабе и требующую нового качества государственного управления3.

В настоящей статье автор уделяет особое внимание возможностям управляющего воздействия на человеческое сознание. На уровне транснациональных корпораций, во внутренней и внешней политике ведущих стран мира идет постепенный, не всегда заметный, но от этого не менее неизбежный и необратимый процесс формирования коммуникационного менеджмента — профессионального управления людьми и капиталами посредством коммуникаций.

В то же время в системе государственного управления США и ряда стран Западной Европы в последнее время получила признание и практическое развитие концепция стратегической коммуникации, которая, как пишет признанный эксперт в этой области д-р Кристофер Пол, представляет собой «скоординированные действия,

3 См. подробнее: Molander R.C., Riddile A.S., Wilson P.A. Strategic Information Warfare. A New Face of War. Santa Monica: National Defense Research Institute, RAND, 1996. URL: http ://www. rand. org/content/dam/rand/ pubs/monograph reports/2005/MR661.pdf (accessed: 30.04.2017).

послания и образы... с целью информирования, влияния или убеждения избранных аудиторий в поддержке национальных целей»4. Растущее внимание к новой концепции проявляется в политических, военных и дипломатических кругах Китая. Де-факто стратегическая коммуникация присутствует и в политике России, хотя сам термин и не получил пока здесь распространения в официальных документах и научной литературе.

Усиление роли коммуникационного менеджмента (КМ) и стратегической коммуникации (СК) не в последнюю очередь связано с изменением соотношения сил на международной арене не в пользу глобальной империи. При этом, с одной стороны, мы наблюдаем продолжение курса на установление американского военно-политического господства по всему миру, а с другой — понимание лидерами многих стран необходимости многополярного мироустройства в целях противодействия военно-политическому вмешательству и экономическому, идеологическому давлению со стороны США, которое посредством КМ и в рамках СК позиционируется как экспорт демократии.

При этом новые технологии открывают и новые возможности для ведения информационно-психологического противоборства на национальном, региональном и глобальном уровнях. Тот, кто наиболее эффективно использует эти технологии, может получить решающее преимущество для победы над противником, обладающим равным или даже большим военно-экономическим потенциалом.

Социально-политическая напряженность и геополитическое соперничество как факторы информационно-психологического противоборства в Латинской Америке

Согласно отчету Всемирного банка 2008 года, Латинская Америка вместе с Экваториальной Сахарой являются регионами с наибольшим уровнем социально-экономического неравенства5. Только в результате частичного отказа в странах Латинской Америки от модели неолиберализма положение к концу первого десятилетия XXI века заметно улучшилось, показатели снизились до 32% бедных и 13% проживающих в нищете6.

4 Paul Ch. Strategic Communication: Origins, Concepts, and Current Debates. Santa Barbara: Praeger, 2011. P. 3. См. также подробнее: Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: Современные технологии глобального влияния и управления. М.: МЦСПИК, 2014.

5 State Violence and Genocide in Latin America: The Cold War Years / Eds.: M. Esparza, H.R. Huttenbach, D. Feierstein. New York: Routledge, 2009. P. 1.

6 Moreno L.A. La decada de America Latina y el Caribe. Una oportunidad real. Segunda edicion ampliada. New York: Banco Interamericano de Desarrollo, 2011. P. 40.

Политика неолиберализма, «свободной торговли», могла осуществляться по трем основным сценариям: первый предусматривал развитие коммерческих связей стран региона с Европой, Японией и, конечно, США; второй — институционализацию особых отношений с США, как поступила Мексика; и третья возможность заключалась в развитии моделей субрегиональной интеграции и унификации, что попыталась осуществить Бразилия7. Однако доминирующую роль в «экспорте» политики неолиберализма играли и продолжают играть Соединенные Штаты. Каковы же результаты? Примечательно, что даже один из последних региональных отчетов МВФ по ситуации в Латинской Америке (обобщает данные на конец сентября 2011 года) констатирует: «В экономиках Южной Америки... опасность перегрева уменьшились, но не исчезла полностью. Страны с сильной зависимостью от США, такие как Мексика и большая часть Центральной Америки, имеют несколько более слабые перспективы» .

Очевидно, неолиберальная «терапия» латиноамериканских экономик по рецептам МВФ и Всемирного Банка не могла не привести к росту экономических диспропорций и социально-политической напряженности в регионе. Дать ответы на злободневные вопросы и попытались политики новой генерации, новые политические партии и движения, которые вскоре встали у власти в ряде стран (от радикалов-прагматиков9 в странах АЛБА до умеренных националистов и социал-демократов в Аргентине, Бразилии, Чили). Им противостоят консервативные и реакционные партии, располагающие поддержкой как местных олигархических групп, так и североамериканского капитала.

Владельцы крупных медийных холдингов (Cisneros — в Венесуэле, Clarin — в Аргентине, Globo — в Бразилии и др.), поскольку они были неразрывно связаны с олигархией и на волне медийного бума 1990-х годов стали ее весомой частью, не остались в стороне от политической борьбы, более того, часто выступали в авангарде политического противостояния. «В 2004 году исследование, проведенное ООН, выявило, что 65% латиноамериканских политических лидеров считали СМИ реальной политической силой в регионе, гораздо более влиятельной, чем правительство,

7 Smith P.H. Talons of the Eagle: Dynamics of U.S. — Latin American Relations. 2nd Edition. New York: Oxford University Press, 2000. P. 316.

8 Regional Economic Outlook: Western Hemisphere. Shifting Winds, New Policy Challenges / International Monetary Fund. October 2011. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/reo/2011/whd/eng/wreo1011.htm (accessed: 30.04.2017). Р. VII.

9 Отвергая в теории капитализм или, по крайней мере, его неолиберальную версию, радикалы прагматично подходят к оценке своих возможностей в современном мире и не форсируют программы национализации и переход к «раннесоциалистическим» моделям развития.

конгресс, суды и посольство США», — отмечает И. Брискэ10. Все верно, главные наука и искусство современной неоколониальной политики — в том, чтобы сделать иностранное господство по возможности невидимым для населения, но от этого не менее реальным. И СМИ в этой игре — один из главных инструментов управления общественным сознанием.

Анализ факторов информационно-психологического противоборства в Латинской Америке будет неполным, если не принять во внимание изменение в соотношении сил в регионе и в мире в целом между ведущими державами современности. Китай, занимая общее третье место (после США и ЕС) по объему торговли со странами Латинской Америки, стал крупнейшим торговым партнером Бразилии, Чили и ряда других стран Южной Америки. Россия значительно потеснила США на латиноамериканском рынке вооружений, в энергетическом секторе.

Усугубляя глобальную напряженность, США наращивали на протяжении последних десятилетий свое военно-политическое присутствие вблизи границ России и Китая, и тем самым подталкивали их к «компенсаторным мерам», в том числе и в Латинской Америке. Достаточно обратить внимание, что визиты в июле 2014 года В.В. Путина на Кубу, в Никарагуа, Аргентину и Бразилию совпали с самым ожесточенным периодом кризиса на Украине, где позиции России в случае утверждения у власти нынешнего проамериканского режима очевидно временно, но значительно ослабнут.

Сами страны Латинской Америки, в отличие от ситуации предшествующих столетий, не собираются играть пассивную роль объекта соперничества внешних сил, но в качестве равноправного субъекта международных отношений развивают свои внешние связи на многовекторной основе, включая и сотрудничество с США. Однако желание последних держать латиноамериканские страны на тесной «привязи» к интересам североамериканской элиты серьезным образом затрудняет развитие этого сотрудничества.

Некоторые направления и уроки информационно-психологического противоборства в Латинской Америке

Возможности настоящей статьи не позволяют проанализировать все основные черты (не говоря уже о второстепенных) информационно-психологического

10 Briscoe I. The Writing on the Wall: Media Wars in Latin America // openDemocracy [Site]. 12.10.2009. URL: www.opendemocracy.net/ar-ticle/the-writing-on-the-wall-media-wars-in-latin-america (accessed: 06.04.2016).

противоборства в Латинской Америке. Поэтому мы остановимся лишь на некоторых особенностях и уроках такого противоборства в регионе.

Информационно-психологическое противоборство в Латинской Америке носит многоуровневый характер. В регионе наблюдается:

• во-первых, столкновение ценностей, интересов, целей различных политических сил на национальном уровне;

• во-вторых, трения, напряженность в отношениях между различными латиноамериканскими странами разной политической ориентации (например, между Колумбией и Венесуэлой, Никарагуа и Коста-Рикой и др.);

• в-третьих, конфликт интересов между Россией, Китаем, США и их союзниками по НАТО и ЕС (лишь отчасти связанный с событиями в самой Латинской Америке).

• в-четвертых, растущее соперничество ТНК и ТНБ в условиях высокой международной конкуренции, сокращения международной торговли, нестабильности на мировых сырьевых и финансовых рынках. Транснациональная олигархия аккумулирует все больше ресурсов в своих руках, что провоцирует социальное напряжение во всех регионах, в том числе и в Латинской Америке.

Данный многоуровневый характер противостояния предполагает учет асимметрии экономических, военно-политических и информационных потенциалов внутринациональных акторов, латиноамериканских государств и межгосударственных объединений, а также различных внешних сил (государственных и негосударственных образований).

Многоуровневому характеру противостояния соответствует и многоуровневая система информационного-психологического противоборства на всех стадиях его развития. Разные потенциалы ведения информационно-психологического противоборства, далеко не всегда совпадающие цели и задачи, различающиеся подходы к осуществлению такого рода деятельности и степень вовлеченности в конфликт порождают сложные вопросы координации действий союзников и стремление использовать аналогичные проблемы для дезорганизации активности противника.

В президентских республиках Латинской Америки, естественно, велика роль глав государств в формировании внутри- и внешнеполитического курса. Президенты и возглавляемые ими правительства, вступая в зону интересов местных олигархических кланов и традиционных интересов американских ТНК, неизбежно попадали в эпицентр информационного противоборства. Тем более, президенты лево-патриотической

179

ориентации часто отличаются высокой степенью личной харизмы, от них во многом зависит характер и динамика принимаемых правительствами решений, и закономерно, что личная атака на них в информационной сфере стала составной частью борьбы против прогрессивных перемен.

В условиях Латинской Америки медиавойны, имея объективную основу в социально-экономических и политических противоречиях в регионе, в то же время являются частным проявлением информационно-психологического противоборства в рамках противостояния прогрессивных правительств стратегической коммуникации США. Последняя направлена на ослабление этих правительств и последующее отстранение от власти путем долгосрочной «синхронизации дел» (всего комплекса действий США в политической, экономикой, военной, научно-культурной сферах), а также методов и форм их информационно-коммуникационной поддержки.

Активное использование в ходе информационно-психологических операций в регионе новых информационных технологий стало объективной реальностью. США явно лидируют в этой сфере. В частности, в разведывательном сообществе этой страны сделан правомерный акцент на развитие «упреждающей разведки» (anticipatory intelligence). Согласно Национальной стратегии разведки Соединенных Штатов Америки, представленной в сентябре 2014 года Управлением Директора Национальной разведки США, «упреждающая разведка — продукт сбора разведданных и их анализа, сконцентрированного на тенденциях, событиях и изменяющихся условиях с целью идентифицировать и характеризовать потенциальные или неизбежные скачки (в развитии — Е.П.), значительные события, существенные возможности или угрозы американским национальным интересам»11. Значительные возможности на этом направлении дает использование Больших данных.

Приведем лишь один пример использования упреждающей разведки в военных

12

и гражданских целях применительно к странам Латинской Америки. IARPA в 2011 году была начата разработка Программы индикаторов из открытых источников (Open Source Indicators Program — OSI Program). Цель Программы OSI состояла в том, чтобы развить методы для непрерывного автоматизированного анализа публично доступных данных и верно предсказать и / или обнаружить существенные социальные события. Программа была нацелена на развитие методов использования ранних

11 The National Intelligence Strategy of the United States of America. Langley: Office of the Director of National Intelligence, 2014. P. 7.

12 Агентство передовых исследований в сфере разведки (Intelligence Advanced Research Projects Activity, IARPA) находится в распоряжении Директора Национальной разведки США.

индикаторов событий на основе информации, поступающей из многочисленных публичных баз данных самого разного типа, о положении в 21 стране Латинской Америки13.

Модель раннего опознания событий на основе использования суррогатов (EMBERS — Early Model Based Event Recognition using Surrogates — «Тлеющие угольки»), созданная на основе этой Программы, была введена в эксплуатацию в ноябре 2012 года и поставляет приблизительно 50 предсказаний каждый день для стран Латинской Америки. Предсказания относятся к событиям, которые отстоят от настоящего на тридцать дней вперед.

Эти исследования, судя по открытым источникам, уже дали отличные результаты в области предсказания событий, в частности, волнений в Бразилии в июне 2013 года и Венесуэле в феврале 2014 года14.

Авторы программы оправданно обращают внимание, что многочисленные научные дисциплины, государственные ведомства и отрасли экономики могут извлечь непосредственную выгоду из предсказания общественных беспорядков, используя современные методы обработки Больших данных. Социологу «Тлеющие угольки» помогают объяснить, как люди находят пути для самовыражения с помощью современных средств коммуникации. Путешественнику «Тлеющие угольки» позволят избежать горячих точек и мест потенциальной угрозы. Для правительства «Тлеющие угольки» определяют основные причины недовольства граждан, которые ведут к социальному протесту, и т. д.15

Если отвлечься от официально провозглашенных заявленных целей программы, нельзя не заметить и возможностей использования этой программы в военных целях. И речь идет не только о традиционной ценности верного прогноза в политике и военном деле. Речь идет о прямой коррекции событий будущего из настоящего. К сожалению, такая возможность проистекает из практики частого вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских стран, используя, в частности, и силы специального назначения.

13 Open Source Indicators (OSI) Program. IARPA Broad Agency Announcement. IARPA-BAA-11-11 / Office of Incisive Analysis. August 23, 2011. URL: http ://goodtimesweb. org/surveillance/IARPA-BAA-11-11 20110823.pdf (30.04.2017). Программа охватила следующие страны Латинской Америки: Аргентину, Белиз, Боливию, Бразилию, Чили, Колумбию, Коста-Рику, Эквадор, Венесуэлу, Перу, Мексику и др.

14 См. подробнее: Doyle A., Katz G., Summers K., et al. Forecasting Significant Societal Events Using the EMBERS Streaming Predictive Analytics System // Big Data. 2014. No 2 (4). P. 185-195. URL: http://online.liebertpub.com/doi/full/10.1089/big.2014.0046 (accessed: 30.04.2017).

15 Ibid. P. 194.

Командующий Управлением Специальных Операций США (United States Special Operations Command — USSOCOM) адмирал Эрик Т. Олсон определял в 2010 году нетрадиционные военные действия (unconventional warfare — НВД) как операции в целях оказания помощи движениям сопротивления или мятежникам с целью принудить, разрушить или сбросить правительство или оккупационную силу с помощью действий подполья, иностранных наемников или партизанских сил на территории противника16. Подходы США к НВД базируются на использовании политической, военной, экономической и психологической уязвимости противника путем формирования оппозиционной силы сопротивления для достижения

17

стратегических целей США .

На примере Венесуэлы легко увидеть применение этих методов против правительства суверенной страны. Президент США Барак Обама 9 марта 2015 года подписал указ, вводящий чрезвычайное положение по отношению к Венесуэле, так как ситуация в этой стране якобы представляет «необыкновенную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности и внешней политики США». Несколько ранее, 11 февраля 2015 года, была раскрыта очередная попытка государственного переворота в Венесуэле с вовлечением в заговор группы действующих и отставных офицеров; планировалась бомбардировка и последующий захват стратегических объектов, в том числе гражданских — зданий правительства, парламента и Верховного Суда, а также офисов основных средств массовой информации. Заговорщики назвали свой план «Операцией "Иерихон"». За беспорядками в различных городах Венесуэлы, прошедших в феврале, так же, как и в случае с путчистами, стояли хорошо известные внешние силы. В этом контексте EMBERS может стать эффективным средством коррекции подрывных действий в будущем из настоящего, что, конечно, не делает программу бесполезной для решения действительно нужных обществу задач.

Эффективная война на информационном фронте — это, параллельно с деструкцией общественного сознания противника, защита и поступательное развитие общественного сознания своей стороны, иначе никакая прочная победа невозможна. Реакционный режим на такое не способен в принципе. Его временные победы над противником закрепляют духовное порабощение своего же народа, а это ослабляет, в конечном счете, сам режим и ведет его к краху. Наоборот, прогрессивный режим,

16 Special Forces Unconventional Warfare / Headquarters, Department of the Army. Washington, DC, November 2010. URL: https://nsnbc.files.wordpress.com/2011/10/special-forces-uw-tc-18-01.pdf (accessed: 30.04.2017). P 1-1.

17 Ibid.

побеждая реакционный в информационно-психологической сфере, не только защищает себя, разрушает общественное сознание страны-противника, построенное на ложных постулатах (например, на «арийском» превосходстве германской нации над другими народами в нацистской Германии), но и создает предпосылки для возрождения общественного сознания бывшего противника на прогрессивной основе.

США, как наиболее мощная держава современного мира, демонстрирует разительную неспособность в ходе «гуманитарных интервенций» и «цветных революций» к обновлению как общественного сознания других наций, так и своей собственной страны. Сознательный долговременный курс на деструкцию других наций не может не обернуться деструкцией общественного сознания страны, проводящей подобный курс. Вместе с тем, мы выводим подобную деструкцию не из каких-то имманентных свойств американской нации, а из объективной глобальной роли и кризиса ГМК США и всей мировой системы капитализма.

Соответственно, кризис стратегической коммуникации США — это кризис, прежде всего, государственных дел, а качественная слабость слов и образов, им сопутствующих, носит вторичный характер, что показывает, в частности, и опыт стран Латинской Америки.

Президентские выборы в США и их влияние на информационно-психологическое противоборство в Латинской Америке

Вряд ли только приход нового хозяина в Белый Дом позволит наладить отношения между США и странами Латинской Америки. И республиканец Буш, и демократ Обама не справились с этой задачей не в силу личных особенностей или партийной принадлежности, а в силу растущей деградации американской элиты, растущих социальных проблем в США, ослабления финансово-экономических позиций страны в мире и все более явной неэффективности ее внешней политики.

Сам Трамп в 1990 году в интервью журналу Playboy заявил: «Я не желаю быть президентом. Я уверен в этом на сто процентов. Я изменю свое мнение, только если увижу, что страна летит к чертям»18. Видимо, теперь этот момент наступил, по крайней мере, судя по многочисленным заявлениям Д. Трампа в ходе предвыборной кампании. При этом мы далеки от недооценки возможностей стратегической коммуникации США в регионе, и в условиях резкого обострения международной обстановки было бы наивным полагать, что она останется незадействованной.

18 Playboy Interview: Donald Trump (1990). By Glenn Plaskin // Playboy [Site]. URL: www.playboy.com/articles/playboy-interview-donald-trump-1990 (accessed: 06.04.2016).

В Латинской Америке доминируют негативные прогнозы по развитию отношений стран региона с США при новой администрации. Во многом это связано с содержанием и формой заявлений Д. Трампа в отношении стран Латинской Америки. С самого начала своей предвыборной кампании Д. Трамп пренебрежительно отзывался о мексиканцах и проводимом мексиканским правительством курсе на подталкивание своих граждан к незаконной эмиграции в США. «Мексиканское правительство намного умнее, намного тоньше, намного хитрее. Они посылают плохих людей, потому что они не хотят платить за них. Они не хотят заботиться о них»19, — заявил Д. Трамп в августе 2015 года. Он неоднократно обещал выслать все шесть миллионов мексиканцев, находящихся в США без соответствующего разрешения на проживание и работу, и вынудить Мексику заплатить за строительство стены на американо-мексиканской границе. Однако миллионы латиноамериканцев из других стран региона также находятся в США без соответствующих документов, и подобный подход новых американских властей может серьезно осложнить социально-политическую ситуацию в этих странах.

Трамп также пообещал отговорить американские компании инвестировать или создавать рабочие места в Мексике. Он сказал, что пересмотрит Соглашение о свободной торговле Северной Америки (NAFTA) и откажется от Соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве (TPP), что, по мнению бывшего министра иностранных дел Мексики Х.Дж. Кастаньеды, не просто серьезно осложнит отношения США с латиноамериканскими странами. «Выборы Трампа — полное бедствие для региона», — полагает он20.

Такая оценка весьма распространена в центристских и правоцентристских кругах. Свое негативное отношение к высказываниям Д. Трампа по поводу отношений США со странами Латинской Америки озвучили президенты Колумбии, Перу, Аргентины21. Впрочем, часть правых возлагает надежды на то, что Д. Трамп порвет с практикой «умиротворения» левых и перейдет к решительному противостоянию «левой угрозе».

19 Edelman E. A look at Trump's Most Outrageous Comments About Mexicans as He Attempts Damage Control by Visiting with Country's President // Daily News [Site]. 31.08.2016. URL: www.nydailynews.com/news/politi cs/trump-outrageous-comments-mexicans-article-1.2773214 (accessed: 17.01.2017).

20 Castañeda J.G. The Trump Shock in Latin America // Project Syndicate [Site]. 16.11.2016. URL: www.proiect-syndicate.org/commentary/donald-trump-latin-america-by-iorge-g--casta-eda-2016-11 (accessed: 17.01.2017).

21 Oppenheimer A. A Trump Victory Could Push Latin America to the Left and Away From U.S. // Miami Herald [Site]. 30.09.2016. URL: www.miamiherald.com/news/local/news-columns-blogs/andres-oppenheimer/article104993976.html (accessed: 17.01.2017).

Трамп назвал скончавшегося лидера кубинской революции Фиделя Кастро «жестоким диктатором» и пообещал, что его администрация сделает все возможное для того, чтобы кубинский народ начал свой путь к процветанию и свободе. «Венесуэльцы — хорошие люди, но им нанесен чудовищный ущерб социалистами в Венесуэле, и следующий президент Соединенных Штатов должен проявить солидарность с угнетенными людьми Полушария», — сказал он, выступая в ходе предвыборной кампании в Майами22.

Такие заявления не прибавляют популярности Д. Трампу на левом фланге Латинской Америки. Впрочем, отвечая на вопрос, какой американский кандидат в президенты был бы лучше для латиноамериканского региона, эквадорский президент Рафаэль Корреа не колебался: «Трамп... потому что он настолько груб, что вызовет реакцию в Латинской Америке, которая создаст больше поддержки прогрессивным правительствам... У нас есть американское правительство, которое делало фактически то же самое, что и его предшественники, но имеет очаровательного президента в лице Обамы»23.

Надо отметить, что и некоторые ближайшие советники нового президента объединяют всех «врагов США» в большую коалицию, в которой заметное место занимают и левые правительства Латинской Америки. Так, например, полагает бывший глава Разведывательного управления Министерства обороны США отставной генерал-лейтенант Майкл Флинн, ставший советником по национальной безопасности в новой администрации Дональда Трампа. В середине 2016 года вышла его книга «Поле боя: как мы можем выиграть глобальную войну против радикального ислама и его союзников»24. В ней М. Флинн пишет: «Эта администрация (Б. Обамы — Е.П.) запретила нам описывать наших врагов четко и ясно: они радикальные исламисты. Они не одиноки и объединены со странами и группами, которые, хотя и не являются религиозными фанатиками, разделяют их ненависть к Западу, особенно к Соединенным Штатам и Израилю. Их союзники (радикальных исламистов — Е.П.) включают Северную Корею, Россию, Китай, Кубу и Венесуэлу»25. Все вместе, по Флинну, они образуют «глобальный альянс врагов» Соединенных Штатов. Вместе с тем, М. Флинн

22 JorgeM.E. Venezuela Expectant As to How Trump Will Address Chavismo and Country's Crisis // Fox News [Site]. 18.11.2016. URL: www.foxnews.com/world/2016/11/18/venezuela-expectant-as-to-how-will-tmmp-address-chavismo-and-country-crisis.html (accessed: 17.01.2017).

23 Main A. Trump in Latin America // Jacobin [Site]. 13.01.2017. URL: www.jacobinmag.com/2017/01/trump-latin-america-foreign-policy-obama-intervention-pink-tide (accessed: 17.01.2017).

24 Flinn M. The Field of Fight: How We Can Win the Global War Against Radical Islam and Its Allies. New York: St. Martin's Press, 2016.

25 Ibid. P. 3.

прагматичен и полагает необходимым учитывать противоречия в этом «глобальном альянсе» для нанесения ему поражения, учтя опыт разрушения СССР изнутри26.

Заметим, что, по воспоминаниям самого Флинна, его становление как специалиста в области сбора разведанных и электронного противоборства, кадрового разведчика, проходило в странах Центральной Америки. «В эти дни Соединенные Штаты сражались с сандинистами и другими повстанческими организациями в Центральной и Южной Америке. Советский Союз и его союзники были главными врагами нашей нации и прокси-войны шли везде вокруг нас»27. Но даже такой «пророссийский» советник по национальной безопасности оказался неугоден правящему истеблишменту и вынужден был подать в отставку после скандала из-за появившейся информации об обсуждении антироссийских санкций с послом РФ в США С. Кисляком. Отставка была принята президентом Трампом.

Взгляды М. Флинна и министра обороны США генерала Дж. Маттиса (во время процедуры рассмотрения его кандидатуры в Конгрессе Маттис назвал Россию главной угрозой национальной безопасности США28) отражают мнение «ястребов» в правящей элите, хотя и достаточно прагматичных и учитывающих нынешние слабости США, а также серьезные изменения в расстановке сил на международной арене за последние годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Можно сделать прогноз, что Латинскую Америку ждут серьезные испытания, вытекающие как из региональных особенностей капитализма, низкой дееспособности правящих элит, так и из растущих глобальных противоречий, что закономерно предполагает активизацию многоуровневого информационно-психологического противоборства в регионе.

Латиноамериканским странам из-за растущих угроз в сфере общественной безопасности предстоит большая работа по созданию эффективного механизма информационно-психологического противоборства как неотъемлемого инструмента укрепления своей национальной независимости и защиты прогрессивного пути развития. Такая система в силу объективно ограниченных возможностей отдельных государств и даже их объединений должна быть способна дать ассиметричный и

26 Flinn M. Op. cit. P. 176.

27 Ibid. P. 18.

28 Knox O. Defense Secretary Pick Mattis Calls Russia Top Threat, Says Iran Deal Will Be Enforced // Yahoo News [Site]. 12.01.2017. URL: www.yahoo.com/news/defense-secretary-pick-mattis-says-russia-top-threat-will-enforce-iran-deal-185357939.html (accessed: 17.01.2017).

эффективный ответ на все попытки дестабилизации общественного сознания в корыстных целях. Овладение международным опытом в этой сфере должно идти рука об руку с новаторскими решениями, опирающимися на глубокое понимание исторических корней и особенностей современного менталитета латиноамериканских наций.

Список литературы:

1. Брусницын Н.А. Информационная война и безопасность. М.: Вита, 2001.

2. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны. М.: Горячая Линия — Телеком, 2005.

3. Лайнбарджер П. Психологическая война. М.: Центрполиграф, 2013.

4. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: Современные технологии глобального влияния и управления. М.: МЦСПИК, 2014.

5. ArmisteadL. Information Operations Matters. Best Practices. Washington, DC: Potomac Books, 2010.

6. Briscoe I. The Writing on the Wall: Media Wars in Latin America // openDemocracy [Site]. 12.10.2009. URL: www.opendemocracy.net/ar-ticle/the-writing-on-the-wall-media-wars-in-latin-america (accessed: 06.04.2016).

7. CastañedaJ.G. The Trump Shock in Latin America // Project Syndicate [Site]. 16.11.2016. URL: www.project-syndicate.org/commentary/donald-trump-latin-america-by-j orge-g--casta-eda-2016-11 (accessed: 17.01.2017).

8. Doyle A., Katz G., Summers K., et al. Forecasting Significant Societal Events Using the EMBERS Streaming Predictive Analytics System // Big Data. 2014. No 2 (4). P. 185-195. URL: http://online.liebertpub.com/doi/full/10.1089/big.2014.0046 (accessed: 30.04.2017).

9. Edelman E. A look at Trump's Most Outrageous Comments About Mexicans as He Attempts Damage Control by Visiting with Country's President // Daily News [Site]. 31.08.2016. URL: www.nydailynews.com/news/politics/trump-outrageous-comments-mexicans-article-1.2773214 (accessed: 17.01.2017).

10. Flinn M. The Field of Fight: How We Can Win the Global War Against Radical Islam and Its Allies. New York: St. Martin's Press, 2016.

11. Goldstein C.F.L., Findley C.B.L. Psychological Operations — Principles and Case Studies. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012.

12. Irregular Pen and Limited Sword: Psywar, Psyop, and MISO in Counterinsurgency. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.

13. Jones A., Kovacich G.L. Global Information Warfare: The New Digital Battlefield. 2nd Edition. New York: Auerbach Publications — Taylor & Francis Group, 2016.

14. Jorge M.E. Venezuela Expectant As to How Trump Will Address Chavismo and Country's Crisis // Fox News [Site]. 18.11.2016. URL: www.foxnews.com/world/2016/11/18/ venezuela-expectant-as-to-how-will-trump-address-chavismo-and-country-crisis.html (accessed: 17.01.2017).

15. Knox O. Defense Secretary Pick Mattis Calls Russia Top Threat, Says Iran Deal Will Be Enforced // Yahoo News [Site]. 12.01.2017. URL: www.yahoo.com/news/defense-secretary-pick-mattis-says-russia-top-threat-will-enforce-iran-deal-185357939.html (accessed: 17.01.2017).

16. Main A. Trump in Latin America // Jacobin [Site]. 13.01.2017.

URL: www.jacobinmag.com/2017/01/trump-latin-america-foreign-policy-obama-intervention-pink-tide (accessed: 17.01.2017).

17. Molander R.C., Riddile A.S., Wilson P.A. Strategic Information Warfare. A New Face of War. Santa Monica: National Defense Research Institute, RAND, 1996. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monograph reports/2005/MR661.pdf (accessed: 30.04.2017).

18. Moreno L.A. La decada de America Latina y el Caribe. Una oportunidad real. Segunda edicion ampliada. New York: Banco Interamericano de Desarrollo, 2011.

19. Open Source Indicators (OSI) Program. IARPA Broad Agency Announcement. IARPA-BAA-11-11 / Office of Incisive Analysis. August 23, 2011.

URL: http://goodtimesweb.org/surveillance/IARPA-BAA-11-11 20110823.pdf (30.04.2017).

20. Oppenheimer A. A Trump Victory Could Push Latin America to the Left and Away From U.S. // Miami Herald [Site]. 30.09.2016. URL: www.miamiherald. com/news/local/news -columns-blogs/andres-oppenheimer/article104993976.html (accessed: 17.01.2017).

21. Paul Ch. Information Operations — Doctrine and Practice: A Reference Handbook. Westport: Praeger, 2008.

22. Paul Ch. Strategic Communication: Origins, Concepts, and Current Debates. Santa Barbara: Praeger, 2011.

23. Playboy Interview: Donald Trump (1990). By Glenn Plaskin // Playboy [Site]. URL: www.playboy.com/articles/playboy-interview-donald-trump-1990 (accessed: 06.04.2016).

24. Regional Economic Outlook: Western Hemisphere. Shifting Winds, New Policy Challenges / International Monetary Fund. October 2011. URL: http://www.imf. org/external/ pubs/ft/reo/2011/whd/eng/wreo1011.htm (accessed: 30.04.2017).

25. SmithP.H. Talons of the Eagle: Dynamics of U.S. — Latin American Relations. 2nd Edition. New York: Oxford University Press, 2000.

26. Special Forces Unconventional Warfare / Headquarters, Department of the Army. Washington, DC, November 2010. URL: https://nsnbc.files.wordpress.com/2011/10/special-forces-uw-tc-18-01.pdf (accessed: 30.04.2017).

27. State Violence and Genocide in Latin America: The Cold War Years / Eds.: M. Esparza, H.R. Huttenbach, D. Feierstein. New York: Routledge, 2009.

28. The National Intelligence Strategy of the United States of America. Langley: Office of the Director of National Intelligence, 2014.

Pashentsev E.N.

Contemporary Period of the Psychological Warfare in Latin America

Evgeny N. Pashentsev — Ph.D., Lead Researcher, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Professor, Lomonosov Moscow State University; Director, Centre for Social and Political Studies and Consulting, Moscow, Russian Federation. E-mail: icspsc@mail.ru

Annotation

The article examines the political, economic, media and geopolitical factors of psychological warfare in Latin America. Special attention is given to the multilevel character of psychological warfare, the active key leaders' engagement in psychological confrontation, the peculiarities of strategic communications of the USA, Russia and China in the region, and the use of the latest ICT for achieving the dominance over the foe etc. Finally the author focuses on the influence of the presidential campaign in the USA and its' results on the psychological warfare in Latin American countries.

Keywords

Psychological warfare, media wars, Latin America, strategic communication, communication management, China, Russia, the USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.