Научная статья на тему 'Коммуникационный менеджмент как инструмент внешней политики США в контексте попытки смены сирийского политического режима'

Коммуникационный менеджмент как инструмент внешней политики США в контексте попытки смены сирийского политического режима Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
704
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕВОЛЮЦИЯ / СИРИЯ / США / ТВИТТЕРНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / Б. АСАД / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" / SYRIA / USA / STRATEGIC COMMUNICATION / WARFARE / PSYOPS / COMMUNICATION MANAGEMENT / TWITTER REVOLUTION / ARAB SPRING / B. ASSAD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Булгару Дмитрий Игоревич

Цель данной работы выявить инструменты коммуникационного менеджмента и определить их влияние и эффективность в информационно-психологическом противоборстве в сирийском конфликте. На протяжении последних лет эффективность коммуникационного менеджмента значительно возросла, военная сфера не стала исключением. Усложнение международных конфликтов определяет необходимость использования различных методов коммуникационного менеджмента, где в качестве объектов воздействия выступают не только военные, но и, прежде всего, гражданские лица, чье поведение и взгляды могут значительно изменить ход конфликта. С начала «арабской весны» многие страны региона столкнулись с таким феноменом, как «цветные революции», которые привели к свержению политических режимов в Тунисе, Египте, Ливии и других странах. Опыт информационно-психологического противоборства в Сирии заслуживает особого внимания, так как, несмотря на многочисленные провокации и общую нестабильность, легитимный режим Б. Асада устоял.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication Management Tools in the Psychological Warfare in Syria

This article aims to review the instruments of communication management and determine the extent of their influence on the psychological warfare taking place in Syria. Currently the importance of communication management in different spheres is as great as ever, and war is not an exception. The increasing complexity of international conflicts leads to various methods of communication management being used, targeting not only the armed forces, but also the civilians, which may significantly change the course of confrontation. Since the beginning of the “Arab spring”, many countries of the region have faced a new phenomenon known as “color revolutions”, resulting in the fall of the political regimes in Egypt and Tunisia. The experience of psychological warfare in Syria drawsspecial attention because here the state regime has withstood numerous provocations and “spins”.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный менеджмент как инструмент внешней политики США в контексте попытки смены сирийского политического режима»

Булгару Д.И.

Коммуникационный менеджмент как инструмент внешней политики США в контексте попытки смены сирийского политического режима

Булгару Дмитрий Игоревич — аспирант, Дипломатическая академия МИД РФ; аналитик, Институт прикладных политических исследований, Москва, РФ. E-mail: dmitriiwork23@,gmaiLcom SPIN-код РИНЦ: 3769-9986

Аннотация

Цель данной работы — выявить инструменты коммуникационного менеджмента и определить их влияние и эффективность в информационно-психологическом противоборстве в сирийском конфликте.

На протяжении последних лет эффективность коммуникационного менеджмента значительно возросла, военная сфера не стала исключением. Усложнение международных конфликтов определяет необходимость использования различных методов коммуникационного менеджмента, где в качестве объектов воздействия выступают не только военные, но и, прежде всего, гражданские лица, чье поведение и взгляды могут значительно изменить ход конфликта.

С начала «арабской весны» многие страны региона столкнулись с таким феноменом, как «цветные революции», которые привели к свержению политических режимов в Тунисе, Египте, Ливии и других странах. Опыт информационно-психологического противоборства в Сирии заслуживает особого внимания, так как, несмотря на многочисленные провокации и общую нестабильность, легитимный режим Б. Асада устоял.

Ключевые слова

Коммуникационный менеджмент, революция, Сирия, США, твиттерные революции, «арабская весна», Б. Асад, «цветные революции».

В современном мире значение и влияние информации на жизнь человека значительно увеличились. Однако необходимо учитывать, что мы получаем уже «отфильтрованную» и обработанную информацию, которая преподносится под определенным углом зрения, формируемым конкретными методами и технологиями коммуникационного менеджмента (КМ). Комплексность и противоречивость современных международных конфликтов обуславливает использование КМ в отношении не только вооруженных сил противника, но и гражданских лиц. Так, например, страны, охваченные «арабской весной», представляли собой плацдарм для применения методов КМ. Результативность этих методов оказалась довольно высокой. Отчасти из-за реализации технологий КМ закончилось существование «режимов-долгожителей» в Египте, Ливии и Тунисе.

Технологии коммуникационного менеджмента и информационно-психологических операций позволили оппозиционным группировкам организовать цепь событий в странах Ближнего Востока, повлекших за собой смену режимов. Однако в Сирийской Арабской Республике данные инструменты не оказали столь

сильного влияния в сравнении с другими странами региона. Анализ эффективности воздействия КМ на сирийское общество, а также мировое сообщество, в контексте «цветных революций» представляет собой главную цель данной статьи.

Настоящее исследование основано на широком спектре литературы по проблемам информационно-психологического противоборства1 и коммуникационного менеджмента2. Анализ методов коммуникационного менеджмента проводился в соответствии с системным подходом. Для поиска в сети Интернет использовались ключевые слова "PsyOps ", " Web 2.0", "dissidents of Syrid"social networks""blogs" и др. Хронологические рамки исследования ограничены 2008-2014 гг., так как именно в этот период происходит разработка и реализация программ США на Ближнем Востоке, в частности в отношении Сирии, что привело в дальнейшем к событиям «арабской весны». Автор имел возможность опереться на труды ученых Дипломатической Академии МИД РФ, в частности, на работы Е.Н. Пашенцева3, И.В. Сурмы4 и В.И. Анненкова5. Обращаясь к данной теме, нельзя не отметить фундаментальные работы таких видных исследователей, как Л. Пай6, Р.А. Еман7,

1 Лайнбарджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания. М.: Центрполиграф, 2013; МанойлоА.В., ПетренкоА.И., ФроловД.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия —Телеком, 2012; Пашенцев Е.Н., Полунина О.С. Президенты под медиаприцелом: практика информационного противоборства в Латинской Америке. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2014; Расторгуев С.П. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика. М.: Гелиос АРВ, 2006.

2 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный аспект гуманитарной интервенции в условиях «арабской весны» // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 35. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/35 2012pashentsev.htm (дата обращения: 03.02.2016); Виноградова Е.А. К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 218-228. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/vestnik/item/41 2013vinogradova.htm (дата обращения: 04.02.2016); БазаркинаД.Ю. Противодействие терроризму посредством коммуникаций: обобщение европейского опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 40. С. 187-199. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/40 2013bazarkina.htm (дата обращения: 04.02.2016); RayM.L. Advertising and Communication Management. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 1981; GrunigL.A., GrunigJ.E., Dozier D.M. Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.

3 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М. : Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2012.

4 Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 49. С. 220-249. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/49 2015surma.htm (дата обращения: 03.02.2016).

5 Сетецентризм: геополитические и военно-политические аспекты современности / Под общ. ред. проф. В.И. Анненкова. М.: РУСАВИА, 2013.

6 Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions / Ed. by V. Bogdanor. Oxford, UK: Blackwell, 1987.

7 Eaman R.A. The Media Society. Basic Issues and Controversies. Toronto: Butterworths, 1987.

Дж. Грюниг8, С. Ливингстон9. В рамках исследования был проведен сравнительный анализ официальных документов США 2008-2014 гг., а также мониторинг СМИ, освещавших события сирийской революции с 2011 по 2013 гг. (BBC, CNN, AlJazeera). Кроме того, учитывались эмпирические данные — результаты проведения интервью с экспертами по вопросам коммуникационного менеджмента.

Коммуникационный менеджмент в XXI веке

Коммуникационный менеджмент связан с применением инструментов и технологий PR, СМИ и неформальных коммуникаций. Целью КМ является достижение эффективной коммуникации, как внутри организации, так и между организациями и внешней средой. В связи с возрастающими темпами развития информационных технологий и средств коммуникации, технологии КМ доказывают свою эффективность не только в бизнесе и государственном управлении, но и в реализации внешней политики и национальных интересов стран во взаимодействии с другими государствами.

Американский исследователь Тимоти Каннингем в своей статье «Стратегическая коммуникация в современной медиа сфере» высказал мнение, что классические каналы КМ, например, традиционные СМИ, были основаны только на монологической базе, в результате чего аудитория воспринималась лишь в качестве пассивного потребителя сообщений10. Появление «новых медиа» открыло широкие возможности для развития диалогической связи между лицами, заинтересованными в передаче сообщения, и целевой аудиторией. Суть такого формата заключается в осуществлении равнозначного обмена информацией между коммуникатором и реципиентом11. Посредством «новых медиа» коммуникатор имеет возможность осуществлять мониторинг своей аудитории, что создает условия для более эффективной и быстрой «адаптации» и корректировки информационного контента в соответствии со сложившейся ситуацией и настроениями выбранной аудитории, что, в свою очередь, позволяет управлять ее поведением.

8 Grunig J.E. Excellence in Public Relations and Communication Management. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

9 Livingston S. Clarifying the CNN Effect: An Examination of Media Effects According to Type of Military Intervention I Harvard University, John F. Kennedy School of Government, Research Paper R-18. June 1997. URL: http:IIgenocidewatch.infoIimagesI1997ClarifyingtheCNNEffect-Livingston.pdf (accessed: 30.04.2017).

10 Cunningham T. Strategic Communication in the New Media Sphere II Joint Forces Quarterly. 4th Quarter 2010. Issue 59. P. 110-111.

11 Ibid.

Технологии коммуникационного менеджмента в сфере международных отношений оказывают влияние на формирование множества ключевых факторов и, что наиболее важно в контексте данного исследования, они позволяют манипулировать воззрениями мирового сообщества на тот или иной конфликт. Так, например, при конфликте в Косово международное сообщество положительно относилось к независимости и самоопределению республики, а в случае столкновения между Абхазией и Южной Осетией, как, впрочем, и в ситуации с самоопределением Крыма, наблюдалась обратная реакция. Суть использования КМ в военной сфере характеризуется одной фразой: значительно проще завоевать мнение определенной группы людей, чем завоевывать целую страну.

Глубинные характеристики государства-противника, его история, культура и идеология выступают в качестве ключевых объектов воздействия технологий КМ. В соответствии с определением, представленным в статье Е.Н. Пашенцева, «коммуникационный менеджмент — это профессиональное управление людьми и капиталами посредством коммуникаций»12. Непосредственная цель КМ — формирование определенного отношения общества к руководству и политической элите государства. Постепенно граждане страны — объекта коммуникационного менеджмента перестают ассоциировать себя со своей «отсталой родиной», стремясь разделять образы навязанной чужой культуры, идеологии и стиля жизни. Сформировавшийся класс диссидентов и сочувствующих способен на революционные действия в отношении легитимной власти, а заинтересованные силы извне часто готовы выступить спонсорами и поспособствовать этому.

Опыт проведенных США операций в Персидском заливе (1990-1991) и в Боснии и Герцеговине (1996), показал, что эффективность методов информационно-психологического противоборства зависит от комплексного характера воздействия на объект на всех уровнях одновременно. Помимо гражданского населения, в качестве объекта влияния выступал и военный контингент, причем осуществление манипуляций шло по всем возможным каналам — по радио, телевидению, посредством листовок, газет, слухов, через взаимодействие с лидерами оппозиции. Однако спектр технологий КМ существенно ограничивается в случае, если объект воздействия не обладает необходимыми техническими возможностями, а именно теми устройствами приема, посредством которых осуществляется коммуникация со стороны субъекта. При

12 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент как важный фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 34. С. 6. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/34 2012pashentsev.htm (дата обращения: 04.03.2016).

ограниченном доступе населения государства-противника к таким средствам получения информации, как телефоны, компьютеры, телевизоры и, самое главное, сеть Интернет, результативность методов коммуникационного менеджмента значительно снижается.

Важнейший фактор эффективности электронных СМИ и социальных сетей — это свободный доступ к ним13: любой человек, используя устройство с доступом к сети Интернет, способен просмотреть любые информационные источники. «Информация становится стратегическим ресурсом, который может быть таким же ценным и влиятельным в постиндустриальную эру, каким в индустриальную были капитал и труд»14.

Основы использования коммуникационного менеджмента в контексте «арабской весны»

С началом «арабской весны» многие государства Магриба и Ближнего Востока столкнулись с таким новым явлением, как «цветные революции» — «процессом смены правящих режимов под давлением массовых уличных акций протеста и при поддержке финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций»15. Их также называют «твиттер-революциями», так как при организации происходивших в Египте (2011), Ливии (2011), Тунисе (2010-2011), Сирии (2011) протестов координация происходила через социальные сети Twitter и Facebook. Впервые «твиттер-революциям» дал определение Клей Ширки, исследователь социальных медиа, написавший книгу «Сюда приходят все», с которой началось развитие идеи о социальных сетях как об инструменте воздействия на общественное мнение.

Власти стран, в которых произошли события «арабской весны», не смогли противостоять организованному оппозиционному движению, использующему в том числе и технологии коммуникационного менеджмента. Действуя по наитию, в Тунисе власти заблокировали Youtube, Vimeo и другие иностранные интернет-сайты, руководство Египта распорядилось отключить доступ к сети Интернет по всей стране, однако это не привело к прекращению протестов.

Роль «координатора» смены режимов на Ближнем Востоке отчасти взяли на себя США, так как Государственный департамент и Министерство обороны США уже проводили соответствующие исследования в области информационно-

13 Benson D.C. Why the Internet Is Not Increasing Terrorism // Security Studies. 2014. Vol. 23 (2). P. 303.

14Arquilla J., RonfeldtD. Cyberwar Is Coming // In Athena's Camp. Preparing for Conflict in the Information Age / Ed. by J. Arquilla, D. Ronfeldt. Santa-Monica, 1997. P. 25.

15 Почепцов Г. Революция.сот: Основы протестной инженерии. М.: Европа, 2005. С. 11.

психологического противоборства, и ими были созданы специальные службы, практикующие методы КМ. Но самое главное, Соединенные Штаты обладают обширным опытом применения КМ в конфликтных ситуациях (конфликт в Персидском заливе и грузино-осетинский конфликт). В случае с Ближним Востоком весьма вероятно влияние политических и бизнес-элит, лоббирующих собственные цели и формирующих таким образом национальные интересы, которые заключаются в отстаивании позиции глобального мирового лидера и главного «надзирателя» мирового сообщества. Впервые о поддержке оппозиционных сил Сирии Соединенными Штатами в западной прессе заговорили в декабре 2011 года, когда бывший аналитик ЦРУ Филипп Джиральди в своей статье заявил, что «спецоперации США сопровождаются передачей повстанцам средств связи и разведки, что позволяет им избегать столкновений с сирийской армией»16. Позже стало известно, что 1 августа 2011 года Президент США «подписал секретный приказ, санкционировавший поддержку

17

повстанцев, борющихся с президентом Башаром аль-Асадом и его правительством» .

Процесс смены режимов проходит по общему сценарию:

1. До начала эскалации конфликта заинтересованными лицами проводится поиск маргинальной и экстремистской части общества, диссидентов и лиц, негативно воспринимающих действующий режим;

2. Оппозиция, обладая информационными и человеческими ресурсами, провоцирует дестабилизацию внутри страны, проводится активная пропаганда против действующего режима, осуществляются «информационные вбросы», как в западных СМИ, так и через неофициальные источники, с целью организации массовых протестов и провокаций;

3. Эскалация конфликта. Массовые беспорядки, столкновения оппозиции и полиции, проведение антиправительственных акций с целью развития революционной ситуации и дискредитации государственного аппарата и силовых структур;

4. Наращивание сил оппозиции, силовой захват власти;

5. Смена государственного режима под руководством повстанцев и координации со стороны внешних сил. Развитие внутренних противоречий в государстве под влиянием внешних сил.

16 Giraldi Ph. NATO vs Syria // The American Conservative [Site]. 19.12.2011. URL: http://www.theamericanc onservative.com/articles/nato-vs-syria/ (accessed: 06.02.2016).

17 HosenballMExclusive: Obama Authorizes Secret U.S. Support for Syrian Rebels // Reuters [Site]. 01.08.2012. URL: http://www.reuters.com/article/us-usa-syria-obama-order-idUSBRE87010K20120801 (accessed: 07.02.2016).

Далее третьей стадии процесс смены режима в Сирии не пошел — основные рычаги управления страной не перешли к силам оппозиции. Легитимная власть не позволила стране пройти еще два этапа, которые, как показывает опыт других стран, переживших «арабскую весну», грозили окончательной потерей контроля и возникновением «перманентного хаоса».

Попытка обоснования данной гипотезы, а также общие рекомендации по подготовке вышеуказанных мероприятий можно найти в нескольких официальных документах государственных структур США:

1. «Национальная стратегия США по контртерроризму»18 — важнейший регламентирующий документ, которым пользуются различные бюро и государственные агентства США, среди которых и Центр по стратегическим контртеррористическим коммуникациям США. В частности, деятельность Центра направлена на координацию действий правительства в сфере международных коммуникаций относительно терроризма и экстремизма в мире. В свою очередь, в Стратегии указано, что Сирия, наряду с Ираном, является основным спонсором терроризма19, а значит — врагом № 1 для США.

2. «Стратегический план 2007-2012 гг.» — подготовлен Государственным департаментом и Агентством по международному развитию США. Как сказано в документе, «одна из основных задач американкой дипломатии — это обеспечение свободы американцев посредством освобождения других людей»20. Видимо, «свободы других людей» возможно достигнуть только путем вмешательства в дела другого государства посредством реализации различных программ. Сам процесс вмешательства подкреплен Ближневосточной партнерской инициативой ("Middle East Partnership Initiative"), которая представляет собой одно из направлений «трансформационной» американской дипломатии, а именно поддержку демократических реформ. Данная инициатива предполагает отбор лиц с ярко выраженными лидерскими качествами, в том числе из Сирии, для отправки в США на срок от 6 до 24 недель, где будущие «вестники демократии» и лидеры протестных движений должны пройти подготовку. Кроме того, в рамках программы выделяются гранты, размером от 50 000 до

18 National Strategy for Counterterrorism / The White House. 2011. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/def ault/files/counterterrorism strategy.pdf (accessed: 12.02.2016).

19 Ibid. P. 24.

20 Strategic Plan: Fiscal Years 2007-2012 / The U.S. Department of State, U.S. Agency for International Development. May 7, 2007. P. 10. URL: http://www.state.gov/documents/organization/86291.pdf (accessed: 13.02.2016).

150 000 долл. для «поддержки мероприятий с быстрой отдачей»21. Публичная дипломатия, являясь, несомненно, инструментом коммуникационного менеджмента, также упомянута в данном документе. «У нас есть разработанная и скоординированная стратегия, главной задачей которой является раскрытие нашей культуры и политики, посредством использования широкого спектра региональных арабских СМИ. Сейчас ведется множество программ публичной дипломатии, ощутимые результаты которых мы сможем увидеть через 5-10 лет»22. Результаты наглядны — спустя 5 лет после публикации данного документа в Северной Африке и на Ближнем Востоке началась «арабская весна».

3. В «Стратегии IT Государственного Департамента США 2011-2013 гг.»23 в качестве одной из целей выдвигается усиление роли Facebook, Twitter, LinkedIn и других социальных медиа, сотрудничество с ними, обмен информацией и работа с данными с помощью ресурсов вышеуказанного департамента. Еще в 2008 году в Госдепартаменте было создано несколько отделов, предназначенных для анализа данных социальных сетей, блогов и иных Интернет-ресурсов.

4. Разработка методов стратегического противоборства в информационном пространстве велась еще в прошлом веке Национальным исследовательским институтом обороны RAND. Одна из фундаментальных работ — «Стратегическое информационное противоборство»24 — подготовлена по заказу Министерства Обороны США и описывает методы и технологии борьбы с противником в информационном пространстве. В частности, как сообщается в одном из трудов сотрудников RAND: «Политические активисты и другие НКО могут использовать сеть Интернет для мобилизации политической поддержки. Примером могут служить Сапатисты» в Чьяпас, Мексика. Кроме того, возникает возможность «манипулирования фактами» посредством использования мультимедийных технологий, которые имеют весьма широкое распространение»25. Главный фактор, обеспечивающий эффективность

21 MEPI Grants // The U.S.-Middle East Partnership Initiative (MEPI) [Site].

URL: http://mepi.state.gov/mepi/english-mepi/funding-opportunities/apply-for-a-grant/open-funding-opportunities.html (accessed: 10.01.2016).

22 Strategic Plan: Fiscal Years 2007-2012 / The U.S. Department of State, U.S. Agency for International Development. May 7, 2007. P. 51.

23 IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013 Digital Diplomacy / The U.S. Department of State. 2010. URL: http://www.state.gov/m7irm/rls/148572.htm (accessed: 27.02.2016).

24 Molander R.C., Riddile A.S., Wilson P.A. Strategic Information Warfare: A New Face of War / RAND Monograph Report. Santa Monica, CA: RAND, 1996. P. 16. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/ monograph reports/2005/MR661.pdf (accessed: 30.04.2017).

25 Ibid.

социальных медиа, — возможность сосредоточить критическую массу людей, необходимых для организации протестного движения, в кратчайшее время.

Безусловно, существовали и объективные факторы, повлиявшие на возникновение волнений в Сирии. Среди них необходимо упомянуть безработицу, некоторую ригидность структуры государственного управления и отсутствие необходимых условий для инвестиций. Не менее важную роль сыграл религиозный фактор — большая часть руководителей страны является шиитами. Запад же традиционно поддерживает «суннитский лагерь», что и повлияло на решение о поддержке оппозиционных сил в Сирии. В результате комбинации всех вышеперечисленных факторов в совокупности с использованием технологий КМ усилились протестные настроения, вылившиеся в попытку смены режима.

Технологии коммуникационного менеджмента в случае с Сирией способствовали формированию «псевдодемократических сил», которые выступали в качестве движущей силы при попытке смены режима. С одной стороны, КМ «обострил» существующие объективные противоречия, а с другой — снизил влияние мешающих демократическим реформам традиционных устоев сирийского общества, которые стали «менее привлекательными» в сравнении с навязанной западной моделью. Как отмечает профессор Е.Н. Пашенцев, «в условиях кризиса системы и мощнейшего давления извне, повседневных манипуляций СМИ становится вполне достаточно для поддержания нужного давления в котле общественного недовольства»26.

Коммуникационный менеджмент в действии

Так называемая «цифровая дипломатия», которая определяется в Стратегии 1Т Государственного Департамента США 2011-2013 гг. как «применение социальных сетей в дипломатической практике правительства США для обеспечения взаимодействия американских дипломатов с зарубежными пользователями сети Интернет»27, может быть причислена к технологиям КМ, которые используют США на Ближнем Востоке. Согласно исследованию Н.А. Цветковой28, все существующие проекты «цифровой дипломатии» США можно разделить на следующие направления:

26 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2014. С. 191.

27 IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013 Digital Diplomacy / The U.S. Department of State. 2010.

28 Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. № 3. C. 109.

- Создание молодёжного протестного движения посредством социальных

сетей;

- Объединение пользователей вокруг американского радио и телевидения;

- Мобилизация групп диссидентов посредством блогосферы;

- Формирование диалога между США и отдельными блоггерами;

Все эти направления справедливы и для конфликта в Сирии. Ярким примером осуществления цифровой дипломатии США на практике представляется Конференция Кибердиссидентов29, организованная в 2010 году при активной поддержке Института Джорджа Буша Мл. На конференции присутствовали оппозиционеры из Китая, России и Ирана. Также присутствовали и диссиденты из Сирии. Одним из диссидентов оказался сирийский политический беженец Ахед Аль Хенди (Ahed Al HendÎ), который стал координатором арабского направления сайта CyberDissidents.org30, активно критикующего деятельность официального Дамаска. Уровень и специфику мероприятия отражает также присутствие на конференции представительницы одной из крупнейших IT компаний WiproTechnologies Эдры Вильямс (Edra Williams). Эта компания, помимо всего прочего, занимается разработкой информационных технологий и средств обхода Интернет-защиты.

Первые признаки дестабилизации в стране в начале 2011 года стали для властей Сирии сигналом к повышению уровня контроля над СМИ и сетью Интернет, что позволило на какое-то время задержать формирование протестного движения.

Учитывая то, что попытка смены режима в Сирии была не первой в череде «арабской весны», а результаты смены режимов в других странах Ближнего Востока представлялись весьма наглядными, президент Б. Асад принял необходимые меры для предотвращения эскалации ситуации в кратчайшие сроки. В свою очередь, сирийские повстанцы, впитавшие опыт ведения информационной войны своих коллег из Египта, представляли серьезную угрозу государственности Сирийской Арабской Республики. «Сирийское повстанческое движение сыграло важную роль в процессе монополизации насилия. С началом восстания, когда легитимная власть потеряла монополию на

29 "George W. Bush Institute and Freedom House to Convene Freedom Activists, Human Rights and Internet Experts to Assess Global Cyber Dissident Movement" // BusinessWire [Site]. 30.03.2010. URL: http://www.businesswire.com/news/home/20100330006873/en/George-W.-Bush-Institute-Freedom-House-Convene (accessed: 15.02.2016).

30 Cyberdissidents.org [Official Site]. URL: http://cyberdissidents.s3 -website-us-east-1.amazonaws.com/index.html (accessed: 15.02.2016).

использование силы, нарушилось централизованное государственное руководство Сирии»31.

Предводители сирийской оппозиции от «доброжелателей» извне контрабандой получали необходимые технические средства и программное обеспечение для записи и публикации оппозиционных материалов. К июлю 2011 года видеозаписи сирийских оппозиционеров регулярно публиковались на видеохостинге Youtube32, а международный канал Al Jazeera, освещая события в Сирии, использовал и продолжает

33

использовать видеозаписи, которые предоставляет оппозиция . Спустя несколько месяцев локальные столкновения полиции и оппозиционных сил переросли в полномасштабную гражданскую войну, а международные СМИ продолжили оказывать информационную поддержку оппозиционным силам.

Как уже было сказано, лидеров оппозиции в Сирии «обучали» проведению информационно-психологических операций в условиях военного конфликта. В режиме онлайн они черпали знания и опыт у «коллег» из Туниса и Египта, поднаторевших в борьбе со властью. По окончанию такого «онлайн-курса» группа активистов, называющая себя "The Calendar of Freedom", продемонстрировала все разнообразие методов манипуляции массовым сознанием, среди которых: окраска воды крупнейших в Дамаске фонтанов в красный цвет, символизировавший кровь убитых; размещение лазерной анимации на здании президентского дворца; наклейки на дорожные знаки с именами людей, убитых силами государственной безопасности; запуск воздушных шаров с символикой оппозиции; антиправительственные граффити; печать и распространение информационных бюллетеней; создание учебных видеофильмов34. 220 миллионам человек из более чем 100 стран мира, составляющих аудиторию канала Al Jazeera, демонстрировали вышеуказанные действия повстанцев в контексте борьбы за свободу и равенство в Сирийской республике.

Среди инструментов КМ особое место занимают неправительственные организации. При попытке смены режима в Сирии некоторые из них активно поддерживали оппозицию и накаляли ситуацию в стране. Так, международная

31 Mehmet O. Transborder Violence: The PKK in Turkey, Syria and Iraq II Dynamics of Asymmetric Conflict: Pathways Toward Terrorism and Genocide. 2014. Vol. 7. Issue 1. P. 39.

32 Preston J. Seeking to Disrupt Protesters, Syria Cracks Down on Social Media II The New York Times. 22.05.2011. URL: http:IIwww.nytimes.com72011I05I23IworldImiddleeast723facebook.html? r=1&ref=syria (accessed: 24.02.2016).

33 Al Rifai D., P. Strickland. Syria Bombs Douma Despite Use of Human Shields II Al Jazeera [Site]. 2015. URL: http:IIwww.aliazeera.com7newsI2015I11Isyria-bombs-douma-human-shields-151103171542946.html (accessed: 24.02.2016).

34 Atassi B. A Colourful Uprising in Damascus II Al Jazeera [Site]. 2011. URL: http:IIwww.aliazeera.com7indept hIfeaturesI2011I12I20111211105436823841.html (accessed: 01.03.2016).

организация журналистов "Reporters sans frontières" («Репортеры без границ») на протяжении всего конфликта представляла президента Б. Асада в качестве тирана и диктатора, тем самым формируя определенное отношение у аудитории. Кроме того, еще в 2005 году RSF издала специальную брошюру35 для блоггеров и диссидентов, где содержится информация способах обхода Интернет-блокировок, сокрытия IP-адреса и о многих других технологиях, которые использовали оппозиционеры для осуществления коммуникации.

RSF долгое время позиционировала себя как независимая НКО, преследующая высокие принципы борьбы с бесправностью и жестокостью «авторитарных режимов». Однако впоследствии генеральный секретарь RSF Робер Менар признал, что по большей части бюджет организации формируется за счет «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США»36. По заявлению главы RSF, ее финансирование осуществляли такие организации, как фонд «Открытое общество» (Open Society Foundation), которое связано с известным своей репутацией Джорджем Соросом, Агентство международного развития США (USAID) и Национальный фонд за демократию американского Конгресса.

Весьма эффективными в контексте коммуникационного менеджмента оказались новостные репортажи медиа-агентств BBC, Al Jazeera и CNN. О связях канала BBC и оппозиции было известно давно. Однако в 2012 году канал представил репортаж о том, как оппозиция готовила пленного сирийской армии к роли камикадзе37, после чего общественность выразила недовольство относительно сомнительных связей BBC, и видео было удалено с сервера канала. В арсенале BBC также присутствуют и визуальные манипуляции: канал использовал фотографии жертв

38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иракского конфликта, обвиняя Сирийское руководство в резне .

Создание источника данных и представление его в качестве авторитетного представляет особый интерес в контексте коммуникационного менеджмента. Как пишет Грег Саймонс, 20 мая 2012 года была создана неправительственная организация British-based Syrian Observatory for Human Rights (Сирийский центр мониторинга за

35 Reporters Without Borders: Handbook for Bloggers and Cyber-dissidents / Reporters Without Borders. September 2005.

36 Энгдаль Ф.У. Похоже, у «Репортеров без границ» есть и геополитические цели (Online Journal, США) // ИноСМИ^и [Сайт]. 07.05.2010. URL: http://inosmi.ru/usa/20100507/159781224.html (дата обращения: 01.03.2016).

37 Syrian Rebels Try to Use Prisoner for Suicide Bombing // BBC [Site]. 22.08.2012. URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-19342917 (accessed: 01.03.2016).

38 FurnessH. BBC News Uses "Iraq Photo to Illustrate Syrian Massacre" // The Telegraph [Site]. 27.05.2012. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/syria/9293620/BBC-News-uses-Iraq-photo-to-illustrate-Syrian-massacre.html (accessed: 02.02.2016).

соблюдением прав человека), и западные СМИ довольно часто в своих репортажах ссылаются на данный источник, как на авторитетный39, не говоря, впрочем, о том, что организацию представляет по сути один человек — Осама Али Сулейман, диссидент Сирии, покинувший страну в 2000 году и проживающий в Великобритании в качестве политического беженца. Сложно представить, что данные, предоставляемые столь предвзятым источником, могут быть объективными.

Медиа-гигант Al Jazeera также не раз доказывал свою приверженность силам оппозиции в Сирии. Бывший корреспондент канала Али-Хашим (Ali Hashem), в интервью RT поведал о том, как сотрудники катарского медиа-холдинга представляют общественности ситуацию в Сирии. Журналист рассказал о предвзятой трактовке ситуации не только в Сирии, но и в Бахрейне. Когда Али Хашим представил редакции фото боевиков, переходящих границу Сирии для помощи повстанцам, администрация канала «попросила его забыть увиденное»40. Кроме того, журналист рассказал и о технической поддержке сирийской оппозиции со стороны канала Al Jazeera путем контрабанды спутниковых устройств связи в Сирию через границу с Ливаном. Али Хашим и продюсер бейрутского отделения Муса Ахмад (Mousa Ahmad) подали в отставку, назвав канал политическим инструментом, который используется против сирийского президента.

Важно отметить, что специальная лексика также применяется в коммуникационном менеджменте для формирования «выгодной» интерпретации событий. На основе полученной информации из СМИ человек формирует концепты собственной картины мира. С опорой на данный тезис были изучены материалы BBC, Al Jazeera и CNN и определены методы воздействия, относящиеся к коммуникационному менеджменту. Как показал семантический анализ статей и репортажей вышеуказанных СМИ, выбор лексических конструкций формировал негативное, предвзятое отношение к таким предметам повествования, как «руководство Сирии», «сирийская армия» и «правительство Сирии». С помощью семантико-стилистических синонимов создавалась определенная оценочная характеристика действий как сирийского руководства, так и оппозиции, где последние представлялись в качестве «борцов за свободу и демократию», а легитимный президент Б. Асад в крайне негативном свете «жестокого диктата». Так, в частности, для описания действий

39 Сирия: более 45 погибших в результате двойного взрыва в Хомсе // BBC [Site]. 21.02.2016. URL: http://www.bbc.com/russian/news/2016/02/160221 syria homs blasts (дата обращения: 04.02.2016).

40 "No Independent Journalism Anymore" — ex-Al Jazeera reporter // Russia Today. 14.03.2012. URL: https://www.rt.com/news/hashem-al-jazeera-resignation-523/ (accessed: 05.02.2016).

повстанцев выбирались слова с нейтральными или положительными коннотациями, а для обозначения действий президента — более эмоционально окрашенные слова или слова, имеющие отрицательные коннотации.

Использование дайджестов также стало излюбленным инструментом BBC. Данный формат новостных сообщений построен на упрощении взгляда на сложную, комплексную проблему гражданской войны в Сирии и составлен из таких тезисов, которые позволяют представить события просто, но односторонне. Овеществление как лексический прием также часто применялось в новостных хрониках международных медиа-холдингов. Суть метода состоит в том, что к неодушевленным предметам приравниваются те люди, которых необходимо представить в негативном контексте; в противоположном ключе выстраивается текст, если необходимо его позитивное восприятие. Так, в одной и той же статье использовались формулировки «антиправительственные активисты» и «государственные СМИ Сирии»41. Кроме того, в материалах западных медиа используются метафоры, «штампы» и другие приемы, которые с высокой долей вероятности направлены на формирование определенной точки зрения о событиях в Сирии.

Риад Хаддад, Чрезвычайный и полномочный посол Сирийской Арабской Республики в РФ, на конференции, организованной изданием «Новое Восточное Обозрение» (НВО), заявил, что «все, что происходит в Сирии — это совокупность разных видов войн: классической, бандитской, уличной, а также дипломатической, экономической, политической, психологической, интеллектуальной, и, самое главное,

42

информационной и электронной» . Он упомянул атаки на электронную версию сирийского информационного агентства «САНА» со стороны США, а также запрет на спутниковое вещание сирийского телевидения через спутники Арабсат и Найлсат в рамках введенных санкций. По мнению г-на Хаддата, применение подобных мер направлено на сокрытие правды о том, что действительно происходит в Сирии, от мировой общественности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что конфликт будет продолжаться, но с различной интенсивностью. Уместно сказать, что руководство Соединенных Штатов стремится к установлению неконтролируемой ситуации по

41 Сирия: более 45 погибших в результате двойного взрыва в Хомсе // BBC [Site]. 21.02.2016. URL: http://www.bbc.com/russian/news/2016/02/160221 syria homs blasts (дата обращения: 04.02.2016).

42 Хаддад Р. Электронные средства массовой информации и их роль в войне против Сирии // Новое Восточное Обозрение [Сайт]. 04.12.2013. URL: http://ru.iournal-neo.org/2013/12/04/rus-e-lektronny-e-sredstva-massovoi-informatsii-i-ih-rol-v-voine-protiv-sirii/ (дата обращения: 15.02.2016).

примеру Ливии, также возможен вариант с выдвижением лояльного Западу «демократического лидера» из числа сил оппозиции. В 2016 году США выделило 1,3 млрд долл. на содержание и обмундирование «умеренной» сирийской оппозиции43.

Б. Асаду удалось удержать власть, но, к сожалению, одновременно с этим усилился радикализм оппозиционных сил и появилась более серьезная угроза на Ближнем Востоке — Исламское Государство44 (ДАИШ). Ряд факторов позволил легитимному руководству Сирии удержать рычаги управления:

- запрет трансляции западных СМИ на территории Сирийской Республики на начальных этапах развития конфликта;

- блокирование работы радиостанций и Интернет-ресурсов;

- реализация курса на противодействие пропаганде и доведение фактических данных до мирового сообщества и населения собственной страны;

- введение уголовной ответственности за разжигание гражданской войны;

- поддержка легитимного режима Асада со стороны России, как в информационном пространстве, так и путем проведения операции ВКС РФ;

- активная защита Сирией своей позиции на международной арене;

- фактор поддержки дружественного режима Ирана.

В данный момент информационно-психологическое противоборство продолжается. Сирия продолжает бороться за свое право на независимость, собственные геополитические интересы и право их отстаивания на международной арене.

На наш взгляд, события в Сирии могли развиваться, как минимум, по двум сценариям. Сирийское общество могло пойти путем реформ, способствующих развитию общества и устранению существующих социальных и экономических проблем, и путем протестов, что в действительности и произошло. Возможность осуществления первого варианта вызывает сомнения, так как внешние акторы, как бы то ни было, стали бы препятствовать выработке национально-ориентированных альтернатив решения существующих проблем и противоречий, используя, прежде всего, отработанные технологии «оранжевых революций».

В начале протестов в Сирии деструктивные силы были представлены под видом демократической оппозиции, которая, как было сказано выше, формировалась на протяжении нескольких лет до «арабской весны». После эскалации конфликта

43 DoD Releases Fiscal Year 2016 Budget Proposal / The U.S. Department of Defense. Release No: NR-031-15. February 02, 2015. URL: http://dodcio. defense. gov/Portals/0/Documents/Library/2016%20Press%20Release .pdf

(accessed: 03.02.2016).

44 Организация запрещена в РФ.

оппозиции и властей технологии КМ способствовали созданию вокруг протестующих образа «мучеников» и «защитников демократии», где существенную роль сыграли СМИ. В контексте данной ситуации они разделились на тех, кто провоцирует конфликт, и тех, кто выявляет фактические материалы и доносит до мировой общественности неискаженную информацию. При всем своем многообразии, в XXI веке СМИ не только рассказывают о тех или иных событиях, но и создают их. В случае попытки смены режима в Сирии, СМИ выступают в качестве инструмента КМ, используемого внешними силами для поддержки перманентной напряженности и формирования позитивного образа сил оппозиции.

Учитывая то, что идеальных правительств не бывает, более того, практически в каждой стране есть проблемы, которые с помощью технологий коммуникационного менеджмента можно «обострить», угрозе осуществления сирийского сценария подвергаются практически все государства. Само зарождение оппозиции в любой стране строится на «коррупции и разложении правящих элит»45, которые используются внешними силами в нужном им русле. Коммуникационный менеджмент позволяет лишь развить и ускорить деструктивные процессы. Пока подобные сценарии осуществляются лишь в отношении «неугодных США» режимов. В качестве «ядра» защиты от такого рода угроз, с условием сохранения самостоятельного политического курса, может стать поступательное социально-экономическое развитие, а «защитным поясом» ядра — выстроенная система контрмер, имеющая в качестве основы коммуникационный менеджмент.

Список литературы:

1. Базаркина Д.Ю. Противодействие терроризму посредством коммуникаций: обобщение европейского опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 40. С. 187-199. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/vestnik/item/40_2013bazarkina.htm (дата обращения: 04.02.2016).

2. Виноградова Е.А. К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 218-228. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/41_2013vinogradova.htm (дата обращения: 04.02.2016).

45 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления.

3. Лайнбарджер П. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания. М.: Центрполиграф, 2013.

4. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия — Телеком, 2012.

5. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный аспект гуманитарной интервенции в условиях «арабской весны» // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 35. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/35 2012pashentsev.htm (дата обращения: 03.02.2016).

6. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2012.

7. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2014.

8. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент как важный фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 34. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/vestnik/item/34_2012pashentsev.htm (дата обращения: 04.03.2016).

9. ПашенцевЕ.Н., Полунина О.С. Президенты под медиаприцелом: практика информационного противоборства в Латинской Америке. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2014.

10. Почепцов Г. Революция.сот: Основы протестной инженерии. М.: Европа, 2005.

11. Расторгуев С.П. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика. М.: Гелиос АРВ, 2006.

12. Сетецентризм: геополитические и военно-политические аспекты современности / Под общ. ред. проф. В.И. Анненкова. М.: РУСАВИА, 2013.

13. Сирия: более 45 погибших в результате двойного взрыва в Хомсе // BBC [Site]. 21.02.2016. URL: http://www.bbc.com/russian/news/2016/02/160221 syria homs blasts (дата обращения: 04.02.2016).

14. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 49. С. 220-249. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/49 2015surma.htm (дата обращения: 03.02.2016).

15. Хаддад Р. Электронные средства массовой информации и их роль в войне против Сирии // Новое Восточное Обозрение [Сайт]. 04.12.2013. URL: http://ru.journal-

neo.org/2013/12/04/rus-e-lektronny-e-sredstva-massovoi-informatsii-i-ih-rol-v-voine-protiv-sirii/ (дата обращения: 15.02.2016).

16. Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2011. № 3. C. 109-122.

17. Энгдаль Ф.У. Похоже, у «Репортеров без границ» есть и геополитические цели (Online Journal, США) // ИноСМИ^ [Сайт]. 07.05.2010. URL: http://inosmi.ru/usa/20100 507/159781224.html (дата обращения: 01.03.2016).

18. AlRifai D., P. Strickland. Syria Bombs Douma Despite Use of Human Shields // Al Jazeera [Site]. 2015. URL: http://www.aljazeera.com/news/2015/11/syria-bombs-douma-human-shields- 151103171542946.html (accessed: 24.02.2016).

19. Arquilla J., Ronfeldt D. Cyberwar Is Coming // In Athena's Camp. Preparing for Conflict in the Information Age / Ed. by J. Arquilla, D. Ronfeldt. Santa-Monica, 1997. P. 23-60.

20. Atassi B. A Colourful Uprising in Damascus // Al Jazeera [Site]. 2011. URL: http://www.aliazeera.com/indepth/features/2011/12/20111211105436823841.html (accessed: 01.03.2016).

21. BensonD.C. Why the Internet Is Not Increasing Terrorism // Security Studies. 2014. Vol. 23 (2). P. 293-328.

22. Cunningham /.Strategic Communication in the New Media Sphere // Joint Forces Quarterly. 4th Quarter 2010. Issue 59. P. 110-114.

23. Cyberdissidents.org [Official Site]. URL: http://cyberdissidents.s3-website-us-east-1.amazonaws.com/index.html (accessed: 15.02.2016).

24. DoD Releases Fiscal Year 2016 Budget Proposal / The U.S. Department of Defense. Release No: NR-031-15. February 02, 2015.

URL: http://dodcio.defense.gov/Portals/0/Documents/Library/2016%20Press%20Release.pdf (accessed: 03.02.2016).

25. Eaman R.A. The Media Society. Basic Issues and Controversies. Toronto: Butterworths, 1987.

26. Furness H. BBC News Uses "Iraq Photo to Illustrate Syrian Massacre" // The Telegraph [Site]. 27.05.2012. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/syria/9293 620/BBC-News-uses-Iraq-photo-to-illustrate-Syrian-massacre.html (accessed: 02.02.2016).

27. HosenballM. Exclusive: Obama Authorizes Secret U.S. Support for Syrian Rebels // Reuters [Site]. 01.08.2012. URL: http://www.reuters.com/article/us-usa-syria-obama-order-idUSBRE87010K20120801 (accessed: 07.02.2016).

28. IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013 Digital Diplomacy / The U.S. Department of State. 2010. URL: http://www.state.gov/m/irm/rls/148572.htm (accessed: 27.02.2016).

29. "George W. Bush Institute and Freedom House to Convene Freedom Activists, Human Rights and Internet Experts to Assess Global Cyber Dissident Movement" // BusinessWire [Site]. 30.03.2010. URL: http://www.businesswire.com/news/home/20100330006873/en/Geo rge-W.-Bush-Institute-Freedom-House-Convene (accessed: 15.02.2016).

30. Giraldi Ph. NATO vs Syria // The American Conservative [Site]. 19.12.2011. URL: http://www.theamericanconservative.com/articles/nato-vs-syria/ (accessed: 06.02.2016).

31. Grunig J.E. Excellence in Public Relations and Communication Management. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

32. Grunig L.A., Grunig J.E., Dozier D.M. Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.

33. Livingston S. Clarifying the CNN Effect: An Examination of Media Effects According to Type of Military Intervention / Harvard University, John F. Kennedy School of Government, Research Paper R-18. June 1997.

URL: http://genocidewatch.info/images/1997ClarifyingtheCNNEffect-Livingston.pdf (accessed: 30.04.2017).

34. Mehmet O. Transborder Violence: The PKK in Turkey, Syria and Iraq // Dynamics of Asymmetric Conflict: Pathways Toward Terrorism and Genocide. 2014. Vol. 7. Issue 1. P. 30-48.

35. MEPI Grants // The U.S.-Middle East Partnership Initiative (MEPI) [Site]. URL: http://mepi.state.gov/mepi/english-mepi/funding-opportunities/apply-for-a-grant/open-funding-opportunities.html (accessed: 10.01.2016).

36. Molander R.C., Riddile A.S., Wilson P.A. Strategic Information Warfare: A New Face of War / RAND Monograph Report. Santa Monica, CA: RAND, 1996. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monograph_reports/2005/MR661.pdf (accessed: 30.04.2017).

37. National Strategy for Counterterrorism / The White House. 2011. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/counterterrorism_strategy.pdf (accessed: 12.02.2016).

38. "No Independent Journalism Anymore" — ex-Al Jazeera reporter // Russia Today. 14.03.2012. URL: https://www.rt.com/news/hashem-al-jazeera-resignation-523/ (accessed: 05.02.2016).

39. Preston J. Seeking to Disrupt Protesters, Syria Cracks Down on Social Media // The New York Times. 22.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/23/world/middleeast/23face book.html? r=1&ref=syria (accessed: 24.02.2016).

40. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions / Ed. by V. Bogdanor. Oxford, UK: Blackwell, 1987.

41. Ray M.L. Advertising and Communication Management. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 1981.

42. Reporters Without Borders: Handbook for Bloggers and Cyber-dissidents / Reporters Without Borders. September 2005.

43. Strategic Plan: Fiscal Years 2007-2012 / The U.S. Department of State, U.S. Agency for International Development. May 7, 2007. URL: http://www. state.gov/documents/organization /86291.pdf (accessed: 13.02.2016).

44. Syrian Rebels Try to Use Prisoner for Suicide Bombing // BBC [Site]. 22.08.2012. URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-19342917 (accessed: 01.03.2016).

Bulgaru D.

Communication Management Tools in the Psychological Warfare in Syria

Dmitrii I. Bulgaru — graduate student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; analyst, Institute for Applied Political Studies, Moscow, Russian Federation.

E-mail: [email protected] Аnnotation

This article aims to review the instruments of communication management and determine the extent of their influence on the psychological warfare taking place in Syria. Currently the importance of communication management in different spheres is as great as ever, and war is not an exception. The increasing complexity of international conflicts leads to various methods of communication management being used, targeting not only the armed forces, but also the civilians, which may significantly change the course of confrontation. Since the beginning of the "Arab spring", many countries of the region have faced a new phenomenon known as "color revolutions", resulting in the fall of the political regimes in Egypt and Tunisia. The experience of psychological warfare in Syria drawsspecial attention because here the state regime has withstood numerous provocations and "spins".

Keywords

Syria, USA, strategic communication, warfare, PsyOps, communication management, twitter revolution, Arab spring, B. Assad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.