Научная статья на тему 'УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филипенко Т.В.

В статье рассмотрены понятие и составляющие элементы экономической безопасности в сфере хозяйственной деятельности. Исходя из множественности угроз в деятельности субъектов хозяйствования, приведена их классификация по различным признакам, в т.ч.: по источнику и вероятности возникновения, по величине последствий нанесенного ущерба, стадии и направлений хозяйственной деятельности. Приведена характеристика различных видов угроз, позволяющая понять их содержание, вскрыть причины зарождения, оценить интенсивность, способствующая созданию эффективной системы противодействия им. Обоснована необходимость своевременного выявления факторов дестабилизации экономической безопасности, идентификации угроз, разработки и реализации мер по их преодолению. С учетом того, что предотвращение угроз и снижение их последствий составляет основу государственной безопасности, предложены мероприятия по повышению уровня экономической безопасности в сфере хозяйствования Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD OF ECONOMIC ACTIVITY

The article discusses the concept and constituent elements of economic security in the field of economic activity. Based on the multiplicity of threats in the activities of business entities, their classification according to various characteristics is given, including as follows: by source and probability of occurrence, by the magnitude of the consequences of the damage caused, the stage and directions of economic activity. The characteristics of various types of threats are given, which makes it possible to understand their content, to reveal the causes of their origin, to assess the intensity that contributes to the creation of an effective system of countering them. The necessity of early recognition of economic security destabilization factors, identification of threats, development and implementation of measures to overcome them is substantiated. Taking into account the fact that preventing the threats and reducing their consequences is the basis of state security, measures for increasing the level of economic security of the Donetsk People’s Republic are suggested.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Менеджмент, ценообразование, экономическая безопасность УДК 346.57 : 338.2

Т.В. ФИЛИПЕНКО, д. н. гос. упр., профессор, ведущий научный сотрудник отдела экономико-правовых исследований, e-mail: tatyanafilipenko@ya.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены понятие и составляющие элементы экономической безопасности в сфере хозяйственной деятельности. Исходя из множественности угроз в деятельности субъектов хозяйствования, приведена их классификация по различным признакам, в т.ч.: по источнику и вероятности возникновения, по величине последствий нанесенного ущерба, стадии и направлений хозяйственной деятельности. Приведена характеристика различных видов угроз, позволяющая понять их содержание, вскрыть причины зарождения, оценить интенсивность, способствующая созданию эффективной системы противодействия им. Обоснована необходимость своевременного выявления факторов дестабилизации экономической безопасности, идентификации угроз, разработки и реализации мер по их преодолению. С учетом того, что предотвращение угроз и снижение их последствий составляет основу государственной безопасности, предложены мероприятия по повышению уровня экономической безопасности в сфере хозяйствования Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая политика, субъекты хозяйственной деятельности, угрозы экономической безопасности.

Filipenko T.V. Threats to economic security in the field of economic activity.

The article discusses the concept and constituent elements of economic security in the field of economic activity. Based on the multiplicity of threats in the activities of business entities, their classification according to various characteristics is given, including as follows: by source and probability of occurrence, by the magnitude of the consequences of the damage caused, the stage and directions of economic activity. The characteristics of various types of threats are given, which makes it possible to understand their content, to reveal the causes of their origin, to assess the intensity that contributes to the creation of an effective system of countering them. The necessity of early recognition of economic security destabilization factors, identification of threats, development and implementation of measures to overcome them is substantiated. Taking into account the fact that preventing the threats and reducing their consequences is the basis of state security, measures for increasing the level of economic security of the Donetsk People's Republic are suggested.

Keywords: economic security, economic policy, subjects of economic activity, threats to economic security.

© Т.В. Филипенко, 2022

Экономическая безопасность занимает важное место в системе национальной безопасности любого государства, объектом ее защиты выступают интересы страны в области экономики. Целью экономической безопасности является обеспечение стабильного экономического развития государства для удовлетворения экономических и социальных потребностей населения, защита экономики страны от внешних и внутренних угроз, создание благоприятных условия для стабильного функционирования и развития личности, общества и государства [1, с. 190]. Общее состояние экономической безопасности государства напрямую зависит от результатов деятельности субъектов хозяйствования и применяемых механизмов обеспечения их безопасности.

К основным составляющим экономической безопасности относятся финансовая безопасность, макроэкономическая безопасность, промышленная безопасность, энергетическая безопасность, внешнеэкономическая безопасность, инвестиционная и инновационная безопасность. Финансовая безопасность включает: банковскую безопасность, безопасность небанковского финансового сектора, долговую безопасность, бюджетную безопасность, валютную безопасность, денежно-кредитную безопасность [2].

Л. И. Абалкин рассматривал экономическую безопасность как систему, имеющую сложную внутреннюю структуру, и выделял три основных ее элемента:

экономическая независимость - независимость государства в формировании и развитии собственной экономической системы, осуществлении внешнеэкономической деятельности, способность управлять национальными ресурсами, высокий уровень производства и качества продукции, гарантирующий ее конкурентоспособность и участие в мировой торговле;

стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие охрану собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для хозяйственной деятельности, контроль факторов, способных дестабилизировать финансово-экономическое положение;

способность к саморазвитию, т.е. создание благоприятного инвестиционного климата, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников [3, с. 5].

В современных условиях хозяйственная деятельность предприятий Донецкой Народной Республики связана с множеством рисков и угроз, которые снижают эффективность их работы и препятствуют устойчивому развитию.

Г.Г. Лянной к общим рискам для бизнеса относит геополитические, экономические (санкционные) и политические риски [4, с. 42].

Геополитические риски связаны с действиями соседних государств, корпораций, направленными на дестабилизацию обстановки в стране путем проведения переворотов, революций, военных операций, а также экономическая политика в странах ближнего зарубежья и на международной арене. Влияние геополитических факторов существенно ограничивает экономическое развитие ДНР как государства. Поэтому экономика ДНР вынуждена функционировать с учетом рисков неопределенности перспектив развития, устранять реальные, и просчитывать потенциальные экономические угрозы для их своевременного нивелирования [5, с. 8].

Экономические (санкционные) риски возникают в связи с ужесточением налогового законодательства, увеличением таможенных сборов, ухудшением доступности капитала в стране и за ее пределами,

изменением рыночных связей из-за введения экономических санкций. Так, санк-ционные программы США, ЕС и других иностранных государств в отношении ряда российских компаний и частных лиц заставляют перестраивать бизнес-процессы, замораживать активные проекты, искать новые рынки сбыта и т.д.

Политические риски связаны с лоббированием политиками интересов различных компаний, изменением экономической политики в отношении бизнеса в целом или в отношении отдельных отраслей.

Несмотря на существующие риски и угрозы экономика Донецкой Народной Республики постепенно восстанавливается. По данным Министерства экономического развития ДНР за январь - август 2022 г. объем реализованной промышленной продукции предприятиями Республики увеличился на 46,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В перерабатывающей промышленности объем реализованной продукции увеличился в 1,8 раза. Наибольший рост объема реализованной продукции отмечен в металлургическом производстве (в 2,9 раза), что обусловлено возобновлением производственной деятельности металлургическими предприятиями, в производстве кокса и продуктов нефтепереработки (в 2,4 раза), легкой промышленности (в 1,5 раза). В добывающей промышленности объем реализованной продукции увеличился на 8,9%. В сфере добычи других полезных ископаемых и разработке карьеров отмечено увеличение в 4,7 раза, что связано с увеличением реализации продукции предприятиями Республики в сфере добычи каменного угля на 3,3 %. Объем реализованной продукции предприятий, осуществляющих поставку электроэнергии, в январе - августе 2022 г. увеличился на 11,1%, а предприятий в сфере водоснабжения сократился на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого

года [6]. Но необходимо признать, что экономика государства и деятельность отдельных хозяйствующих субъектов подвергаются воздействию различных дестабилизирующих факторов объективного и субъективного характера.

Объективные угрозы связаны со стихийными природными явлениями, такими как наводнения, ураганы, засухи, обвалы, лесные пожары и т.п. Источником субъективных негативных воздействий являются физические и юридические лица, действия которых связаны с недобросовестной конкуренцией, нарушением нормативно-правовых актов, коррупцией и т.д. Воздействие таких факторов может привести к негативным последствиям для экономической безопасности государства в целом, нанести потенциальные или реальные убытки субъектам хозяйствования.

В то же время, как отмечает И. П. Бе-лозеров, не все действия с негативным последствиями являются угрозой для экономической безопасности предприятия, а только те, что имеют следующие признаки: сознательный и корыстный характер; направленность действия на причинение вреда субъекту хозяйствования и противоправный характер [7].

Кроме того, угрозы экономической безопасности предприятий имеют относительный характер, так как отдельные явления, представляющие угрозу для одного предприятия, для другого таковыми не является. Например, повышение стоимости энергоресурсов ухудшает условия работы предприятий-потребителей энергии, в отличие от предприятий-производителей энергии. С другой стороны, некоторые явления представляющие опасность для одних предприятий, могут стать «выигрышем» для других. Например, в случае банкротства предприятия-конкурента его соперник улучшает свое экономическое положение на рынке.

По источнику возникновения для хозяйствующих субъектов существуют

внешние и внутренние угрозы, причем для каждого субъекта они индивидуальны. Однако для них характерны некоторые общие черты. Так, в качестве внешних угроз может выступать противоправная деятельность криминальных структур, конкурентов, отдельных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внешним угрозам можно отнести:

работу специальных служб иностранных государств по получению информации об экономических процессах в сфере хозяйствования с целью осуществления антиконкурентных мероприятий;

работу служб безопасности как отечественных, так и зарубежных субъектов хозяйственной деятельности с целью ослабления конкурентов, завладения рынками сбыта или имуществом конкурентов;

противоправную деятельность организованных преступных формирований и отдельных лиц с целью завладения имуществом субъектов хозяйственной деятельности.

Внутреннюю угрозу могут составлять действия или бездействия (умышленные или неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его деятельности. В результате таких действий (бездействий) возможна утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую или конфиденциальную информацию), подрыв делового имиджа, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами, конфликтные ситуации с правоохранительными органами и тому подобное.

Внутренние угрозы безопасности субъекта хозяйствования могут возникать в следствии:

противоправных или иных негативных действий персонала субъекта хозяйственной деятельности, угрожающие его функционированию и развитию;

нарушения установленного режима защиты информации с ограниченным доступом для посторонних лиц;

неэффективного финансового планирования и управления активами;

малоэффективной рыночной стратегии;

ошибочной ценовой и кадровой политики;

нарушения порядка использования технических средств;

других нарушений правил режима безопасности, делопроизводства и тому подобное, которые создают предпосылки для реализации противоправных целей преступных элементов или других заинтересованных лиц.

Объектами деструктивного влияния могут выступать наиболее важные компоненты хозяйственной деятельности: право собственности; имущество, оборудование; финансовые ценности (фальсификация финансовых документов, мошенничество, кража); коммерческая тайна (конфиденциальная информация); персонал (например, шантаж с целью получения информации, составляющей коммерческую и конфиденциальную тайну, похищение или угрозы похищения сотрудников; психологический шантаж и тому подобное); имидж предприятия, предпринимателя и его семьи.

По вероятности возникновения угрозы могут быть потенциальными и реальными. Потенциальная угроза является предпосылкой для формирования реальной угрозы и поэтому требует разработки и принятия мер по ее ликвидации и защите субъектов хозяйствования от негативных последствий.

По характеру выражения можно выделить явные и скрытые угрозы. Явные

угрозы всегда очевидны, хотя и не вся информация о них может быть доступной. Скрытые угрозы обычно не воспринимаются или недооцениваются как угрозы и в этом состоит их серьезная опасность [8, с. 194].

В зависимости от нанесенного ущерба угрозы могут быть связаны с материальными (имущественными, ресурсными, финансовыми) убытками; с духовно значимыми потерями (моральные, имиджевые); с физическим ущербом здоровью и жизни предпринимателя.

По величине последствий нанесенного ущерба можно выделить приемлемые и неприемлемые угрозы. Приемлемые угрозы лишь частично подрывают экономическое благополучие субъекта хозяйствования или состояние здоровья предпринимателя, и их можно восстановить через определенный период времени. Последствия же неприемлемых угроз являются катастрофическими для объекта безопасности.

Угрозы могут возникать на разных стадиях хозяйственной деятельности:

на стадии создания: противодействие со стороны коррумпированных чиновников созданию предприятия, посягательства со стороны криминальных структур и т.д.;

на стадии функционирования: препятствие поставкам сырья, оборудования, уничтожение имущества, кража ноу-хау, ограничение конкуренции, препятствие сбыту продукции и тому подобное.

В соответствии с направлениями хозяйственной деятельности и определяющими ее факторами выделяют:

страновые риски связанные с политико-экономической стабильностью стран, с которыми сотрудничает предприятие. Их причинами может стать нестабильность государственной власти, поляризация интересов различных групп

внутри страны, неэффективная экономическая политика и т. д;

валютные риски, выражающие результаты колебаний валютных курсов, которые зависят от спроса и предложения на валюту на международных и национальных рынках и способные обесценить финансовые ресурсы предприятия;

налоговые риски, зависящие от изменений налоговой политики, способной привести к финансовым потерям;

форс-мажорные риски, связанные с независящими от воли предпринимателя стихийными бедствиями, которые могут привести к непредвиденным потерям, возместить которые можно путем страхования деловых сделок в страховых компаниях;

управленческие риски, возникающие в связи с некомпетентностью руководства предприятия, ложными расчетами, необоснованностью принятых управленческих решений, которые могут нанести вред предприятию;

коммерческие риски, характеризующие вероятные потери в процессе реализации товаров и услуг;

кредитные риски или риски невозврата средств и процентов по займу;

инвестиционные риски, характеризующие возможные прямые потери, а также упущенную выгоду вследствие необоснованного инвестирования;

инновационные риски, заключающиеся в возможности потерь во время внедрения новых разработок, уникальных технологий, если они не принесут ожидаемого дохода;

кадровые риски, связанные с отбором недостаточно квалифицированного персонала или с низкой мотивацией к работе на предприятии.

В рамках применения системного подхода М. Королев выделяет восемь базовых видов угроз, рисков и видов безопасности предприятия, а именно:

1. Человеческая (включая кадровую) безопасность, которая связана с убийствами, похищениями и угрозами похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников; психологическим террором, запугиванием, шантажом, вымогательством и т.д.

2. Технологическая безопасность, связанная с авариями, сбоем оборудования, уничтожением сооружений, угрозами технике и материальным ценностям, выводом из строя средств связи и коммунальных систем, кражей и уничтожении транспортных средств.

3. Материальная (в т.ч. сырьевая) безопасность подразумевающая достаточность объемов сырья и материалов для обеспечения производственных процессов.

4. Институциональная безопасность, связанная с регулированием и контролем выполнения контрактных обязательств, соблюдением институциональных требований среды, нормальным ходом производственных и иных бизнес-процессов, контролем за соблюдением установленных норм.

5. Информационная безопасность, направленная на предотвращение угроз утечки информации, «ноу-хау», конструкторской и технологической документации, отчетов о НИОКР и др.

6. Продуктовая (товарная) безопасность, связанная с обеспечением сохранности продукции и синхронности товарных потоков.

7. Финансовая (в т.ч. инвестиционная) безопасность, направленная на обеспечение своевременности денежных расчетов и погашения кредитов, нормальное монетарное обеспечение производства.

8. Организационная безопасность, подразумевающая эффективную координацию работы предприятия и его контрагентов в рамках взаимодействия, разделения и кооперации труда [9, с. 21-22].

Приведенная классификация угроз экономической безопасности субъектов хозяйствования помогает понять их содержание, вскрыть причины зарождения, оценить интенсивность, способствует созданию эффективной системы противодействия им.

Для организации надлежащего регулирования экономических отношений и создания безопасных условий хозяйственной деятельности необходима четкая и скоординированная работа уполномоченных государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной политики в сфере экономики [10, с. 371]

Нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики регламентирована деятельность государственных органов в сфере обеспечения экономической безопасности. В частности, Законом «О безопасности» определяются полномочия (задачи, функции) органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности [11]. Однако Закон ДНР «О безопасности» содержит преимущественно декларативные нормы, касающиеся в целом национальной безопасности, и не определяет правовой механизм реализации установленных задач, функций и полномочий [12, а 123]. Дополнительно полномочия, относящиеся к обеспечению экономической безопасности при реализации внутренней и внешней экономической политики, определены в Законе ДНР «О Правительстве Донецкой Народной Республики» [13]. Полномочия министерств и других государственных органов в сфере обеспечения экономической безопасности закреплены в соответствующих положениях об их создании. Указанные органы осуществляют контроль за соблюдением субъектами хозяйствования установленных правовых норм и правил поведения, направленных на обеспечение экономической безопасности Республики. В

то же время необходимо активизировать деятельность по выявлению факторов дестабилизации безопасности, идентификации угроз, разработке и реализации мер по их преодолению [14, с. 495].

С целью повышения уровня экономической безопасности в сфере хозяйственной деятельности Донецкой Народной Республики необходимым представляется осуществление следующих мероприятий: формирование постоянно действующей системы мониторинга угроз экономической безопасности, которая должна обеспечивать прогнозирование и своевременное выявление угроз, принятия адекватных мер для их предотвращения и нейтрализации;

поддержка наиболее рентабельных и перспективных сфер хозяйственной деятельности, создание условий для опережающего развития отраслей, обладающих максимальными конкурентными преимуществами в долгосрочном периоде;

обеспечение качества и доступности профессионального образования в соответствии с потребностями и перспективными задачами социально-экономического развития республики;

укрепление рыночных институтов, обеспечение стабильных условий хозяйствования и развития конкуренции;

повышение предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса;

повышение ответственности государственных и муниципальных должностных лиц, недопущение коррупционных действий на государственной службе;

внедрение стратегического планирования, разработка и реализация концепций экономической безопасности, стратегий и государственных программ социально-экономического развития

интеграция Донецкой Народной Республики в правовое поле Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Cernysheva, Y.A. State economic security as criminal law protection object / Y.A. Chernysheva, V.L. Goricheva, M.I. Shepelev, V.N. Pishchulin // Cuestiones Políticas. - 2022. - Vol. 40. - № 74. - Р. 178194. - DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.4074.09

2. Leheza, Y. Ensuring human rights in Ukraine: problematic issues and ways of their solution in the social and legal sphere / Y. Leheza, T. Filipenko, O. Sokolenko, V. Darahan, O. Kucherenko // Cuestiones políticas. - 2020. - Vol. 37. - № 64 - Р. 123136. - DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.3764.10

3. Абалкин, Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1992. - № 12. - С. 4-16.

4. Лянной, Г.Г. Безопасность предпринимательской деятельности как неотъемлемый элемент безопасности государства / Г.Г. Лянной // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2016. - 3 (37). - С. 39-45.

5. Половян, А.В. Прогнозы развития экономики Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, Н.В. Шемякина, С.Н. Гриневская // Вестник института экономических исследований. -№ 1 (25). - 2022. - С. 5-17.

6. Социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики за 8 месяцев 2022 года / Министерство экономического развития ДНР [Электронный ресурс] // Лента новостей ДНР. - URL: https://dnr-news.ru/economy/2022/10/ 19/140154.html

7. Белозеров, И.П. Организационно-правовые основы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности / И.П. Белозеров // Вестник «Право». - 2016. - № 8. - С. 1625.

8. Иншаков, С.М. Методологические основы теории национальной безопасности : монография / С.М. Иншаков. -Москва : Ruscience, 2017. - 275 с.

9. Королев, М. Классификация угроз и направлений защиты фирмы / М. Королев // Хранитель. - 2008. - № 7. -С. 21-24.

10. Brusakova, O.V. Implementation of state policy in the field of economic security of the state: administrative and legal aspect / O.V. Brusakova, A.O. Yefremov, I.M. Riazantseva // Journal of law and political sciences. - 2022. - Vol. 33. - Issue 2. -P. 370-382.

11. О безопасности : Закон ДНР от 12.12.2014 №04-1НС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https://dnrsovet.su/ zakon-dnr-o-bezopasnoste/

12. Черкасская, Н.В. Становление и развитие законодательства в сфере эконо-

мической безопасности Донецкой Народной Республики / Н.В. Черкасская, Л.И. Кущ // Вестник Института экономических исследований. - 2022. - №1 (25). - С. 121129.

13. О правительстве Донецкой Народной Республики : Закон ДНР от 30.11.2018 № 02-ПНС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narod noj -respubliki-o-pravitelstve-donetskoj -narodnoj -respubliki/

14. Саликов, Ю.А. Угрозы экономической безопасности региона / Ю.А. Саликов, И.И. Золотарева, Т.А. Бородкина // Вестник ВГУИТ. - 2017. - Т. 79. - № 1. -С. 490-496. - DOI: http://doi.org/10. 20914/2310-1202-2017-1-490-496

T.V. FILIPENKO, Doctor of Public Administration, professor, leading research associate, Department of Economic and Legal Research,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: tatyanafilipenko@ya.ru

SFI "Economic Research Institute", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 21.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.