УДК 343.34
Плаксин Е.Д., Плаксина Н.В.
УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАШИХ РУКАХ
Плаксин Евгений Дмитриевич, главный специалист Отдела Прокуратуры г. Москвы, Россия, Москва Плаксина Надежда Викторовна, ст. преподаватель кафедры психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва, e-mail: [email protected]
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9
В статье рассматривается проблема нарушения учебной дисциплины студентов на этапе обучения. Рассмотрены основные стороны использования информационных технологий как факторов личностных и профессиональных деструкций; определена сущность угрозы безопасности.
Ключевые слова: учебная дисциплина, личностные и профессиональные деструкции, национальная безопасность, информационные технологии.
THREAT OF NATIONAL SECURITY IN OUR HANDS
E.D. Plaksin, N.V. Plaksina*
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The problem of violation of the student's educational process at the training stage is considered in the article. The main aspects of using information technologies as factors of personal and professional destructions are considered; Search for the essence of the threat to national security.
Keywords: educational discipline, personal and professional destructions, national security, information technologies.
Анализ различных источников и официальных документов свидетельствует о том, что угроза безопасности - явление, которое потенциально объективно существует, а при определенных неблагоприятных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб личности, нации и государству. Основным источником угроз, отмечает В.Г. Вишняков, в социальной деятельности выступает субъективный фактор, иными словами, сами «разумные существа», сознательно или бессознательно совершающие (или ничего не совершающие, а просто бездействующие - чаще всего сознательно) правильные, с их точки зрения, действия, но представляющие для других «разумных» существ опасности и угрозы» [2].
Сущность угроз безопасности определяется как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В рамках теории безопасности, наряду с понятием «угроза» употребляется также термин «опасность». Исследователи выделяют шесть значений последнего:
1) целеустремленные враждебные намерения и действия одних субъектов против других, а также вредные следствия просчетов, ошибок, безалаберности людей в своих действиях;
2) риск;
3) вызов;
4) природные катаклизмы, наносящие ущерб самой природе и обществу;
5) оценка явлений с точки зрения возможного ущерба;
6) предчувствие событий, способных причинить вред людям и природе.
При этом каждая объективно существующая опасность может рассматриваться в качестве
потенциальной угрозы, т.е. при определенных условиях способна стать конкретной угрозой и нанести реальный ущерб интересам государства, общества или личности.
Пусть не покажется пафосной заявленная тема, но она имеет действительно не просто фигуральное значение, но и теоретический и практический аспект. Все в наших руках. Но это «все» при неумелом использовании может представлять потенциальную угрозу не только владельцу оного, но и социуму в целом.
Актуальным является вопрос о качестве учебной деятельности во всех ее аспектах, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего
специалиста.
На протяжении исследуемого учебного периода (2015/2016; 2016/2017 учебный год) среди студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева сформировалась определенная и относительно устойчивая тенденция нарушения дисциплины учебного процесса [4]. Выражается она в следующем: современные информационные технологии в виде смартфонов, планшетов и иных гаджетов используются студентами во время учебного лекционного процесса далеко не в целях познавательного, а в целях развлекательного характера. Причем данная тенденция уже приобретает зависимый характер.
Проблема отсутствия внимания у студентов на занятиях не является новой, но с точки зрения формирования профессиональных деструкций приобретает актуальное значение [3]. Особое значение эта проблема приобретает в рамках формирования будущего специалиста, приобретения им профессионально важных качеств. Именно он, специалист-профессионал, на современном этапе
развития нашего общества, выступает в качестве стержня, обеспечивающего национальную и государственную безопасность государства.
Рассмотрим проблему комплексно. С точки зрения описательной ситуации, это выглядит следующим образом. В самом начале лекционного процесса студенты особым образом располагаются на местах в аудитории, а именно: на парты водружаются сумки с целью прикрытия мобильных устройств. В другом варианте обучающиеся просто кладут на колени «игрушку» и включаются в процесс внедрения в сети Интернет, периодически поглядывая на преподавателя. Но, как правило, период этот увеличивается, и студент просто растворяется в виртуальном мире. Со стороны наблюдателя картина такова: тело изогнуто, голова наклонена вниз, частые подергивания рук, эмоции не контролируются, мимика хаотичная, взгляд напряженный и тревожный. Всю динамику «происшествия» можно сравнить с набором невротических реакций, причем этот набор далеко не полный.
Рассматривая проблему в комплексном варианте, следует обозначить ряд ее сторон.
Социальная сторона. Социальная ситуация представляет собой присутствие на лекции студента в «бесприсутственном» состоянии. С одной стороны вроде происходит общение. Но это общение может в полной мере приобрести аутичные черты. Утрачиваются или не формируются в достаточной степени коммуникативные навыки, что приводит к неумению общаться и в крайнем варианте - страсть к использованию смартфона приводит к социальной изоляции. Нарушение норм общения в прогнозируемом варианте может привести к социальному взрыву и потрясениям, что в свою очередь представляет угрозу национальной безопасности.
Психологическая сторона. Как мы обозначали выше, использование мобильного телефона приобретает стойкую зависимость (повторяющийся паттерн поведения, который увеличивает риск развития болезни или личных (социальных) проблем и сопровождается потерей контроля).
Гаджет-зависимость имеет множество проявлений. Есть среди них своеобразные: страх забытого телефона, умственная чесотка и фантомная вибрация.
Страх забытого или пропавшего телефона психологи сравнивают с состоянием клинической смерти, настолько схожи эти проявления.
Проявления «умственной чесотки» заключается в дискомфорте от того, что не перелистываешь в сотый раз ленту социальной сети и даже начинаешь злиться на то, что так мало новых постов.
«Призрачный звонок». Схематично это можно представить так: услышали, что завибрировал ваш телефон или показалось, что завибрировал (наверное, SMS пришла или сообщение в одной из социальных сетей). Да нет, показалось! Снова завибрировал! Снова показалось. Это состояние называется синдромом фантомной вибрации и считается психологическим феноменом. В ходе проведённого исследования выяснилось, что около 79% опрошенных испытывают подобные ощущения
хотя бы один раз в две недели. Технологии начинают перестраивать нашу нервную систему таким образом, что самый обыкновенный зуд в ноге после укуса комара интерпретируется как вибрация смартфона.
Психологический аспект использования смартфона определяется еще и в нарушении основных психических процессов, более того, изменения психики может стать причиной психических болезней вроде депрессии и тревожного состояния. Рассеивается внимание или полностью отсутствует, ухудшается память, эмоции носят неустойчивый характер, контроль за поведением ограничивается лишь кратковременной ориентацией на преподавателя (по типу видит или не видит меня). Социализация личности происходит в процессе коммуникативных связей. Но тенденция такова: коммуникации носят искаженный характер, что в свою очередь ведет к инфантилизму. И это не теория. Значительная часть обучающихся имеют затруднения в формировании и вербализации своих мыслей. Более того, студенты не могут ответить на вопросы темы с достаточной полнотой и развернутостью. Причина в том, что общаются обучающиеся кликово, даже письменная речь носит условный характер, т.е. сокращенный вариант текста. Механизмы запоминания также имеют особенности фрагментарных структур, что ведет в свою очередь к серьезным проблемам не только в плане воспроизведения материала, но и информативной стороны воспроизведенного.
Морально-этическая сторона проблемы. Нормы морали вырабатывались веками для того, чтобы мы выжили. Отрицание или негативное отношение к основным законам общежития может привести к неуправляемым процессам и явлениям. Достаточно сказать, что дисциплина в образовательном процессе является неотъемлемой обязанностью студента и является с точки зрения морали нормой взаимодействия участников образовательного процесса. В студенческой группе порой сводятся к минимуму нормы и правила поведения в коллективе. Студенты считают, что позволительно регулярно опаздывать к началу лекций, выходить из аудитории по «очень важному звонку», причем у 15 % слушателей эти звонки имеют место на каждой лекции. Отдельно следует отметить, что звук телефонов в аудитории некоторые студенты и не утруждаются выключать, тем самым отвлекая преподавателя и своих сокурсников.
Важную роль во взаимодействии участников педагогического процесса играет такая этическая и моральная категория как уважение. Уважение -позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. Использование на занятиях технологических устройств (смартфонов), следует рассматривать как неуважение к преподавателю, но в первую очередь, как неуважение к себе.
Особо стоит отметить и медицинский аспект проблемы. Зависимость от этих гаджетов становится серьезной проблемой в современном цифровом мире, и исследования показали, что они способны
вызвать физические проблемы со здоровьем в долгосрочной перспективе. Смартфоны заменили книги, с помощью которых люди расслаблялись и успокаивались перед отходом ко сну. А использование этих маленьких устройств с горящими экранами отрицательно воздействует на циркадные ритмы организма. Исследования показывают, что смартфоны вызывают бессонницу.
Опубликованное в 2015 году в журнале Journal of Behavioral Addictions исследование показало, что студенты, которые тратили часы на свои смартфоны, значительно чаще страдали от этих психических болезней. Другие исследователи приходили к выводу о том, что мобильные телефоны отвечают за раздражения кожи или дерматиты в области щек и ушей. Это связано с тем, что некоторые телефоны содержат аллергены, включая никель, хром и кобальт.
Дерматологи установили, что смартфон является главным врагом для кожи, так как он вызывает преждевременное старение. Это связано с тем, что при использовании смартфона человек чаще использует мышцы шеи для наклона, что увеличивает гравитационное давление на саму кожу, вызывая морщины.
Офтальмологи бьют тревогу. Уже в раннем возрастном периоде у детей, использующих мобильные телефоны, «выжигаются» глаза. На фоне продолжительного пользования гаджетами происходит отслойка сетчатки и другие патологические изменения глазной оболочки.
Тревожная ситуация и в сфере влияния смартфонов на костно-мышечную систему. Даже самый легкий гаджет все же создает нагрузку на кисть руки, поэтому часами держать его в одном положении вредно. Многие пользователи испытывают боль и онемение в большом пальце, которым нажимают клавиши устройства. Эта болезнь даже получила отдельное название -синдром смартфонного пальца. Кроме того, владельцы гаджетов нередко осуществляют разговор, параллельно занимаясь другими делами. Чтобы освободить руки, они удерживают смартфон, прижимая его головой и плечом. Люди, которые делают так часто и подолгу, рискуют получить воспаление мышц шеи и верхней части спины, а также остеохондроз шейного отдела позвоночника. Можно уже сейчас заметить невооруженным глазом неправильную осанку у значительной части студентов, и связана она с начавшейся, если уже не поздней стадией сколиоза.
Обобщая вышеизложенное, можно
резюмировать следующее:
При неразумном и бесконтрольном использовании гаджетов в наших руках они могут стать бомбой замедленного действия.
Нецелевое использование гаджетов в структуре образовательного процесса гасит исследовательский интерес студентов, нарушает морально-этические нормы, приводит к патологическим изменениям и в личностном, и в профессиональном плане. Можно предположить, что в будущем такие специалисты не смогут в полной мере стать качественными
исполнителями, так как обучение носит и исполнительный характер в том числе.
Любая профессиональная деятельность уже на стадии обучения, а в дальнейшем при регулярном выполнении деформирует личность [1]. Постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта приводят к профессиональным деструкциям. Они негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных
взаимодействиях, а также на развитии личности субъекта профессиональной деятельности. И если эти неположительные изменения находятся пока в относительно долгосрочной перспективе, то постоянное, патологически привязанное и зависимое состояние в процессе взаимодействия с гаджетами приближает эту перспективу.
Техника в руках дикаря-кусок металла. При всех положительных качествах современных технологий, неумелое и неуместное их использование и отрицательное воздействие может привести к «всеобщей» беде. Достаточно сказать, что в будущем на решение этой проблемы затраты государства на лечение и реабилитацию так называемых носителей интернет-зависимости могут составить внушительные суммы.
Прогресс остановить невозможно. Но во всем необходима разумная умеренность. В учебном процессе даже умеренность в отношении использования гаджетов на занятиях не должна иметь место. Основная и ведущая деятельность в студенческом возрасте - профессиональное обучение. И основная цель высшей школы -подготовка будущего компетентного специалиста, который целенаправленно и вполне сознательно мог строить свои отношения с другими людьми в ходе совместной деятельности; изменять свое поведение на основе понимания целей, задач других людей; знать особенности своей личности (положительных черт и недостатков); перестраивать свою деятельность в соответствии с коллективной и личной ее значимости, с учетом своих возможностей, управлять своими эмоциями таким образом, чтобы улучшать межличностные отношения, самочувствие людей, чтобы влиять на успешность совместной деятельности.
Список литературы
1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь, 2014. 272 с.
2. Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 27-39.
3. Плаксин Е.Д., Ефимова Н.С., Плаксина Н.В. Профессиональная деформация юристов как угроза безопасности личности в профессии//Успехи в химии и химической технологии: сб. науч. тр. Том XXVIII, №7 (156).-М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2014.-136 с.
4. Плаксина Н.В. Успехи в химии и хим. технологии: Сб. науч. тр. /РХТУ им. Д.И. Менделеева. - 2015. - Т. 29. - Вып. 5. - С. 67 - 69.