Научная статья на тему 'Гигиенические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами'

Гигиенические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-ND
481
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY / ГАДЖЕТЫ / GADGETS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик Андрей Александрович, Федотов Д.М.

Проведено исследование работы с информационно-коммуникационными технологиями 493 школьников и студентов Москвы и Архангельска. Установлены различия в сочетании гаджетов и времени их использования. Отмечено также несоблюдение гигиенических рекомендаций относительно режима дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик Андрей Александрович, Федотов Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hygienic problems of usage information and communication technology by schoolchildren and students

The usage of information and communications technology by 493 schoolchildren and students from Moscow and Arkhangelsk was studied. The differences in combinations of gadgets and their usage time were determined. Also nonobservance of hygiene recommendations about day regimen was noticed.

Текст научной работы на тему «Гигиенические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами»

сентябрь M (294) ЗНиСО

49

g УДК 613.96

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-= КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ

о Н.А. Скоблина1, О.Ю. Милушкина1, А.А. Татаринчик1, Д.М. Федотов2

= 1ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

2ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», t^ Архангельск, Россия

Проведено исследование работы с информационно-коммуникационными технологиями 493 школьников и студентов Москвы и Архангельска. Установлены различия в сочетании гаджетов и времени их использования. Отмечено также несоблюдение гигиенических рекомендаций относительно режима дня. Ключевые слова: школьники, студенты, информационно-коммуникационные технологии, гаджеты.

N.A. Skoblina, O.Yu. Milushkina, A.A. Tatarinchik, D.M. Fedotov □ THE HYGIENIC PROBLEMS OF USAGE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY BY SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS □ Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia; Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia.

The usage of information and communications technology by 493 schoolchildren and students from Moscow and Arkhangelsk was studied. The differences in combinations of gadgets and their usage time were determined. Also nonobservance of hygiene recommendations about day regimen was noticed. Key words: schoolchildren, students, information and communications technology, gadgets.

Взросление современных детей и подростков проходит одновременно с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Под информационными и коммуникационными технологиями сегодня понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука [2]. Использование ИКТ широко вошло в образ жизни детей, подростков и молодежи [5]. ИКТ не только используются для развлечений, но также и в образовательном процессе [3, 4]. Современные школьники и студенты - наиболее многочисленная популяция людей, регулярно использующих ИКТ [4]. Однако существует проблема организации работы с ИКТ, что несет потенциальную опасность для здоровья подрастающего поколения [1].

Цель исследования - изучение использования ИКТ старшими школьниками и студентами.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 493 школьника и студента, из них 95 школьников старших классов и 398 студентов младших курсов (из них 356 из Москвы и 137 из Архангельска). Средний возраст школьников составил 16,1 года среди мальчиков и 16,4 года среди девочек. Средний возраст студентов составил 19,8 среди юношей и 20,3 года среди девушек. Школьники обучались в общеобразовательных организациях г. Москвы и Гимназии № 12 г. Долгопрудного Московской области. Студенты обучались в ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Москва) и ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (Архангельск). Выбранные вузы различаются по профилю обучения (педиатрия и математическое моделирование) и расположены в регионах, различающихся по климатогеографическим и медико-социальным условиям.

В исследовании был проведен анкетный опрос для оценки использования ИКТ и образа жизни. Статистическая обработка полученных дан-

ных проводилась с использованием пакета статистического анализа Statistica 10.0 (StatSoft, США).

Данное исследование не подвергает опасности благополучие субъектов исследования и не ущемляет их права в соответствии с требованиями биомедицинской этики, утвержденными Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (2000).

Результаты исследования. В результате анкетирования установлено, что и школьники и студенты ежедневно используют различные ИКТ с применением гаджетов (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон, электронная книга, аудиоплеер). Не используют ИКТ только 0,5 % всех опрошенных. Наиболее популярными по использованию гаджетов являются (в порядке убывания): мобильный телефон, ноутбук, планшет, компьютер. Достоверных различий между мальчиками и девочками, юношами и девушками, школьниками и студентами не выявлено.

Выявлено ежедневное сочетание использования гаджетов, как минимум, их два. Обязательный из них - мобильный телефон, который часто используется как персональный компьютер. Вторым гаджетом является или компьютер, или ноутбук (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5; р < 0,001), если речь идет о стационарном использовании; ноутбук или планшет (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3; р < 0,03), если речь идет о возможности взять гаджет с собой на занятия, что зависит от имеющегося у студента или школьника гаджета. Использование ноутбука, который студент или школьник берет с собой, сочетается с использованием аудиоплеера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3; р < 0,001); аналогичная ситуация наблюдается и с планшетом (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3; р < 0,001). Ежедневно используют и компьютер и ноутбук 14,3 % всех опрошенных; 12,8 % - компьютер и планшет; 16,8 % - и ноутбук и планшет.

Достоверные различия во времени использования гаджетов школьниками и школьницами не выявлены (рис. 1).

50

ЗНиСО сентябрь (294)

Мальчики-школьники используют компьютер в учебные дни 124,6 ± 19,5 минуты, девочки-школьницы - 108,4 ± 14,4 минуты; ноутбук используют 119,3 ± 21,1 и 167,7 ± 14,4 минуты соответственно, планшет — 127,0 ± 17,7 и 177,4 ±26,6 минуты соответственно, что составляет около 2 часов в день. В выходные дни и каникулы это время увеличивается до 3,5—4 часов. При этом компьютер, ноутбук и планшет, как мы уже указывали раньше, являются вторым используемым гаджетом, первым же является мобильный телефон, который одинаково часто используется в выходные, праздничные и каникулярные дни — около 5 часов в день. Итого использование гаджетов школьниками составляет около 7 часов в обычный учебный день и около 8,5 часов в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Установлены достоверные различия во времени использования гаджетов студентами и студентками (р < 0,001) (рис. 2).

Юноши-студенты используют компьютер в учебные дни 273,3 ± 27,3 минуты, девушки-студентки — 168,6 ± 15,7 минуты; ноутбук — 328,2 ± 35,0 и 228,0 ± 15,3 минуты соответственно; планшет — 192,2 ± 29,4 и 230,7 ± 16,6 минуты соответственно, что составляет около 4,5 часов у юношей и 3 часов в день у девушек. В выходные дни и каникулы это время увеличивается до 4— 6,5 часов. Компьютер и ноутбук достоверно чаще используют юноши-студенты, мобильный телефон — девушки-студентки. Мобильный телефон одинаково часто используется студентами в выходные, праздничные и каникулярные дни, причем юноши используют его более 4 часов в день, а девушки — более 7 часов. Всего использование гаджетов юношами-студентами составляет около 8,5, а девушками-студентками около 10 часов в обычный учебный день и около 11 часов и юношами и девушками. Выявлено достоверно более длительное (р < 0,01) использование гаджетов студентами по сравнению со школьниками.

Выявлены также особенности использования гаждетов среди московских и архангельских студентов: московские студенты в среднем в день используют компьютер 127,4 ± 10,9

Рис. 1. Время ежедневного использования гаджетов мальчиками-школьниками и девочками-школьницами, мин

минуты, ноутбук — 183,5 ± 17,9 минуты, планшет — 235,6 ± 16,9 минуты, электронную книгу — 181,1 ± 34,7 минуты, смартфон — 436,2 ± 30,6 минуты, аудиоплеер — 157,5 ± 22,7 минуты; архангельские студенты в среднем используют компьютер 269,6 ± 22,3 минуты (р < 0,05), ноутбук — 324 ± 22,1 минуты (р < 0,05), планшет — 169,2 ±23,0 минуты (р < 0,05), электронную книгу — 108,0 ± 12,0 минуты, смартфон — 353,9 ± 27,8 минуты, аудиоплеер — 204,4 ± 52,6 минуты. Полученные данные связаны с тем, каким гаджетами располагают студенты в регионах. Студенты Москвы и Архангельска одинаково часто используют гад-жеты, но московские студенты чаще используют переносные гаджеты с небольшим экраном (планшет), архангельские студенты чаще используют стационарные гаджеты (компьютер, ноутбук).

Важным аспектом является длительность непрерывного использования гаджета. Достоверные различия во времени непрерывного использования гаджетов мальчиками-школьниками и девочками-школьницами не выявлены (рис. 3).

Мальчики-школьники непрерывно используют компьютер в учебные дни 103,1 ± 14,2 минуты, девочки-школьницы — 105,0 ± 13,8 минуты; ноутбук — 75,0 ± 10,5 и 128,1 ± 19,9 минуты соответственно; планшет — 77,8 ± 10,5 и 96,8 ± 19,9 минуты соответственно, что составляет около 1,5—2 часов непрерывного использования. В выходные дни и каникулы это время увеличивается до 2,5 часов непрерывного использования. Сопоставляя эти данные с приведенными выше, можно сделать вывод, что работа с гад-жетом происходит без перерыва или в лучшем случае с одним перерывом, что не соответствует гигиеническим рекомендациям. Непрерывное же использование мобильного телефона составляет 1,8 часа у мальчиков-школьников и 2,5 часа у девочек-школьниц в учебные и 3,7 часа в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Установлены достоверные различия во времени непрерывного использования гаджетов студентами — юношами и девушками (р < 0,05) (рис. 4).

/ // //// // / // ////////////

/ Г

Г/ *

I юноши девушки

Г////

Ъ р < 0,001

Рис. 2. Время ежедневного использования гаджетов юношами-студентами и девушками-студентками, мин

сентябрь M (294) ЗНиСО

51

250 200 150 100 50

т1~~л-J J J

Il ri inn 11

S S*

/ / # / / J- / /' ^ ■ / У У J* j- J' /

/ / / / / у A / / / V / ///// '//////

// v ^

■ мальчики

Рис. 3. Время непрерывного ежедневного использования гаджетов мальчиками-школьниками и девочками-школьницами, мин

Юноши-студенты непрерывно используют компьютер в учебные дни 204,7 ± 24,7 минуты, девушки-студентки 146,9 ± 18,4 минуты; ноутбук - 206,3 ± 26,8 и 158,3 ± 14,1 минуты соответственно; планшет - 115,4 ± 15,6 и 149,0 ± 19,9 минуты соответственно, что составляет около 2 часов непрерывного использования у юношей и 2,5 часов непрерывного использования у девушек. В выходные дни и каникулы это время увеличивается до 2,3-2,8 часа непрерывного использования. Сопоставляя эти данные с приведенными выше, можно сделать вывод, что работа с гаджетом происходит с использованием одного-двух перерывов, что является недостаточным, даже если обратиться к гигиеническим рекомендациям для взрослых пользователей ВДТ. Непрерывное же использование мобильного телефона является стабильным и составляет 1,8 часа у юношей-студентов и 3,5 часа у девушек-студенток в учебные, выходные, праздничные и каникулярные дни. Выявлено достоверно более длительное непрерывное (р < 0,01) использование гаджетов студентами по сравнению со школьниками.

При использовании гаджетов у школьников и студентов возникают различные жалобы, связанные с головной болью, усталостью глаз, болью в области глаз, расплывчатость изображения, ощущения мельканий перед глазами, то есть жалобы, укладывающиеся в понятие «астенопия».

Выводы. Установлено, что школьники и студенты тратят большое количество времени на использование ИКТ, что приводит к появлению различных жалоб и влияет на самочувствие. Длительное время использования гаджетов в бюджете времени дня школьников и студентов приравнивает их к взрослому населению, использующему ВДТ в профессиональной дея-

// / /V

///////// «Л л ' «Р л à .

У У У У У ьГ У у /\<

/////V'''

г

ф > >

■ юеоши девушки

•и p < 0,05 Рис. 4. Время непрерывного ежедневного использования гаджетов юношами-студентами и девушками-студентками, мин

тельности. Можно говорить также о том, что у школьников и студентов укорачиваются другие режимные моменты: сон, двигательная активность, прием пищи, вероятно, время на приготовление домашних заданий и т. д. Отдых же в выходные, праздничные и каникулярные дни вообще представляется полностью не соответствующим гигиеническим рекомендациям. Сегодня необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде // Актовая речь. М., 2016. С. 66.

2. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью общеобразовательных организаций: Приказ Росстата от 23.12.2016 № 851.

3. Ожогина Е.М. Влияние информационно-коммуникационных технологий на систему ценностных ориента-ций современных старшеклассников // Система ценностей современного общества. 2012. № 24. С. 165-169.

4. Сапрыкина Г.А. Информационные и коммуникационные технологии как фактор становления личности // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 267-273.

5. Скоблина Н.А. и др. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов / Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина, А.А. Татаринчик, Д.М. Федотов // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 7 (292). С. 41-44.

Контактная информация:

Татаринчик Андрей Александрович, тел.:8 (926) 100-58-84, e-mail : thi s. charming.man@mail. ru Contact information: Tatarinchik Andrei, phone: 8 (926) 100-58-84, e-mail : thi s. charmi ng. man@mail. ru

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.