УДК 159.9.072.432. Н. В. Плаксина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия
125047 Москва, Миусская пл., 9
e-mail: nadegda.compas@rambler.ru
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается студенческий возраст с позиции субъекта саморазвития. Определены важные условия для достижения старшим подростком определенного уровня осмысленности личностного и профессионального становления. Рассматривается стиль родительского воспитания как определяющее условие формирования смысловой сферы личности. Теоретическая база темы представлена и подтверждена исследовательским инструментарием, выявляющим стили гармоничного и неблагоприятного воспитания.
Ключевые слова: семья, самоопределение, смысловая сфера личности, стили родительского воспитания, субъект саморазвития.
Только начиная с конца 60-х и начала 70-х гг. брак и семья стали предметом специального исследования многих дисциплин, в том числе психологии. В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи проблемами семейного воспитания.
В современных условиях динамика семейных отношений связана с множеством объективных и субъективных трудностей, в связи с чем, возникла актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, которые во многом определяют и формируют у студентов адекватное представление о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе.
Каждый человек уникален и неповторим, а обратной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Преодоление одиночества направляет человека к осознанию уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств. Необходимо стать кому-то нужным, быть понятым. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти и реализовать эти потребности человек предполагает в браке и семье.
Особую актуальность вопросы семейных отношений приобретают у студенческой молодежи.
По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Возраст 17-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в
самостоятельную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.
Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижением им определенного уровня осмысленности личностного и профессионального бытия, выработка собственных мировоззренческих позиций, активизации личностного самоопределения и самопознания, проектирование себя в будущем.
Личностное смыслоориентированное
пространство складывается в онтогенезе из нескольких динамических смысловых систем, которые определяются как относительно устойчивые, иерархически организованные автономные системы, включающие в себя ряд разноуровневых смысловых структур ( личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, и смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность) и функционирующих как единое целое.
В процессе воспитания развитие смысловой сферы ребенка происходит следующим образом: сначала возникает иерархия мотивов, на ее основе осуществляется рефлексия, далее складывается обобщенное отношение к жизни, расширяется ценностно-смысловое пространство личности, выстраивается единая жизненная линия и выявляются противоречия между нею и жизненными обстоятельствами, создается направленность на цели, связанные с отдаленным будущим.
На формирование смысловой сферы личности в старшем подростковом возрасте влияет стиль родительского воспитания в его субъективном восприятии, определяя структурные и содержательные различия в смысложизненных ориентациях старшего подростка [3]. Развитие смысловой сферы зависит от субъективного ракурса индивидуального восприятия стилей родительского воспитания: внутренних переживаний,
поведенческих актов, отношение к мнению родителей. Восприятие стилей родительского воспитания преломляется индивидом в
феноменальном поле его сознания, одновременно осознанные представления о себе и мире структурируют смысловую сферу личности старшего подростка.
Основой жизнедеятельности семьи является система общения - межличностные,
внутрисемейные и внешние контакты. Конструктивность воспитательного процесса в семье в большей степени определяют частные факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, предрасположенность к полу ребенка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребенка, установки супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей к ребенку.
Существуют особенности стиля воспитания у матерей и отцов. Кроме того, имеются определенные особенности восприятия ребенком тех или иных стилевых характеристик родительского воспитания.
Следует обозначить, что стиль воспитания -совокупность способов и приемов общения родителя с ребенком, характеризующегося различной степенью динамизма и представляющего собой совместную с ребенком деятельность, определяющую личностные особенности ребенка и родителя.
Воспитательные воздействия (стиль воспитания) играет решающую роль в формировании характерологических особенностей ребенка. Из классификаций, определяющих особенности формирования личности и стили семейного воспитания, наиболее интересной и
детализированной представлена классификация, предложенная Э.Г. Эйдемиллер (опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»)
[4].
В рамках курса «Возрастная психология» для слушателей дополнительного образования РХТУ им. Д.И. Менделеева и «Психология семьи» для студентов факультета ЕН нами было проведено исследование на выявление и анализ семейного воспитания и причин его нарушения. В качестве исследовательского инструментария был
использован опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).
В исследовании приняли участие 40 человек: студенты-старшекурсники и преподаватели РХТУ. Возрастная категория участников исследования распределилась фактически в равной мере на не имеющих опыт родительства и имеющих данный опыт семейных отношений. Учитывая эту особенность опрашиваемой аудитории,
респондентам (студентам) было предложено выполнять тестирование в прогнозируемом варианте и, соответственно, преподавателям в
констатирующем. Таким образом, можно было успешней проанализировать и сравнить результативные показатели двух «условных» групп.
Опросник выявляет особенности
негармоничного воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических
нарушений поведения. Структура опросника включает в себя следующие шкалы: уровень протекции, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания, психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
Результаты исследования выявили следующую тенденцию:
Респонденты, имеющие родительский опыт, имеют устойчивую выраженность гармоничного стиля воспитания, который проявляется в оптимальном уровне протекции. Ребенку уделяется достаточный уровень внимания. Степень
удовлетворения потребностей ребенка носит сбалансированный характер. Количество и качество требований к ребенку в семье соответствуют социально-психологической норме с учетом возрастных особенностей воспитуемого. Но одновременно с нормой у незначительной части опрашиваемых прослеживается сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям.
Респонденты второй группы (не имеющие родительский опыт) склонны к гиперпротекции. Потенциальные родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания. Воспитание определяется ими как центральное дело их жизни. Неотъемлемой частью воспитательного процесса у данной категории являются чрезмерные требования-обязанности и требования-запреты, которые определяются в повышенной моральной ответственности и, соответственно, в ограничении свободы и самостоятельности. Более того, незначительная часть испытуемых данной группы распределилась в шкале «Эмоциональное отвержение». В крайнем варианте - это воспитание по типу «Золушки», в основе которого лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают с ним большую дистанцию. Особо стоит отметить один результат опроса, распределившийся в шкале З+ (жестокое обращением родителей с детьми). В этом варианте на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
Гипопротекция выявлена у незначительной части студенческой группы. Данный тип воспитания характеризуется тем, что ребенок, оставаясь в поле внимания, лишен самостоятельности. А многочисленные ограничения и запреты усиливают реакцию эмансипации, обусловливают острые аффективные реакции у подростков.
Проанализировав результаты опроса, можно предположить причину такого относительно дифференцированного распределения. Очевидно, в предпочтении стилей воспитания у опрашиваемых
различных возрастных категорий следует учитывать исторически сложившиеся социальные формы поведения. И, возможно, определенную роль в воспитательном воздействии на ребенка играют социально-экономические условия той или иной исторической формации.
Опрашиваемые первой группы родились и имели опыт воспитания детей в стране с преобладающей формой демократического правления. Надо отдать должное, что этот период при всех его трудностях характеризовался относительной стабильностью во всех сферах общественной жизни. Стабильность семейных отношений во многом определялась и социальной средой формирования личности, определенного образа жизни.
Вторая группа респондентов - представители так называемой новой модели семьи, где современные социально-экономические преобразования в России оказывают огромное влияние на брачно-семейные отношения. Усиливается и повышается роль эмоционально-нравственных и психологических факторов в супружеских взаимоотношениях. Изменяется роль женщины в обществе. Обостряются противоречия между профессиональным
становлением и родительскими функциями. Функциональный семейный потенциал сужается до уровня контроля. Чаще всего данный уровень опосредован требованиями и запретами, что ведет к неустойчивому стилю воспитания и содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету.
В настоящее время продолжается ускоренная и лавинообразная деформация жизненных ценностей [2]. Возникают альтернативные модели брачно-семейных отношений. Психологическое здоровье семьи (реакция на текущие факторы жизни) во многом становится отражением новой социальной и экономической реальности.
В условиях, когда прогрессивная динамика семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникает актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи. Эта актуальность обусловлена и тем, что семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей.
Плаксина Надежда Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.
Литература
1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 1974.- С. 3-15
2. Плаксин Е.Д., Ефимова Н.С., Плаксина Н.В. Профессиональная деформация юристов как угроза безопасности личности в профессии//Успехи в химии и химической технологии: сб.науч.тр. Том XXVIII, №7 (156).-М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2014.-136 с.
3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
4. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб. : Питер, 2000.- 656 с.
Plaksina Nadezhda Viktorovna
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. e-mail: nadegda.compas@rambler.ru
STUDY OF THE FAMILY AS A FACTOR OF SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS Abstract
The article deals with the age of the student with the position of the subject of self-development. Identify important conditions for achieving a certain level of senior teenager meaningfulness of personal and professional development. Considered a style of parenting as a determining condition for the formation of semantic sphere of personality. Theoretical background themes presented and confirmed by research tools, revealing styles are harmonious and negative parenting.
Keywords: family, self-determination, semantic sphere of personality, parenting styles, the subject of self-development.