Научная статья на тему 'Тенденции формирования профессиональной деформации юристов на этапе обучения'

Тенденции формирования профессиональной деформации юристов на этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SECURITY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плаксина Надежда Викторовна

В статье рассматривается проблема профессиональной деформации юристов на этапе обучения. Рассмотрены основные детерминанты профессиональных деструкций и предложены методы профилактики и коррекции деформаций профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF LAWYERS DURING TRAINING

The problem of professional deformation of lawyers during the training phase. The main determinants of professional destruction and proposed methods for preventing and correcting deformities of professional growth.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования профессиональной деформации юристов на этапе обучения»

УДК 159.9 Н.В. Плаксина*

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9 *е-шаИ: nadegda.compas@rambler.ru

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЮРИСТОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается проблема профессиональной деформации юристов на этапе обучения. Рассмотрены основные детерминанты профессиональных деструкций и предложены методы профилактики и коррекции деформаций профессионального роста.

Ключевые слова: мотивация обучения, профессиональная деформация, безопасность личности

Процесс профессионального становления - это процесс периодических «подъемов», «плато» и «спусков», смены стадий профессионализации и депрофессионализации, изменения структуры профессионально важных качеств, мотивации труда, жизненных ценностей человека.

Безусловно, что такой процесс свершается не безболезненно, и исключительно в своем «позитивном векторе» развития, в единой для всех динамике, и является единым для всех субъектов профессиональной деятельности. Подход к данной проблеме предполагает рассмотрение ее в пространстве, системе переменных, имеющих как «положительный», так и «отрицательный» полюса.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов проблема влияния профессии на личность и изменения личности в ходе профессионального развития представлена значительным авторским коллективом. Авторы указывают на то, что в процессе профессионального развития человек совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, однако он может испытывать и отрицательное воздействие профессии на изменение личностных характеристик.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при регулярном выполнении деформирует личность.[1]

Постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта приводят к профессиональным деструкциям. Они негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях, а также на развитии личности субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональные деструкции связаны как с общими факторами жизнедеятельности человека (возрастными кризисами и пр.), так и со специфическими детерминантами.

Э.Ф. Зеер выделяет основные детерминанты профессиональных деструкций: - объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-

пространственная среда); - субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных отношений; -объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. [3]

Особо следует выделить психологические детерминанты, которыми являются:

- неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (соответствующие реальности либо имеющие негативную направленность);

- деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать «кардинальные» методы работы);

- образование стереотипов профессионального поведения;

- разные формы психологических защит (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение);

- эмоциональная напряженность (синдром «эмоционального выгорания»);

- снижение уровня профессиональной активности (стагнация профессионального развития;

- снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы (часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными);

- индивидуальный «предел» развития субъекта труда (зависит от изначального уровня образования);

- акцентуации характера;

-старение работника (социально-

психологическое, нравственно-эстетическое,

профессиональное старение).

Учитывая тот факт, что отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность проявляется в деформациях и состояниях [6], снижающих профессиональные успехи и негативно сказывающихся в «непрофессиональной» жизни, стоит рассмотреть в рамках взаимообусловленности и влияние личности на успешность профессиональной деятельности.

В период с 2009 года по настоящее время нами было проведено локальное исследование, касающееся вопросов мотивации выбора

юридического образования в качестве второго высшего. Актуальность исследования была обусловлена тем, что вопрос мотивации выбора новой профессии, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности во всех ее аспектах, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего

специалиста.

Мотивация выбора юридического образования по результатам исследования выявила устойчивую и мотивированную позицию к приобретению юридических знаний будущих специалистов. И если результаты данного исследования имеют позитивный характер, направленность к успешному обучению студентов юридического профиля неоднородна.

В качестве дополнительного критерия мотивационной стратегии профессионального становления будущих юристов в период 2012-2015 г.г. автором статьи проведено исследование на предмет мотивации к обучению по программе специалиста юридического профиля. Необходимость введения данного критерия для исследования была вызвана недостаточным посещением занятий или непосещением вообще определенной группы студентов. Следует отметить, что пропуски занятий касались не только непрофильных дисциплин, но и специальных курсов по программе обучения.

Выборка испытуемых составила 15% от общего количества студенческого контингента. Цифра практически стабильная на протяжении исследуемого учебного периода, что говорит о следующем: сформировалась определенная и относительно устойчивая тенденция нарушения дисциплины учебного процесса.

Анализируя полученные результаты, приходим к следующим выводам: уже на начальном этапе становления профессии наметилась тенденция развития профессиональных деструкций, которые проявляются в форме механизмов психологической защиты личности. Доминирующей формой психологической защиты выступает рационализация — защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда.

Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы. Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности.

Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость травмирующего фактора в сторону его снижения.[7]

Маркова А.К. выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций, среди которых: отставание и замедление

профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами; несформированность профессиональной

деятельности; дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты и ряд других.

[4]

Если условно представить мотивационный процесс профессионального становления как последовательность мотивационных элементов в структуре профессиограммы, то логично предположить, что мотивации приобретения профессиональных навыков должна предшествовать мотивация успешности обучения. Каждый этап в данной схеме значим и обусловлен реализацией каждого предшествующего звена (этапа).

Учитывая тот факт, что обозначенная категория студентов недооценивает или исключает мотив к обучению, несложно предположить - в структуре профессионального становления развивается деформация или уже процесс деструкции сформирован, но носит латентный характер.

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, в частности, мотивация к деятельности в области права присутствует, но отсутствие целостного профессионального сознания создает барьеры.

Данная тенденция отрицательным образом влияет на всю структуру профессиональной деятельности будущего специалиста в области права. Это в свою очередь оказывает негативное воздействие на готовность к безопасной профессиональной деятельности, которая

определяется субъективным состоянием личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению профессиональных задач без ущерба для себя, других людей и окружающей среды.[2]

Основные цели и задачи психологических курсов для студентов направления подготовки «Юриспруденция» сводятся к следующему: формирование у слушателей высокой коммуникативной, правовой и нравственной культуры; уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства; чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной юридической деятельности, знаний в области этики; ознакомление с закономерностями межличностных отношений и приоритетными проблемами в этой области и методами управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе; приобретение студентами знаний о нормах и правилах поведения в организации как условий формирования современного межличностного и группового общения.

Развитие профессиональной направленности и необходимых способностей, обеспечивающих безопасность профессиональной деятельности;

совершенствование психических процессов и состояний, обеспечивающих безопасность личности в профессии; выработку устойчивой жизненной позиции и конкретизацию жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; самовоспитание и формирование качеств безопасной личности; обновление знаний в соответствии со спецификой профессиональной деятельности, развитие интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой гибкости являются необходимыми факторами и условиями личностно-профессионального развития.

Как видим, цели и задачи психологических курсов объемны и значимы, они являются основой и саморазвития, и личностного роста, и профессионального становления в целом. Недостаточность знаний психологического блока, а тем более отсутствие таковых, напрямую ведет к профессиональной деформации. И

предрасположенность к поведенческим

противоречиям наиболее высока, так как тенденция формирования деструкций прослеживается уже на начальном этапе обучения, то есть на информационно-знаниевом уровне.

Обобщая, можно сформулировать основные концептуальные положения изучения проблемы:

- нарушение дисциплины учебного процесса является фактором формирования деструкции профессионально важных качеств;

- профессиональные деструкции в самом общем виде - это нарушение уже усвоенных способов деятельности;

- искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от

социальных и индивидуальных норм профессионального развития меняют профиль личности.

Представляется возможным обозначить основные адаптационные методы профилактики и коррекции данной социально-профессиональной ситуации.

Традиционно можно использовать методы педагогического воздействия (внушение,

убеждение). Но стоит предположить, что они будут малоэффективны с точки зрения возрастного критерия группы обучающихся. Результат такого воздействия на сознание может оказаться неустойчивым и непродолжительным.

Как вариант можно использовать меры административного предупреждения и реагирования, то есть оказать влияние на правосознание студентов, не посещающих учебные курсы. Формы административного воздействия могут быть различными: от введения дополнительных контрольных точек в рамках межсессионного контроля до обязательных и регулярных психодиагностических сопровождений в течение всего учебного периода.

И не теряют своей актуальности методы профессиональной реабилитации: повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности; диагностика

профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; прохождение тренингов личностного и профессионального роста; овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

Плаксина Надежда Викторовна, ст. преподаватель кафедры психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь, 2004. 272 с.

2. Субботина Л.Ю., Ефимова Н.С. Характеристики личности как детерминанты опасного/безопасного поведения//Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 59-63.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008. 336 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996. 312 с.

5.Психология юриспруденции//Сорокотягин И.Н. СПб: Юрид. центр Пресс, 2006. 449 с.

6. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. 144 с.

N.V. Plaksina

D. I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: nadegda.compas@rambler.ru

TRENDS IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF LAWYERS DURING TRAINING

Abstract

The problem of professional deformation of lawyers during the training phase. The main determinants of professional destruction and proposed methods for preventing and correcting deformities of professional growth.

Keywords: motivation training, professional deformation, security of the person

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.