Научная статья на тему 'Психологические детерминанты профессиональных деструкций в деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Психологические детерминанты профессиональных деструкций в деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
889
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикчинтаева Ляля Гильвановна

В статье исследуется проблема классификации детерминант профессиональных деструкций и деформаций в деятельности сотрудников органов внутренних дел, анализируются концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности в контексте осуществления правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты профессиональных деструкций в деятельности сотрудников органов внутренних дел»

уголовное право. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М.: СПАРК, 2000. 567 с.

3. Галиакбаров Р. Р. Уголовное право. Общая часть. Краснодар, 1999. 420 с.

4. См.: Уголовное право России. Часть Общая. М.: БЕК, 1999. 493 с.

5. См.: Российское уголовное право. Общая часть. М.: СПАРК, 1999. 560 с.

6. Сундуров Ф. Р., Зайнутдинова А. Р., Файзутдинов Р. М. Общие начала назначения наказания: новые подходы к правовому регулированию // Социально-правовые исследования современных проблем преступности. Казань, 2000.

7. Кругликов Л. Л. О критериях назначения уголовного наказания // Проблемы теории уголовного права. Избранные статьи (1982-1999 гг.). Ярославль, 1999. 570 с.

© Илиджев А. А.

УДК 159.9:351.74

Л. Г. БИКЧИНТАЕВА, доцент кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье исследуется проблема классификации детерминант профессиональных деструкции и деформаций в деятельности сотрудников органов внутренних дел, анализируются концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности в контексте осуществления правоохранительной деятельности.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональное развитие, профессионально обусловленные деструкции, профессиональные деформации, детерминанты профессиональных деструкций в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Annotation. The paper deals with the problem of classification of the determinants of professional destruction and deformation in the work of police officers, analyzes the conceptual development of professional destruction of the individual in the context of law enforcement.

Щ >

<N

a a

u u

Key words and phrases: professional development, professionally conditioned destruction, professional deformation, the determinants of professional destruction in the activities of police officers.

Известно, что труд в целом положительно влияет на психику человека, определяет его биографию, придает его жизни личностный смысл, позволяет реализовать себя. В то же время правоохранительная деятельность относится к тем видам труда, условия и характер которых оказывают травмирующее воздействие на психику. Исследователи отмечают также, что многолетнее вы-

полнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к тому, что появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность. Психологи констатируют, что на стадии профессионализации по многим видам

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

и

профессий происходит развитие профессиональных деструкций (от лат. «разрушение») - изменений сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающихся на продуктивности труда и взаимодействии с коллегами, нарушается целостность личности, снижаются ее адаптивность и устойчивость.

При анализе литературы по проблеме Э. Ф. Зеером сформулированы следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности [1, с. 233-234.].

1. Профессиональное развитие -это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.

2. Профессиональные деструкции - это нарушение уже освоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологиче-

^ ских барьеров при освоении новых

> профессиональных технологий, новой

® профессии или специальности.

а 3. Переживание профессиональ-

^ ных деструкций сопровождается психи-

Оц ческой напряженностью, психологиче-

¡^ ским дискомфортом, а в отдельных слу-

^ чаях конфликтами и кризисными явлена

§ ниями.

Ц 4. Успешное разрешение профес-

| сиональных трудностей приводит к

« дальнейшему совершенствованию дея-

© тельности и профессиональному разви-

§ тию личности. о

^ 5. Профессионально обусловленной ные деструкции предполагают рассо-а

ц гласование структурных компонентов (а субъекта профессиональной деятельного сти. Любая профессиональная деятель-

;г ность деформирует личность: уже на а

стадии ее освоения, а в дальнейшем ее выполнения, свойства личности могут Ц транформироваться в профессионально § отрицательные качества, результатом 05 этих «психологических метаморфоз»

становится деформация личности специалиста.

6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности сопровождается не только ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием, но и неизбежными периодами стабилизации. При продолжительном течении периода стабилизации уместно говорить о профессиональной стагнации личности.

7. Активизация процесса образования профессиональных деструк-ций происходит в периоды кризисов профессионального становления личности - непродолжительных по времени периодов кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности.

При анализе профессионально обусловленных деструкций с целью определения возможных деструктивных изменений Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк опираются на представленную ниже че-тырехкомпонентную структуру личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности [2, с. 91].

Первой подструктурой, системообразующим фактором субъекта деятельности является направленность -система доминирующих потребностей и мотивов, профессиональных позиций личности (смысла труда, отношения к профессии, готовности к профессиональному развитию). Показателем деформации профессиональной направленности является профессиональное отчуждение, проявляющееся в изменении «Я - концепции»: у человека изменяется видение своей профессии и себя в ней, в сознании изменяется смысл профессии. В результате разрушаются профессиональная идентификация, единство с профессиональной группой и делом. Профессия становится лишь средством достижения иных, внепро-фессиональных личных целей, а не способом гармоничного существования человека в деятельности: он не идентифицирует себя с выполняемой деятельно-

стью, не принимает на себя ответственность за происходящее, не разделяет организационные ценности. Характерными поведенческими признаками профессиональной отчужденности являются закрытость в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов, заведомая ложь, преувеличение своих заслуг, цинизм.

Также к показателям деформации профессиональной направленности относится «выученная беспомощность» - привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. Эта привычка возникает, когда человек многократно убеждается в непродуктивности и ненужности собственных действий и поступков. Симптомами выученной беспомощности являются: пассивность, грусть, тревога, враждебность, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки.

Вторая подструктура субъекта деятельности - профессиональная компетентность, представляющая собой совокупность профессиональных знаний, умений, способов выполнения деятельности. К деструкциям профессиональной компетентности относится, в первую очередь, некомпетентность. Некомпетентность в профессиональной деятельности встречается повсеместно, характеризуется снижением продуктивности деятельности и потерей чувства удовлетворенности работой. Некомпетентность может характеризовать предел профессионального развития: личность не в состоянии выйти на новый уровень профессионального развития, так как уже достигла своей профессиональной вершины.

Негативные изменения профессиональной компетентности проявляются также в профессиональной стагнации (застое, потере способности к развитию). Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться непрерывным профессиональным развитием лич-

ности: длительное выполнение деятельности на высоком уровне невозможно; неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях освоения профессии эти периоды недолговременны, на последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго - год и более: в этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения деятельности при этом могут существенно отличаться, но даже при достаточно высоком уровне ее осуществления одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется стагнация. В то же время профессионализм не может долгое время находиться в состоянии застоя - неизбежен переход в новое состояние: либо на новый, более качественный уровень выполнения деятельности, либо в сторону деградации, разрушения деятельности. В период стагнации у личности снижается продуктивность деятельности, пропадает чувство удовлетворенно- ^ сти работой, резко снижаются показате- > ли здоровья, обусловленные домини- ^ рующим чувством неудовлетворенности « (невротизация, психосоматические за- о болевания и др.) ^

К деструкциям профессиональ- о^ ной компетентности относится также ^ консервация профессионального опыта. § Высокая динамика требований к про- § фессиональной компетентности специа- § листа приводит к быстрым темпам ее « старения: это приводит к несоответствию между профессиональным опытом § и требуемой профессиональной компе- ^ тентностью. Профессиональный опыт в ^ настоящее время устаревает быстрее, ц чем завершается жизнь специалиста в о

профессии, и его консервация происхо- §

и

дит вследствие отсутствия у человека ^ умения или готовности к его пересмотру в целях максимального соответствия ^ требованиям должности. Иногда про- Ц фессиональный опыт имеет высокую § субъективную ценность для личности и оз

далеко не каждый готов пересмотреть его с точки зрения современных требований. В этом плане молодой специалист легче приспосабливается к новым технологиям деятельности, так как не имеет опыта практических действий, которые бы его привязывали к прежним формам работы. В силу этого ему проще стать профессионально компетентным в изменившихся условиях деятельности, чем профессионалу с большим опытом работы. Синдром конечной остановки проявляется в физических недомоганиях, повышенной тяге к спиртному, при этом преувеличивается степень заболевания, позволяющая оправдать некомпетентность, сохранить профессиональную самооценку и самоуважение.

Третьей, важнейшей составляющей подструктурой субъекта деятельности являются профессионально важные качества и способности личности: они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой набор этих качеств (наблюдательность, эмо-^ циональная устойчивость, решитель-

^ ность, выносливость, пластичность, на>

^ стойчивость, дисциплинированность, ^ самоконтроль и др.). Длительная эксплуатация одних и тех же профессио-^ нально важных качеств приводит к изменению уровня их выраженности, т. е. ^ к профессиональной деформации. | Четвертой профессионально-ц обусловленной подструктурой субъекта а деятельности являются профессиональ-| но значимые психофизиологические а свойства: например, такие, как зритель-^ но-двигательная координация, экстра-^ версия, реактивность, энергетизм и др. а Чрезмерное проявление психофизиолога гических свойств субъекта деятельности 2 может привести к развитию профессио-^ нальных акцентуаций - чрезмерного о усиления отдельных черт характера, дисгармоничности его развития, гипер-^ трофированной выраженности отдельна ных его черт, провоцирующих повы-| шенную уязвимость личности при опре-^ деленных воздействиях и затрудняю-

щих ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

В психологических исследованиях отмечено, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономиче-ских профессий, постоянно взаимодействующих с людьми, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект труда. Таким образом, наиболее глубокие негативные поражения личности свойственны в первую очередь профессиям типа «человек - человек».

К основным профессиональным деформациям, развивающимся у представителей социономических профессий, относятся: авторитарность (жесткая централизация, использование преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний, тяга к различного рода наказаниям, отказ от сотрудничества, снижение рефлексии - самоанализа и самоконтроля, проявление высокомерия и деспотизма); демонстративность (желание нравиться, стремление быть на виду, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, позы, поступки, рассчитанные на внешний успех); догматизм (склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности ситуации, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка); доминантность (удовлетворение потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных); индифферентность

(эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей подчиненных); консерватизм (предубеждение против нововведений, инноваций, настороженное отношение к творческим работникам); агрессия (враждебное отношение к нерадивым подчиненным, выбор «карательных» воздействий, требования безоговорочного подчинения);

ролевой экспансионизм (тотальная погруженность в профессию, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, жесткое ролевое поведение за пределами работы, преувеличение собственной роли и значения); социальное лицемерие (привычка морализирования, неискренность, наличие дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями); поведенческий трансфер (формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих вышестоящим руководителям); сверхконтроль (чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность).

Анализируя качественное своеобразие объекта профессиональной деятельности, определяющего качественное содержание сознания субъекта, С. П. Безно-сов выводит существование особого типа профессий, представители которых вынуждены совершать манипуляции над «ненормальными» людьми. К ненормальному человеческому «материалу» автор исследования причисляет людей, преступивших закон, нарушителей общественного порядка, лиц, ведущих паразитический и аморальный образ жизни, пьяниц, алкоголиков и наркоманов, имеющих уже деформированную психику, сознание, мораль. Данный предмет труда может поражать самые глубинные пласты психики профессионала вплоть до его мировоззрения и ценностных ориентаций, заставляя его переживать длительный период жизни в чуждых логиках своего предмета деятельности. Сущность профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел объясняется переносом этой чуждой логики существования из профессиональной сферы в область жизни личности [3, с. 165].

По отношению к деятельности сотрудников ОВД издавна существует специальный перечень проявлений профессиональной деформации. Например, в дореволюционной России в

распространенном «Букваре современного городового» содержалась специальная статья 40. «Проступки служащего в полиции» [3, с. 294-295]. Эти проступки сводятся к следующим формам и подчеркивают степень их распространенности и в прошлые времена: пьянство как на службе, так и вне службы; неповиновение старшим; неисполнение обыденных правил и уставов; непочтение к старшему; ненужное вмешательство; лишняя грубость к арестованному; невежливость и бранные слова; сообщение частному лицу о полученном приказании, происшествии и положении дела; дача сведений, могущих повлиять на дело во вред службе; отлучка с поста или небрежное отношение к нему; нерадение при необходимости немедленного арестования злоумышленника; болтовня и разговоры на службе; прием вознаграждения без доклада о том.

Э. Ф. Зеер, определяя профессиональную деятельность в целом главным фактором, ключевой детерминан-той развития деструкций, подчеркивает, ^ что каждая профессия имеет свой ан- > самбль профессиональных деструкций, ^ и выделяет следующие уровни прояв- « лений профессиональной деформации & [1, с. 240-241]. ВЦ

К первому уровню автором отне- о^ сены «общепрофессиональные дефор- ^ мации», типичные для работников оп- § ределенной профессии. Так, у работни- §'

ков правоохранительной деятельности §

и

развивается синдром «асоциальной пер- «

цепции», при котором каждый гражда- ®

нин воспринимается как потенциальный §

нарушитель. Набор общепрофессио- ^

нальных деформаций делает работников ^

профессии узнаваемыми, похожими. ц

Второй уровень - «специальные» о

профессиональные деформации, возни- §

и

кающие в процессе специализации по ^ профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая ^ специальность имеет свой состав, «об- Ц растает» своими деформациями. Так, у § следователя появляется правовая по-

дозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у прокурора - обвинительность, у адвоката -профессиональная изворотливость.

Третий уровень представлен «профессионально-типологическими» деформациями, обусловленными наложением негативных индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера на психологическую структуру деятельности, в результате чего складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы. Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

К четвертому уровню автор относит «индивидуализированные» деформации, назвав их «профессиональным кретинизмом». В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные ^ профессионально важные качества, на-^ ряду с профессионально не желатель-¡2; ными свойствами, чрезмерно развиваем ются, что приводит к возникновению

§ «сверхкачеств», или акцентуаций: это и и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.

Так, С. Е. Борисова перечисляет следующие профессионально важные качества личности, которые в некото-§ рых случаях могут выступить фактором профессиональной деформации сотруд-

©

ников органов внутренних дел: реши-

у тельность, воля и педантичность. Реши-а

1 тельность сотрудника органов внутренне них дел может развиться в чрезмерную § веру в безошибочность своих действий | и выразиться в переоценке своего про-| фессионального опыта; воля может ^ трансформироваться в чрезмерную же-« сткость, нетерпимость по отношению к а коллегам, членам семьи и другим окру-^ жающим людям); педантичность может ^ препятствовать выполнению функцио-

нальных обязанностей в чрезвычайных обстоятельствах, приводить к ошибкам и неадекватным действиям. Наряду с профессионально важными качествами личности выделяются также личностные особенности, обусловливающие профессиональную деформацию сотрудника: нереалистично высокие личностные ожидания; опережающее формирование трудовых навыков по отношению к профессионально значимым качествам личности; недостаточная профессиональная подготовка; профессиональные установки; профессиональный возраст (или профессиональный опыт) сотрудника; наличие социально-психологической дезадаптации личности; некоторые личностные изменения, вызванные процессом профессиональной адаптации сотрудников [4, с. 56-61].

В юридической психологии к значимым формам проявления профессиональной деформации личности сотрудника ОВД исследователи относят правовой нигилизм - осознанное игнорирование требований закона, исключающее преступный замысел [5, с. 16]. Проявление правового нигилизма может иметь следующие формы: пренебрежительное отношение к требованиям закона или неприятие необходимых по закону мер; игнорирование требований закона в форме псевдоактивности и имитации бурной деятельности; произвольное толкование закона.

При анализе причин, препятствующих профессиональному развитию личности, А. К. Маркова выделяет следующие общие направления нарушений, названные ею «тенденциями профессионального дизонтогенеза»: возрастные изменения, связанные со старением организма; профессиональные деформации; профессиональную усталость, создающую конфликт между внешними требованиями профессии и снизившимися возможностями человека; монотонию, возникающую в условиях однообразной работы; психическую напряженность, вызванную трудными

условиями деятельности; профессиональные кризисы, являющиеся естественным сопровождением профессионального роста; профессиональные заболевания, возникающие в крайне неблагоприятных условиях труда [6, с. 148 -163]. Также подчеркивается, что вышеперечисленные нарушения могут затрагивать все грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение.

Все многообразие факторов, детерминирующих общепрофессиональные деструкции, объединяется в три группы: объективные, субъективные, объективно-субъективные [7, с. 205]. Объективные факторы связаны с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой. Субъективные факторы обусловлены особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений. Объективно-субъективные факторы порождаются системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. К психологическим детерминантам деструкций личности, порождаемых этими факторами, отнесены: осознаваемые и неосознаваемые мотивы выбора профессии; неоправдавшиеся ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь; стереотипы осуществления профессиональных функций, действий, операций: разные формы психологической защиты; эмоциональная напряженность профессионального труда; снижение уровня интеллекта; предел развития профессионализма и повышения уровня образования; возрастное старение человека.

Показательно, что обозначенные факторы в целом соотносятся с факторами, выделенными в исследовании А. В. Буданова, которым установлено, что развитию профессиональной деформации сотрудников правоохранительной деятельности способствуют три основные

группы факторов [8, с. 64]. В первую группу входят свойства, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности: детальная правовая регламентация деятельности, властные полномочия, психологические и физические перегрузки, особенности организации службы, недостаточное материальное вознаграждение за службу, повышенная ответственность, экстремальность, корпоративность. Вторая группа объединяет свойства, связанные с личностными особенностями сотрудников: завышенные личностные ожидания от службы в правоохранительных органах, недостаточная профессиональная подготовленность, жесткие профессиональные установки, профессиональный возраст, развитие склонности к насилию, развитие решительности при слабости самоконтроля и самокритичности, появление разочарования профессией, переоценка ее личностного смысла. К третьей группе отнесены свойства, обуслов-леные социально-психологическими ус- ^ ловиями организации: неадекватный ^ стиль руководства, напряженные, кон- > фликтные отношения между сотрудни- г^

ками, конфликты в семье, низкая обще- §

и

ственная оценка деятельности, вызы- ^ вающая чувства бессилия и неполно- ^ ценности. сд В целях упорядочения детерми- ^ нант, обуславливающих деформации § профессионального правосознания со- | трудников правоохранительных орга- | нов, коллектив авторов [9, с. 33-34] § предлагает выделить причины и условия, способствующие ее возникновению »« и развитию, на макроуровне и микро- у уровне. Макроуровень включает в себя об- ц щие детерминанты: организационно- Ц управленчес-кие, социально-экономические, § социально-политические, социально- | право-вые, социально-психологические, | культурно-нравственные. Микроуро- ^ вень выделяет непосредственные де- « терминанты, относящиеся к уровню от- « дельного сотрудника, и состоит из двух | групп: «деятельностные» детерминан- ^

ты, связанные со служебной деятельностью и отдельными служебными задачами, и «личностные» детерминанты, связанные с индивидуально-личностными характеристиками сотрудника.

Профессиональные деструкции являются существенным фактором снижения эффективности деятельности сотрудников ОВД, ухудшения их нравственного, психического и соматического здоровья, раннего развития у них профессиональной непригодности, низкого авторитета среди населения.

В настоящее время не существует, да и не может существовать четкая, раз и навсегда заданная классификация детерминант профессиональных дест-рукций и деформаций в деятельности сотрудников ОВД. В то же время наиболее значимыми факторами, способствующими развитию профессиональной деформации, остаются организация, условия и опыт профессиональной деятельности в процессе усвоения профессиональной роли сотрудником органов внутренних дел.

>

<ч а а

и и

8'

а §

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а

и

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 329 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 239 с.

3. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): дис. ... докт. психол. наук: 19.00.03. СПб., 1997. 350 с.

4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06. М., 1998. 206 с.

5. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел : методическое пособие / под общ. ред. В. М. Бурыкина. М.: ГУК МВД России, 2004.144 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма: монография. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 239 с.

8. Буданов А. В. Программа и методические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД: методическое пособие. М., 1992. 241 с.

9. Злоказов К. В. Профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов как предмет психолого-юридического анализа: монография. Екатеринбург, 2009. 190 с.

© Бикчинтаева Л. Г.

А А А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.