Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системогенетического подхода'

Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системогенетического подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2171
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONAL DESTRUCTION / MENTAL BURNOUT / PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неруш Татьяна Григорьевна, Поварёнков Юрий Павлович

Статья посвящена рассмотрению современного состояния проблемы выгорания профессионала. Определяются основные проблемы и перспективы исследования данного феномена. Акцентируется необходимость изучения динамики и структуры профессионального выгорания у представителей различных профессий с позиций системогенетического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Status and Prospects of Studying the Problem of Professional Burnout within the Systemogenetic Approach

The article considers the state of the problem of professional burnout. The basic problems and research perspectives of this phenomenon are determined. Necessity to study the dynamics and structure of professional burnout among representatives of different professions from positions of the systemogenetic approach is emphasized.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системогенетического подхода»

УДК 159.9

Т. Г. Неруш, Ю. П. Поварёнков

Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания

в рамках системогенетического подхода

Статья посвящена рассмотрению современного состояния проблемы выгорания профессионала. Определяются основные проблемы и перспективы исследования данного феномена. Акцентируется необходимость изучения динамики и структуры профессионального выгорания у представителей различных профессий с позиций системогенетического подхода.

Ключевые слова: профессионализация, профессиональные деструкции, психическое выгорание, профессиональное выгорание.

T. G. Nerush, Ju. P. Povarionkov

Current Status and Prospects of Studying the Problem of Professional Burnout within the Systemogenetic Approach

The article considers the state of the problem of professional burnout. The basic problems and research perspectives of this phenomenon are determined. Necessity to study the dynamics and structure of professional burnout among representatives of different professions from positions of the systemogenetic approach is emphasized.

Keywords: professionalization, professional destruction, mental burnout, professional burnout.

Феномен «выгорания» является предметной областью в различных отраслях и направлениях психологической науки. С того момента, когда Х.Дж. Фройденбергер (1974) ввел термин «выгорание («burnout»)» для обозначения состояния истощения сотрудников, находящихся в интенсивном общении с клиентами [16], реализованы многочисленные теоретические и эмпирические исследования, посвященные диагностике, коррекции и профилактике данного феномена. За этот период расширился список профессий, подверженных риску его возникновения; изменялось понимание содержания изучаемого феномена, его структуры; выделены факторы, детерминирующие его появление и развитие, а также разработаны различные теоретические подходы к пониманию феномена выгорания [2, 10, 11].

Изначально этот феномен изучался у специалистов «помогающих» профессий (работников социальной сферы, преподавателей, медицинских работников, торговых агентов и других профессий, связанных с непрестанным общением со значительным количеством людей). В последнее время появились данные о наличии выгорания у работников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, у представителей управленческих структур, представителей актерской профессии, журналистов, спортсменов, пожарных, а также у представителей профессии «человек -знак», «человек - техника». Отмечается, что вы-

горание возникает у специалиста в контексте работы и имеет отрицательные последствия как для него самого, так и для организации в целом, а также для психического благополучия всех тех, с кем он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности (клиентов, учеников, пациентов, коллег). Поэтому данный феномен более всего изучен в психологии труда, педагогической и социальной психологии. Подчеркивается, что выгорание порождает психологические и экономические последствия: ухудшение физического и психического здоровья сотрудников, снижение трудоспособности, производительности труда и доходов работников, потерю квалифицированных специалистов. В связи с этим одной из приоритетных задач психологии труда является изучение феномена выгорания среди профессионалов разных областей труда, а также разработка программ по его предупреждению и коррекции.

Теоретический анализ современных исследований по проблеме выгорания позволил прийти к следующим выводам [8] .

1. В психологии до сих пор не существует единого понимания феномена выгорания. Оно рассматривается как вид стресса, профессионального (Е. Махер, К. Кондо и др.) или индивидуального (С. Ма81аеЬ); как стресс-синдром (С. Маз1аеЬ, Дж. Джексон, Дж. Гринберг, В.Е. Орёл, Т.В. Форма-нюк, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, и др.); как процесс (М. БиЙ8Ь) и как результат (Е. МаЬег и I.

© Неруш Т. Г., Поварёнков Ю. П., 2013

Leiter); как интеграция психических состояний отрицательной направленности, временной устойчивости и относительно необратимого характера (В.Е. Орёл), как феномен личностных дисфункций (В.Е. Орёл, Е.С. Картавая). По мнению В.Е. Орла, выгорание занимает промежуточное положение между психическими процессами, психическими состояниями и психическими свойствами личности [10, 11]. Данный феномен понимается как психологическая защита (Ф.Е. Василюк, В.В. Бойко, Г.С. Корытова), профессиональная деформация (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Л.Н. Юрьева и др.), личностная деструкция (Н.Е. Водопьянова, Ю.И. Виданова), профессиональная деструкция (Э.Ф. Зеер, В.Е. Орёл, Ю.П. Поварёнков). В.Е. Орёл рассматривает выгорание как относительно самостоятельный, отличный от профессионального стресса и профессиональной деформации феномен, как специфическую форму профессиональных деструкций [9, 10, 11].

Таким образом, необходимо уточнение психологического содержания феномена «выгорание», а также установление его соотношения с базовыми понятиями отечественной психологии труда («профессиональный стресс», «профессиональная деструкция», «профессиональная деформация» и т.д.).

2. Несмотря на достаточное количество работ, посвященных различным аспектам изучения данного феномена, до сих пор нет его однозначного определения. В зарубежной психологии традиционным является определение выгорания, предложенное С. Maslach и S. Jackson (1984). В нем под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы» [10, с. 35].

Согласно С. Maslach и S. Jackson, выгорание включает три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. С. Maslach и ее коллеги делают акцент на профессиональном характере синдрома выгорания и рассматривают его как результат профессиональных проблем [14].

Если в англоязычной литературе термин «выгорание» (burnout) является общеупотребительным, то в отечественных работах применяются несколько терминов, которые представляют собой различные варианты его перевода (burnout - англ.: перегорание, прекращение горения, догорание, угасание, сгорание, выгорание): «эмоциональное выгорание», «эмоциональное сгорание», «эмоциональное перегорание», «синдром выгорания», «синдром эмоционального выгорания», «синдром профессионального выгорания», «профессио-

нальное выгорание» и «психическое выгорание», «синдром психического выгорания», «синдром профессионального угасания», «психологическое выгорание», «выгорание личности». Например,

B.В. Бойко употребляет термин «эмоциональное выгорание» [1], а В.Е. Орёл - «психическое выгорание» [10, 11]. Т.И. Ронгинская говорит о «синдроме профессионального выгорания» [13]. Л.А. Китаев-Смык использует термины «выгорание личности» и «выгорание души» [7]. Однако такое многообразие терминов не объясняется различными теоретическими представлениями о проблеме «burnout». Ни один из перечисленных авторов не аргументирует употребление принятого им рабочего термина и не обозначает какие-либо значимые различия в содержании понятий. Это позволяет большинству исследователей иногда даже в рамках одной работы употреблять все варианты как синонимы. При этом в современных отечественных работах по проблеме выгорания наблюдается терминологическая путаница, связанная с соотнесением понятий «психическое выгорание», «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание».

Мы провели контент-анализ 30 определений «burnout», «эмоционального выгорания», «психического выгорания» и «профессионального выгорания» (P. Bril, A. Diez и C.R. Herrera,

C. Maslach и S. Jackson, C. Maslach и T. Marek, W. B. Shaufeli, A. Pines и E. Aronson, C. Cherniss, К. Кондо, А. Лэнгле, Н. Е. Водопьянова,

A.Н. Густелева, В.Н. Димова , Н. В. Мальцева,

B.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, Л.Н. Юрьева и др.). Контент-анализ показал, что в большинстве анализируемых определений акцентируется внимание на профессиональной обусловленности феномена выгорания, его возникновении, развитии, проявлении и фиксации в профессиональной деятельности и профессиональном развитии. Это подтверждают соответствующие единицы анализа, выявленные в текстах определений («у сотрудников», «в профессиях», «при неблагоприятных условиях труда», «работы», «дезадаптивность к рабочему месту», «рабочей нагрузки», «профессионально обусловленное», «негативные изменения профессионального поведения», «негативное изменение профессиональной деятельности», «в связи с профессиональной деятельностью», «результат профессиональных проблем», «в ответ на профессиональные требования», «формой профессиональных деструкций», «профессиональное заболевание», «профессиональную мотивацию», «профессиональные стрессы», «профессиональная деформация», «в процессе профессиональной социализации», «профессиональный феномен», «у

работающего человека», «с профессиональным развитием» и т.д.) [8].

Основываясь на результатах проведенного сравнительного анализа определений «выгорания» и их контент-анализа, мы утверждаем, что рассматриваемый феномен целесообразно обозначать как «профессиональное выгорание». Данный термин, с нашей точки зрения, в наибольшей степени отражает сущность феномена выгорания и является адекватным для психологии труда.

3. Проблема установления сущности профессионального выгорания и его детерминации на концептуальном уровне достаточно противоречива и понимается неоднозначно. Это обусловлено существованием различных теоретических подходов к его описанию: индивидуальных (H. Freudenberger, J. Edelwich и A. Brodsky; ST. Meier,; S. Hobfoll и J. Freedy, S. Hobfoll и A. Shirom, и др.), интерперсональных (C. Maslach, D.H. Harrison, A. Hochschild, E. Buunk, W. Schaufeli и др.) и организационных (C. Cherniss, R.T. Golembiewski, J. Winbus и др.), каждый из которых имеет отношение лишь к изучению отдельной стороны профессионального выгорания и делает акцент лишь на определенной группе факторов, его вызывающих.

С позиций системогенетического подхода [9, 10, 11, 12, 14] в качестве детерминант возникновения и динамики профессионального выгорания рассматривается система взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, проявляющихся на разных уровнях организации личности. Профессиональное выгорание изучается в контексте профессионального становления и реализации личности, при этом акцентируется внимание на гетерохронности и неравномерности развития данного феномена. С точки зрения системогене-тического подхода профессиональное выгорание рассматривается как проявление профессионального регресса личности, которое проникает во все подструктуры личности (эмоциональную, моти-вационную, когнитивную) и нарушает их оптимальное функционирование [10, 11]. На наш взгляд, адекватное раскрытие сущности профессионального выгорания как феномена профессионального становления и реализации личности возможно лишь на основе системогенетического подхода (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, Ю.П. Поварёнков, В.Е. Орёл).

4. Отечественные исследования, посвященные изучению профессионального (психического) выгорания, в основном сосредоточены на раскрытии его детерминант и специфики проявления в различных профессиональных группах, его влияния на профессиональную деятельность сотруд-

ника (Р.М. Айсина, Н.В. Адаменко, Т.В. Большакова, М.В. Борисова, С.В. Волканевский, М.Ю. Горохова, В.Н. Димова, О.Н Доценко, Д.А. Кутузова, И.В Малышев, О.В. Полунина, А.В. Сечко, Е.С. Старченкова, А.А. Рукавишников, Т.А. Ушакова и др.). Показано, что на возникновение, развитие и степень выраженности компонентов выгорания влияет множество факторов: возраст, пол, семейное положение, индивидуальные особенности человека, организационные факторы, особенности профессиональной деятельности. Уделяется внимание разработке эффективных мер профилактики и преодоления выгорания (Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова, А.Ю. Василенко, С.Т. Губина, О.А. Семиздралова, А.Н. Коновальчук и др.).

Выявлению психологической структуры выгорания посвящены отдельные работы: это исследования, направленные на изучение структурно-функциональной организации и генезиса выгорания (В.Е. Орёл, 2005), на раскрытие специфики структуры психического выгорания в профессиях «субъект-субъектного» и «субъект-объектного» типа (Е.С. Картавая, 2009) и социально-психологической структуры выгорания сотрудников милиции, общественной безопасности (О.В. Ильиных, 2010).

Проведены исследования динамики выгорания педагогов (Н.В. Мальцева, А.В. Гаврилова, К.Ю. Жеглова), операторов телекоммуникационной связи (К.Ю. Жеглова), бортпроводников (И.Ю. Вороцкая). Изучается выгорание у студентов на разных ступенях обучения (И.В. Афонь-шина, Е.Б. Яцунова; О.С. Глазачев и др.).

Следует отметить, что в современной отечественной психологии рассматриваются проблемы профессионализации личности как целостного непрерывного процесса становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прерывает активную трудовую деятельность (Э.Ф. Зеер, В.Е. Орёл, Ю.П. Поварёнков). При этом профессионализация личности рассматривается как процесс, который может идти в двух направлениях: конструктивном - выходе на новые стратегии профессионального развития; и деструктивном - профессиональной деформации, стагнации. Отмечается, что в профессиональном становлении неизбежны профессиональные деструкции. Профессиональное выгорание специалиста рассматривается в контексте профессиональных деструкций [4, 9, 12]. Данный феномен анализируется как проблема самоактуализации личности (М.В. Агапова, С.В. Умняшки-на); как форма профессиональной деформации

(О.В Крапивина), как форма профессиональной дезадаптации (Н.А. Аминов, Д.В. Шпитальный), как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности (Н.В. Мушастая). Выгорание рассматривается как негативный феномен профессионального становления личности (М.В. Борисова). Исследуется влияние выгорания учителя на личностные особенности, успех в учебной деятельности и психологическое благополучие учащихся (Д.Р. Мерзлякова, В.Н. Феофанов).

Проблема психологической структуры профессионального выгорания и его динамики в процессе профессионализации у представителей различных типов профессий остается открытой для научного исследования.

5. В психологии до сих пор не существует единого представления о психологической структуре профессионального выгорания.

Традиционно различаются два основных подхода к определению структуры феномена выгорания и его симптомов: результативный (Е. МаЬег, 8. КаИШ, С. СЬегш88 и др.) и процессуальный (С. СИегш88, 1 Edelwich, Я. В1^8ку, Ь. НаШ1еп, М. Вип8Ь) [2, 9, 10]. С точки зрения результативного подхода, «выгорание - это специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения, которое связано с профессиональной деятельностью, возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства» [10, с. 35]. Структура выгорания включает три относительно независимых компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и снижение профессиональной эффективности (редукцию профессиональных достижений) [2, 9, 10, 15]. Данная структура может модифицироваться, сужаться либо расширяться в зависимости от специфики выборки [8] . С точки зрения процессуального подхода выгорание рассматривается как процесс, проходящий в ходе профессионального развития человека и имеющий стадиальный характер, начинающийся с напряжения, возникающего в результате противоречия между ожиданиями, идеалами и желаниями личности и требованиями профессии. Генезис выгорания имеет индивидуальное своеобразие, которое детерминируется особенностями эмоционально-мотивационной сферы и профессиональной деятельностью. В.Е. Орёл интегрирует эти два альтернативных подхода с точки зрения традиционного для отечественной психологии принципа единства результирующей и процессуальной стороны любого психического явления и дает опре-

деление выгорания как состояния, в единстве его результативной и процессуальных сторон [9, 10].

В современной отечественной психологии проблеме структуры выгорания посвящены отдельные работы, в результате которых:

- подтверждена валидность трехфакторной структуры выгорания, предложенной С. Maslach и S. Jackson (1984); выявлены свойства выгорания как системного явления: целостность, иерархичность и динамичность; получены выводы о стабильности компонентного состава структуры выгорания, на основе которых был сформулирован тезис об общепрофессиональном характере выгорания; выявлена специфика структуры профессионального выгорания в профессиях «субъект-объектного» типа, которая приближается к двух-факторной за счет «размывания» подструктуры «цинизм» [9,10];

- определена специфика структуры выгорания как комплекса стенических и астенических психических состояний в профессиях «субъект-субъектного» и «субъект-объектного» типов, определены количественные и качественные различия в этих структурах [6];

- разработана поликомпонентная структурно-функциональная модель выгорания сотрудников, представленная социально-психологическими и личностными уровнями; выявлена типология структур выгорания сотрудников, которая характеризуется специфическими социально-психологическими и личностными компонентами

[5].

Учитывая то, что профессиональное выгорание - динамичная структура, которая возникает в профессиональной деятельности и развивается на протяжении всего профессионального пути личности [3], мы представляем перспективными для дальнейшего научного исследования следующие вопросы:

- выявление специфики развития структуры выгорания в процессе профессионального становления личности;

- установление, на каком этапе профессионального становления и развития личности формируются те или иные ее подструктуры;

- определение специфики формирования этих подструктур у представителей различных типов профессий;

- рассмотрение динамики их проявления на этапах профессионального становления и развития личности;

- выявление трансформации структуры выгорания в процессе профессионализации;

- фиксация типологии выгорания сотрудников на различных этапах профессионализации.

6. Сопоставление результатов исследований профессионального (психического) выгорания у представителей «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» профессий [9, 10], проведенных отечественными авторами с помощью инструментария, разработанного на основе трехфакторной модели С. Maslach («Maslach Burnout Inventory (MBI)» С. Maslach, «Профессиональное выгорание (ПВ)» Н.Е. Водопьяновой, «Опросник психического выгорания для социальных профессий (ОПВ-СП») В.Е. Орла и ИГ. Сенина, «Опросник психического выгорания для учителей (ОПВ-3)» А.А. Рукавишникова), показало неоднозначность и противоречивость данных о его проявлениях. Противоречивые данные обнаружены даже в рамках одной профессиональной группы (например, педагогов, медицинских работников, административных работников и др.). Анализ проявлений профессионального выгорания в профессиях «субъект-объектного» типа показал, что для профессий данного типа получены также довольно противоречивые данные. По нашему мнению, это объясняется не только спецификой профессиональной деятельности специалистов различных профессий, но и особенностями обследованных выборок, в которых респонденты не различаются и не группируются в соответствии с этапами профессионального становления респондентов. Противоречивые результаты о проявлениях профессионального выгорания также могут свидетельствовать о неравномерности субфакторной выраженности и о гетерохронности развития профессионального выгорания в профессиях определенного типа.

С нашей точки зрения, перспективным представляется выявление и сопоставление проявлений профессионального выгорания у представителей различных профессий и профессиональных групп на различных этапах их профессионального становления.

7. В современных эмпирических исследованиях (В.В. Кустова, А.А. Папанова, О.А. Семиздра-лова, Н.В. Мальцева, А.Н. Густелева, Н.В. Адаменко, В.В. Лукьянов, Л.Н. Юрьева, К.Ю. Жеглова, Ю.И. Виданова, И.Н. Асеева и др.) отмечаются тенденции, позволяющие описать динамику профессионального выгорания:

- вероятность развития выгорания в период обучения в вузе;

- зависимость специфики структуры выгорания сотрудников от возраста и стажа работы;

- увеличение согласованности его компонентов в процессе возрастного и профессионального развития;

- зависимость специфики его протекания от профессиональной деятельности;

- волнообразная зависимость формирования его структурных компонентов от профессионального стажа;

- тенденция к более высокому эмоциональному истощению у достаточно широкого круга сотрудников со стажем работы до 5 лет (у сотрудников органов внутренних дел, у административных работников государственной службы, у социальных работников, осуществляющих патронажные функции, у операторов телекоммуникационных сетей).

На основе теоретического анализа нами выявлен ряд проблем, открытых для дальнейшего научного исследования: проблема обратимости профессионального выгорания; проблема долговременных последствий выгорания; проблема влияния последствий профессионального выгорания на непрофессиональные сферы жизнедеятельности субъекта. Данные проблемы до сих пор решаются неоднозначно и требуют уточнения.

8. В современных исследованиях представлены разнообразные, а иногда и противоречивые данные о зависимости профессионального выгорания от возраста и стажа работы. Также неоднозначны данные относительно последовательности проявления структурных компонентов профессионального выгорания и степени их выраженности в процессе профессионализации. До сих пор еще нет однозначного ответа на вопросы о зависимости профессионального выгорания от профессионального возраста (стажа) и о последовательности проявления его структурных компонентов и степени их выраженности в процессе профессионализации.

Мы считаем, что выход из сложившейся ситуации состоит в дальнейшем исследовании данного феномена на основе методологии системоге-нетического подхода. Такой методологический подход позволяет рассматривать выгорание:

1) в единстве четырех аспектов: структурном, функциональном, онтологическом и генетическом;

2) с полисистемных позиций, а не в рамках какой-то одной системы (профессии, социальной сферы). Это сделает возможным выделение его особенностей, характерных для различных профессий, а также и более четкое определение его психологической структуры и специфики ее проявления на разных этапах профессионализации личности;

3) как деструктивную тенденцию профессионального развития личности, отслеживая динами-

ку развития основных составляющих данного феномена и механизмов их возникновения [9, 10].

Рассмотрение профессионального выгорания с позиций системогенетического подхода позволит установить общие и специфические закономерности динамики его структуры, характерные для представителей различных групп профессий на этапах профессионализации.

Отметим, что все рассмотренные выше эмпирические исследования, посвященные изучению динамики профессионального выгорания в различных профессиональных группах, основаны на периодизациях профессионального развития, в которых в качестве временного фактора выделения этапов используется либо хронологический возраст субъекта труда, либо его «профессиональный возраст» (стаж). Одним из главных недостатков подобных периодизаций является то, что в них решение конкретных задач профессионализации связано с определенным возрастом (например, выбирать профессию можно только в 14-17 лет, а не в 30-40-50).

Следует также отметить, что велика вероятность того, что субъекты труда, включенные в описываемые возрастные или стажевые группы, решают различные задачи профессионального становления, и средние значения степени выраженности субфакторов профессионального выгорания («эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция профессиональных достижений») не отражают истинную картину развития данного феномена.

По нашему мнению, при рассмотрении динамики профессионального выгорания в процессе профессионализации целесообразно опираться на периодизацию, разработанную в рамках концепции профессионального становления [12]. Данная периодизация отличается тем, что: 1) последовательность выделенных в ней стадий не зависит от хронологического возраста субъекта труда; 2) она учитывает реальную последовательность задач профессионализации, решаемых субъектом труда. Поскольку профессиональное выгорание проявляется и развивается в процессе профессионализации и в условиях профессиональной деятельности, то представляется необходимым рассмотрение его динамики на следующих стадиях профессионального становления: профессиональное обучение, самостоятельная профессиональная деятельность, послекарьерное развитие.

Итак, обзор современных исследований по проблеме профессионального выгорания показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях. Концепция психического выгорания разработана В.Е. Орлом [10].

Данная концепция позволяет выработать целостное мнение о структуре, функциях и генезисе феномена выгорания. Однако следует отметить, что В.Е. Орёл не анализировал динамику структуры профессионального выгорания в контексте профессионализации. Поэтому по-прежнему открыты для научного исследования вопросы: каковы особенности развития структуры выгорания в процессе профессионализации; на каком этапе профессионального становления формируются те или иные его компоненты; существует ли специфика их формирования в различных профессиях?

Отечественными психологами исследуются детерминация выгорания; его структура; динамика его развития в различных видах деятельности; его специфика в различных профессиональных средах. Определены проявления профессионального выгорания в профессиях «субъект-субъектного» и «субъект-объектного» типов. Однако большинство работ, посвященных проблеме выгорания, носят исключительно эмпирический характер и зачастую являются разрозненными, фрагментарными, мозаичными, хотя, безусловно, имеющиеся в современной психологии научные разработки и эмпирические исследования по проблеме профессионального выгорания могут послужить отправной точкой для дальнейших научных изысканий.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ отечественных и зарубежных работ по рассматриваемой проблеме подтвердил наше мнение о том, что перспективным является исследование структуры профессионального выгорания как деструктивной тенденции профессионального развития личности с позиций системогенетиче-ского подхода. Это позволит не только расширить теоретические представления об изучаемом феномене, но и более грамотно выстраивать профилактическую работу с сотрудниками, склонными к профессиональному выгоранию, и психокор-рекционную работу с профессионалами, испытывающими его воздействие.

Библиографический список

1. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - СПб., 1999 - 105 с.

2. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - М.; СПб.; Н. Новгород, 2008.- 312 с.

3. Жеглова, К. Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи [Текст] : автореф.

дис. ... канд. психол. наук / К. Ю. Жеглова. - Ярославль, 2007. - 26 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М., 2005. - 329 с.

5. Ильиных, О. В. Социально-психологическая структура психического выгорания сотрудников милиции, общественной безопасности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. В. Ильиных.- Кострома, 2010 - 21 с.

6. Картавая, Е. С. Специфика структуры психического выгорания в профессиях субъект-субъектного и субъект-объектного типа [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. С. Картавая. - Ярославль, 2009. - 25 с.

7. Китаев-Смык, Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души [Текст] / Л. А. Кита-ев-Смык // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008 - № 2 (33). - С. 41-50.

8. Неруш, Т. Г., Поварёнков, Ю. П. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности [Текст] / Т. Г. Неруш, Ю. П. Поварёнков. - Саратов, 2012. - 224 с.

9. Орёл, В. Е. К проблеме соотношения основных этапов профессионального становления личности [Текст] / В. Е. Орёл // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер. «Гуманитарные науки». - 2007.- № 4.- С. 34-36.

10. Орёл, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / В. Е. Орёл. - Ярославль, 2005. -499 с.

11. Орёл, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орёл. - М., 2005.

12. Поварёнков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поварёнков. - Саратов, 2012. - 510 с.

13. Ронгинская, Т. Н. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т. Н. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - С. 85-96.

14. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М., 1982.

15. Maslach, C., Jackson, S.E., Leiter, M.P. Maslach Burnout Inventory Manual [Text] / C. Maslach, S.E. Jackson, M.P. Leiter / Palo Alto, California: Consulting Psychological Press Inc., 1996.

16. Freudenberger, H.J. Staff burnout [Text] / H.J. Freudenberger // J. of Social Issues. - 1974. - Vol. 30. - P. 159-165.

ra telekommunikatsionnoj svyazi [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk /K.YU. ZHeglova - YAro-slavl', 2007 - 26 s.;

4. Zeer, EH.F. Psikhologiya professij [Tekst] / EH.F. Ze-er. - M., 2005. - 329 s.

5. Il'inykh, O. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya struk-tura psikhicheskogo vygoraniya sotrudnikov mili-tsii obshhestvennoj bezopasnosti [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk / O.V. Il'inykh .- Kost-roma, 2010 -21 s.

6. Kartavaya, E. S. Spetsifika struktury psikhicheskogo vygoraniya v professiyakh sub"ekt-sub"ektnogo i sub"ekt-ob"ektnogo tipa [Tekst]: avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk / E.S. Kartavaya - YAroslavl', 2009. - 25 s.

7. Kitaev-Smyk, LA. Vygoranie personala. Vy-gora-nie lichnosti. Vygoranie dushi [Tekst] / LA. Kita-ev-Smyk // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, - 2008 - № 2 (33). -S.41-50.

8. Nerush, T.G., Povaryonkov, YU.P. Profession-al'noe vygoranie kak destruktivnaya tendentsiya profes-sional'nogo razvitiya lichnosti [Tekst] / T.G. Ne-rush, YU.P. Povaryonkov - Saratov, 2012. - 224 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Oryol, V.E. K probleme sootnosheniya osnov-nykh ehtapov professional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / V.E. Oryol // Vestnik YAroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Se-riya Gumanitarnye nauki. 2007.- № 4.- S.34-36.

10. Oryol, V.E. Strukturno-funktsional'naya organi-zatsiya i genezis psikhicheskogo vygoraniya[Tekst] / V.E. Oryol: dis...dokt. psikhol. nauk.-YAroslavl', 2005 -499 s.

11. Oryol, V.E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya lichnosti [Tekst] / V.E. Oryol . - M., 2005.

12. Povaryonkov, YU.P. Problemy psikhologii pro-fes-sional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst]/ YU.P. Povaryonkov. - Saratov, 2012.- 510 s.

13. Ronginskaya, T.N. Sindrom vygoraniya v sot-sial'nykh professiyakh [Tekst]/T.N. Ronginskaya // Psik-hologicheskij zhurnal. - 2002. -T.23. - S.85-96.

14. SHadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza pro-fessional'noj deyatel'nosti [Tekst] / V. D. SHadrikov. -M., 1982.

17. Maslach, C., Jackson, S.E., Leiter, M.P. Maslach Burnout Inventory Manual [Text]/ C. Maslach, S.E. Jackson, M.P. Leiter / Palo Alto, California: Consulting Psychological Press Inc., 1996.

18. Freudenberger, H.J. Staff burnout [Text]/ H.J. Freudenberger // J. of Social Issues. - 1974. - Vol. 30. - P. 159-165.

Bibliograficheskij spisok

1. Bojko, V.V. Sindrom ehmotsional'nogo vygoraniya v professional'nom obshhenii [Tekst] I V.V. Bojko. - SPb., 1999 - 105 s.

2. Vodop'yanova, N.E., Starchenkova, E.S. Sindrom vy-goraniya: diagnostika i profilaktika [Tekst] I N.E. Vodop'yanova, E.S. Starchenkova. - M.; SPb.; N. Novgorod, 200S.- 312 s

3. ZHeglova, K.YU. Osobennosti dinamiki formi-rova-niya psikhicheskogo vygoraniya v professii operato-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.