Научная статья на тему 'Уголовное законодательство иностранных государств об ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств'

Уголовное законодательство иностранных государств об ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
незаконная охота / незаконная добыча животных / уголовный кодекс / ответственность / транспортные средства / illegal hunting / illegal hunting of animals / criminal code / responsibility / vehicles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иван Александрович Уфимцев

Рассматривается законодательство ряда иностранных государств в области противодействия незаконной добыче животных посредствам применения транспортных средств, в том числе ответственность за нарушение положений соответствующих нормативных правовых актов. Обращается внимание на динамичное совершенствование указанного законодательства, обусловленное широким развитием способов применения транспортных средств в процессе незаконной охоты. Раскрывается понятие добычи диких животных. Высказываются предложения по повышению эффективности реализации государственной политики в области охраны объектов животного мира и природопользования посредствам включения в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы, регламентирующей ответственность за нарушение правил охраны животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иван Александрович Уфимцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal legislation of foreign states on responsibility for illegal extraction of animals using vehicles

The article discusses the legislation of a number of foreign states in the field of combating the illegal production of animals through the use of vehicles, including responsibility for violating the provisions of the relevant regulatory legal acts. Attention is drawn to the dynamic improvement of this legislation, due to the wide development of methods for using vehicles in the process of illegal hunting. The concept of hunting wild animals is revealed. Proposals are made to improve the efficiency of the implementation of state policy in the field of wildlife protection and nature management through the inclusion in the Criminal Code of the Russian Federation of a norm regulating responsibility for violating the rules for wildlife protection.

Текст научной работы на тему «Уголовное законодательство иностранных государств об ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств»

Право зарубежных стран

Научная статья УДК 343.2/.7

Уголовное законодательство иностранных государств об ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств

Иван Александрович Уфимцев

Договорно-правовой департамент МВД России, Москва, Россия,

ivanufimcev@gmail.com

АННОТАЦИЯ. Рассматривается законодательство ряда иностранных государств в области противодействия незаконной добыче животных посредствам применения транспортных средств, в том числе ответственность за нарушение положений соответствующих нормативных правовых актов. Обращается внимание на динамичное совершенствование указанного законодательства, обусловленное широким развитием способов применения транспортных средств в процессе незаконной охоты. Раскрывается понятие добычи диких животных. Высказываются предложения по повышению эффективности реализации государственной политики в области охраны объектов животного мира и природопользования посредствам включения в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы, регламентирующей ответственность за нарушение правил охраны животного мира.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: незаконная охота, незаконная добыча животных, уголовный кодекс, ответственность, транспортные средства

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Уфимцев И. А. Уголовное законодательство иностранных государств об ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств // Научный портал МВД России. 2022. № 3 (59). С. 117-123.

Law offoreign countries

Original article

Criminal legislation of foreign states on responsibility for illegal extraction of animals using vehicles

Ivan A. Ufimtsev

Contract and Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,

ivanufimcev@gmail.com

ABSTRACT. The article discusses the legislation of a number of foreign states in the field of combating the illegal production of animals through the use of vehicles, including responsibility for violating the provisions of the relevant regulatory legal acts. Attention is drawn to the dynamic improvement of this legislation, due to the wide development of methods for using vehicles in the process of illegal hunting. The concept of hunting wild animals is revealed. Proposals are made to improve the efficiency of the implementation of state policy in the field of wildlife protection and nature management through the inclusion in the Criminal Code of the Russian Federation of a norm regulating responsibility for violating the rules for wildlife protection.

KEYWORDS: illegal hunting, illegal hunting of animals, criminal code, responsibility, vehicles

FOR CITATION: Ufimtsev I. A. Criminal legislation of foreign states on responsibility for illegal extraction of animals using vehicles // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 3 (59). P. 117-123 (In Russ.).

© Уфимцев И. А., 2022

Незаконная добыча животных - это разновидность преступлений, которая получила широкое распространение по всему миру. В связи с этим перед мировым сообществом стоит задача, заключающаяся в сохранении наиболее ценного генофонда животных, находящихся под угрозой исчезновения. Правовая охрана животных отражена в нормах уголовного законодательства ряда стран. Причем уголовная ответственность за незаконную добычу животных в иностранных государствах значительно разнится. В том числе это касается незаконной добычи животных с использованием транспортных средств.

Отметим, что в Российской Федерации необходимость защиты животных подчеркивается на конституционном уровне. Пункт «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации определяет, что на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по выработке мер, которые, помимо всего прочего, направлены на сохранение уникального биологического и природного многообразия государства, а также на формирование в обществе ответственного отношения к животному миру1. Следовательно, можно сказать о том, что незаконная добыча животных подрывает конституционные основы государства. Особую опасность представляет незаконная добыча животных с применением транспортных средств, поскольку задействование транспорта в данном виде преступлений может значительно повысить ущерб, нанесенный государству, а также уровень сложности их раскрытия. Во многом возникновение сложностей для расследования указанной категории дел связано с тем, что лицо, совершившее преступление, может в короткие сроки отдалиться от места происшествия на значительное расстояние, а также осуществить перевозку значительного числа представителей животного мира. Повышенная опасность указанной категории преступлений учитывается и в уголовном законодательстве иностранных государств.

Актуальность изучения уголовного законодательства иностранных государств об ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств можно обосновать тем, что знание и соответственно обращение к успешному зарубежному опыту может повысить эффективность борьбы с указанным видом преступлений в Российской Федерации.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению особенностей уголовного законодательства иностранных государств от ответственности за незаконную добычу животных с использованием транспортных средств, хотелось бы раскрыть понятие незаконной добычи животных.

Под незаконной добычей диких животных можно понимать любую деятельность, характеризующуюся направленностью на их изъятие (извлечение) из природной естественной среды, а также завладение ими в противоречие норм системы экологического законодательства [1, с. 238]. Но прежде всего, с учетом действующего в настоящий момент законодательства Российской Федерации, нам представляется, что это деятельность, направленная на незаконную добычу и/или умерщвление диких животных.

В Республике Беларусь ответственность за незаконную добычу животных с применением транспортных средств устанавливается в ч. 4 ст. 282 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В указанной уголовно-правовой норме закреплено следующее: «незаконная охота, совершенная с использованием механического наземного, водного или воздушного транспортного средства либо повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом»2.

Уголовная ответственность за незаконную добычу животных с использованием транспорта в Республике Казахстан определяется на уровне Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК). В ч. 1 ст. 337 УК РК определена ответственность за незаконную охоту, в процессе которой, в том числе, используется верховой и гужевой транспорт, авиа-, авто-, мототранспорт, снегоходная техника и маломерные суда. В случае если ущерб, причиненный преступлением, оказался значительным, лицо наказывается штрафом, размер которого может быть определен вплоть до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере. Также допускаются уголовные санкции в виде общественных работ сроком до восьмисот часов, ограничение или лишение свободы до трех лет, конфискация имущества, лишение

1 См.: Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. Ш_ : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 04.07.2020).

2 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З : с изм. и доп. по состоянию на 5 янв. 2022 г. // Юрист. URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30414984&pos=6;-106#pos=6; -106 (дата обращения : 28.02.2022).

права на занимание определенных должностей, а также на занятие определенной деятельностью на срок до трех лет. Аналогичные санкции, даже без нанесения значительного ущерба, действуют в отношении лиц, занимающихся незаконной охотой с использованием авиа-, авто-, мототранспортных средств, в том числе снегоходной техники, либо маломерных судов3.

Усиление ответственности за незаконную охоту в Республике Казахстан, в том числе с использованием транспортных средств, происходит в случае неоднократности соответствующих преступлений, что закреплено в ч. 3 ст. 337 УК РК.

При повторном преступлении штраф увеличивается до тысячи месячных расчетных показателей. Схожим образом срок увеличивается и в отношении исправительных работ. Вместо восьмисот часов общественных работ предполагается увеличение их количества до тысячи. Ограничение свободы или ее лишение увеличивается на срок вплоть до четырех лет. Также актуальность сохраняют конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и запрет на некоторые виды деятельности. Причем повторное совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РК, не приводит к увеличению сроков лишения права на занятие некоторых должностей и запрета на отдельные виды деятельности.

Незаконная охота, включая использование транспортных средств, реализуемая как группой лиц, так и группой лиц по предварительному сговору, согласно ч. 3 ст. 337 УК РК, влечет за собой усиление уголовных санкций в сравнении с ч. 1 ст. 337 УК РК. Положения указанной статьи предусматривают штраф в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в таком же размере. Лишение и ограничение свободы увеличиваются до пяти лет. Также санкции предусматривают такие меры, как лишение права на занятие определенных должностей и запрет на отдельные виды деятельности на срок до пяти лет.

Еще большее усиление санкций за незаконную охоту, включая охоту с задействованием транспорта, предусматривается в ч. 4 ст. 337 УК РК.

Незаконная охота с использованием транспорта, которая совершается как в одиночку, так и в составе преступной группы, однократно или

неоднократно, приводит к существенному ужесточению уголовных санкций тогда, когда она происходит:

1) на территориях, которые отнесены к особо охраняемым природным территориям либо к территориям с чрезвычайной экологической ситуацией;

2) в отношении редких животных, находящихся под угрозой исчезновения. Также это касается животных, в отношении которых действует запрет на пользование;

3) лицом, пользующимся своим служебным положением;

4) с причинением крупного ущерба.

Перечень обстоятельств незаконной охоты

(включая охоту с использованием различных видов транспорта), приведенный выше, становится причиной установления следующих возможных санкций уголовного характера: штраф, размер которого составляет шесть тысяч местных расчетных показателей либо исправительные работы в таком же объеме; ограничение либо лишение свободы на срок от трех до шести лет; конфискация имущества; лишение права на занятие определенной деятельностью или занятие должности на срок, максимальная граница которого определяется семью годами4.

Можно сделать вывод, что градация уголовно-правовой ответственности за незаконную охоту с использованием транспорта в Республике Казахстан зависит как от степени ущерба, нанесенного фауне, так и от способа совершения преступления. Причем задействование транспорта в данном случае не выступает как особый квалифицирующий признак состава преступления, а определяется ч. 1 ст. 337 УК РК.

Кроме того, следует отметить, что в уголовном законодательстве Республики Казахстан имеется норма, закрепленная в ст. 338 УК РК, предусматривающая ответственность за нарушение правил охраны животного мира при осуществлении производственных процессов или эксплуатации транспортных средств, применении средств защиты растений, минеральных удобрений или других препаратов, повлекшее массовое уничтожение или гибель животного мира, а равно нарушение порядка использования или охраны охотничьих угодий, рыбохозяйственных водоемов, причинившее крупный ущерб.

3 См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V : с изм. и доп. по состоянию на

2 марта 2022 г. URL : https://online.zakon.kz/documen1/Pdoc_

id=31575252&pos=4; -92#pos=4; -92 (дата обращения :

01.03.2022).

4 См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V : с изм. и доп. по состоянию на 2 марта 2022 г. URL : https://online.zakon.kz/document/Pdoc_ id=31575252&pos=4; -92#pos=4; -92 (дата обращения : 01.03.2022).

Максимальным наказанием за ее нарушение является лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В уголовном законодательстве Российской Федерации подобная норма отсутствует. За нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов предусмотрена лишь административная ответственность (ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) имеются нормы, предусматривающие ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) и нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ). В связи с этим представляется, что применение нормы закона «по аналогии» и включение в УК РФ ст. 258.2, предусматривающей отдельные положения ст. 338 УК РК, определяющей уровень общественной опасности за нарушение правил охраны животного мира, а также нарушение порядка использования или охраны охотничьих угодий, причинившие крупный ущерб, способствует его совершенствованию и усилению ответственности по отношению не только к лицам, пренебрегающим правилами охоты, но и к арендаторам охотничьих угодий, не исполняющим должным образом охотохозяйственные соглашения.

Существенный интерес для исследования представляет уголовная ответственность за незаконную добычу животных с использованием транспортных средств в США. При этом стоит отметить, что в уголовном законодательстве США вопросам, связанным с установлением ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств, уделяется особое внимание.

В качестве основополагающего закона, предусматривающего различные виды юридической ответственности за незаконную добычу животных, выступает Закон об исчезающих видах 1973 г. Указанный правовой акт устанавливает в том числе уголовную ответственность за незаконную добычу животных. Определяется перечень действий, подпадающих под категорию запретных, среди которых присутствуют такие, как изъятие, хранение, продажа, транспортировка любых видов животных, отнесенных к исчезающим. В п. «Ь» раздела «запрещенные действия» Закона об исчезающих видах определен запрет на перевозку редких ви-

дов животных любыми транспортными средствами. В п. «е» также определен запрет на перевозку и транспортировку редких видов животных в рамках межштатной или внешней торговли. За совершение данных действий предполагается штраф, верхняя граница которого составляет пятьдесят тысяч долларов США либо лишение свободы в срок до одного года5.

Также в аспекте исследования уголовной ответственности незаконной добычи животных с использованием транспортных средств хотелось бы обратить внимание на Закон Лейси, который был принят в США 1990 г. Он содержит в себе следующие разделы: «Определения», «Запрещенные действия», «Штрафы и санкции», «Конфискация», «Правоприменение» и др. В рамках настоящего анализа наибол ьший интерес представляют такие разделы, как «Запрещенные действия» и «Штрафы и наказания».

Список деяний, отнесенных к запрещенным действиям в сфере охраны диких животных, является обширным. В том числе налагается запрет на такие действия, как перевозка диких животных в нарушение законодательства как США, так и иных государств. Также устанавливается запрет на перевоз животных без уплаты соответствующих налогов и лицензий, устанавливаемых любым государством.

Закон Лейси устанавливает за незаконную добычу животных, в том числе с использованием транспорта, как уголовную, так и гражданскую ответственность. Главный критерий при определении той или иной разновидности юридической ответственности - это стоимость, в которую оценивается незаконно добытое животное.

В разделе «Уголовные наказания» Закона Лейси определяется, что любое лицо, сознательно импортирующее или экспортирующее животных, в том числе путем их перевозки с задействованием транспортных средств, подлежит уголовной ответственности тогда, когда стоимость животных превышает 350 долларов США. Соответственно, в случае если стоимость животных не превышает порог в 350 долларов США, речь может идти лишь о гражданско-правовой ответственности. Уголовная ответственность заключается в штрафе, верхняя градация которого - двадцать тысяч долларов США либо лишение свободы на срок не более 5 лет. Допускается и такой вариант, как сочетание штрафа и лишения

5 См.: Endangered species act of 1973 As Amended through the 108th Congress // Department of the Interior U.S. Fish and Wildlife Service Washington, D.C. 20240. URL : http://www.fws.

gov/sites/default/files/documents/endangered-species-act-

accessible.pdf (дата обращения : 01.03.2022).

свободы, при этом каждое отдельное преступление воспринимается как отдельный акт правона-рушения6.

Помимо обозначенных нормативных правовых актов, направленных на формирование основ для уголовной ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств в США, следует проанализировать положения, устанавливаемые Сводом законов США.

Положения, посвященные уголовно-правовой защите животных, содержатся в главе 3 Свода законов США. В § 47 Свода законов США устанавливается уголовная ответственность за использование самолетов или автомобилей для охоты на диких лошадей. В частности, закреплению подлежит положение следующего содержания: «любой, кто использует самолет или автомобиль для охоты с целью поимки или убийства любой дикой лошади без клейма, кобылы или жеребенка, свободно передвигающихся по общественной территории, включая пастбища, подлежит штрафу либо заключению в тюрьму на срок, не превышающий шести месяцев, либо и штрафу, и лишению свободы одновременно».

Несомненным достоинством рассматриваемой правовой нормы выступает то, что в ней содержится раскрытие таких терминов, как «летательный аппарат» и «автомобиль» в рамках настоящего раздела. В частности, определено, что термин летательный аппарат означает «любое устройство, используемое для полета в воздухе». Термин «автомобиль» включает «автомобиль, грузовой автомобиль, легковой фургон, мотоцикл или любое другое самоходное транспортное средство, предназначенное для движения по суше»7.

Таким образом, можно сделать вывод, что уголовная ответственность за незаконную добычу животных с применением транспортных средств в США подразумевает санкции в виде штрафа, лишения свободы либо сочетания данных средств уголовно-правового воздействия.

Не менее интересным представляется опыт уголовной ответственности за незаконную добычу животных с применением транспортных средств, сложившийся в Китае. В ст. 341 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики определено, что незаконная транспортировка редких животных, находящихся на грани вымирания, может наказываться штрафом, краткосроч-

ным арестом, лишением свободы сроком до пяти лет. В случае наличия отягчающих обстоятельств наступает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет в совокупности со штрафом. Особо отягчающие обстоятельства приводят к наказанию в виде лишения свободы на срок более 10 лет, сопровождающегося конфискацией имущества или штрафом8.

Как можно заметить, перечень наказаний Китайской Народной Республики за незаконную добычу животных, в которых фигурирует их транспортировка, и, соответственно, использование транспорта, разнится с американской версией уголовной ответственности своим более широким перечнем. В частности, помимо штрафа и лишения свободы, в китайском уголовном законодательстве за незаконную добычу животных с использованием транспортных средств устанавливается краткосрочный арест, конфискация личного имущества правонарушителя.

Показательным можно назвать опыт уголовной ответственности за незаконную добычу животных с использованием транспорта, сложившийся в Шотландии.

Максимально возможные наказания за правонарушения в отношении дикой природы устанавливаются на разных уровнях в зависимости от правонарушения и изложены в следующем законодательстве.

1. Правила сохранения (естественные среды обитания и т. д.) 1994 года.

2. Закон о защите барсуков 1992 года.

3. Закон о защите диких млекопитающих 2002 года.

4. Закон о диких млекопитающих 1996 года.

5. Закон о дикой природе и сельской местности 1981 года.

6. Закон об оленях 1996 года9.

В указных правовых актах Шотландии, помимо прочего, уделяется внимание незаконной добыче животных с использованием транспортных средств. Например, в списке запрещенных действий в ст. 11 Закона о дикой природе и сельской местности 1981 года определен запрет на следующее: «использование транспортного средства для преследования любых животных, перечис-

6 См.: The Lacey Act of 1900 // Office of Law Enforcement. URL : https://www.fws.gov/le/pdffiles/Lacey.pdf (дата обращения : 28.02.2022).

7 См.: U.S. Code: Title 18 // Legal Information Institute/. URL : https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18 (дата обращения : 28.02.2022).

8 См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики : принят на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г. // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. URL : http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/201601/ t20160111_3149373.htm (дата обращения : 28.02.2022).

9 См.: Wildlife crime penalties: consultation // Gov.scot. URL : https://www.gov.scot/publications/wildlife-crime-penalties-consultation/pages/3/ (дата обращения : 01.03.2022).

ленных в Приложении 6»10. Обращаясь к Приложению 6 Закона о дикой природе и сельской местности 1981 года, можно обнаружить следующий список животных: дикие кошки, летучие мыши, дельфины, куницы, выдры и др.

Закон о дикой природе и сельской местности 1981 года предусматривает максимальное наказание уровня «пять» по стандартной шкале (пять тысяч фунтов стерлингов) в случае осуждения в порядке суммарного производства и/или лишение свободы на срок до шести месяцев за нели-цензированное убийство охраняемых диких птиц или животных11.

Хотелось бы обратить внимание на Закон об оленях 1996 года, в котором устанавливаются преступления, совершенные в отношении оленей, в том числе с использованием транспортных средств. Так, указанным правовым актом устанавливается ответственность за стрельбу или выпуск ракет из любого типа транспортного средства в оленя. Однако указные действия, как и другие, признаваемые в качестве правонарушений, не будут признаны в качестве таковых в случаях, когда их совершение произошло в целях предотвращения страданий животного.

В качестве страдающего в соответствии с Законом об оленях 1981 года может быть признано следующее животное.

1. Олень, который голодает и не имеет объективных шансов на выздоровление.

2. Раненый или больной олень.

3. Любой олень, олененок, лишенный или близкий к лишению своей матери12.

Если преступник убивает оленя в нарушение положений, установленных Законом об оленях 1996 года, максимальным наказанием является штраф четвертого уровня по стандартной шкале (две тысячи пятьсот фунтов стерлингов) за оленя и/или тюремное заключение на срок до трех месяцев. Однако в случаях организованного браконьерства максимальный штраф при суммарном осуждении составляет установленный законом максимум (десять тысяч фунтов стерлингов) за оленя, а осуждение по обвинительному акту возможно с потенциально неограниченным штрафом и / или тюремным заключением на срок до двух лет13.

10 См.: Wildlife and Countryside Act 1981 // Gov.scot. URL : https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/69/section/11 (дата обращения : 01.03.2022).

11 См.: Wildlife and Countryside Act 1981 // Gov.scot. URL : https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/69/section/11 (дата обращения : 01.03.2022).

12 См.: Deer (Scotland) Act 1996 // Gov.scot. URL : https:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/58/contents (дата обращения : 01.03.2022).

13 См.: Wildlife crime penalties: consultation // Gov.scot.

В настоящий момент в Шотландии разработке подлежит политика, направленная на усиление наказания за незаконную добычу животных. Правительство Шотландии считает, что текущий максимальный срок тюремного заключения слишком короткий, а максимальный доступный штраф слишком мал по сравнению с наиболее серьезными преступлениями против дикой природы. Эти максимальные наказания не могут ни признавать серьезность правонарушения, ни выступать в качестве эффективного сдерживающего фактора.

Значительное внимание незаконной добыче животных, совершенной с использованием транспортных средств, уделил законодатель Израиля.

В Законе об охране дикой природы 1955 года содержится перечень способов охоты, попадающих под запрет. В данном списке, являющемся достаточно обширным, определяется запрет на использование в охоте транспортных средств, включая преследование животных на автомобиле. Допускается конфискация всех предметов, которые были задействованы в целях осуществления незаконной добычи животных. Решение о конфискации имущества не может быть вынесено тогда, когда будет достоверно установлено, что лицо, которому принадлежит соответствующее имущество, не принимало участия в преступлении. Например, это касается случаев, когда в транспорте была обнаружена дичь. Бремя доказывания невиновности при этом возлагается на подозреваемого. Однако не допускается конфискация самого автомобиля, который использовался для незаконной охоты14.

Из этого следует, что в уголовно-правой системе Израиля при выявлении фактов незаконной добычи животных, включая совершение данного вида деяний с использованием транспортных средств, не действует принцип презумпции невиновности, в рамках которого бремя по доказыванию возлагается на сторону обвинения.

Что касается отсутствия запрета на конфискацию транспорта, то власти Израиля уже обратили внимание на данный вопрос, что связано со все большим распространением незаконной добычи животных с его использованием.

С. Суркс пишет по данному поводу: «В последние годы ситуация обострилась, главным образом потому, что нелегальные охотники оснащены высокотехнологичным оборудованием,

URL : https://www.gov.scot/publications/wildlife-crime-penalties-consultation/pages/3/ (дата обращения : 01.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 См.: Wildlife Protection Law (Israel), 1955 // Ministry of Environmental Protection. URL : https://www.gov.il/en/ departments/legalInfo/wildlife_protection_law_1955 (дата обращения : 01.03.2022).

в том числе транспортными средствами и оружием, а также средствами, позволяющими уклоняться от инспекторов и полиции»15.

Так, все большую популярность среди браконьеров в Израиле набирают современные внедорожники «с боковым расположением цилиндров», которые также обозначаются как «бритвы». На таких автомобилях нелегальные охотники получают возможность пересекать поля на высокой скорости, осуществлять преследование диких животных, а также таранить их. Кроме того, на автомобилях браконьеры перевозят гончих собак, которые получают значительную «фору» при преследовании диких животных.

В настоящее время разрабатывается поправка к законодательству, которая позволит властям конфисковать транспортные средства, используемые для незаконной охоты16.

Таким образом, можем отметить, что изменение законодательства в области установления уголовной ответственности за незаконную добычу животных с использованием транспортных средств осуществляется вслед за развитием запрещенных способов добычи животных.

В заключение можно сделать вывод, что в ряде государств уголовная ответственность за незаконную добычу животных имеет как схожие черты, так и различия. Общий момент в установлении уголовной ответственности за незаконную добычу животных с использованием транспорт-

15 См.: Surkes S. Rangers want authority to wiretap phones of illegal hunters, wildlife traders // Times of Israel. URL : https:// www.timesofisrael.com/rangers-want-authority-to-wiretap-phones-of-illegal-hunters-wildlife-traders/ (дата обращения : 02.03.2022).

16 См.: Там же.

ных средств определяется тем, что уголовное наказание за указанное преступление может принимать форму либо штрафа, либо лишения свободы. Также допускаются такие виды наказаний, как конфискация имущества, краткосрочный арест, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Существенное же отличие заключается в том, что уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за незаконную добычу животных с использованием транспортных средств, содержатся как в общих уголовных законах (в уголовных кодексах), так и в отраслевом законодательстве, посвященном защите животного мира и окружающей среды. При этом стоит отметить динамичность института уголовной ответственности за незаконную добычу животных с использованием транспорта, что также является свидетельством того, что соответствующий способ совершения преступлений получает все большую востребованность со стороны преступного мира.

Изучение законодательства ряда иностранных государств по противодействию незаконной добыче животных посредствам применения транспортных средств позволило выявить норму, в том числе способствующую, на наш взгляд, более эффективной реализации государственной политики в области охраны объектов животного мира и природопользования.

В связи с этим предлагается обратить внимание на ст. 338 УК РК «Нарушение правил охраны животного мира». Ее рецепция в УК РФ позволит совершенствовать действующее законодательство и усилит ответственность арендаторов охотничьих угодий, не исполняющих договорные обязательства по охране диких животных.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

1. Антонов И. М. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов: вопросы пе-нализации // Материалы Международной науч.-практ. конференции, посвященной 50-летию Хабаровского государственного университета экономики и права. - Хабаровск, 2020. С. 238-242.

REFERENCES

1. Antonov I. M. Materialy mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferentsii, posvyashhennoj 50-letiyu Khabarovskogo gosu-darstvennogo universiteta ehkonomiki i prava (Materials of the International Scientific and Practical. conference dedicated to the 50th anniversary of the Khabarovsk State University of Economics and Law), Khabarovsk, 2020, pp. 238-242.

И. А. Уфимцев - эксперт отдела по работе с правовыми подразделениями Организационного управления Договорно-правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Житная 12а).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

I. A. Ufimtsev - Expert of the Department for work with legal units of the Organizational Department of the Contract and Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Zhitnaya str., 12a, Moscow, 119049, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 01.08.2022; одобрена после рецензирования 05.09.2022; принята к публикации 17.10.2022.

The article was submitted 01.08.2022; approved after reviewing 05.09.2022; accepted for publication 17.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.