НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖИВОТНОГО МИРА ВЛАСОВ Валерий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». E-mail: [email protected];
ПРИСТАВКА Елизавета Евгеньевна, курсант Сибирского юридического института МВД России. E-mail: [email protected]; НАЗМУТДИНОВА РЕГИНА РАФИСОВНА, курсант Сибирского юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В настоящей статье авторы рассматривают отдельные проблемы правового регулирования отношений в области охраны и использования животного мира. Особое внимание при этом уделяется отдельным вопросам уголовно-правовой ответственности за нарушение уголовного законодательства в рассматриваемой области. Предлагается для обсуждения новая редакция изложения статьи 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот редких диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». Также предлагается введение на территории всех субъектов Российской Федерации круглосуточной «горячей линии» связи по борьбе с браконьерством и фактах незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов.
Abstract: In this article, the authors consider certain problems of legal regulation of relations in the field of protection and use of the animal world. At the same time, special attention is paid to certain issues of criminal liability for violation of criminal legislation in the area under consideration. A new version of the statement of article 258.1 of the Criminal Code of the Russian Federation "Illegal extraction and circulation of rare wild animals and aquatic biological resources belonging to the species included in the Red Book of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation" is proposed for discussion. It is also proposed to introduce on the territory of all constituent entities of the Russian Federation a round-the-clock "hot line" of communication to combat poaching and the facts of illegal extraction (catch) of aquatic biological resources.
Ключевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-правовая ответственность, экологические преступления, нарушение уголовного законодательства, охрана и использование животного мира, обеспечение безопасности животного мира, охота, экология, окружающая среда.
Keywords: The Criminal Code of the Russian Federation, criminal liability, environmental crimes, violation of criminal legislation, protection and use of the animal world, ensuring the safety of the animal world, hunting, ecology, the environment.
В международных договорах мировым сообществом закрепляется стратегическая цель - сохранение биоразнообразия и ограничение антропогенного воздействия на окружающую среду. К важнейшим из них следует отнести принятую в г. Стокгольме 16.06.1972 года на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды Стокгольмскую декларацию,1 заключенную в г. Вашингтоне 03.03.1973 года Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения,2 принятую в г. Рио-де Жанейро 14.06.1992 года Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию.3 Обра-
1 Стокгольмская декларация (принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 682-687.
2Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 549-562.
3 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию
(принята в г. Рио-де Жанейро 14.06.1992) // Действующее междуна-
родное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт междуна-
родного права, 1997. С. 687-692.
щает на себя внимание, что инициатива ряда государств, таких как: Германия Голландия и Франция, которые стали участниками принятой в октябре 1998 года, в Страсбурге Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (ETS № 172).4 Чрезвычайно важно учитывать также то, что в результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния, в том числе в сфере экологии.5
Закрепленные в международных договорах положения были имплементированы в Конституцию Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации6 (далее - УК РФ) и иные нормативные правовые акты различного уровня.
4Шитова Т.В., Травкин В.В. Теория и практика привлечения к ответственности за нарушение экологического и земельного законодательства в России и за рубежом // Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170). С. 59-61.
Фастович Г.Г. К вопросу о международном экономическом сотрудничестве (на примере исследования России и Китая) // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 9-10.
6Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
В настоящее время ряд актуальных вопросов, характеризующих состояние уголовно-правовой охраны отдельных элементов окружающей среды остаются до конца неразрешенными. Например, в настоящее время по мере увеличения глобального дефицита пресной воды, с каждым годом возрастает стратегическое значение водных ресурсов.1 Превентивные меры уголовно-правового воздействия правовых норм, закрепленных в действующем УК РФ в современный период времени не соответствует сложившейся криминальной ситуации в сфере обеспечения безопасности животного мира.2 Важное значение имеет эффективное применение правовых норм в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в результате коррупционной деятельности, в том числе и в рассматриваемой области.3
Нельзя не отметить того факта, что реальное состояние окружающей среды, в том числе и такого важного ее элемента, как животный мир постоянно продолжает ухудшаться. За последние три века полностью вымерло более двухсот отдельных видов диких птиц и зверей вследствие нерациональной деятельности человека. Более того, большая часть из них исчезла навсегда за последние пятьдесят лет двадцатого столетия. Соответственно, возникла объективная необходимость установления особых мер охраны в отношении редких или находящихся под угрозой исчезновения животных и других организмов. 4 Поэтому особую актуальность в свете вышеуказанного приобретает охрана особо ценных диких животных. Например, на сегодняшний день гепард и черноморский тюлень находятся на сегодняшний день под угрозой исчезновения, а в живой природе сохранилось всего около 80 особей дальневосточного леопарда, около 500 особей амурского тигра.5
Гибель диких животных априори повлияет на становление на будущих поколений, поскольку повлечет разрушение отдельных природных объектов, но и целых экосистем. На протяжение многих столетий потребительское отношение людей к животным может привести к экологиче-
1 Власов В.А., Сигаева Н.О., Толстиков В.А. Некоторые актуальные проблемы правоприменения и вопросы совершенствования уголовно-правовой ответственности за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ) // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 39-41.
2 Максимов А.М. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против безопасности животного мира как средство уголовно-правового воздействия: спорные новеллы // Право. Законодательство. Личность. 2015. № 2 (21). С. 135-137.
3Ерахтина Е.А. Концепция правовой политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в результате коррупционной деятельности // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. С. 79-83.
4Надточий Ю.В., Прохоренко Д.В. Уголовно-правовая охрана особо ценных диких животных: международный и национальный опыт // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. Т. 18. № 4. С. 90-102.
5 Власов В.А., Мазурова К.Е., Толстиков В.А. О некоторых проблемах квалификации преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 36-38.
ской катастрофе, то есть не только к исчезновению их отдельных видов, но и непосредственно и самого человека. Необходимо обратить внимание на то, что: «весь живой мир на планете Земля состоит из животных, растений и грибов, понятие «дикие животные» в буквальном смысле слова включает в себя млекопитающих, приматов, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, птиц, а также насекомых и множество других видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы в окружающей среде».
Окружающая среда подразумевает непосредственное взаимодействие всех ее элементов между собой, поскольку они взаимозависимы и взаимообусловлены. Можно сделать однозначный вывод о невозможности проживания людей без животного мира. Основная задача государства в лице специально уполномоченных органов заключается в создании и совершенствовании экологического и уголовного законодательства посредством привлечения виновных в совершении экологических преступлений.
Актуальность данной статьи заключается в том, что среди правовых мер, направленных предотвращение экологических преступлений, важнейшим направлением следует считать применение на практике уголовно-правовой ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира. Это подчеркивается тем фактом, что постоянный рост экологических преступлений на фоне обострившихся противоречий в различных сферах жизнедеятельности общества негативно сказывается на стабильности экономики страны. В то же время под угрозой находится не только экологическая безопасность общества в целом, но и непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью человека.
Вышесказанное позволяет нам обосновать насущную важность этой темы в современный период времени и необходимость изучения экологических преступлений, их причин и условий, а также важность разработки системы профилактических мер в исследуемой сфере.
Преступлением в сфере использования и охраны животного мира является виновно совершенное посягательство (действие или бездействие), на окружающую среду, а именно на животный мир, на безопасность обитания живых организмов и в принципе их выживания, которое противоречит соответствующим правовым нормам уголовного законодательства Российской Федерации.
Детальное понятие экологического преступления раскрывается через его состав: объект (и входящий в него предмет), субъект, объективную и субъективную сторону.
Состав экологического преступления, бывает квалифицированным, формальным и материальным, но чаще всего материальным - такой состав включает не только действия, но и негативные правовые последствия, и считается
оконченным с момента их наступления. Субъектами могут являться физические (вменяемые, достигшие шестнадцатилетнего возраста), а также юридические и должностные лица. Объектом выступает общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения. Предметом является природная среда в целом и ее компоненты (например, флора, фауна, животный мир). Субъективная сторона характеризуется виной, выраженным в форме умысла и неосторожности. Как правило, основную часть экологических преступлений, касающихся животного мира, составляют виновные, умышленные экологические преступления. Объективной стороной выступают противоправные деяния, выражающиеся в форме действия или бездействия, и нарушающие правила использования и охраны окружающей среды (в частности, животного мира), установленные законодательством РФ.
Согласно ст. 55 Федерального закона от 24. 04. 1995 №52-ФЗ «О животном мире», (Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1462) лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовно-правовая ответственность по следующим видам экологических преступлений в сфере охраны животного мира:
1) ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (например, незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах)».
2) ст. 257 УК РФ «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов». Данная статья содержит ряд составов: производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологи-
ческих ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
3) ст. 258 УК РФ «Незаконная охота». Деяние совершено с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
4) ст. 258.1. УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации».
5) ст. 259 УК РФ «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации».
За нарушение вышеперечисленных статей назначаются следующие меры уголовной ответственности: штраф (данное наказание предусмотрено почти за все экологические преступления. Существует два вида штрафов:
1) в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей;
2) в размере заработной платы и другого дохода, осужденного за период от двух недель до пяти лет); обязательные работы (на срок до 480 часов); исправительные работы (на срок до двух лет); принудительные работы (на срок от двух до пяти лет); ограничение свободы (на срок от одного года до трех лет); лишение свободы на определенный срок (на срок от двух до пяти лет); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (оно предусмотрено за многие экологические преступления, может выступать как в качестве основного вида наказания и назначаться на срок от одного года до пяти лет, так и в качестве дополнительного вида наказания - от шести месяцев до трех лет). В таблице 1. приведено количество экологических преступлений, совершенных в области охра-
ны и использования животного мира за 2016-2019 годы. Таблица 1. Количество экологических преступлений, совершенных в области охраны и использования животного мира за 2016-2019 годы.1
Статья УК РФ 2016 2017 2018 2019
ст. 256 УК РФ 3 233 2784 2551 2237
ст. 257 УК РФ 1 1 1 0
ст. 258УК РФ 521 398 341 338
ст. 258.1 УК РФ 370 368 353 243
ст. 259 УК РФ 0 0 0 0
1Судебная статистика Российской Федерации // http://stat.xn (дата обращения 20.05.2020).
Проанализировав данные, представленные в данной таблице, можно прийти к выводу, что за период с 2016 года по 2019 год наблюдается постепенное снижение количества совершенных экологических преступлений по различным составам. В ст. 11 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О животном мире» указано, что государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Основными путями реального улучшения благосостояния окружающей среды является непосредственное совершенствование уголовного законодательства в борьбе с такими наиболее опасными посягательствами на окружающую среду, как: ст. 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот редких диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации», которую один из авторов настоящей статьи предложил в свое время изложить в новой редакции:
«Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот редких диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации».
1. Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа редких диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
1.1. Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа с быстро сокращающейся численностью диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
1.2. Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа находящихся под угрозой исчезновения диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
2. Деяния, предусмотренные частью первой, пер-вой.1 или первой.2 настоящей статьи, совершенные:
а) с использованием средств массовой информа-
ции либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;
б) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»).
2.1. Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1, первой.2 или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере.
3. Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1, первой.2 или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в особо крупном размере или причинившие существенный вред редким диким животным и водным биологическим ресурсам, либо окружающей среде.
Примечание: Для целей настоящей статьи редкими дикими животными и водными биологическими ресурсами, являются те из них, которые соответствуют категории редких, с быстро сокращающейся численностью или находящихся под угрозой исчезновения видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. В случае конкуренции частей второй.1 и третей, квалификация должна осуществляться по той из них, за которую предусмотрено более строгое наказание с обязательным указанием в приговоре всех обстоятельств совершения преступления. Размер ущерба, причиненного преступлением, определяется в соответствии с Примечанием к статье 256 настоящего Кодекса».1
Еще одно предложение, которое будет способствовать эффективному и своевременному раскрытию экологических преступлений - это введение на территории всех субъектов Российской Федерации круглосуточной «горячей линии» связи по борьбе с браконьерством и фактах незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов. Также присоединяемся к мнению С.М. Трашковой, которая считает, что, целесообразно проводить мероприятия по повышению у граждан уровня правовой культуры, в том числе их юридической грамотности и правовой осведом-ленности.2
Таким образом, указанные выше предложения будут способствовать обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности государства в сфере охраны и использования животного мира.
1 Власов В.А., Мазурова К.Е., Толстиков В.А. О некоторых проблемах квалификации преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 36-38.
2 Трашкова С.М. Некоторые вопросы понимания криминалистической профилактики на современном этапе // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 308-312.
Библиография:
1. Стокгольмская декларация (принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 682-687.
2. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 549-562.
3. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (принята в г. Рио-де Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687-692.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1462.
6. Власов В.А., Сигаева Н.О., Толстиков В.А. Некоторые актуальные проблемы правоприменения и вопросы совершенствования уголовно-правовой ответственности за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ) // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 39-41.
7. Власов В.А., Мазурова К.Е., Толстиков В.А. О некоторых проблемах квалификации преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 36-38.
8. Ерахтина Е.А. Концепция правовой политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в результате коррупционной деятельности // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. С. 79-83.
9. Максимов А.М. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против безопасности животного мира как средство уголовно-правового воздействия: спорные новеллы // Право. Законодательство. Личность. 2015. № 2 (21). С. 135-137.
10. Надточий Ю.В., Прохоренко Д.В. Уголовно-правовая охрана особо ценных диких животных: международный и национальный опыт // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. Т. 18. № 4. С. 90-102.
11. Судебная статистика Российской Федерации // http://stat.xn (дата обращения 20.05.2020).
12. Трашкова С.М. Некоторые вопросы понимания криминалистической профилактики на современном этапе // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 308-312.
13. Фастович Г.Г. К вопросу о международном экономическом сотрудничестве (на примере исследования России и Китая) // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 9-10.
14. Шитова Т.В., Травкин В.В. Теория и практика привлечения к ответственности за нарушение экологического и земельного законодательства в России и за рубежом // Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170). С. 59-61.