Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЯ, СОПРЯЖЕННОГО С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ И ОБОРОТОМ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ОХРАНЯЕМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТАТЬЯ 258.1 УК РФ)'

К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЯ, СОПРЯЖЕННОГО С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ И ОБОРОТОМ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ОХРАНЯЕМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТАТЬЯ 258.1 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ К ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ ВИДАМ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мутасова Марина Алексеевна, Кокорев Владимир Геннадьевич

Указано, что в настоящее время некоторые животные и водные биологические ресурсы занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) находятся под охраной норм международных договоров. Обращено внимание на то, что с учетом ратифицированных Российской Федерацией или СССР международных договоров, направленных на международную правовую охрану определенных животных и биоресурсов, а также особенностей их имплементации в отечественное уголовное законодательство, был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в частности УК РФ был дополнен статьей 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». Представлены общественная опасность, распространенность и опыт зарубежных стран, а также соответствие этого преступления принципу справедливости. Подчеркнуто, что отечественному законодателю необходимо исключить с учетом общественной опасности и соответствия принципа справедливости из статьи 8.35 КоАП РФ признак, выраженный в уничтожении, в частности, видов животных, отразив при этом его в статье 258.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мутасова Марина Алексеевна, Кокорев Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE WHEN CRIMINALIZING ACTS ASSOCIATED WITH ILLEGAL PRODUCTION AND TRAFFICKING OF ESPECIALLY VALUABLE WILD ANIMALS AND AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES BELONGING TO THE SPECIES LISTED IN THE RED LIST OF THE RUSSIAN FEDERATION AND (OR) PROTECTED BY INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (ARTICLE 258.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Currently, some animals and aquatic biological resources are listed in the Red List of the Russian Federation and (or) are protected by international treaties. The attention is drawn to the fact that taking into account the international treaties ratified by the Russian Federation or the USSR aimed at the international legal protection of certain animals and biological resources, as well as the peculiarities of their implementation in the domestic criminal legislation, the Federal law of July 2, 2013 was adopted. No. 150-FZ “on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation”, in accordance with which, in particular, the Criminal Code of the Russian Federation was supplemented by article 258.1 “Illegal extraction and trafficking of particularly valuable wild animals and aquatic biological resources belonging to species listed in the Red List of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation». Presented a public danger, prevalence and experience of foreign countries, and also compliance of this crime to the principle of justice. It is emphasized that the domestic legislator should be excluded, taking into account the public danger and the principle of justice, from article 8.35 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences, a sign expressed in the destruction of, in particular, animal species, while reflecting it in article 258.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЯ, СОПРЯЖЕННОГО С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ И ОБОРОТОМ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ОХРАНЯЕМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТАТЬЯ 258.1 УК РФ)»

© Мутасова М.А., Кокорев В.Г., 2018

DOI: 10.20310/2587-9340-2018-2-6-40-54 УДК 343.3/.7+349.6

К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЯ, СОПРЯЖЕННОГО С НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕЙ И ОБОРОТОМ ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ОХРАНЯЕМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТАТЬЯ 258.1 УК РФ)

М.А. Мутасова1-1, В.Г. Кокорев2-

1)1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, Моршанское шоссе, 14а E-mail: [email protected]

2) Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Аннотация. Указано, что в настоящее время некоторые животные и водные биологические ресурсы занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) находятся под охраной норм международных договоров. Обращено внимание на то, что с учетом ратифицированных Российской Федерацией или СССР международных договоров, направленных на международную правовую охрану определенных животных и биоресурсов, а также особенностей их имплементации в отечественное уголовное законодательство, был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в частности УК РФ был дополнен статьей 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». Представлены общественная опасность, распространенность и опыт зарубежных стран, а также соответствие этого преступления принципу справедливости. Подчеркнуто, что отечественному законодателю необходимо исключить с учетом общественной опасности и соответствия принципа справедливости из статьи 8.35 КоАП РФ признак, выраженный в уничтожении, в частности, видов животных, отразив при этом его в статье 258.1 УК РФ.

Ключевые слова: принадлежащие к занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации видам водных биологических ресурсов; криминализация; принадлежащие к занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации видам особо ценных диких животных; принцип справедливости; уголовная политика; уничтожение принадлежащих к занесенным в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемым международными договорами Российской Федерации видам редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных

В УК РФ вносятся постоянные изменения, которые не всегда являются обоснованными и последовательными. В данном исследовании нами будет рассмотрена социально-правовая обусловленность с учетом принципа справедливости статьи 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», которой Уголовный кодекс РФ был дополнен в соответствии с принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1.

По замечанию О.Н. Городновой, законодательство, в том числе и уголовное, должно всегда соответствовать принципу справедливости, так как он представляет собой «стержень» для правотворческого и правоприменительного процесса [1, с. 5]. Кроме того, принцип справедливости выступает в качестве принципа уголовной политики [2, с. 15; 3, с. 30].

При этом, как отмечают многие криминалисты, в настоящее время уголовная политика России является несовершенной, а вносимые изменения в УК РФ привели к тому, что некоторые его нормы находятся в противоречии друг с другом, либо положения Общей части находятся в коллизии с Особенной частью, либо вносимые изменения не соответствуют принципам криминализации/декриминализации [4-7]. При этом ученые в своих исследованиях подчеркивают, что нормы (в частности, Особенной части УК РФ) являются несовершенными, что требует законодательного решения [8-16].

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 02.07.2013 № 150-ФЗ // Российская газета. 2013. 5 июля.

Рассмотрим особенности криминализации вышеупомянутого деяния с точки зрения принципов криминализации и принципа справедливости.

В России и в мире происходит процесс исчезновения животных и водных биоресурсов, связанный с деятельностью человека в результате хозяйственного освоения территорий и прямым преследованием со стороны человека (в том числе браконьерством и нелегальным оборотом редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных).

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г.» указывается, что в Красную книгу Российской Федерации занесено 414 таксонов животных, а в Международный Красный список Международного союза охраны природы занесено 168 видов животных, которые зарегистрированы на территории России. Восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и водных биологических ресурсов продиктованы также правовыми, социально-экономическими, природоохранными и иными интересами Российской Федерации .

Часть 2 статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» указывает, что не допускаются действия, приводящие к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги3.

При этом с учетом указанного нами Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ, в соответствии с которым произошла криминализация рассматриваемого нами деяния, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»4, имеющее полный за-

2 Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 № 212-р // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 927.

3 О животном мире: федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4160.

4 Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской

крытый перечень (предмет состава деяния, указанного в статье 258.1 УК РФ, то есть предмет внешнего мира, воздействуя на который преступник причиняет вред объекту уголовно-правовой охраны [17, с. 39]) млекопитающих, птиц и рыб за незаконную добычу, содержание, приобретение которых и совершение в отношение их иных действий предусмотрена ответственность в статье 258.1 УК РФ.

Кроме того, в статье 2 «Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды» 1972 г. закреплено положение о том, что сохранение и улучшение качества окружающей среды является важной проблемой человечества, в связи с чем волей народов мира и долгом правительств всех стран необходимо проводить политику поддержания и положительного изменения окружающей среды5.

Вместе с тем был принят ряд международных актов, направленных на сохранение животных6. И в соответствии с положением части 4 ста-

Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 31.10.2013 № 978 // СЗ РФ. 2013. № 45. Ст. 5814.

5 Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды от 16.06.1972 // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 682-687.

6 Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики от 23.10.1969 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения, 1974. Вып. 27. С. 193-200; Конвенция о сохранении тюленей Антарктики от 1.06.1972 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения, 1980. Вып. 34. С. 431-437; Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения от 3.03.1973 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения, 1978. Вып. 32. С. 549-562; Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики от 20.05.1980 // Сборник международных договоров СССР. М.: Международные отношения, 1984. Вып. 38. С. 383-395; Конвенция о биологическом разнообразии от 5.06.1992 // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2254; Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря от 16.06.1994 // СЗ РФ. 2006. № 24. Ст. 2559; Конвенция о сохранении промысловых ресурсов в открытом море южной части Тихого океана и управлении ими от 14.11.2009 // Бюллетень международных договоров. 2013. № 11. С. 3-70; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море от 28.04.2009 // Бюллетень международных договоров. 2012. № 11. С. 73-81; Модельный закон о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия от 20.05.2016. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

7

тьи 15 Конституции Российской Федерации7 и частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» , международные договоры Российской Федерации, как и общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В случае, если международным договором предусмотрены иные правила, отличные от отечественного законодательства, то применяются положения международного договора.

В свою очередь, в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» акцентируется внимание на том факте, что международные нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, не могут применяться судами, поскольку данными договорами, как правило, прямо устанавливается обязанность каждой отдельной страны обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств с помощью принятия национального закона, устанавливающего ответственность за определенные преступления, запрещенные тем или иным международным договором .

Поэтому, с учетом обязательств международных правовых актов и особенностей имплементации их в российскую правую систему, был принят вышеуказанный Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ, дополнивший УК РФ статьей 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации».

7 Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

8 О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2014. № 11. Ст. 1094.

9 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) // Российская газета. 2003. 2 дек.; 2013. 13 марта.

Как указывает комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии, статья 258.1 УК РФ в полной мере будет гарантировать регулирование охраняемых отношений в сфере обеспечения защиты особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации10, а также водных биологических ресурсов, которые также указаны в данной книге России либо охраняются международными договорами.

Таким образом, на развитие уголовного законодательства оказывают немалое влияние ратифицированные Россией либо СССР международные договоры, направленные на охрану данных животных и водных биоресурсов, на это также в рамках своих различных исследований обращают внимание многие ученые-криминалисты [18].

Тем самым общественная опасность преступления, предусмотренного статьей 258.1 УК РФ, обусловлена тем, что данные животные и водные биоресурсы нуждаются в повышенной охране, а также выполнением международных обязательств, взятых Россией за исполнение международных договоров, направленных на охрану «краснокнижных» животных и водных биологических ресурсов, что в общей сложности также соответствует принципу справедливости.

Кроме того, по мнению Н.А. Лопашенко, одной из причин изменения круга и объема криминализации какого-либо деяния является неблагоприятная динамика отдельных видов человеческого поведения, которая раньше предусматривалась в административном законодательстве либо вообще не рассматривалась как правонарушение [19, с. 96-97]. Так, с момента принятия КоАП РФ регламентируется административная ответственность в статье 8.35 за «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»11, которые также были занесены в Красную книгу России или охраняются международными договорами. Однако, по нашему мнению, отечественный законодатель не учел степень общественной опасности данного деяния, так как в этом случае уничтожаются некоторые виды животных. С нашей точки зрения, данный признак следует исключить из статьи 8.35 КоАП РФ, отразив при этом его в статье 258.1 УК РФ, что в целом будет соответствовать принципу справедливости.

10 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: заключение Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 21.03.2013 на проект Федерального закона № 233026-6. Доступ из СПС Кон-сультантПлюс.

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.

В свою очередь, с момента криминализации преступления, предусмотренного статьей 258.1 УК РФ, согласно статистике ГИАЦ МВД России, в 2013 г. было зарегистрировано 74 случая незаконной добычи и оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, в 2014 г. - 924, в 2015 г. - 1152, в 2016 г. -1210, в 2017 г. - 110412.

При этом следует обратить внимание, что при криминализации того или иного деяния учитывается позитивный зарубежный опыт, который, как считают некоторые ученые, можно использовать отечественному законодателю [20-24].

Так, в части 2 статьи 281 УК Республики Беларусь предусматривается ответственность за незаконную добычу рыбы и иных водных животных, в случае, если виновное лицо их добывает, заведомо зная, что они включены в Красную книгу Республики Беларусь. Подобное положение, но по отношению к диким животным, предусмотрено в части

2 статьи 282 УК Республики Беларусь13. Пункт 2 части 2 статьи 337 УК Республики Казахстан содержит ответственность за незаконную охоту редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также животных, на которых установлен запрет на пользование. Также статья 339 УК Республики Казахстан регламентирует ответственность за незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения животными, а также запрещенными к пользованию видами растений, их частями либо дериватами14. В свою очередь пункт 6 части

3 § 329 предусматривает ответственность за убийство либо ловлю животных, находящихся под охраной. При этом пункт 3 части 1 § 330 УК ФРГ содержит ответственность за нанесение вреда животным, находящимся под угрозой вымирания [25, с. 262-264].

Таким образом, можно отметить, что криминализация деяния, сопряженного с незаконной добычей и оборотом особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам,

12 На основании формы государственного статистического наблюдения «Единый отчет о преступности» (Форма 1-Г) за 2013-2017 гг. По данным ГИАЦ МВД России.

13 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (с изм. и доп. от 18.07.2017) // Параграф. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30414984# pos=0;0 (дата обращения: 15.01.2018).

14 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-V (с изм. и доп. от 09.01.2018) // Параграф. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252 (дата обращения: 15.01.2018).

занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, соответствует основным принципам криминализации, выраженных в общественной опасности, распространенности деяния, а также позитивному зарубежному опыту и принципу справедливости, так как данная норма направлена на предупреждение и уголовно-правую охрану данных животных и водных биоресурсов, находящихся на грани исчезновения.

Нами обращается внимание на то, что при криминализации рассматриваемого преступления отечественный законодатель не учел степень общественной опасности деяния, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ, так как в результате его совершения происходит уничтожение редких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или охраняемых международными договорами. Для устранения данного несовершенства мы предлагаем дополнить соответствующим квалифицирующим признаком статью 258.1 УК РФ, что будет также соответствовать принципу справедливости.

Список литературы

1. Городнова О.Н. Идея справедливости как критерий оценки и совершенствование уголовного законодательства: теоретический и прикладной аспекты: автореф. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2014. 32 с.

2. Баландина Н.В. Правовая политика российского государства по декриминализации общественных отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 19 с.

3. Епифанова Е.В. России необходима концепция уголовно-правовой политики // Российская юстиция. 2008. № 4. С. 26-31.

4. Осокин Р.Б. Декриминализация клеветы и оскорбления как одна из форм реализации уголовной политики // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8. С. 196-199.

5. Черных Е.Е., Кузьменко В.С., Петрянин А.В. Уголовная политика Российской Федерации: состояние, направления и перспективы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26). С. 159-164.

6. Корецкий Д.А., Шимбарева Н.Г. Современная уголовная политика РФ: слова и дела // Развитие юридической науки в новых условий: единство теории и практики: сб. тез. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня основания Южного федерального университета. Ростов н/Д., 2015. Т. 2. С. 223-226.

7. Гладких В.И. Системные проблемы российской уголовной политики // Обеспечение национальной безопасности - приоритетное направление уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной политики: материалы 11 Российского Конгресса уголовного права, посвящ. памяти доктора юридических наук, проф. Владимира Сергеевича Комиссарова. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 58-61.

8. Осокин Р.Б. Проблемы применения и направления совершенствования уголовно-правовой нормы о фальсификации доказательств по уголовному делу // Изменение преступности и актуальные вопросы законодательства по борьбе с ней: мате-

риалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Тамб. фил. МосУ МВД России, 2005. С. 155-159.

9. Осокин Р.Б. Актуальные направления совершенствования уголовно-правовой нормы о служебном подлоге // Раскрытие и расследование преступлений в современных условиях: проблемы, тенденции, перспективы: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Липецк: Липецкий гос. тех. ун-т, 2006. С. 257-259.

10. Лопашенко Н.А. Уголовная политика России по противодействию преступлениям в сфере экономической деятельности: шаг вперед, два шага назад // Московский юрист. 2011. № 3. С. 38-47.

11. Осокин Р.Б., Чибизов А.В. К вопросу о предмете жестокого обращения с животными // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 9 (101). С. 361-365.

12. Осокин Р.Б. К вопросу о предмете надругательства над телами умерших и местами их захоронения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Вып. 6 (110). С. 271-273.

13. Елисеев С.А. Основные направления совершенствования уголовно-правовых норм, предусмотренных главой 21 Уголовного кодекса РФ 1996 г. // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 4. С. 26-30.

14. Пономарева Е.Е. Экологические преступления: законодательный хаос // Библиотека уголовного права и криминологии. 2014. № 3 (7). С. 92-100.

15. Соловьев О.Г. Казуистический способ изложения норм о преступлениях в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ): современное состояние и тенденции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 263-265.

16.Хамзяева Ю.Р. Несообщение о преступлении: направления совершенствования уголовно-правовой нормы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 1 (27). С. 75-77.

17. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части. М.: Контракт; Волтерс Клувер, 2010. 416 с.

18. Бородин А.В. Нормы международных договоров об охране культурных ценностей и их реализация в уголовном законодательстве России // Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы: сб. науч. ст. по материалам 1 Все-рос. форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвящ. 85-летию Саратовского юридического института им. Д.И. Курского / под ред. Л.Г. Шапиро, И.А. Куропко. М.: Юстиция, 2016. С. 127-130.

19. Лопашенко Н.А. Уголовная политика. М.: Волтерс Клувер, 2009. 608 с.

20. Городнова О.Н. Уголовно-правовая охрана вод, животного мира: российский и зарубежный опыт // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1-2. С. 53-56.

21. Осокин Р.Б. Специфика криминализации общественно опасных деяний против нравственности по Уголовному кодексу Испании // Актуальные проблемы уголовного права, уголовного процесса, криминологии и уголовно-исполнительного права: теория и практика: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 305-308.

22. Осокин Р.Б. Сравнительно-правовой анализ состава жестокого обращения с животными по уголовному законодательству стран постсоциалистической правовой семьи // Несовершеннолетний как потерпевший и субъект преступных посяга-

тельств: уголовно-правовые, криминологические, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты: материалы общерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. С. 89-96.

23. Осокин Р.Б. Уголовное законодательство Австрийской Республики об ответственности за преступления против общественной нравственности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 1 (36). С. 66-71.

24. Коняхин В.П., Трузян Э.В. Зарубежный опыт уголовно-правового противодействия организованным преступным группам и перспективы его использования в российском уголовном законодательстве // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 1 (63). С. 95-103.

25. Головненков П.В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона. М.: Проспект, 2015.

Поступила в редакцию 16.02.2018 г. Отрецензирована 22.03.2018 г. Принята в печать 12.05.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Мутасова Марина Алексеевна - преподаватель кафедры правовых дисциплин. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Кокорев Владимир Геннадьевич - ассистент кафедры уголовного права и процесса. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Мутасова М.А., Кокорев В.Г. К вопросу о соблюдении принципа справедливости при криминализации деяния, сопряженного с незаконной добычей и оборотом особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (статья 258.1 УК РФ) // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 6. С. 40-54. DOI: 10.20310/2587-93402018-2-6-40-54.

DOI: 10.20310/2587-9340-2018-2-6-40-54

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE WHEN CRIMINALIZING ACTS ASSOCIATED WITH ILLEGAL PRODUCTION AND TRAFFICKING OF ESPECIALLY VALUABLE WILD ANIMALS AND AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES BELONGING TO THE SPECIES LISTED IN THE RED LIST OF THE RUSSIAN FEDERATION AND (OR) PROTECTED BY INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (ARTICLE 258.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

M.A. Mutasova11, V.G. Kokorev2)

1} Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

14a Morshanskoe Rte., Tambov 392000, Russian Federation

E-mail: [email protected]

2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. Currently, some animals and aquatic biological resources are listed in the Red List of the Russian Federation and (or) are protected by international treaties. The attention is drawn to the fact that taking into account the international treaties ratified by the Russian Federation or the USSR aimed at the international legal protection of certain animals and biological resources, as well as the peculiarities of their implementation in the domestic criminal legislation, the Federal law of July 2, 2013 was adopted. No. 150-FZ "on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation", in accordance with which, in particular, the Criminal Code of the Russian Federation was supplemented by article 258.1 "Illegal extraction and trafficking of particularly valuable wild animals and aquatic biological resources belonging to species listed in the Red List of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation». Presented a public danger, prevalence and experience of foreign countries, and also compliance of this crime to the principle of justice. It is emphasized that the domestic legislator should be excluded, taking into account the public danger and the principle of justice, from article 8.35 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences, a sign expressed in the destruction of, in particular, animal species, while reflecting it in article 258.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: the water biological resources belonging to the types included in the Red List of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation; criminalization; especially valuable wild animals belonging to the types included in the Red List of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation;

principle of justice; criminal policy; destruction of the rare and being under the threat of disappearance animal species that belong to the types included in the Red List of the Russian Federation or protected by international treaties of the Russian Federation

References

1. Gorodnova O.N. Ideya spravedlivosti kak kriteriy otsenki i sovershenstvovanie ugolov-nogo zakonodatel'stva: teoreticheskiy i prikladnoy aspekty: avtoref. dis.. kand. yurid. nauk [The Idea of Justice as a Criterion of Evaluation and Improvement of Criminal Legislation: Theoretical and Applied Aspects. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Nizhny Novgorod, 2014, 32 p. (In Russian).

2. Balandina N.V. Pravovaya politika rossiyskogo gosudarstva po dekriminalizatsii obsh-chestvennykh otnosheniy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Legal Policy of the Russian State on Decriminalization of Public Relations. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Saratov, 2008, 19 p. (In Russian).

3. Epifanova E.V. Rossii neobkhodima kontseptsiya ugolovno-pravovoy politiki [Russia is in need of criminal political conception]. Rossiyskaya yustitsiya - Russian Justitia, 2008, no. 4, pp. 26-31. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Osokin R.B. Dekriminalizatsiya klevety i oskorbleniya kak odna iz form realizatsii ugo-lovnoy politiki [Decriminalization of libel and insult as one of the forms of realization of criminal policy]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 7-8, pp. 196-199. (In Russian).

5. Chernykh E.E., Kuzmenko V.S., Petryanin A.V. Ugolovnaya politika Rossiyskoy Fede-ratsii: sostoyanie, napravleniya i perspektivy [Criminal policy of the Russian Federation: state, directs and prospects]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhego-rodskoy akademii MVD Rossii - Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 2 (26), pp. 159-164. (In Russian).

6. Koretskiy D.A., Shimbareva N.G. Sovremennaya ugolovnaya politika RF: slova i dela [Modern criminal policy of the Russian Federation: words and deeds]. Sbornik tezisov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu so dnya osnovaniya Yuzhnogo federal'nogo universiteta «Razvitie yuridi-cheskoy nauki v novykh usloviy: edinstvo teorii i praktiki» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Founding of the Southern Federal University "Development of Legal Science in New Conditions: Unity of Theory and Practice"]. Rostov-on-Don, 2015, vol. 2, pp. 223-226. (In Russian).

7. Gladkikh V.I. Sistemnye problemy rossiyskoy ugolovnoy politiki [System problems of the Russian criminal policy]. Materialy 11 Rossiyskogo Kongressa ugolovnogo prava, posvyashchennogo pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora Vladimira Sergee-vicha Komissarova «Obespechenie natsional'noy bezopasnosti - prioritetnoe napravle-nie ugolovno-pravovoy, kriminologicheskoy i ugolovno-ispolnitel'noy politiki» [Proceedings of the 11th Russian Congress of Criminal Law Dedicated to the Memory of Doctor of Legal Sciences, Professor Vladimir Sergeevich Komissarov "Ensuring National Security is a Priority Area of Criminal Law, Criminological and Penal Policy"]. Moscow, Yurlitinform, 2018, pp. 58-61. (In Russian).

8. Osokin R.B. Problemy primeneniya i napravleniya sovershenstvovaniya ugolovno-pravovoy normy o fal'sifikatsii dokazatel'stv po ugolovnomu delu [Problems of applica-

tion and direction of improvement of criminal law rules on falsification of evidence in a criminal case]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Izme-nenie prestupnosti i aktual'nye voprosy zakonodatel'stva po bor'be s ney» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Crime Change and Topical Issues of Legislation to Combat it"]. Tambov, Tambov Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005, pp. 155-159. (In Russian).

9. Osokin R.B. Aktual'nye napravleniya sovershenstvovaniya ugolovno-pravovoy normy o sluzhebnom podloge [Actual directions of improvement of criminal law norms on forgery]. Sbornik materialov mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ra-skrytie i rassledovanie prestupleniy v sovremennykh usloviyakh: problemy, tendentsii, perspektivy» [Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference "Detection and Investigation of Crimes in Modern Conditions: Problems, Trends, Prospects"]. Lipetsk, Lipetsk State Technical University, 2006, pp. 257-259. (In Russian).

10. Lopashenko N.A. Ugolovnaya poltika Rossii po protivodeystviyu prestupleniyam v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti: shag vpered, dva shaga nazad [Russia's criminal policy on combating crimes in the sphere of economic activity: a step forward, two steps back]. Moskovskiyyurist [Moscow Lawyer], 2011, no. 3, pp. 38-47. (In Russian).

11. Osokin R.B., Chibizov A.V. K voprosu o predmete zhestokogo obrashcheniya s zhivot-nymi [On the question of animal cruelty]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2011, no. 9 (101), pp. 361-365. (In Russian).

12. Osokin R.B. K voprosu o predmete nadrugatel'stva nad telami umershikh i mestami ikh zakhoroneniya [On subject of insult upon dead bodies or places of burial]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2012, no. 6 (110), pp. 271-273. (In Russian).

13. Eliseev S.A. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya ugolovno-pravovykh norm, predusmotrennykh glavoy 21 Ugolovnogo kodeksa RF 1996 g. [The main directions of development of criminal-legal norms stipulated in Chapter 21 of the Criminal Code of the Russian Federation 1996]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo -Tomsk State University Journal of Law, 2012, no. 4, pp. 26-30. (In Russian).

14. Ponomareva E.E. Ekologicheskie prestupleniya: zakonodatel'nyy khaos [Ecological crimes: legislative chaos]. Biblioteka ugolovnogoprava i kriminologii [Library of Criminal Law and Criminology], 2014, no. 3 (7), pp. 92-100. (In Russian).

15. Solovev O.G. Kazuisticheskiy sposob izlozheniya norm o prestupleniyakh v sfere eko-nomicheskoy deyatel'nosti (glava 22 UK RF): sovremennoe sostoyanie i tendentsii [A casuistic way of outlining the rules on crimes in the sphere of economic activity (chapter 22 of the Criminal Code): current state and trends]. Aktual'nye problemy gumanitar-nykh i estestvennykh nauk [Actual Problems of Humanities and Natural Sciences.], 2014, no. 11-1, pp. 263-265. (In Russian).

16. Khamzyaeva Y.R. Nesoobshchenie o prestuplenii: napravleniya sovershenstvovaniya ugolovno-pravovoy normy [Failure to report a crime: areas of improvement of criminal law]. Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA Russia, 2017, no. 1 (27), pp. 75-77. (In Russian).

17. Kochoi S.M. Ugolovnoe pravo. Obshchaya i Osobennaya chaste [Criminal Law. General and Special Parts]. Moscow, Contract; Wolters Kluwer Publ., 2010, 416 p. (In Russian).

18. Borodin A.V. Normy mezhdunarodnykh dogovorov ob okhrane kul'turnykh tsennostey i ikh realizatsiya v ugolovnom zakonodatel'stve Rossii [Norms of international treaties on

the protection of cultural values and their implementation in the criminal legislation of Russia]. Sbornik nauchnykh statey po materialam 1 Vserossiyskogo foruma magistran-tov, aspirantov i molodykh uchenykh, posvyashch. 85-letiyu Saratovskogo yuridichesko-go instituta imeni D.I. Kurskogo «Sovremennaya yuridicheskaya nauka i praktika: ak-tual'nye problem» [Proceedings of 1st all-Russian Forum of Undergraduates, Graduate Students and Young Scientists, Dedicated to the 85th Anniversary of the Saratov Law Institute Named After D. I. Kursky "Modern Legal Science and Practice: Actual Problems"]. Moscow, Yustitsiya Publ., 2016, pp. 127-130. (In Russian).

19. Lopashenko N.A. Ugolovnaya politika [Criminal Policy]. Moscow, Wolters Kluwer Publ., 2009, 608 p. (In Russian).

20. Gorodnova O.N. Ugolovno-pravovaya okhrana vod, zhivotnogo mira: rossiyskiy i zaru-bezhnyy opyt [Criminal law protection of water, wildlife: Russian and foreign experience]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Y. Yakovleva - I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 1-2, pp. 53-56. (In Russian).

21. Osokin R.B. Spetsifika kriminalizatsii obshchestvenno opasnykh deyaniy protiv nravstvennosti po Ugolovnomu kodeksu Ispanii [Specificity of criminalization of socially dangerous acts against morality under the Spanish Criminal Code]. Materialy 5 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy ugolovno-go prava, ugolovnogo protsessa, kriminologii i ugolovno-ispolnitel'nogo prava: teoriya i praktika» [Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference "Actual Problems of Criminal Law, Criminal Procedure, Criminology and Criminal Executive Law: Theory and Practice"]. Tambov, Publishing House Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2012, pp. 305-308. (In Russian).

22. Osokin R.B. Sravnitel'no-pravovoy analiz sostava zhestokogo obrashcheniya s zhivot-nymi po ugolovnomu zakonodatel'stvu stran postsotsialisticheskoy pravovoy sem'i [Comparative legal analysis of the composition of animal cruelty under the criminal law of the post-socialist legal family]. Materialy obshcherossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nesovershennoletniy kak poterpevshiy i sub"ekt prestupnykh posyaga-tel'stv: ugolovno-pravovye, kriminologicheskie, ugolovno-protsessual'nye i ugolovno-ispolnitel'nye aspekty» [Proceedings of the all-Russian Scientific and Practical Conference "Minor as a Victim and the Subject of Criminal Attacks: Criminal Law, Criminological, Criminal Procedure and Criminal Executive Aspects"]. Tambov, Publishing House Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2014, pp. 89-96. (In Russian).

23. Osokin R.B. Ugolovnoe zakonodatel'stvo Avstriyskoy Respubliki ob otvetstvennosti za prestupleniya protiv obshchestvennoy nravstvennosti [Criminal legislation of the Republic of Austria on liability for crimes against public morality]. Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii - Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry's Digest, 2016, no. 1 (36), pp. 66-71. (In Russian).

24. Konyakhin V.P., Truzyan E.V. Zarubezhnyy opyt ugolovno-pravovogo protivodeyst-viya organizovannym prestupnym gruppam i perspektivy ego ispol'zovaniya v ros-siyskom ugolovnom zakonodatel'stve [Foreign experience of criminal law counteraction to organized criminal groups and prospects of its use in the Russian criminal legislation]. Vestnik Akademii General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii - Bulletin of the Academy of the R.F. Prosecutor General's Office, 2018, no. 1 (63), pp. 95-103. (In Russian).

25. Golovnenkov P.V. Ugolovnoe ulozhenie (Ugolovnyy kodeks) Federativnoy Respubliki Germaniya: nauchno-prakticheskiy kommentariy i perevod teksta zakona [Criminal Code (Penal Code) of the Federal Republic of Germany: Scientific and Practical Commentary and Translation of the Text of the Law]. Moscow, Prospekt Publ., 2015. (In Russian).

Received 16 February 2018 Reviewed 22 March 2018 Accepted for press 12 May 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Mutasova Marina Alekseevna - Lecturer of Legal Disciplines Department. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Kokorev Vladimir Gennadevich - Assistant of Criminal Law and Procedure Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Mutasova M.A., Kokorev V.G. K voprosu o soblyudenii printsipa spravedlivosti pri krimi-nalizatsii deyaniya, sopryazhennogo s nezakonnoy dobychey i oborotom osobo tsennykh dikikh zhivotnykh i vodnykh biologicheskikh resursov, prinadlezhashchikh k vidam, zane-sennym v Krasnuyu knigu Rossiyskoy Federatsii i (ili) okhranyaemym mezhdunarodnymi dogovorami Rossiyskoy Federatsii (stat'ya 258.1 UK RF) [To the question of the principle of justice when criminalizing acts associated with illegal production and trafficking of especially valuable wild animals and aquatic biological resources belonging to the species listed in the Red List of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation (article 258.1 of the Criminal Code of the Russian Federation)]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 6, pp. 40-54. DOI: 10.20310/2587-9340-2018-2-6-40-54. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.