Александрова И.А., Ураков Д.И. Уголовно-процессуальная реформа как компонент изменения уголовной политики противодействия мошенничеству...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
УДК 343
Александрова Ирина Александровна Alexsandrova Irina Alexandrovna
кандидат юридических наук, доцент, докторант адъюнктуры (докторантуры)
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, doctoral postgraduate (doctoral)
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
УраковДмитрий Игоревич Urakov Dmitry Igorevich
адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) the postgraduate student
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Уголовно-процессуальная реформа как компонент изменения уголовной политики противодействия мошенничеству в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Criminal procedure reform as a component of change of criminal anti-fraud policy in the sphere of business and other economic activities
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся привлечения к уголовному преследованию лиц, совершивших мошеннические преступные действия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Авторы считают, что в сложившейся социально-экономической ситуации необходимо менять уголовную политику противодействия такого рода преступлениям. Изменения должны коснуться в первую очередь уголовно-процессуальных компонентов данного вида уголовной политики. Необходима реформа досудебного производства по уголовным делам. Авторы предлагают концептуальные положения концепции этой реформы, в разработке которой они принимали участие.
Ключевые слова: мошенничество, уголовная политика, реформа досудебного производства.
The article discusses the involvement of criminal prosecution of perpetrators of criminal acts of fraud in business or economic activity me. The authors believe that in the current socio-economic situation it is necessary to change the criminal policy against such crimes. Changes should concern primarily criminal procedural components of this type of criminal policy. It is necessary to reform the pre-trial proceedings in criminal cases. The authors propose the concept of conceptual provisions of this reform, the development of which they have participated.
Keywords: fraud, criminal policy, reform the pre-trial proceedings.
Мошенничество составляет сердцевину экономической преступности. Уголовно-правовые составы, предусмотренные статьями 159—1596УК РФ, являются основным рабочим инструментом противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики. Как известно, отечественный законодатель существенным
образом реформировал в 2010—2012 годах уголовную политику противодействия преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Основной смысл этой реформы состоял в том, чтобы либерализовать уголовно-правовые отношения в сфере экономики и по возможности
32
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
ограничить вмешательство органов уголовной юстиции в разрешение конфликтов, возникающих между самими субъектами предпринимательской деятельности, а также между ними и государством.
Изменения затронули как уголовное, так и уголовно-процессуальное право. В частности, одним из принципиальных шагов законодателя стал перевод дел о преступлениях, предусмотренных статьями 159—1596 УК РФ, если они совершены предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, в разряд дел частно-публичного обвинения. Иными словами, правоохранительная система призвана бороться с мошенниками в сфере экономики только по «заказу» потерпевших. Это только один, хотя и весьма показательный момент, характеризующий уголовную политику противодействия преступлениям экономической направленности. В целом же произошедшие изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующего противодействие преступлениям экономической направленности, и прежде всего мошенничеству привели к дальнейшей примитивизации данного вида уголовной политики и деятельности правоохранительной системы.
Мы считаем, что сложившийся правовой механизм является беспомощным в плане противодействия наиболее опасным преступным проявлениям в сфере экономики, каковыми являются и мошеннические действия. Объектом уголовного преследования становятся достаточно малозначительные преступления. Основная и, надо полагать, наиболее опасная часть преступных мошенничеств, совершаемых в сфере экономики, является латентной.
В этом убеждают примеры привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьями 1591, 1592, 1595 УК РФ, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В изученных нами уголовных делах, которые были в производстве органов предварительного следствия в Удмуртской Республике и Алтайском крае [1], субъектами уголовного преследования выступали мелкие и средние предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства.
Мошеннические действия совершались ими при получении субсидий, выплат, предоставляемых сельхозпроизводителям с целью их поддержки в рамках различных федеральных и региональных программ (на которые они
или вообще не имели права или имели, но в меньшем размере), невозвращение кредитов, страховых возмещений за несуществующие страховые случаи и пр. Размер похищенного составлял от 14 тысяч до 300 тысяч рублей. Выявлялись и раскрывались эти преступления, как правило, в результате оперативно-разыскной деятельности, материалы которой и служили потом основой обвинения. В целом борьба с мошенничеством в сфере предпринимательской деятельности напоминает мышиную возню, при которой активность правоохранительных органов мало оправдывает достигнутый результат. Мы считаем, что требуется перенастройка обвинительной власти на борьбу с действительно опасными мошенническими действиями в сфере экономики.
Весь узел юридико-технической проблематики, связанной с модернизацией правового механизма уголовной политики (если убрать политическую составляющую в виде интереса правящей элиты), состоит в реформировании деятельности криминальной федеральной полиции по типу уголовного розыска и раскрытия преступлений, приводящих к формированию основания для выдвижения обвинения, а в случае его подтверждения в ходе состязательного уголовного производства — для привлечения к уголовной ответственности преступника в форме обвинительного приговора, а вместе с тем, аресту имущества (в уголовно-процессуальном порядке) и эвентуально — конфискации имущества, составляющего результат как преступного, так и необоснованного обогащения (в гражданско-процессуальном порядке).
Какие меры уголовно-процессуального характера, на наш взгляд, назрели, чтобы сделать правовой механизм противодействия экономическим преступлениям мошеннического характера более эффективным?
Ключевыми из них, думается, должны быть положения, касающиеся доказывания и доказательств. Эти положения в систематическом виде будут изложены в виде Концепции реформы доказательственного права и предварительного расследования, которая готовится нижегородской школой процессуалистов к конференции «Новая теория уголовно-процессуальных доказательств» [2]. Мы разделяем постулаты этой Концепции, разработанной частью нижегородской школы процессуалистов, и поддерживаем профессоров А.С. Александрова и Н.Н. Ковтуна.
Мы будем исходить, как и они, из того, что уголовное производство должно осуществлять-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
33
Александрова И.А., Ураков Д.И. Уголовно-процессуальная реформа как компонент изменения уголовной политики противодействия мошенничеству...
Александрова И.А., Ураков Д.И. Уголовно-процессуальная реформа как компонент изменения уголовной политики противодействия мошенничеству...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
ся сторонами и судом на основе равноправия и состязательности.
Далее из этого следует:
1. Уголовное судопроизводство — это производство только с участием суда и имеющее целью разрешение уголовного дела по существу или его отдельного вопроса. Уголовное производство есть досудебное уголовное производство и уголовное судопроизводство, включающее процессуальные и иные действия представителей сторон в связи с проверкой предположения о совершении одного или несколькихдеяний, запрещенных уголовным законом, и необходимостью применения уголовного закона.
2. Досудебное уголовное производство, таким образом, представляет собой деятельность сторон и следственного судьи, направленную на сбор доказательств всеми незапрещенными законодательством способами и подготовку к разрешению уголовного дела по существу в суде, имеющую место с начала досудебного уголовного расследования до направления обвинителем уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу либо прекращения производства по делу.
3. Досудебное уголовное расследование — деятельность прокурора, государственного органа уголовного преследования по полному, объективному установлению спорных доказываемых фактов, необходимых для выдвижения и поддержания в суде государственного обвинения. В форме дознания осуществляется досудебное уголовное расследование уголовных проступков. В форме предварительного следствия осуществляется досудебное уголовное расследование преступлений. В рамках досудебного уголовного расследования, проводимого только агентами обвинительной власти, могут быть получены сведения, которые представляются в качестве обвинительного материала суду и служат источником формирования доказательств.
4. Подлежит ликвидации стадия возбуждения уголовного дела. Досудебное производство должно начинаться с регистрации сообщения о преступлении в Реестре досудебных производств. Допустимость сведений, полученных в ходе процессуальных действий до регистрации данного сообщения, по требованию стороны определяется следственным судьей. При обнаружении признаков преступления сотрудником правоохранительного органа до регистрации сообщения о преступлении возможно производство следственных и иных проверочных действий для закрепления следов преступления.
5. Стороны обвинения и защиты равноправны. Сбор и представление доказательств суду, следственному судье относится к компетенции сторон. С началом уголовного преследования уголовный процесс осуществляется на основе состязательности, что предполагает самостоятельное отстаивание стороной обвинения и стороной защиты своих правовых позиций, защиту своих прав, свобод и законных интересов способами, не противоречащими настоящему Кодексу. В ходе досудебного производства стороны равны в правах по собиранию доказательственного материала. Каждая из сторон в ходе досудебного производства вправе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, собирать, истребовать через следственного судью, представлять и исследовать в суде предметы, документы, иные доказательства, заявлять ходатайства, жалобы, а также реализовывать другие процессуальные права, предусмотренные УПК РФ. Стороны свободны в предоставлении суду своих доказательств, а также в доказывании перед судом убедительности своих позиций.
6. Собирание фактических данных осуществляется в ходе уголовного производства сторонами и судебными органами путем производства гласных и негласных следственных действий, иных действий и мероприятий, не противоречащих положениям УПК РФ. Сторона защиты вправе в пределах, установленных Кодексом, сама производить гласные следственные действия и вправе участвовать в производстве гласных следственных действий, проводимых органом уголовного преследования, а также знакомиться с доказательствами, собранными органом уголовного преследования, получать копии доказательств и материалов уголовного дела от прокурора.
7. Доказательствами должны допускаться любые фактические данные, полученные участниками «уголовного производства» незапрещенными Кодексом законными способами [3], которыми они подтверждают свои правопритязания и утверждения, а суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию в связи с решением того или иного юридически значимого вопроса.
8. Субъектом уголовной политики является обвинительная власть государства в лице прокуратуры, которая составляет ядро института обвинения.
Публичное обвинение лица входит исключительно в полномочия прокурора, которые реализуются в виде публичного уголовного пресле-
34
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
дования в порядке, установленном настоящим Кодексом. Прокурор, принимая решение о начале или прекращении публичного уголовного преследования, пользуется дискреционными полномочиями, руководствуясь при этом законом, публичными интересами и официально принятой Концепцией уголовной политики. Обвинение предъявляется прокурором лицу только при наличии обоснованного предположения, что оно совершило преступление.
Прокурор вправе отказаться от поддержания обвинения или прекратить уголовное дело ввиду нецелесообразности уголовного преследования лиц, утративших общественную опасность, а также ввиду небольшой общественной опасности содеянного ими, деятельного раскаяния или оказания органам уголовной юстиции существенного содействия в раскрытии преступлений, совершенных иными лицами, изобличении этих лиц в совершении тяжких, особо тяжких преступлений, в предотвращении совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также в розыске и конфискации в значительных размерах имущества, полученного преступным путем.
Мы вполне разделяем мнение о том, что современную уголовную политику противодействия экономической преступности необходимо менять [4, с. 24—28]. Изменившиеся политические и экономические реалии требуют изменения экономической модели, о чем говорит руководство страны [5]. При этом не автаркия, не автократия, а правовое государство и рыночная экономика остаются нашими национальными приоритетами, которые определяют и курс уголовной политики, в которой должны восторжествовать справедливость, равенство перед законом, баланс частного и публичного интересов. Стратегическая задача этой политики — разрушение смычки бизнеса и власти, построение новой системы отношений общество—государство—бизнес. Уголовная политика должна защищать интересы не только круп-ныхсобственников, но всего народа, нации.
Примечания
1. Уголовное дело № 71314 по обвинению группы лиц в совершении преступления, предусмотренного
ч. 2 от. 1591 УК РФ // СО ОМВД России по г. ГорноАлтайску; уголовное дело № 42147 по обвинению группы лиц в совершении преступления, предусмо-
тренного ч. 2 от. 1591 УК РФ // СО ОМВД России по г. Горно-Алтайску; уголовное дело № 42168 по обвинению Т. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 от. 1592, ч. 1 от. 327 УК РФ // СО ОМВД России по г. Горно-Алтайску; уголовное дело № 03/883 по обвинению М. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 от. 1592 УК РФ // СЧ СУ МВД по Удмуртской Республике; уголовное дело № 03/1158 по обвинению X. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 от. 1592 УК РФ // СЧ СУ МВД по Удмуртской Республике; уголовное дело № 03/1144 по обвинению X. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 1592 УК РФ // СЧ СУ МВД по Удмуртской Республике.
2. URL: http://www.iuaj.net/node/1637 (дата обращения: 11.03.2015).
3. Понятие «законный способ» подлежит широкому толкованию и предполагает получение доказательств в соответствии с УПК РФ и иными нормативными правовыми актами.
4. Александров А.С., Поздняков М.Л. Следственный комитет России и институциональная реформа предварительного расследования // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (35). С. 24—28.
5. Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: распоряжение правительства от 27 января 2015 года № 98-р. URL: http://government.ru/docs/16639/.
Notes
1. Criminal case № 71314, 42147, 42168 located in an investigative department of the Ministry of internal affairs of Russian in Gorno-Altaisk, a criminal case № 03/883, 91/163, 03/1144, 03/1158 are in the Investigative Department of the Ministry of internal affairs of Russia in Udmurt Republic.
2. URL: http://www.iuaj.net/node/1637 (date accessed: 03.11.2015).
3. The concept of «legitimate way» is subject to wide interpretation and involves obtaining evidence in accordance with the Criminal procedure code and other legal acts.
4. AlexandrovA.S., Pozdnyakov M.L. Russia's Investigative committee and institutional reform of the preliminary investigation // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2014. № 1 (35).
5. On the approval of the plan of priority measures to ensure sustainable economic development and social stability in 2015 Government Decree of January 27, 2015 № 98-p. URL: http://government.ru/docs/16639/.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
35
Александрова И.А., Ураков Д.И. Уголовно-процессуальная реформа как компонент изменения уголовной политики противодействия мошенничеству...