JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-43-46 NIION: 2015-0066-2/22-269 MOSURED: 77/27-011-2022-02-468
Уголовно-правовой аспект оперативно-разыскной характеристики
организации незаконной миграции
Михаил Игоревич Венидиктов1, Валерия Павловна Куцык2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
2 valeria.kutsick@yandex
Аннотация. Организация незаконной миграции является угрозой государственной и общественной безопасности, в связи с чем для достижения цели, заключающейся в противодействии такой угрозе, была написана данная статья. Приведен тщательный и детальный анализ статистики связанной с организацией незаконной миграции и преступности иностранцев в целом. Особое вынимание было обращено на уголовно-правовое рассмотрение оперативно-разыскной характеристики организации незаконной миграции. Авторский коллектив предлагает внесение изменений в положения, прописанные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пресечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» и предлагает изменения в норму, предусмотренную статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: уголовно-правовой анализ, организация незаконной миграции, оперативно-разыскная характеристика, иностранный гражданин, лицо без гражданства, незаконная миграция
Для цитирования: Венидиктов М. И., Куцык В. П. Уголовно-правовой аспект оперативно-разыскной характеристики организации незаконной миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 43-46. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-43-46.
Original article
The criminal-legal aspect of the operational-search characteristics oithe organization of illegal migration
Mikhail I. Venidiktov1, Valeria P. Kutsyk2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
2 valeria.kutsick@yandex
Abstract. The organization of illegal migration is a threat to state and public security, and in order to achieve the goal of countering such a threat, this article has been written. A thorough and detailed analysis of statistics related to the organization of illegal migration and the crime of foreigners in general, which confirms the relevance of this article has been provided. Particular attention was drawn to the criminal law examination of the operational-search characteristic of the organization of illegal migration. The author's team proposes amendments to the provisions prescribed in the Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.07.2020 No. 18 «On judicial practice in cases of illegal suppression of the State border of the Russian Federation and crimes related to illegal migration» and proposes amendments to the norm provided for by Article 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: criminal legal analysis, organization of illegal migration, operational-search characteristics, foreign citizen, stateless person, illegal migration
For citation: Venidiktov M. I., Kutsyk V. P. The criminal-legal aspect of the operational-search characteristics of the organization of illegal migration. Bulletin of economic security. 2022;(2):43-6. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-43-46.
© Венидиктов М. И., Куцык В. П., 2022
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Современный период характеризуется развитием миграционных процессов за счет динамичного роста объемов незаконной миграции, что представляет собой значимую проблему для Российской Федерации. Неконтролируемые миграционные потоки способствуют возникновению угроз межнациональным отношениям, поддерживают существование транснациональной преступности и служат социальным фоном преступности в государстве. Особая опасность для государства - организация незаконной миграции, именно она является угрозой государственной и общественной безопасности, в связи с чем для достижения цели, заключающейся в противодействии такой угрозе, стратегическим направлением Российской Федерации является решение задачи, состоящей в противодействии незаконной миграции, а также в усилении контроля за миграционными потоками [1].
В целях упорядочивания миграционных потоков и борьбы с организацией незаконной миграции государство использует специфический инструментарий, состоящий из правовых, социально-экономических и политических средств. Особого внимания заслуживают правовые средства, так как существует необходимость в совершенствовании норм, предусматривающих меры ответственности за нарушения в рассматриваемой сфере, в частности, уголовно-правовых. Анализируя статистические данные, отражающие состояние преступности в Российской Федерации, мы наблюдаем, что непрерывное совершенствование законодательной базы, регулирующей общественные отношения по поводу миграционных процессов, так и не смогло до конца разрешить эту важную проблему. Так, по ст. 322.1 УК РФ в 2016 г. было зарегистрировано 1 636 преступлений, в 2017 г. - 1 237, в 2018 -1 007, в 2019 - 963. В 2020 - 737, т. е. сокращение количества зарегистрированных преступлений по указанной статье за 5 лет составило 45 %. Следует отметить тенденцию снижения количества преступлений, которые совершаются нелегально прибывшими гражданами других государств (в 2015 г. совершено нелегальными мигрантами - 1 442 преступления, в 2016 г. - 1 402, в 2017 - 1 369, в 2018 - 1 146, в 2019 -1 076). В целом, несмотря на снижение количества совершенных ими преступлений, их удельный вес в общем числе преступлений, совершенных иностранцами, ежегодно составлял 3-3,3 %. Причем количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранцами - нелегалами от общего количества совершенных ими преступлений за указанный период, составляло ежегодно 30 % (в 2015 г. из 1 442 преступлений 436 составляли тяжкие и особо тяжкие; в 2016 г. соответственно 1 402 и 427; в 2017 -1 369 и 487; в 2018 г. - 1 146 и 326; в 2019 г. - 1 076 и 194) [2].
Можно по-разному относиться к приведенной статистике, делая упор только на незначительное количество совершенных преступлений в масштабе всей преступности, без учета высокого уровня ла-тентности преступлений, совершаемых иностранцами, и реального уровня их раскрываемости. Известно, что статистика в числе зарегистрированных преступлений по линии иностранцев, учитывает только раскрытые преступления. Следовательно, по-нашему мнению, состояние преступности мигрантов следует оценивать с учетом количества находящихся в России иностранных граждан и уровня латентности совершенных ими преступлений.
В связи со значимостью поставленной проблемы, особое внимание необходимо обратить на уголовно-правовую норму, предусмотренную ст. 322.1 УК РФ. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления следует признавать общественные отношения, охраняющие, во-первых, порядок въезда на территорию нашего государства, во-вторых, пребывание на территории, в-третьих, нормальный порядок транзитного проезда через Российскую Федерацию. Данные действия должны совершаться в отношении граждан иностранных государств и лиц, не имеющих гражданства.
Обоснованной мерой в борьбе с таким общественно опасным явлением является перечисление законодателем в рассматриваемого норме ряда альтернативных действий. Для признания преступления оконченным необходимо установить лишь факт начала совершения одного из альтернативных действий, то есть состав преступления является усеченным. Важно отметить, что при совершении деяния лицо действует с прямым умыслом. Достаточно гуманным представляется то, что при выполнении нескольких деяний, указанных в диспозиции рассматриваемой нормы, нарушающих законодательство, регулирующее вопросы миграции, деяние надлежит квалифицировать как одно преступление. При этом, конкретизация предусмотренных в диспозиции ст. 322.1 УК РФ действий отсутствует. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации [3], такая организация заключается в совершении умышленных действий, суть которых состоит в создании условий, при которых у одного или нескольких иностранных граждан или у лиц, не имеющих гражданства, возникает возможность осуществлять перечисленные действия. Тем не менее, в научном обществе имеются различные предложения по поводу совершенствования ст. 322.1 УК РФ, в частности, замены термина «организация» более конкретизирующим и расширительным понятием. Так, Уторова Т. Н. предлагает заменить организацию на руководство деятельностью по совершению деяний, указанных в диспозиции, или содействие ей [4, с. 67]. С нашей точки
44
Вестник экономической безопасности
№ 2/2022
JURISPRUDENCE
зрения данное предложение весьма конструктивно и содержательно.
Организаторские действия, предполагаемые законодателем, состоят в создании условий, которые способны обеспечить совершение незаконных миграционных действий, перечисленных в диспозиции, и они характеризуются налаживанием, сопровождением и поддержанием процесса въезда на территорию государства, пребывания на ней, а также транзитного проезда через его территорию иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство. В рассматриваемой норме существует прямая связь между организаторскими действиями виновного лица и противозаконными действиями иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особое значение представляет раскрытие содержания изложенных в диспозиции ст. 322.1 УК РФ действий. Так, действия, которые направлены на создание каких-либо условий, благодаря которым осуществляется въезд иностранного гражданина или лица без гражданства на территорию нашего государства, представляют собой организацию незаконного въезда. При этом, действия виновного лица могут быть совершены различным способом, например, посредством оказания содействия в получении документа, предоставляющего право въезда, когда такое получение произошло незаконным путем. Деятельность по обеспечению и содействию нахождению таких лиц на территории Российской Федерации, когда у них нет законных оснований на это, представляет собой организацию незаконного пребывания. Действия, связанные с созданием условий для перемещения иностранных лиц или лиц без гражданства из одного государства в другое через территорию Российской Федерации, следует понимать как организацию транзитного проезда. Важно отметить, что такое перемещение может быть осуществлено посредством использования любого вида транспорта. Положительный эффект для правоприменения окажет формирование соответствующего разъяснения Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Необходимо отметить, что законодателем не конкретизировано количество адресатов организатора миграции, имеющей незаконную природу, по причине того, что такое деяние является общественно опасным вне зависимости от того, одному лицу или нескольким была оказана организаторская «помощь». Проанализировав судебную практику, мы наблюдаем, что виновный привлекается к уголовной ответственности даже тогда, когда совершает такие действия в отношении одного иностранного гражданина или же лица без гражданства [5]. По нашему мнению, положительным моментом на пути совершенствования исследуемой уголовно-правовой нормы является дифференциация уголовной ответственности по дан-
ному признаку, так как количественный показатель общественной опасности становится гораздо выше в случаях организации незаконной миграции нескольких лиц.
Таким образом, нами был дан уголовно-правовой анализ ст. 322.1 УК РФ и выделены основные проблемы. Исследование уголовно-правовой составляющей оперативно-разыскной характеристики рассмотренных составов преступлений имеет значение при решении оперативно-разыскных задач и для оперативно-разыскной деятельности в целом.
Список источников
1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 15.11.2021).
2. Сводный отчет по России. Сведения о преступлениях, совершенных ИГ и ЛБГ, а также в отношении них за январь-декабрь 2015, 2016, 2017, 2018, 2019.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_357060/ (дата обращения: 17.11.2021).
4. Уторова Т. Н. Актуальные вопросы квалификации организации незаконной миграции по объективным признакам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 3. 2020. С. 63-71.
5. Апелляционное постановление № 10-7421/ 2014 от 18 июня 2014 г. по делу № 1-110/14. URL: https://sudact.ru/regular/doc/DUd9gZxA82gH/ (дата обращения: 20.11.2021).
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021. No. 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792 / (accessed: 15.11.2021).
2. A brief report on Russia. Information on crimes committed by IG and LBG, as well as in relation to them in January-December 2015, 2016, 2017, 2018, 2019.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 09.07.2020 No. 18 «On judicial practice in cases of illegal crossing of the State Border of the Russian Federation and crimes related to illegal migration». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357060 / (accessed: 17.11.2021).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
4. Gutorova T. N. Actual issues of qualification of the organization of illegal migration on objective grounds // Vedomosti of the penal enforcement system. No. 3. 2020. P. 63-71.
5. Appeal Resolution No. 10-7421/2014 dated June 18, 2014 in case No. 1-110/14. URL: https:// sudact.ru/regular/doc/DUd9gZxA82gH / (accessed: 20.11.2021).
Информация об авторах
М. И. Венидиктов - преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
В. П. Куцык - слушатель 5 «С» курса Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
M. I. Venidktov - Lecturer of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
V. P. Kutsyk - Student of the 5th «C» course of the Institute of Training of Employees for Preliminary Investigation Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 09.12.2021; одобрена после рецензирования 04.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.
The article was submitted 09.12.2021; approved after reviewing 04.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ МИГРАЦИИ
и
МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. С. Прудникова. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».
Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.
Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.
Второе издание
46
Вестник экономической безопасности
№ 2/2022