DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11242 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
e-mail: [email protected]
МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, e-mail: Annamajstrenko@yandex. ru
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы квалификации организации незаконной миграции и особенности ответственности согласно нормам Уголовного кодекса РФ. Обозначена проблематика доказывания состава преступления при организации нелегальной миграции. Авторы уточняют, что уголовная ответственность наступает в зависимости от того, была ли организована нелегальная миграция с целью совершения преступной деятельности или нет. От этого зависит степень общественной опасности противоправного деяния. Обозначены меры противодействия такого рода правонарушениям.
Ключевые слова: миграция, свобода передвижения, организация незаконной миграции, государственный суверенитет, правовой режим миграции рабочей силы.
MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,
PhD in Law,
Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
MAISTRENKO Anna Grigorievna,
PhD in Law,
Associate Professor of civil and legal disciplines of Gubkin RSU Oil and Gas (NIU)
CRIMINAL LIABILITY FOR ORGANIZING ILLEGAL MIGRATION
Annotation. The article discusses the issues of qualification of the organization of illegal migration and the peculiarities of responsibility in accordance with the norms of the Criminal Code of the Russian Federation The problem of proving the corpus delicti when organizing illegal migration is outlined. The authors clarify that criminal liability arises depending on whether illegal migration was organized for the purpose of committing criminal activity or not. The degree of public danger of a wrongful act depends on this. Measures to counteract this type of crime are outlined.
Key words: migration, freedom of movement, organization of illegal migration, state sovereignty, legal regime of labor migration.
Основополагающими правовыми предписаниями, нашедшими отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г. [1], являются свобода передвижения, включая право покидать страну и возвращаться в эту страну (ч. 2 ст. 13). В данной Декларации определено право на труд и право на защиту от безработицы (ч. 1 ст. 23), которые не исключают возможность поиска работы или заработка в любой стране.
Созвучные предписания содержатся в ст. 23 и 37 Конституции РФ [5].
Свобода передвижения, в т.ч. право приезжать в страну, гражданином или подданным которой конкретный человек не является, в поисках работы или заработка, а также для выбора места жительства, должны осуществляться в особом правовом режиме, действующем на основе норм международного и внутригосударственного права. Миграционные процессы в той или иной степени затрагивают государственный суверенитет, а неконтролируемая миграция может повлечь дестабилизацию и межнациональные конфликты, рост преступности и иные нежелательные для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
любой страны последствия, например, перенасыщение рынка труда рабочей силой и «вторичную» безработицу, но уже для граждан государства. Такого рода сложности переживают, к примеру, государства - члены Европейского Союза, где имеют место сильные миграционные потоки из Сирии, Афганистана, Ирана и других азиатских и африканских стран [14; 15].
С аналогичными трудностями сталкиваются и государства постсоветского пространства. Вопросы организационно-правового режима миграции рабочей силы на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) отнесены Договором о Союзе от 29.05.2014 г. [2] к компетенции Евразийской экономической комиссии. В целом политика ЕАЭС в области трудовой миграции строится на основе положений Конвенции ООН о дорожном движении от 08.11.1968 г. [3] и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов от 18.12.1990 г. [4]
Организация незаконной миграции преследуется по закону. В Российской Федерации ответственность за данное преступление предусмотрена в ст. 322.1 УК РФ [6].
Введение уголовной ответственности за любые действия, квалифицируемые как организация незаконной миграции - вынужденная мера, направленная на защиту государственного суверенитета в обеспечении законного режима пересечения государственной границы. Уголовная ответственность за преступления (ст. 322.1 УК РФ) [6] направлена на реализацию охранительной функции государства, а также на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Родовым объектом преступления, предусмотренного в ст. 322.1 УК РФ [6], является порядок управления. Т.е. комплекс общественных отношений, в рамках которых осуществляется правовое воздействие представителей органов государственной власти и общественных органов управления на членов общества с целью поддержания стабильности, упорядочения социально-политических отношений [11, с. 8, 9].
В ч. 1 ст. 322.1 УК РФ перечислены действия, квалифицируемые как организация незаконной миграции:
- организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;
- организация незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
- организация незаконного транзитного переезда через территорию Российской Федерации [6].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Состав преступления формальный, поэтому преступление признается оконченным с момента совершения любого из перечисленных действий. При этом принимается во внимание исключительно создание условий для совершения иностранными гражданами любого их незаконных действий, перечисленных в ст. 322.1 УК РФ [6], независимо от самого факта совершения ими этих действий.
Разъяснение характера деяния, составляющего объективную сторону данного преступления, дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы и преступлениями, связанными с незаконной миграцией» [10] (далее - Постановление ПВС № 18).
Под организацией незаконной миграции, согласно п. 7 Постановления ПВС № 18, понимается умышленное совершение всех перечисленных ранее действий, включая въезд в Россию иностранных граждан по туристическим визам с целью в дальнейшем совершить незаконную миграцию в другое государство. В подобной ситуации российская территория используется в качестве транзитной ввиду невозможности (отсутствие авиасообщений с конкретными государствами; запрет, действующий в отношении граждан отдельных государств «прямого» въезда в страну и т.п.).
Для квалификации действий лица по ст. 322.1 УК РФ не имеет значения то, что лица, в интересах которых совершено данное преступление, не были привлечены к ответственности (уголовной или административной), в т.ч. по причине их нахождения за пределами РФ.
Организация незаконной миграции может включать в себя фиктивную регистрацию иностранного гражданина на территории РФ по месту пребывания или по месту жительства. В подобной ситуации действия виновного квалифицируются по совокупности ст. 322.1 и 322.2 или 322.3 УК РФ [6] .
Преступление совершается с прямым умыслом, при котором виновный осознает, что совершает действия, направленные на организацию незаконной миграции, фактически - способствующие ей, а также общественную опасность этих действий, предвидит их последствия в виде нарушения миграционно-правового режима РФ и желает их наступления.
Мотив совершения преступления в большинстве случаев корыстный, но возможна мотивация, основанная, прежде всего, на межличностных отношениях.
Умышленная форма вины повышает степень общественной опасности данного деяния. В
то же время, при решении вопроса об ответственности за него, особенно при правовой оценке действий, заключающихся в организации незаконной миграции без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322.1 УК РФ), Верховный Суд РФ рекомендует судам принимать во внимание положения ч. 2 ст. 14 УК о возможности признания деяния, не представляющим общественной опасности в силу малозначительности (п. 18 Постановления ПВС № 18).
Гуманный подход к решению вопроса об ответственности за организацию незаконной миграции усматривается также и в том, что единая направленность умысла виновного на нарушение нескольких предписаний миграционного законодательства, а также создание условий для незаконной миграции двух и более иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежит квалификации как единое преступление по соответствующей части ст. 322.1 УК РФ (подобная рекомендация содержится в п. 9 Постановления ПВС № 18).
Следует согласиться с мнением представителей юридической науки, полагающих, что по смыслу, заложенному в диспозиции нормы ст. 322.1 УК РФ, организация незаконной миграции должна выражаться в комплексе взаимосвязанных действий, осуществляемых «не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенного количества числа лиц, по этой причине данное деяние обладает продолжаемым характером, а также может быть совершено однократно, но в отношении значительного (в особо сложных случаях - неопределенного) количества лиц» [12, с. 54; 13, с. 12].
Действия лица, организовавшего незаконный въезд на территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства путем незаконного пересечения ими Государственной границы, охватываются соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 УК РФ не предусматривают [6].
Если же лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника, водителя автомобиля и лица, управляющего морским или речным судном), то его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1УК РФ (данное правило следует из предписания п. 11 Постановления ПВС № 18).
Норма ст. 322.1 УК РФ в значительной степени обладает бланкетным характером, что необходимо учитывать при квалификации указанного в ней преступления и определения ответственности за него [6]. Понятие Государственной границы РФ
как линии и проходящей по этой линии вертикальной поверхности, определяющих пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственного предела действия государственного суверенитета РФ, приводится в ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» [9] (далее - Закон № 4730-1).
Для квалификации преступления по ст. 322.1 УК РФ и определения ответственности за него важно понимать также значение дефиниций «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Они раскрыты в ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [7] (далее - ФЗ № 115).
Согласно ФЗ № 115, иностранным гражданином признается физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, которое не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Для установления незаконного характера въезда на территорию России необходимо уяснить «материнское» понятие въезда и выезда, под которыми понимается пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами (ст. 7 Закона № 4730-1; ст. 3 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») [8].
Отягчающими анализируемое деяние обстоятельствами признаются совершение преступления:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в целях совершения преступления на территории РФ;
в) лицом с использованием своего служебного положения.
Для применения ответственности за преступление при отягчающих обстоятельствах важно установить, что у всех соучастников имелся умысел на совершение организации незаконной миграции. Использование кого-либо «вслепую», без разъяснения и уточнения существа и юридических последствий совершения действий, квалифицируемых по ст. 322.1 УК РФ, исключает признак соучастия и ответственность для данного лица, если в его деянии не содержится иного состава преступления. Представляется, что подобное обстоятельство целесообразно указать в примечании к ст. 322.1 УК РФ, что окажет суще-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ственную помощь в квалификации указанного в ней деяния.
Что касается цели совершения преступления на российской территории, то здесь важно установить факт информированности виновного о предстоящем совершении преступления (или о намерении совершения), предполагаемой его общественной опасности и других обстоятельствах. Речь может идти исключительно о преступлении, а не об административном проступке или гражданско-правовом деликте.
Определенные сложности методологического и правового характера может таить в себе квалификация использования для совершения преступления служебного положения, поскольку необходимо установить саму возможность задействования служебных полномочий с преступной целью. При ином подходе можно вести речь о мошенничестве либо злоупотреблении правом.
Подведя итоги изложенного, можно заключить, что квалификация деяния, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ [6], предполагает проверку и правовую оценку всех обстоятельств его совершения, в т.ч. для объективной их оценки - обращение к специализированным федеральным законам.
Список литературы:
[1] Всеобщая декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Росс. газ. - 1995.
- 5 апр.
[2] Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.; вступ. в силу 01.01.2015 (в ред. от 01.10.2019) [Электронный ресурс]. URL: www. pravo. gov.ru (дата обращения: 12.12.2020).
[3] Конвенция ООН от 08.11.1968 г. «О дорожном движении» (в ред. от 23.09.2014, с оговорками для Российской Федерации от 23.03.2016) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - 1977. - Вып. XXXIII. - № 47. - С. 385-390.
[4] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов от 18.12.1990 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2020).
[5] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // СЗ РФ. - 03.03.2014. - № 9.
- Ст. 851.
[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 01.03.2021) // СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
[7] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
24.02.2021) // СЗ РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
[8] Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. - 19.08.1996. - № 34. - Ст. 4029.
[9] Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 29.04.1993. - № 17. - Ст. 594.
[10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы и преступлениями, связанными с незаконной миграцией». [Электронный ресурс]. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2020).
[11] Замосковцев П.В. Уголовная ответственность за посягательства на управленческую деятельность работников милиции и народных дружинников по охране общественного порядка // Проблемы борьбы с преступностью: сб. науч. тр.
- Омск: Омская высшая школа МВД СССР, 1980.
- С. 68-79.
[12] Калиниченко А.В. Проблемные вопросы квалификации незаконной миграции // Символ науки. - 2021. - № 2. - С. 54-57.
[13] Прудников А.С., Шагиева Р.В. Противодействие незаконной миграции и пути его совершенствования // Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества: материалы Междунар. форума / под общ. ред. П.В. Терелянского. - 2019. - С. 112-115.
[14] Рыжов В.Б. Европейский Союз: динамика развития и накопившиеся проблемы [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. - 2018. - № 2. - С. 42-50. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=25693 (дата обращения: 12.12.2020).
[15] Шагбанова Х.С. Правовое регулирование миграционных процессов во Франции // Современное право. - 2020. - № 8. - С. 129-138.
Spisok literatury:
[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka, prinyataya Rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assam-blei OON ot 10.12.1948 // Ross. gaz. - 1995. - 5 apr.
[2] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze. Podpisan v g. Astane 29.05.2014 g.; vstup. v silu 01.01.2015 (v red. ot 01.10.2019) [Elektronnyj resurs]. URL: www. pravo. gov.ru (data obrash-cheniya: 12.12.2020).
[3] Konvenciya OON ot 08.11.1968 g. «O dor-ozhnom dvizhenii» (v red. ot 23.09.2014, s ogovor-kami dlya Rossijskoj Federacii ot 23.03.2016) // Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i
konvencij, zaklyuchennyh s inostrannymi gosudarst-vami. - 1977. - Vyp. XXXIII. - № 47. - S. 385-390.
[4] Mezhdunarodnaya konvenciya o zashchite prav vsekh trudyashchihsya-migrantov ot 18.12.1990 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.12.2020).
[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) // SZ RF. - 03.03.2014. - № 9. - St. 851.
[6] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (v red. ot 01.03.2021) // SZ RF. - 17.06.1996. - № 25. - St. 2954.
[7] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» (v red. ot 24.02.2021) // SZ RF. - 29.07.2002. - № 30. - St. 3032.
[8] Federal'nyj zakon ot 15.08.1996 g. № 114-FZ «O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu» (v red. ot 08.12.2020) // SZ RF. - 19.08.1996. - № 34. - St. 4029.
[9] Zakon RF ot 01.04.1993 g. № 4730-1 «O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii» (v red. ot 08.12.2020) // Vedomosti SND i VS RF. -29.04.1993. - № 17. - St. 594.
[10] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 09.07.2020 g. № 18 «O sudebnoj praktike po delam o nezakonnom peresechenii gosudarstvennoj granicy i prestupleniyami, svyazannymi s nezakonnoj
migraciej». [Elektronnyj resurs]. URL: pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 12.12.2020).
[11] Zamoskovcev P.V. Ugolovnaya otvetstven-nost' za posyagatel'stva na upravlencheskuyu deya-tel'nost' rabotnikov milicii i narodnyh druzhinnikov po ohrane obshchestvennogo poryadka // Problemy bor'by s prestupnost'yu: sb. nauch. tr. - Omsk: Omskaya vysshaya shkola MVD SSSR, 1980. - S. 68-79.
[12] Kalinichenko A.V. Problemnye voprosy kvalifikacii nezakonnoj migracii // Simvol nauki. -2021.- № 2. - S. 54-57.
[13] Prudnikov A.S., Shagieva R.V. Protivode-jstvie nezakonnoj migracii i puti ego sovershenstvo-vaniya // Obshchestvo. Doverie. Riski: Doverie k migracionnym processam. Riski novogo obsh-chestva: materialy Mezhdunar. foruma / pod obshch. red. P.V. Terelyanskogo. - 2019. - S. 112-115.
[14] Ryzhov V.B. Evropejskij Soyuz: dinamika razvitiya i nakopivshiesya problemy [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. - 2018. - № 2. - S. 42-50. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=25693 (data obrashcheniya: 12.12.2020).
[15] Shagbanova H.S. Pravovoe regulirovanie migracionnyh processov vo Francii // Sovremennoe pravo. - 2020. - № 8. - S. 129-138.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020