Научная статья на тему 'Правовое регулирование противодействия нелегальной иммиграции в России и ЕС'

Правовое регулирование противодействия нелегальной иммиграции в России и ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ / РЕАДМИССИЯ / ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ИММИГРАНТОВ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НЕЛЕГАЛЬНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / СОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войников В.В.

Рассматриваются проблемы правового регулирования противодействия нелегальной иммиграции в России и ЕС. Проведено сравнительно-правовое исследование мер борьбы с нелегальной иммиграцией в России и ЕС. Даны анализ, систематизация и оценка эффективности различных правовых средств, используемых в России и ЕС по борьбе с нелегальной иммиграцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ILLEGAL IMMIGRATION IN RUSSIA AND THE EU

This article concerns the issues of legal regulation of fighting illegal immigration in Russia and the EU. The main purpose of this work is to conduct a comparative legal study of measures to combat illegal immigration according to the EU and Russian legislation. The author analyzed, systematized and evaluated the effectiveness of various legal measures used in Russia and the EU to combat illegal immigration.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование противодействия нелегальной иммиграции в России и ЕС»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 5, с. 98-105 УДК 341.16

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕС

© 2018 г. В.В. Войников

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград Калининградское отделение Ассоциации европейских исследований, Калининград Московский государственный университет международных отношений Министерства иностранных дел России, Москва

voinicov@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.06.2018

Рассматриваются проблемы правового регулирования противодействия нелегальной иммиграции в России и ЕС. Проведено сравнительно-правовое исследование мер борьбы с нелегальной иммиграцией в России и ЕС. Даны анализ, систематизация и оценка эффективности различных правовых средств, используемых в России и ЕС по борьбе с нелегальной иммиграцией.

Ключевые слова: нелегальная иммиграция, реадмиссия, возвращение нелегальных иммигрантов, Европейский союз, нелегальное трудоустройство, содействие нелегальной иммиграции.

Введение

Нелегальная иммиграция представляет собой один из наиболее серьезных вызовов современному обществу. Поэтому данная проблема является в высокой степени актуальной как для России, так и для ЕС. В настоящее время и в России, и в ЕС накопился достаточный опыт в области противодействия нелегальной иммиграции. Более того, в последние годы, несмотря на ухудшение политических отношений, между ЕС и Россией была создана и продолжает работать правовая основа, направленная на борьбу с нелегальной иммиграцией.

10 мая 2005 года Россия и ЕС согласовали «дорожные карты» по четырем общим пространствам, одна из которых была посвящена построению общего пространства свободы, безопасности и правосудия [1].

В соответствии с данной «дорожной картой» стороны договорились о совместной работе в целях противодействия нелегальной иммиграции и нелегальной трансграничной деятельности. Кроме того, Россия и ЕС договорились о завершении в краткосрочной перспективе переговоров по упрощению визовых процедур и соглашению о реадмиссии.

Спустя год после согласования «дорожных карт» Россия и ЕС подписали соглашение о реад-миссии [2], вступившее в законную силу в 2007 году. На сегодняшний день указанное соглашение выступает единственным правовым инструментом сотрудничества между Россией и ЕС в области борьбы с нелегальной иммиграцией. Принимая во внимание ухудшение отношений

между Россией и ЕС, дальнейшее развитие сотрудничества в данной области в среднесрочной перспективе представляется маловероятным. Тем не менее изучение и обмен опытом в области борьбы с нелегальной иммиграцией представляется весьма перспективным направлением.

Деятельность по борьбе с незаконной иммиграцией не ограничивается только соглашением о реадмиссии, последнее выступает лишь одним из правовых средств в системе мер по предотвращению нелегальной иммиграции.

Опыт ЕС в области борьбы с нелегальной иммиграцией представляет интерес для России по двум причинам: во-первых, для развития собственного иммиграционного законодательства; во-вторых, в целях дальнейшего углубления интеграции в рамках ЕАЭС и Союзного государства РФ - Беларусь. В настоящий момент миграция не относится к компетенции ЕАЭС, однако противодействие нелегальному въезду и пребыванию иностранцев, безусловно, представляет взаимный интерес для участников ЕАЭС и в перспективе может быть интегрировано в политику Союза.

Опыт России также может быть интересен для ЕС, поскольку Россия имеет свои инструменты в области регулирования иммиграционных потоков, показавшие свою эффективность.

Понятие незаконной иммиграции

В настоящий момент в научной среде продолжаются научные дискуссии, касающиеся определения понятия нелегальной иммиграции. В частности, ряд исследователей различают та-

кие понятия, как «нелегальная иммиграция», «незаконная иммиграция» и «нерегулярная иммиграция» [3, 4].

Позиции, поддерживающие разграничение данных понятий, имеют под собой почву, однако данный вопрос не является предметом настоящего исследования, в связи с чем в рамках данной статьи указанные понятия будут рассматриваться как синонимы.

Нелегальную (незаконную) миграцию можно определить как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства законодательных правил въезда, пребывания, выезда из страны и транзитного проезда через территорию иностранного государства [5].

Несмотря на свою лаконичность, данное определение отражает ключевые признаки нелегальной иммиграции: нелегальная иммиграция является правонарушением; правонарушение совершается иностранным лицом или лицом без гражданства; нелегальная иммиграция связана с нарушением правил въезда, пребывания, выезда из страны и транзитного проезда. При этом в зависимости от тяжести правонарушения оно может иметь признаки административного проступка или преступления. Кроме того, в ряде случаев нелегальный иммигрант подлежит освобождению от ответственности.

В зависимости от объективной стороны правонарушения можно выделить два вида нелегальной иммиграции: незаконный въезд и незаконное пребывание.

Незаконный въезд имеет место в тех случаях, когда иностранец без законных на то основание пересекает границу, таким образом, с момента пересечения границы он является незаконным иммигрантом. Незаконное пребывание характеризуется тем, что иностранец на законных основаниях пересек границу, однако после окончания разрешенного срока пребывания остался на территории страны или изменил цель своего пребывания.

Незаконное пребывание, как правило, отличается меньшей степенью общественной опасности, поэтому в большинстве случаев оно является административным проступком.

Нелегальный въезд, в отличие от нелегального пребывания, представляет собой более сложное понятие с точки зрения признаков и видов.

Мировой практике известны несколько видов незаконного въезда иностранцев, которые классифицируются по различным основаниям.

Так, в зависимости от характера пересечения границы, а также степени участия самого нарушителя границы можно выделить незаконный въезд и незаконный ввоз иммигранта.

Главное отличие незаконного ввоза от незаконного въезда состоит в том, что пересечение границы конкретным лицом организуется группой лиц, специализирующейся на указанном виде преступной деятельности.

Согласно протоколу к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, под незаконным ввозом иммигрантов следует понимать обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник лица, не являющегося его гражданином или не проживающим постоянно на его территории [6].

Специальным и наиболее опасным видом незаконного ввоза является трансграничная торговля людьми. Надо сказать, что торговля людьми не всегда связана с иммиграцией, она может осуществляться и без трансграничного перемещения. Однако чаще всего торговля людьми имеет трансграничный характер, поэтому она тесно связана с проблемой нелегальной иммиграции.

Деятельность по предотвращению нелегальной иммиграции включает в себя различные инструменты и средства, которые можно условно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим мерам относятся те, которые направлены на решение нескольких задач, среди которых стоит задача борьбы с незаконной иммиграцией. К специальным мерам следует относить те меры, которые направлены главным образом или исключительно на пресечение нелегальной миграции.

В рамках настоящей статьи основное внимание будет уделено специальным мерам, которые в одинаковой степени применяются к обоим типам незаконной иммиграции: нелегальный въезд и нелегальное пребывание.

Правовое регулирование противодействия нелегальной иммиграции в ЕС

В действующих правовых актах Союза содержится понятие «незаконного пребывания», под которым понимается присутствие на территории государства-члена иностранца, который не соответствует или более не соответствует условиям въезда либо условиям пребывания или проживания в ЕС [7]. Согласно директиве № 2009/52/ЕС об ответственности работодателя [8] к нелегально находящемуся иностранцу относятся лица, которые не соответствуют или более не соответствуют условиям пребывания или проживания в данной стране.

Вместе с тем в правовом и политическом лексиконе используются различные понятия для

обозначения нелегальной иммиграции. В последнее время все чаще применяется термин «нерегулярная миграция» (irregular migration), под которым понимается въезд или пребывание иностранца в нарушение установленного порядка [9, с. 4].

В соответствии с частью 2 (с) статьи 79 договора о функционировании ЕС Союз принимает меры в области нелегальной иммиграции и незаконного проживания на территории ЕС, включая вопросы выдворения и репатриации. Кроме того, в силу части 3 указанной статьи Союзу предоставлены полномочия по заключению соглашений о реадмиссии нелегальных иммигрантов.

Принятые во исполнение указанных положений договора о функционировании ЕС нормы вторичного права формируют систему правовых средств по борьбе с нелегальной иммиграцией в ЕС.

Обобщенно в рамках данной системы можно выделить три ключевых направления: меры по повышению эффективности пограничного контроля, включая вопросы охраны границ и пограничных проверок; меры по предотвращению оказания содействия незаконной иммиграции; меры по возвращению нелегальных иммигрантов.

Следует отметить то обстоятельство, что данная классификация мер носит укрупненный характер и при более детальном изучении вопроса возможно выделение дополнительных направлений.

Вопросы пограничного контроля относятся к самостоятельному направлению политики ЕС в области пространства свободы, безопасности и правосудия. В связи с этим в рамках настоящей работы основное внимание будет уделено вопросам предотвращения содействия нелегальной иммиграции, а также вопросам возвращения нелегалов.

1. Предотвращение оказания содействия незаконной иммиграции.

Содействие нелегальной иммиграции (facilitation of illegal immigration) является одним из ключевых факторов, создающим благоприятные условия для развития нелегальной иммиграции.

При этом под содействием нелегальной иммиграции следует понимать чрезвычайно широкий круг деяний, совершаемых как в рамках несанкционированного пересечения границы, так и в рамках дальнейшего размещения и трудоустройства нелегала.

В связи с этим предотвращение содействия нелегальной иммиграции выступает в качестве одного из важнейших направлений иммиграционной политики ЕС.

Ключевыми актами в области предотвращения содействия нелегальной иммиграции следу-

ет назвать директиву № 2002/90/EC [10] и рамочное решение № 2002/946/JHA [11]. Директива № 2002/90/EC содержит общие рамки для квалификации тех или иных деяний в качестве содействия нелегальной иммиграции. В частности, согласно директиве под содействием нелегальной иммиграции понимается деятельность по оказанию помощи иностранцу в незаконном въезде, транзите и пребывании на территории ЕС.

Рамочное решение № 2002/946/JHA является средством гармонизации уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность физических и юридических лиц за оказание содействия в нелегальной иммиграции.

Одним из специальных видов содействия нелегальной иммиграции является незаконное трудоустройство. Поэтому пресечение незаконного трудоустройства выступает необходимым условием эффективного противодействия незаконной иммиграции.

Ключевым актом в данной сфере является директива № 2009/52/EC об ответственности работодателя (Employer Sanctions Directive) [8].

Согласно директиве трудоустройство нелегальных иммигрантов на территории ЕС является недопустимым. Основная идея данной директивы состоит в том, чтобы обеспечить установление на национальном уровне ответственности работодателя за незаконное трудоустройство иммигрантов. Согласно директиве № 2009/52/EC под незаконным трудоустройством понимается трудоустройство нелегально находящегося в стране иностранца, т.е. лица, которое не соответствует или более не соответствует условиям пребывания в данной стране.

Директива об ответственности работодателя устанавливает дополнительные административные формальности, которые работодатель должен соблюсти для трудоустройства иностранца [12, с. 48]. В случае нарушения запрета на нелегальное трудоустройство на национальном уровне должна быть установлена ответственность работодателя, включающая также возмещение затрат на возвращение нелегального иммигранта.

2. Возвращение незаконных иммигрантов и процедура реадмиссии.

Возвращение нелегальных иммигрантов в страну своего происхождения или транзита представляет собой одно из ключевых направлений политики ЕС в отношении незаконной иммиграции. По данным Агентства Фронтекс в 2016 году было вынесено 305 365 решений о возвращении нелегальных иммигрантов, при этом реально депортировано около 57% [13].

Ключевым актом в сфере возвращения нелегальных иммигрантов выступает директива

№ 2008/115/EC о возврате (Retum Directive) [7]. Согласно нормам, содержащимся в данном документе, государства-члены обязаны привести свое национальное законодательство, регулирующее вопросы выдворения и депортации, в соответствие с общими стандартами с учетом требований по защите прав человека, включая права беженцев.

Система правового регулирования возвращения нелегальных иммигрантов в рамках ЕС включает в себя также целый ряд специальных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты указанной деятельности (директива о возвращении иностранцев воздушным транспортом [14], директива о взаимном признании решений о возвращении иностранцев [15], директива об обязательстве перевозчика по возвращению иностранцев, которым отказано во въезде [16]).

Одной из разновидностей возвращения нелегальных иммигрантов является процедура реад-миссии, под которой понимается передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными [2].

Основное отличие реадмиссии от стандартной процедуры возвращения иммигранта заключается в том, при реадмиссии происходит основанное на международном договоре активное взаимодействие между страной, откуда высылается иммигрант, и принимающей страной, чаще всего страной-донором или страной транзита [17].

Правовое регулирование борьбы с нелегальной иммиграцией в РФ

Деятельность по борьбе с нелегальной иммиграцией представляет собой систему организационных [18], правовых, оперативных и иных мер, предпринимаемых уполномоченными на то органами, а также в некоторых случаях негосударственными организациями.

В России система правовых мер по борьбе с незаконной иммиграцией является составной частью миграционного законодательства.

Российское законодательство о борьбе с нелегальной иммиграцией имеет собирательный характер и включает в себя целый ряд нормативно-правовых актов, а также отдельные нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах.

В Российской Федерации понятие «незаконный иммигрант» получило законодательное

закрепление. Так, в соответствии со статьей 1 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., участником которого является Россия, [19] к незаконным мигрантам отнесены граждане третьих государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории сторон, а также граждане сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из сторон, установленные её национальным законодательством.

В силу статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [20] к незаконно находящимся на территории РФ относятся иностранные граждане или лица без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в уполномоченные органы власти, либо уклоняющиеся от выезда из РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ.

На сегодняшний день система правовых мер по борьбе с нелегальной иммиграцией в РФ включает в себя следующие компоненты.

1. Законодательство РФ об охране государственной границы, а также законодательство о пограничном контроле.

К указанному компоненту следует отнести федеральный закон о государственной границе [21], а также отдельные положения федерального закона о порядке въезда и выезда из РФ. Данные положения устанавливают порядок охраны государственной границы, а также условия и порядок въезда иностранцев и осуществления пограничного контроля.

Основное назначение указанных норм в области борьбы с нелегальной иммиграцией состоит в том, чтобы создать необходимые условия, препятствующие несанкционированному въезду иностранцев на территорию России.

2. Уголовное и административное законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение миграционного законодательства и оказание содействия незаконной иммиграции.

Как уже отмечалось выше, нелегальная иммиграция всегда является противоправным деянием, при этом в зависимости от степени общественной опасности указанное деяние может иметь признаки состава административного проступка или преступления.

В Уголовном кодексе РФ [22] преступления в области нелегальной иммиграции предусмотрены в главе 32 - Преступления против порядка управления. В частности, указанная глава предусматривает следующие составы преступлений: незаконное пересечение Государственной границы РФ (статья 322), организация незаконной миграции (статья 322.1), фиктивная регистрация иностранного гражданина по месту жительства в РФ (статья 322.2), фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ (статья 322.3)

Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП) [23] предусматривает ответственность за целый ряд проступков, связанных с нелегальной иммиграцией. Указанной проблеме посвящены положения главы 18 КоАП РФ.

При этом субъектом ответственности может выступать не только сам нелегальный иммигрант, но и иные лица. В этой связи необходимо отметить, что в России, так же как и в ЕС, получает законодательное закрепление такое явление, как содействие нелегальной иммиграции.

Так, в соответствии со статьей 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное трудоустройство иностранного гражданина, статьи 18.16, 18.19 КоАП РФ устанавливают ответственность за различные формы содействия нелегальной иммиграции, в том числе: предоставление нелегальному иммигранту жилого помещения или транспортного средства (часть 3 статьи 18.19), а также предоставление производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другим лицам, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников [24].

3. Система мер по возвращению (удалению) иностранных граждан из Российской Федерации.

В настоящее время в РФ существует целая система мер, направленных на возвращение (удаление) иностранных граждан из РФ. Под удалением можно понимать принудительный характер административного выдворения, депортации и реадмиссии как мер административного принуждения, направленных на обеспечение реализации российского законодательства [25, с. 7].

Действующее законодательство предусматривает три вида удаления иностранных граждан: административное выдворение, депортация и реадмиссия [26].

Правовым основанием административного выдворения выступает Кодекс об административных правонарушениях, согласно статье 3.10 которого административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан заключается в

принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан из РФ. Указанный вид удаления представляет собой вид административного наказания.

Депортация и реадмиссия не являются наказанием, а выступают в качестве меры административного пресечения, правовой основой указанных видов удаления выступают положения федерального закона о правовом положении иностранных граждан [27]. Согласно статье 2 указанного федерального закона депортация -принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

Реадмиссия представляет собой основанную на международном договоре передачу иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации. Порядок реадмиссии регламентируется положениями главы V.I федерального закона о порядке въезда и выезда из РФ, а также соответствующими международными договорами.

4. Международно-правовые акты в области борьбы с нелегальной иммиграцией.

Развитие международного сотрудничества по вопросам борьбы с нелегальной иммиграцией является непременным условием эффективности указанной деятельности. Поэтому в последнее время Россия проводит политику по формированию необходимой международной нормативно-правовой базы такого сотрудничества.

В настоящее время международно-правовую базу в области противодействия нелегальной иммиграции, участником которой выступает Россия, можно представить в виде системы, состоящей из двух блоков.

Первый блок состоит из международных соглашений, определяющих формы и направления борьбы с незаконной иммиграцией. К указанному блоку следует отнести упомянутое ранее соглашение от 06.03.1998 г. о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а также Соглашение от 19.11.2010 г. между Россией, Беларусью и Казахстаном о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств [28].

Соглашение от 06.03.1998 г. предусматривает осуществление взаимодействия в области

борьбы с незаконной миграцией по целому ряду направлений, включая вопросы гармонизации национального законодательства в части ответственности за нелегальную иммиграцию и содействие нелегальной миграции, обмена информацией, а также повышения эффективности миграционного контроля. Соглашение от 19.11.2010 г. носит специальный характер и направлено на противодействие нелегальной трудовой миграции, под которой понимается въезд и/или пребывание с целью осуществления трудовой деятельности граждан третьих государств с нарушением законодательства либо осуществление трудовой деятельности гражданами третьих государств на территории государства одной из сторон с нарушением законодательства этого государства (статья 2) [29]. Следует отметить, что указанное соглашение было заключено до момента создания ЕАЭС, вместе с тем в настоящий момент оно фактически выступает в качестве одного из средств для защиты внутреннего рынка ЕАЭС в части обеспечения свободы передвижения работников.

Второй блок представлен международными соглашениями о реадмиссии. В настоящее время Россия является стороной около 20 соглашений о реадмиссии, предусматривающих порядок приема и передачи нелегальных иммигрантов. Партнерами России по реадмиссии выступают страны СНГ, ЕС, ассоциированные члены шенгенского пространства (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн), а также Вьетнам, Турция, Монголия, Сербия, Босния и Герцеговина. Первое по времени соглашение о ре-адмиссии было заключено в 2003 году с Литвой [30] в качестве одного из условий договоренностей об упрощенном режиме между Калининградской областью и остальной частью России для граждан РФ. Следует отметить то, что закрепление в правовой системе института реад-миссии является ярким примером рецепции Российской Федерацией права ЕС, поскольку первоначально данный механизм был предложен России в качестве основы для сотрудничества именно Европейским союзом.

Заключение

Понятие нелегальной (незаконной) иммиграции имеет универсальный характер и одинаково определяется практически во всех государствах. Ключевым признаком незаконной иммиграции является незаконный въезд и/или незаконное пребывание на территории государства лица, не являющегося гражданином данного государства.

С учетом данного обстоятельства следует отметить то, что система мер по противодействию нелегальной иммиграции также имеет общий для многих государств характер.

Анализ законодательства России и ЕС показывает принципиальную схожесть основных направлений борьбы с нелегальной иммиграцией. К указанным направлениям относится: охрана границ и система пограничных проверок; противодействие оказанию содействия незаконной иммиграции; меры по возвращению нелегальных иммигрантов.

Более того, появление в российской правовой системе такого института, как реадмиссия, является примером рецепции права ЕС, таким образом, наблюдается взаимное дополнение и обогащение законодательства России и ЕС в области борьбы с нелегальной иммиграцией.

При этом следует отметить то, что ЕС, являясь наднациональной организацией, обладает неполным объемом полномочий в области миграционной политики и, в частности, борьбы с нелегальной иммиграцией. Задача ЕС в этой области состоит в координации общей политики государств-членов, посредством гармонизации национального законодательства. Основной объем полномочий по противодействию нелегальной иммиграции сосредоточен на национальном уровне.

В связи с этим объем законодательного регулирования отношений по вопросам противодействия нелегальной иммиграции в России и ЕС отличаются друг от друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящая статья подготовлена по результатам участия автора в международной научно-практической конференции «Подходы Европейского союза и России к трансграничным угрозам безопасности». (Нижегородский университет им. Н.И Лобачевского, юридический факультет, 24-26мая 2018 г.)

Список литературы

1. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и законности, утверждена 10 мая 2005 г. в г. Москве. URL: https:// rus-siaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space _of_freedom,_security_and_justice_2005_russian.pdf

2. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии. Подписано в Сочи 25 мая 2006 г. URL: http://eu-law.ru/2011/05

3. Смашникова Т.Б. Понятие незаконной миграции и нелегальной миграции в нормативных правовых актах Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19 (234). Право. Вып. 28. С. 50-53.

4. Kostas Stylianos. Irregula vs. Ikegal immigration: setting the definitions. An Overview of European Practice. URL: http://www.uet.sav.sk/files/sn.2017.4.04.pdf

5. Магеррамов М. А.-о. Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-

правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана): Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2008.

6. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /protocol2.shtml

7. Directive 2008/115/EC of the European Parliament and of the Council of 16 December 2008 on common standards and procedures in Member States for returning illegally staying third-country nationals // OJ L 348, 24.12.2008. Р. 98-107.

8. Directive 2009/52/EC of the European Parliament and of the Council of 18 June 2009 providing for minimum standards on sanctions and measures against employers of illegally staying third-country nationals // OJ L 168, 30.6.2009. Р. 24-32.

9. Provera Mark. The Criminalisation of Irregular Migration in the European Union. CEPS No. 80/February 2015. 48 P. (4). URL: https://www.ceps.eu/ system/files/Criminalisation%20of%20Irregular%20Mi gration.pdf

10. Council Directive 2002/90/EC of 28 Novembdr

2002 Defining the facilitation of unautorised entry, transit and residence // OJ L 328, 5.12.2002. Р. 17-18.

11. 2002/946/JHA: Council framework Decision of 28 November 2002 on the strengthening of the penal framework to prevent the facilitation of unauthorised entry, transit and residence // OJ L 328, 5.12.2002. Р. 1-3.

12. Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза. М.: Русский сувенир, 2010. 129 с.

13. Frontex European Border and Coast Guard Agency. FRAN Quarterly Quarter 4 October - December 2016. P. 22. URL: http://frontex.europa.eu/assets/ Publications/Risk_Analysis/FRAN_Q4_2016.pdf

14. Council Directive 2003/110/EC of 25 November

2003 on assistance in cases of transit for the purposes of removal by air // Official Journal L 321, 6.12.2003. Р. 26-31.

15. Council Directive 2001/40/EC of 28 May 2001 on the mutual recognition of decisions on the expulsion of third country nationals // Official Journal L 149, 2.6.2001. Р. 34-36.

16. Council Directive 2001/51/EC of 28 June 2001 supplementing the provisions of Article 26 of the Convention implementing the Schengen Agreement of 14 June 1985 // Official Journal L187/45.

17. Войников В.В. Правовые аспекты политики Европейского союза по борьбе с незаконной иммиграцией // Балтийский регион. 2015. № 4 (26). С. 73-89.

18. Черноус В.К. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

// Административное право и процесс. 2017. № 4 (15). С. 11-14.

19. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (Заключено в г. Москве 06.03.1998) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.

20. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 19.08.1996. № 34. Ст. 4029.

21. Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. № 17. Ст. 594.

22. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

24. Салов П.В. Незаконная миграция в России и меры по борьбе с ней // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. № 4. С. 582-587.

25. Паукова Ю.В. Удаление иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации в случае нарушения миграционного законодательства: административно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2011. 18 с.

26. Паукова Ю.В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 55-57.

27. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.

28. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (Заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010) // Собрание законодательства РФ. 30.01.2012. № 5. Ст. 541.

29. Ковалева Е.А. Незаконная трудовая миграция // Проблема укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденция. 2016. Т. 2. № 9. С. 124130.

30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики, вместе с «Протоколом о порядке реализации Соглашения...» (Заключено в г. Вильнюсе 12.05.2003) // Собрание законодательства РФ. 25.08.2003. № 34. Ст. 3358.

LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ILLEGAL IMMIGRATION IN RUSSIA AND THE EU

V. V. Voinikov

This article concerns the issues of legal regulation of fighting illegal immigration in Russia and the EU. The main purpose of this work is to conduct a comparative legal study of measures to combat illegal immigration according to the EU and Russian legislation. The author analyzed, systematized and evaluated the effectiveness of various legal measures used in Russia and the EU to combat illegal immigration.

Keywords: illegal immigration, readmission, return of illegal immigrants, European Union, illegal employment, facilitation of illegal migration.

References

1. «Dorozhnaya karta» po obshchemu prostranstvu svobody, bezopasnosti i zakonnosti, utverzhdena 10 maya 2005 g. v g. Moskve // https://russiaeu.ru/userfiles/ file/road_map_on_the_common_space_of_freedom,_secu rity_and_justice_2005_russian. pdf

2. Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Evro-pejskim soobshchestvom o readmissii. Podpisano v Sochi 25 maya 2006 g., rezhim ehlektronnogo dostupa: http://eu-law.ru/2011/05

3. Smashnikova T.B. Ponyatie nezakonnoj migracii i nelegal'noj migracii v normativnyh pravovyh aktah Ros-sijskoj Federacii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2011. № 19 (234). Pravo. Vyp. 28. S. 50-53.

4. Kostas Stylianos. Irregula vs. Ikegal immigration: setting the definitions. An Overview of European Practice, http://www.uet.sav.sk/files/sn.2017.4.04.pdf

5. Magerramov M. A.-o. Nelegal'naya migraciya: po-nyatie, obshchestvennaya opasnost', ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe protivodejstvie (po materialam Rossii i Azerbajdzhana): Avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. M., 2008.

6. Protokol protiv nezakonnogo vvoza migrantov po sushe, moryu i vozduhu, dopolnyayushchij Konvenciyu OON protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnos-ti, prinyat rezolyuciej 55/25 General'noj Assamblei ot 15 noyabrya 2000 goda, rezhim ehlektronnogo dostupa URL: http://www.un.org/ru/docu ments/decl_conv/conven tions/protocol2. shtml

7. Directive 2008/115/EC of the European Parliament and of the Council of 16 December 2008 on common standards and procedures in Member States for returning illegally staying third-country nationals // OJ L 348, 24.12.2008. P. 98-107.

8. Directive 2009/52/EC of the European Parliament and of the Council of 18 June 2009 providing for minimum standards on sanctions and measures against employers of illegally staying third-country nationals // OJ L 168, 30.6.2009. P. 24-32.

9. Provera Mark. The Criminalisation of Irregular Migration in the European Union. CEPS No. 80/February 2015. 48 P. (4). URL: https://www.ceps.eu/system/files/ Criminalisation%20of%20Irregular%20Migration.pdf

10. Council Directive 2002/90/EC of 28 Novembdr

2002 Defining the facilitation of unautorised entry, transit and residence // OJ L 328, 5.12.2002. P. 17-18.

11. 2002/946/JHA: Council framework Decision of 28 November 2002 on the strengthening of the penal framework to prevent the facilitation of unauthorised entry, transit and residence // OJ L 328, 5.12.2002. P. 1-3.

12. Potemkina O.Yu. Immigracionnaya politika Evro-pejskogo soyuza. M.: Russkij suvenir, 2010. 129 s.

13. Frontex European Border and Coast Guard Agency. FRAN Quarterly Quarter 4 October - December 2016. P. 22. URL: http://frontex.europa.eu/assets/Publications/ Risk_Analysis/FRAN_Q4_2016.pdf

14. Council Directive 2003/110/EC of 25 November

2003 on assistance in cases of transit for the purposes of removal by air // Official Journal L 321, 6.12.2003. P. 26-31.

15. Council Directive 2001/40/EC of 28 May 2001 on the mutual recognition of decisions on the expulsion of

third country nationals // Official Journal L 149, 2.6.2001. P. 34-36.

16. Council Directive 2001/51/EC of 28 June 2001 supplementing the provisions of Article 26 of the Convention implementing the Schengen Agreement of 14 June 1985 // Official Journal L187/45.

17. Vojnikov V.V. Pravovye aspekty politiki Evro-pejskogo soyuza po bor'be s nezakonnoj immigraciej // Baltijskij region. 2015. № 4 (26). S. 73-89.

18. Chernous V.K. Nezakonnaya migraciya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Admini-strativnoe pravo i process. 2017. № 4 (15). S. 11-14.

19. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v bor'be s nezakonnoj migraciej (Zaklyucheno v g. Moskve 06.03.1998) // Sodruzhestvo. Informacionnyj vestnik So-veta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel'stv SNG. 1998. № 1. S. 81-86.

20. Federal'nyj zakon ot 15.08.1996 g. № 114-FZ «O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda v Ros-sijskuyu Federaciyu» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 19.08.1996. № 34. St. 4029.

21. Zakon RF ot 01.04.1993 g. № 4730-1 «O Gosu-darstvennoj granice Rossijskoj Federacii» // Vedomosti SND i VS RF. 29.04.1993. № 17. St. 594.

22. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. № 25. St. 2954.

23. «Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.01.2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

24. Salov P.V. Nezakonnaya migraciya v Rossii i mery po bor'be s nej // Uchenye zametki TOGU. 2015. T. 6. № 4. S. 582-587.

25. Paukova Yu.V. Udalenie inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva iz Rossijskoj Federacii v sluchae narusheniya migracionnogo zakonodatel'stva: administra-tivno-pravovoj aspekt: Avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. M., 2011. 18 s.

26. Paukova Yu.V. Administrativnoe vydvorenie, de-portaciya i readmissiya kak mekhanizm udaleniya inos-trannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva s territorii Ros-sijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 1. S. 55-57.

27. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.07.2002. № 30. St. 3032.

28. Soglashenie o sotrudnichestve po protivodejstviyu nelegal'noj trudovoj migracii iz tret'ih gosudarstv (Zaklyu-cheno v g. Sankt-Peterburge 19.11.2010) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 30.01.2012. № 5. St. 541.

29. Kovaleva E.A. Nezakonnaya trudovaya migra-ciya // Problema ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nau-ka, praktika, tendenciya. 2016. T. 2. № 9. S. 124-130.

30. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Fe-deracii i Pravitel'stvom Litovskoj Respubliki o prieme i vozvrate lic, nezakonno nahodyashchihsya na territorii Ros-sijskoj Federacii i territorii Litovskoj Respubliki, vmeste s «Protokolom o poryadke realizacii Soglasheniya...» (Zaklyucheno v g. Vil'nyuse 12.05.2003) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 25.08.2003. № 34. St. 3358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.