Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере миграции'

Государственная политика в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЪЕЗД / ВЫЕЗД / ПРЕБЫВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / МИГРАЦИЯ / УГРОЗА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Татьяна Борисовна

Цель: Исследование актуальных вопросов государственной политики России в сфере миграции. Методология: Использовались формально-юридический и системный методы. Результаты: В статье рассмотрены актуальные вопросы понятия и содержания миграционной политики. Проанализированы ее виды и особенности правового регулирования. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной и практической ценностью, поскольку в ней рассмотрены научно-практические проблемы миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in the sphere of migration

Purpose: A research of topical issues of state policy of Russia in the sphere of migration. Methodology: Formal-legal and system methods were used. Results: In article topical issues of a concept and content of migration policy are considered. Her types and features of legal regulation are analyzed. Novelty/originality/value: Article has a certain scientific and practical value as in her scientific and practical problems of migration policy are considered.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере миграции»

Волкова Т.Б.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Цель: Исследование актуальных вопросов государственной политики России в сфере миграции. Методология: Использовались формально-юридический и системный методы.

Результаты: В статье рассмотрены актуальные вопросы понятия и содержания миграционной политики. Проанализированы ее виды и особенности правового регулирования.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной и практической ценностью, поскольку в ней рассмотрены научно-практические проблемы миграционной политики.

Ключевые слова: безопасность, въезд, выезд, пребывание, политика, экономика, миграция, угроза, ответственность.

Volkova T.B.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF MIGRATION

Purpose: A research of topical issues of state policy of Russia in the sphere of migration. Methodology: Formal-legal and system methods were used.

Results: In article topical issues of a concept and content of migration policy are considered. Her types and features of legal regulation are analyzed.

Novelty/originality/value: Article has a certain scientific and practical value as in her scientific and practical problems of migration policy are considered.

Keywords: safety, entrance, departure, stay, policy, economy, migration, threat, responsibility.

Этимологически понятие «политика» рассматривается в нескольких значениях: 1) деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями; 2) образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми [4]. Это базовое понятие, где называются субъекты реализации проводимой политики в той или иной сфере жизни общества и государства. Политика бывает внешней и внутренней. Есть сферы деятельности, которые имеют универсальный характер. Это касается миграционной политики, оказывающей влияние на развитие регионов, стран, состояние правопорядка, познание которой носит междисциплинарный, комплексный характер. Такое влияние может быть как позитивным, так и негативным, что определяется отношением ответственных за ее осуществление лиц, наделенных соответствующими полномочиями.

Миграционная политика РФ представляет собой совокупность юридических норм, теоретических положений и практических направлений по перемещению граждан с постоянного места жительства в другие места их проживания. Концептуально миграционная политика развивается с учетом политико-правовых отношений, связанных с миграцией населения, а также происходящих изменений в экономической и социальной

сфере российского общества. Ее содержанием являются правоотношения, возникающие между мигрантом и органами государственной власти или управления, их должностными лицами, общественными организациями, органами местного самоуправления, их представителями. Это отношения власти к мигрантам, их месту в обществе. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2] определены ее цели:

а) обеспечение национальной безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения РФ;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ;

в) содействие обеспечению потребности экономики РФ в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Миграция (от лат. migratio, migro - «перехожу», «переселяюсь») означает перемещение, переселение людей со сменой места жительства. Она подразделяется на безвозвратную (смена постоянного места жительства), временную (переселение на определенный срок), сезонную (перемещение в определенный период года). Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и др.) миграцию. Существуют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта) [7]. В вышеуказанной Концепции

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 3 (34) 2018 <

АДВОКАТУРА

дана развернутая характеристика видов миграции [2]. Выделяются временная, долгосрочная и краткосрочная миграция, в том числе миграция на постоянное место жительства. По социально-экономическому критерию выделяют трудовую и сезонную трудовую миграцию. Близкой по содержанию является образовательная (учебная) миграция. Помимо этого, указывается на организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников) и академическую мобильность. Их объединяет законный характер перемещения. Незаконная миграция - это перемещения в РФ с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществления ими трудовой деятельности. Каждый вид миграции имеет свое содержание, цель, назначение и специфику, что должно учитываться при осуществлении профилактической деятельности с этой категорией лиц.

В основе добровольной миграции лежит, как правило, стремление граждан улучшить свое материальной положение, социальный статус, развивать предпринимательскую или иную деятельность. Такой вид миграции является наиболее распространенным и мотивированным. Экономическая потребность в притоке квалифицированной рабочей силы представляется очевидной, поощряемой государством. Проблема обостряется, если этот процесс становится неконтролируемым, когда мигрируют лица без требуемой квалификации, социально не приспособленные к новой окружающей среде, без знания языка, культуры, законодательства. В результате этого происходит «сталкивание» менталитетов, что ведет к социальной напряженности. Несколько иной по своей мотивации является вынужденная миграция. В ее основе первоначально лежит стремление избежать насилия или иных негативных последствий в период военных и гражданских конфликтов, преследования по национальному и этническому признаку.

Миграция рассматривается нами и как вид преступной деятельности, состоящий в организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК). Согласно ч. 1 ст. 322.1 УК РФ объективная сторона организации незаконной миграции характеризуется альтернативно указанными деяниями:

1) организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) организация их незаконного пребывания;

3) организации незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Совершение любого из деяний, указанных в диспозиции данной нормы, является основанием наступления уголовной ответственности.

История становления и развития уголовного законодательства свидетельствует о стремлении государства регулировать миграционные процессы правовыми средствами [3]. Правовой основой пересечения, перемещения и пропуска через Государственную границу является Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 3 июня 2016 г. № 305-ФЗ). Этим законом регламентируется порядок пересечения, перемещения и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Такое перемещение будет незаконным, если сопровождается нарушением установленных правил оформления документов, дающих право въезда в РФ, пребывания в РФ и транзита через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

При этом могут использоваться поддельные или чужие документы либо иные способы, нарушающие действующее законодательство РФ. Незаконные миграционные процессы создают угрозу общественной безопасности и общественному порядку, нарушают нормальную деятельность органов государственной власти и управления. Ситуация усложняется, если количество мигрантов достигает угрожающих безопасности масштабов, создаются анклавы этнических групп, влияющих на преступность. Так, в январе-декабре 2017 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 41047 преступлений (снизилось на 6,6 % ). В том числе гражданами государств - участников СНГ - 36233 преступлений (снизилось на 5,9 % ). Снижение количества регистрируемых преступлений отражает общую тенденцию преступности в РФ за указанный период (на 4,7 % ) [1]

Совершаемые иностранными гражданами преступления характеризуются высокой латент-ностью, что не отражает их реальную картину. Среди них преобладают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, против личности, корыстные и корыстно-насильственные преступления. Помимо этого, незаконная миграция создает угрозу экономической безопасности России, стимулирует развитие теневой экономики. С учетом этого определяется и миграционная политика государства.

Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 утверждена Стратегия экономической безопас-

EURASIAN

> 3 (34) 2018 <

ADVOCACY

ности Российской Федерации на период до 2030 года [6]. В ней названы вызовы и угрозы экономической безопасности РФ, цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере ее обеспечения. Экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов. В числе основных задач развития системы государственного управления в сфере экономики называется оптимизация потоков трудовой миграции, исходя из потребностей национальной экономики. Это сложная задача выбора между потребностью в рабочих руках и угрозами, исходящими от мигрантов.

Государственная миграционная политика отражена и в Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» [5]. Она отличается многоплановостью. Во-первых, наряду с появлением новых форм противоправной деятельности обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией. Во-вторых, определены основные угрозы государственной и общественной безопасности. В их числе названа организация незаконной миграции. Это касается и главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики. В-третьих, отмечается, что для обеспечения экономической безопасности основные усилия должны быть направлены на стимулирование миграции производства из других стран в Россию. В-четвертых, координационная деятельность: в целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти реализуют государственную социально-экономическую политику. Она предусматривает обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов, исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах.

В-пятых, международное сотрудничество. Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам, включая нелегальную миграцию.

Таким образом, миграционная политика является составной частью государственной политики, отличается относительной самостоятельностью, предметом и методом правового регулирования, направлена на обеспечение национальной безопасности.

Пристатейный библиографический список

1. https://liteks.pro/images/stat/crime_rf_12_2017.pdf.

2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru.

3. Костюк М.Ф. Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции // Проблемы в российском законодательстве. Международный юридический журнал. 2013. № 2 С. 131-135.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 553.

5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) // Собрание законодательства РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2444.

6. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208) // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. № 20. Ст. 2902.

7. Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 788.

References (transliterated)

1. https://liteks.pro/images/stat/crime_rf_12_2017.pdf.

2. Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Utverzhdena Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) [E"lektronny"j resurs]. URL: www.kremlin.ru.

3. Kostyuk M.F. Ugolovnaya politika po pravovomu re-gulirovaniyu i protivodejstviyu organizacii nezakonnoj mig-racii // Problemy" v rossijskom zakonodatel"stve. Mezh-dunarodny"j yuridicheskij zhurnal. 2013. № 2 S. 131-135.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovy"j slovar" russkogo yazy"ka: 80 000 slov i frazeologicheskix vy"razhenij / Rossijskaya Akademiya nauk. Institut russkogo yazy"ka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1997. S. 553.

5. Strategiya nacional"noj bezopasnosti RF do 2020 goda (Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537) // Sobranie zakonodatel"stva RF. 2009. 18 maya. № 20. St. 2444.

6. Strategiya e"konomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208) // Sobranie zakonodatel"stva RF. 2017. 15 maya. № 20. St. 2902.

7. Universal"ny"j e'ndklopedicheskij slovar". M.: Bol"-shaya Rossijskaya e"nciklopediya, 1999. S. 788.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.