ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 34.343
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Е. В. Фролова
На протяжении последнего десятилетия в России с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного распространения преступлений коррупционной направленности во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Преступления данной категории являются одним из главных барьеров на пути развития общества и потому борьба с ними должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям данного социального зла. Для эффективной борьбы с преступлениями коррупционной направленности был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции»1.
В соответствие с Федеральным законом № 273, «противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Поводом для изложения своих суждений по заявленной проблематике послужили последние изменения, внесенные в уголовное законодательство, затронувшие квалифицирующие признаки рассматриваемых составов преступлений. В связи с этим хотелось бы «осветить» о проблеме определения понятия «коррупционное преступление», его содержания, наполнения конкретными признаками и существования в уголовном праве.
На сегодняшний день существует неопределенность в понятии «коррупция», её содержании, отсутствие нормативно-правового определения данного явления, которая не могла не отразиться на степени эффективности противодействия ему. Поэтому трудно переоценить Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции», в котором в качестве первой нормы закреплено понятие «коррупция». Под данным определением понимают злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Законодательством Российской Федерации на сегодняшний день не дано определения коррупционного преступления. Однако, исходя из вышеуказанного определения «коррупции» и понятия преступления, закрепленного в ч. 1 ст. 14 УК РФ , под коррупционным преступлением понимается совершенное физическим лицом общественно опасное деяние с использованием им своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное
1 О противодействии коррупции [Текст]: федеральный закон РФ от 25.11. 2008. (ред. от 22.12.2014г.) № 273 -ФЗ // Парламентская газета-2008. - 31декабря - №90
2 Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.03.2015)//Собрание законодательства РФ.- 1996.-17 июня - № 25 - ст. 2954
Уголовно-правовой анализ коррупционных преступлений
предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе от имени или в интересах юридического лица, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Отличительной чертой преступления коррупционной направленности от других категорий преступлений выступает объект посягательства и его мотив3. Так, объектом являются интересы государственной службы и государственного управления, мотивом - корысть. Главный обязательный признак преступления коррупционной направленности - использование лицом своего должностного положения.
В связи с этим следует обозначить, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях являются субъектами коррупционных преступлений.
Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Так, согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях государства. Следует добавить, что отнесение субъекта к числу должностных лиц возможно
4
лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию .
Мы постарались дать краткий обзор понятию «коррупция» и«коррупционное преступление», раскрыть объект, субъект коррупционного преступления и потому следует перейти к рассмотрению видов преступлений коррупционной направленности.
В ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции»закреплены следующие виды преступлений коррупционной направленности:
1. дача взятки (ст. 291 УК РФ);
2. получение взятки (ст. 290 УК РФ);
3. коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
4. злоупотребление и превышение должностными полномочиями, совершенные с корыстным мотивом (ст.285, 286 УК РФ);
5. злоупотребление полномочиями (ст. 290 УК РФ).
Здесь имеется необходимость внесения следующих уточнений в отношении классифицируемых деяний:
- первое о чем следует уточнить, в содержании понятия «коррупция» используется словосочетание «злоупотребление служебным положением», в то время как в ст.285 УК РФ оно определено как «злоупотребление должностными полномочиями». Вероятнее всего, что в данной ситуации законодатель имел ввиду все деяния, совершаемые лицом с использованием своего служебного положения;
- вторым уточнением является введение Федеральным законом от 04.05.2011 №97-ФЗ ст.291.1(посредничество во взяточничестве), квалифицированным видом которого выступает его совершение с использованием служебного положения (ч.2ст.291.1 УК РФ). В связи с этим существует необходимость дополнить перечень преступлений коррупционной направленности данным составом преступления;
- третье, что нам хотелось бы обозначить, в данный перечень не вошли иные деяния, имеющие коррупционную направленность. Так, например, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных
3 Максимов, В.К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате [Текст]::автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 9.
4Гаухман,Л.Д., Максимов,С.В. Уголовно-правовая борьба с коррупцией в России и в мире [Текст]: // Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: Сб. очерков / Под ред. В.В. Лунева. М.: Изд-во Юрайт, 2010.-ст. 697.
5 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции [Текст]: федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ
Е. В. Фролова
внебюджетных фондов, незаконное участие в предпринимательской деятельности и иные деяния.
Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности относится достаточно широкий круг деяний, закрепленных в Особенной части УК РФ. Исходя из вышеуказанных признаков коррупции, к преступлениям коррупционной направленности относят и иные преступления, предусмотренные нормами иных глав УК РФ. Именно поэтому является необходимым выделение в системе Особенной части УК РФ института преступлений коррупционной направленности в целях согласования общеправовых и отраслевых элементов механизма юридической ответственности за преступления коррупционной направленности и другие коррупционные правонарушения.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
1. О противодействии коррупции [Текст]: федеральный закон РФ от 25.11. 2008. (ред. от 22.12.2014г.) № 273 - ФЗ // Парламентская газета-2008. -31декабря - № 90.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.03.2015)//Собрание законодательства РФ.-1996.-17 июня - № 25 - ст. 2954.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции [Текст]: федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. №97-ФЗ.
Научная литература:
1. Максимов, В. К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате [Текст]: автореф. дис... канд. юрид. наук. -М., 2005. - ст. 10.
2. Гаухман, Л. Д., Максимов, С. В. Уголовно-правовая борьба с коррупцией в России и в мире [Текст]: // Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: Сб. очерков / Под ред. В. В. Лунева. М.: Изд-во Юрайт, 2010.-ст. 697.