Научная статья на тему 'Понятия коррупции и коррупционной преступности: доктринально-правовой подход'

Понятия коррупции и коррупционной преступности: доктринально-правовой подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1834
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / CORRUPTION CRIME / SAFETY OF THE STATE / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллов Кирилл Михайлович

В статье исследуется содержание понятий коррупции и коррупционной преступности. На основе проведенного анализа существующих подходов, сформированных в доктрине национального и международного права, представлено авторское видение по содержанию коррупции и коррупционной преступности. Аргументирована позиция о целесообразности разделения коррупционных деяний на непосредственные и сопутствующие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of corruption and corruption-related crimes: doctrinal legal approach

Analysis of the concept of corruption and corruption-related crimes is presented in the article. On the basis of the analysis of existing approaches formed in the doctrine, national and international law, the author's vision of the content of corruption and corruption-related crimes is introduced. The position on advisability of corruptional activities separation into direct and concomitant is reasoned.

Текст научной работы на тему «Понятия коррупции и коррупционной преступности: доктринально-правовой подход»

УДК 343.918.1

ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ И КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ДОКТРИНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

К.М. Кириллов

В статье исследуется содержание понятий коррупции и коррупционной преступности. На основе проведенного анализа существующих подходов, сформированных в доктрине национального и международного права, представлено авторское видение по содержанию коррупции и коррупционной преступности. Аргументирована позиция о целесообразности разделения коррупционных деяний на непосредственные и сопутствующие.

Ключевые слова: коррупция; коррупционная преступность; безопасность государства; противодействие коррупции.

K.M. Kirillov. THE CONCEPT OF CORRUPTION AND CORRUPTION-RELATED CRIMES: DOCTRINAL LEGAL APPROACH

Analysis of the concept of corruption and corruption-related crimes is presented in the article. On the basis of the analysis of existing approaches formed in the doctrine, national and international law, the author's vision of the content of corruption and corruption-related crimes is introduced. The position on advisability of corruptional activities separation into direct and concomitant is reasoned.

Keywords: corruption; corruption crime; safety of the state; anti-corruption.

Коррупция в настоящее время представляет собой сложное социально-правовое явление, что обусловливает проблемность разработки и общего принятия ее определения. Особое значение это имеет в рамках разработки направлений противодействия преступлениям, посягающим на интересы коммерческих и иных организаций. Данные обстоятельства определяют многообразие подходов к исследованию проблемы.

С различными проявлениями коррупции мировая история знакома с древнейших времен. Ш. Монтескье писал: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» [10, с. 289]. Коррупция присуща всем государствам - вне зависимости от политического или экономического устройства. Более того, масштабы коррупции представляют одну из главенствующих угроз безопасности не только государства, но всего общества. Современное состояние коррупции превращает ее в один из основных факторов социально-экономической и политической и нестабильности в стране [8]. При этом основной негативной особенностью современной коррупции является высочайший уровень ее латентности, напрямую зависящий от не воспринимаемости и не осуж-даемости коррупции обществом.

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского «соггирйо», означающего «подкуп» или «порчу». Содержание этих

слов, в общем, сегодня и определяет понятие коррупции. Юридические энциклопедии [19] вкладывают в рассматриваемый термин следующие признаки. Во-первых, коррупция рассматривается исключительно как преступная деятельность. Во-вторых, сферами ее влияния являются политика и государственное управление. В-третьих, ее сущность заключается в использовании специальным субъектом доверенных ему прав и властных полномочий в целях личного обогащения.

В международном праве в ряде нормативных правовых актов содержатся рекомендации по определению содержания и признаков коррупции. Так, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка отмечено, что понятие коррупции должно устанавливаться исключительно национальным правом, при этом дается унифицированное определение рассматриваемого явления, включающее в себя следующие признаки: 1) корыстная заинтересованность, т.е. выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействий за вознаграждение; 2) осуществление действий в рамках своих должностных полномочий. Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией закрепляет эти же два ее основополагающих признака [18]. Схожее понятие коррупции закреплено и в отчете Всемирного банка. В нем отмечено, что коррупция - это «злоупотребление государственной властью ради личной выгоды» 14, с. 123].

По мнению ученых США, коррупция - это

явление, выражающееся в уклонении специальных субъектов от выполнения возложенных на них официальных обязанностей и полномочий, а также государственных функций в целях удовлетворения личных, семейных или групповых интересов с целью обогащения и повышения своего как должностного, так и социального статуса [10, с. 149]. Исследуя американский опыт, мы видим, что юридические энциклопедические словари толкуют слово «коррумпированный» как «извращающий назначение органов государства в целях извлечения личной выгоды, препятствующий процессу отправления правосудия» [9, с. 63].

Подобного взгляда на коррупцию придерживаются многие российские криминалисты и криминологи. Вот несколько характерных определений.

A.И. Долгова считает, что коррупция - это в первую очередь социальное явление, выражающееся в подкупе и продажности служащих, корыстное использование такими субъектами в личных либо в интересах третьих лиц имеющихся у них официальных служебных полномочий, а также авторитета и возможностей [7]. Н.Ф. Кузнецова в качестве концептуального признака коррупции выделяет подкуп государственных служащих, что и указывает на ее исключительную корыстную направленность [6, с. 279]. П.А. Кабанов также считает, что коррупция - социальное явление, характеризующееся корыстным использованием лицом, являющимся представителем органа государственной власти и управления, своего служебного положения для личного обогащения [3, с. 7]. Следовательно, коррупция представляет собой «злоупотребление служебным положением в корыстных целях» [17].

B.С. Овчинский утверждает, что коррупция выражается в незаконном использовании государственной должности для извлечения личных выгод [13, с. 16]. Весьма значимую характеристику коррупции дает А.И. Кирпичников. По его мнению, именно она становится причиной разрушения государственного аппарата и размывает нравственные устои общества [4, с. 104]. Б.В. Волженкин придает коррупции социальную значимость и непосредственно социальную составляющую и основной акцент делает на весомых последствиях, наступающих в результате проникновения коррупции во власть, выражающихся в разложении власти и утрате ее авторитета [2, с. 30].

В российском законодательстве длительное время не существовало понятия коррупции. Направления по его имплементации в правовое поле были заложены в проекте Федерального

закона «О борьбе с коррупцией». Данный закон принимался Государственной Думой в первом чтении в 1993, 1995, 1997, 2002 гг., однако так и не вступал в действие. Под коррупцией в данном законопроекте понималось не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ [16].

Наконец в 2008 г по инициативе Президента РФ был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1]. Именно этот закон впервые в российской истории на нормативном уровне закрепил понятие коррупции. В соответствии с ч. 1 ст. 1 этого закона коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Учитывая, что понятие коррупции, закрепленное в Федеральном законе от 25.12.2008 г № 273-Ф3, включает в себя конкретные виды преступного поведения, в частности злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, считаем, что еще одним из основных признаков рассматриваемого негативного явления является его доминирующий преступный характер. Именно по этой причине считаем целесообразным провести анализ понятия «коррупционная преступность».

Единого мнения среди ученых по поводу содержания данного понятия также не существует. Наиболее широкую дефиницию дает А.И. Долгова, предлагающая рассматривать коррупционную преступность как всю совокупность деяний коррупционной направленности [7, с. 501]. П.Н. Панченко исследует коррупционную преступность через призму

деяний, характеризующихся систематическим использованием должностными лицами своего служебного положения в корыстных или иных личных целях [15, с. 72]. По мнению П.А. Кабанова, коррупционная преступность включает в себя преступления совершенные специальными субъектами, в результате которых нарушаются такие основополагающие принципы государственной службы как авторитет и бескорыстность [3, с. 136]. Весьма интересной, на наш взгляд, является точка зрения Б.В. Волженкина, вложившего в рассматриваемое понятие три основных признака: специальный субъект, соответствующие должностные полномочия и корыстная мотивация [2, с. 31]. Полагаем, что именно этот «треугольник» и должен составлять основу для определения границ коррупционной преступности.

Подход, который с нашей точки зрения отражает содержание коррупционных преступлений, заложен и в совместном указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 65/11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 1 от 01.02.2016 г. [12]. С учетом перечисленных в данном указании признаков можно сделать вывод, что коррупционная преступность - это совокупность преступлений, совершенных специальными субъектами, использующих свои должностные или служебные полномочия для противоправного извлечения личных выгод или выгод для третьих лиц вопреки интересам службы, а также других лиц, общества или государства в целом.

Учитывая сложившуюся неопределенность в содержании понятия «коррупционная преступность», делаем вывод, что среди ученых и правоприменителей нет общего мнения и по поводу отнесения тех или иных деяний к коррупционным. По нашему мнению, основной причиной этого является представленная законодателем возможность в рамках Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» расширительно толковать как понятие коррупции, так соответственно и деяния, подпадающие под ее признаки. Именно поэтому считаем целесообразным рассмотреть существующие доктринальные подходы, раскрывающие критерии отнесения конкретных преступлений, закрепленных в УК РФ, к коррупционным.

Так, по мнению первой группы ученых, признаки коррупционных деяний, за исключением общепризнанных, в том числе заложены и в статьях Уголовного кодекса РФ, устанавливающих ответственность за легализацию

(отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); дача взятки (ст. 291); служебный подлог (ст. 292) [17]. Другая группа предлагает дополнить вышеназванный перечень и отнести к таковым воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей, воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, осуществленное лицом с использованием своего служебного положения [5, с. 12]. Третья группа исследователей относит к коррупционным деяниям и хищения, совершаемые с использованием служебного положения, а также присвоение или растрату вверенного государственного имущества (ч. 3 ст. 160 УК РФ) [15; 3].

Вышеизложенное, с учетом понятия коррупции в широком смысле, дает нам основание условно разделить исследуемую группу деяний на непосредственные (основные) коррупционные и вторичные, т.е. факультативные. Непосредственные включают в себя такие признаки, как подкуп либо использование возложенных на лицо служебных полномочий вопреки интересам службы в целях получения имущественных выгод для себя или третьих лиц, поэтому к ним можно отнести получение или дачу взятки, мелкое взяточничество, посредничество во взяточничестве, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, мелкий коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе. Все остальные составы преступлений, содержащие в себе признаки коррупции, являются вторичными,

Проанализировав достижения науки и права, мы приходим к выводу, что в целом коррупционной преступности присущи следующие признаки:

1) совокупность преступлений как социально-правовое явление, подрывающее авторитет государственной власти;

2) наличие специальных субъектов, т.е. лиц, официально привлеченных к государственному или муниципальному управлению, а также лиц, занимающих служебное положение в коммерческих и иных организациях;

3) использование указанными субъектами имеющихся у них служебных полномочий для незаконного извлечения как личных выгод, так и выгод третьих лиц вопреки интересам граждан, общества и государства в целом.

Список литературы

1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.

2. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. 1999. № 1. С. 30.

3. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995.

4. Кирпичников А.И. Это модное слово «коррупция» // Рос. провинция (Набережные Челны). 1995. № 5.

5. Королев О. Коррупция - раковая опухоль общества // Российская Федерация сегодня. 1999. № 17/99.

6. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: Изд-во МГУ, 1994.

7. Криминология: учебник для юрид. вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

8. Кузьмин В. Антикоррупционный тон // Рос. газ. 2009. 11 марта.

9. Международный опыт в борьбе с коррупцией: материалы Междунар. конф. М., 2008.

10. Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. 1994. № 5.

11. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.

12. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации,

используемых при формировании статистической отчетности: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.02.2016 г. № 65/11/1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2016).

13. Основы борьбы с организованной преступностью: монография / под ред. В.С. Овчин-ского [и др.]. М.: ИНФРА-М, 1996.

14. Отчет Всемирного банка о мировом развитии / под общ. ред. Д. Тушунова; пер. с англ. Н. Сухова. М.: Агентство экон. информ. «Прайм-Тасс», 1997.

15. Панченко П.Н. Квалификация должностных преступлений, совершаемых в сфере экономики: учеб. пособие. Н. Новгород, 1995.

16. Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией», принятый Гос. Думой РФ 14.11.1997 г., одобренный Советом Федерации 3.12.1997 г. и отклоненный Президентом РФ 19.12.1997 г. № ПР- 2145, ст. 2.

17. Сатаров Г.А. и др. Россия и коррупция: кто кого? // Рос. газ. 1998. 19 февр.

18. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный секретариатом ООН // А/CONF. 1995. № 169/14. 13 April.

19. Тихомирова П.В., ТихомировМ.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997; Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева [и др.]. М.: ИНФРА-М, 1999.

КИРИЛЛОВ Кирилл Михайлович - заместитель руководителя Шумерлинского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Чувашской Республике. Россия. Шумерля. E-mail: [email protected].

KIRILLOV, Kirill Mikhaylovich - Deputy Manager of Shumerlinsky Interdistrict Investigative Department of Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation of the Chuvash Republic. Russia. Shumerlya. E-mail: [email protected].

УДК 342.46

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ

В.А. Кошман

Статья, посвященная судебной системе Таврической области, характеризует разделение управленческих полномочий судов и рассматриваемых в них дел по ряду признаков. На основе архивных данных описана иерархия судебной системы в Таврической области, очерчены полномочия и определены типичные виды дел для каждого иерархического уровня, а также установлены факты конфликтов между судебной и исполнительной ветвями власти. Автор делает вывод о соответствии судебной системы Таврической области модели того времени.

Ключевые слова: судебная система; Таврическая область; суд; судебное дело; судебная власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.