Научная статья на тему 'Определение коррупционной преступности: теоретический и нормативно-правовой подходы'

Определение коррупционной преступности: теоретический и нормативно-правовой подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIMES OF A CORRUPTION ORIENTATION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / CORRUPTION CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витвицкий Андрей Анатольевич, Витвицкая Светлана Сергеевна

Авторы анализируют доктринальные и нормативные определения коррупции в нормах международного и отечественного права, выявляют достоинства и недостатки имеющихся дефиниций и вносят предложения по устранению имеющихся погрешностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF CORRUPTION-RELATED CRIMES: A THEORETICAL AND LEGAL APPROACHES

In the article authors pay attention to the analysis of doctrinal and normative definitions of corruption in the international and domestic law, try to reveal merits and demerits of available definitions and to develop offers on elimination of available errors.

Текст научной работы на тему «Определение коррупционной преступности: теоретический и нормативно-правовой подходы»

В современной научной литературе представлено много дефиниций коррупции. Их анализ позволяет выделить два основных подхода к определению понятия коррупции. В рамках «узкого» подхода коррупция определяется как социальное явление, заключающееся в подкупаемости и продажности лиц, обладающих той или иной властью. Н. Ф. Кузнецова пишет: «Коррупция - это негативное социальное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими» [1, с. 21]. Однако узкая трактовка коррупции сводит ее исключительно к взяточничеству, что препятствует, на наш взгляд, пониманию ее многообразной социально-правовой природы.

Нельзя согласиться и с теми авторами, которые считают, что коррупция поражает исключительно публичный аппарат управления и выражается в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах [2, с. 97-98; 3, с. 317]. Эта ограничительная трактовка общественных отношений, на которые посягает коррупция, и ее субъектов неоправданна, т. к. не соответствует нормативному (в том числе и международно-правовому) определению коррупции и заметно снижает эффективность противодействия ей.

В рамках широкого подхода ядром коррупции считается должностное (служебное) злоупотребление [4, с. 8; 5; 6, с. 369]. Мы разделяем мнение С. В. Максимова, который под коррупцией понимает использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставления названным лицом такого имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) [7, с. 9].

Этот подход соответствует общемировой законотворческой тенденции и представляется предпочтительным, поскольку коррупция постоянно видоизменяется и совершенствуется, приобретает новые формы, не сводящиеся только и исключительно ко взяточничеству и злоупотреблениям. Она охватывает такие виды правонарушений, как коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, вымогательство, злоупотребление властью или должностным положением, совершаемое для удовлетворения корыстных интересов, предоставление льготных кредитов и заказов, так называемые откаты; участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения прибыли; использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения прибыли и др.

Важная особенность коррупции - своеобразие субъектов коррупционных отношений, которыми могут быть как должностные лица и государственные служащие, так и физические лица, а также представители любых организаций.

Систематизируя коррупцию по признаку особенностей взаимоотношений между «субъектом власти» (управления) и иными лицами, можно выделить две основные схемы возникновения коррупции:

1. То или иное физическое лицо или представитель организации («общий субъект») стремится добиться решения, противоречащего общественным интересам, изначально обращаясь к «субъекту власти» как к носителю собственного экономического интереса, который в данном контексте трансформируется в коррупционный экономический интерес. В данном случае принимается решение, противоречащее общественным интересам, а инициатором коррупционных отношений выступает «общий субъект».

2. Для реализации интереса физического лица или организации необходимо выполнение «субъектом власти» должностных (служебных) обязанностей, однако наличие у последнего коррупционного экономического интереса приводит к тому, что он отказывается от их выполнения

без дополнительного вознаграждения. В данном случае инициатором коррупционных отношений выступает «субъект власти» [8, с. 35-37].

Многоликостью коррупции как социального явления объясняется и отсутствие ее единого нормативного определения в актах международного и национального права. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № А/КЕ8/58/4 от 21 ноября 2003 г.) термин «коррупция» активно используется, однако его определение в ст. 2 «Термины» раздела I «Общие положения») отсутствует. Это объясняется тем, что в процессе разработки этого нормативного акта не было достигнуто согласия между странами-участниками Конвенции относительно понимания коррупции.

Определенные выводы о содержании данного термина можно сделать, проанализировав перечень правонарушений, включенных в гл. III «Криминализация и правоохранительная деятельность» Конвенции: 1) активный и пассивный подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций (ст. 15 и 16); 2) хищение в любой форме, присвоение или иное нецелевое использование публичным должностным лицом имущества, публичных или частных средств, ценных бумаг, любого иного ценного предмета, находящихся в ведении этого лица в силу его служебного положения (ст. 17); 3) злоупотребление влиянием в корыстных целях и подстрекательство к нему (ст. 18), а также злоупотребление служебными полномочиями и положением (ст. 19); 4) незаконное обогащение - умышленное незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным способом обосновать (ст. 20); 5) активный и пассивный подкуп, а также хищения руководителей в частном секторе (ст. 21 и 22).

Государства-участники указанной Конвенции криминализировали также отмывание доходов от преступлений (ст. 23), заранее необещанное сокрытие или непрерывное удержание имущества (укрывательство), полученное в результате любого из вышеперечисленных преступлений (ст. 24) и призвали принять меры к установлению ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией (ст. 26).

Анализ юридических признаков и составов деяний, отнесенных к коррупционным, позволяет сделать вывод о том, что коррупция в понимании Конвенции - неправомерное умышленное использование должностных (служебных) полномочий, положения и влияния в целях хищения, неправомерного присвоения либо получения преимуществ, выгод, имущества, средств, ценных бумаг или других предметов для себя либо иных физических или юридических лиц, а равно активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц национальных, иностранных государств и публичных международных организаций, а равно руководителей в частной сфере [9, с. 61-62]. Таким образом, в международном праве используется широкая трактовка коррупции как корыстного служебного злоупотребления.

В отечественном законодательстве дефиниция коррупции дается в ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». В этой норме говорится, что коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, действующий Закон о противодействии коррупции не содержит исчерпывающего перечня коррупционных деяний, но закрепляет критерии, посредством которых можно выделить таковые из числа уголовно наказуемых деяний: 1) в процессе их совершения незаконно используются полномочия, предоставленные виновным лицам по службе (за исключением дачи взятки и коммерческого подкупа); 2) они совершаются из корыстной заинтересованности. Данный подход в целом соответствует международно-правовым актам, участницей которых является Российская Федерация.

В целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии борьбы с преступлениями коррупционной направленности в Российской Федерации, Указанием Генпрокуратуры РФ № 187/86, МВД РФ № 2 от 30.04.2010 введен в действие перечень № 23 о преступлениях коррупционной направленности, в соответствии с которым:

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев: наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации; связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); совершение преступления только с прямым умыслом. Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий: ст. 141.1, 184, ст. 201, 204, 289, 290, 291 УК РФ.

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

3.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности: ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК РФ;

3.2. Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности: ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ;

3.3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом: п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 286, за исключением п. «а», «б» ч. 3, 292, 305 УК РФ;

3.4. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ;

3.5. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом: ч. 3, 4 ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ;

3.6. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: ч. 3, 4 ст. 159; ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ.

4. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды: ст. 159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6), 169, 178, 179 УК РФ [10, с. 7-8].

В научной литературе помимо термина «коррупция» используется и термин «коррупционная преступность». Ю. М. Антонян пишет, что коррупционная преступность есть часть корыстной преступности, это весьма распространенный вид преступности практически во всем мире, особенно в странах, где демократические традиции отсутствуют и экономика развита слабо [11, с. 267]. А. И. Долгова считает, что коррупционная преступность - это совокупность преступлений, диспозиции уголовно-правовых норм которых содержат признаки коррупции [12, с. 708]. Некоторые авторы предпринимают попытки дать более детальное определение рассматриваемого термина. В частности, под коррупционной преступностью предлагается понимать категорию правонарушений, охватывающих уголовно наказуемые деяния, связанные с предоставлением физическими и юридическими лицами, преступными группами и сообществами дополнительных вознаграждений, подарков, различных услуг, возможностей оплачиваемых внутригосударственных и зарубежных поездок, незаконных льгот в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества государственным служащим, должностным лицам, представителям законодательной и судебной власти, с использованием данными лицами названных возможностей, а также их ответные преступные действия в угоду заказчикам - физическим и юридическим лицам, преступным группам и сообществам [13, с. 67].

Резюмируя, отметим, что перед российской наукой стоит задача выработки такого понятия коррупции, которое охватывало бы все возможные варианты преступлений коррупционной направленности и соответствовало бы положениям международно-правовых актов.

Литература

1. Кузнецова Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестн. Моск. ун-та. Cep. 11: Право. 2003. № 1.

2. Ашавский Б. Международный кодекс поведения публичных должностных лиц // Чистые руки. 1999. № 2.

3. Бурлаков В. Н. Криминология. СПб., 1998.

4. Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., 1998.

5. Аминов Д. И., Гладких В. И., Соловьев К. С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления. М., 2002.

6. Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 2007.

7. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000.

8. Юхачев С. П. Коррупция как экономические отношения социума: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2010.

9. Варфоломеева Н. П. Эффективность антикоррупционных мероприятий и участие институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики // Материалы Слушаний Общественной палаты Самарской области «Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики» 14 сентября 2011 г. / под ред. В. В. Полянского. URL: http://www.op63.ru/attachments/antikorrup.pdf

10. Комплексный криминологический анализ состояния, структуры, динамики преступности коррупционной направленности в Приволжском федеральном округе: аналит. матер. М., 2011.

11. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004.

12. Криминология / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2008.

13. Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / авт.-сост. В. А. Ананич, О. П. Колченогова. Минск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.