УДК 343.2 Виктимология 4(14) / 2017, с. 82-87
Семенов В. Р.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И БАЛТИИ
В статье анализируются уголовно-правовые запреты в сфере обеспечения транспортной безопасности, на примере законодательства Литвы, Эстонской Республики, Польши, Швеции, Норвегии, Чешской Республики.
Автор приходит к выводам, что в отдельных странах Восточной Европы и Балтийского региона, чье уголовное законодательство не могло ощутить влияние Модельного УК СНГ, формулировки деяний, подобные отечественным, не встречаются, и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности устанавливается исходя из специфики национальной правовой системы. Таким образом, в подавляющем большинстве европейских государств уголовно-правовое обеспечение безопасности функционирования транспорта достигается лишь нормами, охраняющими жизнь и здоровье человека.
Ключевые слова: уголовно-правовая норма, состав преступления, нарушение правил, безопасность транспорта, транспортные преступления.
Уголовное законодательство стран Восточной Европы и Балтийского региона в целом представлено систематизированными нормативно-правовыми актами — Кодексами, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний. В отдельных государствах, таких, как Королевство Швеция, Республика Польша, источниками уголовно-правовых предписаний, помимо уголовного кодекса, выступают законы, регулирующие отношения в конкретной правоохранительной сфере, например, Закон о дорожно-транспортных преступлениях Королевства Швеции (1951:649) [1], Уголовно-финансовый закон 1971 г. Республики Польши. Обращает на себя внимание тот факт, что нормы об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта в уголовном законодательстве стран Восточной Евро-
пы и Балтии достаточно многочисленны и дифференцированы, о чем свидетельствует наличие отдельных глав в Уголовных кодексах Республики Болгарии, Республики Польши, Латвийской Республики, Литовской Республики, Румынской Республики.
Основное «ядро» всех преступлений, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта в странах Восточной Европы и Балтии, образуют преступные деликты, посягающие, прежде всего, на безопасность управления различными видами транспортных средств. В большинстве составов преступлений центральной фигурой выступает лицо, управляющее транспортным средством (водитель), либо лицо, на котором лежат соответствующие обязанности на транспорте (работник транспорта). Упоминания о таких участниках дви-
жения, как пешеход, пассажир, велосипедист либо лицо, управляющее гужевой повозкой, в содержании норм уголовного закона не встречаются. В большинстве случаев указанные категории участников движения подразумеваются законодателем в качестве потенциальных субъектов преступлений либо объединяются единым понятием, таким как, например, «тот, кто не управляет транспортном средством» [2, с. 353].
Так, законодатель Литовской Республики в ст. 282 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» Уголовного кодекса Литовской Республики устанавливает, что «тот, кто, не управляя транспортным средством, нарушил правила дорожного движения или обеспечивающие безопасную работу транспорта, если это повлекло смерть человека либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается...» Следует заметить, что статья в редакции литовского законодателя достаточно отчетливо напоминает запрет, установленный в отечественном уголовном законе, который более ни в одном государстве Восточной Европы не встречается. Интересной особенностью рассматриваемой нормы является деление сферы ее действия на сферу безопасности дорожного движения и сферу безопасности транспорта в целом, о чем в диспозиции статьи есть прямое указание. По всей видимости, законодатель, выделяя отношения, складывающиеся в области обеспечения безопасности дорожного движения, подчеркивает их особую значимость в обществе, повсеместную распространенность и исключительную опасность для каждого. Ведь, не обращаясь к данным официальной статистики, можно сделать вывод о том, что подавляющее число всех преступных нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, встречается именно в области дорожного движения. Часть 2 ст. 282 УК Литвы дает пояснение, что данная норма может применяться лишь в тех случаях, когда указанные в статье последствия были причинены по неосторожности.
В Эстонской Республике уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, совершенное пассажиром, пешеходом или другим участником движения, не управляющим механическим
транспортным средством, предусмотрена в ст. 205 «Иные нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса Эстонской Республики [3]. Данная норма построена таким образом, что закрепленный в ней состав преступления охватывает все случаи нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, допущенные любым участником движения (т.е. круг лиц не определен), за исключением тех лиц, которые путем специального указания выведены из сферы действия нормы. Для данных участников движения уголовная ответственность предусмотрена в ст.ст. 83, 84, 204, 205.1 УК Эстонии.
Географически продвигаясь в глубь Центральной и Восточной Европы, в наиболее отдаленные от границ Российской Федерации страны Балтийского региона, мы встречаем совершенно иное, не похожее на отечественное, уголовное законодательство. Сфера безопасности движения и эксплуатации транспорта, выступающая видовым объектом группы преступлений в Уголовном кодексе РФ, в знакомой для нас формулировке практически не встречается. Преступления в этой сфере чаще входят в состав преступлений против общественной безопасности либо преступлений, вызывающих опасность для общества, а в отдельных государствах — в группу преступлений против жизни и здоровья, тем самым трансформируя свой объект уголовно-правовой охраны в зависимости от национальных особенностей построения уголовно-правовой системы.
В Республике Польша норма, устанавливающая уголовную ответственность за преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, адресована к неопределенному кругу лиц (ст. 177 УК Республики Польша) [4, с. 67]. Причем ответственность за такие нарушения устанавливается для всех участников движения в равной степени, независимо от того, управляло ли лицо транспортным средством либо являлось пешеходом.
Королевство Швеция относится к тем странам, чье уголовное законодательство представлено не только кодифицированным нормативным актом — уголовным кодексом, но и отдельными уголовными законами. Преступность деяний в дорож-
но-транспортной сфере устанавливает вышеупомянутый закон о дорожно-транспортных преступлениях. Данный закон состоит их семи статей, которые дают лишь общее представление о преступности и общественной опасности поведения участников дорожного движения, не конкретизируя все многообразие таких нарушений и возможных последствий. Участник дорожного движения, чьи действия, приведшие к дорожно-транспортному происшествию, повлекли тяжкий вред здоровью, смерть человека, а также смерть двух и более лиц, подлежит уголовной ответственности в соответствии со статьями Уголовного кодекса Королевства Швеция о преступлениях против жизни и здоровья. Речь идет о ст.ст. 7, 8, 9 Главы 3 УК Швеции, которые устанавливают ответственность за причинение по неосторожности смерти другому лицу (ст.7), причинение по неосторожности другому лицу телесных повреждений или заболеваний (ст.8), по-ставление в результате грубой неосторожности другое лицо смертельной опасности (ст.9) [5, с. 38-39].
В шведском уголовном законодательстве придается равноценное значение преступным нарушениям правил дорожного движения вне зависимости от того, каким именно участником дорожного движения подобное нарушение было допущено, водителем транспортного средства или пешеходом, велосипедистом или водителем мопеда. Шведский законодатель определяет равную общественную опасность таких нарушений, а значит, и единую для всех уголовную ответственность.
Схожая позиция относительно уголовно-правового обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта усматривается в Королевстве Норвегия. В целом Уголовный кодекс Королевства Норвегии изобилует статьями, криминализующими различные противоправные проявления в сфере транспортной деятельности, однако многие из них незнакомы российскому уголовному законодательству и не могут быть сравнимы с нарушениями, которые УК РФ признает преступлениями. Согласно ст. 238 УК Норвегии, каждое лицо, причинившее по неосторожности телесное повреждение другому лицу или причинившее вред его здоровью, используя оружие,
транспортное средство, каким-либо другим способом, должно быть подвергнуто штрафу или лишению свободы сроком до 3 лет. В том случае, если лицо по неосторожности причинило смерть другому лицу способом, предусмотренным в ст. 238, такое лицо должно быть подвергнуто лишению свободы на срок до 3 лет, а при особо отягчающих обстоятельствах — на срок до 6 лет (ст. 239 УК Норвегии) [6, с. 206]. Таким образом, любой участник движения, нарушивший определенные правила транспортной безопасности, будет подлежать ответственности за неосторожные преступления против жизни и здоровья человека, квалифицироваться в соответствии с нормами главы 22 «Преступления против жизни, здоровья» УК Норвегии.
Чешская Республика, последнее в нашем списке восточно-европейских государств. Особенности уголовной ответственности за посягательства на транспортную безопасность в этой стране, рассмотрим на примере преступного поведения конкретного участника движения — пешехода.
В соответствии с действующим законодательством Чешской Республики пешеходом признается любое лицо, которое принимает участие в движении на наземных коммуникациях либо вблизи наземных коммуникаций, тянет либо толкает сани, везет детскую или инвалидную коляску, движется на лыжах или роликовых коньках, либо лицо в инвалидной коляске с мотором, велосипедист, лицо, управляющее мотоциклом с объемом двигателя не более 50 куб.см., а также человек с собакой. Большинство вопросов, касающихся организации движения и безопасности функционирования транспорта в Чешской Республике урегулировано Законом о движении на наземных коммуникациях (361/2000) [7]. Данный закон, несмотря на свою неуголовно-правовую природу, имеет важнейшее вспомогательное значение для квалификации преступных нарушений, угрожающих безопасности движения транспорта и отграничении подобных нарушений от проступков.
Параграф 47 «Авария» (Dopravní nehoda) упомянутого Закона закрепляет положения о том, что пешеход, вызвавший аварию своими действиями, считается лицом, совершившим проступок или
преступление. Термин «авария» в Законе о движении на наземных коммуникациях Чешской Республики употребляется в значении дорожно-транспортного происшествия. Законодательное разграничение преступлений и проступков, посягающих на безопасность движения транспорта, обусловлено характером причиняемого аварией ущерба. Действия пешехода признаются проступком, если в результате аварии отсутствует какой-либо материальный вред и ущерб здоровью, а лишь нанесена угроза движению транспорта, либо причинен материальный вред, либо причинен вред здоровью (§ 125с Р^^^рку, Zakon о silmcmm provozu). Преступными признаются действия пешехода, которые повлекли смерть одного и более лиц, а равно причинили вред здоровью, указанный в ст. 122 «О вреде здоровью и тяжком вреде здоровью» Уголовного кодекса Чешской Республики. В этой связи уголовная ответственность пешехода за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта будет устанавливаться в зависимости от тяжести последствий, которые повлекли такие нарушения, и квалифицироваться в соответствии с нормами уголовного закона о преступлениях против жизни и здоровья. В соответствии с ч. 3 ст. 143 «Причинение смерти по неосторожности» УК Чехии лишением свободы на срок от двух до восьми лет будет наказан тот, кто причинил смерть другому лицу по неосторожности, если грубо нарушил нормы закона об охране окружающей среды, нормы закона о безопасности дорожного движения, санитарные нормы. Аналогичный запрет устанавливается для случаев причинения вреда здоровью и тяжкого вреда здоровью по
неосторожности и закреплен в ст.ст. 148 и 147 УК Чехии соответственно. Если причиненный пешеходом вред был нанесен умышленно, действия пешехода квалифицируются как умышленное убийство либо умышленное причинение вреда здоровью.
Таким образом, в отдельных странах Восточной Европы и Балтийского региона, чье уголовное законодательство не могло ощутить влияние Модельного УК СНГ, формулировки деяний, подобные отечественным, не встречается, и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности, устанавливается исходя из специфики национальной правовой системы. В подавляющем большинстве европейских государств уголовно-правовое обеспечение безопасности функционирования транспорта достигается нормами, охраняющими жизнь и здоровье человека. Иными словами, иностранный законодатель не усматривает необходимости выделения и формирования отдельных глав (разделов) в уголовных законах, посвященных охране общественных отношений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Как известно, доктрина отечественного уголовного права не поддерживает данную позицию, определяя основной объект преступлений, посягающих на безопасность работы транспорта, как «безопасность движения и эксплуатации транспорта», а не «жизнь и здоровье». На законодательном уровне данная позиция нашла свое отражение в гл. 27 УК РФ. Мы всецело поддерживаем точку зрения отечественного законодателя, находя ее юридически обоснованной и наиболее приемлемой для российской уголовно-правовой системы.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Закон о дорожно-транспортных преступлениях Королевства Швеции (Lag (1951:649) om straff för vissa trafikbrott) [Электронный ресурс]. URL: https://lagen. nu/1951:649#P1S1 (дата обращения: 30.10.2017)
2. Уголовный кодекс Литовской Республики / науч. ред. д.ю.н., проф. В. Павилониса; пер. с лит. к.филол.н., доц. В.П. Казанскене. - СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
3. Уголовный кодекс Эстонии [Электронный ресурс]. URL: http://www. crime.vl.ru/ index.php?p=1332&more=1&c=1&tb=1&pb=1 (дата обращения: 30.10.2017)
4. Уголовный кодекс Республики Польша / пер. с польского Д.А. Барилович и др.; адапт. пер. и науч. ред. Э.А. Саркисова, А.И. Лукашова; под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. - Мн.: Тесей, 1998.
5. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред. проф. Н.Ф. Кузнецова и к.ю.н. С.С. Беляев; пер. на рус. яз. С.С. Беляев. — СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
6. Уголовное законодательство Норвегии / науч. ред. и вступ. статья д.ю.н., проф. Ю.В. Голика, перев. с норв. А.В. Жмени. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
7. Закон Чешской Республики о движении на наземных коммуникациях (Zâkon с. 361/2000 Sb. o provozu na pozemnich komunikacich a o zmënâch nëkterych zâkonu (zâkon o silnicnim provozu)) [Электронный ресурс]. URL: http://www.podnikatel.cz/zakony/zakon-c-361-2000-sb-zakon-o-silnicnim-provozu/ cele-zneni/ (дата обращения: 30.10.2017)
REFERENCES:
1. Zakon o dorozhno-transportnykh prestupleniyakh Korolevstva Shvetsii (Lag (1951:649) om straff för vissa trafikbrott) [Elektronnyy resurs]. URL: https://lagen.nu/1951:649#P1S1 (data obrashcheniya: 30.10.2017)
2. Ugolovnyy kodeks Litovskoy Respubliki / nauch. red. d.yu.n., prof. V. Pavilonisa; per. s lit. k.filol.n., dots. V.P. Kazanskene. — SPb: Izd-vo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2003.
3. Ugolovnyy kodeks Estonii [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. crime.vl.ru/index. php?p=1332&more=1&c=1&tb=1&pb=1 (data obrashcheniya: 30.10.2017)
4. Ugolovnyy kodeks Respubliki Pol'sha / per. s pol'skogo D.A. Barilovich i dr.; adapt. per. i nauch. red. E.A. Sarkisova, A.I. Lukashova; pod obshch. red. N.F. Kuznetsovoy. — Mn.: Tesey, 1998.
5. Ugolovnyy kodeks Shvetsii / nauch. red. prof. N.F. Kuznetsova i k.yu.n. S.S. Belyayev; per. na rus. yaz. S.S. Belyayev. — SPb: Izd-vo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2001.
6. Ugolovnoye zakonodatel'stvo Norvegii / nauch. red. i vstup. stat'ya d.yu.n., prof. YU.V. Golika, perev. s norv. A.V. Zhmeni. — SPb.: Izd-vo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2003.
7. Zakon Cheshskoy Respubliki o dvizhenii na nazemnykh kommunikatsiyakh (Zâkon с. 361/2000 Sb. o provozu na pozemnich komunikacich a o zmënâch nëkterych zâkonu (zâkon o silnicnim provozu)) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.podnikatel.cz/zakony/zakon-c-361-2000-sb-zakon-o-silnicnim-provozu/ cele-zneni/ (data obrashcheniya: 30.10.2017)
СЕМЕНОВ Владимир Ремович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орёл
Semenov V. R.
CRIMINAL AND LEGAL REGULATION OF TRANSPORT SECURITY IN SOME COUNTRIES OF EASTERN EUROPE AND THE BALTIC
The article analyzes criminal and legal prohibitions in the field of ensuring transport security, by the example of the legislation of Lithuania, the Republic of Estonia, Poland, Sweden, Norway and the Czech Republic.
The author comes to the conclusion that in some countries of Eastern Europe and the Baltic region, whose criminal legislation could not feel the influence of the CIS Model Code, language of acts similar to domestic ones does not occur, and criminal responsibility for violation of transport security is established on the basis of the specifics of the national legal system. Thus, in the overwhelming majority of European states, criminal law enforcement of the safety of the functioning of transport is achieved only by norms that protect human life and health.
Keywords: criminal law, constitutes a crime, violation of rules, transport safety, vehicle crime.
SEMENOV Vladimir Removich, candidate of jurisprudence, lecturer of the chair of Criminal Law, Criminology and Psychology, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.