Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта по уголовному законодательству России и Китая'

Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта по уголовному законодательству России и Китая Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1299
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / БЛАНКЕТНЫЕ НОРМЫ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УК РФ / УК КНР / УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Сергей Анатольевич

В статье дается сравнительный уголовно-правовой анализ норм, предусматривающих ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта по законодательству России и Китая. Рассмотрены отличия норм, регулирующих транспортную безопасность в уголовных кодексах Российской Федерации и Китайской народной республики. В уголовном кодексе КНР, в отличие от УК РФ, отсутствует самостоятельная глава, объединяющая статьи в области транспортной безопасности и ответственность за нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств установлена в трех статьях, которые содержатся в главе «Преступления против общественной безопасности». Отмечено, что в Уголовном кодексе КНР статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил и порядков на транспорте содержат минимум квалифицирующих признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта по уголовному законодательству России и Китая»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КИТАЯ

ПЕТРОВ Сергей Анатольевич

Аннотация. В статье дается сравнительный уголовно-правовой анализ норм, предусматривающих ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта по законодательству России и Китая. Рассмотрены отличия норм, регулирующих транспортную безопасность в уголовных кодексах Российской Федерации и Китайской народной республики. В уголовном кодексе КНР, в отличие от УК РФ, отсутствует самостоятельная глава, объединяющая статьи в области транспортной безопасности и ответственность за нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств установлена в трех статьях, которые содержатся в главе «Преступления против общественной безопасности». Отмечено, что в Уголовном кодексе КНР статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил и порядков на транспорте содержат минимум квалифицирующих признаков.

Ключевые слова: транспортная безопасность, уголовно-правовые нормы, бланкетные нормы, уголовное законодательство, УК РФ, УК КНР, участники движения.

Современное общество характеризуется стремительным развитием всех видов транспорта, функционирование которого оказывает существенное воздействие на все стороны жизни населения. В любом государстве немаловажную роль в обеспечении безопасной работы транспорта играет наличие правового регулирования деятельности всех участников движения.

Сравнительно-правовое исследование законодательства России и Китая в области транспортной безопасности обусловлено наличием развитой транспортной инфраструктуры, тесными экономическими отношениями, обширными и разнообразными связями между двумя дружескими соседними государствами.

В УК РФ преступления в сфере транспортной безопасности объединены в одну самостоятельную главу «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». В этой главе содержатся уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность водителей транспорта, должностных лиц, которые работают или выполняют свои должностные обязанности на транспорте, а также пассажиров, пешеходов и иных участников движения. Системное изложение в отдельном разделе уголовного законодательства норм, предусматривающих ответственность за

80

нарушения правил движения

и эксплуатации транспортных средств на всех видах транспорта явилось результатом увеличения масштабов развития транспортной инфраструктуры и, как следствие этого, значительным ростом преступлений в этой сфере деятельности. Достаточно отметить, что в рассматриваемой главе Особенной части УК РФ находится девять самостоятельных составов преступлений в области транспортной безопасности.

В уголовном законодательстве КНР установлена уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта по трем статьям, которые включены в главу Особенной части Уголовного кодекса «Преступления против общественной безопасности»1. Причем, отдельно ответственность пассажиров, пешеходов и других участников движения за нарушение существующих правил безопасности движения на транспорте, не предусмотрена.

В Уголовном кодексе КНР установлена ответственность работников гражданской авиации, нарушивших правила безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, что привело к серьезному инциденту в поле-

1 Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под. ред. А.И. Коробеева ; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб., 2001. С. 22-23.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

те (ст. 131 УК КНР), работников железнодорожного транспорта, нарушивших установленные для железнодорожного транспорта правила безопасности движения и порядок эксплуатации транспортных средств, явившиеся причиной аварии и наступление тяжких последствий (ст. 132 УК КНР).

Следует отметить, что Уголовный кодекс КНР отдельно не регулирует вопросы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации работниками водного транспорта. Статья 133 УК КНР устанавливает уголовную ответственность за нарушение законоположений в области управления водным и автомобильным транспортом, приведших к серьезному инциденту. Уголовно-правовая норма сформулирована, как нарушение правил транспортных перевозок, явившейся причиной серьезной аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы - смерть или тяжелые увечья, либо причинившей значительный ущерб государственному или частному имуществу.

Конструкция двух первых составов преступлений предусматривает наличие специального субъекта: работников гражданской авиации или железнодорожного транспорта. Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за нарушение правил транспортных перевозок предполагает как наличие специального субъекта, к которым относятся работники водного транспорта или метрополитена, так и общего субъекта, к которому относятся прочие лица, фактически управляющие всеми видами механических транспортных средств.

В Уголовных кодексах РФ и КНР общим признаком уголовно-правовых норм, регулирующих транспортную безопасность, является их бланкетный характер, то есть наличие законодательной отсылки к иным нормам закрепляющих правила функционирования транспорта. По мнению Н.С. Боровикова, применение уголовно-правовых норм, сформулированных бланкетным способом, отличаются значительной спецификой, которая проявляется в том, что в процессе поиска уголовно-правовой нормы, подлежащей применению, возникает необходимость установления конкретного нормативного акта (актов) иной отрасли права, являющейся ее источником наряду с уголовным законом; при квалификации преступления учитываются не только уголовно-правовые нормы, но и нормативно-правовые акты иных отраслей права2.

2 См.: Боровиков Н.С. Бланкетные нормы в уголовном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.

Применение уголовно-правовых норм, сформулированных при помощи бланкетных диспозиций закона, налагает на правоприменителя дополнительные обязанности по установлению действующих правил безопасности движения в сфере автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. В некоторых случаях, для уяснения смысла диспозиции уголовно-правовой нормы, представляющей характерный способ формулирования запрета на действия водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и иных участников движения в сфере функционирования транспорта, для раскрытия содержания признаков преступления необходимо обратиться к нормативным правовым актам иных отраслей права. Эту позицию справедливо обозначил Н.В. Иванов, считая что, применение уголовно-правовых норм, сформулированных при помощи бланкетных диспозиций уголовного закона, налагает на правоприменителя дополнительные обязанности по части установления доказательств нарушения виновным соответствующих норм других отраслей права (административного, гражданского, трудового). При толковании бланкетных норм УК РФ для правильной квалификации по ним бланкетные признаки должны оцениваться не изолированно, а в системной взаимосвязи с криминообразующими признаками преступлений3.

В Российском законодательстве наиболее полно реализация уголовных норм в области обеспечения транспортной безопасности проявляется в сфере регулирования безопасности движения на автомобильном транспорте. Следует отметить, что ответственность водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и других участников движения в большей степени конкретизирована в Правилах дорожного движения.

Существенным отличием уголовного законодательства КНР в области регулирования транспортной безопасности является то, что уголовно-правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения правил и порядков в сфере функционирования транспорта, сформулированы простыми диспозициями и содержат минимум квалифицирующих признаков.

3 См.: Иванов Н.В. Теория и практика применения бланкетных норм права (на примере уголовного законодательства) // Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2010. № 2. С. 305.

81

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Ст. 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и состоит из шести частей, три их которых отличаются по тяжести наступивших последствий, а три других дублируют их, но содержат квалифицирующий признак, увеличивающий сроки наказания -совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения. В законодательстве КНР в уголовно-правовых нормах, регулирующих транспортную безопасность, состояние алкогольного опьянения не является отягчающим вину обстоятельством.

В Уголовных кодексах Российской Федерации и Китайской народной республики нормы об ответственности за транспортные преступления по конструкции являются материальными составами. Ответственность наступает только при наличии определенных последствий. Положительным фактором является наличие в ст. 133 УК КНР основания для привлечения лица к уголовной ответственности - причинение значительного ущерба государственному или частному имуществу. На сегодняшний день, по уголовному законодательству РФ основанием привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения является причинение тяжкого вреда здоровью или причинение по неосторожности смерти человеку, а причинение крупного ущерба потерпевшему уголовно не наказуемо и данный вопрос регулируется в сфере гражданско-правовых отношений. Между тем, по мнению автора, отсутствие в уголовном законодательстве РФ такого основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, как причинение крупного ущерба потерпевшему, неадекватно отражает степень общественной опасности деяния и назначения наказания за него. На практике, лица, нарушившие правила дорожного движения и совершившие аварию, причиняют многотысячные, а иногда и миллионные ущербы владельцам дорогих автомобилей и привлекаются к административной ответственности, что не соответствует тяжести содеянного. Если лицо не находилось в состоянии алкогольного опьянения, то ущерб до 400 тыс. рублей в этих случаях погашается страховой компанией, а ущерб сверх этой суммы взыскивается по решению суда с виновного.

Одной из особенностей уголовноправовой нормы, регулирующей правила до-

82

рожного движения в УК КНР, является наличие квалифицирующего признака, как бегство с места аварии. Статья 133 УК КНР предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок свыше 7 лет за бегство с места аварии, если это привело к смерти потерпевшего. Указанная норма устанавливает максимальное наказание по рассматриваемой статье. Повышенная общественная опасность преступления заключается в том, что виновный, совершивший аварию, оставил без помощи потерпевшего в опасном для жизни состоянии и самовольно покинул место происшествия, при этом сознавая, что лицо может погибнуть. В данном случае законодатель устанавливает причинную связь бегства с места аварии и наступлением смерти потерпевшего.

В Уголовном кодексе РФ ответственность за нарушение правил дорожного движения наступает по фактически наступившим вредным последствиям, то есть если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть человека. К сожалению, на сегодняшний день, законодатель декриминализировал уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Поэтому оставление места дорожно-транспортного происшествия, где имеется потерпевший, квалифицируется по ст. 125 УК РФ, как оставление в опасности.

Рассматривая законодательство КНР можно заметить, что в уголовно-правовых нормах, регулирующих транспортную безопасность, отсутствует мера наказания, которая по УК РФ в соответствующих статьях является дополнительной; лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также лишение права управлять транспортным средством на определенный срок. Значение этого наказания в том, что лицо, совершившее преступление на транспорте, лишается доступа к занятию определенной должности или деятельности, которые были использованы для совершения преступления, а также невозможностью управлять транспортным средством на определенный период.

В заключении следует отметить, что Уголовные кодексы РФ и КНР в достаточной мере обеспечивают правовое регулирование безопасности движения на транспорте и нормальное функционирование транспортной инфраструктуры. В дальнейшем, с активным

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

развитием всех видов транспорта и, в большей части автомобильного, который является источником повышенной опасности, уголовно-правовые нормы, регулирующие транспортную безопасность, нуждаются в совершенствовании и правовой регламентации существующих на транспорте правил и порядков.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства России и Китая в области регулирования транспортной безопасности показал, что российское законодательство наиболее полно охватывает общественные отношения, возникающие в сфере деятельности всех видов транспорта.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.