Научная статья на тему 'О дифференциации уголовной ответственности за нарушения действующих на транспорте правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения'

О дифференциации уголовной ответственности за нарушения действующих на транспорте правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСПОЗИЦИЯ СТАТЬИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАКАЗАНИЯ / ДОРОЖНіЙ РУХ / КРИМіНАЛЬНА ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / ДИСПОЗИЦіЯ СТАТТі / ДИФЕРЕНЦіАЦіЯ ПОКАРАННЯ / ROAD MOTION / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ARTICLE DISPOSITION / PUNISHMENTS DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршиков С. И., Костенко А. В., Полетайкин А. Н.

Рассматривается вопрос дифференциации уголовной ответственности участников дорожного движения за нарушение его безопасности, предусмотренной статьями 286 и 291 Уголовного кодекса Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DIFFERENTIATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR TRAFFIC RULES VIOLATIONS, PROVIDING TRAFFIC SAFETY1DSCI MMHA of Ukraine in Makeevka of Donetsk Region

The issue of differentiation of criminal responsibility of road traffic participants for violation of its safety, provided by articles 286 and 291 of the Criminal Code of Ukraine is considered.

Текст научной работы на тему «О дифференциации уголовной ответственности за нарушения действующих на транспорте правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения»

УДК 343.346.2

О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТРАНСПОРТЕ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С.И. Парши ков, инспектор, майор милиции, ОГАИ Макеевского ГУ МВД Украины в Донецкой области, А.В. Костенко, доцент, к.т.н., А.Н. Полетайкин, ст. преп., Донецкая академия автомобильного транспорта

Аннотация. Рассматривается вопрос дифференциации уголовной ответственности участников дорожного движения за нарушение его безопасности, предусмотренной статьями 286 и 291 Уголовного кодекса Украины.

Ключевые слова: дорожное движение, уголовная ответственность, диспозиция статьи, дифференциация наказания.

ПРО ДИФЕРЕНЦІАЦІЮ КАРНОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ ЗА ПОРУШЕННЯ ДІЮЧИХ НА ТРАНСПОРТІ ПРАВИЛ, ЩО ЗАБЕЗПЕЧУЮТЬ БЕЗПЕКУ

ДОРОЖНЬОГО РУХУ

С.І. Паршиков, інспектор, майор міліції, ВДАІ Макіївського ГУ МУМВС України в Донецькій області, А.В. Костенко, доцент, к.т.н., О.М. Полєтайкін, ст. викл., Донецька академія автомобільного транспорту

Анотація. Розглядається питання диференціації кримінальної відповідальності учасників дорожнього руху за порушення його безпеки, передбаченої статтями 286 і 291 Кримінального кодексу України.

Ключові слова: дорожній рух, кримінальна відповідальність, диспозиція статті, диференціація покарання.

ABOUT DIFFERENTIATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR TRAFFIC RULES VIOLATIONS, PROVIDING TRAFFIC SAFETY

S. Parshikov, inspector, major of militia, DSCI MMHA of Ukraine in Makeevka of Donetsk Region, A. Kostenko, Associate Professor, Candidate of Technical Science,

A. Poletaykin, senior teacher, Donetsk Academy of Motor Transport

Abstract. The issue of differentiation of criminal responsibility of road traffic participants for violation of its safety, provided by articles 286 and 291 of the Criminal Code of Ukraine is considered.

Key words: road motion, criminal responsibility, article disposition, punishments differentiation.

Введение

Качественное состояние безопасности дорожного движения определяется степенью защищенности его участников от дорожнотранспортных происшествий (ДТП) и их негативных последствий. При этом, с целью взаимного уважительного сосуществования,

справедливым является требование государства об обязательном и неукоснительном обеспечении безопасности дорожного движения всеми категориями участников дорожного движения. Особенно это касается водителей, управляющих механическими транспортными средствами, представляющими повышенную опасность.

В свою очередь, любой из участников дорожного движения имеет право рассчитывать на соблюдение безопасности движения иными его участниками, так как любое отступление от установленных норм может нарушать установленный порядок дорожного движения, угрожать жизни и здоровью людей [1].

Поэтому охрана общественных отношений в сфере дорожного движения осуществляется при помощи юридической ответственности за правонарушения, направленной не только применительно к водителям транспортных средств, но и иным участникам дорожного движения.

Анализ публикаций

Условия, характер и интенсивность дорожного движения, технические характеристики транспортных средств очень изменчивы, и то, что ранее представлялось достижением, через некоторое время может потребовать дополнений и изменений [2]. В силу многих причин темпы развития интенсивности дорожного движения в Украине опережают правовую регламентацию, отдельные виды юридической ответственности, в том числе за совершение дорожно-транспортных происшествий, требуют уточнений и дополнений.

Некоторые современные авторы, которые рассматривают вопросы юридической ответственности за нарушение безопасности дорожного движения: Тельпов О.В. [1], Де-рех А.З. [2], Тараненко С.М., Собакарь А.О. [3], Швечиков Э.О. [4], пришли к выводу о необходимости ее существенного усовершенствования.

Цель и постановка задачи

Целью статьи является научно обоснованное уточнение и конкретизация диспозиции статьи 291 Уголовного кодекса Украины, а также смягчение видов и размеров наказания, определенных статьей 286 Уголовного кодекса Украины.

Для этого целесообразно на основе анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов осуществить дифференциацию уголовной ответственности статьями 286 и 291 Уголовного кодекса Украины.

Исследование диспозиций статей 286 и 291 Уголовного кодекса Украины

Как показывает практика, при таком виде дорожно-транспортных происшествий, как наезд на пешехода, значительная часть происшествий находится в причинно-следственной связи с нарушением установленных правил со стороны именно пешеходов, которые чаще всего и получают телесные повреждения. С учетом характера нарушения установленных правил, которые привели к совершению ДТП, тяжести наступивших последствий, отношения виновного лица к определенной категории участников дорожного движения, наступает дифференцированная юридическая ответственность. Применение уголовной ответственности обусловлено интересами защиты общества от наступления наиболее тяжких последствий дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью или травмированием людей.

Вместе с тем именно при применении уголовного законодательства за нарушения безопасности дорожного движения к его участникам проявляются некоторые его несовершенства и неконкретность установленных норм, требующие уточнения и дополнительной дифференциации.

При рассмотрении указанной проблемы прежде всего необходимо определить понятийное содержание термина «участник дорожного движения». Согласно Правилам дорожного движения Украины участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения по дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира, погонщика животных [5]. Однако данный термин, изложенный в настоящей редакции ПДД, не охватывает такую обширную категорию участников дорожного движения, как велосипедисты, одновременно выделяя в отдельный раздел требования к ним как к участникам дорожного движения [2]. В свою очередь, Закон Украины «О дорожном движении» относит велосипедистов к участникам дорожного движения [3, 6], что представляется более логичным.

Уголовная ответственность участников дорожного движения за нарушение его безопасности и действующих на транспорте

правил предусмотрена статьями 286 и 291 Уголовного кодекса Украины. Статья 286 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами, то есть ее субъектом являются водители механических транспортных средств. Так как мопеды настоящими Правилами дорожного движения отнесены к механическим транспортным средствам, действие данной статьи распространяется и на их водителей, чего не было ранее. При этом уголовная ответственность по статье 286 Уголовного кодекса Украины дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий, имея в своем составе три части [7, 8].

Все иные участники дорожного движения при нарушении действующих на транспорте правил, обеспечивающих движение, подпадают под действие статьи 291 Уголовного кодекса Украины. Уголовная ответственность по данному составу наступает за нарушение безопасности движения не только на автомобильном, но и на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, электрическом и иных видах транспорта.

Проблема заключается в том, что в диспозиции статьи четко не конкретизирован состав данного преступления, а это, в свою очередь, позволяет его произвольное трактование не только в научно-методической литературе, но и в процессе судебно-следственной практической правоприменительной деятельности. Относительно преступлений участников дорожного движения данная статья используется заметно реже, чем статья 286 Уголовного кодекса, однако правоприменение ее не единично, что обуславливает актуальность разрешения имеющихся недостатков законодательной базы.

По своей конструкции состав преступления материальный: ответственность наступает в случае гибели людей или наступления иных тяжких последствий. Не вызывает затруднений дефиниция «гибели людей», что следует понимать как гибель одного и более людей. Разногласия возникают при определении понятия «иных тяжких последствий». В частности, под иными тяжкими последствиями в отдельных случаях понимается причинение тяжких или средней тяжести телесных по-

вреждений, уничтожение или повреждение государственного, коллективного или частного имущества граждан, нарушение нормальной работы транспорта на продолжительное время, причинившее крупный материальный ущерб и т.п. [9]. В других случаях предлагается под иными тяжкими последствиями понимать причинение тяжких телесных повреждений одному лицу или средней тяжести двум и более лицам. Существует позиция, в том числе в практической деятельности, под тяжкими последствиями понимать причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному лицу. Отдельные авторы трактуют тяжкие последствия преступления как квалифицирующее обстоятельство, которое является отягчающим ответственность лица, совершившего преступление. Это обстоятельство учитывается при назначении наказания и имеет оценочный характер. По этой причине определение его размера и содержания требует уточнения и конкретизации по каждому отдельному делу [10, 11].

Некоторые из этих противоречивых мнений представляются весьма спорными, например, о признании уничтожения или повреждения имущества, причинения крупного материального ущерба тяжкими последствиями применительно к диспозиции статьи 291 Уголовного кодекса Украины. В подобном случае возникает парадоксальная ситуация.

При наступлении идентичных негативных последствий правонарушения в виде, например, повреждения имущества, водитель механического транспортного средства (т.е. источника повышенной опасности) подвергнется административному наказанию, в то время как пешеход может быть привлечен к уголовной ответственности. Поэтому данное толкование тяжких последствий в отношении статьи 291 Уголовного кодекса Украины применительно к иным участникам дорожного движения должно быть исключено.

Неприемлемой является также ситуация, когда в результате совершения дорожнотранспортного происшествия при причинении потерпевшему средней тяжести телесного повреждения, лицо, управляющее механическим транспортным средством, в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса Украины, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет; а велосипедист при

аналогичных последствиях может понести наказание согласно санкции статьи 291 Уголовного кодекса Украины в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Диспозиция статьи 286 Уголовного кодекса Украины, с учетом наличия квалифицирующих частей (причинение тяжкого телесного повреждения, гибель нескольких лиц), выглядит более упорядоченной, систематизированной и конкретизированной в зависимости от наступивших последствий при сравнительном анализе с недифференцированно-стью статьи 291 Уголовного кодекса Украины. Исходя из этого, постановлениями Пленумов Верховного Суда Украины специально разъяснялось, что нарушения правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, которые привели к последствиям, предусмотренным различными частями статьи 286 Уголовного кодекса, следует квалифицировать как одно преступление по той ее части, которая предусматривает более тяжкие последствия. При этом в приговоре необходимо указывать все квалифицирующие признаки преступления.

Если же последствия, указанные в различных частях статьи 286 Уголовного кодекса Украины, совершены двумя или несколькими нарушениями, виновное лицо должно нести ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных этими нормами [12, 13].

В свою очередь, диспозицией статьи 291 Уголовного кодекса не предусмотрена логическая цепочка зависимости тяжести последствий нарушений с санкциями ответственности за них.

Таким образом, с целью гуманизации уголовного законодательства Украины, гармонизации отечественного законодательства с законодательством ряда ведущих европейских стран, оптимизации уголовно-правовых норм, отдельными авторами предлагается выделить преступления, предусмотренные

ч. 1 статьи 286 и статьи 291 Уголовного кодекса Украины, для отнесения их к уголовным проступкам. При этом под проступками понимаются деяния, не представляющие большой общественной опасности, соответствующие преступлениям небольшой или средней тяжести, совершенным по неосторожности. Уголовные проступки не должны влечь за собой судимость. Их можно было

бы включить в соответствующий раздел Уголовного кодекса под названием «Проступки против безопасности движения и эксплуатации транспорта», предварительно предусмотрев соответствующую часть под названием «Проступки».

Исходя из указанного, представляется целесообразным предложить уточнение и конкретизацию диспозиции статьи 291 Уголовного кодекса Украины, а также ее дифференциацию в зависимости от тяжести наступивших негативных последствий и изложить ее в следующем виде:

1. Нарушение действующих на транспорте правил, обеспечивающих движение, причинившее потерпевшему средней тяжести телесное повреждение.

2. Те же деяния, если они повлекли причинение тяжкого телесного повреждения или гибель людей.

При этом необходимо предусмотреть различие санкций частей данной статьи между собой, одновременно установив виды и размеры наказания (при наличии аналогичных последствий) более мягкими, чем определены статьей 286 Уголовного кодекса Украины для лиц, управляющих транспортными средствами. Это представляется обоснованным исходя из большей опасности для окружающих совершения преступного деяния в процессе управления источником повышенной опасности. Дифференциация санкций имеет решающее значение для более справедливой классификации данных преступлений, основанной на их реальной степени тяжести, так как роль формального классификатора по этому критерию выполняют санкции статей Особенной части Уголовного кодекса, что обуславливает актуальность их научного обоснования.

Выводы

Выполнен концептуальный анализ статей 286 и 291 Уголовного кодекса Украины, на основании которого выявлены и показаны недостатки диспозиции указанных статей в отношении уголовной ответственности за нарушение лицами, управляющими механическими транспортными средствами, действующих на транспорте правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Научно обосновано уточнение и конкретизация диспозиции статьи 291 Уголовного кодекса Украины, а также смягчение видов и размеров наказаний, определенных статьей 286 Уголовного кодекса Украины.

Литература

1. Тельпов О.В. Удосконалення криміналь-

но-правових норм, що передбачають відповідальність за порушення правил безпеки руху та експлуатації автотранспорту / О.В. Тельпов // Науковий вісник Дніпропетровського юридичного інституту МВС України. - 2000. - №2.

- С. 112-117.

2. Дерех З.Д. Правила дорожного движения

с комментариями и иллюстрациями. / З.Д. Дерех, В.Ф. Душник. - 9-е изд., исправл. и доп. - К.: Арий, 2012. - 160 с.

3. Науково-практичний коментар до Закону

України «Про дорожній рух»; за ред. С.М. Тараненка, А.О. Собакаря. - Донецьк: ДЮІ МВС. - 2004. - 300 с.

4. Швечиков Є.О. Який закон потрібен уча-

сникам дорожнього руху? / Є.О. Швечиков // Безпека дорожнього руху України. - К: НДЦ БДР МВС України.

- 2005. - №20. - С. 105-110.

5. Про практику застосування судами

України законодавства у справах про транспортні злочини: постанова Пленуму Верховного Суду України від 24 грудня 1982 року №7 [зі змінами, внесеними постановами від 28 березня 1986 р. №4, від 4 червня 1993 р. №3, від 3 грудня 1997 р. №12] // Бюлетень законодавства і юридичної практики України. - 2004. - №12: Постанова Пленуму Верховного суду України в кримінальних справах. - 360 с.

6. Про дорожній рух: Закон України від

30 червня 1993 р. // Відомості Верховної ради України. - 1993. - №31. -С.34-48.

7. Науковий коментар Кримінального ко-

дексу України / проф. МИ. Коржансь-кий - К. : Атака, Академія, Ольга, 2001.

- 656 с.

8. Уголовное право Украины: Особенная

часть: учебник / Бажанова М.И., Бау-

лин Ю.В., Борисов В.И. и др. ; под ред. М.И. Бажанова, В.В. Сташиса, В.Я. Та-ция. - К.: Юринком Интер, 2003. -672 с.

9. Уголовный Кодекс Украины. Коммента-

рий / Кармазин Ю.А., Стрельцов Е.Л. и др. - Харьков-Одиссей, 2001. - 324 с.

10. Кримнальне право України: Загальна ча-

стина. - К.-Х., 2001. - 284 с.

11. Тростюк ЗА. Понятійний апарат Особ-

ливої частини Кримінального кодексу України / ЗА. Тростюк. - К., 2003. -135 с.

12. Про практику застосування судами

України законодавства у справах про деякі злочини проти безпеки дорожнього руху та експлуатації транспорту, а також про адміністративні правопорушення на транспорті: постанова Пленуму Верховного Суду України від 23 грудня 2005 р. №14 // Вісник Верховного суду України. - 2006. - №1(65). -С. 234-251.

13. Про внесення змін та доповнень до пос-

танови Пленуму Верховного Суду України від 23 грудня 2005 року №14 «Про практику застосування судами України законодавства у справах про деякі злочини проти безпеки дорожнього руху та експлуатації транспорту, а також про адміністративні правопорушення на транспорті»: постанова

Пленуму Верховного Суду України від 19 грудня 2008 р. - №18. - 114 с.

14. Зверяка В.А. О реформировании системы

уголовного законодательства в сфере противодействия преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта / В.А. Зверяка // Вісник Луганського держ. університету внутрішніх справ імені Е.О. Дідоренка.

- 2011. - № 5. - С. 43-45.

Рецензент: Ю.В. Климчук, доцент, к.ю.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 25 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.