Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В АВСТРИИ, ХОРВАТИИ, ИТАЛИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УКРАИНЕ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В АВСТРИИ, ХОРВАТИИ, ИТАЛИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
уголовно-правовое противодействие / домашнее насилие / семъя / жертва / обидчик. / criminal legal counterwork / domestic violence / family / victim / abuser.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мытник У. Н.

В статье проводится исследование уголовно-правового противодействия домашнему насилию в таких странах Европейского Союза, как Австрия, Хорватия и Италия. Изучены уголовные законы этих стран, содержащие определение домашнего насилия, его виды, ответственность за его совершение, лиц, которые могут быть обидчиками и жертвами. Проанализированы уголовные законы Австрии, Хорватии и Италии, регулирующие меры противодействия домашнему насилию. Выявлены преимущества систем уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Австрии, Италии и Хорватии. На основе опыта уголовно-правового противодействия домашнему насилию в этих странах определены пути совершенствования уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL COUNTERWORK FOR DOMESTIC VIOLENCE IN AUSTRIA, CROATIA, ITALY AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT IN UKRAINE

The experience of criminal legal counterwork for domestic violence in such countries of the European Union as Austria, Croatia and Italy was investigated. The criminal laws of these countries containing the statement of domestic violence, its types, responsibility for its commission, people who are treated as abusers and victims were studied. Criminal laws of Austria, Croatia and Italy, which regulate the counterwork for domestic violence were analyzed. The advantages of the systems of criminal legal counterwork for domestic violence Austria, Croatia and Italy were identified. Basing on the experience of criminal legal counterwork for domestic violence in these countries, the ways of improvement of criminal legal counterwork for domestic violence in Ukraine were identified.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В АВСТРИИ, ХОРВАТИИ, ИТАЛИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УКРАИНЕ»

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#35I®7),2©2© / JURISPRUDENCE

29

Таким образом, проанализировав проблему разграничения административной и уголовной ответственности, можно отметить, что законодательство четко не определяет границы между смежными актами, а потому уполномоченные лица могут допускать ошибки. Следует отметить, что, несмотря на значительные усилия специалистов в области уголовного и административного права, многие аспекты дифференциации соответствующих видов ответственности остаются нерешенными и нуждаются в обсуждении. Необходимо преодолеть традиционные барьеры и четко определить их отношения, границы и взаимосвязи. Выходом из сложившейся ситуации является закрепление единой терминологической базы уголовного и административного права [6]. Главной задачей на сегодняшний день является проведение правовой реформы, которая позволит решить проблему разделения административной и уголовной ответственности с учетом непосредственного применения на практике.

Список литературы

1. Вельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. - 2018. - № 12. - С. 10 - 13.

2.Вепрев, В. С. Основания уголовно-процессуальной ответственности / В.С. Вепрев. - М.: Юрли-тинформ, 2018. - 232 а

3. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. - М.: Весь Мир, 2017. - 464 а

4. Илюшин А.В. Разграничение административной и уголовной ответственности: проблемы теории и практики // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. ст. по итогам Всероссийской научной конференции. Томск, 2018. С.16.

5. Константинов П. Ю., Соловьева А. К., Сту-канов А. П. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики // Правоведение. 2019. № 3. С. 60-61.

6.Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. - М., 2019. -219 с.

УДК 343.97, 343.61

Мытник У.Н.

Киевский университет права НАН Украины DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3587-29-33 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В АВСТРИИ, ХОРВАТИИ, ИТАЛИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УКРАИНЕ

Mytnyk U.M.

Kyiv University of Law of the NAS Ukraine

CRIMINAL LEGAL COUNTERWORK FOR DOMESTIC VIOLENCE IN AUSTRIA, CROATIA, ITALY AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT IN UKRAINE

Аннотация.

В статье проводится исследование уголовно-правового противодействия домашнему насилию в таких странах Европейского Союза, как Австрия, Хорватия и Италия. Изучены уголовные законы этих стран, содержащие определение домашнего насилия, его виды, ответственность за его совершение, лиц, которые могут быть обидчиками и жертвами. Проанализированы уголовные законы Австрии, Хорватии и Италии, регулирующие меры противодействия домашнему насилию. Выявлены преимущества систем уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Австрии, Италии и Хорватии. На основе опыта уголовно-правового противодействия домашнему насилию в этих странах определены пути совершенствования уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Украине.

Abstract.

The experience of criminal legal counterwork for domestic violence in such countries of the European Union as Austria, Croatia and Italy was investigated. The criminal laws of these countries containing the statement of domestic violence, its types, responsibility for its commission, people who are treated as abusers and victims were studied. Criminal laws of Austria, Croatia and Italy, which regulate the counterwork for domestic violence were analyzed. The advantages of the systems of criminal legal counterwork for domestic violence Austria, Croatia and Italy were identified. Basing on the experience of criminal legal counterwork for domestic violence in these countries, the ways of improvement of criminal legal counterwork for domestic violence in Ukraine were identified.

Ключевые слова: уголовно-правовое противодействие, домашнее насилие, семъя, жертва, обидчик.

Keywords: criminal legal counterwork, domestic violence, family, victim, abuser.

В последние годы наблюдаются негативные тенденции к изменению количественных и качественных характеристик домашнего насилия в Украине и Европейском Союзе. Домашнее насилие

посягает на важнейшие права человека, поэтому данная тема является актуальной и занимает одно из важнейших мест в системе проблем общегосударственного уровня любой страны. В некоторых

30

JURISPRUDENCE / <<<ШУУШШШ=^®УШа1>>#Шда,2®2®

странах, например во Франции, это явление общегосударственной проблемой.

Долгое время проблема домашнего насилия считалась прерогативой устоявшихся обычаев и традиций и оставалась вне сферы правового регулирования. Любое вмешательство в семейные отношения со стороны государства и общества считалось грубым нарушением тайны частной жизни и не предполагалось. Это привело к некоторому произволу в сфере семейных отношений, вследствие чего в ней появилось значительное количество латентных правонарушений, которые оставались без внимания компетентных органов государственной власти.

Рассмотрим опыт уголовно-правового противодействия домашнему насилию на общенациональных уровнях в отдельных странах Европейского Союза, а именно в Австрии, Хорватии, Италии.

В Австрии уголовно-правовое противодействие домашнему насилию осуществляется следующим образом. В ноябре 1996 года Австрийская национальная ассамблея приняла Акт о защите от домашнего насилия, который вступил в силу 1 мая 1997 года. Положения Акта о защите от домашнего насилия изложены также в Гражданском кодексе, правоохранительные кодексе (Enforcement Code) и Акте службы безопасности [4, с. 41]. Акт о защите от домашнего насилия состоит из трех взаимодействующих элементов: разрешение полиции удалить обидчика из дома на период от 10 до 20 дней, закрепление права пострадавшего обратиться за долгосрочным «защитным ордером» через систему гражданской юстиции, механизм немедленной и эффективной помощи жертвам после вмешательства полиции [3, с. 109].

Закон Австрии «О судебных приказах о защите членов семьи в случаях семейных конфлик» (1997 г.) обеспечивает право потерпевшего на защиту от обидчика в его / ее жизненной среде и в социальном окружении, предоставляя полиции полномочия выселять обидчиков и накладывать запретительные ордера. Запретительный ордер может быть продлен, если лицо, жизнь которого находится под угрозой, обращается к семейному суду за временным судебным запретом. Кроме этого, во всех девяти австрийских провинциях были основаны центры вмешательства, которые предлагают бесплатные консультационные услуги и поддержку пострадавшим от домашнего насилия. Это неправительственные организации, финансируемые Федеральным министерствами внутренних и социальных дел [4, с. 41; 3, с. 110].

Если обидчик угрожает или наносит вред лицу, живущему в этом же доме, полиция имеет право выселить обидчика из совместного жилья и запретить ему туда возвращаться, даже если он является собственником дома или квартиры. Пострадавшее лицо не может повлиять на издание запретительных ордеров. Запретительный ордер действует в течение 10 дней, в течение первых 3 дней полиция контролирует его исполнение. Обидчик должен передать свои ключи полиции; если он хочет забрать

какие-то вещи, он должен сообщить пострадавшее лицо о своем приходе. Когда обидчика застали дома во время действия запретительного ордера, его штрафуют за это нарушение согласно административно-уголовному праву и могут арестовать, если он отказывается покинуть помещение [1, с. 81]. Если потерпевший позволил обидчику вернуться домой, его также могут оштрафовать [4, с. 41]. Обидчик может воспользоваться услугами специальных кризисных комнат, которые финансируются государством, в которых он может временного находиться на период действия полицейских и судебных предписаний [3, с. 110].

Полиция должна немедленно сообщать центру вмешательства о каждом выселении и запрещти-тельном ордере, предоставляя при этом личную информацию потерпевшего. Центр контактирует с потерпевшими и предлагает им поддержку (составление планов выхода из кризиса, программ безопасности и т.д.). В течение десяти дней после выдачи запретительного ордера потерпевший может подать заявление о временном судебном запрете гражданскому (семейному) суду. Если такое заявление подано, запретительный ордер автоматически продлевается на 20 дней. В течение этого периода суд обязан принять решение. Временный судебный запрет может выдаваться на близкого родственника, в том числе бывшего, после физического насилия или после угроз, в случае психологического терроризирования, если оно серьезно вредит психическому здоровью потерпевшего и когда такие нападения делают проживание с лицом, применяет насилие, невыносимым. Максимальный срок действия временного судебного запрета составляет 3 месяца. Только в случае, когда потерпевшее лицо подало на развод, запрет может быть продлен до развода. Обидчику могут не только запретить заходить в свой дом, но и не позволить появляться возле дома и в определенных других местах (например, на пути потерпевшего на работу, в месте работы, в школе детей). Контакты любого вида также могут быть запрещенными. Если обидчик не соблюдает этих запретов, потерпевший может подать заявление на штраф за неуважение к суду. Одной из основных черт Акта о защите от домашнего насилия является то, что в случае совершения насилия полиция должна реагировать, невзирая на интересы потерпевшего, самостоятельно принимает решения относительно временного судебного запрета. Такой подход обеспечивает понимание того, что государство считает себя ответственным за безопасность в личной жизни и что оно знакомо с проблематичной ситуацией потерпевшего, который находится в насильственных отношениях под давлением обидчика [4, с. 41-42].

Уголовный кодекс Австрии не содержит специальной статьи, определяющей уголовную ответственность за домашнее насилие. Такая ответственность реализуется в рамках ответственности за насильственные преступления, которыми согласно Уголовному кодексу Австрии являются: нанесение телесных повреждений (ст.83 и 84 УК Австрии),

«Ш[кшетим~^®игма[1>>#здаш©2© / ГОМбрягобмсб

31

умышленное нанесение тяжких телесных повреждений (ст.87 УК Австрии), незаконное лишение свободы или содержания в неволе (ст.99 УК Австрии), торговля людьми (ст. 104 УК Австрии), принуждение, особо тяжкое принуждение (ст.105 и ст.106 УК Австрии), опасные угрозы (ст.107 УК Австрии), настойчивое преследование (сталкинг) (ст.107 УК Австрии), продолжающееся применение насилия (ст.107Ь УК Австрии), изнасилование (ст.201 УК Австрии), сексуальное принуждение (ст.202 УК Австрии), тяжелое сексуальное злоупотребление и сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних (ст.206 и 207 УК Австрии) [6].

По нашему мнению, положительными элементами системы уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Австрии является существование системы семейных судов, рассматривающих дела о домашнем насилии, возможность наложения штрафа на жертву домашнего насилия, если она позволила обидчику вернуться домой во время действия запретительного ордера, наличие в обидчика возможности воспользоваться услугами специальных кризисных комнат, которые финансируются государством, продление действия запретительного ордера в случае подачи жертвой заявления о разводе. Считаем целесообразным включение таких норм и в законодательство Украины.

Рассмотрим опыт уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Хорватии. Ст.179 Уголовного кодекса Хорватии устанавливает ответственность за домашнее насилие. Согласно ей тот, кто нарушает положения о защите от домашнего насилия и таким образом вызывает опасения члена семьи или близкого человека о своей безопасности или безопасности его близких лиц, или если такое нарушение приводит к унизительному положению указанных лиц, и если при этом не было совершено более серьезного уголовного преступления, наказывается лишением свободы сроком до трех лет.

При этом согласно ст.87 Уголовного кодекса Хорватии членами семьи являются супруги и партнеры, живущие в фактических супружеских отношениях, партнер и неформальный партнер, их общие дети, дети каждого из них, родственники по крови по прямой и боковой линии к третьей степени родства, родственники до второй степени родства, усыновитель и усыновленный. Близкими лицами являются члены семьи, бывший супруг или партнер, бывший партнер или неформальный партнер, лицо, имеющее общего ребенка с обидчиком и лицо, проживающее в общем доме с обидчиком. Кроме этого, ст.171 Уголовного кодекса Хорватии предусматривает уголовную наказуемость оставления в тяжелом положении близкого человека. Согласно этой статье тот, кто нарушает свои законные семейные обязанности и тем самым оставляет в тяжелом положении близкое лицо, которое не может о себе заботиться, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

В качестве нормы, предусматривающей ответственность за экономическое домашнее насилие

можно рассматривать ст. 171 Уголовного кодекса Хорватии о нарушении обязанности содержания. Так, тот, кто не содержит лицо, которое юридически обязан содержать в порядке, размере и в сроки, предусмотренные законодательством или исполнительным документом, наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Ст.177 Уголовного кодекса Хорватии предусматривает ответственность за совершение домашнего насилия в отношении ребенка. Так, родители, приемные родители, опекун или другое лицо, грубо пренебрегающее своими обязанностями по воспитанию, образованию ребенка, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Совершение насильственных преступлений против личности в отношении членов семьи или близких лиц согласно Уголовному кодексу Хорватии образует квалифицированные составы соответствующих преступлений. Так, согласно ст.111 УК Хорватии квалифицированный состав убийства образует убийство близкого человека, в отношении которого преступник уже совершал злоупотребления. Такое убийство наказывается лишением свободы на срок не менее десяти лет или пожизненным лишением свободы. Совершение преступления против близкого человека образует квалифицированные составы также таких преступлений как телесное повреждение (ст.117, 118, 119 УК Хорватии), противоправное лишение свободы (ст.136 УК Хорватии), похищение человека (ст.137 УК Хорватии), принуждение (ст.138 УК Хорватии), угроза (ст.139 УК Хорватии), назойливое поведение (ст.140 УК Хорватии), серьезное преступление против половой свободы (ст.154 УК Хорватии), серьезное преступление сексуального насилия и эксплуатация ребенка (ст.166 УК Хорватии) [7].

По нашему мнению, положительными элементами системы уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Хорватии является наличие уголовного соответствии за оставление в тяжелом положении близкого человека, нарушение обязанности содержания, пренебрежение своими обязанностями по воспитанию, образованию ребенка, признание совершение преступления в отношении близкого человека как отягчающего обстоятельства совершения преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и неприкосновенности. Считаем целесообразным включение аналогичных норм и в законодательство Украины.

Рассмотрим опыт уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Италии. Ст. 572 Уголовного кодекса Италии определяет понятие жестокого обращения с членами семьи и соседями. Под жестоким обращением понимается любой случай жестокого обращения с лицом из семьи, или с сожителем, или с подчиненным или доверенным лицом по причинам обучения, образования, ухода, надзора или опеки, осуществления профессиональных обязанностей или отношений в сфере искусства. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет. В случае, если такое жестокое обращение вызвало серьезную

32

JURISPRUDENCE / <<ШУУШУУМ=^®УШа11>>#Шда,2®2®

травму, то наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок от четырех до девяти лет; если жестокое обращение вызвало очень серьезную травму, то наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет; если жестокое обращение повлекло за собой смерть, то наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати четырех лет.

Стоит отметить такой состав преступления как нарушение обязанности помощи семье (ст.570 УК Италии), который можно рассматривать как специальную норму об ответственности за экономическое домашнее насилие. Так, тот, кто оставит семейное жилище, или имеет аморальное или непорядочно отношение к семье, уклоняется от обязанностей, которые на него наложены в соответствии с статусом супруга или из причин отцовства, наказывается лишением свободы до одного года, или штрафом от двухсот тысяч лир (около 100 евро) до двух миллионов лир (около 1000 евро).

Вышеуказанные наказания накладываются также на тех, кто:

1) растратил и растрачивает имущество несовершеннолетнего или подопечного, или жены;

2) не оказывает должной материальной поддержки несовершеннолетним потомкам, или членам семьи, которые являются инвалидами, или супругам, с которым преступник не проживает вместе не по вине этого супруга.

По данным преступлением наказание может быть применено только по заявлению истца, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1 и, случаев, предусмотренных пунктом 2, если преступление было совершено в отношении несовершеннолетних.

Ст.610 Уголовного кодекса Италии устанавливает наказание за приватное насилие. Так, тот, кто с помощью насилия или угроз, заставляет других делать, терпеть определенные действия или воздержаться от совершения действий, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. Кроме этого, ответственность за домашнее насилие реализуется также в рамках ответственности за совершение насильственных преступлений. Стоит отметить, что совершение таких преступлений против членов семьи образует квалифицированные составы преступлений. Так, согласно ст.576 Уголовного кодекса Италии отягчающим обстоятельством убийства является совершение его по отношению к родственнику по восходящей или нисходящей линии. Наказание за такое убийство устанавливается в виде пожизненного лишения свободы. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 577 Уголовного кодекса Италии в случаях совершения убийства в отношении супругов брата, сестры, приемного отца или приемного ребенка, наказание назначается в виде лишения свободы сроком от 24 до 30 лет. Отягчающим обстоятельством сексуального насилия в соответствии с ст.609 Уголовного кодекса Италии является совершение его родственником по восходящей линии, приемными родителями, опекунами в отношении лица, не достигшего шестнадцати лет, а также

совершение сексуального насилия в отношении супругов, бывших супругов, лица, находившегося с преступником в отношениях независимо от сожительства. Наказание за такое сексуальное насилие устанавливается в виде лишения свободы на срок от шести до двенадцати лет.

Часто ответственность за домашнее насилие реализуется в рамках ответственности за преступления против личности. В общем преступления против личности содержатся в XII разделе Уголовного кодекса Италии. Этот раздел содержит 3 главы. Первая глава «Преступления против жизни и личной невредимости» содержит составы таких преступлений как нанесение вреда здоровью, побоев и оставление без помощи. УК Италии предусматривает следующие виды преступлений против здоровья человека: побои, умышленные телесные повреждения, телесные повреждения, совершенные при отягчающих обстоятельствах, неосторожные телесные повреждения, драки [2, с. 30].

Заслуживает внимания ст.580 Уголовного кодекса Италии. Согласно ей тот, кто приводит человека к мысли о самоубийстве или укрепляет решимость в совершении самоубийства или любым способом способствует его совершению, наказывается в случаях, когда самоубийство происходит, лишением свободы на срок от пяти до 12 лет. Если смерть самоубийцы не наступает, но в результате попытки самоубийства лицо получает тяжкие или особо тяжкие повреждения, наказание устанавливается в виде лишения свободы от одного до пяти лет. Наказание увеличивается на 1/3, если подстрекательство или помощь в совершении самоубийства осуществлялась в отношении лица, не достигшего 18 лет или страдающего психическим заболеванием или расстройствами психики на почве алкоголизма или наркомании. Подстрекательство к самоубийству и оказание помощи в его совершении в отношении несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, или лица, лишенного способности понимать характер своих действий и их последствия, рассматривается как убийство [5].

По нашему мнению, положительными элементами системы уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Италии является наличие уголовной ответственности за нарушение обязанности помощи семье, признание совершения преступления в отношении близкого человека как отягчающего обстоятельства совершения насильственных преступлений, возведения лица к мысли о самоубийстве или укрепления решительности в совершении самоубийства или любым способом содействия его совершению. Считаем целесообразным включение аналогичных норм и в законодательство Украины.

Выводы. Таким образом, в Хорватии и Италии уголовная ответственность за домашнее насилие предусмотрена специальными нормами уголовного законодательства, а в Австрии она реализуется в рамках ответственности за насильственные преступления. При этом в Хорватии и Италии совершение насилия в отношении родственника и близ-

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#31î®7),2©2© / JURISPRUDENCE

33

кого человека является отягчающим обстоятельством совершения преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и неприкосновенности. На основании анализа опыта уголовно-правового противодействия домашнему насилию в Австрии, Хорватии и Италии считаем целесообразным включение в законодательство Украины норм о создании системы семейных судов, которые будут рассматривать дела о домашнем насилии, возможности наложения штрафа на жертву домашнего насилия, если она позволила обидчику вернуться домой во время действия запретительного ордера, наличие у обидчика возможности воспользоваться услугами специальных кризисных комнат, которые финансируются государством, продления действия запретительного ордера в случае подачи жертвой заявления о разводе, уголовной ответственности за оставление в тяжелом положении близкого человека, нарушение обязанности содержания, пренебрежение своими обязанностями по воспитанию, образованию ребенка, уголовной ответственности за возведение лица к мысли о самоубийстве или укрепление решимости в совершении самоубийства или любым способом содействие его совершению.

Список литературы

1. Волощук А.М., Ярмакi Х. П., Ковальова О.В. Ддяльшсть служби дшьничних шспектор1в

мшцп щодо попередження насильства в сш'1: мо-нографiя. Одеса : ОДУВС. 2013. 218 с.

2. Галюкова М.И. Современное зарубежное уголовное законодательство об ответственности за причинение вреда здоровью человека. Вестник ЮурГУ. 2008. №28. С. 29-36

3. Заброда Д. Г., Заброда С. Н. Австрийский опыт предупреждения домашнего насилия: характеристика и предложения по использованию в России. Общество и право. 2016. № 3 (57). С. 107-112.

4. Насильство в ам'1 та дiяльнiсть оргашв внутршшх справ щодо його подолання: навчально-методичний поабник для курсанпв вищих нав-чальних закладiв МВС Украши /Укладачi: Запорожцев А.В., Лабунь А.В., Заброда Д.Г., Басиста 1.В., Дроздова 1.В., Брижик В.О., Мусieнко О.М. Ки1в, 2012. 246 с.

5. Codice Penale 19 ottobre 1930, n. 1398. URL : http://www.altalex.com/documents/codici-al-talex/2014/10/30/codice-penale (дата обращения: 28.12.2020).

6. Criminal Code of the Republic of Austria. URL: http://www.legislationline.org/documents/s ection/criminal-codes (дата обращения: 28.12.2020).

7. Kazneni zakon. URL: https://zakon.hr/z/98/Kazneni-zakon (дата обращения: 28.12.2020).

УДК/UDC 332.2(091)

Куклин Илья Сергеевич,

Студент экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Краснодар, Россия Романика Никита Алексеевич Студент экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Краснодар, Россия

КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ: К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВОГО

ИНСТИТУТА

Kuklin Ilya Sergeyevich,

Student of the faculty of Economics Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Krasnodar, Russia Romanika Nikita Alekseevich Student of the faculty of Economics Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Krasnodar, Russia

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LAND CADASTRE IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Аннотация.

В данной статье представлен исторический аспект развития земельного кадастра в России, а также показано значение современного земельного кадастра в планировании и управлении земельными ресурсами. Слово «кадастр» в переводе с латинского означает «податный предмет» и возникло еще во времена римского императора Августа. Во время его правления была утверждена единица учета сбора дани за землю. Земельный кадастр исторически возник из необходимости получения информации о земле как первичном источнике материальных ценностей и налогообложения. В современном понимании земельный кадастр - это определенный свод детальных сведений о землях, собранных силами и методами, используемыми государством. Этот свод используется практически во всех странах мира. Земельный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.