DOI 10.24411/2076-1503-2020-10970 СЕЛЕЗНЕВА Наталья Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Российского университета дружбы народов, e-mail: nataly.selez@gmail.com SPIN-код: 3225-7980, AuthorID: 6137-38
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГЕНДЕРНОМУ НАСИЛИЮ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1
Аннотация. Актуальность исследования вызвана важностью изучения вопроса о противодействии гендерному насилию в современной России. Российское административное и уголовное законодательство регламентирует ответственность за совершение насильственных действий в отношении личности, однако на практике отсутствует регламентированный механизм защиты женщин и детей от домашнего насилия, что приводит к большому количеству жертв и безнаказанности виновных. Цель исследования заключается в анализе эффективных практик зарубежных стран для последующего построения алгоритма защиты жертв насилия в России. Обзорно представлена программа противодействия домашнему насилию на примере деятельности Суда по делам о домашнем насилии штата Айдахо, США. В результате обосновано, что практика вынесения охранных ордеров о защите жертв от домашнего насилия представляется эффективной и своевременной мерой и позволяет констатировать важность создания института охранных ордеров в России.
Ключевые слова: противодействие, насилие, гендерное насилие, домашнее насилие, жертва насилия, защита жертв, охранный ордер, судебная защита, кризисный центр, преступность.
SELEZNEVA Natalia Alexandrovna,
candidate in law, associate professor of the Department of criminal law, criminal procedure and forensics Peoples' Friendship University of Russia
COUNTERING GENDER VIOLENCE: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Annotation. The relevance of the study is due to the importance of studying the issue of combating gender-based violence in modern Russia. Russian administrative and criminal legislation regulates responsibility for committing violent acts against an individual, but in practice there is no regulated mechanism for protecting women and children from domestic violence, which leads to a large number of victims and impunity for the perpetrators. The purpose of the study is to analyze effective practices of foreign countries for the subsequent construction of an algorithm for protecting victims of violence in Russia. An overview of the program of combating domestic violence is presented on the example of the work of the Idaho Domestic Violence Court, USA. As a result, it is substantiated that the practice of issuing protection orders to protect victims from domestic violence seems to be an effective and timely measure and makes it possible to state the importance of creating the institution of protection orders in Russia.
Key words: counteraction, violence, gender-based violence, domestic violence, victim of violence, protection of victims, protection order, judicial protection, crisis center, crime.
Общественные отношения в современном многополярном мире претерпели значительные изменения под воздействием влияния социальных норм и глобальных процессов. Социальная роль каждой личности формируется исходя из возрастных, семейных,
профессиональных и гендерных признаков. Не смотря на кажущуюся политику гендерного равенства в ряде современных государств, остро стоит вопрос о насилии, осуществляемом над женщинами, которое широко практикуется в разных странах. Так, например, в Индии, Бангладеш,
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ. Проект № 12-011-00536.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Пакистане, Шри-Ланке распространены сожжение невесты и убийства из-за приданного; в Камбодже - обливание кислотой. В некоторых регионах Африки, Среднего Востока и Азии практикуется женское обрезание; убийства чести - на Среднем Востоке и в Южной Азии; насилие, связанное с уплатой выкупа за невесту - в некоторых странах Африки и Океании; похищение невест - в Эфиопии, Центральной Азии и на Кавказе.
В Декларации ООН 1993 года об искоренении насилия в отношении женщин, говорится, что «насилие в отношении женщин является проявлением исторически сложившегося неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин, а также препятствует всестороннему улучшению положения женщин, и что насилие в отношении женщин является одним из основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин вынуждают занимать подчинённое положение по сравнению с мужчинами» [1].
В 2011 году Комитетом министров Совета Европы была принята Конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция) [2], которая была подписана Европейским союзом и 46 странами.
Конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием является первым юридически обязывающим документом, который «создает всеобъемлющую правовую базу и подход к борьбе с насилием в отношении женщин» и направлен на предотвращение бытового насилия, защиту жертв и судебное преследование виновных.
Конвенция предусматривает ряд преступлений, которые квалифицируются как насилие в отношении женщин и предлагает государствам криминализировать следующие составы преступлений: психологическое насилие (ст. 33), преследование (ст. 34), физическое насилие (ст. 35), сексуальное насилие, в том числе изнасилование (ст. 36), принудительный брак (ст. 37), калечение женских половых органов (ст. 38), принудительный аборт и принудительная стерилизация (ст. 39), сексуальные домогательства (харассмент) (ст. 40) и преступление, совершенное во имя так называемой «чести» (ст. 42)[2].
Российская Федерация пока не подписала Стамбульскую конвенцию и остается единственным членом Совета Европы, в котором нет закона о домашнем насилии. Кроме того, Россия входит в список стран, в которых такие законы отсутствуют (ряд ближневосточных стран, таких как Ирак, Иран, Мьянма, Катар, Гаити, Оман, Сирия, Пале-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
стина, Йемен и некоторые страны Африки, такие как Габон, Гвинея, Буркина-Фасо, Камерун, Кот-д>Ивуар, Марокко, Республика Конго, Свазиленд, Чад, Эритрея, Южный Судан и др.)
Тем не менее, отсутствие специального закона в российском законодательстве не означает, что насилие не находится под запретом. Административное и уголовное законодательство Российской Федерации под угрозой наказания содержит запрет на: побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ); побои (ст. 116 УК РФ), нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ); незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (си. 135 УК РФ) и т.д.
Не смотря на существующие механизмы защиты прав личности от насилия в Российской Федерации, вопрос о защите жертв от домашнего насилия является проблемным для правоохранительных органов, о чем свидетельствует практика Европейского суда по правам человека. Так, в ноябре 2019 года впервые было рассмотрено дело Валерии Володиной [3]. Суд, рассматривая дело о домашнем насилии, пришел к выводу, что для защиты 34-летней россиянки, которая в течение двух лет жаловалась полиции на жестокое обращение и угрозы со стороны бывшего партнера (всего было семь таких эпизодов) необходимых мер российскими властями не было принято.
В. Володина не смогла добиться, чтобы к уголовной ответственности привлекли бывшего сожителя ни в Ульяновске, ни в Москве, где она пыталась скрыться от него. Ей удалось добиться только возбуждения уголовного дела о нарушении неприкосновенности частной жизни из-за публикации интимных фото, но и оно было приостановлено.
ЕСПЧ обратил внимание российских властей на существенные недостатки. Так, в п. 128 отмечено, что «...существующие положения уголовного права являются недостаточными для защиты от многих форм насилия и дискриминации в отношении женщин, таких, как притеснения, преследование, принудительное поведение, психологическое или экономическое насилие, или повторение аналогичных инцидентов, затянувшихся в течение определенного периода вре-мени...»[3] и далее в п. 131: «... действующее российское законодательство является недостаточным для борьбы с явлением бытового насилия и обеспечения достаточной защиты его жертв. Оно
также не защищает женщин от широко распространенного насилия и дискриминации» [3].
В отношении традиции похищения невесты, которая широко распространена на Кавказе, был разработан законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак [4]. Депутаты Республики Ингушетия предлагали ввести санкции в виде принудительных работ на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок. Однако уголовная ответственность за похищение человека и так предусмотрена российским законодательством в статье 126 Уголовного кодекса, независимо от того кем является похищенный или похищенная.
Ситуацию о гендерном насилии в Российской Федерации можно охарактеризовать статистическими данными Росстата: «при расчете в 16 млн. пострадавших получается, что от насилия страдает каждая пятая женщина в России; вербальному насилию подвергались в своей жизни более трети российских женщин; о случаях физического насилия сообщала лишь каждая пятая; 4 % женщин сказали, что в их жизни бывали случаи, когда их нынешние или бывшие партнёры силой заставляли их вступить с ними в половую связь против их воли. По статистике МВД около 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается именно в семьях» [5].
В настоящее время в Российской Федерации активно ведется работа над совершенствованием нормативной базы, направленной на предупреждение насилия в отношении женщин и детей. В частности была принята «Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017—2022 годы» [6]. Представленная стратегия направлена на развитие навыков и знаний по предупреждению социального неблагополучия и насилия в отношении женщин, ставится вопрос о разработке профилактических мер и мер по информированности населения.
В программе отмечается, что «Реализуемые меры профилактики насилия в отношении женщин, в том числе семейно-бытового насилия, также недостаточны. Насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье. Вместе с тем официальная статистика не отражает полной картины преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации» [6].
Очевидно, что принятых мер недостаточно, отсутствует четкий алгоритм действий для жертв домашнего насилия: что делать, куда обратиться, где искать помощь? Примечательно, что запрос следующего содержания: «кто помогает жертвам семейного насилия в России?» поисковая система Яндекс указывает на благотворительные фонды, а также частные рекомендации юристов и психологов. В частности, поисковая система указала на 8 российских НКО и кризисных центров, оказывающих экстренную помощь жертвам насилия (по состоянию на 2019 год): Центр «Насилию.нет» -это некоммерческая организация, занимающаяся проблемой домашнего насилия, насилия над женщинами и детьми, а также вопросами гендерного равенства; Национальный центр по предотвращению насилия «АННА» занимается профилактикой разных форм насилия в отношении женщин на всех уровнях; Центр экстренной психологической помощи МЧС России; Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры»; Московский кризисный центр помощи женщинам и детям; Санкт-Петербургский кризисный центр для женщин Института недискриминационных гендерных отношений; Центр экстренной психологической помощи Московского психолого-педагогического университета; Свердловский кризисный центр «Екатерина; Кризисный центр для женщин в Химках «Спасение» [7].
Безусловно, в большинстве регионов Российской Федерации функционируют и иные кризисные центры, однако чаще всего их деятельность носит общественный и благотворительный характер, и не каждая жертва насилия в период острого конфликта вспомнит название кризисного центра и тем более, сможет найти его контакты. «В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию. Однако кризисные центры, кризисные отделения, оказывающие помощь пострадавшим от насилия, созданы не во всех субъектах Российской Федерации. Недостаточно вовлечены в процесс оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, общественные организации и объединения» [6].
Эффективная практика защиты жертв от насилия сложилась в ряде зарубежных стран, в частности в Соединенных Штатах Америки, где разработана система оказания социальной помощи и реабилитации жертвам, а также широко применяются охранные ордера или судебные приказы о защите жертв насилия. Информация с пошаговой инструкцией, содержащей разъяснения жертвам насилия о том, как и куда можно обратиться для защиты себя и своих близких, а
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
также образцы документов размещены на официальных сайтах судов.
В качестве примера рассмотрим практику суда по делам о домашнем насилии штата Айдахо [8]. Совет Айдахо по вопросам бытового насилия и помощи жертвам был создан законодательным органом в начале 1982 года. Деятельность Совета состоит в том, чтобы совершенствовать законодательство, финансировать программы, которые оказывают помощь жертвам преступлений, осуществлять пропаганду запрета на насилие, проводить обучение и информирование общественности. Веб-сайт Совета содержит ссылки на утвержденные программы защиты жертв преступлений и лечения жертв семейного насилия.
В 1988 году в штате Айдахо был принят Закон о предупреждении преступлений, связанных с насилием в семье, который расширил возможности судов по оказанию помощи жертвам семейного насилия, предоставив им правовые средства для получения судебных приказов и предотвращения дальнейших насильственных инцидентов. В законе подчеркивается необходимость соблюдения законов, направленных на защиту жертвы и закрепляется принцип, согласно которому агрессивное поведение в семье является преступным и недопустимым.
В июле 2002 года в штате Айдахо округа Ада была запущена пилотная программа, направленная на решение проблем, с которыми суд сталкивался при рассмотрении дел о домашнем насилии. В рамках пилотной программы был создан Суд по делам о домашнем насилии округа Ада. Был применен метод «один судья - одна семья», позволяющей судье решать все конфликтные семейные вопросы в одной инстанции в целях облегчения документооборота, позволяющий судье согласовывать единство решения при наличии нескольких судебных постановлений, а семьям - исключить путаницы в судебных решениях. Суд по делам о домашнем насилии рассматривал дела о насилии в семье, также называемые делами о защите или запретительном судебном приказе, в которых участвуют дети, любые семейные дела о разводе, опеке и алиментах, а также любые уголовные дела о насилии в семье. Цель Суда состояла в том, чтобы обеспечить безопасную среду для семей, подвергающихся риску и чтобы судья мог выработать скоординированное решение, учитывающее все семейные проблемы, исключая возможность вынесения разными судьями разных решений, которые сбивают с толку и имеют негативные последствия для семьи.
В 2006 году в Верховном суде штата Айдахо была открыта должность, с частичной занятостью,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
для обеспечения координации и поддержки судов по всему штату по делам о семейном насилии, оказания технической помощи, а также подготовке и профориентации судей по проблемам домашнего насилия. В 2010 году эта должность стала штатной, в связи с расширением деятельности судов по делам о домашнем насилии в Айдахо и растущей потребностью в едином контактном центре штата по вопросам домашнего насилия.
Благодаря исключительной поддержке со стороны законодательного органа штата Айдахо был принят закон, разрешающий расширение числа судов по домашнему насилию с 1 июля 2009 года. Законодательный орган заключил, что «суды по домашнему насилию доказали свою эффективность в сокращении рецидивов и повышении безопасности жертв». Таким образом, штат Айдахо стал первым в стране, который принял закон, разрешающий учреждение судов по делам о домашнем насилии в масштабах штата.
На официальном сайте Суда по делам о домашнем насилии штата Айдахо представлены ссылки по которым можно получить любую важную информацию: брошюра и видеофайл о праве на гражданскую защиту (доступны на английском и испанском языках); подача заявления в суд; список координаторов суда по делам о домашнем насилии; состав оценщиков нападений и избиений в домашних условиях; программы для преступников, совершивших насилие в семье; программы для жертв преступлений; офис судебной помощи; услуги суда по семейным делам; законодательные отчеты; Совет Айдахо по домашнему насилию и помощи жертвам и т.п.
В июне 2014 года на платформе суда округа Ада была организована площадка для взаимодействия и обмена опытом с участием Центра судебных инноваций, с судами других штатов из Оклахомы, Айовы, Калифорнии. Миссури, Колорадо и Миннесота и других штатов.
Для судей по делам о домашнем насилии были разработаны руководящие принципы -«Зеленая книга», содержащая набор рекомендаций по вопросам алиментных обязательств, защите детей и вопросам домашнего насилия. «Зеленая книга» была разработана группой ведущих судей судов по делам о домашнем насилии и экспертов по вопросам жестокого обращения с детьми и семейного насилия и доступна на официальном сайте суда вместе с новостями, событиями и другими важными ссылками.
Механизм защиты жертв от домашнего насилия состоит из нескольких этапов:
Информирование общественности и лиц, подвергшихся домашнему насилию посредством распространения брошюры «Домашнее насилие
- преступление» (брошюру можно свободно копировать на сайте суда, распечатать и распространить).
Назначение временного охранного ордера.
Охранный ордер - это письменный судебный приказ, который призван запретить агрессивное поведение и домогательства, а также защитить потерпевшего и его семью от обидчика. Охранный ордер можно получить бесплатно и без адвоката, на основании поданной петиции.
Бланк заявления, называемый «петиция», можно получить у секретаря магистратского или районного суда округа, в котором потерпевший проживает постоянно или временно или где проживает ответчик - человек, от которого жертва нуждается в защите. Петиция - это юридический документ и ее подача свидетельствует о том, что заявитель находится под присягой и обязывает его быть правдивым при заполнении бланка. При заполнении петиции рекомендуется детально указать о насильственных действиях или угрозах: дату, место, травмы, присутствовали ли дети, как ударили, где на теле получили удар и сколько раз. Рекомендуется использовать описательный язык
- шлепки, удары, хватание, удушение, угрозы и т. д. Если использовалось оружие, важно указать каким и каким другим оружием может обладать обидчик. Важно указать два последних или два наиболее серьезных случая насилия и то, угрожал ли обидчик причинить физическую боль или убить. Далее, секретарь суда передает петицию судье на рассмотрение. Судья может задавать вопросы во время рассмотрения петиции и выносит решение о назначении временного охранного ордера. Временный ордер может быть оформлен, даже если заявитель чувствует о приближающейся опасности.
Временный охранный ордер является постановлением суда и обязан к исполнению всеми сторонами. Копия ордера показывается потерпевшим работодателю, в детском саду ребенка и всем остальным, кому необходимо об этом знать. В случае, когда нужна будет помощь, копия показывается сотруднику правоохранительных органов.
Назначение постоянного охранного ордера.
Постоянный охранный ордер может быть продлен сроком на один год. Для его получения потерпевший должен обратиться в суд до истечения срока действия первого приказа. В течение 14 дней назначается следующее слушание, на котором суд, выслушав доводы истца, может продлить срок действия приказа.
После того, как судья издал постоянный охранный ордер и ответчик получил уведомление, нарушение какой-либо части охранного ордера является нарушением закона. Если обидчик нару-
шает приказ, то потерпевший обязан вызвать полицию или шерифа, независимо от того, насколько незначительно нарушение.
Назначение приказа о запрете контактов.
Приказ о запрете контактов выносится в случае освобождения виновного из тюрьмы (если он ранее нарушил охранный ордер и был арестован). Приказ о запрете контактов обязывает виновного воздержаться от любых контактов с потерпевшим, а также находиться подальше от потерпевшего, его дома, рабочего места или школы. Потерпевший также может обратиться в суд с просьбой запретить любые контакты, будь то по телефону, в письменной форме, по почте, факсу, электронной почте или с доставкой цветов или подарков. Во многих случаях суд также обязывает обидчика держаться подальше и не контактировать с врачами детей, педагогами детских садов, школы или внешкольной работы.
В случае если виновный нарушает условия приказа о запрете контактов, то это является правонарушением, и он может быть арестован без ордера. При аресте при таких обстоятельствах нарушителю не будет разрешено выйти из тюрьмы до встречи с судьей. Потерпевший имеет право потребовать изменения приказа о запрете контактов, для этого он может подать письменный запрос секретарю суда, в который изначально подавали запрос. В течение 14 дней с момента запроса суд проводит слушание.
Нарушение любого положения охранного ордера карается лишением свободы на срок до 1 года и штрафом до 5000 долларов [8].
Практика суда по делам о домашнем насилии штата Айдахо позволяет оградить жертв от насильственных действий виновных и свидетельствует о готовности власти к противодействию домашнего насилия.
Законодательство зарубежных стран демонстрирует и иные практики, в частности, правительство Нового Южного Уэльса, в Австралии внесло в парламент законопроект о введении уголовной ответственности за «принудительный контроль» [9] .
Принудительный контроль - это ситуация, в которой один человек демонстрирует контроль над другим, и который настолько властен, что такое поведение признается неприемлемым в современном обществе. Такое поведение может включать в себя мониторинг и ограничение общения и передвижения человека; угрозу причинить вред человеку и/или его близким, если они не будут действовать определенным образом; чрезмерное ограничение доступа к деньгам; преследование или запугивание; поведение, которое может быть приравнено к правонарушению в виде нарушения постановления о запрете насилия.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Многие эксперты по домашнему насилию говорят о том, что этот тип поведения является наиболее распространенным фактором риска семейного насилия и, признав такое поведение противозаконным, многие жертвы могут быть спасены. В случае принятия законопроекта о внесении поправок в Закон о преступлениях (о бытовом и личном насилии) 2020 года максимальное наказание за преступление составит 5 лет тюремного заключения или 10 лет, если правонарушение направлено против ребенка или совершается в его присутствии [10]. Приказы о запрете принудительного контроля также успешно применяются в Великобритании и Ирландии [11, 12].
Эффективные механизмы судебной защиты потерпевших от семейного насилия, соответствующая нормативная база ряда зарубежных стран свидетельствуют о важности и необходимости разработки программы защиты от насилия в Российской Федерации. Важно, чтобы домашнее насилие подлежало уголовному преследованию в порядке частно-публичного или публичного, а не частного обвинения. Целесообразно ввести в судебную практику институт охранных ордеров, разработать алгоритм обращения потерпевших от насилия в правоохранительные органы, повысить информативность сетевых ресурсов органов, осуществляющих противодействие насильственной преступности.
Список литературы:
[1] Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года [Электронный ресурс] / Веб-сайт ООН. -Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/violence.shtml
[2] Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием [Электронный ресурс] / Сайт Совета Европы. - Режим доступа: https:// www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/ / conventions/rms/09000016806b0687/
[3] Решение №41261/17 ЕСПЧ по делу «Володина против России» [Электронный ресурс] / Сайт «Помощь при обращении в Европейский суд по правам человека». - Режим доступа: https://e.uropean-court-help.ru/delo-41261-17-volodina-protiv-rossii/
[4] Похищение невест - преступление или традиция? Источник: [Электронный ресурс] / Сайт «Кавказский узел». - Режим доступа: https://www. kavkaz-uzel.eu/articles/302470/
[5] Домашнее насилие в России «Бьёт - значит любит?» [Электронный ресурс] / Сайт «Планета закона». - Режим доступа: https://www.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
planeta-zakona.ru/blog/domashnee-nasilie-byet-znachit-lyubit.html/
[6] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. № 410 об утверждении Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017—2022 годы [Электронный ресурс] / Сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIYRmcucV 4jdNihEmTOUe.pdf
[7] 8 российских НКО и кризисных центров, оказывающих экстренную помощь жертвам насилия [Электронный ресурс] / Сайт «Теплица социальных технологий». - Режим доступа: https://te-st. ru/2016/02/08/crisis-centers/
[8] Суд по делам о домашнем насилии штата Айдахо [Электронный ресурс] / Сайт Верховного суда штата Айдахо. - Режим доступа: https://isc. idaho.gov/domestic-violence/dvc-home
[9] Australia: 2020: Worst year for domestic violence offences [Электронный ресурс] / Mondaq. - Режим доступа: https://www.mondaq.com/ australia/crime/1014786/2020-worst-year-for-domestic-violence-offences.
[10] Crimes (Domestic and Personal Violence) Amendment (Coercive Control—Preethi's Law) Bill 2020 [Электронный ресурс] / Сайт Парламента Новой Зеландии - Режим доступа: https://www. parliament.nsw.gov.au/bills/Pages/bill-details. aspx?pk=3797
[11] Se Serious Crime Act (England and Wales) 2015 states: [Электронный ресурс] / Сайт статутного права Соединенного Королевства. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2015/9
[12] Domestic Violence Act 2018 [Электронный ресурс] / Сайт Правительства Ирландии. -Режим доступа: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2018/act/6/enacted/en/html
Spisok literatury:
[2] Deklaratsiia ob iskorenenii nasiliia v otnoshenii zhenshchin. Priniata rezoliutsiei 48/104 General'noi Assamblei OON ot 20 dekabria 1993 goda [Elektronnyу resurs] / Veb-sait OON. - Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/violence.shtml
[2] Konventsiia Soveta Evropy o predotvrash-chenii i bor'be s nasiliem v otnoshenii zhenshchin i domashnim nasiliem [Е^Мгоппуу resurs] / Sait Soveta Evropy. - Rezhim dostupa: https://www.coe. int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/ rms/09000016806b0687/
[3] Reshenie №41261/17 ESPCh po delu «Volodina protiv Rossii» [Elektronnyу resurs] / Sait «Pomoshch' pri obrashchenii v Evropeiskii sud po
pravam cheloveka». - Rezhim dostupa: https://e.uro-
pean-court-help.ru/delo-41261-17-volodina-protiv-
rossii/
[4] Pokhishchenie nevest - prestuplenie ili tra-ditsiia? Istochnik: [Elektronnyy resurs] / Sait «Kavka-zskii uzel». - Rezhim dostupa: https://www.kav-kaz-uzel.eu/articles/302470/
[5] Domashnee nasilie v Rossii «B'et - znachit liubit?» [Elektronnyy resurs] / Sait «Planeta zakona». - Rezhim dostupa: https://www.planeta-zakona.ru/ blog/domashnee-nasilie-byet-znachit-lyubit.html/
[6] Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 8 marta 2017 g. № 410 ob utverzhdenii Natsional'noi strategii deistvii Rossiiskoi Federatsii v interesakh zhenshchin na 2017—2022 gody [Elektronnyy resurs] / Sait Pravitel'stva RF. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/njlkIvH-7WCvOIYRmcucV4jdNihEmTOUe.pdf
[7] 8 rossiiskikh NKO i krizisnykh tsentrov, oka-zyvaiushchikh ekstrennuiu pomoshch' zhertvam nasiliia [Elektronnyy resurs] / Sait «Teplitsa sotsi-al'nykh tekhnologii». - Rezhim dostupa: https://te-st. ru/2016/02/08/crisis-centers/
[8] Sud po delam o domashnem nasilii shtata Aidakho [Elektronnyy resurs] / Sait Verkhovnogo suda shtata Aidakho. - Rezhim dostupa: https://isc. idaho.gov/domestic-violence/dvc-home
[9] Australia: 2020: Worst year for domestic violence offences [Elektronnyy resurs] / Mondaq. -Rezhim dostupa: https://www.mondaq.com/australia/ crime/1014786/2020-worst-year-for-domestic-vio-lence-offences.
10. [10] Crimes (Domestic and Personal Violence) Amendment (Coercive Control—Preethi's Law) Bill 2020 [Elektronnyy resurs] / Sait Parlamenta Novoi Zelandii - Rezhim dostupa: https://www.parlia-ment.nsw.gov.au/bills/Pages/bill-details.aspx-?pk=3797
[11] Serious Crime Act (England and Wales) 2015: [Elektronnyy resurs] / Sait statutnogo prava Soedinennogo Korolevstva. - Rezhim dostupa: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/9
[12] Domestic Violence Act 2018 [Elektronnyy resurs] / Sait Pravitel'stva Irlandii. - Rezhim dostupa: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2018/act/6Zenacted/ en/html.
ЮРКОМ ПАНИ
www. law- books, ru
V
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020