Уголовно-правовое обеспечение порядка осуществления нотариальной деятельности
Ахмедханова С.Т. Гамзаев Г.П. Бахшалиев Э.Ф.
УДК: 343
11.2. Уголовно-правовое обеспечение порядка осуществления нотариальной деятельности
©Ахмедханова Самира Телхатовна © Гамзаев Гамза Пашаевич ©Бахшалиев Эйнулла Фазиль оглы
Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г.Махачкала, РД, Россия cabinaken@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в деятельности нотариата, независимо от формы собственности: государственной или частной. Нотариат является правоохранительным органом, обеспечивающим законность деятельности участников гражданского оборота, представляющих на законных основаниях права граждан, организаций, общества и государства, а также субъектов иных правоотношений. Нотариат представляет собой деятельность, нуждающуюся в выработке определенных концепций совершенствования в интерпретации самой деятельности нотариата. Нотариат как сформировавшийся социально-правовой институт, является самодостаточным органом, признаваемым самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны. Поэтому в процессе исследования авторами обозначены круг общественно опасных деяний, которые могут быть криминализированы, для внесения определенных корректив и поправок в уголовное законодательство.
В статье авторы проанализировали деятельность государственного нотариального служащего, провели сравнительный анализ с должностным лицом в целях определения сходства и различий в направлении осуществляемых ими полномочий.
Объектом проведенного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при уголовно-правовом обеспечении частной и государственной нотариальной деятельности. В процессе исследования в статье определены обстоятельства обусловленности и необходимости выделения нотариальной деятельности в качестве самостоятельной структуры уголовно-правовой охраны. Выводы. На основе проведенного исследования нами разработаны предложения по совершенствованию уголовно-правового механизма реализации нотариальных действий и выработаны определенные рекомендации по применению норм ответственности в случае совершения нотариусами нарушений.
Ключевые слова: нотариус, злоупотребление, превышение, должностное лицо, полномочия, законодатель-ство.
Для цитирования: Ахмедханова С.Т., Гамзаев Г.П., Бахшалиев Э.Ф. Уголовно-правовое обеспечение порядка осуществления нотариальной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 227-229.
Criminal legal support of the procedure for carrying out notarial activities
©Akhmedkhanova Samira Telkhatovna ©Gamzaev Hamza Pashaevich ©Bakhshaliev Eynulla Fazil ogly
North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia) cabinaken@mail.ru
Abstract
The notary, regardless of the form of implementation on the basis of public or private principles, is a law enforcement Agency that ensures the legality of the activities of participants in civil turnover, legally representing the rights of citizens, organizations, society and the state, as well as subjects of other legal relations. A notary is an activity that needs to develop certain concepts of improvement in the interpretation of the notary's activity itself.
The notary public, as an established social and legal institution, is a self - sufficient body recognized as an independent object of criminal law protection. Therefore, in the course of the study, we will identify the range of socially dangerous acts that can be criminalized, in order to make certain adjustments and amendments to the criminal legislation.
We also draw attention to the activities of a public notary to conduct a comparative analysis with an official in order to determine the similarity in the direction of their powers.
The object of the research is a set of public relations that arise in the criminal law provision of private and state notarial activities. In the research process define the circumstances conditions and the necessity of providing notarial activities as an institution of criminal law protection, and thus abandon the differentiated approach of the criminal-law assessment of the committed acts according to their legal status and the scope of acts committed in notarial activities subject to criminal-ization.
Молодые ученые в решении актуальных проблем уголовного права
Based on our research, we have developed proposals for improving the criminal law mechanism for implementing notarial actions, and developing certain recommendations for applying the rules of liability in case of violations committed by notaries.
Keywords: notary, abuse, excess, official, authority, legislation.
For citation: Akhmedkhanova S.T., Gamzaev H.P., Bakhshaliev E.F. Criminal legal support of the procedure for carrying out notarial activities // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 227-229. (in Russ.).
Введение
Основываясь на ст. 1 законодательства о нотариате, действия нотариальной направленности совершаются лицами, которые на государственных или частных началах занимаются нотариальной практикой, в связи с чем нотариусы на территории нашей страны не обладают единым статусом. Главные различия в данной области деятельности заключаются в порядке реализации ими своих полномочий. Некоторые полномочиями могут осуществляться только первыми нотариусами, к которым обратилось лицо за услугой выдачи свидетельства о праве наследования и принятия необходимых мер, направленных на охрану наследственного имущества. Но подобное основание не является абсолютным, так как в случае отсутствия в каком-либо округе государственной нотариальной конторы, то необходимые нотариальные действия поручаются федеральному органу исполнительной власти, который будет осуществлять правоприменительные функции, а также выполнять надзорную деятельность.
Если обратить внимание на сходство и различие в правовом статусе нотариусов, осуществляющих свою нотариальную деятельность в государственных конторах и занимающиеся частной практикой, то можно обнаружить следующую закономерность: основные различия проявляются только во взаимоотношениях между государством со всей ее совокупностью органов и должностных лиц и нотариусом, а в отношении граждан, которые обращаются за нотариальной помощью, все нотариусы равны.
Уголовно-правовая оценка действий нотариата
Порядок определения статуса государственного нотариуса, как должностного лица пока не нашел своего разрешения, но от решения данной проблемы зависит уголовно-правовая оценка порядка осуществления нотариальных действий. По мнению Т.Ю Погосяна государственные нотариусы не подпадают под категории перечисленных в примечании к ст. 285 УК РФ лиц, в связи с чем могут подлежать уголовной ответственности только за преступления, направленные на личность и собственность, предусмотренные уголовным законодательством [Т.Ю Погосян, 1998].
Волженкин Б.В. подчеркивает, что вследствие осуществления государственными нотариусами юридически значимых действий, осуществляемых только служащими государственных учреждений, то можно говорить что они являются должностными лицами. Поэтому злоупотребления, совершаемые ими, влекут уголовную ответственность, предусмотренную гл. 30 УК РФ. В целях достоверного определения статуса нотариуса, осуществляющего свою деятельность в государственных нотариальных конторах, необходимо на наш взгляд исходить из следующих моментов: определить относятся ли государственные нотариальные конторы к государственной службе, а также обозначить полномочия лица, осуществляющего государственную нотариальную деятельность [Волженкин Б.В., 2005].
Понятие службы в научной литературе интерпретируется по разному, например В.А. Манохин рассматривает ее как определенный профессиональный вид деятельность, осуществляемый специальными субъектами - служащими, выполняющими особые функции, связанные с исполнением и практической реализацией строго установленных в нормативных актах полномочий [В.А. Манохин, 1997].
По мнению Н. Егоровой общая характеристика понятия службы включает в себя определенный характер и юридическое значение деятельности, основанной на осуществлении выстроенных в определенной последовательности полномочий. Она считает, что служба является своего рода возмездной деятельностью, не связанной с производством материальных благ, реализуемая лицами в коммерческих и некоммерческих структурах, не зависимо от наличия определенного вида собственности, данные лица с одной стороны не состоят в отношениях служебной подчиненности, а с другой оказывают юридически значимую помощь в соответствии с нормами закона, которые в свою очередь регулируют деятельность каждой структуры государства [Н. Егорова, 1998].
Изучив опыт многих научных работников в процессе исследования, мы пришли к выводу, что ни в Федеральном законодательстве, ни в теоритических источниках не содержится понятие должностного лица, нет даже определенной ссылки на него. Деятельность нотариуса, ведущего свою службу в государственной нотариальной палате и несущего гражданскую службу, не служит основанием предопределения его статуса как должностного лица.
Но это создает своего рода трудности и обязывает правоприменителя устанавливать в зависимости от направленности деятельности круг полномочий каждого соответствующего служащего и проводить своего рода разграничения их обязанностей от организационно-распорядительных или административно - хозяйственных функций должностного лица, так как административно-хозяйственные не охватывают осуществление определенных нотариальных действий. Но в то же время нотариальные действия могут характеризоваться как организационно-распорядительные, заключающиеся в реализации юридически значимых действий, порождающих определенные правовые отношения. В соответствии с данным исследованием можно прийти к выводу, что нотариусы являются должностным лицами, которые от имени Российского государства совершают нотариальные действия, носящие организационно-распорядительный характер.
Выводы
Исходя из специфики осуществляемой нотариальными служащими деятельности, мы предлагаем следующее определение: государственная нотариальная деятельность представляет собой деятельность должностного лица органов местного самоуправления в отношении осуществления различного рода имущественных взаимоотношений, предоставляющих право гражданам на пользование и распоряжение данным
228 Gaps in Russian legislation
Vol 13. №6 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Уголовно-правовое обеспечение порядка осуществления нотариальной деятельности
Ахмедханова С.Т. Гамзаев Г.П. Бахшалиев Э.Ф.
имуществом, а в случае злоупотребления или превышения своими полномочиями, нотариус является лицом, несущим уголовную ответственность в соответствии с нормами законодательства, предусмотренные в гл. 30 УК РФ.
Следовательно, в случае нарушения указанными лицами порядка нотариальных действий они будут нести ответственность в соответствии с гл. 30 УК РФ, как преступления против власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Здесь речь может идти о злоупотреблении, превышении должностными полномочиями в соответствии со статьями ст. ст. 285, 286 УК РФ, а также о служебном подлоге ст. 292 УК РФ и халатности ст. 293 УК РФ.
Основным объектом злоупотребления полномочиями нотариусами, осуществляющими свою деятельность в государственных нотариальных конторах, следует рассматривать соблюдение установленного порядка совершения нотариальных действий в точном соблюдении формы, содержания, последовательности их проведения в целях обеспечения всей совокупности законных интересов граждан, организаций, общества и государства охраняемых уголовным законодательством.
Нотариус, осуществляющий свою деятельность в государственной нотариальной конторе и частный нота-
риат имеют практически одинаковые полномочия, а в случае отсутствия в каком-либо округе государственного нотариуса их полномочия совпадают, в следствие чего можно прийти к выводу, что нотариус как должностное лицо в рамках своих полномочий реализует свои права обязанности на основе законодательства о порядке осуществления нотариальной деятельности.
Заключение
В целях обеспечения правовой защиты законных интересов граждан и организаций, либо законных интересов общества и государства мы считаем целесообразным дополнение уголовного законодательства статьей, предусматривающей уголовную ответственность за нарушения порядка осуществления нотариальных действий: Статья ..... Нарушение порядка осуществления
нотариальных действий, повлекших причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и организациям, а также законным интересам общества и государства, повлекшим тяжкие последствия в виде причинения значительного материального ущерба. Деяния предусмотренные частью первой настоящей статьи, не повлекшие существенное нарушение прав несовершеннолетних либо недееспособных лиц, в виде причинения им значительного материального ущерба.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63—ФЗ (ред. от 03.10.2020): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1997 г. № 64 —ФЗ [Электронный ресурс] // Рос. газ. — 1997. — 16 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации — 17 июня —1996 — № 25, — ст. 2954. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант-Плюс»
2. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики / Б. В. Волженкин. - СПб., 2005.
3. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В. М. Манохин. - М., 1997.
4. Егорова Н. Субъект преступлений против интересов службы / Н. Егорова // Законность. - 1998. - № 4.
5. Погосян Т.Ю. Ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой / Т.Ю. Погосян // Нотариус. - 1998. - № 5/6.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ахмедханова Самира Телхатовна, канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). ORCID: 0000-0002-2807-8315. E-mail: cabinaken@mail.ru
Гамзаев Гамза Пашаевич, магистрант, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).
Бахшалиев Эйнулла Фазиль оглы, магистрант, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).
References:
1. Criminal code of the Russian Federation No. 63—FZ of June 13, 1996 (as amended on 03.10.2020): adopted by the State Duma. Duma Feder. SOBR. ROS. Federation 24 may 1996: approved. The Federation Council Feder. SOBR. ROS. Federation June 5, 1996: input. Fader. the law Grew. Federal law No. 64 —FZ of June 13, 1997 [Electronic resource] / / ROS. GAZ. - 1997. - 16 Jan.; SOBR. Za-konodatelstva ROS. Federation — June 17 -1996-No. 25, -article 2954. Access from the Internet. - legal system "Con-sultantPlus»
2. Volzhenkin B. V. Official crimes: Commentary on legislation and judicial practice / B. V. Volzhenkin. - SPb., 2005.
3. Manokhin V. M. Service and employee in the Russian Federation: legal regulation / V. M. Manokhin. - M., 1997.
4. Egorova N. Subject of crimes against the interests of the service / N. Egorova / / Legality. - 1998. - № 4.
5. Pogosyan T. Yu. Responsibility of a notary engaged in private practice / T. Yu. Pogosyan // Notary. - 1998. - No. 5/6.
- 82,03%
ABOUT THE AUTHORS
Akhmedkhanova Samira Telkhatovna, PhD (Law), Associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia). ORCID: 0000-0002-2807-8315. E-mail: cabinaken@mail.ru
Gamzaev Hamza Pashaevich, master student, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia).
Bakhshaliev Eynulla Fazil ogly, master student, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia).
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста