Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕНННОСТЬ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИСКРЕДИТАЦИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (СТ. 2803 УК РФ)'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕНННОСТЬ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИСКРЕДИТАЦИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (СТ. 2803 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кротов Денис Андреевич, Шавыркин Иван Алексеевич

В данной статье даётся уголовно-правовой анализ ст. 2803 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наибольшее внимание авторы уделяют определению оценочных понятий, таких как «дискредитация» и «публичные действия». Раскрывается содержание термина «государственный орган Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кротов Денис Андреевич, Шавыркин Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR PUBLIC ACTIONS AIMED AT DISCREDITING THE USE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION OR THE EXECUTION OF THEIR POWERS BY STATE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION (ARTICLE 2803 OF THE СRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

This article provides a criminal law analysis of article 2803 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors pay the greatest attention to the definition of evaluative concepts, such as "discrediting" and "public actions". The content of the term "state body of the Russian Federation" is revealed.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕНННОСТЬ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИСКРЕДИТАЦИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (СТ. 2803 УК РФ)»

УДК 343.3

Шавыркин Иван Алексеевич Кротов Денис Андреевич

Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева

Институт Юстиции Россия, Екатеринбург iv.shav@mail.ru denis.krotov0000@gmail.com Shavyrkin Ivan Krotov Denis

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕНННОСТЬ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИСКРЕДИТАЦИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (СТ. 2803 УК РФ) Аннотация: в данной статье даётся уголовно-правовой анализ ст. 2803 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наибольшее внимание авторы уделяют определению оценочных понятий, таких как «дискредитация» и «публичные действия». Раскрывается содержание термина «государственный орган Российской Федерации».

Ключевые слова: уголовное право, уголовно-правовой анализ, дискредитация, публичные действия, Вооружённые Силы Российской Федерации.

CRIMINAL LIABILITY FOR PUBLIC ACTIONS AIMED AT DISCREDITING THE USE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION OR THE EXECUTION OF THEIR POWERS BY STATE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION (ARTICLE 2803 of THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION) Annotation: this article provides a criminal law analysis of article 2803 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors pay the greatest attention to the definition of evaluative concepts, such as "discrediting" and "public actions". The content of the term "state body of the Russian Federation" is revealed. Key words: criminal law, criminal law analysis, discrediting, public actions, The Armed Forces of the Russian Federation.

В 2022 году в Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции были внесены изменения во многие нормативные правовые акты. Одним из примеров является Федеральный закон от 4 марта 2022 г. N 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Этим законом в Уголовный кодекс были внесены три новые статьи: 2073, 2803, 2842. В рамках этой работы мы дадим уголовно-правовой анализ ст. 2803. Эта норма вызвала самые бурные обсуждения как среди юристов, так и людей, далеких в профессиональном смысле от юридической деятельности. Поэтому необходимо проанализировать ст. 2803 УК РФ.

Непосредственным объектом выступает авторитет Вооружённых Сил Российской Федерации и государственных органов.

Исходя из ч. 2 исследуемого состава, можно выделить ряд факультативных объектов: жизнь, здоровье, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, нормальное функционирование объектов

жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Объективная сторона преступления представляет наибольший интерес, поскольку деяния, предусмотренные этой статьей, являются уникальными и новыми для всего как действующего уголовного закона, так и существовавшего ранее. Они представляют собой публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ или исполнение государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории Российской Федерации.

Наибольший интерес представляет уяснение смысла понятия «дискредитация», поскольку оно является ключевым для понимания сущности деяния. В действующем уголовном законе оно не употребляется, а его дефиницию можно обнаружить лишь в ст. 14.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой под дискредитацией понимается распространение ложных, неточных или искажённых сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации [8]. Распространить данную дефиницию на ст. 2803 УК РФ не представляется возможным по следующим основаниям. Во-первых, нормативные правовые акты регулируют различные общественные отношения, а в соответствии со специальными правилами языкового толкования без достаточных к тому оснований нельзя термин из одной отрасли права применять к другой. Во-вторых, распространение заведомо ложных сведений охватывается отдельной ст. 2073 УК РФ, а потому оно не является атрибутом понятия «дискредитация» в ст. 2803 УК РФ. Поэтому наиболее целесообразным будет применение языкового (грамматического) способа толкования права. Так, толковый словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой даёт следующее лексическое значение глагола «дискредитировать»: «Подрывать доверие к кому-нибудь, чему-нибудь, умалять чей-нибудь авторитет» [1, с.

200]. В словаре С. И. Ожегова, на который имеются ссылки и в судебных решениях (например, постановление Кудымкарского городского суда по делу 5-305/2022) [9] содержится идентичная формулировка. В деле, рассмотренном Куйбышевским районным судом г. Санкт-Петербурга, Севостьянов на площади демонстрировал плакат с текстом «MAKE LOVE NO WAR» («занимайтесь любовью, а не войной»), за что был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.3 КоАП РФ (стоит отметить, что диспозиция данной нормы совпадает с диспозицией ст. 2803 УК РФ). Суд указал, что под дискредитацией следует понимать «подрыв авторитета, имиджа и доверия» [10]. Таким образом, в диспозиции ст. 2803 УК РФ речь идёт о тех публичных действиях, которые умаляют авторитет Вооружённых Сил Российской Федерации (или государственных органов РФ), подрывают доверие к их деятельности. А. М. Шамаев и М. Л. Болобан приходят к выводу, что под эту формулировку подпадают любые публичные действия, противоречащие официальной позиции Министерства Обороны РФ [2, с. 188].

Дискредитация должна быть направлена на использование Вооружённых Сил Российской Федерации, а также на исполнение государственным органом РФ своих полномочий за рубежом. Следовательно, необходимо разъяснить, что понимается под этими понятиями.

Предельно ясно обстоит ситуация с определением Вооружённых Сил РФ. Легальное определение понятию дано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне», в соответствии с которой под ними понимается государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. В ст. 11 указанного Федерального закона перечислен их общий состав [5].

Если говорить о понятии «государственный орган», то оно дается в ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В этом акте под государственным органами понимаются органы государственной власти

Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации [7]. На наш взгляд, такое определение малоприменимо для понимания ст. 2803 УК РФ, поскольку не содержит полной и понятной для субъектов права информации о сущности государственных органов. Поэтому необходимо обратиться к научным источникам.

К примеру, в учебнике «Конституционное право России» под редакцией Б.С. Эбзеева и А.С. Прудникова, под государственным органом понимает самостоятельное звено государственного аппарата, которое наделено государственно-властными полномочиями или иными полномочиями, уполномочено государством и обществом на осуществление соответствующих задач и функций и действует в установленном государством порядке [3, с. 417]. Это определение, на наш взгляд, более раскрывает термин «государственный орган» с точки зрения правоприменительной деятельности.

Далее следует выяснить соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти», поскольку от этого зависит то, деятельность каких органов охватывается диспозицией нормы.

Мы считаем, что наиболее верной будет точка зрения, в соответствии с которой «государственный орган» - понятие более широкое, чем «орган государственной власти». Иное привело бы к тому, что диспозиция ст. 2803 УК РФ не распространялась бы на органы государственной власти, в частности, на Федеральную службу войск национальной гвардии РФ, которая вместе с Вооружёнными Силами РФ может быть использована в целях защиты интересов РФ за пределами территории государства (п/п. 17 п. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) [6], или на МЧС.

Из факультативных признаков объективной стороны обязательным является обстановка: действия должны быть публичными.

Понятие "публичные действия" является оценочной категорией в праве. Это значит, что в каждом конкретном деле суд самостоятельно с учётом обстоятельств совершения деяния (места, времени и способа) должен определить, являются действия публичными или нет. Частными примерами публичности являются, например, совершение действий в общественном месте при большом скоплении людей, распространение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на открытых ресурсах (сайтах, форумах, неприватных страницах в социальных сетях), распространение листовок или вывешивание плакатов.

В части второй помимо деяния обязательным признаком объективной стороны являются последствия: смерть (по неосторожности), причинение вреда здоровью граждан, имуществу и некоторые другие.

В части первой ст. 2803 УК РФ субъект специальный - лицо, привлекавшееся к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. А во второй - общий.

В ходе исследования мы неоднократно столкнулись с ситуацией, когда наибольшую трудность у правоприменителей представляет разграничение деяний, предусмотренных ст. 2803 и 2073 УК РФ, и, как следствие, возникает вопрос: разве распространение ложных сведений в отношении какого-либо объекта само по себе не приводит автоматически к его дискредитации? Так, в лингвистике одним из основных содержательно-композиционных признаков речевого акта дискредитации является «создание ложного образа действительности» [4, с. 222]. А. М. Шамаев и М. Л. Болобан отмечают: «Можно поставить вопрос о возможной квалификации действий лица по обеим статьям уголовного законодательства за одно деяние одновременно» [2, с. 189]. Однако с этим положением трудно согласиться, так как привлечение одного

лица к уголовной ответственности дважды за одно деяние противоречит принципам справедливости и non bis in idem. На это указывает и Конституционный Суд Российской Федерации: «Повторное привлечение лица к одному и тому же виду ответственности за одно и то же деяние было бы... ответственностью без правонарушения, что недопустимо в правовом государстве» [10].

В данном случае имеет место не идеальная совокупность преступлений, а конкуренция уголовно-правовых норм по принципу части и целого. Распространение ложных сведений влечет за собой дискредитацию, однако оно полностью охватывается только ст. 2073 УК РФ, и поэтому дополнительной квалификации по ст. 2803 не требует. Важно отметить, что речь идет только о тех сведениях, которые имеют негативную коннотацию, поскольку «положительная» информация не может умалять авторитет, то есть дискредитировать.

Список литературы:

1. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2011: Издательский центр «Азбуковник». — 1175 с.

2. Шамаев А. М., Болобан М. Л. Вопросы правоприменительной практики при квалификации деяний подпадающих под ст. 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации» // Образование и право. — 2022. — №4. — С. 186 -190.

3. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б. С. Эбзеев и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

4. Колтунова Е. А., Жарков И. В. О пределах применения в лингвоэкспертной практике понятия речевой стратегии дискредитации // Неофилология. — 2022. — Т. 8, №2. — С. 218-227.

5. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» // СПС КонсультантПлюс.

6. Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510 (ред. от 12.03.2022) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // СПС КонсультантПлюс.

7. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135- ФЗ «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс.

9. Постановление Кудымкарского городского суда от 12.04.2022 по делу № 5-305/2022 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»: интернет-портал.

10. Постановление Куйбышевского районного суда г. Санкт- Петербурга от 31.03.2022 по делу №5-358/2022 // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»: интернет-портал.

11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 № 6-П «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р. В. Боскачева, И. В. Овсянникова и Д. А. Савельева» // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.