= МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПРАВО =
ЛОБАНОВ Никита Вадимович,
аспирант 3 курса, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, кафедра уголовного права и криминологии;
уголовно-исполнительное право, e-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КОНФИСКАЦИЯ В СРЕЗЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
I Аннотация. Цель исследования - выявить отличительные признаки конфискации как
> уголовно-правового института в международных правовых актах. В статье рассмотрены меж-I дународные правовые акты, содержащие правовую базу для применения института конфи-
> скации (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Римский статут Международного уголовного суда, Конвенция против транснациональной организованной преступности и
I др.). Выделены основные черты конфискации, присущие международно-правовым актам:
> изъятие имущества, доходов, полученных преступным путем, а также средств, орудий совер-
> шения преступления. Научная новизна заключается в рассмотрении эволюции данного ин-I ститута в контексте масштабных изменений отечественного законодательства в 2022-2023 I годах. В результате исследования предлагается ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации уголовную ответственность за незаконное обогащение.
с Ключевые слова: конфискация in rem, международная преступность, коррупционные преступления, неподтвержденный доход, международное право.
LOBANOV Nikita Vadimovich,
3rd year postgraduate student, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Department of Criminal Law and Criminology;
penal law
CRIMINAL LAW CONFISCATION OF INTERNATIONAL LEGAL
INSTRUMENTS
Annotation. The purpose of the study is to identify the distinctive features of confiscation as a criminal law institution in international legal acts. The article considers international legal acts containing the legal basis for the application of the institution of confiscation (the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, the Rome Statute of the International Criminal Court, the Convention against Transnational Organized Crime, etc.). The main features of confiscation inherent in international legal acts are highlighted: the seizure of property, proceeds from crime, as well as funds and instruments of crime. The scientific novelty lies in considering the evolution of this institution in the context of large-scale changes in domestic legislation in 20222023. /As a result of the study, it is proposed to introduce criminal liability for illegal enrichment into the Criminal Code of the Russian Federation.
Key words: confiscation in rem, transnational crime, corruption crimes, unexplained wealth, international law.
Развитие государства зиждется на культурном поприще. Культура во многом определяет явления, которые будут происходить внутри государственного аппарата. Понятие культуры повсеместно используется и практически нигде не разъясняется. Культура может означать
очень многое: коллективную идентичность, нацию, расу, корпоративную политику, цивилизацию, искусство и литературу, образ жизни, массовые популярные артефакты, ритуал. Закон, на первый взгляд, кажется, легче понять, если рассматривать его в противопоставлении культуре
— как сформулированным правилам и правам, изложенным в конституциях, статутах, судебных решениях, формальности разрешения споров и основе общественного порядка. В большинстве концепций культуры право иногда является компонентом, но чаще всего оно является второстепенным или неуместным. Большинство представлений о праве включают культуру, если они вообще ее включают, как неизбежный социальный контекст правового вопроса — элемент иррациональности или основу политических конфликтов. Когда право и культура рассматриваются вместе, они концептуализируются как отдельные сферы действия и лишь незначительно связаны друг с другом.
Современный мир сложнее чем может показаться. Уже по данным ООН, в 2009 году оборот транснациональной преступности составил внушительную сумму - 870 млрд долларов США, что эквивалентно 1,5% мирового ВВП. Для эффективного противодействия этой тенденции необходимо вывести международное сотрудничество в борьбе с преступностью на качественно новый уровень.
В контексте сложной геополитической обстановки и укрепления партнерства России со странами БРИ КС особое значение приобретает Пекинская декларация, принятая в июне 2022 года. В ней подчеркивается опасность использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, а также проблема двойных стандартов в противодействии терроризму и экстремизму. Эти вызовы требуют тесного международного взаимодействия и гармонизации правовых систем.
Одним из действенных инструментов борьбы с преступностью может стать институт уголовно-правовой конфискации, который широко применяется в законодательстве различных государств, хотя и имеет некоторые отличия. Согласно Конституции РФ, международные договоры и общепризнанные принципы международного права являются неотъемлемой частью российской правовой системы и имеют приоритет над национальным законодательством.
Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека устанавливает неприкосновенность частной собственности, допуская ее изъятие только в интересах общества и на условиях, предусмотЫренных законом и международным правом. При этом государства вправе принимать законы, необходимые для контроля за использованием собственности в общественных интересах или для обеспечения уплаты налогов, сборов и штрафов. Это открывает возможность для применения конфискации как меры изъятия преступных доходов и имущества в публичных целях.
Римский статут Международного уголовного суда, хотя и не дает четкого определения конфискации, указывает на ее ключевые признаки. Конфискация рассматривается как наказание наряду с лишением свободы и штрафом и предполагает изъятие доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для добросовестных третьих лиц. Статут также предусматривает создание Целевого фонда для поддержки потерпевших от преступлений, в который могут передаваться средства, полученные от штрафов и конфискации.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности дает более четкое определение конфискации как окончательного лишения имущества по решению суда или другого компетентного органа. Конвенция призывает государства-участников принимать меры для обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений, связанных с организованной преступностью, отмыванием денег, коррупцией и воспрепятствованием правосудию, а также имущества, использовавшегося или предназначенного для использования при совершении таких преступлений. Под имуществом понимаются любые активы, материальные или нематериальные. Конвенция также предполагает возможность конфискации имущества, которое получено в результате превращения или преобразования преступных доходов, а также при извлечении прибыли или другой выгоды, которые получены от доходов от преступлений, от имущества, в которое были превращены или преобразованы доходы от преступлений, или от имущества, к которому были приобщены доходы от преступлений; в случае приобщения преступных доходов к законному имуществу конфискации подлежит часть имущества, соответствующая оцененной части преступных доходов.
Кроме того, наиболее важное, на наш взгляд, положение содержится в пункте 7 указанной статьи. В ней государствам-участникам предлагается рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства. Тем самым, по сути, странам-участникам предлагается внедрить институт так называемой конфискации in rem.
Стоит отметить, что одним из требований, предъявляемых к России при вступлении в Совет Европы, являлось принятие и ратификация ряда конвенций данной организации. В частности,
речь шла о Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных преступным путем [7].
Данная Конвенция, принятая 09.11.1990 [8] и ратифицированная РФ в 2001 году, содержит в первой статье трактовку термина «конфискация». Под ней понимается мера или наказание, назначаемое судебным органом по результатам разбирательства по одному или нескольким уголовным делам и заключающееся в лишении права собственности. Для реализации цели по лишению преступников незаконных доходов, вторая статья Конвенции обязывает страны-участницы принять законодательные и иные необходимые меры, дающие возможность конфисковать орудия и доходы преступлений либо имущество, эквивалентное по стоимости этим доходам. Конвенция трактует «орудия» как любое имущество, использованное или предназначавшееся для использования, полностью или частично, любым способом для совершения преступного деяния или деяний.
Современный вид института конфискации в российском законодательстве во многом обусловлен необходимостью выполнения международно-правовых обязательств страны. Так, пояснительная записка к законопроекту № 282601-4 о возвращении конфискации в УК РФ напрямую ссылается на ратификацию Россией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и недавних антитеррористических резолюций Сов-беза ООН [9].
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года [10] в качестве одной из целей в первой статье указывает принятие эффективных мер по предотвращению терроризма и противодействию ему, особенно публичному подстрекательству к совершению террористических преступлений, вербовке и подготовке террористов.
Существенную роль в борьбе с терроризмом играет Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 17.02.1999 [11]. Ее восьмая статья обращает внимание на обязанность каждого государства-участника принимать, в соответствии с принципами своего внутреннего права, необходимые меры для определения, обнаружения, блокирования или ареста любых средств, используемых или выделенных для совершения преступлений, указанных во второй статье, а также доходов, полученных от таких преступлений, с целью возможной конфискации. Также данная статья указывает на необходимость принятия каждым государством-участником надлежащих мер для конфискации средств, использованных или выделенных для совершения террористических преступлений, и доходов от таких преступлений. Предусмотрена возможность рассмотрения вопроса о заключении соглашений о
разделе конфискованных средств с другими государствами на регулярной основе или в каждом конкретном случае.
Особый интерес представляют положения четвертого пункта указанной статьи, согласно которым государствам-участникам конвенции следует реорганизовывать свои возможности и ключевые положения. Указанная статья предлагает рассмотреть возможность принятия законодательных и иных мер для признания в качестве уголовно наказуемого деяния незаконного обогащения - значительного увеличения доходов активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Думается, что указанный институт, особенно в связке с так называемой конфискацией in rem, пришелся бы к месту в отечественном Уголовном кодексе с учетом традиционно острой проблемы коррупционных преступлений.
С учетом изложенного, предлагаем внести в Уголовный кодекс Российской Федерации уголовную ответственность за незаконное обогащение в следующей редакции:
«...Статья 285.7. Незаконное обогащение.
Приобретение должностным лицом, его близкими родственниками и близкими лицами имущества, как движимого, так и недвижимого, если его совокупная стоимость превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие два года, если в отношении такого имущества не представлены сведения, подтверждающие законность их получения...».
Список литературы:
[1] Организация Объединенных Наций. Управление ООН по наркотикам и преступности. Транснациональная организованная преступность - глобализованная нелегальная экономика [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unodc. org/documents/toc/factsheets/TOC12_fs_general_ RU_Plain.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
[2] Пекинская декларация XIV саммита БРИКС [Электронный ресурс]. - URL: https://www. nkibrics.ru/system/asset_docs/ data/635a/6df2/6272/6945/fa54/0000/original/%D0 %A5IV_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BC% D0%B8%D1%82_%D0%91%D0%A0%D0%98%D 0%9A%D0%A1_-_%D0%9F%D0%B5%D0%BA% D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D 1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D 0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1 %8F_(%D0%B3._%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D
0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%B8%D1%82%
D0%B0%D0%B9_23_%D0%B8%D1%8E%D0%
BD%D1%8F_2022_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 %D0%B0).pdf?1666870770 (дата обращения: 15.04.2023).
[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
[4] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
[5] Римский статут Международного уголовного суда [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 15.04.2023).
[6] Конвенция против транснациональной организованной преступности (Заключена в г. Нью-Йорке 15.11.2000) (с изм. от 31.05.2001) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
[7] Заключение № 193 (1996) Парламентской ассамблеи Совета Европы «По заявке России на вступление в Совет Европы» (Принято в г. Страсбурге 25.01.1996) [Электронный ресурс]. -URL: https://student2.consultant.ru/cgi/online.cgi7r eq=doc&ts=k2Kp8DTPmZ95Ihq8&cacheid=836D4E 29B1DEA3A1100BCC7A09238CE5&mode=splus&r nd=0.009765714647687274&base=INT&n=22927#F wBC9DTnWFOhfo1L (дата обращения: 15.04.2023).
[8] Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) (Заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) (с изм. от 16.05.2005) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
[9] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/282601-4 (дата обращения: 15.04.2023).
[10] Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) (с изм. от 22.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст.
2393.
[11] Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1059.
[12] Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) (с изм. от 15.05.2003) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст.
2394.
[13] Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник меж-
дународных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133-157.
[14] Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS N 201) (Заключена в г. Лансароте 25.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 7. Ст. 632.
[15] Конвенция Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (CETS N 211) (Заключена в г. Москве 28.10.2011) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 45.
Spisok literatury:
[1] United Nations. United Nations Office on Drugs and Crime. Transnational organized crime -globalized illegal economy [Electronic resource]. -URL: https://www.unodc.org/documents/toc/fact-sheets/TOC12_fs_general_RU_Plain.pdf (access date: 15.04.2023).
[2] Beijing Declaration of the XIV BRICS Summit [Electronic Resource]. - URL: https://www.nki-brics.ru/system/asset_docs/ data/635a/6df2/6272/6945/fa54/0000/ original/%D0%A5IV_%D1%81%D0%B0%D0%BC %D0%BC%D0%B8%D1%82_%D0%91%D0%A0 %D0%98%D0%9A%D0%A1_-_%D0%9F%D0%B 5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BA %D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86% D0%B8%D1%8F_(%D0%B3._%D0%9F%D0%B5
%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%B
8%D1%82%D0%B0%D0%B9_23_%D0%B8%D1
%8E%D0%BD%D1%8F_2022_%D0%B3%D0%B E%D0%B4%D0%B0).pdf?1666870770 (дата обращения: 15.04.2023).
[3] Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) Rossiyskaya Gazeta. 1993. Dec 25 No. 237.
[4] Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome 04.11.1950) (as amended on 24.06.2013) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. № 2. Art. 163.
[5] Rome Statute of the International Criminal Court [Electronic Resource]. - URL: https://www. un.org/ru/law/icc/rome_statute (r) .pdf (access date: 15.04.2023).
[6] Convention against Transnational Organized Crime (Concluded in New York 15.11.2000) (as amended on 31.05.2001) //Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. № 40. Art. 3882.
[7] Conclusion No. 193 (1996) of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe "On the application of Russia for membership in the Council of Europe" (Adopted in Strasbourg 25.01.1996) [Electronic resource]. - URL: https://student2.con-
sultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=k2Kp8DTPmZ 95Ihq8&cacheid=836D4E29B1DEA3A1100BCC7A0 9238CE5&mode=splus&rnd=0.00976571464768727 4&base=INT&n=22927#FwBC9DTnWFOhfo1 L (дата обращения: 15.04.2023).
[8] Convention on Laundering, Detection, Seizure and Confiscation of the Proceeds of Crime (ETS N 141) (concluded in Strasbourg 08.11.1990) (as amended on 16.05.2005) //Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. № 3. Art. 203.
[9] Explanatory note to the draft federal law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law" On Ratification of the Council of Europe Convention on the Prevention of Terrorism "and the Federal Law" On Countering Terrorism "[Electronic Resource]. - URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/282601-4 (access date: 15.04.2023).
[10] Council of Europe Convention on the Prevention of Terrorism (CETS N 196) (Concluded in Warsaw 16.05.2005) (as amended on 22.10.2015) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2009. № 20. Art. 2393.
[11] International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism (Concluded in New York 09.12.1999) //Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. № 12. Art. 1059.
[12] Convention on Criminal Liability for Corruption (ETS N 173) (Concluded in Strasbourg 27.01.1999) (as amended on 15.05.2003) //Collec-tion of Legislation of the Russian Federation. 2009. № 20. Art. 2394.
[13] United Nations Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances (concluded in Vienna 20.12.1988) //Collec-tion of international treaties of the USSR and the Russian Federation. No. XLVII. M., 1994. S. 133-157.
[14] Council of Europe Convention on the Protection of Children from Sexual Exploitation and Abuse (CETS N 201) (Concluded in Lanzarote 25.10.2007) //Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 7. Art. 632.
[15] Council of Europe Convention on Combating Falsification of Medical Products and Similar Crimes Endangering Public Health (CETS N 211) (Concluded in Moscow 28.10.2011) //Collection of Legislation of the Russian Federation. 2019. № 45.