Научная статья на тему 'Уголовно-правовое регулирование конфискации имущества в международном праве'

Уголовно-правовое регулирование конфискации имущества в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1495
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТЬЯ 104.1 УК РФ / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / АРЕСТ ИМУЩЕСТВА / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ARTICLE 104.1 OF THE CRIMINAL CODE OF RUSSIA / CONFISCATION OF PROPERTY / SEIZURE OF PROPERTY / RIGHT OF OWNERSHIP / CRIMINAL PENALTY / OTHER MEASURES OF CRIMINAL LAW / INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пилипенко Константин Владимирович

В статье анализируются положения конвенций и международных договоров Российской Федерации, регламентирующие общие начала конфискации имущества в международном уголовном праве как меры борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL REGULATION OF CONFISCATION OF PROPERTY IN THE INTERNATIONAL LAW

This paper analyzes the regulations of the conventions and international treaties of the Russian Federation, governing the common principles of property confiscation in the international criminal law as a measure of crime prevention.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовое регулирование конфискации имущества в международном праве»

УДК 343.272::341.018

Пилипенко Константин Владимирович

Pilipenko Konstantin Vladimirovich

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

CRIMINAL LEGAL REGULATION OF CONFISCATION OF PROPERTY IN THE INTERNATIONAL LAW

Аннотация:

Summary:

В статье анализируются положения конвенций и международных договоров Российской Федерации, регламентирующие общие начала конфискации имущества в международном уголовном праве как меры борьбы с преступностью.

This paper analyzes the regulations of the conventions and international treaties of the Russian Federation, governing the common principles of property confiscation in the international criminal law as a measure of crime prevention.

Ключевые слова:

Keywords:

статья 104.1 УК РФ, конфискация имущества, арест имущества, право собственности, уголовное наказание, иные меры уголовно-правового характера, международные договоры Российской Федерации, борьба с преступностью.

article 104.1 of the Criminal Code of Russia; confiscation of property; seizure of property; right of ownership; criminal penalty; other measures of criminal law; international treaties of the Russian Federation; crime prevention.

Анализ положений международных правовых актов, регламентирующих межгосударственные отношения в сфере борьбы с преступностью, представляется необходимой составляющей любого научного исследования, посвященного совершенствованию национального уголовного законодательства, поскольку, исходя из положений ст. 1 УК России, «уголовное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права» [1].

В процессе анализа международных правовых актов нами выявлен достаточно обширный перечень нормативов, регламентирующих допустимость, основания, условия и порядок конфискации имущества в международном праве [2]. К ним прежде всего относятся международные правовые акты, регламентирующие положения о конфискации предметов, запрещенных в гражданском обороте. Среди них можно выделить заключенное в Париже в 1910 г. Соглашение, относительно пресечения обращения порнографических изданий, и Международную конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими [3]. Так, ст. V названной Конвенции регламентировала «возможность совершения обысков в местах, где, можно было бы предположить, изготовляются или находятся с какой-либо из целей, предусмотренных статьей I или в нарушение этой статьи, сочинения, рисунки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы, фотографии, кинематографические фильмы или другие порнографические предметы, и равным образом предусмотреть наложение на них ареста, их конфискацию и уничтожение».

К международным правовым актам, регламентирующим конфискацию предметов, запрещенных в гражданском обороте, можно отнести принятую в 1961 г. Единую конвенция о наркотических средствах [4], а также Конвенцию о психотропных веществах от 21.02.1971 г. [5], которые предусматривали наложение ареста и конфискации на любые наркотические средства и психотропные вещества, а также предметы и оборудование, использованные или предназначенные для совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Приведенные примеры межгосударственных соглашений о конфискации предметов, запрещенных или ограниченных в гражданском обороте, можно отнести к регламентации специальной конфискации имущества, известной современному уголовному праву Российской Федерации.

К числу международно-правовых актов, регламентирующих общие начала конфискации имущества, следует отнести Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. [6], который определяет допустимость конфискации «доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления», а также регулирует положения о конфискации имущества «при совершении геноцида, преступления против человечности, военных преступлений и преступления агрессии».

Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13.12.1957 г.) [7] в ст. 20, определяя принципиальную допустимость установления конфискации имущества в национальном праве, устанавливает, что конфискация имущества осужденного или арест имущества обвиняемого допустимы,

только когда: 1) имущество признается вещественным доказательством; 2) было приобретено в результате преступления; 3) в момент ареста находилось во владении требуемого к выдаче лица или обнаружено позднее.

Конвенция ООН по морскому праву [8] регламентирует «конфискацию оборудования радиосвязи, противоправно используемого в целях несанкционированного радиовещания».

Достаточно большое внимание уделено вопросам международно-правового регулирования конфискации имущества в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [9], ратифицированной СССР в соответствии с Постановлением ВС СССР от 09.10.1990 № 1711-1.

Определяя в п. 1 ст. 3 преступность деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, названная Конвенция в п. 4 данной статьи регламентирует их наказуемость, определяя допустимость установления в национальных правовых системах за их совершение «таких санкций... как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация».

В соответствии со ст. 5 данной Конвенции государства-участники должны принимать «такие меры, которые могут потребоваться для конфискации: а) доходов, полученных в результате совершения правонарушений, предусмотренных конвенцией, или собственности, стоимость которой соответствует таким доходам; Ь) наркотических средств и психотропных веществ, материалов и оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования каким-либо образом при совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с конвенцией», а также «такие меры, которые могут потребоваться, с тем, чтобы ее компетентные органы могли определить, выявить и заморозить или арестовать доходы, собственность, средства или любые другие предметы», упомянутые в конвенции, «с целью последующей конфискации».

В соответствии с положениями данной Конвенции, «если доходы были превращены или преобразованы в другую собственность, то меры, указанные в настоящей статье, применяются в отношении такой собственности, а не доходов; если доходы были приобщены к собственности, приобретенной из законных источников, такая собственность без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или замораживания, подлежит конфискации в объеме, соответствующем оцененной стоимости этих приобщенных доходов; в отношении поступлений или другой прибыли, которые получены от доходов, собственности, в которую были превращены или преобразованы доходы или собственность, к которой были приобщены доходы, также применяются» вышеобозначенные меры, заключающиеся не менее чем в «тюремном заключении или других видах лишения свободы, штрафных санкциях и конфискации».

Сопоставляя положения рассматриваемой Конвенции и положения действующего УК РФ о конфискации имущества и об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, необходимо отметить, что отдельные положения Конвенции не нашли полного отражения в положениях главы 15.1 УК РФ.

В частности, исходя из содержания подпункта «V» п. «а» ч. 1 ст. 3 Конвенции «Правонарушения и санкции» «Организация, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных в подпунктах Т, "и'', "ш" или "м"», должны быть не только криминализированы в национальных правовых системах, но и должны влечь за собой, в числе прочих уголовно-правовых санкций, конфискацию имущества, используемого при совершении, подготовке или сокрытии данных преступлений.

Действующая в настоящее время редакция ст. 104.1 УК РФ регламентирует конфискацию денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), но не регламентирует предусмотренной Конвенцией конфискации имущества, используемого или предназначенного для организации или финансирования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем дополнить положения п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ и изложить его в следующей редакции:

Статья 104.1 Конфискация имущества.

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);.

Подобного рода расширение оснований конфискации имущества позволит в полной мере учесть положения Конвенции и регламентировать конфискацию не только доходов от незаконного оборота наркотиков, но и имущества, используемого или предназначенного для его финансирования, в том числе и в случаях, когда: 1) наркопреступление пресечено на стадии предварительной преступной деятельности, когда денежные средства еще не составили дохода наркоторговца (что исключает применение конфискации по п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ); 2) нет доказательств причастности наркоторговца к деятельности организованной группы, преступного сообщества или организации (что исключает конфискацию в соответствии с действующей редакцией п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ); 3) имущество, изъятое у покупателя наркотиков, предназначенное для их приобретения в пользу третьего лица, не принадлежит задержанному (что исключает конфискацию такого имущества как у задержанного в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ (поскольку это имущество ему не принадлежит), так и у собственника этого имущества, приобретавшего наркотики для личного потребления через «бескорыстного» посредника (поскольку п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ такого основания конфискации имущества не предусматривает).

Заслуживает внимания еще одно положение Конвенции, которое хотя и нашло отражение в действующей редакции ст. 104.1 УК РФ, но вместе с тем не вполне согласуется с принципами отечественного уголовного права, в частности с принципом вины. Так, в соответствии с п. «1» ст. 1 рассматриваемой Конвенции под конфискацией понимается как «окончательное лишение собственности по постановлению суда или другого компетентного органа», так и «в соответствующих случаях изъятие» имущества, что, исходя из положений пп. Ь) п. 9 ст. 12 Конвенции, может применяться, «если имеется убедительное свидетельство того, что они предназначены для использования в целях незаконного изготовления какого-либо наркотического средства или психотропного вещества». Таким образом, Конвенция регламентирует изъятие имущества, применяемое на стадии, когда лицо еще не признано виновным в совершении преступления.

В соответствии со смыслом Конвенции отечественное законодательство регламентировало данное международно-правовое предписание, изложив его в действующей редакции п. «г» ч. 1 ст. 104.1. УК РФ: конфискации «орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому». Представляется, что данная регламентация не вполне соответствует принципу вины. В соответствии с положениями действующего уголовного законодательства, меры уголовно-правового характера (будь то наказание или иные меры уголовно-правового характера) должны применяться только в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние.

Ст. 49 Конституции РФ определяет, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Только суд может признать лицо виновным в совершении преступления и применить к нему предусмотренные уголовным законом меры государственного принуждения, к которым, помимо наказания, относится и конфискация имущества.

В соответствии с УПК РФ лицо, признанное судом виновным в совершении преступления именуется осужденным, а лицо, которому органами предварительного следствия предъявлено обвинение, - обвиняемым. Вместе с тем, п. «г» ч. 1 ст. 104.1. УК РФ регламентирует возможность конфискации имущества не осужденного (и даже не подсудимого), а обвиняемого, т. е. лица, чья вина в совершении преступления судом не установлена.

Представляется, что регламентация прав и свобод не осужденного, а обвиняемого (равно как и допустимость их ограничения) составляет предмет не уголовного, а уголовно-процессуального права, в связи с чем действующая редакция п. «г» ч. 1 ст. 104.1. УК РФ в части конфискации имущества лица, не признанного в установленном законом порядке виновным в совершении преступления, не вполне оправдана.

Регламентация же Конвенцией изъятия имущества обвиняемого как разновидности конфискации (в международно-правовом смысле) должна толковаться в отечественном законодательстве как наложение уголовно-процессуального ареста на имущество, но не как его уголовноправовая конфискация, преследующая иные, нежели арест, цели, и влекущая иные правовые последствия.

Таким образом, представляется, что в целях обеспечения соблюдения закрепленных в УК России принципов законности, вины и справедливости представляется необходимым в п. «г»

ч. 1 ст. 104.1 УК России слово «обвиняемому» заменить на слово «осужденному», изложив его в следующей редакции:

«г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих осужденному».

Примечательно, что положения п. 7 ст. 5 рассматриваемой Конвенции определяют право стран-участниц «рассмотреть возможность обеспечения переноса бремени доказывания законного происхождения предполагаемых доходов или другой собственности, подлежащих конфискации, в той степени, в какой такая мера соответствует принципам ее национального законодательства и характеру судебного и иного разбирательства». С нашей точки зрения, данное положение означает международно-правовое ограничение презумпции невиновности.

Подобный подход к возложению бремени доказывания правомерности происхождения имущества на подозреваемого (обвиняемого) представляется весьма интересным, заслуживающим внимания решением, которое на сегодняшний день не находит отражения в российском уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Необходимо отметить, что приведенные выше особенности международно-правового регулирования конфискации имущества в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, не нашедшие отражения в отечественном уголовном законодательстве, не являются исключением из общего правила или единичным случаем, а, напротив, отражают общие направления международной уголовной политики в борьбе с наиболее опасными преступлениями, что, к примеру, характеризуется во многом схожим подходом в определении международно-правовых основ борьбы с легализацией преступных доходов [10], положениями Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. [11], Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. [12], Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма [13] и др.

Положения данных Конвенций, регламентирующие конфискацию имущества, аналогичные по содержанию, оперируют понятиями «конфискация», «арест», «заблокирование» и «выемка» и регламентируют право стран-участниц данных Конвенций «принимать такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, ареста или выемки любого из перечисленного выше имущества с целью последующей конфискации».

Вместе с тем, среди международно-правовых норм, регулирующих положения о конфискации имущества, которые не нашли полного отражения в отечественном уголовном законодательстве, представляется необходимым отметить Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Пункт с) ч. 1 ст. 6 данной Конвенции определяет, что государства вправе криминализировать «приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем». При этом, сопоставляя данную норму с положениями ст. 175 УК РФ об ответственности за заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, можно сделать вывод, что обозначенные в п. с) ч. 1 ст. 6 Конвенции и рекомендуемые к криминализации «владение и использование имущества, заведомо добытого преступным путем», не признаются преступными в соответствии с положениями УК РФ. Тем не менее, в соответствии с ч. 3 ст. 104.1 УК РФ, «имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий».

Сопоставляя приведенные положения УК РФ о том, что владение и пользование имуществом, заведомо добытым преступным путем, не является преступлением, но вместе с тем влечет конфискацию такого имущества, можно сделать обобщающий вывод о том, что иные меры уголовно-правового характера могут применяться к лицу, совершившему деяние, не запрещенное уголовным кодексом. На наш взгляд, данный вывод не волне согласуется с представлениями об основании уголовной ответственности в УК РФ.

Представляется, что криминализация в рамках ст. 175 УК РФ владения и пользования имуществом, заведомо добытым преступным путем, позволит устранить обозначенный недостаток и привести в соответствие отечественное уголовно-правовое регулирование конфискации имущества с положениями международно-правовых норм, обеспечить системность положений Общей и Особенной частей уголовного закона России, а также повысить предупредительное значение ст. 175 УК России.

Исходя из вышесказанного, предлагаем изложить наименование и диспозицию ч. 1 ст. 175 УК России в следующей редакции:

«Статья 175. Приобретение, владение, использование или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение, владение, использование или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - ».

Подводя итог исследования уголовно-правовых аспектов регулирования конфискации имущества в международном праве, представляется возможным сформулировать следующие обобщающие выводы и предложения.

1. Конфискация имущества регламентируется международным уголовным правом в трех аспектах: а) как мера уголовного наказания; б) как иная мера уголовно-правового характера; в) как уголовно-процессуальная мера принуждения - арест имущества.

2. При изъятии имущества (как уголовно-процессуальной меры принуждения) международное уголовное право допускает возложение бремени доказывания правомерности происхождения такого имущества на самого обвиняемого.

3. Предлагаем изложить п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ в следующей редакции:

«Статья 104.1. Конфискация имущества.

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).»

4. Предлагаем изложить п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК России в следующей редакции:

«г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих осужденному».

5. В целях приведения в соответствие положений УК РФ о конфискации имущества с положениями международно-правовых норм, обеспечения системной взаимосвязи положений Общей и Особенной частей уголовного закона России, а также повышения предупредительного значения ст. 175 УК России, представляется необходимой криминализация в рамках данной статьи владения и пользования имуществом, заведомо добытым преступным путем, и изложение ее редакции в следующем виде:

«Статья 175. Приобретение, владение, использование или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение, владение, использование или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - ».

Ссылки:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. 1.

2. Конвенция ООН против коррупции (2003) ; Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000); Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000) ; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) ; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999) ; Римский статут Международного уголовного суда (1998) ; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990) ; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) ; Конвенция ООН по морскому праву (1982) ; Конвенция о психотропных веществах (1971) ; Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (1961) ; Европейская конвенция о выдаче (1957) ; Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923) ; Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий (1910) и др.

3. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 100-107.

4. Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15-50.

5. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416-434.

6. Римский статут Международного уголовного суда // Правовая система «Консультант-плюс».

7. Европейская конвенция о выдаче // Бюллетень международных договоров. 2000. № 9. С. 3-11, 19-28.

8. Конвенция ООН по морскому праву. Нью-Йорк, 1984. С. 1-226.

9. Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 60-89.

10. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Заключена в г. Страсбург 08.11.1990) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. 20 янв. Ст. 203.

11. Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. 4 окт. Ст. 3882.

12. Там же. 2009. № 20. 18 мая. Ст. 2394.

13. Там же. 2003. № 12. 24 мар. Ст. 1059.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.