Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1161
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОТМЫВАНИЕ" ДЕНЕГ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ / ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривов Андрей Валерьевич

В статье раскрываются вопросы уголовно-правовой регламентации противодействия легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем в Российской Федерации. Исследуются основные уголовно-правовые характеристики данного вида преступления. Автором рассматриваются проблемы, препятствующие эффективному противодействию легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW DESCRIPTION OF LEGALIZATION OF ILLEGALLY OBTAINED MONEY RESOURCES OR OTHER PROPERTY

The paper reveals the issues of criminal law regulation of counteraction of legalization of money resources and property illegally obtained in the Russian Federation. Basic criminal law characteristics of this type of crime are investigated. The author determines basic legal and organizational problems, impedimental to effective countermeasures to legalize illegally obtained money resources and property.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 342.4

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

КРИВОВ Андрей Валерьевич

соискатель факультета подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», судья суда Столбцовского района Минской области, г. Столбцы, Беларусь. E-mail: kriv899@mail.ru

В статье раскрываются вопросы уголовно-правовой регламентации противодействия легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем в Российской Федерации. Исследуются основные уголовно-правовые характеристики данного вида преступления. Автором рассматриваются проблемы, препятствующие эффективному противодействию легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем.

Ключевые слова: «отмывание» денег, уголовно-правовые аспекты борьбы с отмыванием денег, проблемы квалификации.

CRIMINAL LAW DESCRIPTION OF LEGALIZATION OF ILLEGALLY OBTAINED MONEY RESOURCES OR OTHER PROPERTY

KRIVOV Andrey Valerievich

Degree-Seeking Student of the Department of Training of Personals of Higher Qualification of the FSBEI HE "Russian State University of Justice", Judge of Stolbtsovski District of the Minsk Region, Stolbtsy, Republic of Belarus, E-mail: kriv899@mail.ru

The paper reveals the issues of criminal law regulation of counteraction of legalization of money resources and property illegally obtained in the Russian Federation. Basic criminal law characteristics of this type of crime are investigated. The author determines basic legal and organizational problems, impedimental to effective countermeasures to legalize illegally obtained money resources and property.

Key words: money laundering, criminal law aspects of combating money laundering, problems of qualification.

Современные проблемы борьбы с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих незаконное происхождение, приобретают в последнее время повышенную актуальность во всем мире. При этом отмывание1 незаконных доходов представляет особую опасность для крупных финансово-экономических центров. Мировым сообществом накоплен значительный практический опыт, позволяющий выработать общую концепцию по противодействию рассматриваемому общественно-опасному явлению. В Российской Федерации, так же как и в других странах, процесс развития рыночных отношений существенно определил развитие системы государственного контроля за движением денежных средств [1, с. 4]. Это в сочетании с глобализацией рыночных отношений и другими обстоятельствами создало объективные предпосылки для незаконного получения денежных средств и иного дохода, вливания их в легальную экономику и последующего инвестирования этих средств в развитие криминальной деятельности.

Указанные негативные тенденции в экономике России привели еще в 90-х годах XX века к острой необходимости решения вопроса о снижении ее криминализации. Решение этой трудной задачи состояло, в первую очередь, в установлении уголовно-правовой санкции, которая препятствовало бы отмыванию денежных средств или иного имущества, полученных

преступным путем. В частности, 1 января 1997 г. в ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) впервые была установлена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем [2]. Далее, в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ[3], предусматривающий изложение ст. 174 в новой редакции и дополнение УК РФ новой ст. 174.1 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).

Анализ содержания указанной уголовно-правовой нормы и некоторой практики ее применения позволяет дать характеристику и, особенно, основному компоненту предмета доказывания - элементам состава этого преступления. В частности, ст. 174 УК РФ содержится в гл. 22 раздела Особенной части УК РФ, в которую входят преступления в сфере экономической деятельности. Так, родовым объектом (выделено мной - А.К.) преступлений, установленных в данном разделе, выступают общественные отношения, направленные на обеспечение должного уровня функционирования экономики государства. Видовой объект (выделено мной - А.К.) легализации является общим для всех составов преступлений гл. 22 УК РФ. Они охватывают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг [4]. Непосредственным объектом (выделено мной - А.К.) анализируемого преступления выступает установленный уголовным законодательством РФ порядок совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом и их использование для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности [5, с. 376]. Данная характеристика об объекте данного преступления складывается из анализа содержания статьи 174 УК РФ, ее места нахождения в системе норм Особенной части УК РФ, а также содержания тех закрепленных в законодательстве правоотношений, которые защищает указанная норма.

Предметом (выделено мной - А.К.) данного преступления выступают денежные средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной собственности, в том числе исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Российской Федерации или за ее пределами заведомо преступным путем. Следует отметить, что данные предметы должны быть заведомо приобретены другими лицами преступным путем, т.е. лицо, совершившее любое преступление, кроме преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, получило преступный доход и пытается его легализовать через других лиц. Как правило, базовыми преступлениями для последующей легализации их доходов являются: 1) злоупотребления от приватизации и акционировании; 2) хищения; 3) незаконный оборот наркотических средств; 4) злоупотребления должностными полномочиями; 5) получение взятки, контрабанда; 6)уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей; 7) незаконный сбыт запрещенных к обороту предметов, товаров, веществ и продукции; 8) незаконная предпринимательская и банковская деятельность; 9) незаконные операции с ценными бумагами; 10) незаконное пользование природными ресурсами; 11) незаконная страховая деятельность, и др.

В соответствии с диспозицией анализируемой статьи объективная сторона легализации может выражаться, на наш взгляд, в двух основных формах: 1) в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем; 2) в использовании денежных средств или иного имущества, приобретенными заведомо преступным путем, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что данный состав преступления по своему содержанию является «вторичным», т.к. первоначально с нарушением закона происходит получение доходов, которые впоследствии, пройдя несколько этапов, по запутанным схемам, приобретают вполне легальный вид и интегрируются в законную экономику государства. Отсюда, наступление уголовной ответственности согласно ст. 174 УК РФ предполагает совершение первичного деяния, связанного с заведомо незаконным приобретением имущества, совершение основного деяния, в которое входит проведение субъектом данного преступления финансовых операций и иных сделок с денежными средствами или иным имуществом, являющихся предметом предшествующего деяния, а равно использование данных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

На наш взгляд, представляется целесообразным определить основные понятия, терминологически присутствующие при анализе объективной стороны рассматриваемого преступления. Так, термин «финансовая операция» (выделено мной - А.К.) однозначного юридического толкования не имеет, однако из содержания рассматриваемой уголовно-правовой нормы следует, что это разновидность гражданско-правовой сделки. В частности, сделки представляют собой действия физического или юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ) [6]. Вместе с тем, для раскрытия содержания финансовых операций необходимо обратиться к действующим нормативным актам: Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Модельному закону «О противодействии легализации (отмыванию), полученных незаконным путем» для государств-участников СНГ (принят на 12 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением от 8 декабря 1998 г. №12-8) [7], Типовому соглашению между правительством Российской Федерации и правительством иностранных государств о сотрудничествеи взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмывание) доходов, полученным незаконным путем» (утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. №840), а также Директиве Совета Европейского сообщества от

10 июня 1991 года о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег «-* 2

(40 рекомендаций ФАТФ) [8], Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8 ноября 1990 года [9], Венской конвенции ООН о незаконной торговле наркотическими и психотропными веществами от 20 декабря 1988 года [10], Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2001 года [11], и др.

Так, анализ указанных выше документов позволяет сделать вывод о том, что финансовая операция (выделено мной - А.К.), являясь, по сути, разновидностью гражданско-правовой сделки, включает в себя действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, включая операции, связанные с использованием финансовых средств в качестве средства платежа, в том числе: 1) ввоз и пересылка финансовых средств на территорию государства, их вывоз и пересылка с территории государства, а также перевозка и пересылка в пределах государства; 2) осуществление международных денежных переводов на территорию государства и с территории государства; 3) получение и предоставление финансовых кредитов; 4) переводы, в том числе и в пределах государства, процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; 5) переводы неторгового характера с территории государства и на территорию государства, а также в пределах государства, включая суммы заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции; 6) вложение средств в уставной капитал организаций с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении организацией; 7) приобретение ценных бумаг; 8) переводы в оплату права

собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству государства его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; 9) вложение средств в банки с целью получения дохода в виде процентной ставки; 10) иные сделки и другие действия граждан или юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, по получению, отчуждению, выплате передаче, перевозке, пересылке, переводу, обмену, хранению финансовых средств, имущества, а равно по удостоверению иди регистрации таких сделок либо иных действий.

Кроме того, к организациям, осуществляющим финансовые организации такого рода, следует отнести:

- кредитные организации и их филиалы, товарные и валютные биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, инвестиционные фонды, страховые организации и общества взаимного страхования, трастовые компании, дилерские, брокерские конторы, организации почтовой связи, бюро технической инвентаризации, нотариальные конторы и иные организации, осуществляющие получение, отчуждение, выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен, хранение средств, а также нотариальное удостоверение или государственную регистрацию сделок и действий граждан или юридических лиц;

- казино, другие игорные заведения, имеющие игральные автоматы, рулетку, иные устройства или средства проведения основанных на риске игр, букмекерские конторы, учредители и организаторы лотерей, тотализаторов, системных (электронных) игр, ломбарды, скупочные конторы и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.

Следует отметить, что использование денежных средств и иного имущества, полученных заведомо незаконным путем, являясь при этом формой легализации незаконного характера их происхождения, может осуществляться и в законной предпринимательской или иной экономической деятельности. Причем понятие предпринимательской и иной экономической деятельности следует из анализа положений действующего гражданского законодательства, в частности, содержащихся в статьях 23, 48, 50, 779 ГК РФ, Федеральном законе РФ «О некоммерческих организациях» [12], и др.

Что касается термина «предпринимательская деятельность» (выделено мной - А.К.), то здесь понимается инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Так, в России осуществлять предпринимательскую деятельность имеют право граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, а также объединения граждан.

Под термином «экономическая деятельность» (выделено мной - А.К.), исходя из содержания ст. 174 УК РФ, российский ученый А.Э. Жалинский предложил понимать деятельность, которая не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли, но требующая затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей (например, охраны здоровья, окружающей среды, оказания правовой помощи, и др.) [13, с. 14].

На наш взгляд, судебно-следственная практика Российской Федерации по данным преступлениям, исходит из того, что обязательным признаком (выделено мной - А.К.) состава анализируемого преступления является вкладывание незаконно полученных доходов только в легально осуществляемую экономическую или предпринимательскую деятельность. Так, как показывает анализ оперативно-следственной практики правоохранительных органов Российской Федерации, основными формами проявления легализации преступных доходов, могут быть:

- занижение в документах фактической стоимости приобретаемого имущества (в ряде случаев этот способ легализации возможен только в сговоре с продавцом);

- приобретение за пределами Российской Федерации предприятия с участием иностранного гражданина в качестве фиктивного собственника;

- имитация покупки недвижимости по низкой цене с последующей продажей как бы по более высокойцене. Полученные таким способом доходы имеют вид легальных;

- приобретение за нелегальные денежные средства иностранной валюты с последующим получением незаконным путем документов о ее законности и последующий вывоз за пределы Российской Федерации уже на законных основаниях;

- завышение стоимости работ или услуг, выполняемых лицом, как способ передачи ему взятки и одновременной ее легализации (например, получение высокопоставленным чиновником сильно завышенного гонорара за выступление, книгу, мастер-класс, и т.п.),

- оформление незаконно полученных денежных средств якобы в качестве прибыли от легальной деятельности предприятия, нередко специально для этого созданного или приобретенного;

- продажа похищенного имущества через легально работающие торговые точки;

- смешивание на многочисленных банковских счетах легально и нелегально полученных денежных средств;

- реинвестирование в российскую экономику путем скупки акций прибыльных предприятий, занимающихся добычей и переработкой драгоценных металлов и камней, а также нефтедобычей, нефтепереработкой и т.д.;

- сдача в банк денежных средств, якобы полученных в качестве дохода за демонстрацию кинофильмов или оказание иных услуг.

Следует отметить, что состав преступления ст. 174 УК РФ является формальным (выделено мной - А.К.). Т.е. данное преступление признается оконченным с момента выполнения действий, образующих легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем, вне зависимости от наступления общественно опасных последствий. Кроме того, данное преступление необходимо считать оконченным как при завершении операции с денежными средствами с позиции решения сугубо экономических задач, так и при любом перемещении указанных средств, в том числе и в ходе осуществления сделки, если целью перемещения является легализация незаконно приобретенного имущества.

В судебно-следственной практике возможны случаи квалификации по ст. 174 УК РФ действий, которые выражаются в перевозке либо хранении денежных средств, полученных заведомо преступным путем. На наш взгляд, данные действия должны охватываться умыслом субъектов преступления и объединены общей целью - легализации незаконно полученных доходов.

Использование денежных средств или иного имущества является оконченным преступлением в момент совершения сделок или иных активных действий, включая переработку имущества, в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (например, заключение договоров купли-продажи, кредитования, оплаты работ или услуг и т.д.).

Субъектом рассматриваемого преступления является дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста, - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Кроме того, субъектами преступления являются все лица, участвующие в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенных заведомо незаконным путем. При этом, важно учитывать, чтобы их умыслом то, что финансовая операция или иная сделка с их участием, а также предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или имуществом, полученных заведомо преступным путем. Здесь важно также иметь в виду, что субъектами данного преступления являются те лица, которые непосредственно незаконным путем приобрели соответственно денежные средства или иное имущество и умысел которых был направлен на совершение деяний, установленных диспозицией ст. 174 УК РФ, с целью введения этих средств в легальный оборот. К их числу могут также относиться лица, непосредственно получившие денежные средства и имущество в результате своих незаконных (преступных) действий и лица, знавшие о происхождении таких средств и совершавшие финансовые операции и иные сделки либо вкладывающие такие средства в предпринима-

тельскую или иную экономическую деятельность по поручению лиц, незаконно добывших средства или имущество.

Субъективная сторона (выделено мной - А.К.) рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Т.е. лицо должно осознавать, что совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, либо использует указанные средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, оно должно осознавать общественную опасность своих действий и желать их совершения. Причем, мотивы и цели преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, для квалификации данного деяния значения не имеют. Ч. 2 ст. 174 УК РФ содержит указание на такой квалифицирующий признак - деяние, совершенное в крупном размере. Так, Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, согласно примечанию к данной статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 6 млн рублей. Ч 3 настоящей статьи содержит два квалифицирующих признака легализации в крупном размере: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения.

Такая трактовка означает, что совершение деяния не в крупном размере, но с наличием всех квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков охватывается рамками ч. 1 данной статьи, что не является примером для дифференциации ответственности на законодательном уровне. Под действиями, совершенными с использованием своего служебного положения, следует понимать такие действия должностного или иного лица, которые совершены в пределах его компетенции и функциональных обязанностей, но вопреки интересам службы [5]. Ч. 4 ст. 174 УК РФ содержит ответственность за деяния, предусмотренные чч. 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой. Так, согласно п. 3 ст. 35 УК РФ, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, признается совершенной организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Под устойчивостью понимается наличие постоянных связей между членами преступной группы и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений, а объединение предполагает предварительную договоренность и организованность ее членов, проявляющуюся в участии разработки плана совершения преступления или осознанном его выполнении.

Таким образом, в уголовном законодательстве России под легализацией преступных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем. Причем, при легализации основной целью является придание имуществу видимости законного приобретения. Впоследствии данное имущество, приобретенное преступным путем, может использоваться для осуществления законной предпринимательской или иной экономической деятельности, при этом смены владельца не происходит. Следует констатировать, что практика деятельности правоохранительных органов накопила определенный опыт выявления, пресечения и раскрытия преступлений данной категории. Однако накопленная эмпирическая база все же не достаточна для обобщения и создания полной уголовно-правовой характеристики данного преступления, а также выработке единого подхода среди научных и практических работников. В связи с этим сотрудники правоохранительных органов испытывают определенные сложности при уяснении некоторых элементов состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ. Решающую роль в данной ситуации играет недостаток высококвалифицированных специалистов, способных эффективно использовать различные нормы и институты гражданского, финансового, административного и уголовного права.

Примечания

1 Принято считать, что термин «отмывание» денег появился в 20-х годах XX века в США с подачи чикагского гангстера Аль Капоне. В частности, американская мафия через сеть автоматических прачечных отмывала криминальную прибыль, используя достаточно несложную схему. Так, доход от этого вполне законного предприятия смешивался с «грязными деньгами» и декларировался как полученный уже законным путем. 2' В 2001 году Европарламент (13 ноября) и Совет ЕС (19 ноября) утвердили Директиву 2001/97/ЕС, названную Второй. Директива 2001 года расширила список первичных преступлений и видов профессиональной деятельности, занятие которыми предполагает обязательное информирование властей о подозрительных операциях (в том числе аукционеры в сфере торговли произведениями искусства, операторы казино, агенты по недвижимости, бухгалтеры-консультанты и аудиторы). Она ввела некоторые ограничения на предоставление юридических консультаций по вопросам, которые могут быть связаны с легализацией средств. Были внесены некоторые пояснения относительно трактовки понятия конфиденциальности.

Библиографические ссылки

1. Баньковский А.Л., Михайлов В.И., Трошкин Е.З. Противодействие легализации «грязных» доходов: правовые и организационные формы / Общ.ред. В.И. Михайлова. Минск: Тесей, 2001.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. ред. от 17.04.2017) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации / http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.04.2017).

3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 30.04.2017).

4. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013.

5. Комментарий к статье 174 Уголовного кодекса Российской Федерации / Источник: http://www.ugolkod.ru/kommentarii-k-st-174-uk-rf (дата обращения: 30.04.2017).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 N 39-ФЗ) / http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 30.04.2017).

7. Сборник международно-правовых документов и национальных нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной деятельности / сост. В.В. Бачила, И.В. Ломоть, С.А. Кадушкин, В.Б. Шабанов. Минск: ООО «ИПА «Регистр», 2001. С. 174-185.

8. http://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения: 30.04.2017).

9. http://eurasiangroup.org/ru/restricted/strasburg_conv.pdf (дата обращения: 01.05.2017).

10. http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.05.2017).

11. http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 01.05.2017).

12. Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12.01.1996 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) / http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 01.05.2017).

13. Жалинский, А.Э. О соотношении уголовного и гражданского права в сфере экономики // Государство и право. 1999. №12. С. 14-18.

References

1. Bankovsky A.L., Mihailov V.I., Troshkin E.Z. Protivodeistvie legalizatsii griaznih dohodov, pravovie i oggani-zatsionie formi (Counteraction to legalization of dirty income, legal and organizational forms), Minsk, Tesei, 2001.

2. Ugolovni kodeks Rossiyskoi Federatsii, 13.06.1996, No. 63-FZ (The Criminal Code of the Russian Federation, June 13, 1996, No. 63-FL), red. 17.04.2017, http://www.pravo.gov.ru (accessed date: 30.04.2017).

3. Federalni zakon 07.09. 2001 No. 11-FZ, O protivodeistvii legalizatsii (otmivaniu) dohodov, polutchennih prestupnim putem, i finansirovaniu terrorisma (c ismeneniami I dopolneniami) (Federal Law of August 7, 2001, No. 115-FL "On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and Financing of Terrorism" (as amended and supplemented)), Sistema garant, http://base.garant.ru/ (accessed date: 30.04.2017).

4. Ugolovnoe pravo Rossiyskoi Federatsi, Obchaia i osobennii chasti, uchebnik (Criminal law of the Russian Federation. General and Special parts: Textbook), M., KONTRACT, INFRA-M, 2013.

5. Kommentariy k statie 174 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoi Federatsii (Commentary on Article 174 of the Criminal Code of the Russian Federation), http://www.consultant.ru/document/, (accessed date: 30.04.2017).

6. Grazdanskiy kodeks Rossiyskoi Federatsi (GK RF) 30.11.1994, No.51-FZ (red. 28.03.2017 No.39-FZ) (Civil Code of the Russian Federation (Civil Code) of November 30, 1994 No. 51-FL (as amended on 28.03.2017 N 39-FL)), http://www.consultant.ru/document/, (accessed date: 30.04.2017).

7. Sbornik mezdunarodno-pravovih documentov i natsionalnih normativnih pravovih aktov po voprosam operativn-rozisknoi deiatel'nosti (Collection of international legal documents and national regulatory legal acts on operational search activities), Minsk, OOO IPA Registr, 2001, pp. 174-185.

8. Directiva Sovieta Europeiskogo soobchestva 10.06.1991 o predotvrachtchenii ispolzovania finansovoi sistemi dlia otmivania deneg (The Directive of the Council of the European Community on 10.06.1991 on the Prevention of the Use of the Financial System for Money Laundering), http://docs.cntd.ru/document/, (accessed date: 30.04.2017).

9. Konventsia Soveta Europi ob otmivanii, viavlenii, iz'atii i konfiskatsii dohodov ot prestupnoi deiatel'nosti, priniatoi v Strasbusge 8.11.1990 (Convention of the Council of Europe on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime, adopted in Strasbourg 8.11.1990), http://eurasiangroup.org/ru/restricted/ strasburg_conv.pdf, (accessed date: 01.05.2017).

10. Venskaia konvetsia OON o nezakonnoi torgovle narkoticheskimi I psihotropnimi veschestvami 20.12.1988 (The Vienna UN Convention on the Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances 20.12.1988), http://base.garant.ru/, (accessed date: 01.05.2017).

11. Konvetsia OON protiv transnatsional'noi organizovannoi prestupnosti ot 15.11.2001 (The UN Convention against Transnational Organized Crime of 15.11.2001), http://www.un.org/ru/documents/, (accessed date: 01.05.2017).

12. Federalniy zakon o nekommertcheskih ogranizatsiah 12.01.1996 7-FZ (red, 19.12.2016) (The federal law on noncommercial organizations 12.01.1996 7-FZ (as amended December 19, 2016)), http://www.consultant.ru/document/, (accessed date: 01.05.2017).

13. Zalinskiy A.E. O sootnochenii ugolovnogo i grazdanskogo prava v cfere economici (On the correlation of criminal and civil law in the sphere of economy), Gosudarstvo ipravo, 1999, No. 12, pp. 14-18.

Дата поступления: 25.06.2017 Received: 25.06.2017

УДК 342.4

ДИНАМИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В 2012-2015 гг. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА (ЧАСТЬ 2)

ПУДАКОВ Евгений Рустамович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Башкирского Института Социальных технологий (филиал) АТ и СО (Москва), начальник учреждения ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан, г. Уфа, Россия. Е-mail: evg-pudakov@yandex.ru

Результаты противодействия коррупции получают особую актуальность после анализа показателей деятельности органов прокуратуры и СК РФ, для которых указанное направление является одной из приоритетных задач. Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенциях ООН против коррупции и Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, ещё в августе 2006 года Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой была утверждена стратегия работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, латентность коррупции, прокурорское реагирование.

DYNAMICS OF CORRUPTION-RELATED OFFENSES IN 2012-2015 ON THE BASIS OF THE OPERATING RESULTS OF PROSECUTION AGENCIES AND THE INVESTIGATIVE COMMITTEE

(PART 2)

PUDAKOV Evgeniy Rustamovich

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the chair of Criminal Law, Procedure and Foren-sics of the Bashkir Institute of Social Technologies (branch) of the AL and SR (Moscow), Head of the Institution FGICC-13 of the FPS of Russia for the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia.

Е-mail: evg-pudakov@yandex.ru

The results of anti-corruption activity, receive a special urgency after the analysis of performance indicators of prosecution agencies and the Investigative Committee of RF, for them this area is a priority. Based on the fact that Russia's participation in the ratified UN Conventions against Corruption and the Criminal Law Convention on Corruption of the Council of Europe requires the creation of not only necessary legal, but also organizational prerequisites, back in August 2006, the Prosecutor General of the Russian Federation Yu.Ya. Chaika approved the anti-corruption strategy for prosecution agencies. According to it, prosecutors are focused not only on the control over the exercise of state and municipal service laws, but also on the detection of corruption, as well as their causes and conditions.

Key words: corruption, anti-corruption, General Prosecutor's Office, Investigative committee, latency of corruption, prosecutorial response.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.