УГОЛОВНОЕ ПРАВО. КРИМИНОЛОГИЯ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 343.73(470)
Е. Н. БАРХАТОВА, доцент кафедры уголовного права и криминологии ВосточноСибирского института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Иркутск)
E. N. BARKHATOVA, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Irkutsk)
СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
ESSENCE, REASONS AND CONDITIONS OF LEGALIZATION
(MONEY LAUNDERING) OF MONEY OR OTHER PROPERTY ACQUIRED
BY CRIMINAL WAY
Аннотация. Статья посвящена анализу понятия «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем», разрешению отдельных процедурных вопросов, определяющих сущность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, выявлению ее причин, а также условий, способствующих совершению данного преступления, анализу эффективности принимаемых профилактических мер. На основе статистических данных изучено состояние преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, произведена оценка эффективности противодействия подобным преступным деяниям как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Проанализированы противоречия в законодательстве, касающиеся понятийного аппарата. На основе данных Рос-финмониторинга выделены сферы, наиболее подверженные легализационнымрискам. В каждой сфере выделены причины и условия совершения рассматриваемого преступления. Приведены некоторые результаты применения антилегализационных мер. Сделаны выводы о необходимости внесения изменений в соответствующие нормы уголовного законодательства и о корректировке направленности мер предупредительного характера.
Ключевые слова и словосочетания: легализация, отмывание, экономическая деятельность, наркотические средства, финансовые потери, фиктивная легализация.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the concept of «legalization of money (laundering) or other property acquired in a criminal way», the resolution of certain procedural issues that determine the essence of legalization of money (laundering)or other property acquired in a criminal way, identifying its causes, as well as conditions conducive to the commission of this crime, the analysis of the effectiveness of preventive measures. Based on statistical data, the state of crime in the sphere of legalization of money (laundering) or other property acquired by criminal means was studied, and the effectiveness of counteraction to such criminal acts both at the international and domestic levels was assessed. The contradictions in the legislation concerning the conceptual apparatus are analyzed.
Based on the data of Rosfinmonitoring, the spheres that are most exposed to legalization risks are identified. In each area, the reasons and conditions for the commission of the crime in question are highlighted. Some results of the application of anti-legalization measures are presented. Conclusions are drawn on the necessity to amend the relevant criminal law and on the adjustment of the direction of preventive measures.
Keywords and phrases: legalization, laundering, economic activity, drugs, financial losses, fictitious legalization.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (далее - легализация) (ст.ст. 174, 1741 УК РФ) - один из основных инструментов преступного воздействия на экономическую сферу. Масштабы финансовых потерь от легализации и ее негативное влияние прослеживаются через статистические данные. Так, в 2019 году зарегистрировано 946 фактов легализации (ст.ст. 174, 1741 УК РФ), что лишь на 4,7 % меньше, чем в 2018 г., из них предварительно расследовано 795 преступлений, по которым установлено 723 лица. В суд направлены уголовные дела в отношении 624 лиц по 692 преступлениям [1]. Ежегодно ущерб от легализации составляет от 150 до 450 млрд руб. [2; 3].
Актуальной проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, становится и в связи с развитием информационных технологий, переходом рыночных отношений в киберпространство. Одним из последних подтверждений данного факта стало изменение отдельных положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». Разъяснено, что статьи УК РФ об ответственности за легализацию должны распространяться также на доходы, полученные в результате незаконных действий, произведенных с криптовалютой. Такое решение было принято в соответствии с рекомендацией Международной группы разработки
финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее - ФАТФ). Кроме того, в течение 2017-2018 гг. в России было возбуждено 104 уголовных дела по преступлениям, совершенным с использованием криптоактивов при расчетах за наркотики. Окончено и направлено в суд 51 уголовное дело [4]. Решение неоднозначное ввиду того, что статус крипто-валюты в России на настоящий момент непонятен. Официально валютой она не признана. Вместе с тем такая мера своевременна и эффективна. По сути, легализация представляет собой процесс сокрытия следов совершенного преступления, в результате которого было добыто имущество.
Статья 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ № 115) предлагает следующее определение легализации: «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». Данное определение обобщенное и требует конкретизации - каким именно способом может быть придан правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом?
Процесс легализации денежных средств, как правило, происходит в три этапа:
1. Размещение предмета легализации (вывоз за пределы Российской Федерации, размещение на счетах, вложение).
2. Наслоение (процесс дальнейшего движения денежных средств или имущества между субъектами экономической деятельности с целью сокрытия следов их происхождения).
3. Интеграция (проведение внешне законных сделок с предметом легализации, слияние денежных средств или иного имущества с имуществом, находящимся у субъекта экономической деятельности на законных основаниях).
Далее разложим на перечисленные этапы деятельность граждан Л. и Ж., совершивших хищение и последующую легализацию денежных средств. Президент банка и глава финансовой группы Л. и председатель правления Ж. создали преступную группу с целью хищения денег. В 2015 году банк лишился лицензии. По данным Центрального Банка РФ (далее - ЦБ РФ), кредитная организация проводила высокорисковую политику, размещая средства в низкокачественные активы. Банк был признан банкротом. С целью хищения был заключен мнимый агентский договор об оказании банку услуг. По данному соглашению деньги были перечислены на счета аффилированных соучастниками организаций. Было похищено более 25 млрд руб. Денежные средства частично были преобразованы в активы на территории Лихтенштейна и Острова Кука (7 млрд руб.), в результате чего Л. и Ж. извлекли прибыль [2, с. 20-21].
Итак, первым этапом в данном случае выступила организация предпринимательской деятельности за рубежом за счет похищенных денежных средств. Второй этап выразился в последующем движении похищенных денежных средств к иным субъектам экономической деятельности. Третий этап - интеграция законно полученных от предпринимательской деятельности денежных средств и имущества в дальнейшее совершенствование предпринимательской деятельности, организованной на похищенные денежные средства.
Одним из последних ярких примеров легализации денежных средств является уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего министра финансов Подмосковья А. Кузнецова, совершившего хищение денежных средств путем мошенничества (ст. 159 УК РФ) и растраты (ст. 160 УК РФ). Похищенные денежные средства были легализованы посредством фирм, принадлежащих жене А. Кузнецова, и переведены на счета в зарубежных банках. Затем на эти деньги приобреталась недвижимость, антиквариат, автомобили и т. п. [5].
Как видно из примеров, сущность легализации денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем, может выражаться в различных действиях, направленных на сокрытие следов предикатного преступления и придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению незаконно добытых денег или имущества. Отсюда и используемый законодателем термин «легализация», т. е. «узаконивание». Однако стоит обратить внимание на тот факт, что законодатель как в названии, так и в диспозиции ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, не отказался от слова «отмывание», имеющего мало общего с юридической терминологией и использовавшегося по одной версии известным преступником Аль Капоне, незаконно реализовы-вающим спиртосодержащую продукцию, а полученные от реализации деньги смешивавшим с наличным оборотом американских прачечных, а по другой - введенного газетой «The Guardian» в ходе освещения факта незаконного финансирования избирательной кампании кандидата в президенты США Ричарда Никсона.
Подобный подход законодателя можно объяснить лишь с той позиции, что термин «легализация» по своему первоначальному смыслу применяется для определения процесса, в ходе которого тот или иной факт становится юридическим, документально закрепленным и утвержденным, при этом до легализации
он не являлся нарушением закона, а признавался просто событием.
Что касается придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, добытым в результате совершения преступления, то данный процесс, по сути, является противозаконным изначально и не может ни при каких условиях стать правомерным. Таким образом, «легализация» - условный термин, используемый законодателем как наиболее полно отражающий суть юридического факта, но тем не менее требующий уточнения за счет термина «отмывание».
Необходимо отметить также, что понимание термина «легализация» в трактовке ФЗ № 115 не совпадает с определением, предложенным международным нормативным актом - Конвенцией против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Конвенция не указывает особую цель легализации - придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению имуществом, добытым преступным путем, в отличие от национального законодательства. УК РФ отсутствие подобной цели при наличии схожих признаков объективной стороны преступления связывает уже с другим противоправным деянием - приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ).
Согласно экономическому словарю легализацию понимают в двух смыслах:
1) узаконение, придание юридической сил, разрешение деятельности организации;
2) подтверждение подлинности и юридической силы документа, выданного в другом государстве, в форме удосто-верительной надписи [6, с. 201].
Ни одно из предложенных определений не подходит под вид деятельности, описанный в ст.ст. 174, 1741 УК РФ. Незаконно полученные денежные средства или имущество ни при каких обстоятельствах не смогут приобрести статус
приобретенных на законных основаниях. Слово «отмывание» не соответствует юридической терминологии. С учетом изложенного уместно вести речь о фиктивной легализации, т. е. о придании мнимого правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или имуществом, добытым преступным путем, при фактически длящемся преступлении. Поэтому, на наш взгляд, стоит рекомендовать законодателю внести изменения в ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, заменив в названиях и диспозициях указанных норм слова «легализация (отмывание)» словами «фиктивная легализация». Еще один вариант корректировки нормы - замена слов «легализация (отмывание)» словами «незаконное придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению». Однако в силу своей громоздкости последняя формулировка проигрывает, хотя наиболее полно раскрывает суть явления.
Рассматривая вопрос о детерминантах преступности и отдельного вида преступлений, в криминологии принято выделять причины и условия. Причины легализации очевидны и являются как бы продолжением причин предикатных преступлений. Их две: алчность и необходимость сокрытия следов предикатного преступления. Чтобы решить вопрос об объективных причинах легализации денежных средств и иного имущества, полученного преступным путем, как негативное социальное явление, выступающих условиями для предикатных преступлений, необходимо рассмотреть особенности общественных отношений в различных сферах.
Росфинмониторинг выделяет четыре сферы, в которых совершаются предикатные преступления, а полученным в результате преступлений денежным средствам в последствии придается легальный статус:
- бюджетная сфера (хищение государственных средств и активов, налоговые преступления);
- коррупция (злоупотребление должностными полномочиями, получение и дача взяток, коммерческий подкуп);
- кредитно-финансовая сфера (мошенничество);
- незаконный оборот наркотиков.
Объективные причины и условия
легализации совпадают с причинами совершения предикатных преступлений в указанных сферах.
1. Бюджетная сфера.
Среди условий совершения преступлений в бюджетной сфере можно назвать следующие:
а) недостатки в организации служебной деятельности должностных лиц: нерациональное распределение обязанностей; недостаточная или чрезмерная загруженность должностных лиц; отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей; ненадлежащий внутренний контроль за выполнением должностным лицом действий, связанных с расходованием бюджетных средств;
б) недостатки в подборе и расстановке кадров: принятие на ответственные должности недобросовестных лиц (в том числе в силу коррупционных связей);
в) отсутствие эффективной системы финансового контроля [7, с. 27].
С целью устранения перечисленных причин, условий и возникающих в связи с ними рисков органами государственной власти осуществляется межведомственное взаимодействие. В профилактических и предупредительных мероприятиях принимают участие Рос-финмониториг, Федеральная антимонопольная служба, прокуратура, органы внутренних дел. Также в финансовой разведке совместно с Росфинмониторин-гом принимает участие Счетная Палата Российской Федерации и в необходимых случаях аудиторы.
Так, например, в результате межведомственного взаимодействия выявлена и пресечена деятельность картеля, действовавшего на тендерах по строительству, реконструкции (ремонту)
аэропортов и взлетно-посадочных полос в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)». В результате компании договорились не конкурировать на торгах и заключать контракты по начальной (максимальной) цене контракта или с незначительным снижением на общую сумму 24,7 млрд руб. [2, с. 26].
2. Коррупция.
Причины коррупции остаются неизменными на протяжении веков. Прежде всего это жажда наживы и стремление получить более высокий социальный статус. Коррупция появляется и растет, если государство чрезмерно вмешивается в различные сферы экономической жизни (вводит экспортно-импортные ограничения, предоставляет субсидии и налоговые льготы предприятиям и отраслям, контролирует цены, проводит политику множественных валютных курсов).
Причины коррупции принято делить на экономические (которые указаны выше), институциональные и социально-культурные. К институциональным причинам относится высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих. Социально-культурными причинами коррупции выступают деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность.
В целях минимизации коррупционных рисков предусмотрено предоставление в установленный срок федеральными государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также полная и тщательная про-
верка данных сведений и соблюдения перечисленными лицами ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных Указами Президента РФ от 21 сентября 2009 г. №№ 1065, 1066.
Так, примером выявления преступных деяний на основании представленных сведений о доходах и расходах может служить громкое дело бывшего заместителя руководителя управления Росрезер-ва по СФО, обвиняемого в получении взяток от предпринимателей на общую сумму около 110 млн руб. Полученные незаконным путем деньги в последствии были легализованы, на них приобретено десять автомобилей, коллекция часов и охотничьих ружей [8].
3. Кредитно-финансовая сфера.
Причинный комплекс преступлений в кредитно-финансовой сфере, как и в коррупционной, отличается сложностью и состоит из целых групп причин:
а) социально-экономических: неэффективная модель экономических преобразований; неэффективная социально-экономическая политика; относительно низкое качество аудиторской деятельности; неэффективность контроля за формированием уставного капитала коммерческих банков; недостатки контроля за правомерностью открытия счетов;
б) социально-политических: ослабление государства и институциональные дисфункции; неэффективность системы контроля за деятельностью банков;
в) правовых: несовершенство правовых регуляторов общественных отношений; незащищенность субъектов экономической деятельности от недобросовестных сделок, в том числе и уголовно-правовыми средствами;
г) социально-психологических: неудовлетворенность своим социальным статусом; избегание решения проблем сложным, но законным способом.
В 2018 года с целью повышения эффективности профилактической деятельности в кредитно-финансовой сфере Росфинмониторингом были разработаны
методические рекомендации для аудиторов. В рекомендациях содержатся положения о том, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом в финразведку. Одной из эффективных заградительных мер является отказ банка в обслуживании клиента или проведении сомнительных операций. Так, на основании анализа информации, поступившей из ЦБ РФ, выявлена группа физических лиц, связанная с А., которая причастна к выводу активов из ряда банков с использованием подконтрольных ей инвестиционных компаний и кредитных организаций. Указанный анализ лег в основу уголовных дел [9].
4. Незаконный оборот наркотиков.
Данный вид преступной деятельности характеризуется сложным причинным комплексом. С точки зрения экономики, оборот наркотиков - прибыльный бизнес, поскольку потребители готовы платить большие суммы за требуемый товар. Для стран с низким уровнем экономического развития наркобизнес является едва ли не самым прибыльным видом деятельности. Отсутствие надлежащего контроля за оборотом наркотикосодержащих лекарственных препаратов в фармацевтической и медицинской сферах выступает как причиной, так и одним из условий распространения наркопреступлений. Одной из причин являются и психологические факторы, когда лица, не сумевшие преодолеть жизненные сложности, не могут противостоять желанию употребить наркотические средства якобы для улучшения своего морального состояния.
Схема легализации денежных средств через криптовалюту является сегодня одной из самых популярных. К примеру, в результате совместной работы Росфинмониторинга с МВД по Республике Алтай выявлены факты получения расчетов за реализацию наркотиков с использованием криптовалюты. В ходе финансового расследования, установив номер «Вксот-кошелька», уда-
лось проследить дальнейшие транзакции по обмену через онлайн-обменник в безналичные денежные средства, которые через электронный кошелек были зачислены на банковскую карту фигуранта. Материалы легли в основу уголовного дела по легализации наркодоходов с обвинением фигуранта по ст.ст. 2281 и 1741 УК РФ [2, с. 41]. Таким образом, причины легализации вытекают из причин и условий совершения предикатных преступлений (хищений, должностных, налоговых преступлений).
По факту легализацию можно представить в качестве последнего или заключительного этапа переформирования преступности в эффективный и высокодоходный вид нелегального предпринимательства [10, с. 131]. По справедливому утверждению В. Е. Батюковой, первоочередная роль в противодействии легализации отводится банковским учреждениям, которые выступают своего рода наблюдателями, могут отслеживать законность финансовых операций, предотвращать незаконные действия самостоятельно и передавать информацию в правоохранительные органы [10, с. 132].
Кроме эффективной деятельности банков, огромное значение имеет международное сотрудничество в сфере противодействия легализации, учитывая тот факт, что значительная часть незаконно полученных денежных средств направляется за рубеж. Среди наиболее известных международных проектов «Взаимная ''заморозка''», «Типологии отмывания преступных доходов». В настоящее время свою работу на междуна-
родном уровне осуществляет ряд совещательных органов, которые реализуют многочисленные проекты, направленные на противодействие легализации:
- ФАТФ, о которой выше уже упоминалось (проводит исследование, касающееся профессиональных сетей отмывания денежных средств);
- МАНИВЭЛ (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег);
- ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма);
- АТГ (Азиатско-Тихоокеанская группа);
- СРПФР (Совет руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств).
Таким образом, в целях совершенствования законодательного регулирования противодействия легализации преступных доходов необходимо рекомендовать законодателю внести изменения в ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, заменив в названии и диспозиции указанных статей слова «легализация (отмывание)» словами «фиктивная легализация». С учетом того, что причины и условия легализации в значительной степени предопределены причинами и условиями предикатных преступлений, первоочередное внимание следует уделить профилактическим мерам по отношению к последним. Особое внимание в предупреждении легализации следует уделить выработке алгоритма взаимодействия банков с правоохранительными органами.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Состояние преступности январь - декабрь 2019 г. URL: http:// www.mvd.ru/statistic (дата обращения: 31.03.2020).
2. Отчет о деятельности Росфинмониторинга за 2018 год. М., 2019. 52 с.
3. Любарская М. А., Гаченко М. С. Проблема отмывания денежных средств, полученных преступным путем, в российской экономике // Экономические исследования и разработки. 2019. Вып. 5. С. 156-161.
4. Статистические данные ГИАЦ МВД России. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 31.03.2020).
5. Взлет и падение министра. Бывший министр финансов Подмосковья Алексей Кузнецов начал знакомиться с материалами своего уголовного дела // Российская газета. 2019. 9 января.
6. Разберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 497 с.
7. Лукин В. К., Петров Д. В. Причины преступлений в бюджетной сфере и их устранение // Естественно-гуманитарные исследования. 2017. № 15. С. 27-32.
8. Бывшего чиновника лишили коллекции ружей и автопарка. У экс-замглавы сибирского Росрезерва конфисковали деньги и имущество на 200 млн руб. // Коммерсантъ. 2018. 23 апреля.
9. Невозвратный кредит проведут по статье. Дело банкира Владимира Антонова направлено в суд // Коммерсантъ. 2019. 13 февраля.
10. Батюкова В. Е. Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 131-134.
© Бархатова Е. Н.
УДК [316.624.2:004.77]:159.922.763
А. В. ПУТИНЦЕВА, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического
института МВД России (г. Хабаровск)
A. V. PUTINTSEVA, Postgraduate of the Department of Criminal Law and Criminology Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk)
РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА «КИБЕРБУЛЛИНГ»: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
DEVELOPMENT OF THE CYBERBULLING PHENOMENON: ANALYSIS OF APPROACHES TO DEFINITION
Аннотация. Научно-технический прогресс обусловливает появление новых явлений в общественной жизни общества. Одним из наиболее опасных проявлений развития науки и техники является возникновение новых видов преступлений в информационно-телекоммуникационной сети. Так, одним из проявлений Интернет-опасности в сети является кибербуллинг, который необходимо считать наиболее агрессивной формой девиации. Кибербуллинг представляет собой новый феномен Интернет-коммуникации, который в настоящее время активно развивается и характеризуется как вид психологического буллинга, совершающейся посредством применения современных информационных технологий, направленных против жертвы. Феномен кибербул-линга является актуальной проблемой и нуждается в обсуждении и поиске методов решения.
Ключевые слова и словосочетания: Интернет, информационные технологии, феномен, буллинг, кибербуллинг, подростки, травля, агрессия.
Annotation. Scientific and technological progress leads to the emergence of new phenomena in the public life of society. One of the most dangerous manifestations of the development of science and technology is the emergence of new types of crimes in the information and telecommunication
51